Написание бизнес плана, полная структура бизнес плана. Узнайте, как составить бизнес план самому: пример оптимальной структуры

Бизнес план имеет много определений, но если говорить коротко, то это пошаговый инструктаж для воплощения в жизнь любой бизнес-идеи . Планирование будущего дела или же совершенствование уже имеющегося предприятия является не только основным требованием для инвесторов, кредиторов и партнеров, но и необходимостью для бизнесмена.
Составление бизнес плана подразумевает глубокий и точный анализ всех сторон будущего предприятия, а это позволяет превратить идею в конкретные цели и цифры. А еще, бизнес-план – это всегда неоконченная книга, так как в процессе изменений экономических условий, конкурентной среды, инвестиционного рынка всегда можно вносить коррективы для успешного продвижения бизнеса.

Любая бизнес-идея может стать успешным делом, если будущий предприниматель будет четко понимать, что ему необходимо для внедрения в жизнь своих планов . Именно бизнес план есть отправной точкой для начала бизнеса, которая делает возможной оценку реального положения дел, изучить рынок и конкурентов, дать адекватную оценку своим возможностям, и поразмыслить над тем, как сделать свой бизнес уникальным, а значит востребованным.

Основные принципы подготовки бизнес плана

Итак, что должно обязательно быть в бизнес-плане .

1) Резюме проекта. Это лаконичное описание бизнес идеи, видение развития и инструментов для достижения результата. Также резюме должно отображать данные о том, какие вы видите преимущества в своем бизнесе в сравнении с остальными игроками на рынке. Одним словом этот раздел должен дать краткую характеристику вашей бизнес идеи.

2) Информация о компании. Здесь необходимо обозначить название предприятия, форму собственности, юридический и фактический адрес фирмы, описать структуру предприятия.

Также необходимо дать описание товарам или услугам, с производством или продажей которых вы собираетесь выйти на рынок.

Указать основные цели работы предприятия.


3) Анализ рынка.
Эта часть предполагает рассмотрение условий, в которых вы собираетесь выходить на рынок – конкурентная среда, спрос, какую цену вы собираетесь назначить, и какую прибыль получить в перспективе ближайших трех лет. Также необходимо указать, какие именно преимущества ваших товаров или услуг смогут стать особенно привлекательными для потребителей.

4) Продукт. Эта часть должна содержать подробное описание будущих товаров или услуг, которые вы предложите потребителю. Также нужно обозначить, на какую целевую аудиторию будет ориентирована ваша деятельность, указать будущих поставщиков, партнеров, подрядчиков и прочих контрагентов, с которыми планируется сотрудничество.

5) Стратегия развития. Это раздел предполагает описание инструментов развития будущего предприятия – темпы роста, реклама, возможное расширение.

6) Инструменты для работы предприятия. В этой главе нужно отразить информацию о том, какое оборудование вы собираетесь использовать, как упаковывать товар, доставлять, а если это услуги, то где вы их будете предоставлять и с помощью каких средств.

Также в это раздел стоит включить информацию о вашей команде – начиная от руководящего состава и заканчивая подсобными рабочими.

7) Финансовый анализ. Этот раздел является ключом в бизнес-плане , который должен стать обоснованием вашей идеи в цифрах. Здесь необходимо проанализировать и просчитать все затраты связанные с организацией предприятия, его размещения, затраты на обслуживание, оплату работы сотрудников, расчеты с поставщиками и т.д. Учесть нужно все, вплоть до покупки пачки бумаги.

Также в этот раздел включите информацию о ваших действиях в случае возникновения задолженности со стороны партнеров, покупателей или поставщиков. Какие схемы возврата долгов вы собираетесь применять, и как можете себя защитить от подобных ситуаций.

8) Сопровождающие документы. Это конечно не раздел, но важная составляющая бизнес плана. Нужно приложить все документы, касающиеся непосредственно предприятия как юридического лица, договора аренды, резюме, должностные инструкции и т.д.

Частые ошибки в бизнес-планах


Примеры бизнес планов
можно просматривать бесконечно, но новичок не всегда может основные недостатки бизнес плана. Часто, бизнес идея не получает в жизнь потому, что в бизнес-плане абсолютно невозможно увидеть основную суть и преимущества будущего предприятия.

Итак, рассмотрим основные ошибки , которые допускают неопытные бизнесмены во время работы над бизнес-планом:

  • Ненужная информация. Часто бизнес планы пишут таким образом, что за описанием профессиональных навыков сотрудников, теряется информация о самом бизнесе, или же рассказ о конкурентах превращается в сочинение «Кто сегодня предлагает такие же товары как у меня и какой я молодец, что могу сделать лучше (или дешевле)». По сути, достаточно списка конкурентов, пары слов о плюсах и минусах в их работе, ценовой политике и указания ваших преимуществ по сравнению с ними.
  • Необоснованные цифры . Как уже говорилось ранее, финансовый анализ является определяющим для бизнес-плана, поэтому все расчеты должны быть произведены на основе реальных цифр. Конечно, проще и быстрее прикинуть «на глаз», но если вы серьезно решили делать свой бизнес, то помните, что любое дело любит точность.

Для того чтобы инвестор смог вами заинтересоваться, потрудитесь поработать над тем, чтобы все цифры в бизнес-плане были обоснованными . Учитывайте то, что инвесторы и кредиторы идут на переговоры подготовленными, так как речь идет о их деньгах. И, в случае возникновения даже небольшой неуверенности в реальности ваших расчетов, об инвестициях в ваш бизнес можете забыть.

  • Расплывчатая информация о целях и инструментах их достижения . Эта проблема возникает, как правило, тогда, когда есть идея, но нет видения ее реализации, или же, это видение имеет не законченную форму. Грубо говоря, если будущий бизнесмен не продумал все до конца.

Бизнес план обязан раскрывать список конкретных целей и путей их реализации, работа с целевой аудиторией, оценка ее платежеспособности, четкое определение места на рынке, которое вы планируете занять, и кто именно будет вашим главным конкурентом. Укажите, что является основой для таких заключений (анализ, маркетинговые исследования, опрос и т.д.).

  • Завышенный ожидаемый результат . Часто, рассчитывая потенциальную доходность будущего бизнеса, мечты предпринимателей берут верх над реальными цифрами. Не стоит увлекаться желаемым, а лучше честно посмотреть на действительность. Если в финансовом анализе буду взяты в расчет адекватные цифры, то ожидаемый финансовый результат, также будет иметь реальный вид.

Не пытайтесь впечатлить кредиторов, партнеров и инвесторов прибылями в 500%. Поверьте, они ваш результат просчитают намного быстрее и точнее в своей голове, ведь их опыт и знания будут больше ваших. И если представленная идея стоящая, пусть даже и не прибыльная с первого дня, но перспективная в будущем, ее не обойдут вниманием.

Пример бизнес плана

Итак, рассмотрим пример бизнес плана для кафе « Goodtime ».

  1. Резюме .

Название – Кафе «Goodtime».

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.

Место расположения – г. Киев

Предоставляемые услуги – Кафе, бар, караоке, проведение праздничных мероприятий, проведение тренингов, семинаров.

Режим работы – 8.00-23.00 без перерыва и выходных.

Персонал – 1 руководитель, 2 администратора, 1 бармен, 4 официанта, 2 повара, 1 арт-директор, 1 уборщица, 2 посудомойки.

Необходимый стартовый капитал – 500 000,00 грн.

Расходы в месяц – 197 000,00 грн.

Планируемый срок возврата инвестиций – 18 месяцев.

Конкуренция – высокая

Спрос – высокий

Планируемый доход в месяц – 180 000,00 грн.

Планируемый расход – 120 000,00 грн.

Планируемая чистая прибыль – 60 000,00 грн.

  1. Услуги и товары кафе .

Кафе «Goodtime» будет предоставлять следующие услуги:

1) Услуги кафе, бара.

2) Проведение тренингов, семинаров.

3) Тематические вечеринки.

