Мария ремар. Произведения Ремарка: список по порядку. Эрих Мария Ремарк

Немецкая литература

Эрих Мария Ремарк

Биография

Эрих Пауль Ремарк родился 22 июня 1898 в городе Оснабрюк, в семье переплетчика Питера Франца Ремарка и его жены Анны Марии. Ещё в школе он решил связать свою жизнь с искусством: он занимался рисованием и музыкой. Потрясённый смертью матери, Ремарк меняет своё имя на Эрих Мария в возрасте 19 лет.

В его романе «На западном фронте без перемен» (Im Westen nichts Neues), он изображает ее как заботящуюся фигуру матери главного героя Пауля Боймара. Отношения Ремарка с его отцом скорее более отдаленные, и также они имеют разные взгляды на мир. Ремарк растет рядом с его двумя сестрами, Эрной и Эльфридой.

Сдав его экзамены начальной школы (1912), Ремарк начинает работать учителем, но его работа была прервана 1-ой Мировой войной. После краткого периода обучения, Ремарка посылают к Западному Фронту, где он ранен в 1917. В течение его пребывания в военном госпитале, Ремарк пишет рассказы, прозу. В 1919, в конце войны, Ремарк сдаёт экзамены и следующие два года, преподаёт в различных начальных школах в сельской местности. Оставляя свою карьеру преподавателя, он берет ряд случайных работ в пределах г. Оснабрюк, включая работу продавца надгробной плиты. Его автобиографический письменный роман Черный Обелиск (1956) делает много ссылок на этот период.

Осенью 1922, Ремарк оставляет Оснабрюк, и поступил на работу в «Континентальную каучуковую и гуттаперчевую компанию» в Ганновере, известную ныне как «Континенталь», и начал не только составлять слоганы, сопроводительные тексты и пиарный материал, но и писать статьи в «домашний» журнал компании «Эхо-Континенталь». REMARQUE - написанное по правилам французской орфографии - намек на гугенотское происхождение семьи.

Вскоре Ремарк расширил поле своей деятельности. Не ограничиваясь журналом компании, он начал печататься в таких журналах, как «Югенд» и ведущий спортивный журнал «Шпорт им Бильд», которые охотно брали его путевые заметки. Целое сочинение о коктейлях появилось в журнале «Штертебекер» - весьма оригинальное название для периодического издания, поскольку «Штертебекер» был ганзейским пиратом пятнадцатого века, неким подобием Робин Гуда. Статьи в «Шпорт им Бильд» открыли двери в литературу молодому писателю, и в 1925 году Ремарк покидает Ганновер и переезжает в Берлин, где становится редактором иллюстраций упомянутого журнала.

Эрих Ремарк впервые увидел свое имя напечатанным типографическим способом в возрасте двадцати лет, когда журнал «Шенхайт» опубликовал его стихотворение «Я и ты» и два маленьких рассказа «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен». С тех пор Ремарк не переставал писать и печататься почти до самой смерти. В этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка, - незамысловатый язык, точные сухие описания, остроумные диалоги, - но они остались незамеченными, не смогли выделиться из потоков бульварной литературы, заполнившей немецкие лавки в первые послевоенные годы.

В 1925 году в Берлине поженились Ютта Ингеборг Эллен Цамбона и Эрих Мария Ремарк. Ютта Цамбон, прибавившая к своему имени имя Жанна, ночи напролет просиживала рядом с Ремарком, пока он после работы в издательстве писал для себя. В 1927 году вышел в свет его второй роман «Станция на горизонте». Он печатался с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не вышел отдельной книгой. Можно также допустить, что и в течение следующего года Жанна составляла ему компанию, когда он за шесть недель написал роман «На западном фронте без перемен». Так же мало как Ремарк говорил о своем браке, так же мало он говорил о причинах его развода, который последовал в 1932 году. Говорили, что она предпочла другого мужчину, кинопродюсера, известно обожателя ослепительно красивых женщин. И хотя она обобрала его «до нитки», после развода он посыла ей цветы, это было типично для него. После того, как Гитлер в 1937 году лишил обоих гражданства, Ремарк женился на Жанне второй раз, чтобы дать ей новый паспорт и панамские документы, а потом и американские взамен утраченных по одной-единственной причине - в наказание за то, что она была миссис Эрих Мария Ремарк.

1929, Ремарк записывает свой опыт войны и травмирующие воспоминание о ней в романе «На западном фронте без перемен». При появлении в предпечати - в газете «Vossische Zeitung» (1928) и в книжных магазинах к январю 1929 «На Западном Фронте без перемен» захватывают воображение миллионов. Роман приносит популярность Ремарку и финансовую независимость, но также и политическую враждебность. Через три года Он пишет еще один роман «Возвращение» (1931), в котором он изображает проблемы солдат после их возвращения на родину, туда, где были уничтожены идеи, расшатаны моральные устои, разрушена промышленность.

