Интервью с директором театра им. Вахтангова Кириллом Кроком: «Театр начинается с вешалки. Театр имени евгения вахтангова Главный режиссер театра вахтангова 4 буквы

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Место нахождения Москва … Википедия

    Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Координаты 55.749722 … Википедия

    Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

    Запрос «МХТ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о MXT/МХАТе до конфликта 1987 года, который привёл к образованию двух разных театров. О МXT им. А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский… … Википедия

    Театр студия под руководством актёра и режиссёра вахтанговской школы Р. Н. Симонова работал в Москве с 1928 по 1937 год. Закрыт в 1937 году в результате слияния с московским Театром рабочей молодёжи … Википедия

    Прежние названия Четвёртая студия МХАТ, Театр Красной Пресни Основан 1927 Главный режиссёр В. Ф. Фёдоров, Н. П. Охлопков Реалистический театр драматический театр, работавший в Москве. Образован в 1927 году на основе Четвёртой студии МХАТ.… … Википедия

    Высшее театральное учебное заведение Российской Федерации при Государственном Академическом театре имени Евг. Вахтангова, находится в Москве. Институт готовит специалистов по направлениям «Актёр драматического театра и кино» и «Режиссёр театра».… … Википедия

    Владимир Иванов Имя при рождении: Владимир Владимирович Иванов Дата рождения: 12 ноября 1947(1947 11 12) (65 лет) Место рождения: Магадан … Википедия

    «Театр начинается с вешалки». Ставшие крылатыми слова К.С. Станиславского таят в себе процесс работы огромной машины, где каждый винтик имеет значение. А руководит этой машиной не кто иной, как директор театра. Когда открывается занавес, мы видим только вершину айсберга, а что находится под ней, рассказал директор государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ Кирилл Крок. С ним поговорила Ирина Латорцева.

    Кирилл Игоревич, в одном из интервью Вы сказали: "К театральным стенам надо относиться с большим волнением и уважением, чем к собственному дому - когда важнее то, что здесь, нежели то, что дома". Расскажите, как Вам за 8 лет удалось сделать для театра невозможные за такой короткий срок преобразования?

    Во-первых, 8 лет - огромный срок! Это всё так просто. Каждый день каждый год ставить себе планы, добиваться их реализации, не отдыхать, по два месяца, как отдыхают наши уважаемые артисты, а находиться здесь, в театре. Делать, ремонтировать, переоборудовать, менять. Это каждодневный маленький труд, который, может быть, не виден. А потом, раз - а у нас тут изменения.

    Действительно ли театр для Вас второй дом (или даже первый)?

    Смотрите, какая штука. У меня дома есть любимая собачка, которая может мне подрать обои, я их подклею. Эту подклейку вижу один я и моя жена. Если что-то ободрано в театре Вахтангова, где бывает каждый день минимум тысяча человек, а если считать все сцены, то тысяча триста, - все это видят. Это стыдно. Я не могу видеть ободранные, поцарапанные или испачканные углы, и требую от наших сотрудников каждодневных обходов театра. Раз в месяц я сам делаю большой обход каждого помещения, каждой кладовки с начальниками службы, с руководителями отделов. Мы всё записываем: тут подкрасить, там подремонтировать. И это исполняется. (Тут Кирилл Игоревич достает целую папку бумаг со списком проделанных работ, где указано всё до мельчайших деталей, и, действительно, всё исполнено ). Моё глубокое убеждение, что все эти вещи, может быть, подспудно, очень влияют на атмосферу в театральном творческом коллективе. Я убеждён, что там, где бардак и грязь, не живёт искусство. Оно очень капризно, трепетно, подвержено разным настроениям. Ведь Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки». Это не просто присказка. То, как сегодня артист выйдет на сцену, как он будет играть, как будет распределять себя, напрямую зависит от обстановки и атмосферы в театре. Никто меня не переубедит, что артисту всё равно, какая у него гримерка, есть ли там душ с чистым полотенцем и мылом, и что всё это в совокупности не влияет на его творчество. Я глубоко убеждён, что для того, чтобы создать что-то прекрасное, нужно напитаться этим прекрасным. Чтобы выдать что-то за час-два на сцене, артист начинает настраивать себя задолго до спектакля. Это так кажется - что такого - прибежал в театр, надел парик и на сцену. Совершенно нет. То, как артист входит в театр, какой здесь порядок, как здесь комфортно - несомненно, влияет на творчество. Уж не говоря о том, что театр Вахтангова - Академический театр почти со столетней историей. Через два года театру исполнится 100 лет. Поэтому мы обязаны подавать пример и содержать театр в идеальном состоянии. Для этого требуются каждодневные усилия. И роль директора в театре заключается не кабинетным креслом. Это работа с людьми, решение их вопросов. Директор - человек, который отвечает за внешнее и внутреннее состояние театра. Без этого не получается творить даже у самых лучших режиссёров. Я себя отношу к категории обслуживающего персонала, потому что должен обеспечить комфортные условия для работы режиссёра. Чтобы все актеры присутствовали на репетиции, а не разбегались по своим проектам (что тоже важно, и нужно воспринимать это как данность), чтобы спектакль проходил так, как это задумал режиссёр при постановке, а не так, как сложилось по обстоятельствам, чтобы декорации были не пыльными, а такими, какими должны быть. Я должен обеспечить артисту вкусную и недорогую еду в буфете, чистую и уютную гримёрку, вовремя поданный отглаженный костюм т.д. и т.п. и, безусловно, полный зал зрителей. Я должен создать максимальный комфорт. Не говорю, что это всегда получается, но никто не может бросить мне в спину, что я этим не занимаюсь или не достигаю определенных результатов. Конечно, хотелось бы больше. Всё нужно воспринимать в разрезе времени. Если вспомнить, как мы жили в театре 5-6 лет назад и как живём сейчас, посмотреть цифры, среднюю зарплату в театре за последние три года, сравнить соотношение по Москве оплаты каждого выхода актера то, мне кажется, - живем достойно.

