Имена русских святых жития русских святых. Святые православные богородица Какие святые были на руси

Гимназия № 12.

Открытый урок музыки в 4 классе

«Святые земли русской»

Учитель музыки,

Водопьянова Т.М.

Образовательные области: литература, искусство, история религии.

Класс: 4

Тема: «О России петь, что стремиться в храм»

(Святые земли русской).

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи.

Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

    Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.

    Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

    Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся:

Коллективные

Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр.

Предполагаемые результаты урока:

Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

    Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.)

    История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева.

    Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.

    Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.

5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.

6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с.

7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –

8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.

9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.

10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94.

12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.

13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества).

14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с.

15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:

16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:

17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Конспект урока

Вход в класс

Слайд № 1

Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви.

Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)

(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!»

лику святых?

Введение в тему.

интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.

Проверка адресного поискового задания учащихся:

Свято́й

Слайды №5, 6

Расширение и углубление общей эрудиции учащихся.

(Слайды №7 – 12)

Слайды № 5,6

Отчет о выполнении поискового адресного задания.

Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме.

Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников.

Ученик (адресное задание):



пробивается древняя кровь –



в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». -

Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха.

Слайды № 7 12

Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках

« Окружающего мира».

Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие.

Ученик (адресное задание):

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное

значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Верою Русской свободна,

Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!


Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(Слайды № 13 – 19)

Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма.

Духовная музыка

Вопрос учителя:

Учащиеся:

Слайд № 24

Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола.

литургия. колокол

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине

« Вечерний звон».

Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры.

Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон».

Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями.

Стихи́ра


Жития святых

Акафист -

Тропарь

Псало́м

Конда́к - жанр .

Духовная музыка

Слайды № 28,29

Рефлексия

Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения

Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    ?

Слайд №30

Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни.

Сообщение домашнего задания вариативного типа.

«Золотые купола».

Домашнее задание:

Слайды № 32 –40

Использование минусовки.

Запись в дневник, тетрадь.

Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное

« послесловие».

Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей.

Слайд № 41

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Ход урока:

Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни.

Учитель:

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А. Пушкин

« О России петь, что стремиться в храм…»

С. Есенин (Слайд № 2)

Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).

Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.

Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки).

Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?

Ответы учащихся по результатам домашнего задания:

Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные .

(Слайды № 5,6)

Учитель:

Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)

(Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?

Ученик (адресное задание):

Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.

Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру.

Ученик (адресное задание):

.

Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19).

Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке).

Учитель:

Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.

Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам

Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?

Учащиеся:

Это музыка, которая звучит во время богослужения.

Учитель:

Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.

(Рассказы учащихся –(Слайд № 24 )

Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры).

Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».

(Слайд № 28).

Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29)

Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.


Жития святых - это жанр агиографической литературы, литературно-исторические памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников, причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие житий от жизнеописаний и светских биографий.

Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений.

Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ).

Конда́к - жанр .

искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости).

Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?

В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    Есть ли инструментальное сопровождение?

    Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30)

Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?

Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю.

Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40)

( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения).

Итоговые вопросы учителя:

Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:

    Какую музыку называют духовной?

    Какие виды духовной музыки вы знаете?

    Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?

    Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41).

Домашнее задание:

«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка.

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Литература

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.


У каждого народа есть свои лучшие люди, память о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. В России таких людей называли святыми. Святые – люди, из сердец которых под действием благодати струятся вера, надежда и любовь. Святые земли русской












Сергий Радонежский VIII веков назад родился отрок Варфоломей. Однажды он увидел человека в тёмной монашеском одеянии. Мальчик рассказал монаху что не даётся ему учение. Незнакомец сказал: «Бог даст тебе разум, перед тобой великое будущее». Так и случилось. Позже Варфоломей стал монахом и получил имя Сергий Радонежский.




Святые Борис и Глеб Первые святые земли Русской (сыновья князя Владимира), были убиты своим старшим братом Святополком, за что тот получил прозвище Окаянный. О краткой жизни братьев написал летописец Нестор. Они считаются заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.


Знаешь ли ты В церковном календаре есть место и для твоего праздника! Может быть, ты не знаешь, что носишь имя какого - то святого, ведь практически все русские имена – имена святых. Отыщи в календаре день памяти своего святого, и ты можешь справлять в этот день свои именины.




Святые Пётр и Феврония Они дали пример идеальной семейной жизни, когда муж и жена превыше всего ставят христианский долг друг перед другом. Эти Святые стали покровителями Таинства брака. В память о них ежегодно 8- го июля в России празднуется День семьи.


