Фильмы, по которым нельзя изучать историю моды. Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным Голливудская причина: не стоит портить звезду


Хранитель коллекции костюмов Музея Кино Э.Р. Малая с костюмами Натальи Полях из коллекции музея

По следам дискуссии об Ольге Кручининой и составленного читателями в комментариях списка замечательных художников по костюмам, работавших в советском и российском кино, публикую первый пост о Наталье Борисовне Полях, благо о ней нашлось довольно много информации в интернете.


Наталья Борисовна Полях родилась в 1945 году в городе Черновцы УССР.

Окончила театрально-художественный техникум и много лет проработала в кино, сотрудничая в основном с киностудией имени Горького. Ее работа там началась в конце 70х в качестве ассистента художника по костюмам в совместном с ГДР проекте “Карл Маркс. Молодые годы” | “Karl Marx - die jungen Jahre” (1980)

Она известна работой над костюмами ко многим знаковым историческим фильмам и телесериалам.
Для петровской эпохи совместно с Г. Шмидт она создавала костюмы для фильмов “Юность Петра” (1980) и “В начале славных дел” (1980—1981), затем самостоятельно создавала мужские костюмы для телесериала “Россия молодая” (1982), в 1985 году Наталья Полях была удoстоена диплома американской премии “Эмми” по костюмам за работу в сериале “Пётр Великий”, где она трудилась ассистентом Эллы Маклаковой.

1986 Пётр Великий | Peter the Great ( США )


Наталья Андрейченко в роли Евдокии Лопухиной в телесериале "Пётр Великий/ Peter the Great"

Американский сериал “Петр Великий” сняли в 1985 году, и это был первый иностранный сериал, снятый на территории Советского Союза. На создание фильма ушло около двух лет и 27 миллионов долларов. Для “Петра Великого” было пошито более 5 000 костюмов, за которые художники заслуженно получили премию “Эмми”.

Художник по костюмам Элла Маклакова жаловалась, что намучилась с актерами-звездами. Больше всех хлопот доставил Максимилиан Шелл. У него был кем-то подаренный шарф, который актер носил не снимая. Но не может же Петр Первый быть в черном современном шарфе! Ругались из-за этого страшно, но все-таки есть несколько кадров, где шарф нет-нет да и мелькнет! А на съемках свадьбы в церкви Шелл умудрился сняться в своих кожаных перчатках. Понятно, что стоял дикий мороз и все же венецианские кружева и перчатки от современных кутюрье на Петре выглядят по меньшей мере странно.

Помимо петровского времени Наталья Полях обращалась к эпохе Екатерины II, получив в 2000 году за создание костюмов для исторической картины “Русский бунт” премию “Ника” за лучшую работу художника по костюмам.

Этому конкретному фильму повезло, от него сохранилось огромное количество костюмов, которые хранятся сейчас в Музее Кино в Москве.

1999 Русский бунт


Матеуш Даменцкий в роли Петра Гринёва, Владимир Машков в роли Емельяна Пугачёва и Сергей Маковецкий в роли Алексея Швабрина

Рассказывает Эмма Рафаиловна Малая, хранитель коллекции костюмов Музея Кино (из интервью CineModa):
Когда я пришла в музей в 2000 году, я была полна энтузиазма. У музея же широкий ассортимент: эскизы, плакаты, техника и пр. А костюмов было очень мало. Только какие-то единичные экземпляры. И коллекцию нашу очень хотелось пополнить. Тогда я буквально притащила костюмы с картины “Русский бунт”, которые делала Наташа Полях. Каким образом мне это удалось? Картина уже была снята. Она была негосударственная. И им некуда было девать костюмы. Огромная костюмерная была буквально забита сверху донизу: моль уже летает, все в пыли. А я знала продюсера. И так скромно говорю: “Можете дать парочку костюмов, я теперь в музее работаю?” Мне ответили: “Бери машину грузовую и приезжай!”. Им нужно было освободить костюмерную, а рука не поднималась выбросить костюмы. А так: половину бы моль съела, половину бы растащили по соседним костюмерным. Но я тоже забрала не все. Там было огромное количество костюмов для массовки, тулупы и пр. Я взяла только персонажные, и то это было достаточно много.


Костюм Петра Гринева из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Костюм Петруши Гринева точно воспроизводит форму Преображенского полка”


Костюм Маши Мироновой из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Платье Маши, возможно, не блещет декором, но очень хорошо передает характер девушки того времени, того социального слоя. По крою, характеру ткани мы видим, что это юная, романтичная девушка — такой светлый образ”.

Совершенно изумительные костюмы Наталья Полях создавала для фильмов, основанных на французской истории и литературных произведениях.

В 1990х годах она одновременно работала художником по костюмам над двумя фильмами - "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро"

1996 Королева Марго


Костюмы королевы Марго и герцога Анжуйского для фильмов "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “События фильма происходят во Франции в конце XVI века. Это период распространения в Европе испанской моды. Во Франции она несколько трансформировалась. Костюмы соответствуют эпохе по силуэту, насыщенной цветовой гамме, декору”


Костюмы королевы Марго и Карла IX из фильма "Королева Марго", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “Эти костюмы сделаны очень хорошо и тщательно. Это при том, что фильм создавался в очень трудные для кино 90-е годы, очень сложно было достать нужные ткани, фурнитуру”.

