Моцарта похоронили в общей могиле. Как умирают Великие: Вольфганг Амадей Моцарт. Хофдемель. Убийство из ревности

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реквием Моцарта (Requiem de Mozart - Lacrimosa - Karl Böhm - Sinfónica de Viena)

    ✪ Моцарт - Реквием (HD)

    ✪ Wolfgang Amadeus Mozart G Minor Over The Mosques

    ✪ Моцарт суперзвезда (документальный фильм) HD

    ✪ The Best of Mozart

    Субтитры

Последняя болезнь и смерть

Последняя болезнь Моцарта началась ещё в Праге , куда он приехал, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита », об этом свидетельствует Франц Ксавер Нимечек, автор первой биографии композитора . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром для Штадлера , писал «Реквием », дирижировал на премьере «Волшебной флейты » 30 сентября 1791 года.

Нимечек приводит рассказ его жены, Констанции о том, что незадолго до своей смерти на прогулке в Пратере , куда она отвезла мужа, чтобы он отвлёкся от мрачных мыслей, Моцарт стал говорить, что сочиняет «Реквием» для себя, что он скоро умрёт: «Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли». По книге Нимечека (1798), разговор состоялся не ранее второй половины октября, однако во втором её издании (1808) указано, что уже в Праге композитор предчувствовал смерть. В 1829 году Констанция рассказывала английскому композитору Новелло и его жене, что Моцарт за полгода до смерти говорил об отравлении, но, когда она назвала эту идею «абсурдной», Вольфганг согласился с ней .

За 2 дня до того, как окончательно слечь (18 ноября), Моцарт дирижировал при исполнении «Маленькой масонской кантаты». 20 ноября у Моцарта воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Детали смерти Моцарта описаны его ранним биографом - и будущим мужем Констанции - Георгом Николаусом фон Ниссеном. Ниссен взял сведения из записей, предоставленных ему сестрой Констанции, Софи Вебер. По её свидетельству, «[болезнь] началась с опухоли в руках и ногах, которые были почти полностью парализованы, позже начались внезапные приступы рвоты […] за два часа до своей смерти он остался в абсолютном сознании». Его тело опухло так, что он больше не мог сидеть в постели и двигаться без посторонней помощи.

Его лечил доктор Николаус Клоссет (нем. Nicolaus Closset ), домашний врач семьи с 1789 года. Для консультаций Клоссетом был приглашён доктор Саллаба (нем. Mathias von Sallaba ), врач Всеобщей больницы Вены. Во время последней болезни Моцарта применялись все средства, доступные медицине того времени: рвотное, холодные компрессы, кровопускание . Как позднее писал доктор Гюлденер фон Лобос, общавшийся с обоими врачами, Клоссет считал, что Моцарт болен серьёзно, и опасался осложнений на мозг. По декрету 1784 года, в случае смерти больного лечащий врач оставлял в его доме записку, составленную на родном языке, а не на латыни, где доступным неспециалисту образом указывались продолжительность заболевания и его характер. Записка адресовалась тем, кто должен был освидетельствовать тело и коротко определить род болезни. По предположению Карла Бера, диагноз «острая просовидная лихорадка» (нем. hitziges Freiselfieber ), значащийся в протоколе осмотра тела, исходит от Клоссета .

Моцарт умер после полуночи, 5 декабря 1791 года. По рассказам очевидцев, его отчаявшаяся жена бросилась на постель рядом с мужем, чтобы заразиться той же болезнью и умереть вслед за ним .

  • Констанция заболела и на похоронах мужа не присутствовала. Шестого декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана , где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер , слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер . Гроб, до того как его можно было отправить на кладбище, установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II , предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера . Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном .

    Впоследствии уже невозможно было определить, где был похоронен Моцарт. Всё это дало основание в дальнейшем для обвинения в скупости ван Свитена, якобы не сумевшего (или не пожелавшего) организовать великому композитору достойные похороны. На него также пали подозрения в стремлении скрыть могилу Моцарта, с этой же целью он будто удерживал Констанцию от посещения кладбища. Но вряд ли ван Свитен, умерший в 1803 году, виновен в том, что она побывала там только через семнадцать лет после похорон, по настоянию венского писателя Гризингера, и не смогла найти могилу . Через много лет Констанция, давая объяснение своего отсутствия на похоронах, указывала на то, что зима была «чрезвычайно суровой». Однако это не соответствует действительности: по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков. Бури, которая, по сообщению автора фельетона в венской газете Morgen Post (1855), якобы рассеяла провожающих у ворот Штубентор, не было .

    Рассказы о том, что могила композитора сразу затерялась, не соответствуют действительности: Альбрехтсбергер и его жена, а впоследствии и их внук, навещали её. О месте захоронения Моцарта были осведомлены также его ученик Фрейштедтлер, венские музыканты Карл Шоль и Иоганн Долежалек .