Святая Блаженная Ксения Петербуржская На Руси издавна любили юродивых. Этот подвиг очень трудно понять современным людям. У блаженного не было ни семьи, ни крыши над головой, ни пищи, ни одежды. В России веков более десяти юродивых были причислены к лику святых.




Святой Гермоген Рубеж века – смутное время для Руси. Самозванцы рвались к власти. Польский король ввел войско в Москву. Патриарху Гермогену угрожали расправой, требуя подписать разрешение на царствование поляку. В ответ Гермоген разослал послания народу с просьбой встать на защиту Отечества. Во главе освободительных сил встали купец Минин и князь Пожарский. 4 ноября 1612 г. Родина была освобождена от врагов.


Святой Иоанн Кронштадтский Вся жизнь святого была подвигом христианского служения людям. Много лет ежедневно он записывал свои мысли, они стали основой его книг « Моя жизнь во Христе ». В конце 19 века революционеры подкладывали бомбы и заодно с теми, на кого охотились, убивали десятки невинных. Их газеты травили отца Иоанна за то, что помогал бедным. По их мнению, вместо милостыни он должен был раздать им оружие и повести на борьбу с царизмом. Отец Иоанн старался объединить общество, а не раскалывать его.


Патриарх Московский и всея Руси Тихон Создавая новый тип человека, большевики объявили войну всем религиям. Они грабили и закрывали православные, католические и протестантские храмы, синагоги и молельные дома, убивали священников и заключали в тюрьмы миллионы ни в чем не повинных людей. Христианская церковь учила любить врагов, а большевики приучали народ к классовой вражде. Церковь учила прощать, а они – ненавидеть. Патриарх Тихон был готов к любым гонениям против себя, лишь бы сохранить независимость церкви от безбожных властей. Он был причислен к лику святых в 1989 году.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Святые Земли Русской. Презентацию выполнила: студентка группы №060757 заочного отделения Озерова Виктория Павловна

ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТОСТИ Святой – значит Божий и христианин. Церковь канонизирует посмертно тех людей, чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящих от останков, могилы Святого, происходящими в ответ на молитвы к нему. Каждый святой – уникальная и прекрасная личность. Церковь канонизирует Святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о Святых наших, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий – вошли в историю как создатели славянской азбуки. Их биографии тесно связаны: старший Мефодий (815 -885) с 862 г. – верный соратник своего младшего брата Кирилла (827 – 869). День памяти Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается в России 24 мая, как церковно – государственный праздник – День Славянской Письменности и Культуры.

Святая Равноапостольная Княгиня Ольга (890 – 969) Княжна Ольга – первая христианская правительница на древней Руси! Никто не мог предположить, что Княгиня Ольга, первая правительница Киевской Руси, примет крещение, и это даст начало принятия православной веры на Руси. Долгие годы она желала провести крещение Руси, но не решалась этого сделать. Ее мечту исполнил внук Ольги Мудрой – Владимир. Период расцвета Киевской Руси – период правления Святой Княгини Ольги! День памяти Святой Ольги – 24 июля

Святой Равноапостольный Князь Владимир – Красное Солнышко (963 – 1014) Великий Киевский Князь Владимир крестил Русь в православную веру. Он совершил глубокий переворот в жизни и мировоззрении русского народа, открыл новый период русского просвещения. Религиозных верований, обычаев и нравственности. День памяти Святого Владимира – 28 июля.

Святые Благоверные Князья Борис и Глеб (? – 1015) Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к больным и обездоленным. Дни памяти Святых Бориса и Глеба – 15 мая, 6 августа, 18 сентября.

Благоверные Князь и Княгиня Пётр и Феврония Муромские День семьи, любви и верности - так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества.

Святой Благоверный Князь Александр Невский (1220 – 1263) Сын князя Ярослава. С сравнительно небольшой дружиною новгородцев и Александр ночью 15 июля 1240 года напал на шведов и нанёс им полное поражение. Эта победа принесла Князю Александру прозвище – Невский. Церковь прославила Александра Невского не тодько за ратные подвиги, но и за кроткое служение ближним, помощь народу в дни испытаний. Дни памяти – 12 сентября, 6 декабря.

Преподобный Сергий Радонежский (1314 -1392) Родился 3 мая 1314 года в селе Варницах, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Примером своей жизни, высотой своего духа он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам. Он благославил Дмитрия Донского на куликовскую битву. Дни памяти – 18 июля, 8 октября.

Святой Благоверный князь Дмитрий Донской (1350 -1389) Дми́трий I Иванович прозванный Донским за победу в Куликовской битве - князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. Причислен к лику святых.Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. День памяти – 1 июня.