4) Услуги караоке.

5) Предоставление Wi-Fi для посетителей.

6) Отдельная игровая комната для детей.

Товары, которые будет продавать кафе «Goodtime»:

1) Кондитерские изделия собственного производства.

2) Полуфабрикаты собственного производства.

3) Обед/ужин с доставкой на дом или «с собой».

4) Продажа кофе и чая на вес.

  1. Целевая аудитория .

Работа кафе ориентирована на людей в возрасте 18-55 лет со средним достатком и выше среднего. Им должно быть интересно проведение времени в уютной атмосфере, с возможностью участия в интересных программах, исполнения песен в караоке. Каждый клиент должен приносить доход в размере 50-250 грн.

Также планируемыми потребителями услуг являются небольшие фирмы, которые заинтересованы в проведении мероприятий для небольших групп людей 10-30 человек.

  1. Методы продвижения на рынок .

1) Раздача флаеров-приглашений на открытие.

  1. Инструменты для удержания клиентов .

1) Интересное меню, возможность приготовления блюд под заказ клиентов.

2) Акции, дисконты для постоянных клиентов.

3) Проведение интересных тематических вечеринок.

4) Подарки постоянным клиентам в виде десертов, напитков.

5) Обслуживание на высшем уровне.

  1. Конкуренты .

Кафе «Goodtime» будет открыто в центре спального района, где также работают 4 кафе подобного уровня. Но, наше кафе будет иметь следующие преимущества:

1) Наличие караоке;

2) Наличие детской игровой;

3) Возможность заказа еды на дом;

4) Тематические вечера.

5) Месторасположение кафе имеет удобный подъезд и место для парковки.

  1. План мероприятий по открытию кафе .

1) Анализ рынка.

2) Подбор команды.

3) Ремонт помещения.

4) Закупка необходимого оборудования и инвентаря для работы.

5) Проработка меню и план ближайших мероприятий.

6) Регистрация деятельности и получение всех, необходимых разрешительных документов.

8) Проверка кафе на работоспособность.

9) Открытие.

  1. Финансовый анализ .

Единовременные затраты:

  1. Закупка оборудования и инвентаря – 350 000,00 грн.
  2. Ремонт помещения – 150 000,00 грн.

Итого: 500 000,00 грн.

Периодические затраты:

  1. Аренда – 50 000,00 грн.
  2. Заработная плата – 48 000,00 грн.
  3. Коммунальные платежи, интернет – 8 000,00 грн.
  4. Закупка продуктов – 70 000,00 грн.
  5. Налоги и сборы – 21 000,00 грн.

Итого: 197 000,00 грн.

Срок окупаемости:

При условии, что кафе будет посещать 50 человек в день и доход с каждого будет 150 грн., срок окупаемости наступит через 18 месяцев.

50 чел. *150 грн.*30 дней =225 000,00 грн.

225 000,00 грн. – 197 000,00 грн. = 28 000,00 грн.

500 000,00 грн./28 000,00 грн. = 17,86 ≈18 месяцев.

Заключение

При условии грамотной реализации идеи и эффективной работы рекламной компании, администрации кафе и арт-директора, можно рассчитывать на прибыль уже после первого месяца работы. Учитывая, что кафе открывается осенью, то посещаемость ожидается высокая в ближайшие 6-9 месяцев. Для удержания клиентов в летний период, в перспективе возможно открытие летней площадки.

Итак, составить бизнес план возможно и самому. Здесь приведен упрощенный вариант, в связи с тем, что он касается вопросов производства. Кроме того, учитывайте, что это всего лишь пример, поэтому указанные цифры очень приблизительные. Если решите взять его за основу, проведите тщательный анализ финансовой стороны вопроса самостоятельно.

И еще, если нет уверенности в вопросе бизнес планирования, то всегда можно воспользоваться услугами профессионалов, которые вашу идею хорошо проработают и превратят в качественный бизнес-план .

Но, главное, настойчиво двигаться в направлении своей цели и не отчаиваться, ведь ошибки всегда возможны. Самым важным в бизнесе является не то, что нельзя допускать ошибок, а умение быстро сориентироваться в ситуации и правильно выбрать направление решения проблем.

Бизнес-план является первым шагом к реализации любого проекта и осуществлению деятельности. Ведь любая идея, даже самая оригинальная и перспективная, должна быть подтверждена глубоким анализом конкурентной среды, финансовыми расчетами. В этой статье мы развернуто расскажем, что такое бизнес-план, его основную структуру и представим пошаговое руководство по его написанию.

Многие начинающие предприниматели допускают весьма распространенную ошибку и не утруждают себя написанием бизнес-плана. Полагая, что это пустая трата времени, но они упускают те возможности, которые дает планирование. Они не видят тех преимуществ, которые можно получить, анализируя и планируя деятельность.

Не стоит относиться к этому документу как к простой формальности, которая необходима для встречи с инвесторами и презентации своей идеи кредиторам, деловым партнерам. Работа над документом должна носить комплексный характер. Даже если разные разделы поручены отдельным специалистам: экономистам, маркетологам и т.д., они должны работать в команде. Ведь в документе должны быть учтены все стороны проекта: техническая, юридическая часть, нюансы налогообложения, сбыта продукции.

При привлечении инвесторов и кредиторов эксперты рекомендуют работать над двумя документами одновременно: над внутренним и внешним планом. Внешний документ выполняется для деловых партнеров, людей, которых необходимо убедить в инвестировании денег. Он не должен искажать данных, ведь его будут изучать специалисты.

Вместе с тем, проводя анализ конкурентной среды или оценивая все слабые стороны проекта, можно сделать больший акцент на преимуществах, сильных моментах. В этом случае инвесторы увидят перспективность идеи, и у вас появится больше шансов получить одобрение.

Внутренний план – это ваше личное пошаговое руководство, которое в полной мере должно отражать реальную ситуацию. Здесь уже не нужно замалчивать о некоторых слабых сторонах проекта, а стараться просчитать всевозможные риски, которые могут поставить под удар осуществлении идеи.

5 причин начать планирование

Оценка безопасности бизнеса

Прежде чем разворачивать деятельность и вкладывать деньги в закупку оборудования, аренду помещения, следует оценить основные риски, которые грозят свести на нет все усилия.

Бизнес-план поможет увидеть несостоятельность идеи еще до момента ее реализации. Если уже на этапе планирования, при подсчете расходов, доходов и оценки рентабельности заметны финансовые ошибки, то, возможно, следует отложить реализацию идеи до лучших времен или вовсе переключиться на другой проект.

Привлечение дополнительных инвестиций со стороны

Большинство идей в бизнесе требуют внушительного начального капитала, который не всегда присутствует у начинающего предпринимателя. В то же время есть люди, которые готовы инвестировать свои деньги в интересный проект при условии его актуальности и перспективности.

В этом случае без такого документа не обойтись, и подробное планирование, анализ рынка, оценка сильных и слабых сторон проекта позволит инвесторам оценить идею и принять решение об инвестиции.

Получение кредита в банке

Сегодня существует множество кредитных организаций, готовых выдать займ под бизнес, однако им необходимо продемонстрировать документ, где расписаны расходы, срок окупаемости, расчет рентабельности.

Бизнес-план позволяет эффективно управлять уже существующим бизнесом

Этот момент интересен тем предпринимателям, которые раздумывают о расширении бизнеса, об открытии дополнительных филиалов или о диверсификации. Подробное планирование и оценка рыночной ситуации позволят убедиться в необходимости расширения компании, избежать финансовых потерь и возможных ошибок.

Четкая постановка цели

Кроме желания начать свое собственное дело, которое будет приносить доход, необходимо установить четкую цель. Безусловно, она должна выражаться в денежном эквиваленте, но также важны и другие показатели, такие как объем компании, качество сервиса, спектр услуг и т.д. Бизнес-план позволит не отклоняться от выбранного курса и просчитать самый короткий путь к достижению цели.