    Гипотезы

    Отравление

    Впервые предположение об отравлении возникло вскоре после смерти Моцарта. 12 декабря 1791 года корреспондент берлинской газеты Musikalisches Wochenblatt Георг Сиверс из Праги писал:

    В 1798 году в своей биографии Моцарта Нимечек поместил рассказ Констанции о разговоре с мужем в Пратере и словах Моцарта об отравлении. Трудно сказать, действительно ли состоялся этот разговор, о котором известно только от Констанции, но даже, если всё было так, как сказала она, доказательством отравления это служить не может. Позднее в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанции, Георгом Ниссеном (опубликована в 1828 году), помещены обширные сведения о ядах и в то же время отрицается, что композитор был отравлен .

    Сальери

    Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя - Сальери . К тому времени некогда блестящий композитор, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдая психическим расстройством, доживал свои дни в госпитале. Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны и Сальери. Ученик последнего, Игнац Мошелес , в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию:

    В некрологе Сальери, написанном Фридрихом Рохлицем и опубликованном лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» от 27 июня 1825 года, рассказывалось о последних днях жизни покойного:

    Однако Рохлиц не упоминает в связи с признаниями в «преступлениях», якобы сделанных Сальери, имени Моцарта.

    В мае 1824 года поэт Калисто Басси , итальянец, разбрасывал листовки в венском концертном зале (или раздавал перед входом в него), где проходило исполнение Девятой симфонии Бетховена. В оду, прославляющую Бетховена, Басси вставил строфы, посвящённые Моцарту, и стишок о некоем не названном по имени старце, о «бледной немочи… на стороне того, кто держит в руке кубок с ядом», о «зависти, ревности и черном злодеянии» . В стишке усмотрели выходку против Сальери, однако Басси, вызванный для объяснений к директору Придворной капеллы, утверждал, что не имел намерения задеть композитора. Тем не менее ему дали отповедь в прессе . Единственный экземпляр этой листовки, хранившийся в венском Дворце правосудия, погиб во время пожара 1927 года. Неизвестно, снимал ли до 1927 года кто-либо с неё копию

    С опровержением слухов ещё в 1824 году в миланском журнале выступил Джузеппе Карпани . В своей статье «Письмо г. Дж. Карпани в защиту маэстро Сальери, ложно обвинённого в отравлении маэстро Моцарта» он превознёс человеческие качества Сальери, утверждал, что он и Моцарт уважали друг друга. К статье Карпани было приложено свидетельство доктора фон Лобеса, получившего сведения о болезни и смерти Моцарта непосредственно от врачей, лечивших его .

    До настоящего момента нет никаких сведений о том, что Сальери делал какие-нибудь признания. В свидетельстве от 5 июня 1824 года, подтверждённом доктором Рериком, лечащим врачом Сальери, санитары, находившиеся неотлучно при старом композиторе с момента начала его болезни, утверждают, что никогда не слышали от него таких признаний .

    В случае же, если Моцарту была дана однократно смертельная доза, то Сальери сделать этого никак не мог: последний раз он виделся с Моцартом в конце лета 1791 года, и, как отмечал Ефрем Лихтенштейн: «…не известны такие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы» .

    Если же допустить, что Моцарт получал довольно длительное время яд небольшими порциями, то давать его композитору могли только те, кто постоянно находился с ним рядом .

    Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (). У Пушкина Сальери - безусловный талант, достигший славы упорным трудом - не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела . П. А. Катенин , отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:

    Пушкин изображает людей XVIII века, используя представления современной ему эпохи. Он создаёт характерного для романтизма героя-гения, одинокого, непонятого, которому противостоит враг. Но и Моцарт, и Сальери Пушкина далеки от реально существовавших Моцарта и Сальери. Тем не менее, в Советском Союзе, а позднее - в России, где авторитет Пушкина был непререкаем, художественный вымысел оказался сильнее жизненных фактов, (С. Фомичёв). По мнению музыковедов, именно произведение Пушкина способствовало распространению легенды об отравлении .

    В 1898 году на основе трагедии Пушкина было написано либретто одноимённой оперы Римского-Корсакова . В своей книге «Моцарт и Сальери, трагедия Пушкина, драматические сцены Римского-Корсакова», посвящённой произведениям Пушкина и Римского-Корсакова, Игорь Бэлза сообщал о записи предсмертной исповеди Сальери, признавшегося в отравлении Моцарта и даже когда и где «подсыпал ему яд». Запись якобы сделал его духовник . По словам Бэлзы, в 1928 году её нашёл и скопировал в венском архиве Гвидо Адлер и рассказывал о ней побывавшему в то время в Вене Борису Асафьеву . Однако ни в венских архивах, ни в архиве самого Адлера такого документа не было обнаружено. «Osterreichische Musikzeitschrift» в ноябре 1964 года по этому поводу писал: «А ведь даже в самой Вене никогда и никому не было известно о том, что, оказывается, существует письменная исповедь Сальери, где он признается в преступлении!» Не было и в бумагах Асафьева каких-либо сообщений об исповеди Сальери. Как отмечает Корти, Игорь Бэлза, сообщая об этой записи, ссылался исключительно на умерших к тому времени Адлера и Асафьева .