1997 Графиня де Монсоро


В центре Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого

“Королева Марго” и “Графиня де Монсоро” снимались одновременно в соседних павильонах и Наталья Борисовна Полях работала в этих фильмах одновременно. Поскольку интернета в то время не было, она часами просиживала в Театральной библиотеке, изучая информацию о костюмах XVI века.


Слева герцог Анжуйский в исполнении актера K Козаковa

Поскольку многие действующие персонажи сериала были реальными историческими лицами и сохранились портреты этих людей, художница использовала эти портреты и одежду на них как базу для костюмов в фильмах.

Лебединой песней Натальи Полях стал ее последний фильм "Возвращение мушкетёров", до премьеры которого она не дожила. Наталья Борисовна ушла из жизни в конце 2008 года.

2009 Возвращение мушкетёров

Из воспоминаний Ирины Жигмунд:
Про последнюю работу Натальи Борисовны Полях "Возвращение мушкетеров" хочется сказать особо. Что проект провальный и зритель вряд ли купится на пусть и любимых, но безвозвратно старых актеров в роли мушкетеров, было ясно всем. Но и все равно, съемочная группа работала на износ. То, что режиссер, тогда уже в возрасте 72 лет, человек сложный и в прошлом не раз сам работал художником по костюмам, и поэтому с ним практически не уживаются люди этой профессии, тоже не трудно понять. Но вот чего я не могу понять абсолютно, так это того, как получилось, что художник по костюмам растрачивал у него на съемочной площадке последние свои силы (а Наталья Борисовна, тогда уже имевшая проблемы со здоровьем, не умела халтурить и себя не щадила), а режиссер даже не упомянул его на премьере - тут я даже не знаю, что сказать... То ли дело в отсутствии элементарной культуры у режиссера (Наталью Борисовну к тому моменту уже похоронили), в неуважении к тем людям, которые помогали ему создавать эту картину (там одной массовки было по 1000 человек в некоторых сценах - представьте себе, каждого одеть, обуть, подобрать все это по размеру и проследить, чтобы костюм не испортили и не украли, ведь, помимо прочего, художник по костюмам - материально ответственное лицо!)?

На премьере в "Октябре" весь холл был украшен огромными постерами-эскизами Н. Полях, между гостями ходили молодые актеры-статисты, одетые в костюмы из фильма, а в витринах стояли манекены, наряженные в костюмы главных героев, и при этом - ни слова не прозвучало со сцены о Наталье Борисовне...


Костюмы д’Артаньяна и Портоса из фильма "Возвращение мушкетёров", в настоящее время в Музее Кино.

В истории кинематографа есть фильмы, которые запомнились зрителям не только блестящей постановкой и филигранной игрой актеров, но и прекрасными костюмами, над созданием которых трудились выдающиеся мастера своего дела. Эти картины внесли свой весомый вклад в развитие моды и навсегда остались в памяти как яркие образцы безупречного стиля.
Продолжаем наш небольшой экскурс в историю кинематографического костюма. Начало статьи вы найдете .

«Лихорадка субботнего вечера (1977).
«Лихорадка субботнего вечера» - фильм, который во многом способствовал популяризации стиля диско. Костюмы для картины разрабатывала художник Патриция фон Бранденстайн. Именно с её легкой руки белый костюм облегающего кроя, в котором зажигательно танцевал герой Джона Траволты, стал мечтой всех модников и до сих пор стойко ассоциируется с ритмами группы «Bee Gees».

«Отчаянно ищу Сьюзан» (1980).
После выхода на экраны романтической комедии «Отчаянно ищу Сьюзан» в мире моды появился новый термин. «Wannabe» - такое название получило подростковое движение, которое проявлялось в желании подражать стилю Мадонны, продемонстрированному в этом фильме. Молодые девушки стали повально одеваться «под Мадонну», копируя её довольно смелые и даже в чем-то вульгарные наряды. Несмотря на волну критики, справедливо отмечавшей тот факт, что подобные костюмы органично смотрятся только в пределах сцены, мода на кожаные куртки, сетчатые топы, митенки, броские аксессуары и рваные колготки еще долго заставляла миллионы женщин выбирать вышеозначенные вещи для повседневной жизни.

«Красотка» (1990).
Фильм «Красотка», благодаря которому сказка о Золушке получила новую жизнь и современное звучание, показал, как красивое платье может преобразить женщину до неузнаваемости. История перевоплощения ночной бабочки в изысканную леди до сих пор любима зрителями. За костюмы главной героини в этой ленте отвечала художник Мэрлин Вэнс: именно она подарила Вивьен и откровенное платье-мини в паре с сапогами-ботфортами, и элегантный красный наряд с аристократическими белыми перчатками.

«Основной инстинкт» (1992).
Культовый статус костюмам фильма «Основной инстинкт» обеспечила не только кропотливая работа художников, но и тот факт, что их носила сама Шэрон Стоун, причем порой в довольно пикантных сценах. Над нарядами для картины работали Нино Черрути и Эллен Миройник, которые вдохновлялись стилем хичкоковских героинь. Знаменитый белый наряд отсылает нас к образу Ким Новак в фильме «Головокружение». Впрочем, Шэрон Стоун смогла создать совершенно новый тип роковой героини, которая легко манипулирует окружающими ради достижения своей цели.

