Конспект занятия музыкально-ритмические движения (подготовительная группа). Ритмика (музыкально-ритмические движения) Занятие музыкально ритмические движения в доу

Ирина Чичина
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»

Музыкально-ритмические движения в детском саду

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку .

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

Анна Иосифовна Буренина

Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский) . Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются , а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу : «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха ». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности , т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей . И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности .

Что же такое музыкальность ? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушании, пении, движении .

Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки , ее характер, образы передаются в движениях . Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух , и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция) . Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей , a также пластичности и выразительности движений . Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально -ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» , проникновение в музыку , творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях , вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений , c другой – движения поясняют музыку , основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма , которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание , делает его более осознанным.

Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов . Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких , заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению , у них совершенствуется моторика, координация движений , развивается произвольность движений , невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений .

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки . Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением , дыханием. Профессор-музыковед Л . Медушевский писал : «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке , считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением ». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки .

Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т . д.) . Также исследованием проблемы музыкально -ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них : Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.

Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально -ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр , танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку , проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.

Музыкально -ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи

1. Обогащать музыкальные впечатления детей , создавать радостное настроение.

2. Развивать ритмичность движений под музыку .

3. Подводить к выразительному исполнению движений , к совместным и индивидуальным действиям.

Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков :

Самостоятельно начинать движения после вступления ;

Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий) ;

Выполнять движения , в общем, для всех темпе, координировать их;

Двигаться в умеренном, быстром темпе.

Во время разучивания музыкально -ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами , учитывая возрастные особенности детей.

Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины . Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение . Правильный показ движений , точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение .

Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку , чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности , понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре , обогащается его духовный мир.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку , но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение , возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку . Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение , но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка : запоминание отдельных движений и движений в комплексе , координация движений , способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.

Музыка , движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой : «Танцевать - ум развивать» . Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений , при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением , но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.

Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики : «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки , ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний .

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

P.s.:В детском саду вместо термина "ритмика" вначале пользовались терминами "ритмические движения ", "музыкально -двигательное воспитание", затем "движение под музыку ", "музыкальное движение ", "музыкально-ритмические движения ", "музыкально -ритмическая деятельность". На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально -ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку "исходным моментом" в ритмике, а движение - средством ее усвоения.

Требования к подбору музыкально-ритмических композиций:

Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности.

Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.

Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.

Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции. Рекомендуется их включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.

Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.

В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды , которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Требования к подбору музыки:

Основные принципы отбора репертуара:

художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

соответствие движений характеру, образам музыки;

разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (2-3 минуты);

разнообразной по темпу (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями).

разнообразной по форме (вариации, рондо, 3-х частная);

Музыкальный материал:

1. Основные движения.

«Спокойный шаг» Т.Ломова (спокойная ходьба).

«Марша» М.Раухвергер

«Ходим бодрым и спокойным шагом» М.Робер

«Шагают девочки и мальчики» В.Золотарев

«Марш» Т.Ломова

«Побегаем» литовская народная мелодия

«Легкий бег» Т.Ломова

«Бег легкий и стремительный» Ф.Шуберт

«На лошадке» Т.Ломова

«Лошадка» А.Потоловский

«Веселые ножки» русская народная мелодия

«Пружинки и поднимания на полупальцы» русская народная мелодия

«Пружинки и прыжки» русская народная мелодия

«Побегаем, попрыгаем» С.Соснин

«Подпрыгивай легко» английская народная мелодия

«Мячики» Л.Шитте

«Поскачем» Т.Ломова (легкий поскок).