    Масоны

    Версия об отравлении Моцарта масонами впервые была высказана Даумером в серии рассказов о смерти Моцарта . В либретто последней оперы Моцарта «Волшебная флейта » использована символика «братства вольных каменщиков» (композитор и его отец были членами масонской ложи «Благоверность» с 1784 года) и изображается противостояние христианства и масонства. Но Моцарт не был уверен в истинности масонского пути. Композитор решил создать своё масонское общество - «Пещеру» - и поделился этими планами с музыкантом Антоном Штадлером . Штадлер будто бы поставил в известность масонов, которые дали ему задание отравить Моцарта . Сторонники версии обвиняют масонов Ван Свитена и Пухберга в организации «поспешных похорон», приписывают им инициативу захоронения композитора в общей могиле, якобы для того, чтобы скрыть следы преступления .

    Новое развитие гипотеза получила в 1910 году в книге Mehr Licht Германа Альвардта , который утверждал, что за масонами, убившими Моцарта, стояли евреи . В 1926 году Эрих и Матильда Людендорфы повторили эту версию. В 1936 году Матильда Людендорф в работе Mozarts Leben und Gewaltsamer Tod утверждала, что убийство немецкого композитора Моцарта было организовано «иудео-христианами» (или «иудео-римлянами»), а также «жидомасонами», иезуитами и якобинцами . Моцарт стал масоном под нажимом отца и подвергался преследованиям со стороны князя-архиепископа Зальцбурга Иеронима фон Коллоредо (тоже масона), потому что отказывался сочинять «итальянскую космополитическую музыку». Своё место в книге Людендорф нашли также история со Штедлером и план создания «Пещеры» .

    Масоны отравили Моцарта и по мнению докторов медицины Йоханнеса Дальхова, Гюнтера Дуды и Дитера Кернера . Раскрыв в «Волшебной флейте» секреты ордена, Моцарт обрёк себя на смерть. Масоны якобы совершили жертвоприношение в честь освящения своего нового храма. Знаменитый Реквием Моцарту был заказан именно масонами, так они дали знать композитору, что он избран жертвой .

    Абсурдность этой версии состоит в том, что содержание «Волшебной флейты» скорее преподносило идеи масонства, перекликающиеся с идеалами вольтерианства и великой французской революции , в самом выгодном свете. Подтверждением того, что венские масоны в восторге от новой оперы Моцарта, является заказ Масонской Кантаты, по сути ставшей его последним завершённым сочинением. В конце концов, автор либретто Эмануэль Шиканедер , также масон, остался жив, что опровергает версию о причастности масонов к отравлению Моцарта .

    Версия Кернера, Дальхова, Дуды

    Однако отравление сулемой сопровождается характерными внешними признаками, в том числе возникновением симптомов сулемовой почки и явлениями почечной недостаточности. Во время последней болезни Моцарта подобная клиническая картина, как отмечает Исаак Трахтенберг , у него не прослеживалась. При хроническом же отравлении у больного должны были наблюдаться признаки ртутного эретизма и мелкое дрожание рук, которое проявилось бы через изменение почерка. Тем не менее рукопись партитур последних произведений - «Волшебной флейты» и «Реквиема» - не содержат признаков «ртутного тремора» . Профессор Института истории медицины (Кёльн) Вильгельм Катнер в докладе «Решена ли загадка смерти Моцарта?», сделанном им в сентябре 1967 года на собрании Немецкого общества истории медицины, естествознания и техники, отмечал, что симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта, не подтверждают хронического отравления сулемой. К такому же выводу пришли в своё время дерматолог Алоис Грайтер (Гейдельберг) и токсиколог Йозеф Сайнер (Брно). Позднее, в 1970 году, Катнер указывал, что свидетельства дрожания рук Моцарта так и не были обнаружены, что в дискуссии признал и сам Кёрнер, но обещал представить доказательства .

    Констанция Моцарт и Зюсмайер

    Существует предположение, что Моцарт был отравлен Францем Ксавером Зюсмайером и своей женой Констанцией, которые были любовниками . В 1791 году Констанция родила мальчика , также названного Францем Ксавером. По слухам, это был сын не Моцарта, а его ученика Зюсмайера .

    Через много лет, в 1828 году, чтобы положить конец сплетням, Констанция в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, поместила анатомический рисунок левого уха своего первого мужа. Композитор имел его врождённый дефект, который из всех детей унаследовал только Франц Ксавер. Это обстоятельство сыграло роль в появлении ещё одного предположения о причинах смерти Моцарта, на этот раз естественных, сделанного американским патологом Артуром Раппопортом .

    Отравление при лечении

    Хофдемель. Убийство из ревности

    Через день после смерти Моцарта венский делопроизводитель верховного суда и масон Франц Хофдемель изувечил свою беременную жену Марию Магдалину бритвой и покончил с собой. Моцарт учил Магдалину Хофдемель игре на фортепиано и, видимо, вступил с нею в связь. Он посвятил своей ученице последний концерт для фортепиано и оркестра. Биографы XIX века замалчивали этот эпизод. Довольно долго в Вене сохранялось поверие, что Хофдемель избил Моцарта палкой, и тот умер от инсульта . По другой версии, масоны использовали Хофдемеля, чтобы устранить Моцарта с помощью яда. Известно, что о смерти делопроизводителя было сообщено только 10 декабря, чтобы эта трагедия никак не связывалась с кончиной Моцарта. Магдалина Хофдемель (нем. Maria Magdalena Hofdemel ) выжила и родила впоследствии мальчика, которого многие считали сыном Моцарта .