«Титаник» (1997).
Фильм Джеймса Кэмерона принес художнику по костюмам Деборе Линн Скотт премию «Оскар». Киноакадемики оценили тот поистине титанический труд, который ей пришлось проделать для того, чтобы в точности воссоздать моду первого десятилетия 20 века. Все костюмы в фильме максимально точно передают сословную принадлежность героев и их служебный чин.

«Матрица» (1999).
Если рассматривать «Матрицу» не с точки зрения идейной составляющей и философского подтекста, а как модное явление, то можно смело сказать, что художнику Тиму Баретту удалось вписать свою страницу в историю костюма. Знаменитые черные кожаные одежды - такая же часть виртуального мира, созданного братьями Вачовски, как и удивительные спецэффекты. Что касается солнцезащитных очков, то их предоставил бренд «Blinde», выигравший тендер у таких гигантов индустрии, как «Ray-Ban» и «Arnette».

«Мулен Руж» (2001).
Для мюзикла База Лурмана «Мулен Руж» было создано больше 300 костюмов, над которыми работала группа специалистов из 80 человек. Дизайн роскошных нарядов разработали Кэтрин Мартин и Энгус Стрэтай, которым удалось мастерски переплести воедино изысканность классического театрального костюма и китч мира кабаре. В итоге перед зрителями предстает калейдоскоп блистательных образов, поражающих своей яркостью и оригинальностью.

Мемуары гейши (2005).
Вышедший на экраны в 2005 году, фильм «Мемуары гейши» вернул в мир моды интерес к азиатскому костюму. Художник Колин Этвуд, получившая за свою работу премию «Оскар», создала современные стилизованные наряды, которые, несмотря на то, что имеют мало общего с истинными одеяниями японских красавиц, идеально вписались в атмосферу ленты. По задумке Этвуд, каждая героиня картины получила свою цветовую гамму, в которой и составлялся весь гардероб. Благодаря такому подходу, костюмы не только подчеркивали красоту и грацию гейш, но и передавали их внутренний мир и характер.

«Великий Гэтсби» (2013).
Костюмы к фильму «Великий Гэтсби» - результат совместного творчества художника Кэтрин Мартин и известного дизайнера Миуччи Прада. Перед тандемом стояла сложная задача: не просто воспроизвести моду 20-х, но и сделать её вновь актуальной. В результате на свет появилось множество утонченных нарядов, большую часть из которых (около 40) создала Прада. После премьеры стало очевидно, что успеху картины во многом способствовала модная составляющая: задорные платья эпохи ар-деко так органично вписались в современные реалии, что их моментально вернули на подиумы все ведущие модные дома.

Я решила написать этот пост, доработать и отправить людям (позже я решу, куда именно). Поэтому буду рада корректным замечаниям, дополнениям и коментариям, чтобы не опозориться перед широкой публикой.

Бывает в жизни момент, когда к особому случаю срочно требуется пошить исторический костюм, и возможности для аренды нет. Это может быть участие в ролевой игре, самодеятельном спектакле, поход на фестиваль, костюмированный бал, вечеринку или маскарад. Я давно вращаюсь в кругу людей, занимающихся исторической реконструкцией и стилизацией, сама шью, подмечаю удачные и неудачные решения. Этот пост - мой совокупный опыт для новичков. А реконструкторам и любителям точной исторической достоверности, которые сильно огораются, когда что-то делают не как оно было, я советую на этом все и закрыть , т.к я здесь пишу о простой стилизации совсем "по верхам" для начинающих.

Первое, о чем стоит задуматься, если Вам понадобился исторический или фэнтези костюм:
Сколько времени и денег Вы можете в это вложить?

Мне кажется, что проблема плохих костюмов прежде всего заключается в надежде на авось и переоценку своих возможностей. Сначала я рассмотрю за что не стоит браться при отсутствии ресурсов, а потом - что все-таки можно сделать, чтобы показать себя во всей красе, даже если времени всего пару вечеров и весь бюджет - 1000 рублей.

Есть костюмы, которые невозможно сделать очень быстро и очень дешево . Это:
- Все мужские "придворные" костюмы, начиная с высокого средневековья (много элементов, сложный крой)
- Женские платья со сложным кроем и пришивной юбкой, заложенными складками, состоящие из многих элементов
- Все женские костюмы, требующие корсета, особенного белья и накладок (турнюра, кринолина и т.д.).

Не пытайтесь это сшить за пару вечеров, дошивая на коленке в электричке, из дешевого креп атласа! Такие костюмы надо делать или хорошо и красиво или не браться вовсе.
Как бы не нравилось это платье, как бы не хотелось вот именно такое - если мало денег и мало времени, отложите до следующего раза, когда у Вас будет время (больше месяца), деньги (от нескольких тысяч рублей), и опыт (или возможность заказать пошив у мастера, что стоит недешево).