    Не случайно же Вы обладатель премии "Хрустальная Турандот" за "Безупречную организацию театрального процесса". Действительно, 6 сценических площадок, звёздная труппа, разнообразнейшие постановки? Удаётся ли удовлетворять амбиции артистов и режиссеров, распределить роли и постановки?

    Перестаньте, при чём здесь премия Турандот…Распределением артистов занимается режиссерское управление и мой заместитель. Они вместе ставят репертуар за полгода вперёд, решая сложнейший ребус. Сначала выстраивается гастрольный репертуар. Контракты составляются за год-два до поездки. Потом к этому графику подстраивается репертуар основной большой сцены, затем репертуар всех остальных наших площадок. Во многих спектаклях есть два состава, потому что всех надо распределить.

    Какие появились возможности, благодаря новым площадкам?

    Возможности у театра появились совершенно разные. К примеру, открыта площадка «Арт-кафе». Многие копируют эту идею, и я рад, что наш пример оказался заразительным и полезным. На новой сцене, на минус первом этаже в подвале мы оборудовали прекрасное эстетически-художественное пространство. Спасибо главному художнику Максиму Обрезкову. Зрители могу приобрести билеты в кассе или в интернете любым способом и прийти. Вся прелесть пространства в том, что можно присесть не в ряду, как в театре, а за столиком, заказать чашечку кофе или лёгкие спиртные напитки, нехитрые закуски и наслаждаться творческим вечером или другими представлениями наших актеров. Это и сделано, прежде всего для актёров и зрителей. Появились дополнительная материальная составляющая и, что важнее, творческая самореализация актеров. Тем не менее, наше «Арт-кафе» очень эффективно работает, и мы неплохо закрыли сезон по экономическим показателям, даже с небольшой, как можно теперь выразиться, прибылью на развитие театра. Зрители ходят к нам, любят нас и мы им отвечаем взаимностью.

    Вы упомянули про творчество самых лучших режиссёров. На должность главного режиссера назначен Юрий Бутусов. Расскажите, как два гения - Римас Туминас и Юрий Николаевич Бутусов будут работать в одном творческом пространстве?

    Сразу скажу: абсолютно тихо и спокойно. Потому что Римас Туминас совершенно самодостаточный режиссёр, искренне радующийся любому творческому успеху коллег. Он не боится приглашать сильных людей, поскольку сам человек сильный. Повода для ревности, как у многих коллег, у него нет. Самодостаточная личность всегда с интересом воспринимает чужое творчество. Само привлечение таких режиссёров - творческое развитие для театра.

    Поменяется ли репертуарная политика?

