Фриденсрайх хундертвассер произведения. Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома. Здесь неровные полы как символ лесных и горных троп, а кривые и неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены - водопады и морские волны, из осколков керамической пли

На протяжении пятидесяти лет Хундертвассер оставался преданным своему делу художником и ремесленником, завоевавшим упорным трудом место в первых рядах тех, кто сам творит свое искусство, а не просто предлагает его в качестве иллюстрации неких идей. Сияющая яркость красок Хундертвассера приобретает новых почитателей благодаря силе контраста.

В архитектурных объектах Хундертвассера прослеживается определенное сходство с творениями Антонио Гауди — это не только применение керамики в декорировании зданий, криволинейные формы и разноразмерные элементы, но и сама концепция организации жилого пространства, предполагающая встраивание здания в окружающий ландшафт и использование непосредственным образом природных компонентов — лужаек на крышах, живых деревьев, как частей здания и т. д.

«Пусть все зарастет. ...Мы живем в условиях чрезвычайного положения, когда озеленение в любом случае должно получить приоритет над любыми правилами либо безымянными владельцами, которым не следует предоставлять право на использование внешних стен.... Мы должны благосклонно взирать на такое озеленение, поскольку оно никому не вредит...»

Вена, 1980 год.

Кроме того, Хундертвассер, как и Гауди видел смысл архитектуры в служении потребностям человека, поэтому его дома комфортны и прагматичны. Однако, в отличие от Гауди, Хундертвассер сторонник «технологии с полки». Он не считает обязательным применение элементов ручной работы, из-за чего стоимость строительства может увеличиться астрономически. Он использует массовые элементы, совмещая их самым неожиданным образом.

Не навязывая конкретный стиль архитектурного элемента всему зданию, смешивая готовые, но произведенные в разных местах части, Хундертвассер достигает удивительной гармонии в несочетаемом: с одной стороны, он использует индустриальные возможности, чтобы произвести недорогие детали, но при этом в каждом элементе дома присутствует роскошь разнообразия.

Одним из ярчайших примеров такого подхода стал многоквартирный «Дом Хундертвассера» в Вене по адресу Kegelgasse 36-38, заказанный ему муниципалитетом в 1983 году. Со дня смерти Гауди современным зданиям не хватало роскоши внешней поверхности. Железобетон дома сделан Хундертвассером цветным, так что погодные условия не влияют на его колористику и внешний вид уже более 30 лет. «Лоскутное одеяло» разноцветных изразцов с использованием металлизированных пигментов и глазурей, освежает фасад, придавая ему богатый вид, ассоциирующийся с княжеским образом жизни.

Керамике Хундертвассер придает особое значение — ее неблекнущий столетиями цвет и пластичность позволяют идеально декорировать любое здание . Поэтому Хундертвассер активно применяет керамику в каждом своем доме, реализуя таким образом в архитектуре свою экспрессию живописца. Кроме керамических изразцов на фасаде, в Доме множество керамических колонн, каждая из которых отличается от другой и по форме и по цвету.

На крыше дома, расположенного в самом центре города, высажены деревья, к которым имеют доступ все жильцы дома — и это тоже элемент городской роскоши, присущий ранее только лендлордам, владельцам собственных земельных участков.
Хундертвассер применяет десять разных размеров окон, которые уменьшаются по размеру снизу вверх. За счет этого здание получило дополнительную перспективу и выглядит, как пирамида на широком основании.
Окнам Хундертвассер придает особое значение. Его «манифест окон» реализован в этом доме в полном объеме.

«Манифест окон» или «Оконные права» — житель дома имеет право высовываться из окна и изменять все, до чего может дотянуться его рука, на стене снаружи так, как это ему понравится. Все проходящие по улице должны издалека видеть, что в этом окне кто-то живет».

Секау, 1958 год.