В том же году, опасаясь травли со стороны национал-социалистов, писатель вынужден был оставить Германию. Он переехал в Швейцарию, купив дом в Порто Ронко, Lago Maggoire. Последним произведением Ремарка, изданным до начала Второй мировой войны, стал роман «Три товарища», вышедший в 1938 году сначала в Америке на английском языке и только затем в Голландии, на немецком. На родине писателя к тому времени его книги (в первую очередь, конечно, «На западном фронте без перемен») были запрещены, как «подрывающие немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата». Фашисты лишили Ремарка немецкого гражданства в 1938 году. Он был вынужден бежать из Швейцарии во Францию, а оттуда - через Мексику - в Соединенные Штаты Америки. Здесь его жизнь - в сравнению с жизнью многих других немецких эмигрантов - протекала достаточно благополучно: высокие гонорары, все его книги (в 1941 году роман «Возлюби ближнего своего», а в 1946-м - знаменитая «Триумфальная арка») непременно становились бестселлерами и были с успехом экранизированы. В трудные военные годы Ремарк помогал, порой анонимно, многим своим соотечественникам - деятелям культуры, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима, но их финансовое положение было удручающим.

В Германии тем временем, сестра Ремарка стала жертвой варварского режима. Обвиняемая в том, что она делала замечания против Гитлера и его режима, она приговорена к смерти в 1943 и казнена в Берлине. В течение переговоров, Председатель Народного Суда, Freisler, как полагают, сказал, что «Ваш брат, возможно, избежал нас, но Вы уже не избежите этого «

В 1968 Город Оснабрюк называет улицу в честь Эльфриды Шольц.

Вновь после войны получив немецкое гражданство, Ремарк вернулся в Европу. С 1947 года он жил в Швейцарии, где и провел в основном последние 16 лет своей жизни. Появляются романы: «Искра Жизни» (1952), роман, изображающий злодеяние концентрационных лагерей, и «Время жить и Время умерать» (1954), в которой изображена война Германии против Советского Союза. В 1954 Ремарк приезжает на похороны своего отца в Bed Rothenfelde около Оснабрюка, но не посещает свой родной город. Ремарк никак не преодолел горечь своего изгнания из Германии: «Насколько я знаю, ни одна из массовых убийц Третьего Рейха не была изгнана. Эмигранты поэтому еще более унижены.» (Интервью 1966). Черный Обелиск появляется в 1956. Он частично анализирует духовный климат в пределах родного города Ремарка в течение 1920-ых, но также и имеет дело с предварительными условиями для роста фашизма и нападает на моральное политическое восстановление после Второй Мировой войны.

Единственная пьеса Ремарка, «Последняя остановка», которая была написана в 1956 году. Речь в ней шла о русских, которые прорвались в Берлин и встретились там с солдатами СС и пленниками концентрационного лагеря. Премьера состоялась 20 сентября 1956 года в Берлине; позже постановку осуществили и в Мюнхене. Успех был не всемирным, но пьесу восприняли серьезно, а для него это было важнее, чем отношение к другим его работами, если не считать резонанса, вызванного романом «На западном фронте без перемен». «Жизнь взаймы» издана в 1959. В книге «Ночь в Лиссабоне» (1961) он возвращения к теме эмиграции еще раз. Здесь автор делает явную ссылку на Оснабрюк как сцену действия. «Тени в Раю» становятся последним из романов Ремарка. Он издан второй женой Ремарка Полетт Годдард в 1971 после его смерти.

В 1964 году, чтобы отметить 65-ый день рождения Ремарка, город Оснабрюк дарит автору его самое престижное вознаграждение - Медаль Mозера. Три года спустя (1967) писатель получает OBE от Федеральной республики Германии. Он также становиться почетным жителем городов Асконы и Порто Ронко.

25-ого сентября 1970 Эрих Мария Ремарк умер в госпитале в Локарно. После его смерти родной город называет в честь Ремарка улицу.

Существовала, конечно, и другая сторона жизни Ремарка - скандальная, связанная в первую очередь с его жизнью в Америке. Она неплохо известна (причем не только страстным почитателям творчества писателя): продолжительные запои, affaire de Coeur с Марлен Дитрих - эмоциональная зависимость писателя от кинодивы была, наверное, сродни наркотической, романы с юными голливудскими актрисами и, наконец, женитьба на Поллет Годар - бывшей миссис Чарли Чаплин…

Во всем мире было продано 30 миллионов экземпляров книг Ремарка. Главная причина такого беспримерного и уникального успеха заключается в том, что в них затрагиваются общечеловеческие темы. Это темы человечности, одиночества, храбрости и, по выражению самого Ремарка, «счастья короткого единения». Мировые же события служат в его книгах лишь обрамлением действия.

Несмотря на то, что в Германии Эрих Мария Ремарк давно уже не пользуется популярностью, - о нем помнят лишь как об авторе «На западном фронте без перемен», у нас, в России, Ремарк до сих пор очень популярен. Начиная с 1929 года, когда роман о рядовом Пауле Боймере вышел по-русски, всего через несколько месяцев после публикации в самой Германии, все книги Э. М. Ремарка неизменно пользовались успехом в нашей стране. Подсчитано: за 70 лет пребывания на отечественной литературной сцене общий тираж книг Э. М. Ремарка на русском языке превысил 5 миллионов экземпляров!

Ремарк Эрих Мария (1898-1970) - немецкий писатель, родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюке. В семье, где отец зарабатывал переплетением книг, было 5 детей, Эрих Мария родился вторым. С 1904 года учился в школе при церкви, а в 1915 году поступил в католическую учительскую семинарию.

Ушел служить в армию в 1916 году, а летом 1917 попал на Западный фронт, где менее чем через 2 месяца получил несколько ранений и до конца войны пробыл в военном госпитале. В послевоенный период меняет множество работ, начиная от учителя, продавца надгробий, музыканта на органе и прочих профессий. В 1921 году устраивается редактором Echo Continental и берет себе псевдоним Эрих Мария Ремарк, взяв второе имя на честь умершей матери.