    Смерть по естественным причинам

    Системное ревматическое заболевание

    Профессор-терапевт Ефрем Лихтенштейн, опираясь на известные материалы, проанализировал историю болезни Моцарта. С раннего детства Вольфганг отличался слабым здоровьем. Напряжённый график концертных туров, в которых юного Моцарта и его сестру Наннерль сопровождал отец , отрицательно сказался на состоянии детей, главным образом, мальчика. О болезнях, преследовавших Вольфганга во время его первых путешествий, известно из писем Леопольда Моцарта . Связь между последовательно перенесёнными в это время заболеваниями отмечает и немецкий исследователь Герхард Бёме:

    Лихтенштейн также отмечает наблюдавшиеся впоследствии у Моцарта повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - мозговые расстройства. Всё свидетельствует о том, что композитор стал жертвой ревматической инфекции, поразившей сердце, мозг, почки, суставы. Как предполагает Лихтенштейн в своём эссе «История болезни и смерти Моцарта», в годы, наполненные тяжким трудом и нервными потрясениями, у Моцарта могло развиться нарушение кровообращения. Следствием этого явились отёки и асцит , который в ту эпоху врачи неверно считали самостоятельным заболеванием - водянкой. Современной медицине известно, что возможно скрытое протекание процесса сердечной декомпенсации, которая проявляется позднее через отёчность .

    Версия Раппопорта

    В 1981 году в Вене, на международном конгрессе клинической химии, американский патолог Артур Раппопорт выступил с докладом «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта» . В нём, опираясь на многолетние собственные наблюдения, Раппопорт утверждал о взаимосвязи между анатомическими деформациями уха, передаваемыми по наследству, и почечной болезнью. Патолог считает, что Моцарт имел врождённый дефект мочевого или почечного тракта. Эту теорию поддержал дерматолог Алоис Грайтер . Вялотекущая почечная болезнь была усугублена тем, что композитор заразился так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой. Чрезмерное кровопускание (по оценке Карла Бера , Моцарт из-за кровопусканий потерял не менее двух литров крови) довершило дело. Подводя итог, Раппопорт отметил: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убеждён в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом» . Когда позднее Марио Корти, работая над циклом передач «Моцарт и Сальери» на Радио «Свобода» , хотел взять интервью у Раппопорта, тот отказался, заявив, что у него неприятности в связи с высказанной им гипотезой .

    Смерть от последствий черепно-мозговых травм

    В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль , занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга .

    Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума , заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist . Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего - 30-35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни .

    Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции .

    См. также

    Примечания

    1. Геннадий Смолин. Гений и злодейство // «Вокруг Света ». - 2006. - № 1 .
    2. Моцарта убил не Сальери, а собственная мать? (неопр.) . «Аргументы и Факты» Aif.ru. Дата обращения 17 августа 2014.
    3. Николай Фёдоров. Моцарт: убийство со многими неизвестными // «Вокруг Света ». - 2015. - № 1 .
    4. , с. 54.
    5. , с. 60.
    6. , с. 43, 46-47.
    7. , с. 375-376.
    8. , с. 503.
    9. , с. 376.
    10. , с. 16.
    11. Как указывает Карл Бер, специально изучавший регламент похорон, принятый в Австрии в конце XVIII века, учитывая то обстоятельство, что перевозка покойников проходила в тёмное время суток, никаких траурных процессий не проводилось.
    12. , с. 504.
    13. , с. 81-82.
    14. , с. 82-83.
    15. , с. 83, 86.
    16. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    17. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
    18. , с. 75-78.
    19. , с. 503-504.
    20. , с. 87.
    21. Цит. по: Аберт Г.
    22. , с. 375.
    23. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    24. Цит. по: Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    25. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери
    26. Цитируется по Корти