Ошибки при написании бизнес-плана

Бизнес-план – это своеобразная дорожная карта, схема, которая позволит двигаться в нужном направлении, обходя все препятствия и опасности. Как и в любом другом деле, при написании бизнес-плана легко совершить ошибки, которые не просто не дадут двигаться дальше, но и могут стать причиной серьезных финансовых рисков.

Есть две серьезные ошибки, которые допускают инициаторы планирования. Первая – это поручение написания плана компаниям, специализирующимся на оказании подобных услуг. Вторая – искажение данных и допущение ошибок в финансовом, маркетинговом или производственном планировании.

Первая ошибка может привести к тому, что сторонние специалисты не до конца смогут оценить все возможные риски и специфические особенности бизнеса. Вторая ошибка — к финансовому краху, ведь не разбираясь в тонкостях составления документа, предприниматель допускает множество серьезных промахов.

Не бывает шаблонных бизнес-планов, равно как и не бывает одинаковых ситуаций. Даже если документ составляется для аналогичных магазинов, которые находятся в одном регионе, они будут иметь совершенно разные показатели деятельности.

Все ошибки, которые начинающие предприниматели могут допустить в документе, можно разделить на три категории:

  1. Технические недочеты. Как правило, это связано с неправильными статистическими данными, неглубоким анализом рынка и отрасли, недочеты в финансовых просчетах.
  2. Концептуальные неточности. Это связано в основном в отсутствии опыта, неверном понимании технологии производства, отсутствии специального образования.
  3. Методические ошибки. Это могут быть неправильно выбранная правовая база для регистрации бизнеса, неверная форма налогообложения, неясность относительно владения производственной частью, помещениями. Все это может насторожить инвестора, демонстрируя вашу некомпетентность и вынудить его отказаться от вложения денег в проект.

С чего начать бизнес-план?

Любое планирование необходимо начинать с самой идеи.

Поэтапно работу над планом можно представить следующим образом:

  1. Поиск начальной идеи.
  2. Проведение анализа конкурентной среды.
  3. Работа над финансовой частью проекта.
  4. Составление документа.

Потратив время на глубокий анализ конкурентной среды, на оценку возможностей и угроз, вы получите подробный, качественный документ, который сможете использовать для получения банковского кредита или убедить потенциальных инвесторов в том, что ваш бизнес — это реальное место для размещения своих денег.

Как написать бизнес-план самому?

Для многих людей, которые только раздумывают о начале собственного бизнеса, сама мысль о написании такого документа пугает и отталкивает.

Новичкам часто кажется это сложно выполнимым, и они предпочитают обращаться за помощью к специалистам. Как уже говорилось выше, есть определенный риск в несостоятельность такой идеи. Людям, плохо разбирающимся в специфике бизнеса заказчика, может оказаться не под силу глубокий анализ ситуации, что изначально исказит данные и не даст реального представления о перспективах и направлении бизнеса.

Чтобы облегчить задачу, эксперты советуют обращаться к специалистам и сторонним организациям лишь для некоторых расчетов, где требуются глубокие экономические знания.

Структура плана

К какой бы сфере деятельности не относился бизнес, необходимо придерживаться четкой структуры, не упуская ни один из разделов:

  1. Титул (адрес компании, название, контактные данные).
  2. Резюме.
  3. Общее описание идеи и миссии.
  4. Анализ рынка.
  5. Маркетинговая часть.
  6. Производственный план.
  7. Организационная часть (поиск помещения, подбор персонала, закупка оборудования).
  8. Финансовый план (бизнес модель, расчет рентабельности, окупаемости).

Пошаговая инструкция: как составить бизнес-план правильно

Титул

Это первая лицевая сторона документа, на которой должны быть отражены наименование организации, Ф.И.О. директора, дата.

Иногда допускается тезисно вынести основные финансовые показатели на титульную страницу.

Резюме

Несмотря на то, что этот раздел идет первым, пишется он уже после всех расчетов. К этому времени уже должен быть на руках подробный анализ конкурентной среды, SWOT-анализ, проведены расчеты окупаемости и рентабельности.

Именно с резюме начинают свое ознакомление потенциальные инвесторы и кредиторы.

Здесь должны быть отражены следующие аспекты:

  • корпоративные ценности компании;
  • миссия;
  • корпоративное видение.

Корпоративные ценности

В этой части необходимо сжато пояснить, в чем заключается идея, суть и корпоративные ценности. Описание корпоративных ценностей – это не пустая формальность. Именно это определяет дальнейшей путь компании, указывает ее дальнейший вектор, путь развития.

У любой компании, независимо от размеров и штата сотрудников, должны быть определенные ценности и цели. Это то, что поможет удержать на плаву компанию при первом же кризисе.

Как найти те самые корпоративные ценности, которые отразят идею вашей компании? Просто достаточно подумать о персонале, который будет работать в компании, каким он должен быть, обрисовать кратко отношение к клиенту, сервису. Все эти мысли изложите на бумаге, а потом грамотно перенесите в документ.

Задача, безусловно, непростая, но четкое осознание принципов, понимание цели порой позволяет удержать фирму на плаву даже в непростой экономической ситуации.

Миссия

Миссия компании позволяет кратко изложить суть проекта и указать, почему ваша компания будет полезна людям. В этой части не должно быть ни слова о получении прибыли и дальнейшем развитии фирмы.

Сосредоточьтесь на том, что вы в конечном итоге планируете продавать, реализовывать, производить. Достаточно всего 2-3 предложений, чтобы указать основную идею компании. Например, миссия компании Apple гласит, что «она работает ради удовлетворения потребностей людей в знаниях и обеспечении инновационными технологиями». А компания Coca-cola обещает приносить радость и дарить оптимизм людям.

Корпоративное видение

Это тоже короткая и емкая часть, где в двух-трех предложениях следует указать, какой вы видите компанию в обозримом будущем. Здесь не нужно строить долгосрочные планы и указывать прибыль в цифрах. Пункт должен продемонстрировать цель, к чему стремится фирма. Видение и миссия должны перекликаться.

После определения цели и миссии, следует перейти к составлению краткосрочных и долгосрочных целей. Чем они отличаются и как правильно их составлять?

Краткосрочные цели, как правило, составляются на 6-12 месяцев и четко отвечают на вопрос, к какому финансовому показателю должна прийти компания через год. Долгосрочные цели могут быть составлены на 1-5 лет и позволяют увидеть финансовые перспективы.

Составляя цели, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Они должны быть четкими и конкретными. Например: «Компания должна увеличить прибыль на 20%. Открыть второй филиал и т.д.».
  2. Цели должны поддаваться измерению и быть реалистичными. Необходимо четко осознавать, на какой максимальный процент вы можете увеличить продажи, прибыль.
  3. Нужно точно привязываться ко времени, учитывая такие факторы, как сезонность, условия региона, ресурсы, которыми располагает фирма.

Анализ рынка

Часто так бывает, что, загоревшись какой-либо идеей, предприниматели мало понимают, в каком направлении дальше двигаться и насколько заполнена данная ниша.

Глубокий анализ рынка призван получить ответы на такие вопросы как:

  • потенциальные возможности;
  • определение целевой аудитории;
  • процент конкуренции;
  • основные игроки и их сильные/слабые стороны;
  • тенденции развития.

Анализ позволяет определить, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы занять достойное место на рынке, обойдя конкурентов, и каковы тенденции развития у самой идеи. Эта часть документа должна в обязательном порядке учитывать специфику отрасли бизнеса, региональные особенности, время выхода продукта, сезонность и т.д. Необходимо быть объективным и реально смотреть на вещи, оценивая сильных конкурентов и определяя долю рынка, которую можно занять, выйдя со своим продуктом/услугой.

Анализ внешней среды

Это обязательная часть бизнес-плана, которая помогает определить основных игроков на рынке. Для удобства можно разделить конкурентов на две категории: основных и косвенных.

