Как изобразительное искусство влияет на человека. Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека музыка. Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти

МБОУ СОШ № 5 города Кропоткин

МО Кавказский район Краснодарского края

Открытый урок

по изобразительному искусству

по теме:

в 9 классе.

Учитель Королёва А. Д.

2016 год

Цель урока:

Показать детям как произведения искусства могут влиять на психику человека (положительные и отрицательные моменты)

Познакомить ребят с одним из лечебных методов искусства –арт-терапией

Формировать интерес к изобразительному искусству, желание самим участвовать в творческом процессе.

Материал: презентация, доклады учащихся.

Ход урока:

(слайд № 1 – тема урока)

Учитель:

Сегодня на уроке мы поговорим о влиянии произведений изобразительного искусства на психику человека.

(слайд 2 – цитата)

Учитель:

У английского писателя Оскара Уайльда есть такое высказывании: «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». И сегодня мы это попытаемся доказать. Интересную информацию по этому поводу подготовили учащиеся вашего класса. Давайте их послушаем.

Изобразительное искусство и психические процессы - интереснейшая и пока ещё мало изученная современной психологией тема. О влиянии изобразительного творчества великих мастеров на психическое состояние зрителей практически ничего не известно. Специалисты в области теории психологических знаний до последнего времени оказывали недостаточное внимание этому вопросу. В последнее десятилетие престиж изобразительного искусства заметно повысился среди специалистов помогающих профессий: психологов, педагогов, врачей, соц.работников. Они охотно диктуют о том, что искусство, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование и функционирование отдельной личности. Характер отношения современного человека к искусству, активность потребления и направленность отражают структуру его личности в данный момент жизни и дают интегральное представление о человеке в целом. Именно этический вкус, оценка, выбор, интерес, предпочтение или отрицание художественного произведения отражают как врождённые (темперамент, интеллект), так и приобретённые (культурные) параметры его личностной структуры. Помимо влияния моды, стихийных увлечений, нормативных и культурных факторов в этическом восприятии проявляются определённые, устойчивые склонности. Для_ одного человека характерно предпочтение радостных, мажорных произведений искусства, а для других наоборот минорных, сложных, с философским подтекстом или лёгких, сентиментальных, развлекательных. Один отдаёт предпочтение форме, другой стремится углубиться в содержание. " Порой мы заранее можем сказать, как именно знакомый нам человек отнесётся к определённому фильму, книге, кому стоит, а кому нет рекомендовать посетить ту или иную выставку. Давно подмечено, что сходным по психологическому складу людям нравятся одни и те же художественные произведения. Иногда бывают обстоятельства, когда тот же человек, находясь в таком душевном состоянии, не чувствителен к воздействию произведений искусства и не способен эстетическому восприятию, а иногда наоборот.

(слайд № 3 –репродукция И. Репина, «Иван Грозный и сын его Иван»)

Учитель:

Хочется привести в пример произведения Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» обратите внимание как художник раскрывает остроту сюжета, как достоверно передаёт чувства отца, потерявшего единственного сына.

Вопрос:

1. Какие приёмы для этого использует художник? (тон, цвет, построение перспективы).

2. Какие чувства вызывает у вас просмотр этой картины?

Учитель:

- Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии Появившись впервые в Третьяковской галерее, она произвела колоссальное впечатление на зрителя. Этому послужило то, что повесили её в узкой длинной комнате. От двери к картине надо было идти по красному ковру. Тусклое освещение свечи...и создавалось впечатление, что вы вошли в комнату, где совершено убийство.. .(На картине пол устлан красным ковром...) Сочетание красного, чёрного действует на психику возбуждающе. Последний посетитель старообрядец долго стоял у картины. И с криком: "Довольно крови!" накинулся на картину и порезал её. Но этот случай не единичный.

Хранитель Третьяковской галереи Хрусталёв задерживался часто у полотна и погружался в раздумья. И вот результат: во время ночного дежурства, он повесился. Я считаю, это негативное влияние картины на ослабленную психику человека.

(слайд №4 – Эдвард Мунк)

Ученик:

Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии.

Эта работа названа художником "Крик" 1983 год находится она в музее искусств в городе "Осло". Толпы людей часами стоят около этого полотна, оно их повергает в шок. А какое ощущение у вас от увиденного?

(слайд № 5 – В. Гог.)