Долго, сложно, может быть дорого:





Теперь перейдем к тому, что можно сделать, если Вас внезапно пригласили на костюмированное мероприятие вроде карнавала или фестиваля.
- все производные от широкой рубахи со вшитыми боковыми клиньями или без них (Т-образный силуэт) (например, скандинавский-славянский женский костюм, и костюм монахини-монаха, и восточная длинная рубашка, костюм на 13 век)
- кимоно (японское и китайское)
- средневековый киртл на 15 век (у него достаточно простой крой), ранее средневековье с простым кроем
- платье типа "ночная рубашка" с подрезом под грудью для женщин, присборенное - ампир, начало 20 века.
- свободные драпировки (начало 20 века, стилизация под 20-е годы, гарем-восток)
и т.д.
(Отдельным постом я более подробно остановлюсь на примерах таких несложных костюмов с фотографиями).

Давайте теперь разберемся, как сделать простой костюм не только быстро, но и хорошо, чтобы создать цельный образ и запомниться?
Самое важное: посмотрите на свою внешность объективно. Представьте желаемый костюм на себе . Выберите образ, подходящий именно Вашему типу внешности.

1. Когда Вы примерно представили, что именно будете шить, исходя из своих возможностей, посмотрите серию фотографий (рисунков) с этим костюмом. Лучше брать именно оригинальные, исторические изображения, а не современную интерпретацию в фильмах. Прочтите хотя бы одну общую статью о моде этого периода. Это поможет Вам составить общее впечатление и избежать множества грубейших ошибок, а времени займет не более часа.

2. При чтении статьи и просмотре изображений обратите внимание на ткани, их узоры, фактуру, цвета. При выборе ткани ориентируйтесь на более дешевую, возможно синтетическую ткань, но максимально приближенную к тому, что Вы видели на изображениях. Если это средневековье или народный костюм - можно использовать недорогой лен или неблестящую синтетику, похожую на сукно или шерсть. Если это богатый и парадный светский костюм - возьмите плотную синтетику с легким блеском. Часто для недорогих стилизаций берут креп-атлас и креп-сатин как самые дешовые ткани. У этих тканей очень неестественный блеск, они выглядят очень дешево, особенно это заметно на фотографиях. Будьте осторожны с очень яркими и "кислотными цветами", искуственным блеском, металлической нитью. Когда платье напоминает новогоднюю елку, на него обращают внимание, но это плохое внимание. Лучше добавьте блеска с помощью украшений, но не шейте сияющее платье как предлагают для платных фотосъемок "под принцесс" на парадном кресле. Такие костюмы выглядят пошловато и неправдоподобно. Попробуйте сделать как Скарлетт - посмотрите в своих запасах ненужные плотные синтетические (бархатные) занавески, которые отлично драпируются. Ткань для гардин хорошо подходит для пошива многих исторических костюмов: у нее большая ширина, и за счет этого вам понадобится меньший метраж (выйдет дешевле). Вот мое платье из ненужной старой занавески:

и еще ткань для занавесок - блэкаут:

3. Не экономьте на длине и ширине платья, если платье должно быть широким, длинным, красиво струиться.
Многие костюмы проигрывают от того, что они недостаточно длинные или широкие. Лучше купить более бюджетную ткань, но на этом не экономить. Фасон сильно исказится, платье будет выглядеть странно, плохо сидеть.

4. Если вы шьете историческую стилизацию - отталкивайтесь только от того, что видели на картинках . Не сочиняйте отсебятины! Распечатайте несколько изображений, держите их под рукой (несите портнихе), ориентируйтесь на то как было (если по картинкам непонятно - посмотрите работы опытных реконструкторов костюма). Видели на картинках пристежной рукав? Смело пристегивайте! Не видели на картинках клиньев в платье другого цвета - не вшивайте такие клинья. В фильмах-сериалах очень много неточностей, поэтому на них ориентироваться не стоит. Статьи тоже содержат ошибки. Пользуйтесь "исходниками" - изображениями того времени, не стесняйтесь задать "глупый" вопрос на сообществе по костюму (но сначала поищите в поиске, нет ли уже на него ответа).

5. Мелочи, которые подводят
Не забывайте про прическу и головной убор. Прическа может улучшить внешний вид или полностью уничтожить даже самое прекрасное платье. Не забывайте про украшения для волос - искуственные цветы, заколки, диадемы, перья. Ситуацию с короткими волосами можно решить, прикрыв волосы или прикрепив шиньон. Будье осторожнее с челкой - во многие исторические периоды ее не носили. Многие головные уборы можно сделать на основе дублерина (флизерина) - это уплотнитель, который приклеивается к ткани с помощью утюга и придает жесткость. Девушкам также важно подумать про макияж. Подходит ли к историческому образу Ваш маникюр, помада, тени? Обратите внимание на такие мелочи, не думайте, что этого никто не заметит. Также продумайте подходящую обувь - незаметную, по форме приближенную к исторической. Незаметные однотонные чешки или балетки - подойдут практически ко всему.

6. Мелочи, которые помогают
Изображаете знатного человека? Добавьте к Вашему образу богатства, блеска - украшения (можно взять недорогую бижютерию под золото с камнями), мех (искуственый или натуральный), жемчуг, страусиное перо.
К народному костюму подойдут хозяйственные мелочи - нож, висящий на поясе, кошелек.
Богатый костюм дополняйте богатыми, эффектными украшениями. К скромному костюму добавьте простые, но антуражные вещи.
Средневековый костюм украсят четки на поясе, омоньер (кошелек на поясе).
Бальное платье дополнит шаль и веер. Представьте, что вы играете в кино или театре. Удачные находки можно сделать в самых неожиданных местах: развалы украшений на рынках, магазины для хобби и рукоделия, магазины тканей, магазины дешевой бижютерии, старые запасы. Копеечная бутофория создает иногда замечательный эффект! Образ оживет, станет законченным.

