Иван шишкин. Ученик малеев виктор Художник быстро прошмыгнул в художественных кругах столицы и принял участие в четверг на встречах Художников "Артель"

"Главная черта моего характера? Прямота, простота. Достоинство, предпочитаемое мною у мужчин? Мужество, ум. Достоинство, предпочитаемое мною у женщин? Честность. Мое главное достоинство? Откровенность. Мой главный недостаток? Подозрительность. Мнительность. Мой идеал счастья? Душевный мир. Что было бы для меня величайшим несчастьем? Одиночество. Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником. Страна, в которой я всегда хотел бы жить? Отечество... Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия". Так ответил на вопросы анкеты "Петербургской газеты" в 1893 году Иван Иванович Шишкин.

Творческая деятельность этого знаменитого пейзажиста - одна из самых удивительных и редких страниц пейзажной живописи в России XIX столетия. От своих современников талантливый Шишкин получил прозвища "Титан российский Лес ", "Патриарх леса ", "Лесной царь ", "Старая Сосна " и "Одинокий Дуб ". Как никто другой, он мог изображать деревья более реалистично и с большей любовью. Шишкин Иван Иванович сотворил образ русской земли с ее богатой русской природой - вечной и необъятной. Творчество Ивана Шишкина на редкость уникально и оптимистично. Во всяком случае, "недоверие и подозрительность", которые он видел в себе, никак не отражались в его творениях. Работая над картиной, он не способен контролировать себя со стороны, его художественно - талантливый язык четок и ясен, в нем нет места глубоко скрытого разлада.

"Громче всех", вспоминал Репин , "раздавался голос могучего Ивана Шишкина. Как огромный могучий зеленый лес Шишкин отражал всех своим здоровьем, радостью, хорошим аппетитом и задушевными русскими разговорами. Иван Шишкин произвел изрядное количество чудесных рисунков, написанных пером, в эти вечера. Зрители за его спиной, бывало ахали, когда он начинал затирать свой замечательный рисунок своими огромными могучими руками и грубыми, мозолистыми от работы жесткими пальцами, но каким-то чудным или магическим образом, рисунок из - за такого грубого обращения выходил даже более элегантнее и блистательней".

Всю свою жизнь художник Иван Шишкин изучал русский лес, особое преимущество отдавал Северному лесу. Обожаемое время года и дня - лето и полдень. В отличие от Левитана и Саврасова Иван Иванович Шишкин не испытывал интереса к переходным и изменчивым переменам природы. И в этом тяготении к неизменным, устойчивым, зрелым формам становится заметным его оригинальный "классицизм".

Иван Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга (Республика Татарстан) на берегу Камы, в местности, которая славится могучими лесами. Его отец - купец со скромными средствами - был большой любитель старины. В целях привлечения интереса сына к истории, он взял юного Шишкина на Волгу, на археологические раскопки древнего болгарского царства, где Иван Васильевич Шишкин помогал профессору Капитону Ивановичу Невостроеву из Москвы. В 1844 году отец Шишкина отправил сына в город Казань, в Первую казанскую гимназию для мальчиков, где он вскоре нашел друзей, с которыми мог бы рисовать и рассуждать об искусстве. В 1848 году после летних каникул шестнадцатилетний Шишкин не вернется в школу. Покинув школу юноша вернется в отчий дом, да бы "не стать чиновником ", где продолжит заниматься чтением и рисованием.

В возрасте двадцати пяти лет он окончил Московское училище живописи. А с 1856 по 1860 Шишкин продолжил обучение в Петербургской академии Художеств под руководством С. M. Воробьева (которого, надо сказать, он уже опередил как художник). Молодой Шишкин, успехи, которого принесли ему золотую (за пейзаж "")

и серебряную медали, свои оставленные надежды выразил его бывший наставник и репетитор Аполлон Николаевич Мокрицкий, когда Шишкин окончил академию: " Потерялись мы отличного и одарённого ученика, но надеемся увидеть в нём впоследствии отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии". В картине "" (1856) Шишкин стремится передать подлинность, сходство и портретность понравившейся ему питерской представленной природы.

В 1858 - 1859 годах Шишкин часто ездил на остров Валаам, где учащиеся академии проходили практику на летних курсах. Строгие, величественные пейзажи там, - напомнил молодому художнику природную красоту Урала, где Шишкин провел свое детство.