Где был похоронен Моцарт, как это происходило? и получил лучший ответ

Ответ от ~ТАТЬЯНА~[гуру]
Моцарт был похоронен в могиле бедняков в пригороде Вены - Санкт-Марксе. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.На знаменитой "Аллее композиторов" на венском центральном кладбище похоронены Бетховен, Брамс, Штраус, Зуппе, а также сооружен памятник на символической могиле Моцарта. Площадь центрального кладбища составляет 2,5 кв. км. Кладбище было построено по проектам архитекторов из Франкфурта Карлом Йонасом Милиус и Фридрихом Блунтчли. Дальнейшая расстройка произошла к Празднику всех святых (1. ноября) в 1874 г. С тех пор на центральном кладбище в 300.00 могилах захоронены около 3 миллионов человек. Полным научным исследованием является книга Бэра "Болезнь, смерть и погребение Моцарта": C.BКr, Mozart: Krankheit, Tod, BegrКbnis, 2nd Ed., Salzburg. Рассматривая сохранившиеся свидетельства, медицинскую историю пациента и врачебное заключение о причинах смерти Моцарта ("Воспаление с просовидной сыпью" (см. Дойч, сc. 416-417)), Бэр приходит к заключению, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, возможно осложнённой острой сердечной недостаточностью. Из слов доктора Лобеса можно заключить, что осенью 1791 года в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний. Моцарт скончался в ночь на 5 декабря 1791 года. Предстояли похороны. Хлопоты взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон ван Свитен (Swieten, Gottfried, Baron van, 1733(?)-1803). Можно обратиться к монографии Браунберенса Mozart in Vienna и к интересной статье Слонимского (Nikolas Slonimsky, The Weather at Mozart Funeral, Musical Quarterly, 46, 1960, pp.12-22). Браунберенс специально приводит тексты погребальных правил, установленных императором Иосифом как часть его общих реформ. Прежде всего из гигиенических соображений кладбища выводились из городской черты. Далее, сама процедура похорон предельно упрощалась. Здесь проявлялся просвещённый утилитаризм Иосифа, центральная линия его реформ, предпочитавшая искреннее скромное благочестие пышному показному. Практически все погребения совершались в общие могилы на пять-шесть покойных. Отдельные могилы были редкими исключениями, роскошью для очень богатых и знати. Никакие памятные знаки, надгробия и т.д. на могилах не позволялись (с целью экономии места), все эти знаки внимания можно было устанавливать вдоль ограды кладбища и на самой ограде. Каждые 7-8 лет могилы перекапывались и использовались снова. Таким образом, в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Это определённо не были "похороны нищего". Именно такая процедура применялась к 85% умерших из достаточных классов общества. Около трех часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, сколько людей собрала церемония вообще, остаётся неизвестным. Катафалк мог отправиться на кладбище только после шести вечера (после девяти летом), т.е. уже в темноте. Само кладбище Святого Марка находилось примерно в трёх милях от Собора, и вела к нему просёлочная дорога. Не приходится удивляться тому, что немногие провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Это было не принято, трудно выполнимо, да и бессмысленно. Никаких церемоний на кладбище не предусматривалось, там уже не было и священников, только могильщики. Гроб помещался на ночь в специальное помещение, и утром его забирали могильщики. Сегодня нам трудно и тяжело всё это представить.
Буду ждать, заинтриговали.

Ответ от 88 88 [активный]
Кладбище - одна из главных достопримечательностей австрийской столицы. Туристы иногда называют его Музыкальным, потому что здесь можно отыскать надгробные памятники большинства известных композиторов - Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Кристофа Виллибальда Глюка, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса (обоих: отца и сына) и, конечно, Вольфганга Амадея Моцарта.Хотя на самом деле, когда Моцарт умер, его тело бросили в братскую могилу для бедняков на кладбище Святого Марка совсем в другом районе Вены, и где именно он похоронен - до сих пор неизвестно. Тем не менее - гению музыки австрийцы выделили местечко в их почетном Пантеоне-некрополе.Настоящих могил знаменитостей на кладбище 350, а почетных памятных могил («посвященных») - более 600.


Ответ от Лина [гуру]
На кладбище святого Марка в Вене в 1791 году был похоронен Моцарт. Вот только где именно могила маэстро, до сих пор никто не знает: похороны были очень скромными, безутешной вдове по дороге на кладбище стало так плохо, что ее вернули домой, а Моцарта похоронили в общей могиле, и никто не догадался обозначить место даже самым дешевым крестом.


Ответ от Мария [гуру]
До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой "Волшебная флейта" либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?В трактовке судьбы австрийского музыканта можно найти все, что угодно - мистику и интриги, месть и заговор. Версий о предопределенности судьбы и таинственной смерти Моцарта, пожалуй, слишком много, чтобы выбрать одну.Некоторые биографы Моцарта, утверждают, что вся жизнь музыкального гения - от рождения до могилы - манипуляция судьбой, и ссылаются на тайную систему чисел, говорящую об алхимической связи даты его рождения со смертельным ядом, данным Моцарту: "Его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездие Водолея и, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 опять-таки чистая восьмерка". Если верить нумерологии, то "восьмерка символизирует неотвратимость судьбы, правосудие, иногда даже смерть. Это число говорит - на любое действие есть противодействие, за любой поступок придется отвечать".Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: "Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью". Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник - композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности "подозреваемого". Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что "Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами", а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку" ("Свадьбы Фигаро"). И все же интриги - отнюдь не медленный яд "акватофана", которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть


Ответ от Миллион [гуру]
4 декабря 1791.Во время написания Реквием он не мог освободиться от мысли что пишет эту трагическую музыку для собственных похорон. Предчуствия не обманули Моцарта и не успев закоечить Реквием до конца, он скончался. По его просьбе, друзья, собравшиеся у него 4 декабря 1791 года исполнили то что он успел написать. К сожалению Маэстро этого уже не слышал.На похороны пришли лишь несколько человек а до кладбища не дошел почти никто, испугались ненастной погоды. Вот так тихо и незаметно проводили в последний путь Моцарта- величайшего гения, чье творчество принадлежит человечеству.