На фасаде размещено множество криволинейных полос из глянцевой керамической мозаики , сверкающей цветом и контрастирующей своей поверхностью с матовой фактурой бетона. Эти волнообразные полосы придают зданию эффект нестабильности, здание зрительно как бы «плывет». Вообще, отношение Хундертвассера к прямым линиям полностью нетерпимое. Можно сказать, что и в этом он солидарен с Гауди.

По сравнению с историей жизни на Земле, прямая линия кажется идеальной выдумкой с чисто концептуальным существованием. С точки зрения Хундертвассера, это выдумка и фикция, которая «существует везде, где мы живем. Вся наша цивилизация основана на прямой линии» . Прямую линию человечество обрело вместе с кирпичом и модульным строительством.

Хундертвассер считает конструктивистов вандалами, а их архитектуру «невыносимой». Протест художника против бесконечных повторений модернистских прямолинейных зданий реализовался в практическом решении: проект во Франкфурт-Хеддернхайме стал такой альтернативой, где Хундертвассер построил Детский центр, в котором два пандуса скользят вниз, превращаясь в лужайки на склоне холма, но являясь в действительности крышами всего комплекса.

Полотна Хундертвассера нередко являлись своего рода эскизами к будущим зданиям. Так, в картине «Дома висят над лугами» художник продемонстрировал две возможности существования зданий, основанных на его формуле, согласно которой «горизонталь принадлежит природе, а вертикаль человеку ». В последствии Хундертвассер разработал макеты таких зданий. А в 1983 году для международной садовой ярмарки была построена пятиметровая бетонная модель.

В 1989 году Хундертвассер проектирует Дом искусств в Вене (Kunst Haus ), ставший впоследствии галереей художника. В этом здании по адресу Unteren Weißgerberstraße, 13 полностью реализованы все идеи Хундертвассера. В нем можно найти очень немного прямых линий и поверхностей. Неровный пол, волнистые керамические фасады с мозаикой, большое количество растений в интерьере. Изогнутая лестница ведет на верхние этажи, два из которых предназначены для работ Хундертвассера. Для того чтобы все помещения были достаточно освещены, Хундертвассер сделал над крыльцом стеклянный эркер по всей высоте дома.

В 1991 году Кунстхаус был открыт.
Хундертвассер так говорил об этом доме: «Дом искусств — это дом, где восстановлено человеческое достоинство, подавленное в людях в процессе развития города. Это дом неправильностей и неровных полов, жильцов-деревьев и танцующих окон. В этом доме совесть человека чиста по отношению к природе».

За свою жизнь Хундертвассер спроектировал, построил или реконструировал более 50 объектов в разных странах мира. Он придумал себе новую профессию «доктор архитектуры», цель которой «лечить» здания — делать более прекрасными уже существующие дома, дома стерильные и бездушные. В этом качестве он работал над преображением фасада фабрики Розенталя в Зельбе, над фасадом музея «Рупертинум» в Зальцбурге, здание зернохранилища в Кремсе, где архитектор наносит на существующий фасад огромные «языки-бороды» из керамической мозаики.

«Наши дома больны с тех пор, как их сооружением занялись тщательно обученные градостроители и подчиняющиеся стандарту архитекторы. …. Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большого числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома поправятся, дома начнут жить...»

Одним из его последних домов, которые достраивались уже после смерти архитектора, стал дом «Зеленая Цитадель» в Магдебурге. Этот дом является поистине гимном философии Хундертвассера. В нем, кроме традиционных искривлений пространств, выраженного в отсутствии прямых углов, изогнутых стенах и «танцующих» окнах, жители дома обязаны ухаживать за деревьями, растущими иногда прямо в квартирах.

Крыша покрыта газоном, и никто не вправе ремонтировать фасад здания, поскольку его «старение» и изменение внешнего вида предусмотрено Хундертвассером и жестко закреплено в соглашении с муниципалитетом. Однако, жители по «праву окон» вправе украсить фасад вокруг них по своему усмотрению. Правда, до сих пор никто не воспользовался этим правом. Ни одна из квартир в доме не имеет себе подобной — все 42 квартиры оформлены абсолютно индивидуально. Лестницы в доме отлиты изначально искривленными, как бы уже изношенными временем.