    Репертуарную политику определяет художественный руководитель театра - Римас Туминас. Если он что-то поменяет в своих взглядах, то и репертуар поменяется. Если ему что-то понравится, и он решит, что данное произведение - пьеса, роман, сценарий - соответствует духу сегодняшнего времени, значит, будем ставить. Он абсолютно свободен в своем творческом выборе. Никто не диктует театру, что и как ставить. Это решает человек, который стоит у руля театра. А у руля театра стоит человек, поцелованный Богом. Зовут его Римас Туминас. С Юрием Николаевичем Бутусовым достигнута договоренность, что он приходит на должность главного режиссера театра. Раз в театральный сезон он будет делать новую постановку. Он тоже абсолютно свободен в выборе материала, занятости артистов и т.д. и т.п.

    Чего интересного ожидать зрителям в новом сезоне?

    В театре много чего интересного происходит. Иногда думаешь, что премьера будет рядовой - случается событие. Я думаю, что одним из самых интересных событий - спектакль «Фальшивая нота», который выпустил Римас Туминас. Предположу, что эта работа будет очень любима зрителями. Во всяком случае, мы на это очень надеемся. Следующая премьера в январе на основной сцене. Лука же Фуско, главный режиссёр неаполитанского театра «Стабиле». Ставит он пьесу Эдуардо же Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Он интересный режиссер, у которого много удачных спектаклей в Италии. Лука приехал со своей творческой командой - художником, ассистентом режиссёра. Я думаю, что это будет новая краска в репертуаре театра. Конечно же, мы ждем, что Юрий Николаевич Бутусов приступит к репетициям «Дон Кихота». Это будет не совсем «Дон Кихот», как мы его понимаем, а, скорее, художественное размышление на сюжет «Дон Кихота». Юрий Николаевич всегда неожиданный режиссёр. На Новой сцене А. Максимов представит в ноябре премьеру «Брусов переулок» Самое значимое событие для нас, это то, что в ноябре Римас Туминас начнет читки романа «Война и мир». Если у Петра Фоменко только одна история, начало романа, то Римас хочет воплотить роман не то чтобы целиком (иначе спектакль будет идти три дня без остановки), а весь сюжет объять, соединить и привести к одной канве.

    Вы поклонник спектакля с эффектными декорациями и костюмами или же минимализма с глубокой философской игрой?

    Я поклонник хорошего спектакля и хорошего театра. Для меня театр - это аншлаг в зрительном зале. Я считаю, что театр существует для людей, а не для критиков. И это очень важно. Померять успех театра можно только одним способом. Об этом всегда говорил Олег Павлович Табаков. Я просто процитирую его слова: «Единственный показатель успеха театра - это касса». Покажите, сколько сегодня продано билетов. Мне может спектакль нравится или не нравится, но если билеты проданы, значит, он нужен людям. Он попадает в их сердце, заставляет их вынуть свой трудовой рубль из кармана и прийти в кассу или купить электронный билет. Вот главная мотивация нашей деятельности. Спектакль, который не собирает публику, скорее всего, некий эксперимент фестивального формата. Эксперименты должны быть в театре.

    На Ваш взгляд, эксперименты должны случаться в историческом театре?

    Вы знаете, эксперименты должны быть в любом театре. Просто если мы занимаемся только экспериментами, то в театре наступает беда. Мы должны умело сочетать репертуарную политику так, чтобы в ней присутствовали и эксперимент, и новаторство, и чтобы спектакли собирали публику. В любом театре могут случаться как победы, так и поражения. От этого никуда не деться. Бывает, мы выпускаем спектакль, который по тем или иным причинам не доживает даже один театральный сезон. Такое бывает, и от этого не застрахован даже самый лучший академический театр.

    Привлекаете ли молодых режиссёров?

    Да, Римас выпустил на базе Щукинского театрального института на режиссерском факультете четверых молодых режиссёров. Вместе они поставили на Симоновской сцене спектакль «Стефан Цвейг. Новеллы». Мы привлекаем молодых режиссёров через лаборатории, через большое творческое и организационное сито. Все-таки, любая постановка в театре, неважно на какой сцене, требует больших финансовых вливаний. И мы стараемся делать их очень аккуратно.

    Чего Вам это стоит и какие возникают трудности?