К основным соперникам относим компании, предоставляющие аналогичные услуги. Необходимо собрать полную информацию об их продукте, услуге, цене, качестве сервисе, опыте работы, поставщиках и т.д. Эта информация поможет оценить их сильные и слабые стороны и наметить способы борьбы с ними.

Косвенные соперники – это компании, которые предлагают похожую услугу, но не представляют серьезной угрозы для развития бизнеса.

В данном разделе необходимо провести SWOT-анализ, который систематизирует сильные и слабые стороны проекта, указывает на перспективы и пути обхода возможных рисков. Это мощный инструмент, позволяющий сформировать дальнейшую стратегию предприятия.

Swot-анализ покажет объективно весь проект со стороны

SWOT-анализ позволяет взглянуть на весь проект объективно со стороны и проработать следующие вопросы:

  • оценить сильные стороны конкурентов;
  • провести сравнительный анализ сильных сторон конкурентов с собственными;
  • выявить скрытые угрозы;
  • какие слабые места проекта требуют корректировки;
  • учесть факторы внутренней и внешней среды.

Для систематизации всей информации используем стандартную матрицу.

Работая над таблицей, следует сосредоточиться на следующих моментах:

  1. Конкретизируйте область анализа. Не нужно стараться охватить весь бизнес сразу. Если вы только выходите на рынок, сосредоточьтесь на новом продукте или услуге. Это позволит получить более точный результат. Если бизнес предполагает развитие сразу в нескольких направлениях, то логично провести в каждом отдельном сегменте свой анализ.
  2. Четко разделяйте внешние и внутренние стороны. Угрозы для компании, равно, как и возможности относятся к внешним факторам, не всегда зависящие от действия руководства или персонала. А вот сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам.
  3. Постарайтесь быть максимально объективными. Не нужно искажать данные, приукрашать факторы. Составляйте SWOT-анализ, основываясь только на объективных фактах. Описывая сильные и слабые стороны, старайтесь посмотреть на это глазами потребителя и конкурента. В документе не должно быть ваших субъективных умозаключений.
  4. Четко формулируйте все факты. Чем точнее будет формулировка, тем качественнее будет результат анализа.

Давайте рассмотрим технологию создания матрицы на примере известной торговой сети Ашан, которая представлена по всему миру гипермаркетами с продовольственными и непродовольственными товарами.

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
большой опыт на рынке высокий уровень конкуренции
широкий ассортимент большая текучесть персонала
эффективная программа лояльности для клиентов отсутствие опытных управленцев
широкая целевая аудитория
Возможности (O) Угрозы (T)
собственные бренды изменение системы налогообложения в стране
рынок России еще недостаточно насыщен, что дает возможность большому развитию сети появление сильного конкурента и быстрый захват территории
внедрение дополнительных сервисов невысокий доход среднего покупателя
расширение ассортимента услуг

Из выполненного анализа видно, что каждая из сторон матрицы сбалансирована, что говорит о достаточно устойчивом положении компании в России.

SWOT-анализ позволяет разработать дальнейшую стратегию и устранить те слабые звенья, которые мешают развитию компании.

В этой связи удобен такой формат таблицы:

Что дает такой анализ, кроме объективной картины?

Матрица позволяет комбинировать результаты и разрабатывать стратегию действия. Комбинация сильных сторон и возможностей (СИВ) позволяет найти для компании грамотный путь развития.

Сочетание сильных сторон и угрозы (СИУ) помогает увидеть, как максимально снизить риски с помощью преимуществ компании.

Комбинация СЛВ (слабые стороны/возможности) помогает разработать мероприятия для преодоления слабых сторон, используя те возможности, которые есть у компании.

А работа пары СЛУ (слабые стороны/угрозы) подскажет, что именно может поставить бизнес под удар.

Определение целевой аудитории

Определение целевой аудитории – это важный этап при планировании, так как именно он дает четкое понимание концепции продукта, услуги и позволяет правильно просчитать тенденцию развития.

Продукт может предназначаться для потребительского или производственного рынка.

При работе с потребительским рынком для определения целевой аудитории важно учитывать следующие факторы:

  • возраст потребителя;
  • социальный статус;
  • семейное положение;
  • уровень образования и характер специализации;
  • покупательское поведение и т.д.

Для производственного рынка эти факторы не имеют значение. Там важны технические особенности продукта и специфика отрасли.

Определяя целевую аудиторию, необходимо создать портрет среднестатистического покупателя, описать, чем именно руководствуется человек, приобретая услугу или продукт. Это позволит в следующем разделе, маркетинговой части, при разработке каналов сбыта правильно определить направление.

Ценообразование

Этап ценообразования – важный шаг, который, во многом, предопределяет конечную прибыль и поиск каналов сбыта.

Следует понимать, что на конечную прибыль влияет не столько стоимость продукта, сколько товарооборот. Поэтому очень важно на моменте анализа рынка промониторить цену конкурента. Понять, из чего она состоит и что в нее включено. Особенно этот момент относится к фирмам, которые реализуют услуги.

При установлении ценника важно учитывать следующие моменты:

  • себестоимость продукции;
  • стоимость этого продукта у конкурентов;
  • стоимость продвижения товара.

Ни в коем случае не стоит занижать цену с целью перехвата конкурентов. Во-первых, это может стать причиной убыточности предприятия, а во-вторых, заставит снизить качество сервиса или сырья для уменьшения себестоимости. Таким образом, вы создадите отрицательную репутацию. Поэтому очень важно найти «своего покупателя» и, ориентируясь на его спрос и возможности, предложить действительно качественный и уникальный продукт/сервис.

Методы ценообразования

Учитывая огромное количество методов ценообразования, владельцы бизнеса используют лишь некоторые, которые позволяют максимально правильно определить ценник.

Прежде чем приступить к выбору методики определения ценообразования, необходимо разобраться с целью выхода на рынок. Это может быть:

  • удержание позиций и выживание на рынке;
  • извлечение максимальной прибыли;
  • изменение целевой аудитории.
    Цели могут быть разными, но именно от них будет зависеть метод ценообразования и расчет конечной стоимости товара/услуги.

При выходе на рынок с высоким уровнем конкуренции, производители часто выбирают метод «следования за конкурентом». Суть сводится к выбору компании-лидера. Цена устанавливается на этом же уровне, независимо от себестоимости продукта и уровня издержек.

Плюс такого метода в удержании рыночных позиций. Минус — в утрате контроля. Если лидер проведет модернизацию оборудования, выйдет на поставщиков с более дешевым сырьем, то вы не сможете снизить цену вслед за ним, не неся при этом убытков.

Также важно упомянуть такие популярные методы, как:

  • затратный;
  • затратно-маркетинговый;
  • ценностный подход;
  • стратегию нейтральных цен;
  • метод снятия сливок;
  • стратегия ценового прорыва.

Один из самых простых методов – затратный. Здесь важно правильно высчитать себестоимость товара и сверху добавить планируемую прибыль. Плюс такой стратегии — в гарантированном получении прибыли. Минус – он недействителен при большой конкуренции на рынке.

Одной из разновидностей затратной стратегии является метод на основе анализа безубыточности. Здесь важно определить точку безубыточности и уже, исходя из этих параметров, произвести наценку, которая позволит получать прибыль.

Затратно-маркетинговый метод относится к одним из самых сложных. Он соединяет в себе анализ формирования цены с учетом маркетинговой стратегии и себестоимости товара. Здесь нет четкой формулы. К процессу следует подходить творчески, но и результат может быть высоким.

Ценностный подход ориентируется на соотношение «цена/затраты». Таким образом, производитель, с целью извлечения большей прибыль, устанавливает максимальную цену, которую производитель сможет заплатить за предлагаемое качество товара.

Стратегия нейтральных цен является одной из самых популярных на рынке в нишах с высоким уровнем конкуренции. Суть сводится к одному – установлению цен, аналогично, как у конкурентов. Для компании, которая только выходит на рынок, важно следить за тем, чтобы не потерять позиций на рынке, превысив среднюю цену, но и не занижать, теряя на прибыли.