В доме есть два внутренних дворика с фонтанами и колоннами. Колоннада этого дома перекликается в залом «Сто колон» Гауди в Барселоне. И конечно дом полон керамикой. Она повсюду. Ею облицован фасад, полы, стены. Обычный прием облицовки стен и полов керамической мозаикой во имя живописности архитектуры применен Хундертвассером и в Зеленой Цитадели. В здании реализован любимый символ Хундертвассера — спираль, закручивающая балюстрады верхних этажей и поддерживаемая диагональными декорами из керамической мозаики.

Необыкновенно хорош пивной завод в Абенсберге, башня которого была спроектирована архитектором еще в 1990 году. Строительство завершилось только в 2006 году. Рядом с заводом был построен также центр искусств Хундертвассера, спроектированный в стиле архитектора его другом и сподвижником Петером Пеликаном (Peter Pelikan).

Работы Хундертвассера — ответ бессмысленному эстетству постмодернистского искусства. Его творчество основано на правильно понятой традиции. Он не высмеивает традицию, превращая ее в пародию, и это ощущение живого наследия и родословной художника в особенности редко встречается в современном мире.

Художник оставил после себя не только большое число работ. Главное, что он сделал для человечества — это «развернул мозги» таким образом, что на первое место вышли эргономика и экология архитектуры — в широком смысле этих слов, когда удобство и экономичность строительства совмещены с безусловной красотой здания. Пожалуй, Хундертвассер был первым архитектором, который смог достичь такого результата и фактически объять необъятное. Поэтому совершенно неудивительно, что архитектор имеет преданных последователей.

«Искусство должно быть позитивным, свободным, романтическим, прекрасным, должно напоминать драгоценность, должно быть чем-то, без чего нельзя прожить».

Фриденсрайх Хундертвассер, 1993 год .

В статье использованы материалы интервью с Хундертвассером доктора искусствоведения Смитсоновского университета Гарри Ранда в 1993 году.


Дома Фриденсрайха Хундертвассера – настоящая визитная карточка Австрии. Этот талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, однако всемирную известность получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Его изобретение – Идеальный Дом, здание, которое «живет» в гармонии с природой.


Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Фридрих Штовассер) черпал вдохновение в работах таких австрийских художников, как Эгон Шиле и Густав Климт. Он рисовал причудливые картины, украшал орнаментами почтовые марки и даже работал над созданием государственных флагов. Под влиянием сюрреализма Хундертвассер разработал собственную теорию «трансавтоматизма», художник стремился ослабить жесткие правила, господствовавшие в живописи, создавать изображения интуитивно. Архитектурный стиль Хундертвассера часто сравнивают с техникой .


С 1950-х годов Хундертвассер серьезно занялся архитектурой. Дом Хундертвассера в Вене уже давно приобрел мировую известность. Волнообразные линии разноцветных этажей, крыша, на которой растет трава и мелкие кустарники, причудливая лепка на стенах… В этом здании архитектор воплотил свои представления об идеальном человеческом жилье. Примечательно, что от гонорара за работу он отказался, аргументируя это тем, что лишь предотвратил появление на месте Дома уродливой постройки.



Хундертвассер стал настоящим революционером в мире архитектуры. Он рьяно объявил бой точным линиям и правильным геометрическим пропорциям. В многочисленных манифестах и эссе отстаивал право каждого индивида на самовыражение, утверждая, что люди не обязаны жить в одинаковых бетонных "коробках", а вправе самостоятельно выбирать, как будет выглядеть их дом. "Озеленяя" свои дома, Хундертвассер пояснял, что хоть как-то стремиться вернуть природе территорию, которую люди у нее забрали.