В 1925 году женится на Ильзе Ютте Замбона, которая в прошлом работала танцовщицей, но прожил с ней в браке чуть больше 4 лет. В 1929 году публикует свой роман «На Западном фронте без перемен», который номинируется на Нобелевскую премию, а в следующем году выходит его экранизация. В связи с политической ситуацией в Германии Ремарк переезжает в Швейцарию, где завязывает роман с Марлен Дитрих. В 1938 году повторно женится на Ютте, чтобы помочь ей выехать с Германии к нему, а затем с ним – в США. Официально они развелись 1957 года.

В 1951 году завязывает роман с актрисой Голливуда Полетт Годдар и через год женится на ней после официального развода с Юттой в 1957 году. Писатель с женой возвращается в Швейцарию, где становится обладателем многочисленных наград.

Многим из тех, кому сейчас около тридцати и меньше, имя Эриха Марии Ремарка мало что говорит. В лучшем случае припомнят, что это, кажется, немецкий писатель. Некоторые особо «продвинутые» юноши и девушки, может быть, даже назовут одну - две его книги, которые прочитали. И это, пожалуй, всё.

В принципе такой ход событий закономерен. Мир вступил в фазу формирования новой, «клиповой» культуры, основанной не на чтении, а на зрительном образе, видеоряде, массовой телевизионной продукции. Только время даст ответ на вопрос, хорошо это или плохо, на пользу человечеству или во вред. Но в те годы, когда ядро культуры составляли языковые тексты, будь то проза или поэзия, пьесы или киносценарии, качественные спектакли или фильмы, Эрих Ремарк был один из кумиров читающей аудитории нашей страны. А эту аудиторию тогда составляло значительное большинство населения Советского Союза.

Общепризнано, что в СССР Ремарка знали, почитали, любили гораздо больше, чем на его родине в Германии. А среди переводившихся в СССР немецких писателей (надо отдать должное, переводили их часто, издавали большими тиражами), он был в нашем Отечестве самым читаемым. Даже на фоне, можно сказать, немецких классиков мировой литературы ХХ столетия, таких, как Стефан Цвейг, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Альфред Дёблин, как вышедшие на мировую литературную арену после второй мировой войны Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс. В нашей стране они не смогли составить Э.М. Ремарку конкуренцию в популярности. Если книги перечисленных «немцев» в магазинах хотя и не залёживались, но в течение какого-то времени их можно было купить, то книги Э. Ремарка расходились мгновенно. Его не просто читали, его произведения цитировали, о них спорили. Человек, не читавший Ремарка, не считался интеллигентным.

Первой изданной в Советском Союзе книгой Эриха Марии Ремарка стала та, которая сделала знаменитым. Это роман «На Западном фронте без перемен». В Германии он вышел отдельной книгой в январе 1929 года. У нас в переводе на русский язык роман вышел в середине того же года. За прошедшие с тех пор без малого восемьдесят лет общий тираж книг Э. М. Ремарка на русском языке превысил пять мил-лионов экземпляров.

Правда, после выхода названной книги в издании Ремарка в нашей стране наступила затяжная пауза. Её прервала лишь «оттепель», последовавшая после смерти Сталина. Выходят прежде неизвестные нам романы «Возвращение», «Триумфальная арка», «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», «Жизнь взаймы». Несколько позднее издаются «Ночь в Лиссабоне», «Земля обетованная», «Тени в раю». Несмотря на многочисленные их переиздания, спрос на его книги огромен.

Биографы Э.М. Ремарка давно уже отметили, что его собственная жизнь и жизнь героев его произведений имеют немало сходства, точек пересечения. Однако начало же его биографии довольно будничное.

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюкке. При рождении его назвали Эрих Пауль. Писательское имя Эрих Мария Ремарк появилось в 1921 году. Есть основания полагать, что он сменил имя «Пауль» на имя «Мария» в память о рано умершей от рака матери, которую он очень любил.

Есть ещё один загадочный момент. Фамилия мальчика, юноши, молодого человека Эриха Пауля писалась Remark, тогда как фамилия писателя Эриха Марии стала писаться как Remarque. Некоторым биографам это дало повод для выдвижения гипотезы, что Ремарк - фамилия не подлинная, а представляет собой результат обратного прочтения подлинной фамилии Крамер. За заменой Remark на Remarque стоит, по их мнению, желание писателя ещё дальше уйти от подлинной семейной фамилии.

Скорее всего, дело обстоит гораздо проще. Предки Ремарка по отцовской линии бежали в Германию из Франции, спасаясь от Великой французской революции, и их фамилия действительно писалась на французский манер: Remarque. Однако и у деда, и у отца будущего писателя фамилия была уже онемеченной: Remark. Отца звали Петер Ференц, мать, коренная немка, носила имя Анна Мария.

Отец, отношения с которым у Эриха Пауля, похоже, были сложные, занимался переплётным ремеслом. Семье жилось трудно, она часто переезжала с место на место. Уже в детстве в нём зародилась тяга к красивым вещам, к жизни, когда можно ни в чём себе не отказывать. Эти чувства нашли отражение в его ранних произведениях.