Ответ от Unixaix CATIA [гуру]
Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией.Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестнымВ то время в Вене было принято хоронить не по одному человеку, это было связано со многими вещами, например разгулом эпидемий. В 1801 при загадочных обстоятельствах был найден череп Моцарта, это случилось когда его могила «обрела новых жителей» , но это уже совершенно другая история.


Ответ от Людмила Смирнова [гуру]
В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего "Реквиема", который считал заупокойной мессой по самому себе.До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой "Волшебная флейта" либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: "Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью". Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник - композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности "подозреваемого". Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что "Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами", а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку" ("Свадьбы Фигаро"). И все же интриги - отнюдь не медленный яд "акватофана", которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть. После смерти Моцарта в музыкальных кругах пересказывались слова кого-то из композиторов, который, якобы, заметил: "Хотя и жаль такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше - поистине, никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши произведения". В кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные подтверждения. Например, известно, что, разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака.В 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бэра "Моцарт. - Болезнь. - Смерть. - Погребение".В 1801 году старый венский могильщик случайно выкопал череп, который, как предположили, мог принадлежать Моцарту, скелет которого бесследно исчез. Только в 1859 году был обнаружен старинный план кладбища Святого Марка в Вене и на предполагаемом месте погребения Моцарта был установлен мраморный монумент.

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Пожалуй, самая разрекламированная мужская личность в Вене — это Моцарт. Конфеты в виде шоколадных шариков, маленькие фигурки из полиэстера, китайского производства,изображающие музыканта в белом кудрявом паричке со скрипкой, салфетки, чашки, магниты, диски, куклы... этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому будучи в Вене про Моцарта вам будет напоминать все и вся;) Его образ будет преследовать повсюду, не удивляйтесь.;)Для истинных же почитателей этого музыкального гения в Вене существует, как минимум два места, куда следует заглянуть. Во-первых, это дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) (не путать с Домом Моцарта в Зальцбурге, где он родился) и во-вторых, могила Моцарта на кладбище Санкт Маркс (St. Marxer Freidhof). А теперь подробности...


Дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) находиться сразу же позади собора Св. Стефана, в Соборном переулке (или Домгассе (Domgasse)) в доме № 5, известном как «Дом Фигаро». Моцарт жил здесь с 1784 по 1787 г., здесь он написал «Женитьбу Фигаро». Сегодня в этой самой большой венской квартире композитора, единственной из сохранившихся, расположен Музей Моцарта. Кстати, он был вновь открыт после основательной реконструкции в 2006 г.

Как известно, до самой смерти (5 декабря 1791 г.) Моцарт жил в другом уже доме по адресу Rauhensteingasse 8 . Здесь были созданы его последние произведения: фортепианный концерт B- Dur KV 595, концерт для кларнета KV 622, части " Волшебной флейты", части " Реквиема". Здесь в Вене родился его шестой и последний ребенок- Franz Xavier.
Со смертью великого гения связано большое количество легенд. Вопрос о причине смерти Моцарта не разгадан по сегодняшний день. К сожалению, однозначного ответа на него нет. Очевидно одно - господин Сальери тут ни причем!
Но очевидно на сегодня только одно - Моцарт был похоронен на кладбище St. Marxer Freidhof, как у нас это называется, в «братской могиле», что соответствовало указу императора Иосифа II , который распорядился об общих захоронениях бедных жителей за чертой города. Только немногие из привилегированных удостаивались чести быть погребенными в отдельных фамильных захоронениях. Моцарт к ним не принадлежал, и немногие из его современников осознавали все величие его гения. На таких могилах не ставились кресты или надгробные плиты.

Когда через много лет попытались установить могилу, где был захоронен Моцарт, сделать это оказалось не просто. Могильщик уже умер, а такие захоронения использовались много раз. Примерное месторасположение могилы было установлено при помощи человека по имени Karl Hirsch. Будучи внуком известного капельмейстера, он приходил на могилу своего дедушки. Он знал, что рядом с ней находится могила Моцарта. По его словам было установлено примерное захоронение великого музыканта. Кстати, говорят, что к ладбищенские служители сами поставили памятник, собрав его по частям на других могилах. Кусок мраморной колонны и сиротливо присоединившийся к ней ангелок...

Кроме того, здесь погребено только тело великого композитора... голова его, или вернее, череп, храниться в музее, в Зальцбурге.