«Как звучит музыка?» французская народная мелодия

«Кто лучше скачет?» Т.Ломова (поскок и выбрасывание ног)

«Шаг с высоким подъемом ног и поскоки» Т.Ломова

«Мальчики и девочки» английская народная мелодия (высокий шаг и легкие поскоки)

«Лошадки» Т.Ломова (высокий шаг и галоп)

«Кружки и цепочки» С.Затеплинский (стремительные поскоки и пружинящий шаг)

«Качание рук» польская народная мелодия

«Легкие и тяжелые руки» венгерская народная мелодия

«Качание рук и мельница» Т.Ломова (маховые движения рук).

2. Способы движений.

«На прогулке» Т. Ломова (неторопливая ходьба)

«Птички летают» Л.Банникова (легкий бег)

«Воробушки» А.Серов (прыжки и легкий бег)

«Не потеряй пушинку» М.Иоранский (легкая, плавная ходьба)

«Будьте решительны и осторожны» Ж.Люлли

«Змейка» В.Щербачев

«Бесконечная сказка» В.А.Моцарт (ходьба на полупальцах)

«Шагают петрушки» французская народная мелодия (высокий и тихий шаг)

«На лыжах» А.Моффат

«Цирковые лошадки» М.Красев (высокий бег)

«Скачут лошадки» чешская народная мелодия (галоп)

«Всадники» В.Витлин (галоп)

«Дождик» Н.Любарский

«После дождя» венгерская народная мелодия (осторожный шаг и сильные прыжки)

«Прыжки через воображаемые препятствия» венг. н. м. (бег с остановками)

«Ветерок и ветер» Л.В.Бетховен (качание рук)

«Игра с водой» французская народная мелодия

«Большие крылья» армянская народная мелодия

«Собираем камешки» Л.Банникова

«Игра с воображаемым мячом» С.Майкапар

«Качели» В.Ребиков

«Веселые мячики» М.Сатуллина (прыжки и легкий бег)

«Заводим волчки» Л.Шитте (легкий поскок)

«Ау» Л.Банникова (игра в лесу).

«Качание рук с лентами польская народная мелодия

«Легкий бег с лентами» Т.Ломова

«Ходьба на носках с передачей предмета» А.Буальде

«Передача мяча» моравская народная мелодия

«Игра с мячом» шотландская народная мелодия

«Подбрасывать мяч низко и высоко» А.Капетис

«Игра с мячом по одному и парами» Ф.Шуберт

«Упражнение с цветами» Ан.Александров (качание рук и легкий бег с цветами)

«Снежинки» Дюни (с лентой)

Плясовые движения, ориентировка в пространстве.

«Спокойная ходьба» Т.Ломова

«Под яблонькой зеленою» (топающий шаг на всей ступне)

«Ходила младешенька» хороводный шаг

«Ходьба пружинящим шагом» Т.Ломова

«Ходила младешенька» выставление ноги на пятку и носок.

«Выставление ноги на пятку с полуприседанием»

«Попляшем» русская народная мелодия

«Попляшем и потопаем» А.Гольденвейзер

«Петушок расплясался» русская народная мелодия

«Шаг с притопом» русская народная мелодия

«Как у наших у ворот» (тройной шаг)

«Ой, утушка луговая» (полоскать платочки)

«Я рассею свое горе» (пляска с платочками)

«Передача платочка» Т.Ломова

«Кто лучше пляшет» А.Гречанинов

«Ах, ты береза» (каждая пара пляшет по-своему)

«Хоровод Возле речки, возле моста» русская народная мелодия

«Игра Плетень» русская народная мелодия

«Заплетися плетень» (змейка с воротцами)

«Выворачивание круга» (притопывающий шаг и легкий бег) венгерская н.м.

«Пляши веселей» (выбрасывание ног)

«Вертушки» украинская народная мелодия

«Веселые ладошки» старинная полька

«Выставление ноги на пятку» эстонская народная мелодия

«Отойди и подойди» чешская народная мелодия

«Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия

«Аннушка» чешская народная мелодия

«Парная пляска» чешская народная мелодия

«Дружные тройки» И.Штраус

«Веселые дети» литовская народная мелодия

«Хлопки» Ю.Слонов

«Хочу-не хочу» карельская народная мелодия

«Полька ручеек» латвийская народная мелодия

«Приставной шаг в строну» немецкая народная мелодия

«Танцуем галопом» французская народная мелодия

«Круговой галоп» венгерская народная мелодия

«Смени пару» украинская народная мелодия.

