Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства. Конспект НОД "Удивительный мир искусства" (старшая группа) Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром» Детский сад № 45 Приморский край г. Соликамск

Педагогический проект «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

Савчук Тамара Ивановна

воспитатель

«Детям о художниках мира»

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие в «Детском саду – Доме радости» способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Современное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.

С творчеством великих художников России детей знакомила со старшей группы. Им знакомы репродукции многих картин, в том числе «Витязь на рассвете» (В. М. Васнецова); «Хризантемы» (И. Э. Грабаря); «Дорога во ржи», «Корабельная роща» (И. И. Шишкина). Дети научились понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.

Работу по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства решила продолжить с детьми подготовительной к школе группы. Подвести их к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства и находятся в художественных музеях. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». И работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.

Возникла идея через проектную деятельность познакомить детей с центром искусствоведческой науки – Государственной Третьяковской галереей, художественным музеем в России, её основателем - П. М. Третьяковым; с творчеством великих художников России и их гениальными произведениями изобразительного искусства, с целью, сформировать представление детей о Государственной Третьяковской галерее, как первого в России музея национального искусства.

Разработанный проект «Детям о художниках мира», краткосрочный, рассчитанный на три месяца. Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители. Спланированная работа по проекту составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей седьмого года жизни, образовательной программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» с реализацией образовательных задач по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию.

Прежде чем перейти к реализации проекта была проведена подготовительная работа, составлен и утверждённый план работы с социумом: экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»; посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»; поездка в школу искусств на творческую выставку «Пейзажи нашего края»; участие детей в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города «Удивительный мир природы» и «Любимый уголок моего города».

Для качественного выполнения работы с детьми подобрала репродукции картин «Великие художники мира». Разработала учебно-методический комплекс: цикл мероприятий по художественно-эстетическому развитию – сценарии: «П. М. Третьяков – основатель Третьяковской галереи»; «Экскурсия в картинную галерею»; «В мастерской художника»; собрана копилка «игр и этюдов».

Продумала формы проведения образовательной деятельности, которые интересны детям, позволяющие раскрыть их представления об объекте, человеке, его образе. Так, в сказании о П. М. Третьякове, основателе Третьяковской галерее, дети узнали не только о его деятельности и коллекционировании картин, но и как о прекрасном человеке, ценителе искусства. Активно включаясь в разговор, дети уяснили, что Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Создание галереи посвящено национальному русскому искусству, трудам, тех художников, которые внесли свой вклад в историю развития русского искусства.

На протяжении двух месяцев с детьми работали по картинам: «Богатыри» и «Алёнушка» (В. М. Васнецова); «Утро в сосновом бору» (И. И. Шишкина); «Февральская лазурь» (И. Э. Грабаря). Подробно, детально входили в картину, раскрывали содержание, характеризовали образы героев, их настроение. Параллельно, для лучшего усвоения содержания картин использовала литературный материал: рассказы В. А. Сухомлинского «Соловьиное гнездо», «Как звенят снежинки»; С. Махотина «Хозяин тайги»; Н. Григорьевой «Мишка». Речевые игры: «Придумай счастливый конец»; «Если бы я был богатырём…»; «Вышла Алёнушка погулять» и другие. Итогом работы по репродукциям картин стала образовательная деятельность: «Экскурсия в картинную галерею», где дети показали хороший уровень знаний, проявили интеллект, способности, успешно вошли в роль экскурсовода, рассказчиков о художественных картинах.

«В художественной мастерской», в такой форме прошла интегрированная образовательная деятельность. Детям представилась возможность расширить представления о творчестве художников, работающих в жанре – натюрморт: К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и П. П. Кончаловский «Сирень». Умело, дети сравнили два натюрморта, произведения разных художников, выделили настроения художников, их чувства, использование ими предметов и цветовой гаммы при написании картин. В своих собственных работах – рисовании натюрморта, дети передали композиционное решение, наличие предметов, цветовое исполнение.

Заинтересованность родителей в этом направлении была на должном уровне. Они проявили инициативу в поиске наглядного, литературного, и информационного материала. Участвовали в семейном конкурсе по художественно-эстетическому развитию в номинации «Мой натюрморт», который проходил в образовательном учреждении, участвовали в межмуниципальном проекте «Крепка семья – крепка держава!», с работами «Новогодняя и Рождественская открытка»

Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок понимает, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.