Голландского живописца Винсента Ван Гога всю жизнь сопровождала нищета злобное недоверие окружающих и непонимание с их стороны. Душевные переживания художника отразились во многих его полотнах. Использование холодных тонов, новой техники шокировала его современников?

Какое впечатление в вашей душе вызвал просмотр этой картины?

(слайд № 6 –полотна русских пейзажистов)

Учитель:

Ребята, не обязательно картина должна травмировать психику, она может радовать душу, до глубины души трогать нас. К таким произведениям относятся произведения известных русских художников: Шишкина, Васильева, Левитана. Красота природы, передаваемая ими несёт облегчение в душу. Их полотна отличаются глубоким лирическим чувством.

(слайд № 7 – арт -терапия)

Лечение и восстановление нервной системы методом искусства в научном лексиконе звучит как арт - терапия. Этот термин появился в 80-х годах. Учёные опираются на выдающиеся открытия в области психоанализа.

Особый интерес представляет тезис о восприятии и переживании произведений искусства самим художнике с одной стороны, зрителем- с другой. Вдумчивый, чуткий зритель воспринимает творение искусства, вступает в сотворчество. Именно этот феномен преображения души зрителя, её уход ирреальный мир поэзии, искусства берёт за основу арт- терапия. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает аффекты, которые приводят к взрыву, к разряду нервной энергии.

(слайд № 8- вид больницы)

Ученик № 1:

-Всё это и побудило создать художественную галерею в хирургическом отделении Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова. Большую помощь в создании галереи оказал Художник Е.А. Винокуров. Выставляются в основном работы художников Башкортостана: пейзажи, натюрморты, портреты. Эффект от выставки поразительный. Как-то один больной 79-лет, глядя на пейзажные работы художника Рамиля Латыпова, сказал врачу: «От этих картин в душе появляется теплота и желание увидеть своё домашнее хозяйство, которое не может так долго находиться без меня. Большое спасибо художнику, который, как врач, принёс облегчение моей душе». Наблюдение за реакцией больных на работы художников позволили заметить взаимосвязь между предпочтением цвета и внутренним состоянием человека.

(слайд № 9 – работы художников выставленные в больнице)

У тяжело больных красный цвет вызывает раздражение, а выздоравливающих больных радуют работы художников, в которых много красного, желтого и оранжевого цветов. Всё это подтверждает целесообразность использования арт- терапии в лечении больных. Этой цели и служит художественная галерея Республиканской клинической больницы.

Ученик № 2:

Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. У нас возникает чувство восхищения, удовольствия когда мы видим картины в тёплых тонах и радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить почему нам нравится или не нравится то или иное произведения. Произведения реалистического жанра активизирует психику, интерес к жизни. Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству. Недаром главным принципом врачевания является древнее выражение - «Лечить не болезнь, а больного». В этом проявляется родство медицины и искусства. трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.

Учитель:

Ребята давайте подведём итог: какие функции выполняет искусство?

Вопрос: (ответ):

-Познавательную .

(Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, пополняет наши знания о мире)

- Мировоззренческую.

(Выражает в художественной форме чувства и представления)

- Воспитательную.

(Воздействует на людей через эстетические идеалы, позволяет обогатиться опытом других людей)

- Эстетическую.

(Формирует эстетические вкусы потребностей людей)

- Гедонистическую.

(Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству)

- Коммуникативную.

(Искусство передаёт информацию из поколения в поколение)

- Прогностическую.

(Произведения искусства иногда обладают элементами предвидения)

- Медико-оздоровительные.

(Например, такое воздействие может оказывать музыка)

- Компенсаторное.

(Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях).

- Учитель:

Наш урок подходит к завершению. Я ещё раз хочу напомнить, что искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией и приёмы работы врача и художника во многом схожи.

ради выполнения чуда единства». Исходя из этого постулата, можно говорить о том, что искусство, ниспослано человечеству свыше. Следовательно имеет на нас,людей, очень сильное влияние.