С детских лет Эрих Пауль любил рисовать, занимался музыкой. Но особенно тянуло его к перу. Став юношей, он дал выход писательскому «зуду». Его первая журналистская работа появилась в газете "Друг Родины" в июне 1916 года.

Спустя пять месяцев Эрих Пауль был призван в армию. Поначалу проходил обучение в резервной части. В июне 1917 года он уже на фронте. Правда, провоевал Эрих Пауль недолго, всего 50 дней, так как получил довольно тяжёлое ранение.

В 1920 году Эрих Пауль публикует свой первый роман. Его название на русский язык переводится по-разному: «Приют грёз», «Мансарда снов». Ни у критиков, ни у читателей роман успеха не имел, в прессе его просто высмеяли. Поэтому за следующее крупное произведение, «Гэм», Ремарк принялся только через три года. Однако написанное так и не решился опубликовать. Роман увидел свет лишь через 75 лет в 1998 году.

Германия 1920-х годов переживала нелёгкие времена. Это в полной мере коснулось и Эриха Марии (напомним, он взял это имя в 1921 году). Чтобы не умереть с голоду, берётся за любую работу. Вот далеко не полный перечень того, чем он занимался в первой половине 1920-х годов: учительствует в школе, трудится в гранитной мастерской, изготовляя надгробья, по воскресеньям играет на органе в доме для умалишенных, пишет заметки для театральной рубрики в прессе, обкатывает автомобили. Постепенно становится профессиональным журналистом: его рецензии, путевые заметки, короткие рассказы всё чаще появляются в газетах и журналах.

Одновременно Ремарк ведёт богемный образ жизни. Волочится за женщинами, изрядно пьёт. Кальвадос действительно был одним из его любимых напитков.

В 1925 году Э.М. Ремарк перебрался в Берлин. Здесь в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала "Спорт в иллюстрациях". Родители девушки воспрепятствовали их браку, но Ремарк получил в журнале место редактора. Через некоторое время он женился на танцовщице Ютте Замбона, которая стала прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе Пэт из "Трех товарищей". В 1929 году их брак распался.

Э.М. Ремарк дал выход своей тоске по «красивой жизни». Он элегантно одевался, носил монокль, без устали посещал с женой концерты, театры, модные рестораны. Дружил со знаменитыми автогонщиками. Выходит его третий роман «Остановка на горизонте» об автогонщиках, который впервые подписан фамилией Remarque. Отныне он будет подписывать ею все последующие свои произведения.

Тем неожиданнее то, что написанный им за шесть недель роман «На Западном фронте без перемен», принёсший ему мировую славу, оказался романом совсем об иной жизни - жизни, наполненной страданиями, кровью, смертью. За год было продано полтора миллионов экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, переведен на 36 языков. В 1930 году в Голливуде сняли по нему фильм, получивший "Оскара".

Однако пацифизм правдивой, жестоко написанной книги не пришелся по вкусу в Германии очень многим. Она вызвала недовольство властей, жаждавших реванша радикальных организаций ветеранов Первой мировой войны, набиравших силу нацистов.

Не понравилась книга и выдающимся немецким писателям Стефану Цвейгу и Томасу Манну. С годами их сдержанное отношение к Ремарку как писателю не изменилось, что очень его уязвляло.

Через три года Ремарк выпустил свой второй значительный роман - «Возвращение». В нём повествуется о проблемах, с которыми столкнулось его поколение - «потерянное поколение» вернувшихся с войны.

Его представители, прошедшие через ураганный огонь, отравляющие газы, грязь траншей, горы трупов, утратили веру в высокие слова, откуда бы они ни исходили. Их идеалы разлетелись в прах. Но у них нет ничего взамен. Они не знают, каким им жить дальше, что делать.

Многочисленные издания обоих романов, экранизация первого из них в США принесли Э.М. Ремарку немалые деньги. Он начал коллекционировать живопись импрессионистов и успел собрать неплохую коллекцию.

Писатель чувствовал, чем грозит Германии, ему лично приход к власти Гитлера, его партии. То, что это возможно, он понял раньше многих других. В 1931 году, когда фашисты ещё только рвались к власти, он покупает виллу в Швейцарии, переезжает туда на постоянное жительство, переводит туда свою художественную коллекцию.

Придя в 1933 году к власти, нацисты вскоре лишают Э.М. Ремарка германского гражданства, предают его книги публичному сожжению. Опасаясь, что фашисты вторгнутся в Швейцарию, он покидает эту страну, живёт в основном во Франции. Чтобы помочь выбраться из Германии своей бывшей жене Ютте, Э.М. Ремарк снова заключает с ней брак. Однако свою родную сестру Элфриду Шольц он спасти не сумел. Она была казнена в 1943 году в берлинской тюрьме «за возмутительно фанатическую пропаганду в пользу врага». На суде ей припомнили брата, его романы, «подрывающие дух нации».

В 1939 году Эрих Мария Ремарк прибывает в США, где остаётся до конца войны. Этот период его жизни трудно охарактеризовать однозначно. В отличие от многих других эмигрантов он не испытывал материальной нужды. Вышли в свет и стали бестселлерами его романы «Три товарища» (1938 г.), «Возлюби ближнего своего» (1941 г.), «Триумфальная арка» (1946 г.). Пять его произведений экранизированы голливудскими киностудиями. Вместе с тем он страдал от одиночества, депрессий, много пил, менял женщин. Его не жаловала эмигрантское литературное сообщество во главе с Томасом Манном. Э.М. Ремарка угнетало, что его способность писать книги, пользующиеся успехом у массового читателя, вызывало сомнение в масштабе его литературного таланта. Лишь за два года до смерти Немецкая академия языка и литературы в западногерманском городе Дармштадте избрала его своим действительным членом.