Считаю что намеченная цель:формирование представлений у детей о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства. И поставленные задачи по реализации проекта выполнены.

Результат проведённой работы показал: у детей развит интерес к творчеству великих художников России и их гениальным произведениям искусства. Дети владеют знаниями о произведениях изобразительного искусства, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения. У детей развито чувство гордости к людям искусства, их таланту в создании мировых достояний культуры.

Отчёт о проектной деятельности «Великие художники мира» заслушан на педагогическом совете ДОУ; в творческой группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуре»; на родительском собрании.

Педагогический проект по теме: «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

Тип: образовательный

Участники: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Масштаб: краткосрочный – 3 месяца (январь - март 2017г.).

Основания для разработки : Главный способ привнесения искусства в жизнь - воспитание у подрастающего поколения повседневной потребности в красоте, подметил А. С. Макаренко.

Вфедеральном государственном образовательном стандарте и образовательной Программе «Детский сад - Дом радости» Н. М. Крыловой говорится о том, что приобщение детей к основам эстетической культуры, понимания красоты в произведениях искусства; развитие окружающего мира, эмоциональной отзывчивости на эти произведения раскрывает художественно-эстетическое развитие. Посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей с целью ознакомления детей с отечественной и мировой культурой является одним из средств художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Как приучить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев к изобразительному искусству? Как воспитать эстетически развитого человека из маленького ребенка? Каким образом ввести его в мир культуры и искусства? Безусловно, эту проблему можно решить с помощью книг, альбомов, журналов с произведениями искусства, интернет ресурсов, но предпочтительнее, на мой взгляд, будет выглядеть, если познакомить детей с одним из центров искусствоведческой науки - Государственной Третьяковской галереей,одним из самых известных художественных музеев в России.

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основателем Государственной Третьяковской галереи - Павлом Михайловичем Третьяковым.
  2. Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  3. Приобщать детей к изобразительному искусству, художественным ценностям и духовной культуре России; проявлять желания посещать художественные музеи.
  4. Воспитывать у детей чувства симпатии к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

Условия реализации:

а) оборудование предметно пространственной развивающей среды:

Полочка «Мир красоты»;

Мини музей художественного искусства,

Творческая мастерская «Юный художник»;

б) создание учебно-методического комплекса:

Подборка портретов художников;

Подборка материалов библиографического содержания; статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование» «Воспитатель».

Репродукции картин «Великие художники мира»;

Картотека литературного материала;

Копилка игр и этюдов;

Иллюстративный материал;

в) взаимодействие с социумом:

Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»»;

Посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»;

Детская школа искусств»;

Детская музыкальная школа № 2;

Участие дошкольников в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Задачи

Сроки

Ответственный

Место проведения

I этап

подготовительный

Обзор биографической и энциклопедической литературы;

Изучение методических статей периодических изданий;

Подбор наглядного и иллюстрационного материала;

Разработка учебно-методический комплекса;

Пополнение и обновление предметно-развивающей среды;

Оформление картотеки литературного материала;

Подбор репродукций картин «Великие художники мира»;

Повысить уровень

самообразования педагога

Январь 2017г.

Январь 2017г.

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

родители

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

Родители

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук

II этап

организационный

III этап

итоговый

Сказание «Знакомство с П. М. Третьяковым - основателем Государственной Третьяковской галереи»;

Детская конференция

«Дети о художниках»;

Рассматривание картины «Богатыри»

В. М. Васнецова:

спортивный досуг «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу» (художественно-эстетическое и физическое развитие);

чтение рассказа «Соловьиное гнездо» В. А. Сухомлинского (речевое развитие);

образовательная деятельность по теме «Если бы я был богатырём земли русской…» (речевое и художественно-эстетическое развитие);

Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»

И. И. Шишкина:

чтение рассказа С. Махотина «Хозяин леса» (речевое и социально-коммуникативное развитие);

разучивание стихотворения «Мишка» Н. Григорьевой (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) развитие;

Рассматривание картины «Февральская лазурь»

И. Э Грабаря:

пересказ рассказа «Как звенят снежинки» В. Сухомлинского

(речевое и социально-коммуникативное развитие);

совместная продуктивная деятельность взрослого и детей «Танец снежинок» (художественно-эстетическое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

Образовательная деятельность

«Экскурсия в картинную галерею»

Рассматривание картины «Алёнушка» В. М. Васнецова:

составление радостного окончания истории об Алёнушке по образцу взрослого (речевое и социально-коммуникативное развитие);

игра «Вышла Алёнушка погулять» (социально-коммуникативное развитие)

Образовательная деятельность

«В художественной мастерской. «Знакомство с натюрмортом»

(познавательное, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное развитие);

разучивание стихотворения «Сирень»

В. С. Рождественского

(речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально0коммуникативное);

литературная страничка

(речевое и социально-коммуникативное развитие)

конкурс рисунков «Мой натюрморт» (семейный);

создание продукта детской деятельности:

оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства»; «Мой натюрморт»;

создание энциклопедического справочника «Детям о художниках».