Начнем с архитектуры. Этот вид искусства имеет дело со строительством форм. И, если сопоставлять различные виды искусства с различными структурами, из которых состоит человек, а именно тело физическое, астральное, ментальное и т. д., то архитектура воздействует на физическое тело человека. Ведь физическое тело – это основа для существования на Земле, а здания, окружающие нас, это то место, где человек проводит, особенно в наш урбанистический век, основную часть своей жизни. И как пишет М. Гендель: любое архитектурное сооружение, от мельчайшей клетки, до самого Бога, базируется на космическом законе и строится по предустановленным образам, а всякое отклонение от плана приводит к уродству и оказывает тот же результат, какой оказывает фальшивая нота в музыкальном аккорде. Очень часто архитектуру сравнивают с застывшей музыкой.

Второй формой искусства, о которой стоит вспомнить, является скульптура, которая определяет контуры форм. Её можно сопоставить с эфирным телом человека, которое отвечает за гармоничность любых форм физического тела.

Скульптуру можно назвать музыкой плененной.

Живопись можно назвать третьим видом искусства, данным человечеству. Интерес к ней связан со стремлением воспроизводить яркие, воздействующие на эмоции, картины и или образы. А значит, сопоставляя с одной из структур человека, живопись связана с астральным телом, состоящим из эмоций,чувств и желаний. Живопись можно сравнить с музыкой, борющейся за освобождение.

Теперь обратимся к музыке. Именно музыка отражает по утверждению М.Генделя тональные выражения наивысшей способности , как Бога, так и человека - их воли. Человечество восприняло архитектуру, скульптуру и живопись так, что эти виды искусства стали частью его природы. Но именно благодаря собственной человеческой силе воли музыкант в состоянии воспринимать и до некоторой степени воспроизводить тоны, выражаемые волей Бога.

Говоря о воздействии на человека музыки Ф. Ницше писал: «дайте мне возможность писать для нации музыку, и мне будет всё равно,кто составляет её законы». Термин «музыкант» в данном контексте относится не к заурядному певцу или исполнителю музыки, а к таким мастерам, создателям музыки, как Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шопен, Глинка и другие того же класса. Говоря о музыке её можно назвать свободным парящим выражением звуков.

Пифагор утверждал,что мир появился из хаоса, благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции: 7 планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам, в результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, которую человек не слышит только из-за величия звуков, не воспринимаемых его слухом.

Солнечная система – это единый музыкальный инструмент. Как существует двенадцать полутонов в хроматической гамме, так и на небе существуют двенадцать знаков зодиака, и как мы имеем семь белых клавиш рояля, так мы имеем семь планет. Знаки зодиака можно уподобить деке космической арфы, а семь планет струнам. Стало быть, они по-разному влияют на род человеческий. «Нет ни малейшей сферы, зримой нами, что при движении ни пела бы как ангел» - писал Шекспир.

В нашей земной жизни мы настолько погружены в шумы и звуки нашего ограниченного окружения, что неспособны, слышать музыку движущихся сфер. Однако настоящий музыкант сознательно или бессознательно может настроиться и услышать сонату или симфонию как единственный радужный аккорд, который он позднее обращает в музыкальную композицию высочайшей гармонии, изящества и красоты.

Музыка состоит из трех главных элементов, а именно: из мелодии, гармонии и ритма. Мелодия состоит из последовательности гармонических звуков, воспринимаемых слуховыми нервами, связанными с мозгом – физическим органом, который соприкасается с умом. Поэтому именно через ментальное тело, состоящее из мыслей, не обличенных формой и идей неокрашенных эмоциями, Дух человека может чувствовать создаваемую на физическом плане мелодию.

Слабоумный или сумасшедший не отзывается на мелодию.

Гармония состоит из приятного сочетания тонов и связана с чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции являются выражением астрального тела и, потому гармонию может действовать и на человека и на животных, так как и те и другие имеют астральные тела. Ритм – это размеренное и уравновешенное движение,выражающееся жизненной силой, которая обеспечивает жестикуляцию и другие физические движения. За выработку и распределение жизненной силы отвечает эфирное тело, которое связано с поглощением и трансформацией солнечной энергии. Растения имеют эфирное тело и потому чувствительны к ритму.

В музыке между мелодией и ритмом находится гармония, которая может либо подниматься и сливаться с гармонией чистой мысли, мелодией, либо пускаться и смешиваться с чисто активным движением - импульсом. Если чисто мелодический элемент, несущий в себе волевую вибрацию Духа музыки, отсутствует в композиции, то нет и контроля за астральным и физическими телами; тогда желания буйствуют и забирают власть, а поскольку нет управления разума, то человек становится неуправляемой эмоционально-чувственной импульсивной машиной.