Очень болезненным для него стал роман со знаменитой актрисой кино Марлен Дитрих. С ней он познакомился ещё во Франции. Только благодаря её протекции знаменитый писатель получил разрешение американских властей на въезд в Соединённые Штаты. Э.М. Ремарк хотел жениться на Пуме (так он называл Марлен Дитрих). Однако кинозвезда не отличалась верностью. Один роман следовал за другим, в том числе с Жаном Габеном. Ремарк придал Маду из «Триумфальной арки» немало черт Марлен Дитрих.

Война закончилась. Э.М. Ремарка не торопился с отъездом в Европу. Он и Ютта подали прошение о получении американского гражданства. Получить его удалось не без труда.

И всё же писателя тянуло в Европу. Вдобавок выяснилось, что его имущество в Швейцарии полностью сохранилось. Уцелел даже автомобиль, который он оставил в гараже в Париже. В 1947 году он вновь в Швейцарии.

Э.М. Ремарк вёл уединённый образ жизни. Но долго оставаться на месте не мог. Объездил всю Европу, снова побывал в Америке, где жила его возлюбленная Наташа Браун - француженка русского происхождения. Роман с ней, как ране роман с Марлен, доставлял ему немало огорчений. Встречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться.

Оставляло желать лучшего и здоровье писателя. Оно ухудшалось. У него возник синдром Меньера (болезнь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего были душевное смятение и депрессия.

Писатель обратился к помощи психоаналитиков. Его лечит знаменитая Карен Хорни, последователь З. Фрейда. Как и Э.М. Ремарк, она родилась и большую часть жизни провела в Германии, покинула её, спасаясь от нацизма. Согласно Хорни, все неврозы обусловлены «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. Если более благоприятный опыт не сформируется, то такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Биография Э.М. Ремарка вписывалась в эту концепцию. Он считал, что К. Хорни помогала ему бороться с депрессией. Однако в 1952 году она умерла.

В 1951 году в жизнь ЭМ. Ремарка вошла актриса Полетт Годар, бывшая жена Чарли Чаплина. Он познакомился с ней в один из своих приездов в США. Завязался роман, который перерос в глубокую привязанность, по крайней мере, со стороны писателя. Он считал, что эта веселая, понятная, непосредственная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. «Все нормально, - записывает он в дневнике. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует".

Вместе с Полетт он решился, наконец, поехать в 1952 году в Германию, где не был 30 лет. В Оснабрюкке встретился с отцом, сестрой Эрной, ее семьей. Для Ремарка всё было чужим, тягостным. В Берлине еще во многих местах можно было увидеть следы войны. Люди казались ему какими-то ушедшими в себя, потерянными.

Ещё раз Э.М. Ремарк посетил Германию в 1962 году. В интервью одной из ведущих немецких газет он резко осудил нацизм, напомнил про убийство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подтвердил свою неизменную пацифистскую позицию. Немецкое гражданство ему так и не возвратили.

Постепенно Э.М. Ремарк избавляется от психологической зависимости от Марлен. Свой новый роман "Время жить и время умирать" он посвятил Полетт. В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, которая уехала в Монте-Карло, где прожила до своей кончины в 1975 году, и на следующий год в США вступил в брак с Полетт.

В 1959 году Э.М. Ремарк перенёс инсульт. Он сумел преодолеть недуг. Но с тех пор всё реже выезжал из Швейцарии, тогда как Полетт много разъезжала по свету. Тогда супруги обменивались романтическими письмами. Однако назвать их отношения безоблачными было нельзя. Мягко говоря, нелёгкий характер Ремарка с годами становился всё тяжелее. Сильнее давали себя знать такие черты его характера, как нетерпимость, эгоизм, упрямство. Он продолжает пить, так как, по его словам, не может трезвым общаться с людьми, даже с самим собой. Если в гостях Ремарк начинал много пить, Полетт демонстративно уезжала. Ненавидела, когда он говорил по-немецки.

Ремарк написал еще две книги: "Ночь в Лиссабоне" и "Тени в раю". Но здоровье его ухудшалось. В 1967 году у него случились два сердечных приступа.

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у него опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там он и скончался 25 сентября. Хоронили его в Швейцарии, скромно. Марлен Дитрих прислала розы. Полетт не положила их на гроб.

У каждой страны, каждого времени свой Ремарк. Его романы «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение», говоря современным языком, стали культовыми в 1930-е годы, потому что явились своего рода манифестом «потерянного поколения», обнаружившего, что его обманули и предали. Но и сегодня, девять десятилетий спустя, предостережением звучит внутренний монолог героя «Возвращения»: «Нас просто предали. Говорилось: отечество, а в виду имелась жажда власти и грязня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей. Говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел... Слово "патриотизм" они начинили своим фантазерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал...»