С 1862 по 1865 годы он работает в Германии и Швейцарии, где наибольшее впечатление на него производят художники Дюссельдорфской школы, прежде всего братья Андреас и Асвальд Ахенбахи. Шишкин учится соединять пейзаж с изображениями животных. Картина "" - образец его работы времен пенсионерской поездки.

Но Шишкина тянет на природу Отечества. Как и Перов , он возвращается на Родину ранее отпущенного шестилетнего срока "для более плодотворного изучения своего русского пейзажа".

Вернувшись в 1865 году в Россию, Шишкина награждают академическим званием за картину "” (1865).

Художник быстро прошмыгнул в художественных кругах столицы и принял участие в четверг на встречах Художников "Артель".

Шишкин природу именно изучал. Сущность реализма для него определялась строгой объективностью в передаче изображаемого, а задача художника оказывалась близкой к труду ученого (он даже предлагал объединить студентов - пейзажистов Академии художеств с ботаниками университета). В этом творческий метод Шишкина был близок эпохе позитивизма, с его интересом к точным наукам.

В исследовании природы Шишкин был поистине неутомим. Ежегодно по возвращении с летних этюдных работ, в осенний период он привозил в Петербург сотни этюдов и натурных зарисовок. Репин , рискнувший показать Шишкину свое произведение "Плоты на Волге ", получил суровую отповедь: "Ведь вот эти бревна в воде... Должно быть ясно, какие бревна - еловые, сосновые? А то что же, какие то "стоеросовые"!.. Это несерьезно..." Шишкин в совершенстве знал "анатомию" леса и, по свидетельству современников, рассматривая работы других, часто говорил: "Такой березы не может быть", "эти сосны бутафорские", за что часто был удостоен упреками в педантизме и сухости.

В своих крупных работах Шишкин не лиричен. Он монументален, эпичен, его мировоззрение основано на основе фундамента ценностей, таких как народ, страна, земля, благодать неба и жизни. Так, в знаменитом пейзаже "" торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно - голубым небом поля спелой ржи.

Три главных цвета - голубой, желтый и зеленый соответствуют трем основным элементам картины - небо, хлеб и деревья. Мир природы связан с жизнедеятельностью человека. Поспевший урожай - итог его труда и награда за терпение, символ благополучия и Божья милость. Шишкин много путешествовал - бывал в Италии, Франции, Австрии, приезжал в Крым. Но к природе юга остался холоден, ее праздничные краски так и не заблистали на его полотнах. Будучи очень последовательным в выборе мотивов для своих пейзажей, Шишкин не любил разбрасываться и считал, что всеядны только бездарности. Можно сказать, что его творчество "узко специализировано", его стихия - северные леса.

В картине "Дебри " тема мощной русской природы сочетается в обобщенном и лаконичном величии хвойного леса с частоколом высоких стволов.

И в этом Шишкин близок своему соотечественнику В.М. Васнецову . В литературе о пейзажисте не случайно сравнивают шишкинские дубы и васнецовских богатырей. Литературный, поэтический ход возникновения идеи и организации художественного образа был вообще свойствен Шишкину. Здесь он не является исключением из общего всецелого правила творчества прошлого столетия. XIX век - это век литературы, и все прочие искусства - скульптура, живопись, музыка - испытывали ее неотъемлемое и неотразимое влияние. Такие картины Шишкина, как "" и "", навеяны одноименными стихотворениями А.Ф. Мерзлякова и М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж "" писался в годы тесной дружбы Шишкина и Куинджи и, естественно, заключает в себе определенную реплику на оригинальное и своеобразное искусство Куинджи.

По свидетельству племянницы Шишкина А. Комаровой, Куинджи дополнил ее своей рукой: "...маленькой кисточкой с кадмием посадил точку - огонек вдалеке". Графическое повторение картины было подарено Шишкиным близкому другу многих передвижников Д.И. Менделееву. Эту работу Менделеев очень любил, и она висела у него над столом в рабочем кабинете.

Этюды Шишкина - это целый огромный мир, в которые вложены значительный труд и трепетная забота и любовь ко всем этим "полевым цветам у воды", белой кашке у забора, папоротникам, "сныть - траве", коре сухого дерева, мухоморам, кружеву паутины.

1884. Холст, масло.


1872. Холст, масло.

Бумага желтая, уголь.