7. Войдите в образ, сыграйте своего персонажа
Посмотрите фильм, действие которого происходит в нужную вам эпоху. Послушайте музыку того времени. Ощутите себя человеком, которого изображаете. Оденьте костюм заранее перед зеркалом, прочувствуйте его.

8. Позаботьтесь о качественных фотографиях с антуражным фоном
Многие знакомые увидят только ваш фотоотчет. Придумайте забавные сценки с друзьями, сфотографируйтесь на подходящем фоне.
Лучше всего позаботиться о снимках до или в первой части мероприятия. Не откладывайте фотосъемку до конца. Вы можете выглядеть усталым, забыть сфотографироваться, не получить хороших фотографий. Не стесняйтесь просить Вас сфотографировать и обратиться к фотографу в фотоуглу, если он есть.

Надеюсь мои советы оказались Вам чем-то полезными и интересными.
Всем удачи и творческих побед!

..фильмы, которым можно верить

Маленькая девочка, не отрываясь, смотрит на экран. Веера! Перья! Шляпки! И, главное, платья. Мало того, что необычные, так ещё и такие длинные, что не видно даже кончика туфли. И на долгие годы любые фильмы на историческую тему останутся для неё "теми, где женщины в длинных платьях".

История моды не проще (хотя, конечно, порой и ярче) других исторических дисциплин. И если нет ни желания, ни времени в неё углубляться, то откуда же и узнавать, как одевались люди прошлых веков, как не из фильмов! Книги? Да, конечно. Но даже если описания костюмов подробны, что встречается не так уж и часто, всё это ещё нужно себе представить. Но достаточно даже мельком взглянуть на экран – и перед вами ожившие герои какой-нибудь эпохи, галантной или не очень. И вот уже кажется, что всё ясно – тогда-то одевались так-то. А... вы уверены?

Достоверность костюмов, их соответствие эпохе – это цель, которую ставят перед собой при съёмках фильма далеко не всегда. Иногда они бывают фантастически красивы, но весьма далеки от того, что носили в действительности. Иногда соблюден общий силуэт, и только. Иногда отражают эпоху во всех, даже мельчайших, деталях. Режиссёр и художник по костюмам могут преследовать свои цели, и "историчность" костюмов может быть в конце длинного списка. В других случаях они бы и рады соблюсти все тонкости, но просто нет возможностей. В том числе и материальных.

И, заметим, всё это не имеет ни малейшего отношения к тому, хорош ли фильм и любят ли его. Да, небесно-голубое платье Анны Австрийской на балу в ратуше в советской экранизации "Трёх мушкетёров" весьма условно – нет корсета, "не та" форма декольте и проч., и проч. Но... кто из нас с детства не запомнил Алису Фрейндлих в этом волшебном образе? И кому из поклонников фильма мешают его любить его же костюмные огрехи? Любят ведь не за костюмы...

Хотя порой именно за них.

Фильм "Герцогиня" с Кейрой Найтли в главной роли вышел на экраны в 2008 году. Это экранизация биографии леди Джорджианы Спенсер, ставшей герцогиней Девонширской, одной из самых прославленных красавиц (и, заметим, умниц) своей эпохи – второй половины XVIII века. Герцогиня блистала в обществе не просто в качестве красивой женщины со скандальной личной жизнью, "браком на троих". Она была и хозяйкой салона, занималась политикой... Но в этих ипостасях зрители её, увы, не увидели. Зато увидели красивую женщину в потрясающих нарядах.

"Оскара" за них фильм получил вполне заслуженно – порой кажется, что костюмы просто сошли с работ кисти Гейнсборо или Рейнольдса, знаменитых портретистов той поры. Впрочем, неудивительно – Майкл О"Коннор, художник по костюмам, вдохновлялся, помимо прочего, и портретам Джорджианы, а писали знаменитую герцогиню часто. Сложный переходный период в тогдашней моде, от перегруженных бантами, оборками, кружевами и прочим "дамским счастьем" нарядов к менее вычурным, отражён в фильме почти "на отлично". Такое впечатление, что костюмы просто-напросто сбежали из музея Виктории и Альберта, чтобы дать собой полюбоваться на большом экране. К примеру, "robe a la Francaise", нежнейшее платье из шёлка кремового цвета, свадебное – Джорджиана вышла замуж в 1774 году – вполне соответствует придворной моде той поры (более простые наряды в "английском" стиле уже начали вытеснять "французские", но придворная мода была весьма консервативна). В упомянутом музее хранятся очень похожие платья, и среди них есть тоже, представьте, кремовое, так что свадебный наряд герцогини явно кузен музейного.

Роскошная чёрная шляпа с высокой тульей и пышнейшими перьями настолько понравилась Кейре, что после съемок фильма актриса не захотела с нею расстаться – есть портрет Джорджианы, где она изображена в очень похожей шляпе. В одной из сцен она в тёмно-синем костюме, напоминающим тогдашнюю военную форму, с золотой отделкой, с роскошной лисьей муфтой и такой же меховой отделкой на шляпе. Цветами партии "вигов", которым покровительствовала герцогиня Девонширская, были синий и оранжевый, так что цвета костюма Джорджианы в этом эпизоде, где она проявляет свои политические симпатии, изящно эти симпатии поддерживают.