Музыкальные игры.

Игра «Заводные игрушки» Т.Ломова

Игра «Найди свой инструмент» латвийская народная мелодия

Игра «Не выпустим» Т.Ломовой

Игра «Найди себе пару» латвийская народная мелодия

«Игра с бубнами» польская народная мелодия

«Игра с погремушками» А.Майкапар

«Игра с колокольчиками» Ю.Рожавская

Игра «Чей кружок быстрее соберется» русская народная мелодия

Игра «Будь ловким» Н.Ладухин

Игра «Ловишка» И.Гайдн

Игра «Кто первый возьмет платок» литовская народная мелодия



План.

    Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника ____________

    Общие цели и задачи музыкально– ритмического

воспитания детей ____________________________________

    Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений:

а) младший дошкольный возраст _______________________

б) средний дошкольный возраст ________________________

в) старший дошкольный возраст ________________________

    Заключение _________________________________________

    Список литературы ___________________________________

    Приложение _________________________________________

1.Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом.»

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950), который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Члены Московской ассоциации ритмистов справедливо считала, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э.Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнешем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ.

Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

2.ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

    развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;

    укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

    развивать основы музыкальной культуры;

    развивать музыкальные способности(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

    учить определять музыкальные жанры(марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

    формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;

    воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

    воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

    формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Существует и другая классификация целей и задач музыкально-ритмического воспитания дошкольников, которая более успешно отвечает задачам современных программ дошкольного образования (в том числе и программе « Детство»,

С-Петербург).

Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности – это другая цель, которую ставят перед собой педагоги современных ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитие речи, внимания, память, мышления, формированием красивой осанки… И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

    все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,

    ритм);

    динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

    форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

Тренировка подвижности(лабильности) нервных процессов;

Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения переживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

3. Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений.

Рассмотрим динамику развития возрастных особенностей и двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Конкретизируя содержание каждого направления, необходимо выделить самое основное в каждом из них по возрастным группам.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё не достаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи:

    воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

    развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

    обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально – игровым образом.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

    обогащение слушательского опыта: узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях;

    развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно - медленный), динамику (громко - тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать два – трёх частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким поднимание колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

    бег – мягкий, ритмичный, передающий различные образы (бабочки, птички, ручейки и т. д.);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением

вперёд, прямой галоп – «лошадки», поскоки (четвёртый год жизни);

Развитие умений ориентироваться в пространстве :

    самостоятельно находить место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., то есть контрастные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого.

    воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;

    воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с де6тьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.

Показатели развития

Важнейшим показателем уровня музыкально – ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыке, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребёнка

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи:

    развитие гибкости, пластичности, мягкости движения, а так же воспитания самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности в её слушании, движении под музыку в свободных играх;

    обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов – классиков;

    развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т. д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно – медленный, быстрый), динамику (громко – тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшения), регистр (высокий, низкий, средний), метро – ритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных), различать двух – трёх частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

    развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и слове.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

    бег – лёгких, ритмичный, передающий различный образ, широкий (волк), острый (бежим по «горячему песку»);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп, лёгкие поскоки;

    общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнение на гибкость, плавность движений;

    имитационные движения – разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;

    плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.

    самостоятельно находить свободное место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и в колонну, в несколько кругов.

Развитие творческих способностей:

    воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

    формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т. д., то есть разнообразные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

    развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти: мышления, речи – в умении выразить своё восприятие в движениях, а так же в рисунках и в словесном описании.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитания умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

    формирование чувства такта;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д.

