, столешниц , зеркал , напольных покрытий и других поверхностей. Иногда получаются настоящие произведения искусства. Ну, а если вы увлекаетесь ручными поделками , то мозаичный декор – ваша стихия, которая возможно превратится в регулярное хобби.

Зеркало

Ваша боевая амуниция: карандаш, канцелярский нож или лобзик (для резки основы), жидкие гвозди, кусачки, шпаклевочная затирка для плитки , шпатель, перчатки, мягкая губка и ветошь. Начать необходимо с подбора основы. Сгодится влагостойкий гипсокартон (из него удобно вырезать любую форму по предварительному эскизу), ДВП или ДСП, OSB, многослойная фанера.

Затем при помощи жидких гвоздей к поверхности основы приклеивается тонкое зеркальное полотно, так чтобы вокруг был запас рамки в 8-10 см. Для декора подойдут любые керамические черепки, плитка, старая посуда и разные маленькие блестящие аксессуары из бижутерии или детских наборов. Важная рекомендация! Старайтесь не использовать более 4 оттенков в оформлении, иначе вы рискуете получить цветовой диссонанс .

Вдоль по всей кайме основания карандашом рисуется эскиз. Не стоит особо углубляться в живопись, все должно быть просто и схематично. Возможно, это будет какой-нибудь вьющийся цветочный узор или геометрический орнамент. Затем от керамического сырья в зависимости от прорисованных деталей кусачками отщипываются большие и мелкие кусочки разных цветов и выкладываются (без клея) на основу по эскизу. Когда рисунок выложен, можно наносить клей. Жидкие гвозди на акриловой основе сохнут достаточно быстро, поэтому уже через несколько часов можно приступать к затирке. Для затирки используется гипсовая смесь на основе шпаклевки (бывает разных цветов). Смесь разводим водой в пропорции 1:1 до сметанного состояния, затем шпателем равномерно затираем швы. Влажной губкой, с мозаики убираем остаток затирки. Последний этап процесса – полировка поверхности сухой тряпкой. Всё. Готовое зеркало можно вешать на стену.

Столешница

Таким же нехитрым способом можно выложить мозаику и на столешнице, а при разработке эскиза вам помогут готовые шаблоны на самоклеющейся бумаге. По завершению работ для большего блеска можно натереть композицию воском. На практике неровная шероховатая поверхность стола не всегда удобна, поэтому часто сверху мозаику накрывают толстым стеклом . Стеклянный «колпак» также скроет все неровности при использовании мозаики из морской гальки или CD-дисков.

Мозаика на стене

При укладке мозаики на стену (в ванной комнате , на кухне в качестве рабочего пояса, для панно, в детской спальне и т.д.) есть свои характерные нюансы. Зачастую мозаику наносят на поверхность в качестве отделки фрагментарно, то есть при совместном декоре стены краской , штукатуркой или плиткой.

Для упрощения процесса можно использовать сеточные листы (в виде квадратов или прямоугольников) скрепленной мозаики, такие продаются в строительных магазинах с уже готовым рисунком. Листы собираются как пазлы, а по технологии кладутся как обычная плитка. Может ввести в замешательство вопрос цены. Стоит недешево.

Перед началом работ рекомендуется рассортировать все камни по размерам и цветам по коробкам или контейнерам для упрощения дальнейшей выкладки. Для мозаики потребуется прочное бетонное основание. По периметру спланированного (выемка грунта на глубине до 20 см.) и выровненного (для этого используется пузырьковый уровень) участка выкладывается опалубка из деревянного бруска.

Площадка засыпается слоем песка, щебня и еще одним слоем песка и плотно утрамбовывается, чтобы не было просадки. Затем засыпается сухая бетонная смесь и разравнивается правилом. Слой бетона не должен быть толстым, иначе галька вытеснит слишком большие остатки своей массой. Смесь равномерно опрыскивается водой из пульверизатора до образования грязеподобной массы и палочкой размечается контур будущего узора. По линиям укладываются вначале крупные камни, а уже в выделенное пространство помещают мелкую гальку.

Помните, что в жаркое время года бетонный раствор быстро сохнет, поэтому не спишите подготавливать под мозаику слишком большой участок. Держите рядом отвертку для тех случаев, когда непослушные камни начнут «тонуть» или как-то криво садиться, чтобы вовремя пока не схватилась смесь их подправить. Подсохшую мозаику протрите влажной губкой, чтобы убрать излишки раствора, а затем обязательно сфотографируйте свой шедевр на смартфон и похвастайтесь перед друзьями в соцсетях!