Гениальный австрийский архитектор реализовал множество проектов. Среди них – австрийская церковь Святой Варвары, железнодорожный вокзал в Ильцене (Германия),общественный туалет в Кавакаве (Новая Зеландия) и многие другие.
Кстати, Хундертвассер славился и неординарными выходками: предпочитал носить разные носки, а среди животного мира более всего любил улитку с домиком на спине. Воистину - гений, сумевший разукрасить мир!



Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол - это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», - высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», - подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии - архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

  • Настоящее имя художника - Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.

  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.
4) Фриденсрайх Хундертвассер. (Продолжение)

Для многих людей далеких от увлечения архитектурой и свободно путающих признанного мэтра архитектуры Ле Корбюзье ( Le Corbusier, 1887-1965) и великолепный коньяк корвуазье (Courvoisier) испанский город Барселона ассоциируется, прежде всего, с великим Гауди и его причудливым В то же время далеко не все венцы, не говоря уже о туристах, связывают имя художника и архитектора Хундертвассера с Веной, хотя обоих сближает очень многое, и, в первую очередь, невероятные, невозможные решения привычных форм изобразительного искусства.

Должен признаться, что впервые трудно выговариваемое имя Хундертвассер я услышал в связи с… общественным туалетом в далекой Новой Зеландии. Да и то, после возвращения оттуда. Собирая материалы для заметок о нашей поездке в эту , я наткнулся на описание всемирно известной уборной в крохотном городке Кавакава (1400 жителей), реконструированной Хундертвассером в 1999г. Это была его последняя работа. В 2000 году гениальный разрушитель классических форм скончался и был похоронен в дорогой его сердцу Новой Зеландии.



Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия.
Честно говоря, картинки (в натуре я этого не видел) не произвели на меня большого впечатления. Эксцентрично, экстравагантно, причудливо. В интернете я не стал искать другие работы этого новозеландца. И вот, во время подготовки к поездке в Австрию, я узнал, что никакой он не новозеландец. Родился (1928г) и вырос в Вене. Отец – вероятно чех, служащий в армии недавно образованной Австрийской республики. Умер в 1929г, когда мальчику было один год. Многочисленная еврейская родня со стороны матери практически полностью погибла в концлагерях (69 человек из 74) после печально знаменитого аншлюса с Германией, а мать, желая спасти сына от преследований нацистов, крестила его, и он был даже членом молодежной нацистской организации Гитлерюгенд (1941–1944гг).

Родился Фриденсрайх Хундертвассер с более удобоваримыми именем и фамилией – Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), которые переделал, начав жизнь свободного художника. В первой части своей фамилии он "разглядел" славянское числительное "сто", которое по-немецки – Хундерт, а прозаическое Фридрих, разукрасил до роскошного Фриденсрайх, что дословно означает "богатый миром".

И вот мы, после обязательных венских достопримечательностей, описанных в предыдущих постах, после классического Музея истории искусств и модерного Музея Леопольда, после Альбертины и Бельведера, после представления в Испанской школе верховой езды и знаменитого хора мальчиков в Капелле императорского дворца, после посещения нескольких церквей, замков и кафе-кондитерских, на описание которых потребовалось бы ещё много-много страниц, в последний день пребывания в Вене поехали смотреть "Дом Хундертвассера" и небольшой торгово-выставочный центр (с общественным туалетом!), построенные художником Ф. Хундертвассером совместно с архитекторами Йосефом Кравина и Петером Пеликаном в 1986г.

Чуть в стороне от Ринга на углу улиц Лёвенгассе и Кегельгассе, среди обычной городской застройки вдруг появляется многоэтажный зелёный остров. Это "Дом Хундертвассера".

Непонятно на что это похоже? Тогда - вот другой ракурс того же дома.

Дом Хундертвассер-Кравина со стороны ул. Кегельгассе.
Ну, и чтобы совсем уже усложнить жизнь, добавлю немного информации из Википедии,
Дом Хундертвассера-Кравина :

В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

Вот, такой волнистый многоквартирный жилой дом. Это необычно. Это красиво. Насколько это функционально – трудно сказать. Может, для лучшего понимания, стОит поближе познакомиться со взглядами автора, Фриденсрайха Хундертвассера. А взгляды его были, мягко говоря, весьма не тривиальными.