А теперь пройдёмся по шкале времени чуть вперёд и окажемся в начале XIX века. Если в экранизации знаменитого романа Джейн Остен "Гордость и предубеждение" 2005 года, с той же Кейрой Найтли в главной роли, наряды порой весьма спорны, то мини-сериал BBC 1995 года, куда более любим поклонниками (а, вернее, поклонницами) книги. В том числе за внимание, с которым работал художник по костюмам.

Да, использовать сохранившиеся ткани начала позапрошлого века всё-таки не стали – уж слишком деликатны эти материи, в прямом смысле. Зато создали новые, с соответствующими узорами. Пятеро сестёр Беннет, из семьи весьма скромного достатка, носят скромные же светлые платья, а гостьи, приехавшие из Лондона разряжены в плотные шелка ярких цветов, головные уборы украшены перьями – по последней моде [нет, придраться есть к чему, но не буду - говорю от лица себя сегодняшней:) ]. Актёр в роли главного героя, мистера Дарси, должен был выглядеть привлекательно не только в глазах остальных персонажей, но и в глазах современных зрительниц. Что ж, для него подобрали исторически-правильные костюмы и аксессуары, но такие, которые с удовольствием надели бы многие джентльмены и век спустя, и при этом чувствовали бы, что выглядят отлично.

Да, то, что модно, не обязательно вам идёт, а то, что идёт, не обязательно модно. Приходится тратить время в поисках золотой середины... И в жизни, и в фильмах.

Одна из героинь фильма "Век невинности" (экранизация известного романа Эдит Уортон о жизни высшего нью-йоркского общества, действие которого происходит в 1870-ые годы), спрашивает героя: "О моде действительно нужно серьёзно заботиться? – Только тем, у кого нет других серьёзных забот".

Слово "мода" в этом романе встречается, заметим, очень часто – "модное платье", "модная гостиная" и т.д., а создатели экранизации подошли к воссозданию модных деталей с необыкновенной тщательностью. Фактически безупречной. Герои совершают прогулки, слушают оперу, обедают, развлекаются стрельбой из лука, танцуют на балу...

И для каждого эпизода – свой туалет; изысканный, соответствующий эпохе не то что вплоть до десятилетия или года – вплоть до нескольких месяцев! А бесконечные пуговки, оборки, пышные складки ткани в результате ещё больше подчёркивают страсть и страсти героев. Высокий воротничок и узкие перчатки могут быть соблазнительными куда больше самого глубокого декольте.

Ну а теперь перенесёмся в век XX, а, точнее, в 1912 год. Конец La Belle Époque, "прекрасной эпохи", как назовут её позднее, уже близок. Через несколько лет, унесённые ветром войн и революций, исчезнут вызывающая роскошь и утончённость дамских нарядов, но пока... пока дамы блистают во всей красе. Европа сходит с ума от "русского балета", свои наряды создают знаменитые кутюрье Мариано Фортюни, Поль Пуаре, Жанна Пакен – их имена войдут в любой труд по истории костюма. Царит "ориентализм" – влияние востока в искусстве, и, естественно, в моде. Роскошные огромные шляпы и боа; платья, своим силуэтом превращающие счастливых (и не очень) обладательниц в изящные статуэтки; узкие юбки, вынуждающие делать маленькие шаги.

Яркая, эффектная, экстравагантная – хотите представить, как выглядела мода этой эпохи? Тогда посмотрите "Титаник" Джеймса Кэмерона. История знаменитого судна, затонувшего в 1912 году после столкновения с айсбергом, воссоздана с учётом мельчайших деталей (нет, без промашек и ошибок не обошлось, но куда же без них). Только на костюмы были потрачены миллионы долларов – зато не зря. И "Оскара" за них фильм получил тоже не зря. Среди костюмов и аксессуаров, приобретённых для фильма, было немало подлинных, "той" эпохи, а остальное создавалось по соответствующим изображениям и выкройкам.

Юная Роуз, главная героиня, чьей истории любви и служит фоном гибель "Титаника", только недавно побывала в Париже. Неудивительно, что её наряды наверняка вызывали восхищённые взгляды других пассажирок (хотя этого нам не показывают), и не менее восхищённые – из зрительного зала. Эффектное вечернее платье Роуз, чёрное и красное, дым и просвечивающий сквозь него огонь, на несколько лет стало образцовым для юных американок, которые непременно хотели надеть такое же на свой выпускной бал. Тёмно-синее платье из, пожалуй, самой знаменитой сцены фильма – герои на носу "Титаника" буквально парят над океаном – было сшито по образцу сохранившегося платья, некогда принадлежавшего супруге губернатора Пенсильвании; кружево, которым отделали наряд для фильма, тоже было старинным. Узкая юбка золотистого шёлкового платья, в котором Роуз прогуливается по палубе вместе со своим возлюбленным, полосатый белый костюм и шляпа с огромным бантом, в которых Роуз поднимается на борт "Титаника" – всё это словно сошло с картинок из тогдашних модных журналов. Вот только чулки, которые Роуз демонстрирует, весело отплясывая, явно нейлоновые, время для них ещё не пришло – но этот небольшой анахронизм фильму можно простить за всё остальное.

