Открытый урок по литературе на тему " М.Пришвин. Кладовая солнца" (6 класс). "Настя и Митраша" (по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") «Золотая курочка на высоких ножках

Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) «Кладовая солнца». Герои сказки – были. 1 Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М Пришвин 2 Книги Пришвина для детей: 3 Настя и Митраша 4 Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь). 5 Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань. 6 ШАЙКА - низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка. 7 ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки. 8 ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает. БОНДАРЬ - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться. СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку. МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы). 9 Повторим термины ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза. 10 Повторим термины Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство: моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза. 11 Повторим термины Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: И растет ребёнок там не по дням, а по часам. Сравнение – явление или понятие, которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Он был похож на вечер ясный. 12 Настя и Митраша 13 Настя 14 Портрет Насти Внешний Внутренний Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до своей сестры на два года. Ему было всего десять солнца… лет с хвостиком) Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, любимое хозяйство и катилась обратно в избу; отливали золотом; веснушки по всему лицу были хлопотала по хозяйству до ночи. крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, Сравнение – как золотая курочка. стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Метафора – золотые веснушки, носик глядел Любит родителей: как и покойная мать… вверх, катилась обратно в избу. , волосы отливали золотом. 15 Митраша 16 Портрет Митраши Внешний Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, Внутренний Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, Деловитый (умелый в работе): делает деревянную носик чистенький глядел вверх. посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора- мужичок в мешочке, золотые веснушки, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх. Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос. Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор. 17 Настя и Митраша 18 Настя и Митраша Общее между ними 1.Внешнее сходство 2. Внутреннее сходство 3. Отношение жителей 4. Отношение автора Различие внутреннее Настя Митраша 19 Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту. 20 Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М. Пришвин 21 Настя Добрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках Хозяйка 22 Митраша Самостоятельный, упрямый Мастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин 23 Дети Милые, умные Заботятся, работают, учатся Дружные ребята Семья 24 СПАСИБО ЗА УРОК! 25










Проверка домашнего задания Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью? Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была как золотая курочка на высоких ножках? А как учителя называли между собой Митрашу? Почему, как вы думаете, его называли мужичок в мешочке? Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? 6


Проверка домашнего задания Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном? – Почему автор называет это хозяйство богатством? Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей? Как вы поняли выражение Осиротели двое детей? – О какой Отечественной войне идёт здесь речь? – А что значит Отечественная? 7














15 Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.



Студия исследовательская «Настя». Задание 1.

Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти. 2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Студия актёрская 1. Задание 1. Прочитайте эпизод «Сборы Насти и Митраши за ягодой» - отрывок от слов: «Настя, начиная собираться,…» до слов: «…где растёт сладкая клюква».

Студия актёрская 2.

Задание1. Прочитайте эпизод «На Блудовом болоте» - отрывок от слов: «Проверив по компасу направление троп,……» до слов: «-Кра!» - закричала ворона». - Подготовьтесь выразительно его прочитать. Действующие лица: автор, Настя, Митраша. - Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Студия исследовательская «Настя». Задание 2. Составьте синквейн о Насте.

Первая строка Вторая строка

Третья строка

Четвертая строка Пятая строка –

Студия исследовательская «Митраша». Задание 2. Составьте синквейн о Митраше.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка - существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка - три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка - фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Студия актёрская 1. Задание 2.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка - существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка - три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка - фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Студия актёрская 2. Задание 2. Составьте синквейн о Насте и Митраше.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка - существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка - три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка - фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) «Кладовая солнца». Герои сказки – были.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М Пришвин

Книги Пришвина для детей:

Настя и Митраша

Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь) .

Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань.

ШАЙКА - низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка.

ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает. БОНДАРЬ - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться. СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку. МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы).

Повторим термины ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза.

Повторим термины Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство: моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза.

Повторим термины Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: И растет ребёнок там не по дням, а по часам. Сравнение – явление или понятие, которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Он был похож на вечер ясный.

Настя и Митраша

Портрет Насти Внешний Внутренний Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком) Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – золотые веснушки, носик глядел вверх, катилась обратно в избу. , волосы отливали золотом. Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать…

Портрет Митраши Внешний Внутренний Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора - мужичок в мешочке, золотые веснушки, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх. Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос. Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

Настя и Митраша

Настя и Митраша Общее между ними 1.Внешнее сходство 2. Внутреннее сходство 3. Отношение жителей 4. Отношение автора Различие внутреннее Настя Митраша

Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М. Пришвин

Настя Добрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках Хозяйка

Митраша Самостоятельный, упрямый Мастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин

Дети Милые, умные Заботятся, работают, учатся Дружные ребята Семья

Михаил Михайлович Пришвин

(1873 – 1954)

«Кладовая солнца». Герои сказки – были.


М. М Пришвин



Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь) .


ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.


ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает.

БОНДАРЬ - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться.

СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку.

МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы).


Повторим термины

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему:

житейский вихрь, утро седое , старая яблоня, крестьянские глаза.


Повторим термины

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство:

моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза.


Повторим термины

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета:

И растет ребёнок там не по дням, а по часам.

Сравнение – явление или понятие, которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.

Он был похож на вечер ясный.



Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком)

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – золотые веснушки, носик глядел вверх, катилась обратно в избу. , волосы отливали золотом.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…



Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Метафора - мужичок в мешочке, золотые веснушки, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.


Настя и Митраша

Общее между ними

1.Внешнее сходство

2. Внутреннее сходство

3. Отношение жителей

Различие внутреннее


Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк.

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия…

Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.


Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю.

М. М. Пришвин


Добрая, трудолюбивая

Хозяйничает, ласкает, заботится

«Золотая курочка на высоких ножках

Хозяйка


Самостоятельный, упрямый

Мастерит, намекает, хорохорится

«Мужичок в мешочке»

Хозяин


Дети

Милые, умные

Заботятся, работают, учатся

Дружные ребята