Загадка смерти Моцарта

Много загадок таит судьба Моцарта. Загадочна сама его смерть, которую до сих пор многие считают насильственной. Подозрительная болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и жалкое погребение в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу вопросов, не имевших вразумительных ответов. Почему на похоронах божественного Моцарта отсутствовали его друзья и верная жена Констанца? Эта загадка вот уже два столетия не дает многим покоя. Некоторые исследователи биографии В. А. Моцарта утверждают, что вся его жизнь — от рождения до могилы — это «сманипулированная судьба». Жизнь музыкального гения с самого начала была запрограммирована и находилась во власти рокового числа: его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездии Водолея... И, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 - опять-таки чистая восьмерка... И все это случай? С трудом верится. Моцарт, без сомнений, был человеком незаурядным, а всякий незаурядный человек выполняет миссию, назначенную ему свыше. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на Земле ему уже делать не-чего. И провидение выбирает для него другую телесную оболочку, иную участь, новую миссию. Так было с Наполеоном и многими другими. Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти...

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех.

Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами... Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта - в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства.


Моцарт с сестрой и отцом под портретом матери.

Итак, загадки Моцарта...

Загадка 1. Моцарт жил в нищете

Современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения - его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта "Похищение из сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: "У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги?" И Моцарт ответил: "Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей..." Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством.

Дети Моцарта: Карл Томас (справа) и Франц Хавьер (слева). 1798. Худ. Х.Хансен. Музей Моцарта. Зальцбург.

Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова... Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Констанция Моцарт, урожденная Вебер.

Констанция Моцарт, в девичестве Вебер. 1789-90. Хантерианский художественный музей. Глазго.

А еще он первым пустился в настоящий «гастрольный чес». Из своих 35 лет десять (!) он провел в карете. Зарабатывал на наши деньги чуть ли не 200 тысяч долларов в год. Но все тратил! Чуть не разорился набатистовых рубашках. В дешевых льняных ему неловко было давать уроки знатным ученицам. А тончайший батист рвался после двух-трех стирок. Ну не хватало человеку на представительские расходы! Он брал в долг, часто не отдавал (даже убегал в другой город!), чем сильно подпортил свою «кредитную историю». Потому и умер в бедности - никто уже не занимал ему денег.

Моцарт - Рыцарь Золотой шпоры. 1777. Неизвестный художник.

Загадка 2. Кому понадобилась смерть Моцарта?

Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Хорошо известно, что и сам Моцарт был убежден в близкой кончине, и впервые сказал об этом жене Констанце за несколько месяцев до своей смерти. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем в черном плаще и маске, ночью постучавшимся в дверь, - это смертный приговор, и предназначен он для его собственных похорон, однако все же сел за клавир.

Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей.

Но кому понабилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала.

Главным подозреваемым в смерти Моцарта был Антонио Сальери. Эти слухи получили еще большее pac п po странение после попытки самоубийства, предпринятой им в в 1823 году, и распространения сведений о его признании на исповеди. Хотя еще осенью 1791 года, когда Моцарт слег, Антонио Сальери уже открыто обвиняли в том, что это он отравил Моцарта, тем более, что они, несмотря на взаимные уверения в дружбе, были тайными соперниками.

И все же будем помнить, что итальянец Сальери в 1774 году получил место композитора при дворе императора Иосифа II . Кто должен был испытывать зависть: он — богатый, обожаемый венской публикой лейб-капельмейстер, или вечно нуждающийся в деньгах новичок Моцарт, появившийся в имперской столице на семь лет позже? Сальери сделал головокружительную карьеру. Дирижер итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из основателей Венской консерватории, он в течение нескольких десятилетий оставался в центре музыкальной жизни Европы. Именно с ним связана слава венской оперы. Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира, ставились и в Петербурге. К тому же в числе его учеников были такие титаны, как Бетховен, Шуберт. Лист. Они просто боготворили его, называли не иначе, как отцом композиторов». Антонио Сальери незачем было бояться своего соперника. Слава Моцарта пришла к композитору, главным образом, после его кончины. А до этого момента он был известен как гениальный музыкант-исполнитель и сочинитель. Поэтому Сальери мог спокойно почивать на лаврах. И не было у Сальери никаких оснований покушаться на жизнь Моцарта.

Как же случилось, что именно этот человек был обьявлен после своей смерти интриганом, злым завистником и убийцей? Мог ли он завидовать Моцарту, ведь у преуспевающего Сальери была такая слава, о которой Моцарт и не мечтал? Его обожали и публика, и императорский двор. Его признала вся Европа. Опера Сальери «Тартар» шла при переполненных залах, а поставленный следом моцартовский «Дон Жуан» - провалился. И таких примеров можно привести достаточно. Так неужели этот самовлюбленный музыкант, да к тому же итальянец (музыка тогда считалась профессией итальянцев), мог позавидовать какому-то неудачнику, да к тому же немцу Моцарту. Оказывается, что основания для зависти все же имелись: Сальери и Моцарт были художниками разного ранга: талант и гений. Просто таланту в жизни повезло намного больше, чем гению, что, кстати, бывает очень часто. Сальери мог завидовать только виртуозности Моцарта, а Моцарт, по слухам, с презрением отзывался о придворном композиторе, поэтому зависть проявлялась здесь с обеих сторон. Правда, обычно зависть находит выход не в бокале с ядом, а в клевете. Жертвой ее и стал Сальери. И, надо признать, она отравила ему существование.

После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта «но поистине отравил ему жизнь интригами».