Стратегия снятия сливок предполагает кратковременное извлечение максимальной прибыли. Эта стратегия возможно при выполнении нескольких условий:

  • мощная реклама;
  • принципиально новый товар;
  • раскрученный бренд или, напротив, новая компания, которая использует мощнейшую многообещающую рекламу;

Плюсом такого подхода является максимизация прибыли. Минусом является тот факт, что конкуренты могут быстро воспользоваться завышенной ценой и не позволят компании прочно укрепиться на рыке. Здесь важно четко ограничить временные рамки такой стратегии, а в дальнейшем использовать уже другой метод ценообразования.

Важно понимать, что не каждый новый товар позволит действовать по схеме «снятия сливок». Это должен быть дорогой товар, ориентированный на покупателя, готового платить за качество, уровень. К слову, компания Apple использует именно этот метод, каждый год выпуская новую версию легендарного iPhone. Такая политика дискриминации цен в разный промежуток времени целиком оправдана. Покупатель готов платить за уникальный премиум товар и признает, что цена на него несколько завышена.

Метод ценового прорыва противоположен стратегии снятия сливок. Его целесообразно проводить предприятиям, которые планируют занять большую часть ниши на рынке. Здесь важны следующие условия:

  • необходимо быть уверенным, что конкуренты не перебьют цену;
  • товар должен пользоваться огромным спросом у широкой аудитории;
  • товар не должен носить повседневный характер.

Как видно из описания, каждый из методов обладает своими преимуществами и недостатками. Поэтому часто производители экспериментируют на этапе планирования, определяя для себя наиболее оптимальный вариант.

Например, открывая продуктовый магазин в небольшом спальном районе, целесообразно использовать затратный метод или стратегию нейтральных цен. С этой целью необходимо произвести глубокий анализ конкурентной среды и определить ценообразование конкурентов. А вот для компании, которая выходит на рынок с инновационным продуктом, можно назначать цену, руководствуясь стратегией снятия сливок.

Маркетинговая часть

В этом разделе проводится изучение первичного целевого рынка, включая географическое местоположение, демографические данные, потребности целевого рынка. Раздел должен показывать, что вы имеет четкое понятие о целевой аудитории, которой планируете продавать товар или услугу.

Исследуя методы продвижения продукта или услуги на рынке, важно ориентироваться на целевую аудиторию и учитывать поведенческие факторы, которые вы описывали в предыдущем разделе. Также важно ориентироваться на ценовую политику компании, ведь от этого, во многом, будет зависеть расширение каналов сбыта.

Вопросы, которые должны быть отражены в этой части документа, выглядят так:

  • Какую группу товара или услуги вы планируете реализовывать?
  • Каким будет рынок сбыта?
  • Какая группа клиентов, на которую вы ориентируетесь?

Здесь важно проанализировать преимущество и недостатки продукта, причем не стоит приукрашать информацию или искажать данные, ведь все это негативно скажется на продвижении услуг и конечной прибыли.

Необходимо понять, в чем уникальность предложения. Это может быть качественный комплексный сервис, индивидуальный подход, оригинальная упаковка, качественное сырье и т.д.

Нужно понимать, что говоря об уникальности торгового предложения (УТП), мы не стараемся создать по-настоящему уникальный товар, не имеющий аналогов на рынке. Сегодня сделать это практически невозможно. Да и новизна идеи, не представленной на рынке, требует больших первоначальных затрат, трудовых и временных ресурсов. Поэтому важно продумать уникальность сервиса, упаковки, новый формат продаж и т.д.

Для примера, iPhone, созданный Стивом Джобсом, сам по себе не был инновационным продуктом. Талантливый бизнесмен попросту взял уже готовый продукт и придумал уникальное торговое предложение.

Совет. Создавая УТП, подумайте, как заинтересовать «своего покупателя» и предложить ему то, что он не может получить у конкурентов.

Определяя рынок сбыта и ценообразования, важно учитывать сезонность продукта. Ведь в разное время года потребность покупателей в той или иной услуге/товаре может быть совершенно разной, что скажется на цене. Это позволит правильно оценить объем услуг, подобрать необходимое количество персонал, просчитать рентабельность бизнеса и точку безубыточности.

Также следует подробно описать организацию сбыта, пути информирования клиентов о выходе на рынок, формат рекламы и продвижения.

Продвижение услуги/товара может быть реализовано следующим образом:

  • оформление наружной рекламы;
  • продвижение в социальных сетях;
  • контекстная и баннерная реклама на сайтах;
  • скидки и бонусные программы для постоянных клиентов;
  • раздача листовок и т.д.

Способ и вид продвижения во многом определяет целевая аудитория. Например, если товар ориентирован на возрастную группу 50-70 лет, то продвижение через социальные сети не дадут большого эффекта. И, напротив, для молодой аудитории лучшим способом станет реклама в Интернете.

Разрабатывая маркетинговую стратегию, важно учитывать не только целевую аудиторию, но и географию торговой точки, сезонность товара.

В последних абзацах маркетингового плана целесообразно составить прогноз продаж на конкретный промежуток времени с учетом всех внешних и внутренних факторов. Не нужно брать период больше года. Достаточно 6-12 месяцев с помесячной или квартальной разбивкой, чтобы отразить прогноз продаж.

Не нужно перегружать маркетинговый план огромным количеством цифр, подробным описанием своих действий. Даже если документ и предназначается для презентации инвесторам и кредиторам, лучше использовать диаграммы, схемы и таблицы для наглядности.

Производственный план

В этом разделе должны быть представлены точное описание процесса создания товара или предоставления услуги.

Производственный процесс состоит из множества звеньев, которые между собой взаимосвязаны. Для того чтобы снизить риски и успешно продвигать услугу или товар, необходимо тщательно разработать и учесть все процессы производства.

В производственной части плана решаются такие вопросы, как объем сырья, технические и рабочие ресурсы, потребности в запасах и контроль над качеством продукции.

Для успешной реализации проекта необходимо еще на этапе планирования в производственной части документа определить необходимые мощности, их недостатки и преимущества.

Вся информация, детально представленная в данном разделе, помогает составить эффективный организационный план, который уже поэтапно позволит реализовать задуманное.

В производственной части плана важно правильно просчитать необходимую площадь и место расположения помещения. Будь то цех, склад или магазин в центе города. Исходя из выполненного анализа рынка, выбранной целевой аудитории и других факторов, необходимо правильно определить место размещения бизнеса.

Также сразу эксперты рекомендуют рассмотреть в этой части перспективность технологии. Ведь закупая оборудование, следует анализировать развитие бизнеса не на один десяток лет. Нужно правильно оценить потребность в производственных мощностях, уровень технического оснащения и возможность модернизации оборудования через какое-то время.

Именно в данной части документа определяется поставка сырья и оборудования, необходимого для бизнеса. Если для производства необходимы дополнительные материалы, сырье, то нужно сразу оценить контроль качества, определить список поставщиков.

Организационный план

Шаг 1. Регистрация бизнеса.

В этой части документа следует коснуться организационно-правовой формы бизнеса и учесть тенденцию развития предприятия в будущем.

Следует подробно остановиться на разрешительных документах, стоимости регистрации бизнеса, временных затратах на оформление всех лицензий.

Список документов на регистрацию бизнеса и на получение всех разрешительных сертификатов необходимо уточнять в каждом отдельном случае. Следует сразу уточнить, за какой период времени до старта бизнеса нужно подавать документы.

Шаг 2. Подбор помещения.

Необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • возможность соблюдения противопожарных норм;
  • соблюдение производственных требований;
  • необходимая площадь;
  • наличие вентиляции, канализации и водоснабжения.

Для торговых точек большое значение имеет расположение. Эти факторы должны быть выполнены с учетом подобранной целевой аудитории и категории товара.

Шаг 3. Подбор персонала.

Подробно остановитесь на анкете сотрудника, составьте список его квалификационных навыков, необходимых для работы.