Святая Праведная София Слуцкая (1585 – 1612) Праведная София, последняя княгиня рода князей Слуцких, родилась 1 мая 1585г. Защищая интересы Православия, поддерживала монастыри, храмы. Официально канонизированна в Соборе Белорусских Святых в 1984 году. Нетленные останки Софии почивают в Свято – духовом кафедральном соборе в Минске. День памяти – 1 апреля.

Блаженная Ксения Петербургская (1732 – 1803) Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она прожила до 45 лет. Тело ее погребено на Смоленском кладбище (сейчас там стоит часовня имени Святой). И много чудес Божих стало совершаться у гроба ее. Больные получали исцеления, в семьях водворялся мир и идилия, нуждающиеся получали необходимое. День памяти – 6 февраля

Преподобный Серафим Саровский (1754 – 1833) Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н,). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых. Он достиг высокого духовного совершенства. Строгий к себе, он был наполнен любовью и снисходительным отношением к ближним. День памяти – 15января, 1 августа

Святитель Феофан Затворник (1815 – 1894) Феофа́н Затво́рник (в миру Георгий Васильевич Говоров - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей. Он один из самых почитаемых Святых и влиятельных богословов в России. Провёл много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами. День памяти – 23 января.

Святой Преподобный Иоанн Кронштадский (1829 – 1908) Религиозный мыслитель, всероссийский молитвенник, один из самых любимых и почитаемых в народе Святых. Он был устроителем и благотворителем множества храмов и монастырей. Иоанн был праведен, искренен и прост. Люди тянулись к нему, как к живому свидетельству небесных сил. День памяти – 2 января

Преподобная Мученица Елизавета (1864 – 1918) Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна Романова посвятила свою жизнь Богу и служению людям. Вела подвижническую жизнь, следовала наставлениям старцев Оптинской Пустыни. В 1918 году была арестована, вывезена в Сибирь и живой сброшена в шахту, откуда спустя месяцы нетленное тело было извлечено. Мощи перевезены в Иерусалим. День памяти – 18 июля.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Среди святых земли Русской были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.

«В тот роковой день Великая княгиня Елизавета Феодоровна собиралась в свою мастерскую в Кремлевский дворец. Вскоре после того, как Сергей Александрович отъехал от Николаевского дворца, раздался сильный взрыв, который потряс здание так, что задребезжали стекла в окнах и зазвенели и закачались люстры. Потом наступила зловещая тишина.

Елизавета Феодоровна сразу почувствовала сердцем, что случилось страшное, непоправимое несчастье. Как была, в одном платье, без шляпы, она бросилась вниз по дворцовой лестнице.

Великий князь Сергей Александрович погиб так же, как и его отец, Император Александр II, Освободитель - был разорван бомбой террориста. Убийца Каляев, слегка раненный щепками, разлетевшимися от саней, был тут же арестован полицией. Борясь с полицейскими, он успел выкрикнуть «Долой царя! Да здравствует революция!»

Великая княгиня, посещая госпиталя с ранеными, видела кровь и изуродованные тела, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое воображение на снегу, залитом кровью, были разбросаны куски тела, обрывки одежды, обломки экипажа.

Елизавета Феодоровна молча, без крика и слез, склонилась над кровавым месивом. Она ни на кого не смотрела, ничего не сознавала, кроме того, что нужно как можно скорее собрать все, что осталось от Сергея Александровича: «Скорее, скорее - Сергей так ненавидел беспорядок и кровь»

Когда все было закончено, Елизавета Феодоровна поднялась с колен и пошла за носилками. В руке она крепка зажала образки, которые Сергей Александрович всегда носил на цепочке на шее» (Л.Миллер «Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна» М., 2005 г.).

Что же сделает она потом? В ее власти требовать немедленной казни Каляева. Казни жестокой, расправы, мести. Но – нет. Она действительно идет в тюрьму к Каляеву. Но идет не с местью, не с обещанием расправы. Она идет с Евангелием. Она просит его принести покаяние в убийстве, она просит его вспомнить о Боге и о своей душе. И обещает тогда просить о … его помиловании. И в ответ слышит только смешки.

Ей доступны были все наряды и украшения Европы, она считалась одной из первых европейских красавиц… Она принимает монашество. Ее знала вся Москва – Москва не только высокосветская – ее знал весь Хитров рынок – самое страшное, грязное и преступное место – туда она приходила. Чтобы лечить, утешать, кормить, помогать.