Для тех, кто познакомился с его творчеством в конце 1950-х годов, зачитывался им в последующие двадцать-тридцать лет, это, прежде всего, создатель образов благородных, прямых, мужественных людей, готовых пожертвовать собой ради других. Для них важны не деньги, не карьера, не некие «возвышенные» идеалы, внушаемые властью, школой, церковью, средствами массовой информации. Для них превыше всего абсолютные, вечные ценности, делающие человека человеком: любовь, дружба, товарищество, верность. Именно эти качества героев Ремарка, несмотря на все жизненные невзгоды, помогали им сохранять своё человеческое достоинство.

«Магия» Ремарка, завораживающее обаяние его произведений - это во многом также результат созданного им стиля, который, похоже, так и останется навсегда его «фирменным», неповторимым. Он сдержан, немногословен, ироничен. Его диалоги лаконичны и в то же время ёмки, мы не найдём в них лишних, не обязательных слов и банальных мыслей. Он не чужд описаний природы, пейзажей, но и их тоже отличает скупость и в то же время выразительность, чёткость изобразительных средств. Внутренние монологи его героев исполнены благородства, мужественности в сочетании с нежностью, душевного целомудрия, в которые невозможно не верить.

И, наконец, может быть главное, что подкупало советских читателей: Ремарк никого не учит, ничему не наставляет. Он не моралист, не проповедник, не гуру, он только бесстрастный, нейтральный повествователь. Он не осуждает своих героев с их пьянством, созерцательностью, отсутствием социальной активности.

Остаётся только удивляться, что советская власть с её чрезвычайно развитым охранительным инстинктом не зажгла «красный свет» изданию романов Ремарка. Возможно, сработала уверенность, что идейно грамотные советские читатели увидят, поймут, правильно оценят идейную опустошённость его героев, бесцельность, никчемность их существования.

Но нельзя исключать и другого. При всём том, что персонажи Ремарка живут своей особенной жизнью, нравственные принципы, которые они исповедуют, - здоровые в своей основе. Для них свято то же самое, что отстаивал «моральный кодекс строителя коммунизма», который, как известно, при ближайшем рассмотрении оказался версией христианской этики, отделённой от её сакральной основы.

Разве не исполнены гуманности размышления доктора Равика из «Триумфальной арки»: «Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От нее можно отказаться - это нетрудно. Но разве одновременно не отказываешься и от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, над чем глумятся, что зовется верой в человечность и в человечество? Эта вера живет вопреки всему... Так или иначе, но все равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи. И пусть ты вытащишь его хоть на вершок - это все равно важно, что ты непрестанно просто боролся. И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу»?

Похоже, что пессимизм, прозвучавший в самом начале в отношении значимости творчества Эриха Марии Ремарка, вряд ли оправдан. И в XXI веке молодые и не очень молодые люди постоянно оказываются в ситуациях, когда нужно делать нравственный выбор. Герои Ремарка помогают разобраться в этом нелёгком вопросе, предлагая свой пример, свою нравственную позицию и, вместе с тем, не навязывая её. Значит, время Ремарка не кончилось, его будут читать.

Ольга Варламова, специально для rian.ru

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» - период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

Детство и юность

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество , и .

Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.


В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.


Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

Литература

В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.


Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.


В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).


1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

Личная жизнь

В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».


Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

В январе 1933-го, накануне прихода к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда , являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» - Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.


Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы ), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.


Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная . Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.


В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

Смерть

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.


Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.


Также известно, что бывшая жена неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

Библиография

  • 1920 – «Приют грез»
  • 1924 – «Гэм»
  • 1927 – «Станция на горизонте»
  • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
  • 1931 – «Возвращение»
  • 1936 – «Три товарища»
  • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
  • 1945 – «Триумфальная арка
  • 1952 – «Искра жизни»
  • 1954 – «Время жить и время умирать»
  • 1956 – «Черный обелиск»
  • 1959 – «Жизнь взаймы»
  • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

Цитаты

«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»
«Самый чудесный город - это тот, где человек счастлив»
«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»
«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»

22 июня 1898 года Оснабрюк – 25 сентября 1970г Локарно
Немецкий писатель, настоящее имя Эрих Пауль Ремарк.

Друзья звали его Бонни, нацисты Крамер, а Марлен Дитрих – Равик.

С самого рождения судьба предлагала стать Ремарку писателем. Он родился в семье книжного переплетчика Петера Франца Ремарка. В дальнейшем лучший друг Эриха – Фриц Хёрстемайер склонял его к писательству и агитировал вступить в литературный клуб. Не сразу, но постепенно это привело Эриха Ремарка к литературному триумфу.

Для более глубокого изучения биографии Эриха Марии Ремарка советую прочитать книгу «Э. М. Ремарк. Секрет успеха» Н. Я. Надеждина

Факты о писателе – Эрих Мария Ремарк.