Художник здесь весьма подробен, но не утомителен. Его восхищение природой, разнообразием и красотой, которые созданы ею, передается зрительной аудитории. Этюды - закулисная сторона работы мастера - были впервые довольно полно показаны на его персональной выставке в Академии художеств в 1891 году.

Один из самых привлекательных натурных этюдов Шишкина - "", решенный как законченное произведение.

Этюд писался в окрестностях Сестрорецка – местечка под Петербургом, где часто работал художник. "Сосны... " - бесспорное достижение Шишкина в области пленэрной живописи.

Именно в камерных формах живописи и в особенности в графических листах раскрываются лирические стороны дарования художника. Шишкин был непревзойденным мастером офорта в русском искусстве XIX века. Здесь скрыто его слабое место - однообразность колорита, а на первый план выступает сильнейшая сторона - талант виртуозного рисовальщика. Штрих Шишкина разнообразен и точен, ему в равной степени подвластны карандаш, перо, уголь и мел, офортная игла. Современные искусствоведы в долгу перед художником. Его офорты, которые он печатал на тонированной бумаге или шелке цвета слоновой кости, еще не оценены по достоинству. А ведь когда в 1894 году известным издателем А.Ф. Марксом был опубликован альбом шишкинских офортов, критика приветствовала его как художественное событие европейского масштаба. Особая страница творчества пейзажиста, тоже недостаточно изученная, - это пейзажи 1890-х годов, написанные в Меррекюле на берегу Финского залива, Мери - Ховии и в близлежащих лесах, куда он выезжал летом с учениками. . 1890.

Холст, масло.

Шишкин тонко почувствовал иной масштаб, иной дух балтийской природы. "Меррекюльский " Шишкин менее нагружен деталями и подробностями, асимметричные композиции отличает прозрачность и своеобразный аскетизм, четкая сетка горизонталей и вертикалей уступает место волнообразным линиям. В палитре появляются розовые, лиловые тона. Русское искусство вступило тогда в эпоху модерна, и это обстоятельство коснулось устоявшейся творческой манеры художника.

За пять лет до смерти, давая ответ на вопрос упоминавшейся анкеты о том, как он хотел бы умереть, Шишкин ответил: "Безболезненно и спокойно. Моментально ". Так и получилось. Он умер работая над пейзажем "Лесное царство. (Краснолесье) " в своей мастерской.

В своей композиции "" (1898), Шишкин собственным мастерством и опытом выразил неизгладимые впечатления детства.

Картина, выполненная не задолго до смерти художника, изображает корабельный лес вдоль Афонасовского оврага близ Елабуги. Знакомое сочетание больших и малых, сильных и хрупких, Шишкин увидел так ясно пейзажи своей Родины, которую он любил и прославлял так искренне в своих картинах.

XXIV Передвижная выставка 1898 года была последней, на которой экспонировались пейзажи Шишкина. Самого Шишкина уже не было на свете. Шишкин умер внезапно, 8 марта 1898 года, во время работы над картиной "Лесное царство ".

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Художник Шишкин» - Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Отец художника был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом. Родился Шишкин в купеческой семье. Большое воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи швейцарца А.Калама. Мастер литографии и офорта. В эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной).

«Класс Млекопитающие или Звери» - Классификации мелких млекопитающих: Бегающие. По способу питания. Полосатые. По способу передвижения. Детям дошкольного возраста знакомы представители всех выше названных отрядов. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Пятнистые. Биоэкологическая характеристика класса млекопитающих.

«Пейзажи Шишкина» - Ответ правильный! Какой любимый образ природы у И. И. Шишкина? Нарисуй карандашом очертания гор и холмов. В окрестностях Москвы» Как - будто наполнен воздухом. Сельский пейзаж. Сельский Городской Индустриальный. С чего началось творчество И.И. Шишкина. Рисуем пейзаж. На переднем плане можно изобразить дерево и дорожку.

«Звери млекопитающие 1 класс» - В почве. В воде. Тюлень. Всеядные. Тигр. Звери-млекопитающие. Млекопитающие. Млекопитающие обитают. Ёж. Белый медведь. Растительноядные. Крот. Урок окружающего мира. Насекомоядные. На суше. Хищные.

«Строение кости» - Строение костей. Строение костей, состав, соединение и доврачебная помощь при повреждениях скелета. Химический состав костей. Надкостница. Строение кости. Внутренний слой. Виды соединительной ткани. Костное вещество. Строение костной ткани под микроскопом. Типы соединения костей. Практическая работа.