Музыкальные инструменты, сделанные человеком выражают определенную фазу его внутренней природы. Духовые инструменты относятся к мелодии – воле, интеллекту, мышлению, - и дух или тон,который они несут, легко запоминается. Струнные инструменты относятся к гармонии – эмоциям, воображению, сердцу – и пробуждают чувства радости, счастья, удовольствия, боли, грусти, тоски и сожаления. Ударные инструменты относятся к ритму – движению, мускулам - и пробуждают у слушателей желание действовать: маршировать, танцевать, стучать ногами в ритм.

Из этого можно сделать вывод, что если человек сознательно захочет развивать свой дух, разум, то он должен обратиться к музыке, в которой основа – мелодия, с преобладанием в ней духовых инструментов. Если человек хочет повлиять на своё эмоциональное состояние , то ему необходимо слушать музыку, в которой основа – гармония, с доминантой в виде струнных инструментов. И, соответственно, если надо развить физическое тело, то в основе должны быть ударные.

Сам человек представляет собой настоящий тройной инструмент, поэтому необходимо помнить,что акцент на любом из вышеперечисленных музыкальных составляющих может оказаться для эмоциональной и интеллектуальной сферы жизни индивидуума губительным. Рёскин писал: «…музыка, будучи здоровой, является наставницей совершенного порядка и спутницей течения небесных сфер; в своей же извращенности она – наставница, но совершенного беспорядка и непослушания».

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

В произведениях искусства, независимо от вложенного в них мастерства и передаваемых ими идей, существует некое чувство; оно как бы в них и за ними. Когда я был в Берлине, я видел скульптуры вокруг дворца Кайзера; это были произведения искусства, вызывающие мысли об ужасе, терроре, разрушении. Как только я увидел это, я сказал: «Неудивительно, что все случилось так, как случилось, поскольку эти статуи были созданы заранее». На произведение искусства может быть приятно смотреть, в нем может быть заключено большое мастерство, и все же ум художника действует через него, и эффект, производимый картиной, не в том, что она внушает внешне, но в том, о чем она говорит вслух голосом своего сердца. В каждой картине, в каждой статуе, в каждой художественной конструкции можно это увидеть; в них есть скрытый голос, постоянно говорящий о цели, с которой это произведение искусства было создано.

Иногда художник не осознает своего творения. Он следует своему воображению; он может действовать против собственного творения; он, может быть, вызывает действие, которого он бы не хотел для себя или для того человека, которому это произведение предназначается. Однажды я побывал в одном храме. Я не мог назвать этот храм красивым; но он был замечательным, уникальным в своем роде. Как только мой взгляд упал на его цветовое построение и на стоящие в виде рельефов изображения, я был удивлен и подумал, как такой храм мог просуществовать столь долгое время; он должен был быть разрушен давным-давно. И вскоре после этого я узнал, что этот храм и был разрушен. Идея заключается в том, что зодчий этого храма был столь поглощен своим проектом, что забыл о гармонии духа, с которой следовало бы создавать план; и поэтому все кончилось неудачно.

Однажды подруга позвала меня взглянуть на картины, созданные ее мужем. Как только я увидел их, мне открылась вся история этого человека: как его душа шла по жизни, мучения, через которые она прошла; все это было выражено в картинах. А каково было состояние обладателя этих картин? Ничего, кроме печали и депрессии.

Лучше бы художник боялся создавать работы, которые могут вызвать что-либо нежелательное, потому что тогда бы он был более аккуратен; а если бы он пытался узнать эффект, который они вызывают, то научился бы различать. Очень легко наслаждаться красочной идеей, но человек должен понимать, что важна не только идея, но также и ее результат: разрушительный он или созидательный? Например, на пароходах, особенно в Ла-Манше, как только вы заходите в каюту,- первое, что вы видите, это изображение тонущего человека, надевающего спасательный жилет. Это первое, что оказывает на вас впечатление, как первое знамение. Конечно, это инструкция; но эта инструкция психологически выполнена неверно. Если нужны какие то инструкции, было бы лучше распространять открытки с изображениями после того, как корабль отойдет от берега, после того, как люди привыкнут к нему. Это более, чем не мудро – надо бы подобрать другое слово для этого – помещать в школьной комнате или в часовне сцены смерти; особенно, связанные со святыми и учителями, которые, будучи бессмертными, никогда не умирали.