Это облегчит выбор потенциальных работников, сэкономит время и поможет подобрать хорошую команду.

Шаг 4. Закупка оборудования.

Финансовый план

Финансовая часть является одной из самых сложных. Все расчеты должны быть четко обоснованы и выверены. Прежде чем вписывать в документ статью расходов, необходимо провести тщательный мониторинг цен, изучить множество документов и информации.

В этой части документа подробно стоит остановиться:

  • на расходах проекта;
  • выполнить прогноз дохода;
  • проанализировать источники финансирования.

Расходы

Именно статья расходов во многом влияет на ценообразование, позволяет правильно просчитать точку безубыточности и рентабельности.

Многие начинающие предприниматели допускают серьезные ошибки при планировании в этой части документа. Они попросту забывают о некоторых категориях расхода, что влечет за собой неправильный просчет себестоимости продукции, ставит под угрозу развитие бизнеса в целом.

Основными «забытыми» расходами, как правило, являются:

  • погрузка или разгрузка товара;
  • налоги;
  • сервисное обслуживание;
  • монтаж оборудования;
  • повышение квалификации сотрудников, их обучение;
  • потеря или выход из строя продукции во время транспортировки.

В данной части указываются расходы по выбранной схеме налогообложения с учетом организационно-правовой базы.

Просчитывая расходы, все затраты целесообразно разделить на 3 категории:

  • первоначальные;
  • постоянные;
  • переменные.

К первоначальным затратам относятся все средства, оборудование, сырье, необходимое для старта бизнеса. Сюда же нужно отнести расходы на регистрацию бизнеса и получение разрешительных документов.

К постоянным можно отнести зарплату сотрудникам, оплату аренды и коммунальных услуг и т.д.

К переменным расходам относим те затраты, которые зависят от сезона, объемов производства. Сюда необходимо включить транспортные расходы, оплату сдельного труда, закупку расходных материалов, ремонт.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать финансовую часть документа, лучше всю смету представить в виде таблицы, где должны быть следующие пункты.

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, руб.
1. Регистрация бизнеса - -
2. Налоги - -
3. Аренда помещения (земли) - -
4. Закупка сырья - -
5. Покупка техники и оборудования - -
6. Расходы на вспомогательную технику - -
7. Фонд оплаты труда - -
8. Транспортные расходы - -
9. Реклама и продвижение продукции - -
10. Коммунальные платежи - -
11. Другие текущие расходы - -

Сложно представить развитие бизнеса на первом этапе без дополнительного финансирования из личного капитала или со стороны инвесторов. Такие «довложения» и являются убытками, так как не позволяют извлечь прибыль из проекта. Но вместе с тем, они направлены на развитие бизнеса и позволяют в будущем выйти на доход.

Доходы

В этом разделе необходимо обосновать целесообразность проекта с экономической точки зрения. Важно продемонстрировать прибыльность и правильно выполнить прогноз ожидаемой прибыли.

Имея четкую смету расходов и прогнозируемый доход, важно правильно определить точку безубыточности.

Точка безубыточности – один из ключевых экономических показателей, которая указывает на то, сколько именно необходимо реализовывать продукции, чтобы сравнять расход и доход. Точка безубыточности — это та крайняя черта, ниже которой нельзя опускаться, иначе можно потерпеть банкротство. Речь о прибыли здесь не идеи. Показатель лишь показывает необходимый доход, чтобы после оплаты всех налогов, аренды, коммунальных услуг, заработной платы предприятие осталось на плаву.

Для расчета эффективности ведения предпринимательской деятельности и оценки перспективности предприятия, используется множество экономических показателей. Одним из ключевых и оптимальных является расчет рентабельности.

Простота и прозрачность этого показателя делает его едва ли не основным показателем, который позволяет объективно оценить целесообразность ведения того или иного проекта.

Для сравнения, анализ общей выручки, товарооборота или чистой прибыли не являются объективными показателями, так как не отражают истинного положения дел и не позволяют проводить анализ работы аналогичной компании.

Если для реализации бизнеса необходимо задействование инвестиций со стороны, то рентабельность должна быть просчитана с учетом этих вложений.

Рентабельность рассчитывается по стандартной формуле:

R=(общая прибыль от реализации/себестоимость)*100%

Оценка рисков

Это важный раздел документа, к которому необходимо подойти серьезно и тщательно просчитать все варианты, неблагоприятные условия, которые могут стать угрозой для бизнеса.

Часто инвесторы, ознакомившись вскользь с резюме и финансовой стороной вопроса, детально изучают именно раздел оценки рисков. Инвестор должен быть на 100% уверен, что вложенные деньги окупятся и что в любых ситуациях у вас есть четкий план действий.

Описывая все риски и неблагоприятные условия, которые могут оказать влияние на проект, разделите их на две части:

  • внешние (от вас не зависят);
  • внутренние.

К внешним рискам можно отнести колебания на валютном рынке, инфляция, природные катаклизмы, пожар, кража, порча имущества, изменения в законодательной базе, неблагоприятные погодные условия (если речь идет о бизнесе, напрямую зависящим от этих условий) и т.д.

К внутренним можно отнести:

  • выход из строя технической части производства;
  • неверные действия персонала или руководства;
  • халатное отношение к контролю над технологией производства или качеством обслуживания;
  • отсутствие достаточной квалификации или опыта у сотрудников.

Для того чтобы максимально защитить себя от форс мажорных ситуаций, эксперты рекомендуют создать максимально пессимистичный сценарий. Это позволит разработать четкий алгоритм действий при любой из ситуаций и в реальной жизни успешно преодолеть трудности.

Заключительным разделом, но необязательным, может стать приложение. В этой части целесообразно представить все документы, письма, договоры, прейскуранты, коммерческие предложения конкурентов, которые помогали производить анализ, расчеты.

7 правил успешного планирования

  1. Не искажайте данных и не обманывайте самих себя. Каким бы пессимистичным не был прогноз, не нужно намеренно занижать статью расходов или увеличить доходы.
  2. Описывая резюме, старайтесь быть максимально лаконичным. Постарайтесь представить, как в двух-трех словах можно описать ваш бизнес проект и в выгодном свете представить его инвесторам. Зачастую, кредиторы и инвесторы обращают внимание именно на часть и финансовые расчеты.
  3. Разрабатывая маркетинговую стратегию и прогнозируя доходы, обязательно устанавливайте четкие временные ориентиры. Они позволят не отклоняться от вектора и анализировать успешность предприятия по истечению определенного срока. Сверка реальных и прогнозируемых показателей позволит оперативно внести корректировку, если бизнес не приносит ожидаемую прибыль.
  4. Будьте лаконичны, придерживайтесь четкой структуры документа, но при этом не игнорируйте глубокий анализ экономических показателей, рыночной среды. Эти данные позволят получить в полном объеме представление о среде, в которой вы планируете развивать бизнес.
  5. Не используйте при планировании шаблонов, скачанных из Интернета. Помните о том, что каждый проект уникален и индивидуален. Поэтому не один типовой бизнес-план не позволит тщательно проработать внутренние и внешние факторы, проанализировать специфику деятельности компании и наметить стратегию развития.
  6. На этапе планирования четко пропишите полномочия и обязанности персонала. Это позволит правильно подобрать штат.
  7. Проводя анализ конкурентной среды, подробно остановитесь на описании их сильных сторон. В документе должно быть проанализировано не менее 5-7 конкурентов из аналогичной и смежной области, чтобы сформировать полную объективную картину.

Бизнес план – это краткосрочный курс следования субъекта предпринимательской деятельности. Документ содержит в себе данные о компании и пути ее дальнейшего прибыльного функционирования. Здесь содержится информация и предложения по производству нового продукта, оказания услуги, оценивается рынок сбыта, производятся расчеты необходимых материалов и оборудования, маркетинговые ходы, а также делается вывод о целесообразности реализации проекта с финансовой точки зрения, прогнозируется получаемая прибыль, срок окупаемости.