Познакомить детей с П. М. Третьяковым, основателем Государственной Третьяковской галерее

Вызвать у детей интерес к творчеству великих художников России; развивать познавательную активность, любознательность, творчество, ответственность к подготовке материала и выступлению перед сверстниками группы.

развивать быстроту, ловкость, выносливость, соревновательные навыки;

познакомить с новым произведением; учить сравнивать богатырей на картине художника и солдат в тексте.

составить рассказ и передать образ богатыря в своём рисунке

Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь.

вступать в диалог по тексту; закрепить умение анализировать; обыграть образ Михаила Потапыча;

познакомить с новым произведением, понять его на слух; рассказывать эмоционально, выразительно; проявлять самостоятельность передачи образа мишки(рисование, аппликация, лепка); воспитывать уважение к сверстникам.

продолжать учить детей пересказывать эмоционально; отмечать отличия картины и текста.выслушивать пересказы детей не перебивая.

уточнить знания детей о снежинке: привлечь к вырезыванию снежинок и создания коллажа; поддерживать деловое общение детей друг с другом.

систематизировать знания детей о творчестве великих художников России. Продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи. Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.

развивать у детей связную и грамматически правильную речь; сопереживать, откликаться на душевную боль.

выбор водящего, выполнять в игре движения в соответствии с текстом; соблюдать правила игры.

закрепить знания детей о произведениях изобразительного искусства Государственной Третьяковской галереи. Познакомить с новыми репродукциями картин; уточнить понятие о натюрморте, закрепить знание о нём через изобразительную деятельность - рисование натюрморта.

дать детям познавательную информацию о сирени; понять значение непонятных слов;

рассказывать стихотворение выразительно, эмоционально, не торопясь; рисовать веточки сирени используя краски нежных цветов и оттенков; восхищаться рисунком товарища.

Закрепить знания детей в умении рассказывать стихи и отгадывать загадки о цветах, воспринимать текст; развивать кругозор, память, воображение.

привлечь детей и родителей к участию в конкурсе; проявить ответственность, творчество, выразительность в создании рисунка; представить свою визитную карточку.

привлечь детей к оформлению выставки своими работами; приучать прислушиваться к советам взрослых и сверстников по

размещению рисунков; радоваться своим успехам и творчеством.

создать копилку познавательного материала для использования в работе с детьми.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

в течение

работы проекта

Март 2017г.

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук,

родители, дети;

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук,

Т. М. Пономарёва

руководитель по физ. культуре;

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

родители и дети

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук, родители

музыкальный зал

спортивный зал

студия детского творчества

музыкальный зал

участок детского сада

детского сада

детского сада

Ожидаемый результат: В результате проведённой работы по проекту дет и проявили интерес к творчеству великих художников России.Владеют знаниями о картинах, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения.

У детей развито чувство гордости и уважения к людям искусства, за их талант в создании мировых достояний культуры.

Трансляция: - защита проекта на педсовете ДОУ;

На методическом объединении НДОУ;

Презентация работы над проектом в творческой группе « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуры»;

Выступление перед родителями группы с презентацией детских рефератов;

Ольга Ильясова
НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»

Тема: «В стране Живописи»

Цель:

1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)

2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.

4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".

5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным

6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.

Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.

Предварительная работа:

Рассматривание картин разных видов живописи.

Составление описательных рассказов по картинам.

Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,

Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.

Ход ОД

Приветствие Логоритмика Железнова

Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».

Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).

Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).

Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.

Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.

Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?

Произведения живописи.

Давайте вспомним, что такое живопись?

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.

Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.

(Читает стихотворение ребенок)

Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.

О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?

Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Конечно с помощью красок.

Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)

Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.

Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)

Найдите самый вкусный натюрморт.

Самый веселый натюрморт?

Самый необычный?

Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)

Кто обычно изображен на портрете?

Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

На что похож портрет? (На фотографию).

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?

Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?

Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)

Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)

Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)

Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.

Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Евгений Чарушин - художник- анималист

Я рисую акварелью

Белку под мохнатой елью.

Скачет рыжая малютка

По сухой опавшей хвое.

Я прошу: «Ну хоть минутку

Посиди-ка ты в покое!

Чтоб я смог нарисовать

Твой чудесный пышный хвостик,

Чтоб сумел я передать

Быстрый глаз и влажный носик».

Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.

Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.

И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.

Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.

На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.

Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.

Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.

Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.

Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).

Итог занятия

Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?

Добрые слова не лень

Говорить нам целый день,

Всем гостям на прощание скажем.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «УДИВТЕЛЬНЫЙ МИР ИСКУССТВА»

И.О.О. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие»: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт). Закреплять умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт. Развивать воображение и творческие способности.

«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь детей, упражнять в умении давать полные ответы, составляя сложные предложения.

«Социально-коммуникативное развитие»: Закрепить правила поведения в общественных местах.

Материал и оборудование: Репродукции картин по разным жанрам живописи, краски акварельные, гуашь, краски масляные, набор для батика, крупы, клеенки, зубочистки, заготовки картин, салфетки.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.

Это место так чудесно,

Здесь все очень интересно,

В ряд картины здесь стоят,

Посмотреть на них велят.

Как же место то зовется?

Есть ответ у нас один,

Это (Выставка картин) , (или картинная галерея)

Воспитатель: Мы пойдём в картинную галерею. Вспомним правила поведения в выставочном зале (не шуметь, картины руками не трогать) . Ну что же отправимся на выставку картин.

(звучит музыка, занавес открываете, дети входят в группу)

Воспитатель: Мы с вами попали в картинную галерею, сегодня, я буду вашем экскурсоводом. Отправляемся к первой картине. Посмотрите, какой жанр живописи изображен.

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь на картине дары леса на столе,

Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт.

Воспитатель: Что художники изображают в натюрморте.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.

(Звучит музыка, двигаются к картинам портретов)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой жанр живописи изображен на этих картинах?

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – ни будь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз.

Или летчик, или балерина,

Или Колька твой сосед, обязательно

Картина называется - портрет!

Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.

(Звучит музыка, дети подходят к репродукциям пейзажа)

Воспитатель: Какой здесь жанр живописи?

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется «пейзаж».

Воспитатель: Ребята, что изображают в пейзаже?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вам понравились картины? Подойдите, пожалуйста, к той, которая особенно вам запомнилась.

Воспитатель: Чем тебе понравилась эта картина? А ты знаешь чем её написали? Подойди, пожалуйста, к столу и найди этот материал. (Дети находят материал, с помощью которых написаны те картины, которые им понравились, на столе остаётся заготовка картины и крупы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе что-то осталось. Что это? (дети отвечают). Как вы думаете, из этого может получиться картина? Хотите создать нашу выставку картин? Тогда отправляемся в мастерскую. (Дети проходят за столы, где подготовлены материалы.)

Воспитатель : Ребята, обратите внимание, на ваших столах лежат крупы. Назовите их. Лежат шаблоны: цветы, машины, корабли. Вы выбираете любой из них, обводите его зубочисткой на вашей заготовке и выкладываете нарисованный предмет крупой. Крупы используете по желанию. Прежде, чем приступим к работе, подготовим пальчики.

Проведём пальчиковую гимнастику. «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

ОХ!

И ушел.

Газон засох.

Воспитатель: Теперь наши пальчики готовы, приступайте.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Выходите на палас, покажите их нашим гостям. Теперь у нас есть своя выставка картин. У нас в Безенчуке есть выставочный центр «Радуга», там тоже много красивых картин, мы с вами обязательно её посетим.

Программное содержание:

Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;

В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;

Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;

Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;

Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.

Оборудование:

фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.

Предыдущая работа:

рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Дети становятся в круг

Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.

Дети:

Доброе утро!

Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.

Доброе утро!

Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!

Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?

Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)

Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)

Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)

Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?

Дети: этот жанр называется портрет.

Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)

Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).

Чем отличаются эти женщины?

Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).

Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»

Я знаю, что вы очень любите своих мам!

Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.

А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.

Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)

Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».

Давайте немного разогреем руки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)

Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.

Хорошо и ровно сели!

Карандаш в руку взяли!

Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)

Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)

Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)

Остановились! Начали рисовать.

(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)

Окончание. Рефлексия

Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)

Молодцы!

Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.