То же самое и с поэзией. У индусов существует психология поэзии, которой обучают поэта прежде, чем ему будет позволено писать стихи. Потому что это не только выражение ритма или игры ума и мысли; но писать поэзию означает конструировать что-то: создавать или разрушать. Иногда поэзия оказывает влияние на благосостояние или упадок великих, во славу которых она была создана. С ней связана наука. Человек может возвышенно говорить о личности другого в стихах, но конструкция слов или мысль, стоящая за ними, могут быть вредоносными. Они вредят не только тому человеку, для которого были написаны; но иногда, если этот человек силен, обрушиваются и на поэта, таким образом разрушая его навсегда.

Могут спросить: «Тогда разве драма и трагедия не приносят вреда?» Есть много вещей, ранящих нас, приносящих вред, но есть множество вещей, которые в то же время очень интересны. Кроме того, существуют умы, которые трагедией привлекаются сильнее, чем другими вещами. Это естественно, потому что иногда есть рана, и эта рана болит какое-то время, но это ощущение может быть полезным. Его можно назвать болью; но в то же время это полезная боль, боль от раны, которая потревожена. Несомненно, слишком много трагедии нежелательно для человека, но артистичная натура, тот, кто любит поэзию, находит что-то в трагедии. Не читать Шекспира – это значит лишать себя великой радости; поэзия Шекспира всеобъемлюща. Но когда люди пишут стихи, связанные с конкретной личностью, королем или каким-либо повелителем, тогда они имеют прямое действие. Однако и пьеса может производить сильный эффект.

Вышесказанное соответствует психологической точке зрения; это не значит, что это точка зрения суфия. Суфии очень любят поэзию, но их страсть к ней иногда заходит очень далеко в выражении чувств стремления, желания, разбитого сердца, разочарования. Согласно психологии, это неправильно.

И также с музыкой. Для музыканта может быть очень интересно создавать некую магическую музыку, рисующую наводнение или разрушение города и всех, живших в этом городе; на какое-то время это может казаться ему развлечением, эксцентричным воображением; но такая музыка имеет свое влияние.

Самым интересным является то, как посредством искусства, поэзии, музыки или движений, совершаемых в танце, создается мысль или чувство, эффект от которых является результатом всего действа; искусство, можно сказать, это покров. Любому плану требуется покров, чтобы выразить жизнь этого плана. Музыка – это мир; поэзия – это мир; искусство – это мир. Человек, живущий в мире искусства – это тот, кто чувствует и знает этот мир, кто любит его; человек, который живет в мире музыки, видит музыку, он ценит музыку. Для того, чтобы обладать видением музыки, человек должен жить в ней и наблюдать этот мир более пристально. Другими словами, недостаточно, чтобы человек был музыкальным и чтобы он занял свое сердце и душу музыкой; но он также должен развить интуицию, чтобы видеть с большей проницательностью.

Как прекрасно замечать, что искусство во всех своих аспектах является чем-то живым, говорящим о добре и зле. Это не только то, какой смысл человек видит во фресках в старых итальянских домах или какое искусство создано в скульптуре древних времен; но эти же произведения искусства как бы говорят нам об истории прошлого; они рассказывают нам о художнике, создавшем их, степени его эволюции, его мотивах, его душе и о духе того времени. Это учит нас, что наша мысль и чувство несознательно воспроизводятся во всем, что мы используем: в месте, в камне, в дереве, в кресле, во всех вещах, которые мы готовим; но в искусстве художник совершенствует музыку своей души, своего ума. Для него это не автоматический процесс, а разумное творческое действие, которое приводит к другому эффекту. Это показывает, что для нас недостаточно просто учиться искусству или заниматься им; но для того, чтобы довести его до совершенства, сделать его полным, мы должны понимать психологию искусства, посредством которого человек достигает цели своей жизни.