Ф. Хундертвассер. Автопортрет.
Вена, август 1948.

Венскую художественную Академию он посещал в 1948 году на протяжении 3-х месяцев, на чем и закончил своё профессиональное образование. На его художественные способности обратили внимание ещё в школе, где преподавание велось по системе Монтессори , в основе которой был заложен индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Особый акцент делалось на свободное воспитание. Это, очевидно, повлияло на его решение оставить рутину формального обучения, и он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия. В 1952г в венском арт-клубе он устроил свою первую художественную выставку, а в 1958 году в бенедиктинском монастыре в Зеккау (Seckau) провозгласил свой первый манифест, направленный против рационализма в архитектуре, "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре", или как его ещё называли - "Право окон".

Каждый жилец должен иметь право высунуться из своего окна и менять фасад дома насколько позволит ему длина вытянутой руки так, чтобы издалека было видно, что здесь живет человек.

Шутники прозвали этот манифест "правилом вытянутой руки".

Окна и террасы дома Хундертвассер-Кравина.
Затем последовали другие манифесты. Большинство из них носили эпатажный характер. В 1967г в Мюнхене он произносит "Речь в обнаженном виде за право на третью кожу" .

Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю.
…когда я смотрю на улицу, я вижу, что всё наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, это отравляет мне жизнь. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Я не могу это видеть, и я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует.

Тротуары вокруг дома Хундертвассер-Кравина.
Его жизнь была тесно связана с философским взглядом на среду обитания и архитектуру как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно:

"Многие считают, что дома состоят из стен. Я говорю – они состоят из окон. Когда на улице разные дома стоят один за другим, и в них разные окна-расы, к примеру, современное здание с равнодушными квадратными окнами и здание в стиле барокко с барочными окнами, это никого не волнует. Но три разных вида окон в одном доме кажутся людям недопустимыми, как нарушение закона расовой сегрегации. Почему? Разве любое окно не имеет право на собственную жизнь? Надо прекратить этот оконно-расовый апартеид. Бесконечное повторение одинаковых окон друг за другом и одного над другим – это признак тюрьмы.

…Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами ".


Понятие “третья кожа” было частью философской системы Хундертвассера. Всего он насчитывал пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда, пятая – весь мир.

"Дом Хундертвассера" надо смотреть вместе с небольшим торгово-выставочным центром напротив, в котором кроме весёлого балагана киосков и магазинчиков, бугристых полов, кривых перил, косых стен и пузатых колон, важное место занимает модерный общественный туалет -

Торгово-выставочный центр и вход в общественный туалет.
Оценить творчество Хундертвассера не просто. Можно, конечно, отмахнуться от художника-самоучки, можно пренебрежительно назвать всё это китчем, "пряничными домиками", но, чтобы не говорили критики и почитатели классического искусства, стОит вспомнить, что жизнь не стоит на месте. То, что вчера было непонятно и потому неприемлемо для большинства, со временем становится образцом для подражания. Многие и сегодня восхищаются им, задумываются над его манифестами, а некоторые по-настоящему гордятся, что посещали его прижизненные выставки, участвовали в его проектах, живут в его домах. В любом случае, его произведения, а построил он немало и в разных странах, украшают и очень разнообразят унылый городской пейзаж и легко узнаваемы даже среди ярких красок живой природы.

Вот фонтан, построенный Хундертвассером в курортном городке Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер Зее. Мы гуляли в парке над озером и безошибочно "вычислили" творение Хундертвассера.