  • Молодой Ремарк работал органистом в больнице для душевнобольных, жил в цыганском таборе и был продавцом надгробных камней, об этом периоде своей жизни он напишет в романе «Черный обелиск». В период скитаний Эрих Мария влюбляется в дочь главного редактора престижной газеты «Спорт в иллюстрациях». Он порывается даже жениться на девушке, но ее отец против брака. Женитьба не состоялась, а вот должность в газете будущий известный писатель получил.
  • Первые произведения «Женщина с молодыми глазами» и «Мансарда снов» небыли замечены публикой. Ремарк их стеснялся и выкупил лично все копии.
  • «На Западном фронте без перемен» – третье произведение Эриха Марии Ремарка, которое считается самым удачным в его карьере. Для печати этой книги немецкому писателю потребовалось заключить рискованны договор с издательством «Фоссише цайтунг». Если бы книгу не получилось реализовать, то Ремарку пришлось бы полгода работать бесплатно на издательство.
  • Но судьба была благосклонна и «На Западном фронте без перемен» за год разошлась миллионным тиражом. С этого момента писатель получает славу и достаток.
  • Ремарк коллекционировал антиквариат и картины импрессионистов (Ван Гога, Ренуара, Дега). Он очень заботился о предметах старины и при перевозке сам следил за их упаковкой.
  • Эксцентричности Эриху было не занимать. Однажды он выкупил титул барона у одного бедствующего аристократа всего за 500 марок. После чего на своих визитках поместил корону.
  • После громкого триумфа «На Западном фронте без перемен» автор попал в опалу. Правительство осуждало антивоенные взгляды писателя. Нацисты внушали обществу, что роман написан не Ремарком, а Крамером (фамилия на оборот, еврейского происхождения). И даже то, что рукопись была им украдена у одного из военных товарищей.
  • Все эти обстоятельства вынудили Эриха Марию покинуть Германию в 1931 году. Он переселился в Швейцарию в Порто-Рокко, где купил дом, который называл «Дворец Ремарка».
    Вилла в Швейцарии
  • В 1939 г жить в Европе для «литературного изменника» стало не безопасно, и Ремарк переехал в США вместе с Марлен Дитрих. В Америке он узнает, что его книги на родине предают огню. Генрих Гейне в XIX веке предвидел последствия: «Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, сжигают и людей».
  • Писатель смог спасти первую жену Юту от рук фашистов. Эрих заключил с ней второй, но уже фиктивный брак и перевез из Германии. Сестру Эльфриду уберечь не удалось. Ее казнили по лживому доносу, а счет за издержки на казнь прислали самому Ремарку. О своей сестре Эрих напишет книгу «Искра жизни».
  • О жизни эмигрантов в Америке рассказано в романе «Тени в раю». Как и все книги писателя, роман отчасти биографичен. Жизнь в эмиграции потерянного поколения была похожа на существование теней, и он был их частью.
  • Самые сильные чувства писатель испытывал к Марлен Дитрих, он не раз делал ей предложения женитьбы, но она отказывала ему. Многих душевных сил потребовалось от Эриха, что бы пережить бесчисленные интрижки «Пумы» (ласковое прозвище Марлен).
  • Спасительными для него стали отношения с Поллет Годар, бывшей женой Чарли Чаплина. Она ухаживала за Ремарком, и он сам признавался в том, что без нее погиб бы от отчаяния.
  • Эрих Мария Ремарк любил читать Достоевского, Пруста, Гетте, Цвейга.
  • Он всегда имел при себе несколько блокнотов и остро наточенных карандашей.
  • Предпочитал шляпы в стиле «панама» и стильно одевался.
  • Злоупотреблял алкоголем. Из напитков предпочитал кальвадос.
  • Любимое крепкое словцо «задница».
  • Ремарку была присуща некоторая сентиментальность, как в книгах, так и в жизни. Он коллекционировал статуэтки ангелов и считал, что это сохранит его от беды.
  • Он слыл весельчаком. Когда у него умер отец, он сказал прессе: «Что может быть лучше, чем смерть в ожидании коньяка».

Эрих Мария Ремарк в конце жизни страдал частыми сердечными приступами, но не прекращал творить. Он взял публику искренностью и невыдуманными историями, а чуть приукрашенными. Ремарк искренне полагал, что «Война щадит лишь тех, кто по-настоящему в ней повинен» и эта мысль проходит через все его творчество.

Эрих Мария Ремарк является одним из самых известных немецких писателей. Большей частью писал романы военных и послевоенных годов. В общей сложности написал 15 романов, два из них были опубликованы посмертно. Цитаты Эриха Ремарка широко известны и привлекают своей точностью и простотой.

Прочитав биографию Эриха Марии Ремарка, вы сможете составить собственное мнение о жизни и творчестве этого замечательного автора.

Детство и юные годы

На свет будущий писатель появился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германия). Отец Эриха работал книжным переплетчиком. Конечно, благодаря этому в их доме всегда находилось достаточно книг, и юный Эрих с раннего детства увлекся литературой.

Уже в детстве Эрих с упоением читал книги Стефана Цвейга, Томаса Манна, Федора Достоевского (читайте биографию Федора Достоевского). Именно эти авторы в будущем сыграют важнейшую роль в биографии Эрих Марии Ремарка. Когда Эриху было 6 лет, он пошел в школу. Уже в столь юном возрасте в школе он получил кличку «пачкун», так как очень много любил писать. После завершения обучения в ней поступил в католическую учительскую семинарию. Там он провел три года (1912-1915), а после поступил в королевскую семинарию. Именно там состоялась впервые его встреча с поэтом и философом Фрицем Хёрстемайером. Эрих Ремарк стал участником сообщества Фрица, который назывался «Приют грез». Там он дискутировал, обсуждал художественные взгляды, трудности, возникающие в обществе и в жизни в целом. Именно Фриц Хёрстемайер вдохновил Ремарка серьезно задуматься, чтобы литературу сделать главным призванием в своей жизни.