Любимова Александра

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Влияние живописи на здоровье человека Цели:Сравнить то, как человек воспринимает своё здоровье и то как отражена эта тема в картинах, представленных в ПГХГ;- Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи. Методы исследования: теоретический: анализ литературных источников, сравнения;эмпирический: опрос;- аналитический: исследование. Гипотеза Если цвет ассоциируется с позитивным настроем, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность. Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.
7. Голубой
Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.
6. Красный
Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.
5. Фиолетовый
Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.
4. Оранжевый
Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует и сердечную деятельность.
3. Зелёный
Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.
2. Синий
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.
1. Жёлтый
Влияние на физическое здоровье
Цвет
Влияние цвета на психическое здоровье. Инстинктивно целеноправленное восприятие мира
Пурпурный, розовый
Краснооранжевый
17-19
Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
Фиолетовый, лиловый
Ультрамарин, оранжевый, зелёный
13-16
Преобладание чувственного восприятия
Оливковый, пастельнозлёный, лиловый
Зелёный, жёлтый, красный
11-12
Пребывание в мире сказок
Чёрный, тёмнокоричне вый, серый
Красный, розовый, бирюзовый, пурпурный
4-10
Психологическое состояние
Отрицательное восприятие
Предпочитаемые цвета
возраст
Снимает напряжение- Успокаивает
Голубой
- Повышает раздражительность и агрессивность
Красный
- Способствует возникновению угнетённого состояния
Фиолетовый
БодритСнимает усталостьБорется с депрессией
Оранжевый
Снимает напряжениеУспокаивает
Зелёный
- Вызывает чувство покоя Снижает эмоциональное напряжение Располагает к серьёзности и строгости в поведении
Синий
Помогает сосредоточитьсяПовышает творческую активность
Жёлтый
Влияние на психическое здоровье
цвет
3,9
4,2
4,4
4. Успеваемость
1,7
4,4
4,05
3. Удобство
2,75
4,4
4,5
2.Освещение
1,95
2,5
4,3
1. Привлекательность
Кабинет англ. языка
Кабинет математики
Кабинет биологии
Критерии
Оборин П.А. Первый успех. Народицкий Л.Л. Первенец. Иков П.П. Семья итальянцев Смирнов В.П. Юность. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

« Влияние живописи на здоровье человека »

Выполнила ученица 4"А" класса

МБОУ «СОШ №6» г. Перми

Любимова Александра

Научный руководитель -

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №6» г. Перми

Харламова Ирина Владимировна

г. Пермь 2014

  1. Введение ………………………………………………………………………….2

Актуальность

Цель

Задачи

  1. Влияние цвета на здоровье человека ………………………………………….3
  2. Методы исследования ………………………………………………………….6
  3. Результаты исследования «Цветовое восприятие школьных кабинетов»…. 9
  4. Заключение……………………………………………………………………..10
  5. Список литературы…………………………………………………………… 11
  6. Приложения

Введение

«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам».

И. Брехман

Здоровье человека складывается из того, что он наследует от родителей, образа жизни и экологии. Но так же, оно зависит и от сознательного отношения человека к себе и окружающей среде – это определяет понятие культуры. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно понятие - здоровый образ жизни. Его целью является научить человека разумно относиться к своему здоровью, физической и психологической культуре, закалять свой организм, умело организовывать труд и отдых.

Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:

  • культура тела;
  • культура питания;
  • культура движений;
  • культура поведения.

Чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. И примерами могут служить различные виды искусства. Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения. Т. Е. искусство: отражает мир - так, как его видит человек;

Актуальность

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Цель

Провести аналогию собственного восприятия здоровья, через цвет с воплощением отношения к здоровью с помощью выборки из коллекции ПГХГ. Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи.

Задачи

  • Проанализировать литературные источники по теме здоровья. Выявить влияние цвета здоровье человека.
  • Установить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
  • Выбрать из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи полотна, соответствующие предпочтениям школьников.
  • Создать слайд-шоу из выбранных картин.

Гипотеза

Если цвет ассоциируется с позитивным настроением, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность.

Влияние цвета на здоровье человека

Каждый цвет несет в себе какую-то информацию, а человеческий организм на этот реагирует.

Например:
. красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяногодавления;
.
оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
.
желтый – стимулирует умственную деятельность;
.
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
.
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
.
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
.
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, что с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот: белая фигура на темном фоне способна пробудить надежду, желание радости. Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения – а значит, на психическое состояние: красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона; синий и фиолетовый – как холодные; у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают
красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый.
В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому.
После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрилинг и К.Ауэр предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашенной в черный цвет классной доски, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В соответствии с таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников лучше использовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10- и 11-летних детей – желто-зеленым, затем зеленым.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки голоногих ребятишек.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют расслаблению и дают отдых глазам.