Фонтан выделяется на фоне зелёных гор, окружающих деревьев и шикарной гостиницы. Но, в то же время, не выглядит здесь чуждым элементом. Основной идеей Хундертвассера был человек, как порождение земли. Поэтому человек, в его понимании, должен жить в гармонии с природой, а не пытаться переделать её. У природы нет прямых линий и углов. "Прямая линия – безбожна и безнравственна", - считал художник, и признанных мэтров архитектуры Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ, поклонников прямых линий и чистых геометрических форм называл врагами гуманизма. Он устраивал в стенах домов ниши для деревьев и видел в этом минимальную компенсацию за урон, который наносит индустриальное общество природе. Его архитектурный стиль вошел в историю как "естественный", "экологичный", "биоморфный".

Кроме абстрактной живописи и архитектуры Хундертвассер оставил свой след и в других областях изобразительного искусства и общественной жизни. Он рисовал почтовые марки, плакаты, флаги, одежду, участвовал в работе ООН по экологическим проблемам, устраивал выставки своих работ во многих странах мира. В 1976г состоялась его выставка в Тель Авиве, а в середине 90-х около Арабо-Израильского общинного центра в яффском районе Аджами поставил фонтан-поилку в виде открытой ладони и излюбленного символа, с которым он не расставался всю жизнь, – спирали, "символа жизни и смерти". [ 1974, Die Spirale ].


Несмотря на обряд крещения, который он прошел в 10-летнем возрасте, Хундертвассер, похоже не забывал о своей связи с Израилем. В 1978г, почти через год после исторического визита в Израиль египетского президента Анвара Садата и незадолго до Кемп-Девидских соглашений, он предлагает дизайн "Флага мира".

К флагу прилагался очередной манифест, в котором он писал:

Этот флаг – символ примирения и согласия между еврейским и арабским народами.
Долгая вражда окончена.
Оба народа увидели себя в этом флаге.
Флаг представляет одну страну.

Флаг белого цвета – символ мира и прекращения войны.
Синяя шестиконечная звезда Давида представляет еврейский мир.
Голубой – цвет неба, воды, источник жизни в исламе и бесконечной неисследованной глубины.
Это цвет провидческого гения человека.
Зеленый полумесяц это символ ислама.
Зеленый – цвет растительности и царства деревьев.
Это стремление к бесконечной плодородной земле, густым лесам и пастбищам, в которых будет течь молоко и мед.
Зеленый – цвет надежды.
Зеленый – цвет Мухаммеда.

Зеленый арабский полумесяц бесконечен как горизонт.
Как чашку в ладонях он держит синюю еврейскую звезду, как драгоценность.
Арабская луна защищает еврейскую звезду, которая не может избежать своей судьбы…


В 1978 году “Флаг мира” и “Манифест мира” были направлены от имени Федерального канцлера Австрии Бруно Крейски главам государств Ближнего Востока. Говорят, что даже неисправный оптимист Шимон Перес сказал по этому поводу, что Хундертвассер "привязывает телегу впереди лошадей".

Следующий дизайн "Флага мира" для Ближнего Востока (1990) выглядел уже иначе. Конкретные символы исчезли. Остался голубой цвет неба и воды, и зелёный – его любимый цвет растительности, царства деревьев и надежды.

© Арк.Таль

Основные использованные источники:
1) http://www.hundertwasser.ru/index.htm
2) http://arx.novosibdom.ru/node/1788
3) http://www.eleven.co.il/article/14575
4) http://en.wikipedia.org/wiki/Friedensreich_Hundertwasser
5) Фото-альбом "HUNDERTWASSER-KRAWINA HOUSE, VIENNA", 2007

(см. Продолжение )

Сто вод архитектора-натуралиста Фриденсрайх Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер - архитектор-сказочник, эксцентричный и гениальный, провокатор, фанатик, бродяга, художник-фантаст, артист и космополит в творчестве и жизни. И не понемногу, а на всю катушку. Это настоящий философ, в двойном псевдониме которого переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры. Он был признан гражданином мира, : кардинально изменил принцип красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что «дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике.

.