Для того чтобы увидеть что-то интересное в Санкт-Петербурге, совсем необязательно отправляться в музей. Во время обычной прогулки по городу можно получить массу эстетического удовольствия и полюбоваться чем-то необычным. Есть в и свои неформальные достопримечательности - особые места и объекты, не вписанные в официальные путеводители. Входит в их число и мозаичный дворик на улице Чайковского.

История создания масштабного арт-объекта

В 1984 году в Санкт-Петербурге при Государственном Русском музее была основана уникальная детская школа воспитания искусством «Вулкан». Это учреждение дополнительного образования работает и сегодня, под названием Малая академия художеств. Бессменный руководитель школы - заслуженный художник России Владимир Васильевич Лубенко. Преображение двора дома, в котором находится академия, началось непосредственно после ее открытия. Руководитель художественной школы совместно со своими учениками создал яркие скульптуры и барельефы и украсил все доступные поверхности мозаикой.

Сегодня мозаичный дворик - это крупный и невероятно интересный арт-объект. Каждый элемент и каждую его зону можно рассматривать в отдельности. Временами отдельные скульптуры реконструируются, параллельно создаются новые «экспонаты».

Мозаичный дворик (ул. Чайковского): фото и описание

Двор Малой Академии Художеств лучше хотя бы однажды увидеть своими глазами, чем пытаться представить себе по описанию. Без преувеличения - это попасть в который может каждый совершенно бесплатно.

Мозаикой здесь украшено все: стены домов, отдельно стоящие скульптуры и даже детская площадка. Зрители могут наблюдать изображения людей, ангелов, мифических существ, а также разнообразные орнаменты, цветочные мотивы и целые пейзажи. Особенно эффектно мозаичный дворик выглядит в солнечные дни. При ярком естественном освещении каждый кусочек замысловатых картин блестит и переливается на солнце.

По мнению некоторых критиков, данная достопримечательность в Петербурге напоминает творчество Гауди в Барселоне. Мозаику В. В. Лубенко нередко сравнивают с творениями австрийского мастера Хундертвассера. Не все арт-объекты дворика Малой академии художеств носят исключительно декоративный характер. Есть здесь и действующий фонтан, и солнечные часы, и скамейки, а также любимый юными посетителями игровой городок.

Как добраться до неформальной достопримечательности?

Где же находится в дворик? Чайковского 2/7 - точный адрес этой достопримечательности. Стоит заметить, что данное здание само по себе является архитектуры. Это построенный в 1780 году Придворный прачечный дом.

В современной истории он знаменит тем, что когда-то именно в нем жил историк Владислав Михайлович Глинка. Ближайшие станции метро: «Чернышевская», «Невский проспект», «Гостиный двор». Проще всего дойти до уникального музея под открытым небом от набережной Фонтанки. Необходимо свернуть на улицу Чайковского и идти до конца а затем свернуть налево. Здесь и начинается мозаичный дворик, совсем скоро вы увидите детскую площадку, украшенную мозаикой.


Улица Большая Зеленина - кладезь красивейших зданий. Ну а дом № 28 смело можно считать жемчужиной этой улицы. Сразу же бросается в глаза огромное мозаичное панно. Оно состоит из пяти частей: здесь красуются поля, холмы, водные просторы, которые бороздит шикарный парусник. Такая работа заслуживает встать в один ряд с шедеврами знаменитых маринистов. Немного выбиваются из всего этого великолепия сюжеты с видами городских зданий и индустриальным пейзажем, объятым клубами дыма. Эту панорамную мозаику создали в 1905 году по эскизам художника Шелкового для светлейшего герцога Лейхтенбергского, которому и принадлежал необычный доходный дом.

    Большая Зеленина ул., 28

Панно «Христос благословляет детей»



Прогуливаясь у Института кино и телевидения, петербуржцы могут увидеть полотно «Христос благословляет детей». В 2014 году восстановили его по чистой случайности, когда здание проходило плановый ремонт. Рабочие отделили многовековой слой штукатурки, и их взору предстал неожиданный сюрприз - мозаичное полотно грандиозных размеров (семь на десять метров), которое долгое время считали утраченным. Христианский сюжет мозаики неслучаен, ведь в прежние времена постройка являлась церковно-приходской школой в память императора Александра III.

    ул. Правды, 13


Красочное панно, словно чешуя пёстрой рыбы, окутало буквально каждый объект во дворе. Скамейки, дорожки, стены домов, скульптуры и солнечные часы украшены рисунками мозаики из цветного стекла. Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаичными деталями прямо на глазах у местных жителей и со временем стал своеобразным музеем под открытым небом. Эту достопримечательность, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать, создали ученики Малой Академии искусств.