    Все те трудности, которые возникают, мы, так или иначе, решаем. На каждый рубль государственного финансирования мы зарабатываем два рубля. В этом наша успешность, высокая заработная плата в театре и все вытекающее. Работаем очень много. За прошедший за год 747 только в Москве и ещё 74 на гастролях. Мы вкладываем средства на новые постановки, на оплату труда, в развитие театра, в том числе, материально-техническое, в его содержание, понимая, что это задел на будущее. Стараемся все наши траты распределять взвешено.

    Кто на Ваш взгляд создаёт историю театра? Режиссеры, актеры или дирекция?

    Историю создаёт тот, кто выходит на сцену и тот, кто делает спектакль. Зрители покупают билеты в театр не на встречу с директором, а на встречу с творчеством. Ещё раз повторюсь, что моё дело - создать условия для этого творчества, чтобы оно реализовалось в хороший качественный театральный продукт на сцене. Большинству публики всё равно, кто директор, Иванов, Петров или Крок. Может быть, в антракте зрители, проходя по коридорам театра и заходя в буфет, в туалетные комнаты, в гардероб подумают: да, здесь чисто, хорошо пахнет и свежие продукты, значит, хороший директор. Не более того. Они пришли ради главного - ради спектакля. Когда я иду в театр, первое, что меня волнует то, что спрятано за театральным занавесом. Какие же у Вас театральные предпочтения? Вы знаете, разные предпочтения. Стараюсь приходить к коллегам. К сожалению, с моим загруженным графиком работы это не всегда получается. Хотелось бы чаще. Бываю почти на всех московских премьерах. Чем приходится жертвовать ради работы? Личным временем, семьёй, выходными, своими планами, я не могу уехать в отпуск на долгое время. Всё время нахожусь в процессе. День, как это ни странно, мне не принадлежит. Поэтому странно думать, что театральный менеджер - человек в белой рубашке, который не держал ничего тяжелее шариковой ручки. Это физическая и психологическая нагрузка и огромная ответственность в связи со всеми теми законами, которые сегодня у нас работают в стране. Вы, наверное, знаете, к чему приводит безответственность и разгильдяйство. Поэтому я здесь отвечаю за каждую цифру. Ведь это с меня будут спрашивать. Не с помощников, не с тех, кто готовил дела, а с того, кто подписал документ. А подписываю я.

    Важно ли для Вас поддерживать благотворительные проекты?

    Сейчас я принимаю участие в инклюзивном проекте «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». 15 октября откроется одноименный интернет-портал, где будет собрано большое количество полезной информации для незрячих и слабовидящих людей, там же они смогут познакомиться с афишей культурных событий и даже посмотреть кино с тифлокомментариями. Я считаю, что незрячим людям надо обязательно помочь и привлечь внимание широких масс к их проблемам. Можно, конечно, сделать вид, что этих людей нет вокруг. Но они же не виноваты в своих особенностях. Мы должны их социализировать и создавать нормальные условия, попытавшись разукрасить их жизнь яркими красками. Поэтому я и решил принять участие в этом проекте. Мне хотелось бы, чтобы следующий год в России, который объявлен годом театра, был хорошим, успешным. Чтобы театральные проблемы, которые есть в законодательстве, решились, а власть услышала театральное сообщество и сделала всё для решения этих проблем. Они не кроются в области «дайте денег», мы говорим «создайте нам более благоприятные, нормальные экономические условия для того, чтобы мы, всё-таки, занимались тем, для чего создан театр». Это каждый вечер открывать занавес, и слышать зал, в котором раздаются аплодисменты и живые человеческие эмоции. Делать так, чтобы люди не болтались на улице, не сидели дома по квартирам, а приходили в театр, где из толпы они превращаются в культурный народ России.

Ранее, на месте современного театра им. Евгения Вахтангова, был жилой особняк конца XIX — начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. Во время Великой Отечественной войны в старое здание театра попала бомба и оно было полностью разрушено.

Старое здание театра им. Евг. Вахтангова. Арбат д. 26


Современное здание театра построено в 1946—47 годах, архитектор П.В. Абросимов.

В театре им. Евгения Вахтангова долгие годы работали и служили народные артисты, отец и сын -

Народный артист СССР Андрей Львович Абрикосов (1906 - 1973 гг) и
Народный артист России Григорий Андреевич Абрикосов (1932 - 1993 гг).