Хундертвассер перед открытием своей выставки в Студии Поля Фачетти, Париж. 1954

Хундертвассер родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей - Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским генератором идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя, взяв себе труднопроизносимый псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, что, по его собственному признанию, больше соответствует его мировоззрению. Friedensreich - «царство мира», Hundertwasser - «сто вод»…

-Это был уже не первый эксперимент со сменой имени, среди более ранних псевдонимов были, например, Дункельбунт или Регентаг. Однако вариант Фриденсрайх Хундертвассер стал окончательным.

На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год

Отец — австриец, мать — еврейка. С 1936 года посещал венскую школу с обучением по системе Монтессори, учителя которой отмечали у мальчика особое ощущение цветов и форм.

Детство его складывалось далеко не безоблачно. Отец, скончался от аппендицита, когда Фридриху был всего год. Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя.

Ф. Хундертвассер в своей квартире на Obere Donaustrasse. Вена, 1952

Однако испытания не остановили и, возможно, даже подстегнули развитие творческого начала, его стремление в рисунке выразить свои чувства. В гимназии юноша начинает писать природу, что стало основой для всего последующего творчества. Сдав выпускные экзамены, в 1948 году Фриденсрайх Хундертвассер в течение трех месяцев посещает Венскую Академию. Тогда же он отправляется в свои путешествия по другим странам.

Дерево-спираль (Spiralbaum). Почтовая марка. Вена (Австрия), 1975

После своей первой выставки, которая состоялась в Венском арт-клубе в 1952 году, Хундертвассер активно включился в культурную и общественную жизнь. В 1961 году посещает с выставкой Японию (в Токийской галерее), 1962 году представляет ретроспективную экспозицию на биеннале в Венеции, 1969 — выставки в музеях США…

Собственный графический стиль, в основе которого лежит так полюбившаяся мастеру спираль, стал визитной карточкой художника. Спираль стала на всю жизнь любимой темой, формой и содержанием, воплощением мировой гармонии, которая характеризовала и его взаимоотношения с природой. В настоящее время его графические работы занимают почетное место в Венском доме искусств (KunstHausWien).


Автопортрет. Вена (Австрия), август 1948. 62 x 43 см. Пастельные карандаши на рисовальной бумаге

Бурные водовороты напоминают перипетии личной жизни. Хундертвассер был дважды женат, первый брак был заключен на Гибралтаре, второй — в Японии, но оба не продлились долго. Зато позже художника постоянно окружали сменяющие друг друга молодые подруги, что было предметом постоянного любопытства и зависти.

Эпатаж как средство

Свои рассуждения относительно теории искусства и архитектуры Хундертвассер выражает в манифестах, с которыми активно выступает на публике, причём, большинство из них носят эпатажный характер. Так художник и архитектор протестовал против обыденности и равнодушия к окружающему, привлекая внимание к своим тезисам относительно роли природного в городской среде, нового смысла искусства, поиска искры творческого духа, заложенной в каждом человеке. Первый манифест, воплотивший его архитектурную концепцию, был направлен против рационализма в архитектуре и провозглашен в Зеккау, бенедиктинском монастыре.

Хундертвассер с Renе Brü в павильоне Castiglione в Saint- Mandö возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950г

Параллельно с чтением лекций в гамбургской художественной Академии, продолжал развивать выдвинутую им в конце 50-х теорию трансавтоматизма, который призван высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией. В 1959 году, будучи приглашённым лектором Академии изящных искусств в Гамбурге, Хундертвассер устроил перформанс, который закончился публичным скандалом.


Ползая под ногами столпившихся зрителей, он и два его друга, Харальд Шульц и Базон Брох, в течение двух суток непрерывно рисовали линию на стенах — сначала чёрным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Художники вынуждены были прервать своё занятие, когда линия достигла высоты 2,5 метров, при этом Хундертвассер сокрушался о том, что не смог достичь цели — точки в центре потолка.