Что ж, фильмы-иллюстрации к истории костюма встречаются не так часто, как хотелось бы. Зато каждый из них – настоящий праздник, радующий глаз. И тем, кто разбирается в моде – потому что "наконец-то правильно", и тем, кто не разбирается – да потому что красиво, в конце-то концов!


Зрители зачастую уверены, что костюм в историческом фильме должен точно соответствовать эпохе по крою, фактуре и отделке. Они возмущаются, если не видят этого на экране: «Такого не носили!»; «Художник не знает моды тех лет!». Художник по костюмам в подготовительный период, как и вся творческая группа, обязательно изучает эпоху, в том числе крой, но не делает музейной реконструкции по нескольким причинам.

1 Голливудская причина: не стоит портить звезду

С момента основания кино никто в нем не стремился к музейной аутентичности. Боссы киностудий быстро поняли, что у каждого ведущего актера или актрисы есть свои фанаты. Поэтому на экране и вне его актерский имидж тщательно оберегали. Ничто и не при каких условиях не должно было его испортить. Даже для повседневной жизни гардеробом звезды занимался художник по костюмам, поскольку любое публичное появление продолжало поддерживать тщательно выстроенный студийным пиар-отделом образ. И уж тем более в фильме - звезда всегда должна быть узнаваема и выглядеть как можно привлекательнее.

Считается, что все началось с актрисы Сары Бернар, которая в фильме «Королева Елизавета» (1912) снималась в костюмах парижского кутюрье Поля Пуаре. Наряды поражали (и до сих пор поражают) своей изысканной красотой, но к елизаветинской эпохе не имеют никакого отношения. Скорее, это стилистический микс из одежд времен итальянского ренессанса и моды 1910-х годов. Но публика была в полном восторге, что обеспечило фильму отличные кассовые сборы.


Голливудские продюсеры сразу увидели финансовую выгоду в том, чтобы звезда была одета модно и красиво. Любую историческую одежду подгоняли под звезду и эстетические идеалы того времени, когда снимался фильм. Режиссер Сесил Б. ДеМилль открыто говорил: «Я хочу видеть костюмы, которые заставят людей задохнуться от восторга!». И это стало основой коммерческого успеха его фильмов.


Древнеегипетский костюм / Фото: Royal Ontario Museum

Не то чтобы ему было все равно, как обращаются с эпохой. Например, для работы над «Клеопатрой» (1936) изначально привлекались серьезные научные консультанты-египтологи. По подлинным изображениям фараонов и их жен к фильму были изготовлены костюмы, но в первый же съемочный день произошел скандал - исполнительница главной роли Колетт Кольбер наотрез отказалась выйти на съемку, потому что «ей такое не идет». И срочно был вызван глава костюмерного отдела «Парамаунт» Трэвис Бентон, который создал наряды, в основу которых лег крой по косой, разработанный французским модельером Мадлен Вионне, отвечавший моде 1930-х гг, желаниям актрисы и чаяньям публики.

И, конечно, никто не хотел скрывать тонкой талии и роскошного бюста Элизабет Тейлор - еще одной звездной исполнительницы роли Клеопатры (1963). Художник по костюмам Айрин Шарафф подчеркнула все достоинства фигуры актрисы, создав интересную стилизацию в египетском стиле через плиссировки ткани и декор отделки. При этом получился волнующий, провокационный образ египетской красавицы, понятный современникам.

Путем сохранения индивидуального образа кинозвезды и стилизации под историческую эпоху пошел другой художник по костюмам Орри-Келли, автор костюмов для фильма «В джазе только девушки». Действие картины происходило в 1929 году, когда были модны женщины андрогинного типа - с маленькой грудью и узкими бедрами. У Монро была совсем другая фигура, и платья времен эпохи джаза лишали ее привлекательности, разрушая имидж. Поэтому художник сделал актрисе сексуальные, облегающие платья в стиле 1950-х годов, в которые немного добавил элементов из моды ар-деко - вышивку стеклярусом и бахрому. В результате получился настолько яркий образ наивной и соблазнительной Душечки, что зритель даже не замечает этого несоответствия в костюмах.

2 Вторая причина: костюмом нельзя ограничивать актерскую игру

Смотреть на красивые портреты дам, скажем, XVIII века - одно удовольствие. Но как двигались женщины в этих огромных платьях и высоких париках? Как жестикулировали? Как садились и вставали? Как с ними взаимодействовали другие люди?

Историк моды Раиса Мардуховна Кирсанова пишет в своей книге «Русский костюм и быт XVII - XIX веков»: «После 1718 года знатные женщины в России начинают носить „панье“ (от фр. Panier - корзина). Это сооружение из ивовых прутьев или китового уса значительно расширило юбку… Вначале круглая, юбка приобрела затем форму овала, так что дама уже не могла опустить руки вдоль тела и постоянно должна была держать их согнутыми в локтях… Ширина юбки была такова, что в дверь следовало проходить боком и к даме, занимавшей невероятно много места, не так-то просто было приблизиться».


Поэтому, обращаясь к эпохе рококо, художник по костюмам старается максимально облегчить наряд. Никого не устроят неповоротливые актеры, скованные в жестах и проявлениях эмоций.