Годы Первой мировой войны

Военная служба также в биографии Эрих Марии Ремарка имеет большое значение. В 22 года его призвали служить в армию. Почти сразу он был отправлен на Западный фронт, но через год получил серьезное ранение. Остаток военных лет он пролечился в военном госпитале. Еще не полностью закончив свое лечение, он был назначен работать в канцелярию. В том же году Ремарк пережил большую утрату. От рака умерла его мать (Анна-Мария Ремарк), с которой у него были очень хорошие, теплые взаимоотношения. Это послужило поводом к тому, что он сменил свое второе имя на Мария. Следующий год опять нанес сильный удар по Ремарку. Скончался его лучший друг и своего рода наставник Фриц Хёрстермайер.

После того, как Ремарк оправился от ранения, полученного в 1917 году, он был назначен в пехотный полк, где через несколько недель был награжден Крестом 1 степени. В 1919 году Ремарк неожиданного отказался от положенной ему награды и уволился из армии.

Три года (1916-1919), что Ремарк провел в армии, сильно повлияли на его мировоззрение. Тогда действительно сформировалась его точка зрения на войну, дружбу, любовь. Именно это восприятие нашло отражения в его будущих романах. Он много писал о бессмысленности войны и о том, какой отпечаток она накладывает на людей.

Литературная деятельность и личная жизнь

Свой первый роман Ремарк опубликовал в 22 года. Он имел название «Мансарда снов». Уже тогда цитаты Эриха Ремарка возимели успех. И эта книга разительно отличается от остальных работ Ремарка. В ней юный писатель описывает свое представление о любви. От критиков книга получила в основном отрицательные отзывы, но на самом деле в биографии Эриха Ремарка она заняла важное место. Удивительно, что впоследствии Ремарк даже стыдился своей первой книги и попытался скупить все остатки ее тиража.

В то время литературная деятельность не приносила дохода писателю, и он очень часто где-то подрабатывал. За это время ему удалось поработать продавцом памятников для могил, а также играть за деньги на органе в часовне при медицинском учреждении для душевнобольных. Именно эти две работы легли в основу романа «Черный обелиск».

Заметки и цитаты Эриха Ремарка стали печататься в различных журналах, и Ремарк даже устроился на работу редактором в один из них. Там он впервые опубликовал одну из своих заметок под псевдонимом Erich Maria Remarque, вместо правильного немецкого написания «Remark». В 1925 году Ремарк вступил в брак. Его избранницей стала Ильза Ютта Замбоне, которая была танцовщицей. Его жена очень много лет мучилась от туберкулеза. Именно она стала впоследствии прообразом героини Пат из романа «Три товарища». В те годы Ремарк пытался скрыть свое невысокое происхождение. Он начал вести роскошную жизнь – ужинал в самых дорогих ресторанах, посещал театральные представления, покупал стильную одежду, общался с известными автогонщиками. В 1926 году он даже купил себе титул дворянина. В 1927 году был опубликован его второй роман «Станция на горизонте», а еще через два года свет увидел роман, завоевавший огромную популярность уже тогда - «На Западном фронте без перемен». В дальнейшем он вошел в тройку романов «потерянного поколения». Интересное замечание, что этот роман Ремарк частично написал в доме знакомой актрисы - Лени Рифеншталь. Кто бы мог тогда предположить, что всего через несколько лет они будут стоять на разных сторонах баррикад. Ремарк станет запрещенным писателем, и его многочисленные книги будут сжигать на площадях в Германии, а Лени будет режиссером, рьяно прославляющей фашизм.

С Юттой совместно они прожили всего четыре года. В 1929 году было объявлено об их разводе. Но стоит отметить, что на этом их отношения вовсе не закончились. Тонкой нитью Ютта проходит через всю жизнь Ремарка. В 1938 году, чтобы помочь Ютте покинуть нацистскую Германию, Ремарк вновь на ней женился. Это сыграло большую роль, и ей удалось переехать жить в Швейцарию. Впоследствии они опять вместе переехали в США. Удивительно, но лишь через 19 лет они расторгли свой фиктивный брак. Но даже на этом их отношения не закончились. До конца своей жизни Ремарк выплачивал ей пособие, а после смерти завещал большую сумму денег.

Через год после появления книги «На Западном фронте без перемен» по ней был снят фильм. Успех у фильма был большой, как и у книги. Прибыль с этого помогла Ремарку накопить хорошее состояние. Через год за написание этого романа он удостоился чести быть выдвинутым на Нобелевскую премию по литературе.

Переезд в Швейцарию и дальнейшая жизнь

В 1932 году, когда Ремарк вел работу над написанием романа «Три товарища», у него начались проблемы с властями. Он был вынужден переехать жить в Швейцарию. Уже через год на родине публично сжигали его книги. Ремарка обвинили, что он был разведчиком Антанты. Есть мнения о том, что Гитлер назвал писателя "французским евреем Крамером" (обратно фамилии Ремарк). Несмотря на то что некоторыми это утверждается как факт, документальных подтверждений тому нет. Но вся немецкая кампания против Ремарка основывалась на том, что Ремарк сменил написание своей фамилии с Remark на Remarque. Немцы утверждали, что человек, сменивший написание фамилии на французский лад, не может быть настоящим арийцем.

В 1936 году Ремарк закончил написание романа «Три товарища », которое длилось целых четыре года. В романе описывается жизнь трех молодых друзей после возвращения с фронта. Несмотря на пропитавшую их смерть, роман описывает жажду жизни и на что главные герои готовы ради настоящей дружбы. Уже на следующий год по книге снимают фильм. Небольшую рецензию "Три товарища"