В 1953-59 годах А.Л. Абрикосов занимал должность директора театра.


Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
улица Арбат дом 26



Театр ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась). В 1917—20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название.

13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е. Б. Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

Вахтангов.
Шарж Ю. Завадского, 1913

Евгений Баргатионович Вахтангов (1(13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени — Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту.

После смерти Вахтангова в 1922—39 управление театром осуществлялось художественным советом , в который вошли: Юрий Завадский, Борис Захава, Н. Тураев, Ксения Котлубай, Анна Орочко, Иосиф Толчанов, Елизавета Ляуданская, Елагина, Глазунов и Осип Басов.

С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина.

К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор — Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт — Р.Н. Симонов, Беатриче — Мансурова).

В 1939 году художественным руководителем театра стал Рубен Николаевич Симонов.

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50—70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968—87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов. В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

В 1956 театр получает статус академического.
С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 - Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 - Ю.Борисова, 1950 - М.Ульянов; 1952 - Ю.Яковлев; 1958 - В.Лановой;
1961 - Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

Евгений Рубенович Симонов
- художественный руководитель театра с 1969 по 1987 годы.

Михаил Александрович Ульянов - художественный руководитель театра с 1987 по 2007 годы.

Андрей Львович Абрикосов.
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1938 по 1973 годы.


Спектакли, в которых участвовал А.Л. Абрикосов:

1936 г. «Много шума из ничего» Шекспира, режиссёры М. Синельникова, И. Рапопорт — Клавдио
«Шёл солдат с фронта» Катаева — Семён Котко
1942 г. «Русские люди» К. Симонова, режиссёр А. Дикий — Сафонов
1942 г. «Фронт» Корнейчука, режиссёр Р. Н. Симонов — Огнев
1950 - «Отверженные» В. Гюго, инсценировка С. Радзинского, режиссёр Александра Ремизова — Жан Вальжан
1956 г. «Фома Гордеев» М. Горького, режиссёр Р. Н. Симонов — Игнат Гордеев
1957 - «Город на заре» А.Н. Арбузова, режиссёр Евгений Симонов — Игнат Добров
«Кирилл Извеков» Федина — Рагозин
«Чайка» Чехова — Тригорин
«Я сын трудового народа» В. Катаева — Семён Котко.

Григорий Андреевич Абрикосов
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1954 по 1993 годы.

Роли Г.А. Абрикосова в театре.

1956 — «Фома Гордеев» М. Горького. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Фома Гордеев
1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова и Арбузовской студии. Режиссёр: Е. Р. Симонов — участник хора
1960 «Иркутская история» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сердюк
1965 г. — «Дион» Л. Зорина. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Сервилий
1966 — «Конармия» по рассказам Исаака Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Никита Балмашов (спектакль был записан для ТВ в 1975)
1975 г. «Господа Глембаи» М. Крлежи. Режиссёр: М. Белович — старик Игнат (спектакль был записан для ТВ в 1979 году)
1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Артуро Реккиа
«Старинные русские водевили» (водевиль «Дайте мне старуху!» В. Савинова)
24 января 1983 г. — «Будьте здоровы!» Пьера Шено. Режиссёр: Владимир Шлезингер — профессор Гарон (спектакль был записан для ТВ)

В репертуаре театра им Е. Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

Известно, что приобщение к культурной жизни столицы невозможно без Арбата. Архитектура этого заповедного района Москвы уникальна и доставляет обитателям и гостям эстетическое наслаждение. На Арбате расположено внушительное здание с колоннами. Это широко известный театр имени Вахтангова.

Напротив фасада бьется фонтан с изящной бронзовой фигуркой принцессы Турандот. А неподалеку от театра можно увидеть памятник любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина с женой Натальей Гончаровой.

История создания театра

Возник театр им. Вахтангова следующим образом: в 1913 году студенты из различных высших учебных заведений Москвы решили объединиться и создать свою Студенческую драматическую студию. Молодые люди своей целью решили поставить обучение системе Станиславского, ставшей модной в молодежной среде.

В первую очередь им нужно было найти опытного наставника. Однако задача оказалась нелегкой. Поиски продолжались целый год и только в 1914 году счастье им улыбнулось. Согласие на совместный творческий труд выразил ученик Станиславского — Евгений Вахтангов.