К примеру, костюмы в фильме «Мария-Антуанетта» 1938 года кажутся невероятно воздушными благодаря неаутентичным тканям - тюлю, шифону, капрону. При этом художник по костюмам Адриан специально ездил во Францию, изучал моду эпохи рококо, делал зарисовки платьев и декора (что широко освещалось в американской прессе). Но в костюмах исполнительницы главной роли Нормы Ширер больше читается влияние парижского модельера Эльзы Скиапарелли, чем моды XVIII века. Зато актриса выглядела в них привлекательно для современниц, и, к тому же, могла изящно двигаться и легко дышать, не стянутая жестким корсетом.

Сцена из фильма «Мария-Антуанетта» (1938)

3 Третья причина: привлекательность для современной аудитории

Позже, художник по костюмам Милена Канонеро так же максимально облегчила костюмы для «Марии-Антуанетты» 2006 года. Режиссер фильма София Коппола хотела создать образ героини, понятной молодежи. Поэтому костюмы сшиты из легких шелков (тафты и муслина) и лишены обильного, тяжелого декора. Все построено на цвете и силуэте, для которого сегодня совсем не обязательно создавать тяжелые конструкции из китового уса. А чтобы зритель не сомневался в целевой аудитории фильма - в один из кадров специально положили кеды «Converse».

Правильный силуэт - это главное в историческом фильме. Именно он создает подлинную атмосферу и добавляет убедительности картинке. Но в костюмы обязательно вводятся современные модные элементы, чтобы привлечь зрителей.

Одним из недавних примеров сочетания исторического силуэта и эстетики наших дней является фильм «Две королевы». Художник по костюмам Александра Бирн уже работала с эпохой Елизаветы I и даже заслуженно получила «Оскар» за кинокартину «Елизавета. Золотой век» (2007). Новый фильм был посвящен Марии Стюарт и ее взаимоотношениям с английской Королевой-девой. Для этого фильма художник по костюмам придумала новый интересный ход - сшить костюмы из джинсовой ткани.

«У нас был очень ограниченный бюджет. Если на фильме „Елизавета. Золотой век“ только на материал для одного платья уходило 3000 долларов, то тут мы не могли себе этого позволить, поэтому нужно было придумать нечто другое. И я решила ввести джинсовую ткань в елизаветинскую эпоху, чтобы картина стала понятнее современникам и при этом не лишилась исторического правдоподобия. Большая часть нашего фильма снималась в Шотландии, где погода неустойчива, часто идут дожди и костюмы сильно пачкаются, поэтому я искала ткань, которая выдержала бы все это, оставаясь эстетически привлекательной, поскольку во времена Елизаветы I не было химчисток.

Понятие красоты и сексуальности постоянно меняется, как и представление об „аутентичном“. Поэтому еще одной моей проблемой было заставить выглядеть мужчин в этой истории сексуальными. И в этом мне снова помогла джинсовая ткань».

4 Четвертая причина: поддержка художественного стиля фильма

Главный рассказчик истории в кино - режиссер, от его видения отталкивается вся творческая группа. Поэтому художник по костюмам, прежде чем приступить к работе, выясняет, в каком стиле будет сниматься фильм, и нужна ли в костюмах историческая правдивость.

Если художник точно следует художественной концепции кинокартины, то зритель не станет обращать внимание на отсутствие аутентичности в костюме. Никому в голову не придет критиковать костюмы в фильмах Федерико Феллини, Пьера Паоло Пазолини, и других режиссеров, придающих большое значение визуальному ряду, умеющих донести до зрителя свою историю через интересную идею, образ, линию, фактуру и цвет.

Кино - это, прежде всего, искусство, поэтому тут действуют те же законы, что и в любом другом его виде. Каждая история придумана сценаристом: даже если ее действие перенесено в какую-либо эпоху, она все равно не документальна. Мы не ждем аутентичности от театра, картины или романа. Мы прощаем Александру Дюма его вольности в следовании историческим фактам. Потому что понимаем - автор может немного подправить исторические детали ради художественной выразительности произведения. «Никто же не изучает по „Гамлету“ историю Дании, - сказал исследователь творчества режиссера Наум Ихильевич Клейман, - так и фильм - это не иллюстрации к учебнику истории». Его поддерживает режиссер Терри Гиллиам: «Складывается впечатление, что люди утратили способность воспринимать кино иначе, чем в буквальном смысле».

5 Пятая причина: костюм раскрывает характер персонажа

И, разумеется, костюм работает на образ персонажа. И если для этого нужно пойти против исторической правды - например, изменить силуэт, длину или цвет костюма, то художник это сделает, не задумываясь. Потому что ему важнее донести до зрителя характер героя, раскрыть драматургию сцены, чем процитировать музейный экспонат.


Приведенные выше причины, далеко не все, по которым зритель не увидит 100-процентной реконструкции исторического костюма в кино. Художники Пьеро Този, Джеймс Ачесон и Майкл О’Коннор, известные своим стилем, приближенным к аутентичному, использовали его лишь как художественный ход, продиктованный концепцией фильма. При ближайшем рассмотрении, все эти костюмы - лишь прекрасная авторская стилизация. Так что на экспонаты идем смотреть в музей, а в кино наслаждаемся образами.

Обложка: кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Universal Pictures