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движения, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

    развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений;

    умение импровизировать под незнакомую музыку;

    формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать двух – трех частную форму произведения

(с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

    развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня – марш, песня – танец и д.р.); марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

    бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, пружинящий бег;

    прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперёд, различные виды галопа (прямой, боковой), поскок «лёгкий» и «сильный» и д. р.;

    общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног;

    имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающий понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды – «в воде», «в воздухе», и т. д.;

    плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и д. р.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроение на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и д.р.).

Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинацию;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразие сочетаний упражнений и т. д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены, умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Показатели уровня развития детей:

    выразительность исполнения движений под музыку;

    умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

    освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;

    умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими детьми;

    способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

    точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка в области музыкально-ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться.». Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка.

Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность. Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические, темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка, причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.

Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса, то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов симфонической музыки. И здесь важно только то, что, выбирая музыку, каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии.

Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель: выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой, умение выразить её содержание в движениях.

Итак, в каждом виде музыкально-ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Развитие эмоциональности ребенка

Через музыкально-ритмические движения».

Подготовила:

Васильева Ю. Г. – музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2017

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Цель: формировать эмоциональное восприятие музыки через двигательную активность, развивать творческие способности посредством танца; содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Задачи:

Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением.

Пластические: развивать гибкость, пластичность, точность движений; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца.

Оздоровительные: формировать правильную осанку, содействовать развитию органов дыхания.

Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; эмоционально раскрепостить ребенка.

Музыкально – ритмические движения:

Обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

Развивают познавательные способности;

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Методы и приёмы:

Метод показа

Словесный метод

Наглядный

Игровой

Практический

С данной темой я выступала на педсовете, где говорила о том, что художественное воспитание занимает важное место в дошкольной педагогике. Ведущими видами творчества в музыкальной деятельности детей являются пение и музыкально-ритмические движения. Так, например, музыкально- ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении. Однако всё вышесказанное не имело бы смысла без, пожалуй, самой главной составляющей детского здоровья - эмоционального благополучия.

В моей практической деятельности эмоциональное благополучие обеспечивается соблюдением и выполнением следующих педагогических условий:

  1. Доброжелательный тон педагога, внутренняя спокойная, не напряженная среда, веселая, лёгкая музыка, красивая окружающая обстановка - это то, чего надо придерживаться во время проведения музыкальных занятий. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим.
  2. Занятия должны проходить в атмосфере радости и игры. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают себя, окружающий мир. А игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты.
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие музыкально – ритмические постановки.

Обобщение:

Наблюдая за тем, с каким интересом дети осваивали новые движения и вслушивались в современные композиции, как они пытались на репетициях, праздниках, занятиях эмоционально передать характер движения различной музыки, я увидела, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей; улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях способностях.


Ирина Иванова
Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Цель : формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи :

Побуждать внимательность, слушать классическую музыку , обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус .

Формировать певческие умения, навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах .

Способствовать умению петь выразительно, без напряжения.

Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки , способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений .

Развивающие задачи :

Развивать способности по восприятию музыки , т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.

Развивать специальные музыкальные способности : музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма.

Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков .

Развивать музыкальную память , развивать двигательные качества : точность, координацию движений , пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.

Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку .

Развивать эмоциональную сферу , внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке , воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки.

Музыкальный материал :

Слушание : «Фея Осени» С. С Прокофьева.

Пение : Упражнение «Пчелка» , распевка «Андрей-воробей» р. н. п., «Несмеяна-Осень» Н. Куликовой, «Кто сказал, что осень - грустная пора?» О. Девочкиной, «Простая песенка» В. Дементьева.

Музыкально-ритмические движения : «Полька» Д. Кабалевского, «Мыши и кот» Т. Ломовой, «Медведь» В. Ребикова, «Заинька» р. н. м., «Полька» А. Арскоса, «На горе-то калина» р. н. м.