Бизнес план является важным инструментом стратегии, управления и планирования. Любые инвестиционные договора и сделки заключаются при условии обязательного наличия этого документа. Увидев прогнозы, изложенные на бумаге, подтвержденные реальными цифрами, инвесторы пойдут на сделку с предпринимателем, заключат контракт, вложат необходимые ресурсы.

Выдавая кредит начинающим предпринимателям, банк нуждается в гарантии возврата средств. Предоставленный бизнес план информирует кредитную организацию о существующей или будущей деятельности бизнесмена в емкой понятной форме. По большому счету, такой документ отвечает на интересующий каждого владельца предприятия вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект?

Написание бизнес плана - длительный трудоемкий процесс, который потребует от автора обширных знаний в предметной области, умения анализировать - в сумме эти данные позволят четко определить тактику и стратегию для достижения желаемого результата. Стать обладателем готового документа можно 3 способами:

  • Составить самостоятельно . В данном случае от предпринимателя потребуются знания экономики, законодательных актов, всех нюансов своего бизнеса, ну и, наконец, правил составления бизнес плана.
  • Прибегнуть к услугам специалистов . Существуют компании, которые в ряде предоставляемых услуг занимаются подготовкой и составлением аналогичной документации. К негативным аспектам данного способа следует отнести высокую стоимость услуги и субъективность представленной информации.
  • Скачать из Интернета . Скорее этот вариант рекомендован в помощь первому.

О том, как грамотно составить подобный документ — на следующем видео:

Этапы составления документа

Грамотный бизнес план должен нести максимальную информацию о деятельности компании.

Примерная его структура:

  1. Резюме.
  2. Обзорный раздел.
  3. Описание товара (услуги).
  4. Маркетинговый план.
  5. Производственный план.
  6. Финансовый план.
  7. Оценка предстоящих рисков.

Резюме хоть и относится к разделам, писать его стоит отдельно, после завершения составления всего документа. Оно выполняет функцию расширенного вывода, итога. Прочитав его, инвестор, кредитор или владелец предприятия будет иметь общее представление о написанном ниже.

Стандартное резюме составляется на 1 страницу формата А4.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Обзорный раздел

Целью составления данного пункта является подача информации о предприятии. Раздел должен давать ответы на следующие вопросы:

  • Какова организационно-правовая форма ведения бизнеса?
  • Основные виды деятельности компании?
  • Профиль работы: торговый, производственный, посреднический и т. д.?
  • Что предприятие намерено предлагать потенциальной целевой аудитории?
  • Какие цели преследует организация в реализации данного проекта?
  • В каких географических пределах планируется развитие компании?
  • В чем основное отличие данного предприятия от главных конкурентов?
  • Какими компания видит перспективы своего развития в ближайшие несколько лет?

В завершении пункта должны быть представлены юридические данные организации: адрес, контактный телефон, сайт (если таковой имеется).

Описание товара (услуги)

Основная задача данного раздела заключается в подаче в сжатой форме особенностей, качеств и характеристик товара или услуги, предлагаемых конкретным бизнесом. Раздел должен содержать физическое описание продукции или услуги, описание преимуществ, возможностей использования, проблем, которые помогает решить описываемый продукт, стадию готовности к выходу на рынок.

Не лишним будет указать данные экспертов и потребителей, которые имели возможность ознакомиться с продукцией и дать положительные отзывы. Если речь идет о товаре, рекомендуется приложить качественные фото с разных ракурсов.

Маркетинговый план

Раздел, отведенный на маркетинговые исследования, является одной из объемных и наиболее важных частей бизнес-плана. Главная задача составителя разъяснить, каким образом описываемый бизнес будет воздействовать на рынок и реагировать на стремительно меняющиеся его тенденции, чтобы обеспечить сбыт товара в заявленных объемах. План маркетинга должен отображать следующие аспекты:

  • спрос на предлагаемую продукцию;
  • возможности расширения рынка;
  • анализ конкурентов, факторов воздействия внутренней и внешней среды;
  • результаты рыночных исследований;
  • прогнозируемые объемы продаж.

В качестве подтверждения описанной информации можно привести готовые варианты таблиц SWOT-анализа . Подводя итог пункта, дается описание маркетинговой стратегии (разъясняется целесообразность использования средств маркетинга, в частности описание стратегий сбыта, продвижения товара, рекламы, формирования цены, стимулирования продаж).

Производственный план

Целью создания данного раздела является описание технологического процесса производства продукта. Указывается общий подход к организации производства. Дается характеристика поставщикам сырья и вспомогательных материалов, которые будут использованы. Прилагается описание основных технологических процессов. Рассматриваются варианты приобретения оборудования, его основные характеристики, мощность.

Отдельным пунктом указывают квалификационные требования, предъявляемые к персоналу, задействованному в производстве. Формируются подразделения (если речь идет о крупном бизнесе). Рассматриваются условия оплаты, стимулирования труда, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере расширения возможностей предприятия.

Ниже рекомендуется составить схему производственных потоков, которая будет наглядно демонстрировать процессы поступления сырья и комплектующих материалов, процессы их переработки в готовый продукт, где будет храниться товар, как и куда он будет поставляться с территории предприятия.

В случае с предоставлением услуг, схема будет иметь несколько видоизмененную форму. В ней следует отразить способ предоставления клиентам услуг, где начальным этапом станет обеспечение необходимыми инструментами и материалами.

Не стоит оставлять без внимания следующие аспекты процесса производства:

  • предполагаемая производственная мощность;
  • потребность в земельных участках, зданиях, сооружениях;
  • потребность в приобретении оборудования;
  • условия поставки сырья;
  • контроль качества получаемых материалов;
  • требования к источникам энергии, воды, газа;
  • контроль качества выпускаемой продукции.

Финансовый план

Важным условием составления бизнес-плана является определение финансовых показателей бизнеса. В основе таких расчетов лежит учет затрат и прогнозов продаж (доходов). Итогом проведенных расчетов станет объем прибыли, который получит предприятие от реализации данного проекта. По сути – это основная информация, которая интересна для инвесторов и кредитных организаций.

Инвестиционные затраты (на открытие бизнеса):

  • регистрация организации;
  • покупка или аренда производственных площадей;
  • обустройство помещения;
  • приобретение оборудования и вспомогательных материалов;
  • оформление лицензии.

Основные затраты принято разделять на постоянные и переменные.

Объем постоянных затрат не меняется в зависимости от увеличения (уменьшения) объема выпускаемой продукции:

  • аренда помещения;
  • амортизация основных средств;
  • зарплата сотрудникам (ставка);
  • тарифы на воду, отопление, электричество, газ, связь;
  • сервисное обслуживание оборудования;
  • уплата налогов.

Как правило, базой для расчета служит временной период: месяц, полугодие, год и т. д.

Объем переменных расходов прямо пропорционален объемам выпуска продукции:

  • затраты на сырье, материалы;
  • зарплата сотрудникам (сдельная форма начисления);
  • транспортные расходы (бензин и т. д.);
  • оплата средств связи.

Для определения прибыли от операционной деятельности необходимо из стоимости продукции вычесть расходы. Важным условием проведения правильных расчетов является построение точки безубыточности - график, отображающий минимально допустимый объём производства и продажи, при котором расходы будут «покрывать» доходы . Это означает, что производство и реализация каждой следующей единицы продукции принесет прибыль.

Для расчета уровня рентабельности производства необходимо соотнести стоимость товаров за определенный период к сумме затрат. Расчет периода окупаемости производства осуществляется посредством отношения инвестиционных затрат к чистой прибыли.

Оценка рисков

В разделе приводится ориентировочная оценка рисков, наступление которых наиболее вероятно для данного проекта. Кроме того, предлагается ряд профилактических мер по предотвращению или максимальному снижению их негативного влияния на бизнес.