Ф. Хундертвассер со своими картинами в Вальдфиртеле, Австрия. 1978




Сочинив очередной манифест под названием «Право на третью кожу», Хундертвассер прочел его обнаженным в Мюнхене в 1967 году, вызвав крайнее изумление у публики. Второй подобный акт назывался «Loose from Loos». И, если верить легендам, это было не последнее его общественное выступление нагим.


Ф. Хундертвассер. Портрет. 1985

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура — свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»


Хундертвассер в Кауринуи, Новая Зеландия. 1978

«Каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…» В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.


«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это — линия подражания».

Стратегическая дискуссия с экологом Петером Вейшем на сидячей демонстрации за сохранение парка Hainburg Au, 1984

Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах.


Он выступал против заплесневелости в архитектуре, говорил, что возможность проектировать должен иметь каждый. Считал, что, возводя дом, люди забирают часть природы и это необходимо компенсировать, предоставив деревьям и траве место в своем жилище. В гармонии, он верил, не должно быть прямых линий.


Посадка деревьев перед фарфоровой фабрикой Розенталя в Селбе (слева - Ф. Хундертвассер, справа - владелец фабрики Филипп Розенталь). 1981

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине. Его дизайн - это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь - неприкрытое чудачество.

Ф. Хундертвассер. 1985

Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек и жетонов для казино, будучи известнейшим архитектором.


Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм.


«Хундертвассер - это кич!» - восклицают противники. «Хундертвассер - гений!» - парируют сторонники. Из всех реализаций архитектора наиболее известен Дом Хундертвассера в Вене. Этот семиэтажный дом издалека бросается в глаза своей пестротой и вычурными формами. Это даже не дом, а чудо. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой элемент декора. Интересно, что в отделке здания применен строительный хлам.

В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. И весь этот миракль украшен сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. В нем живут, прежде всего, люди искусства. Каждый собственник квартиры, как уже было сказано, имеет право перекрасить свою часть фасада, но только насколько сможет достать вытянутой рукой. Внутри многих комнат посажены деревья.

Здесь неровные полы как символ лесных и горных троп, а кривые и неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены - водопады и морские волны, из осколков керамической плитки в виде аппликации сделаны деревья, бабочки, лебеди, совы и утки.

Здесь действительно нет прямых линий и острых углов, даже произвольно расположенные окна прячут остроконечные рамы под карнизами и нишами, украшенными кеглями для боулинга, греческими статуями и шапочками Санта-Клауса.

Из многих квартир можно выйти в зимний сад или на террасу. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы и 250 деревьев и кустов. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго.

Архитектор был убеждён, что люди должны хоть как-то компенсировать тот урон, который наносило природе индустриальное общество. Поэтому он отводил деревьям и траве место при планировке своих домов и на доме, и прямо в нем. Например, посреди комнат растут деревья, выпуская из окон наружу свои ветви, а крыши зданий покрыты дёрном.

Фриденсрайх Хундертвассер с радостью занимался всем, что его увлекало. Преуспел в изготовлении эскизов для почтовых марок, за что получил гран-при филателистов в 1997 году в Германии. Рисовал марки для республики Берега Слоновой кости, Сенегала, островов Кабо-Верде и ООН. По его образцам японские зодчие создавали резные скульптуры из дерева.

Разрабатывает дизайны для самолетов линии «Боинг» и «Кондор». Строит рынки, летние деревни, оформляет энциклопедии и обложки для книг.

Купол под золотым дождем. Золотая монета. Вена, 1978

Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998

Родина отвечает мастеру признательностью, устраивая тур выставок «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Начиная с Парижа, он проехал по городам Европы, затем побывал в Мексике, США, Канаде, Северной Африке. Произведения Фриденсрайха Хундертвассера щедро разбросаны по всему миру. В Токио и Лиссабоне, Вене и Магдебурге, да и во многих других городах можно увидеть творения мастера.

Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Он скончался 19 февраля 2000 года, на борту лайнера «Королева Елизавета», по дороге между двумя своими домами на разных материках Земли.

Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори



Яхта Хундертвассера «Regentag»