    наб. реки Фонтанки, 2 / ул. Чайковского, 2/7

Гигантская таблица Менделеева


Если вам вдруг понадобится таблица периодических элементов, а под рукой её не будет, но вы находитесь близ станции метро «Технологический институт», то шпаргалка найдётся в два счёта: гигантская мозаичная таблица химических элементов украшает одну из стен Палаты мер и весов - НИИ метрологии имени Д. И. Менделеева. И хотя таблица эта не такая полная, какой сейчас её можно найти в учебнике, зато весьма удачно вписывается в ландшафт сквера, намекая о содержимом постройки. Кстати, буквально в паре шагов от мозаики можно найти ещё и памятник выдающемуся русскому учёному.

    Московский пр., 19


За домиком Петра, прямо у входа в сувенирную лавку, можно найти интересную мозаичную стену, выполненную целиком и полностью из керамики и покрытую узорами в духе голландских печных изразцов или традиционной русской гжели. Панно изображает с одной стороны Амстердам с его жителями, а с другой - русских мореплавателей. Между этими сторонами - корабли, плывущие друг к другу в знак соединения Запада и Востока.

    Петровская наб., 4

Дерево на Большой Московской


Петербургские дворы - кладезь интереснейших находок. Нередко за непримечательным фасадом и тоскливыми арками может скрываться настоящее произведение искусства. Так, например, если обойти дом № 8 по Большой Московской улице, взору предстанет волшебное цветное дерево, раскинувшееся прямо на брандмауэре. В его рельефных и как будто запикселизованных очертаниях угадываются мощные ветви, лепесточки и даже птички, разлетевшиеся в стороны.

    Большая Московская ул., 8б


Станции петербургской подземки пестрят впечатляющими мозаиками. Даже новые станции стараются украшать именно таким видом настенных картин. Есть в петербургском метро и такое место, которое посещают почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина. Прямо под землёй стоит памятник великому русскому поэту, к которому регулярно несут цветы. Монумент этот порой оттеняет великолепную мозаику. Обратите внимание: за спиной изваяния раскинулся своеобразный портал в Царскосельский парк. Благодаря чёткой детализации и арочному обрамлению художники добились ощущения, что это вовсе не картина, а вполне реальный пейзаж.

    м. Пушкинская

Мозаичные картины на Рубинштейна


Всем знакома улица Рубинштейна как главная барная «магистраль» города. Но мало кто знает, какие сокровища скрываются за бесконечными барами и кофейнями. Во дворе дома № 1 можно обнаружить шесть удивительных мозаичных панно, созданных в мастерской Екатерины Огородниковой. В верхнем ряду на светлом фоне изображены ангелы, а в нижнем - городские пейзажи с кораблями и набережными. Поразительно, что каждая из работ имеет свою собственную подсветку, что позволяет замечать и любоваться талантливо сделанными произведениями искусства в любое время.

    ул. Рубинштейна, 1/47а

Мозаики музея Суворова


Больше двухсот лет назад, к 100-летию со дня смерти великого полководца, улицу Слоновую переименовали в Суворовский проспект, на котором нацелились возвести здание для мемориального музея Александра Васильевича Суворова. Со строительством немножко затянули: приступили к нему столетием позднее. Поэтому открытие мемориала, построенного по проекту А. И. фон Гогена, состоялось лишь в день 175-летия со дня рождения полководца. Перед петербуржцами предстало великолепное «памятихранилище» в стиле модерн, главным опознавательным знаком которому послужила высокая башня, а также аж два большущих мозаичных полотна на фасаде - это «Отъезд Суворова в поход 1799 года» авторства М. И. Зощенко и «Суворов, пересекающий Альпы» Н. Е. Масленникова.


Мозаику в этом же стиле можно найти и на брандмауэре дома на Приморском проспекте. В ярко-красном пятне различаются две фигуры: рабочего в комбинезоне, что поддерживает развевающееся знамя, упирая его в наковальню; а рядом с ним трубит красноармеец в шинели и будёновке. За их мужественными фигурами желтеет большой круг, символизирующий солнце.