На расстрел ее везли эстонцы. Ее сбросили в шахту в Алапаевске. И бросили бомбу. А, сбросив, содрогнулись от ужаса – из шахты доносилось пение Херувимской – песнопения Литургии. Это пела Елизавета Феодоровна, молясь перед смертью. Когда тела достали из шахты оказалось, что и перед лицом смерти не оставила она ближних – оторвав ткань от одежды, она перевязывала раны тем, кого сбросили вместе с ней.

Она – одна из тех, кого вспоминает в это воскресенье Русская Православная Церковь. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова.

Собор Всех Святых, в земле Русской просиявших , который празднуется на второй неделе по Пятидесятнице, продолжает праздник Всех Святых, который мы праздновали на прошлой неделе. Этот день восстановлен для празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение, вскоре стали мучениками и тоже были причтены к собору русских святых. Сегодня Русская Православная Церковь поминает тот многообразный сонм христиан, говоривших по-русски и стяжавших Духа Святаго.

Язык менялся, и первые русские святые – первомученики российские Фёдор и Иоанн, принесённые в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, – говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий. Одни жили в маленьких сёлах и весях удельных княжеств, другие в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне как св. Силуан, на Аляске как св. Герман, на Филиппинах как св. Иоанн Шанхайский, в Японии как святитель Николай (Касаткин). Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.

С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам «первого русского мистика», по словам историка Г. Федотова, - св. Сергия Радонежского. В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит, как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского.

В XVIII веке подчинённая жёсткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке суровые гонения дают длинный как никогда список новомучеников и страдальцев за веру Христову.

«Вот Господь насылает нам знаменье,
Да его убояться не надобеть:
Убоимся греха непрощенного…
Волен Бог и во гневе и в знаменьи,
А к добру или к худу - нам видети…»,

писал в середине 19 века Лев Мей.

Празднуя собор святых, во земле Русской просиявших и читая их жития , порой по поворотам сюжета готовые стать детективными романами, волей-неволей соглашаешься с Меем: порой трудно представить, какие тягости и невзгоды приходилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена.

Возьмём только некоторые отрывки из житий:

Преподобномученик Адриан Пошехонский «на монастырь напали разбойники - крестьяне соседнего села Белого - ограбили его, а настоятеля - св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней «. Истории с нападением разбойников на святых встречаются очень часто, даже св. Серафима Саровского грабители однажды избили, проломили голову обухом топора, но не найдя в келлии ничего кроме икон и нескольких картофелин, ушли ни с чем.

Святитель Филипп «Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным из них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству…опричники…набросились, сорвали облачение, вытолкали из собора…приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях «. Это случилось во времена столь любимого некоторыми ныне Ивана Грозного, который на умиротворяющие письма митрополита Филиппа, не боявшегося спорить с царём и всесильным Малютой Скуратовым, реагировал с таким презрением, что до сих пор в русском языке сохранилось словосочетание «филькина грамота».

Преподобный Иринарх «Раз пошёл он в лютый мороз в Ростов спасать одного боголюбца от правежа и отморозил себе пальцы на ногах. Три года проболел он после того…»

Преподобный Дионисий Радонежский : «подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжёлым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правёж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества… » А это уже события времён после Смутного времени, в ходе которого монах Троице-Сергиевой Лавры собирал средства на оборону от поляков и ополчение Минина и Пожарского. Впрочем, св. Дионисий являет собой образец настоящего христианского отношения к злоключениям. Как мы читаем в его житии, «Все это он переносил не только с замечательным спокойствием и достоинством… но и находил силу подшучивать над своим положением. Лицам же, уважавшим его и выражавшим ему сочувствие, он говорил: «Это не беда, а притча над бедой» .

Преподобный Варлаам Чикойский (в миру – Василий Надежин): «земская полиция давно уже проведывала и делала розыски о Надежине… пустынник Надежин был взят через полицию, после тщательного обыска в скиту, и посажен в острог» . Это было уже в просвещённом 1827 году, когда властям подозрительным казалось одно желание уйти из мира.

Надо заметить, что в приведённых примерах почти все искушения приходили посредством христианского государства или же обычных людей вокруг, таких же православных христиан, жителей Святой Руси. К сожалению, мы очень часто не видим и не замечаем, кого обижаем, гоним, злословим, тогда как и возле нас могут оказаться отмеченные Божьей благодатью люди. Когда же обижены оказываемся мы, то ропщем на людей и на Бога, видя гигантскую несправедливость в том, что нас обидели, оскорбили, обсчитали.

На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование. И некоторые выходили. Но немногие. А расстреливали всех.

Их имена канули в Лету, от многих остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода, холода, пули… Но они не боятся смерти . Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают уже совершенно свободно, но без страха гонений, тоже тысячи – молиться им.