Наглядный материал : карточки (моделирование, сундучок, пчелка, портрет композитора, игрушки самоделки, музыкальные инструменты (гитара, музыкальные треугольники ) .

Литературный материал : произведения В. Усачёва.

Словарная работа : беседа об осени, о повадках животных, рассматривание иллюстраций, картин, использование речевых игр, прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. Дети исполняют приветствие «Здравствуйте» .

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Давайте представим что мы лесные зверюшки и будем двигаться в соответствии с характером музыки , изображая пугливую мышку, неуклюжего медведя, хитрую лисичку и трусливого зайчика. Сначала наши звери пойдут по такой тропинке

Дети : Змейкой.

Музыкальный руководитель : А потом как? (показ карточки с графическим изображением)

Дети : По кругу.

Музыкальный руководитель : Не забывайте, что медведь косолапый, а зайчик- прыгает мягко и легко. Слушайте музыку , она вам подскажет кто идёт по лесной тропинке.

Дети выполняют упражнение «По лесной тропинке» .

Музыкальный руководитель : Мне очень понравилось как вы передали образ мышки, косолапого медведя, хитрой лисы и зайчика.

Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас мы повторим наш любимый танец" Полька Кремена".На 1 часть польки будем двигаться легко на носочках,хлопки во второй части будем выполнять точнее. Что измениться во второй фигуре? Правильно. Измениться направление движения . Как же мы будем двигаться в 1-ой части третьей фигуры? Правильно. Будем выполнять бег с захлестом. А в четвертой фигуре изменяем направление движения и бежим как лошадки , высоко поднимая колени.

Дети исполняют танец "Полька Кремена"А. Арскоса.

Давайте представим, что мы легкие, осенние листочки, качающиеся на ветру.

Выполняют упражнение «Листочки» .

Музыкальный руководитель : Покрутились листочки на веточках и тихо слетели на землю, удобно устроившись на мягкой, лесной полянке. /дети садятся на ковёр/

Музыкальный руководитель :

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

А. Усачёв.

Наш мир наполнен различными звуками. Они бывают звонкие и глухие, шуршащие и даже скрипящие. Одни звуки резкие, другие- мелодичные, переливающиеся. Музыка может изображать журчание ручейка, порывы ветра, шум моря, пение птиц. Музыка может быть нежной , а может быть бурной, мощной, волнующей.

Сегодня я вам предлагаю послушать музыку Сергея Сергеевича Прокофьева из балета «Золушка» , а называется это произведение «Фея Осени» . Эта музыка очень яркая , наполнена различными звуками. Послушайте внимательно произведение, а потом мне скажите, какие вы услышите звуки, что они изображают.

/дети слушают произведение «Фея Осени» С. С. Прокофьева. /

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали в этом произведении?

Дети : Предполагаемые ответы детей.

Музыкальный руководитель : Правильно, слышны порывы ветра, которые подхватывают осенние листья и уносят их вдаль, музыка порывистая , волнующая. К концу произведения музыка затихает , природа успокаивается.

А сейчас «листочки» полетели на стульчики. Вас ждёт сюрприз.

Музыкальный руководитель : Смотрите, какой красивы й сундучок. Что же в нём? Посмотрим. (музыкальный руководитель достает из сундучка пчёлку)

Ой, да это пчёлка. Как она жужжит?

Дети : Произносят звукоподражание «Ж-Ж-Ж»

Музыкальный руководитель : Сейчас соберем пчелок в улья и погудим с закрытым ртом. (Дети делают вдох ртом, быстро ударяют указательными пальцами по крыльям носа,пропуская воздух через нос.) упражнение повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель : Попросим у пчелки меду.

Дети исполняют попевку «Пчелка» .

Музыкальный руководитель :»Дала пчелка меду, дети поели (активная работа ртом,облизнули губки (облизывают) .До чего же сладкий медок. А теперь споем песенку пчелки.

Дети исполняют песенку пчелка.

Любительница сладкого нектара спрячется от нас в сундучок.