Премьера спектакля

Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.

Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Евгений Багратионович Вахтангов

Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.

В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.

Единственным другом его станет внук Женя. Однако страсть к выпивке давала о себе знать. И однажды старик уединился в комнате, откуда потом уже не вышел, ударив себя острым перочинным ножом в живот ниже ребер. Смерть была мучительной.

Отец режиссера-новатора

Сын Багратион стал успешным коммерсантом по выпуску папирос, новатором в своем деле. Он одним из первых в России стал использовать труд слепых людей. Лишенные зрения, они, сидя у конвейера, одной рукой ловким движением выхватывали ровно двадцать пять папирос и складывали в специальную коробочку. У зрячих людей не получалось так быстро и точно работать. Отец часто говорил Евгению Вахтангову: «Моя фабрика — настоящий театр, если надеть на всех маски, невозможно будет догадаться, кто есть кто!»

«Принцесса Турандот»

Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».

Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.

Болезнь и смерть

Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает "дедушка"...

Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.

Дальнейшая участь театра

Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.

Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.

Театр Вахтангова: спектакли и актеры

До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.

В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.

Римас Туминас

В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.

К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.

Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.

Другие спектакли

Кроме «Пристани» театр им. Вахтангова пополнил свой репертуар такими постановками, как «Дядюшкин сон», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Варшавская мелодия» и многими другими. Из молодых лицедеев стоит назвать такие имена, как Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Максим Суханов, Лидия Вележева, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг и многие другие. И все они обожают театр Вахтангова. Актеры готовы работать день и ночь, лишь бы прикоснуться к чему-то неизвестному и прекрасному.

Весной 2012 года режиссер-хореограф Анжелика Холина выпустила спектакль «Анна Каренина». В спектакле актеры движениями показывают свои чувства. Холина до «Карениной» в том же духе ставила «Берег женщин», имевших успех у зрителя. В своем интервью режиссер на вопрос журналиста о том, почему она выбрала роман Толстого, ответила, что женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Она решила показать, как любовь разрушает эгоизм, который есть у любого человека, и как с ним следует бороться.

«Эдип»

Не менее популярным стал спектакль «Эдип». Театр Вахтангова в лице режиссера Римаса Туминаса переносит зрителя в Древнюю Грецию. Режиссер подхватил отличную идею художественного руководителя театра Греции в Афинах Статиса Ливатиса - поставить совместно трагедию Софокла «Царь Эдип». Вначале трагедию представили на родине Софокла в Афинах. В древнем амфитеатре Эпидавре, где могут разместиться до 14 тысяч зрителей.

Исполнительница роли Иокасты, Людмила Максакова, поделилась своим мнением о театре в Афинах. Она говорила, что Греция — родина театра, где актер наедине с мирозданием. В постановке нет никаких декораций, кроме стульев и большой трубы посередине. Царя Эдипа играет молодой актер Виктор Добронравов. Смысл спектакля в очищении и покаянии главного героя, что бывает актуально в любое время, особенно сейчас.

Внутренняя жизнь театра

Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.

Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.

Театр Вахтангова: отзывы

В последнее время много отзывов относятся к постановке «Пристань». Есть как восторженные, так и с оттенком недоумения. Люди приходят посмотреть на таких мэтров сцены, как Юлия Борисова, Владимир Этуш. К сожалению, уже нет сценок по «Темным аллеям» Ивана Бунина, так как скончался главный исполнитель роли Юрий Яковлев. Многие желают привести на спектакль детей, чтобы они увидели легендарных актеров и запомнили их на всю жизнь.

АРТ-КАФЕ

Не так давно в здании Новой Сцены открылась камерная сцена, которая называется АРТ-КАФЕ театр Вахтангова. Адрес этой площадки: Арбатская, дом 24. Помещение представляет собой уютное местечко с эстрадой, в радиусе которой расположены столики для зрителей. Гости этого необычного помещения могут быть полноправными участниками сцены и участвовать в инсценировках. Иногда благодаря стараниям руководителей гости могут побывать в атмосфере прошлых веков, к примеру, очутиться в литературном или театральном салоне девятнадцатого века.

АРТ-КАФЕ приглашает гостей на творческий вечер любимых актеров, на поэтические чтения, любители музыки насладятся игрой оркестра Вахтанговского театра, послушают песни и поэзию в исполнении любимых актеров.