    Приморский пр., 6

Фото: Николай Никитин, dobrokoshka.livejournal.com, etovidel.net, d-stroz.livejournal.com, mitropolia.spb.ru, dslov.ru, ru.foursquare.com/sestrik, aliveserg.livejournal.com, ru-mosaic.livejournal.com

Этот мастер-класс расскажет Вам, как из ненужной рамки для настенных часов и осколков керамической плитки можно сделать вывеску с номером Вашего дома в технике мозаики , подобной которой точно ни у кого больше не будет!

В моих рукодельных руках оказалась металлическая рамочка от настенных часов, и у меня возникла идея сделать в ней мозаичные вставки с номером дома и ярким цветочным орнаментом .

Основой будущей мозаики послужил гипсокартон , предназначенный для ванных комнат, пригодный, таким образом, и для уличной мозаики, способный выдержать большую влажность. Я вырезала из него два круга соответствующего диаметра и набросала эскиз будущей мозаики .



К эскизу мозаики я подобрала обломки керамической плитки подходящих цветов.


На рисунок я положила липкую сетку клейкой стороной вверх, и на неё начала выкладывать свою мозаику.


На этом этапе можно сразу увидеть результат и внести необходимые изменения. Например, я заменила блеклую зелёную плитку на яркое бутылочное стекло.


Так как керамика и стекло сильно отличаются по толщине, то у меня не было выбора кроме как сделать мозаику "обратным способом". Для этого рисунок нужно покрыть липкой бумагой или плёнкой.


Если это строительный скотч, как у меня, то покрыть надо в два слоя, крест-накрест.


Мозаика зажимается между двух пластин, как бутерброд, и переворачивается. Липкую сетку можно снять. Элементы мозаики надо вдавить внутрь, чтобы они приклеились лицевой стороной к скотчу как можно плотнее и не сдвинулись со своего места.


Теперь нужно намазать гипсокартон толстым слоем плиточного клея. Заодно я опробовала свой новый мастихин с рёбрышками - оказалась очень удобная вещь.


Намазанный клеем гипсокартон я наложила на перевёрнутую мозаику и сильно придавила. Оставила так на сутки до полного высыхания плиточного клея.


Тем временем, я не скучала, а по аналогичной технологии сделала мозаику для задней стороны вывески.


Через сутки я сняла скотч и зачистила пятна клея на стекле и плитке.


Покрыла обе мозаики темно серой затиркой и, после высыхания, вставила их в рамку.

Вид мозаики с улицы и со двора.

Сразу же стало ясно, что я ошиблась в выборе цвета цифры - её почти не видно на тёмном фоне, особенно если солнце светит сзади. Но исправить готовую мозаику практически невозможно. Поэтому я решилась на перекраску цифры в более яркий цвет.

Вот как смотрится мой номер дома , выполненный в технике мозаики , издалека.

Сегодня я пребываю в культурном шоке! Буквально несколько часов назад обнаружила в Контакте потрясающего Мастера! Знакомьтесь - художник и архитектор Егор Золотарев и его Мозаичный дом!


Так выглядит Дом с другой стороны. Подозреваю, что сарайчик и всякие лишние строения будут снесены и вокруг волшебного дома вырастет когда-нибудь волшебный сад.

А пока давайте посмотрим на детали Дома.

Это крыша Дома и дымоход в виде ангела.

А так Дом выглядит ночью. Потрясающе, не правда ли!

Это вход в Дом. Серьезная дверь! Все же такое необычное жилище может создать иллюзию у плохих людей, что живет в нем крутой бизнесмен, а не бедный художник, который создавал все сам - от проекта, до оконных рам и уникальных люстр.

Вот они, кстати, эти люстры! Такие же, или лучше, можно заказать Мастеру. Он будет вам очень благодарен. Все ведь знают, что талантливые художники в нашей стране всегда нуждаются в поддержке.))

Вот так рождаются люстры!

Впрочем, пока я писала этот пост, сам Егор Золотарев зарегистрировался на нашей платформе, чему я несказанно рада. Теперь он лично расскажет нам о всех тонкостях этой уникальной стройки длинной в пять лет и сможет ответить на любые вопросы любознательных голосян.

Заходите на страничку @zolotarevegor , подпишитесь, поддержите и помогите освоиться.

Арт-ХАУС. Часть 1. Необычный дом своими руками.

Ода мозаичному дому (фрагмент)

По светлой тропе ты сказке навстречу,
Пройдя через лес, где птицы щебечут,
Увидишь среди тишины и природы,
Дом полный тепла и полный свободы.

Шедевр эпохи художником создан,
Такой красоты, что не видели звезды.
Его мастерство отражается в сердце,
Всем чувствам души открывается дверца!

Татьяна Межуева


Фотографии взяты в группе