Здравствуйте, уважаемые читатели интернет-журнала про деньги «РичПро.ru»! В этой статье речь пойдет о том, как составить бизнес-план . Данная публикация – это прямая инструкция к действию, которая позволит превратить сырую бизнес-идею в уверенный пошаговый план для реализации четкой задачи.

Мы рассмотрим:

  • Что такое бизнес-план и для чего он нужен;
  • Как правильно составить бизнес-план;
  • Как его структурировать и написать самому;
  • Готовые бизнес-планы для малого бизнеса — примеры и образцы с расчетами.

В завершение темы покажем основные ошибки начинающих предпринимателей. Здесь будет приведена масса аргументов в пользу создания качественного и продуманного бизнес-плана, который принесет реализацию вашей идее и успех дела в будущем.

Также, в этой статье будут предоставлены примеры готовых работ, которыми вы можете просто воспользоваться, а можете взять за основу для разработки своего проекта. Готовые примеры представленных бизнес-планов можно скачать бесплатно .

Кроме того, мы ответим на самые часто задаваемые вопросы и проясним, почему же бизнес-план, если он так необходим, пишут не все.

Итак, начнем по порядку!

Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов — пошаговое руководство по его составлению

7. Заключение + видео по теме 🎥

Для каждого предпринимателя, который желает развиваться сам и развивать свое дело, бизнес план очень важен . Он выполняет множество ответственных функций, которые не способен сделать по-другому ни один человек.

С его помощью вы можете заручиться финансовой поддержкой и открыть, развить свое дело гораздо раньше, чем вы сможет насобирать значимую сумму для бизнеса.

На хороший, продуманный, написанный без ошибок бизнес-план инвесторы реагируют в большинстве положительно, так как видят в этом способ спокойного заработка со всеми придуманными и описанными неприятностями.

Кроме этого, еще до открытия заведения вы видите, что вас ждет. Какие риски возможны, какие алгоритмы решения будут актуальны в той или иной ситуации. Это не только благоприятна информация для инвестора, но и нужный план, ели вы попадете в передрягу самостоятельно. В конце концов, если расчет рисков оказывается слишком устрашающим, можно несколько переделать, трансформировать общую идею, чтобы сократить их.

Создание хорошего бизнес-плана – это отличное решение для поиска инвестирования и разработки собственных алгоритмов действия даже в самых сложных ситуациях, которых в бизнесе более чем достаточно.

Именно поэтому, кроме собственных усилий стоит пользоваться и «чужими мозгами» . Бизнес-план подразумевает множество разделов и расчетов, исследований и знаний, только при удачном оперировании, которыми можно достичь успеха.

Идеальным вариантом было бы изучить все аспекты самостоятельно. Для этого мало сидеть и читать соответствующую литературу. Стоит сменить круг общения, обратиться к курсам и тренингам, найти для консультаций специалистов по тем или иным вопросам . Только так можно действительно разобраться в ситуации и развеять все свои сомнения и заблуждения.

Бизнес-план стоит писать по многим причинам, однако главная — это четкий алгоритм действий, по которым вы сможете оперативно добраться из точки А (вашего нынешнего положения, полного надежд и страхов) до точки Б (в которой вы уже будете владельцем собственного успешного бизнеса стабильно и регулярно приносящего доход). Это первый шаг на пути к осуществлению мечты и уверенному статусу среднего класса.

Если остались вопросы, то возможно Вы найдете ответы на них в видеоролике: «Как составить бизнес план (для себя и инвесторов)».

На этом у нас все. Желаем всем удачи в делах! Также будем благодарны вам за комментарии к данной статье, делитесь своими мнениями, задавайте вопросы по теме публикации.

Открытие и ведение любого прибыльного и успешного бизнеса невозможно без предварительного составления четкого, хорошо продуманного бизнес-плана. Это станет первым шагом к реализации вашей бизнес-идеи. Грамотно рассчитанный и учитывающий различные нюансы деятельности бизнес-план даст вам представление о приблизительной рентабельности задуманного, о возможных рисках и способах решения различных проблем. Очень точно характеризуют составление плана ведения бизнеса слова Роберта Макнамары: “Изложите свой великий замысел на бумаге. Если вам это не удастся, то вы его еще не додумали”.

Составление бизнес-плана требует от вас тщательности, учитывайте даже малейшие детали, лишним это точно не будет, а вот различные упущения могут привести к неожиданностям, отсрочке открытия или снижению прибыли. В итоге он должен отвечать на такие вопросы: почему именно этот бизнес жизнеспособен, насколько он может быть прибылен? Вы должны точно знать, каким образом планируете удовлетворять потребности потенциальных клиентов и покупателей. А для этого потребуется сначала определиться с целевой аудиторией, на которую будет рассчитан ваш бизнес. Нужно учесть возраст, интересы, социальный статус, финансовые возможности людей. Это поможет вам определиться с ассортиментом продукции или услуг, графиком работы предприятия, уровнем ценовой политики.

Вы можете скачать здесь.

Обязательно изучите рынок планируемых услуг или товаров, оцените объективно свои силы. Чем выше популярность и востребованность выбранной сферы, тем выше, как правило, конкуренция. Узнайте, почему то или иное заведение или компания пользуется спросом, и попробуйте перенять их тактику ведения бизнеса. И наоборот: если подобное вашему предприятие недавно закрылось, не поленитесь узнать или предположить, что послужило причиной для этого, и не повторяйте ошибок. Подумайте, что нового вы можете предложить клиентам, чем заинтересовать их. Если бизнес сезонный – учитывайте их колебания. Покроют ли наплывы посетителей месяца затишья. Не менее важным является выбор месторасположения вашей организации. Желательно, чтобы поблизости не было конкурентов, клиентам было удобно добираться. Для ресторанов, кафе, магазинов, к примеру, очень важна проходимость. Формат того же магазина одежды тут играет большую роль. Для бутика больше подходит расположение в спальном районе, в центре города. Для сток-центра можно выбрать другое место.

Скачать можно тут.

Определитесь с организационно-правовой формой вашего бизнеса. ИП отличается преимуществами налогообложения и простой регистрацией, для ООО открыто больше возможностей, например, ведение безналичных расчетов с корпоративными клиентами. Заранее узнайте, подлежит ли деятельность лицензированию, нужны ли разрешения, какие договора и с кем нужно заключать (СЭС, МУП Благоустройство, РАО и пр.). Если да – то учтите время, необходимое на сбор и подготовку всей требующейся документации. Не менее важен правильный подбор помещения для нового дела. Рассчитайте площадь оптимально, чтобы не переплачивать за аренду не используемого места. Для этого вы предварительно должны решить, какое и в каком количестве оборудование понадобится, какая нужна мебель (хотя бы примерно). Но оставляйте запас небольшой в рассчитываемой площади на случай последующих добавлений. При этом предстоит определиться и с планируемым количеством работников. Начинайте с реальных цифр, впоследствии штат можно расширить.

Скачайте здесь.

Рассчитайте единовременные затраты на открытие бизнеса. Сюда войдут: покупка мебели, оборудования, товаров, материалов (в том числе расходных), возможный ремонт помещения, регистрация, оформление всех договоров, покупка и регистрация кассового аппарата, заказ рекламной вывески и витрины и прочее. Посчитайте примерные ежемесячные расходы, которые включают, например, арендную плату, коммунальные платежи, зарплату сотрудников, закупку товаров, различные отчисления, затраты на рекламу, ремонт оборудования и т.д. Делайте некий запас на случай непредвиденных расходов. Для расчета доходов нужно узнать примерную сумму среднего чека, количество потенциальных клиентов в день (с учетом наплыва, допустим, в выходные и затишья в будни, и наоборот), оценить спрос на те или иные виды услуг. Сопоставив суммы предполагаемых доходов и расходов, вы и поймете, будет ли предприятие рентабельным. Из полученной суммы прибыли не забудьте вычесть и налоги. Сумма их будет зависеть от того, какую систему налогообложения вы выберете. Итог и составит чистую прибыль.