«Картины Шишкина» - Подбор рабочих материалов. Работа с репродукцией. Прозрачный ручеек. Написание сочинения. «Дождь в дубовом лесу». Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). «Сосновый бор». Величавые стройные сосны. Опушка соснового бора. Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса.

Улитина Юлия, 6 «А» класс, МОУ школа № 32.

Руководитель – Качанова Анжелика Николаевна, заведующая библиотекой.

Произведение – Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Николай Носов – автор очень интересных книг о ребятах и их приключениях. Одна из них – это повесть о дружбе двух товарищах Вити Малеева и Кости Шишкина, а также о школьной жизни класса, в котором они учатся, об их домашних делах.

Тема повести: учёба – настоящий труд для ученика. Надо учиться, чтобы быть образованными и приносить пользу Родине.

События в книге начинаются с окончания летних каникул и начала учебного года «…в начале года учиться почему-то всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает». Ученики учатся, ссорятся и мирятся, помогают друг другу.

Наиболее интересными были истории о том, как Витя решал задачи. Первую задачу про пилы и топоры, он сократил, переписав условие «по-своему, чтобы она выглядела попроще». « Я стал отнимать пилы от топоров, а деньги делить на то, что получилось, но всё равно у меня ничего не получилось». После поисков решения Витя пошёл к Ване Пахомову и с его помощью решил эту задачу. Однажды Витю попросила его сестра Лика решить задачу для третьего класса, так как у неё не получалось. Витя даже нарисовал рисунок к этой задаче, на котором было изображено ореховое дерево и на нём 120 орехов, мальчик и девочка, собирающих орехи. Он долго думал и искал пути решения, всячески подрисовывая то карманы, то орехи над головой у героев задачи. В конце концов, он достиг правильного решения благодаря терпению и, можно сказать, рисованию. А Юра Касаткин сказал Вите: «Будешь знать предыдущее, дальше легче будет учиться». А когда Витя объяснил задачу Лике, то сестра воскликнула: «Как ты хорошо объясняешь!» И вот Витя Малеев как-то неожиданно из одного человека превратился совсем в другого. Раньше ему самому помогали, а теперь я сам мог учить других. «С меня как будто свалилась какая-то тяжесть и жить мне стало легко. Это говорит о том, что самое трудное в жизни - это начать. И постоянно воспитывать в себе силу воли, используя разные способы. Витя стал хорошо учиться, его приняли в баскетбольную команду, а когда тренировок не было, катался на коньках. Ведь если чего-то одного достигнешь, то и другое тебе по плечу.

Костя Шишкин очень любил животных, дома у него были разные морские свинки, белые крысы, черепахи и ежи. А ещё он приютил бездомного пса Лобзика. Костя забросил уроки и только возился со своими питомцами: кормил, ухаживал, мастерил клетку. Он стал обманывать маму, что у него болит голова, и он не может идти в школу, хотя был здоров, но боялся диктантов и сочинений. А вообще Костя «долго не любил заниматься одним делом, а перескакивал с одного на другое и ничего не доводил до конца». Но он выучил Лобзика считать до десяти, а для этого тоже требуется терпение, и собачка превратилась в ученика. Это тоже маленькая победа. Хотя, конечно, уроки важнее. А с учёбой у Кости постепенно стало лучше, правда, после ряда неприятных событий, связанных с ложью.

Самый необычный сюжет повести для меня – это создание ребятами библиотечки в классе, когда Костя и Витя стали библиотекарями. Они выдавали и чинили книги. Даже написали плакат «Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга». Костя каждому, кто брал книжки, объяснял правила обращения с книгой. Сам полюбил чтение. «Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как был раньше». И если читатель брал книгу на один день, Костя спрашивал о содержании, проверяя, прочитана ли книга. Автор показал в сюжете с библиотекой, как ученики становятся ответственными, если тебе поручено серьёзное дело. И нельзя учиться плохо, если ты библиотекарь класса.

Прочитать эту повесть, надо обязательно потому, что дружба помогает добиться успехов. И «настоящая дружба состоит не в том, что бы прощать слабости своих товарищей, а в том, что быть требовательными к своим друзьям» а в первую очередь к себе. У тех, кто прочитает эту книгу в голове будут теснится чудесные мысли … «захочется быть добрым, хорошим, сделать что-нибудь необыкновенное, что бы все удивились и чтобы всем стало хорошо…»