В 1823 году ученик Бетховена Игнац Москелес навестил уже старого и больного Сальери в одной из загородных клиник. Говорить он мог только отрывочными предложениями. Музыкант отвергал свою причастность к смерти коллеги. Ценой мучительных усилий он произнес:

В этом абсурдном слухе нет ни слова правды, клянусь честью... Передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это.

К тому же в письме к жене Констанце от 14 октября 1791 года, то есть за полтора месяца до смерти, Моцарт пишет, что по его приглашению Сальери побывал на спектакле «Волшебная флейта», очень внимательно прослушал оперу и заявил, что никогда не видел «более прекрасной постановки». Это говорит о том, что отношения между соперниками явно смягчились.

В майские дни 1997 года в Милане, главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. В свидетели с обеих сторон пригласили знаменитых врачей. Итак, через двести с лишним лет Антонио Сальери был оправдан «за отсутствием состава преступления».

Одним из самых оригинальных доводов защиты был такой: будь Антонио Сальери патологическим завистником, мир бы прежде времени лишился и других великих композиторов: Бетховена, Листа, Шуберта, чей гений не меньшего масштаба, чем у Моцарта. Почему же он не заставил замолчать и их? Напротив, Сальери усердно передавал им секреты музыкального мастерства, более того, прославлял их творчество.

Нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист...

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц Моцарта. Через несколько дней после смерти композитора Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей.

Уже в наше время видный швейцарский медик Карл Бэр, скрупулезно изучив все имеющиеся факты и свидетельства, собранные врачом Моцарта Клоссе, назвал поставленный им диагноз «любительским». Собственно, в современной медицине даже нет такого понятия, как «острая сыпная лихорадка». Вся симптоматика, по мнению Бэра, указывает на суставной ревматизм. С этим согласился и профессор Дэвис, опубликовавший подробный анализ истории болезни композитора. Гений с детства страдал тонзиллитом, перенес тиф, ветрянку, бронхит и гепатит А. Однако ключевым моментом стало стрептококковое поражение верхних дыхательных путей. Последствия перенесенной инфекции проявились после переезда в Вену, когда Моцарт тяжело занемог: симптомы суставного ревматизма сопровождались приступами рвоты.

Непосредственной же причиной смерти композитора стало сочетание стрептококковой интоксикации, подхваченной в разгар эпидемии, и почечной недостаточности. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг стали последним аккордом.

Незадолго до полуночи Моцарт потерял сознание. 5 декабря 1791 года сердце композитора, не дожившего два месяца до своего 36-летия, замерло навсегда. Дэвис полагает, что почечная недостаточность могла вызвать бредовое состояние, что и привело умирающего к мучительным мыслям об отравлении.

Загадка 3. Почему его похоронили в общей могиле и забыли, где именно?

На этом, казалось бы, можно поставить точку в деле о таинственной кончине величайшего композитора XVIII столетия. Но как быть с загадкой странных, постыдных похорон? А хоронили его с необычайной торопливостью, можно сказать, по-воровски, чтобы скрыть даже факт смерти музыкального гения, не проявив элементарного уважения. Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд наспех совершался у капеллы св. Креста, прилегающей к передней стенке храма. Причем отпевали Моцарта уже на следующий день после смерти.

Прижизненный портрет Моцарта

В Вене, помнящей эпидемии чумы, тогда были такие правила. Только очень богатые и знатные люди могли рассчитывать на индивидуальные похороны. С остальными прощались вцеркви, и все. И за гробом никто не шел. Хоронили по пять человек в одной могиле, памятники ставили не сверху каждому, а всем вместе у входа на кладбище.

Не поставили памятника? Но его и не полагалось на общих могилах, поскольку участки использовались многократно. И нет ничего странного в том, что место захоронения великого композитора неизвестно — могилы нищих перекапывались каждые семь лет.

Немудрено было Моцарта потерять... Остаются вопросы к его вдове Констанции: почему она место не запомнила? А она пришла туда аж через 17 лет - и не нашла ничего. Чего так долго шла? Есть такая версия: она «раскрутила» Моцарта посмертно. Случайно запустила первую в истории «утку»: мол, отобедал муж с Сальери и умер. Резонанс был мощный.

Констанция на этой волне начала продавать рукописи мужа и, говорят, умерла очень не бедной женщиной. И вдовой гения!

Констанция Моцарт

Итак, легенда -

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков... На кладбище его провожал один-единственный человек... Вдова отказалась прийти на похороны... Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение... Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А "скупой" ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Последний, неконченый портрет Моцарта за фортепиано в его венской квартире. 1789. Худ.Й.Ланге.

Прошлое готово напомнить о себе в любую минуту. Совсем недавно в Америке каким-то чудом отыскались ноты двух ранее неизвестных пьес Моцарта. Дотошным музыковедам посчастливилось обнаружить имя Вольфганга Амадея Моцарта, зашифрованное нотными знаками. Вот уж поистине сенсационная находка!

Так нежданно-негаданно порой возвращается давно минувшее, а смерть облекается ореолом бессмертия...