В данной работе предполагается показать взаимосвязь отношения человека к здоровью через передачу цвета в живописи.

Методы исследования

  • Теоретический: анализ литературных источников, сравнения.
  • Эмпирический: опрос
  • Аналитический: исследование.

Методика исследования

  1. Опросный лист: «Цветовое восприятие школьных кабинетов»

Опрос был проведен среди учащихся 4-10х классов

Была собрана информация о том, насколько комфортно ученики чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:

  • Кабинет биологии;
  • Кабинет математики;
  • Кабинет английского языка.

2. Исследование: «Предпочтение цветов школьниками»

I этап – диагностический

Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.

II этап – аналитический

Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.

На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

Факторы, влияющие на состояние здоровья

  • Медицина 10%
  • Наследственность 15%
  • Окружающая среда 25%
  • Индивидуальный образ жизни 50%

Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни.

Цвет и возраст

Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.

Возраст

Предпочитаемые цвета

Отрицательное восприятие

Психологическое состояние

4-10

Красный, пурпурный, розовый,
бирюзовый

Чёрный, тёмнокоричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11-12

Зелёный,
желтый,
красный

Оливковый, пастельнозелёный, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13-16

Ультрамарин,
оранжевый,
зелёный

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания

17-19

Краснооранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно целенаправленное восприятие мира

Влияние цвета на физическое здоровье

Цвет

Влияние на физическое здоровье

1. Жёлтый

Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.

2. Синий

Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.

3. Зелёный

Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью.

4. Оранжевый

Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.

5. Фиолетовый

Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.

6. Красный

Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.

7. Голубой

Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.

Влияние цвета на психическое здоровье

Цвет

Влияние на психическое здоровье

1. Жёлтый

  • помогает сосредоточиться
  • повышает творческую активность.

2. Синий

  • вызывает чувство покоя
  • снижает эмоциональное напряжение
  • располагает к серьезности и строгости в поведении.

3. Зелёный

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

4. Оранжевый

  • бодрит
  • снимает усталость
  • борется с депрессией.

5. Фиолетовый

  • способствует возникновению угнетенного состояния.

6. Красный

  • повышает раздражительность и агрессивность.

7. Голубой

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

Результаты исследования «Восприятие цвета школьных кабинетов»

Критерии

Кабинет биологии

Кабинет математики

Кабинет англ. языка

1. Привлекательность

1,95

2. Освещение

2,75

3. Удобство

4,05

5. Успеваемость

Заключение

Ребята выбирали цвета, в которых они чувствуют необходимость для комфорта, хорошего рабочего настроения. Это оказались желтый, зеленый и розовый цвета. Именно такую цветовую гамму мы постарались поместить в подборку картин из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи. Предполагается, что демонстрация как слайд-шоу в целом, так и выставка репродукций в классе будет поднимать как общее самочувствие, так и культурный уровень в целом.

Из проведенных исследований можно сделать следующие выводы: успеваемость зависит от параметров благоприятности помещения; состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям; неблагоприятная цветовая среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфорта для работы в классе.

Данное исследование является только малой частью того, как здоровье человека связано с изобразительным искусством. В будущем предполагается рассмотреть такие направления: здоровье человека как произведение искусства, человек как главный предмет искусства и т.д.

Список литературы.

1.Н.В. Герасименко . Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2.
Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
3.
Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973.

Список используемых источников информации.

  1. http://permartmuseum.com/sitegallery

Приложение 1.

Анкета

Прочитав вопрос, ответь на него письменно.
1. Какие кабинеты в школе ты считаешь уютными?
2. В каком кабинете ты себя чувствуешь спокойно?
3. В какой цвет ты покрасил(а) бы стены в своем классе?
4. В какой цвет ты бы покрасил(а) парты?
5. Какого цвета должна быть классная доска?
6. В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры?
7. Как, по-твоему, должен выглядеть спортивный зал?
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
9. Нравится ли тебе, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
10. Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?

Приложение 2.

Подборка картин из Пермской Государственной Художественной Галереи

  1. Оборин П.А. Первый успех.
  1. Иков П.П. Семья итальянцев.
  1. Плотников В.А. Боярыня у колыбели.
  1. Дейнека А.А. Крымские пионеры.
  1. Смирнов В.П. Юность.