Музыкальный руководитель достает из сундучка игрушку-птичку.

Да это воробей, а зовут его…

Дети : Андрей!

Музыкальный руководитель : Споем распевку «Андрей-воробей» и прохлопаем ее ритм

Дети исполняют распевку.

Музыкальный руководитель : Кто же еще спрятался в сундучке?

Да это музыкальные человечки . Это- Мажор (показывает игрушку в красном костюме,а это- Минор (показывает игрушку в синем костюме) .

Какие мелодии любит слушать Мажор?

Дети : веселые,задорные, бодрые, радостные…

А какие мелодии любит слушать Минор?

Дети : грустные, печальные…

Музыкальный руководитель :Отгадайте музыкальную загадку . Вспомните название песни? (играет мелодию из песни) .

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Для какого музыкального человечка мы ее исполним?

Дети : Для Минора.

Музыкальный руководитель : Правильно, для Минора. Сначала мы споем мелодию с закрытым ртом (исполняют без музыкального сопровождения ) .

А теперь споем песню со словами, напевно, ласково, нежно, ясно пропевая слова и их окончания.

Не забывайте о ласковой просьбе

Дети исполняют песню «Несмеяна Осень» Н Куликовой.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Исполнили песню очень проникновенно, с душой. Мне понравилось. А сейчас мы споем песню «Кто сказал, что осень –грустная пора» для обоих человечков, потому что в ней слышны как веселые, так и грустные нотки. А украсим мы песенку звучанием музыкальных треугольников .

(воспитатель раздает музыкальные инструменты , музыкальный руководитель напоминает правило обращения с ними)

Музыкальный руководитель : Играть будем легко, что бы звук получался звонкий.

Дети исполняют песню «Кто сказал,что осень –грустная пора?» . О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель : Посмотрим, что еще осталось в сундучке? (вынимает гитару)

Дети : Это гитара.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, чья это гитара?

Дети : Это гитара лягушки.

Музыкальный руководитель : Правильно. А какую песенку любит лягушка?

Дети : Лягушка любит «Простую песенку» .

Музыкальный руководитель : А как вы думаете, для Мажора или для Минора

Прозвучит эта песня?

Дети : Эта песня прозвучит для Мажора.

Музыкальный руководитель : Исполнять эту песню будут девочки-солистки, а вы им будите подпевать припев.

Дети исполняют песню «Простая песенка» В. Дементьева

Музыкальный руководитель : Я думаю и Мажору, и Минору понравилось как вы исполнили песни. Но пришло время им снова спрятаться в сундучок.

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда вас зовёт эта мелодия?

Дети : Эта мелодия нас зовёт в хоровод.

Музыкальный руководитель : Как называется хоровод?

Дети : Хоровод называется «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Поем задорно, широко, не забывайте чётко выполнять притопы и хлопки. Движения выполняйте выразительно.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Молодцы, постарались. Движения выполняли выразительно, чётко под музыку , где необходимо плавно. Пели задорно и весело.

Музыкальный руководитель : Песни пели, хоровод водили, что ещё мы позабыли?

Дети : Поиграть!

Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Плетень» . (дети встают по квадрату четырьмя шеренгами) Встали красиво. Двигаться будем ровными шеренгами с правой ноги, вытягивая носочек, не отставая и не опережая друг друга. В пляске не забывайте использовать разнообразные плясовые движения , можно танцевать парами, группами и по одному . Давайте вспомним, какие плясовые движения вы знаете ?

Ответы детей.

Дети играют в игру «Плетень»

Воспитатель оценивает качество плясовых движений .

Игра повторяется.

Музыкальный руководитель : Замечательно, ребята, вы показали разнообразные плясовые движения . Двигались ровными шеренгами. Наше занятие подошло к концу . Вам оно понравилось?

Давайте вспомним чем вы сегодня занимались на занятии ?

Ответы детей.

А теперь попрощаемся с нашими гостями и пригласим их ещё к нам в гости.

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.