Первобытная культура как исторический тип. Особенности первобытной культуры Первобытность как исторически первая форма традиционной культуры

Культура - специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру . Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры : каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода : палеолит (до X тыс. до н.э.) - орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении добывать его; основной способ добывания пищи - охота и собирательство, позднее - рыболовство; мезолит (Х-VIII тыс. до н.э.) - период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных - объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (VII-IVтыс. до н.э.) - переход от присваивающего хозяйства к производящему - "неолитическая революция" - появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV тыс. до н.э .) - распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу "око за око, зуб за зуб", внутри же рода господствует принцип табу - система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т.д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.

Поскольку культура - явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе "неолитической революции" растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется "верхушка" и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homosapiens , которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия.

С первых тысячелетий Homosapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественникам

Самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.

Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) - около двух, a Homo sapiens - примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейший город - Иерихон - возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.

Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.

Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis - объединение) - неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность - отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда - и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации - небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести себя «как все» - он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу - обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный - для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным - колдунам, магам).

В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.

Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы.

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества.

Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму - она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари.

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.

В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.

Эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) появились около 2 млн. лет назад, a Homo sapiens (человек разумный) – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов Иерихон возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX веке у некоторых племен Африки и Океании.

Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа. Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность ее форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – бесписьменность, что обусловливает медленность накопления информации в обществе и слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики. Главным информационным каналом культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур, значительная часть из которых имела магический характер. Для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.



Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами – невербальные «тексты» первобытной культуры. Знание их определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам. Индивидуальное самосознание полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, противоречия между личными и общественными интересами не существовало.

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость. Индивид просто не мог отступить от ритуальных требований, невозможным для него было нарушение запретов – табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни. Это порядок распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на недостаточность реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, – религии, искусства, философии, науки. Проследим основные этапы развития культуры в европейском регионе.

Античный тип культуры

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих городов-государств (полисов) на присредиземноморских землях в начале I тысячелетия до н. э. Завершается с падением Римской империи в 476 г. н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Общественная жизнь протекает в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков.

Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития. История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы –греческая и римская античность.

Греческая культура основана на сферах философии и искусства, которые вырастают из мифологии, часто пользуются ее образами. Древнегреческое философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального рассуждения с помощью абстрактных понятий. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.

Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. В нем как особые его виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр.

Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью – это то, что необходимо античному человеку. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческий вариант, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии.

Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи. Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ», поэтому все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской империей потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы.

Однако, четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженности политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Античная культура в целом, сохраняя мифологическую оболочку, развивает формы культурной жизни. Для античной культуры характерной чертой является преобладание общественного над личным и социального над индивидуальным.

Литература

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. Курс лекций в двух частях. Саранск, 1997.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Мириманов В.К. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М., 1982.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

1. особенности первобытной культуры:

Тип культуры – это культурный комплекс, возникший на базе этноса или территории и существующий определенное время. Тип культуры характеризуется оригинальным культурным комплексом, который возникает на базе оригинального, свойственного только для носителей этой культуры, мировоззрения.

Первобытная культура - это первый появившийся и существовавший в истории тип культуры. Она сформировалась на основе первобытного общества, которое характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил.

Этапы развития первобытного общества:

Палеолит – от 2 млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. – существовали пралюди, около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. Люди жили первобытным стадом, занимались охотой, собирательством, рыболовством. Появляется материнский род.

Мезолит – 10-5 тыс. лет до н.э – появились лук и стрелы, была приручена собака. Материнский род постепенно сменяется отцовской большесемейной общиной. Постепенно община становится соседской.

Неолит – 8-3 тыс. лет до н.э. – период неолитической революции - перехода от присваивающего хозяйства к производящему (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству)

Первобытная культура характеризуется :

*синкретизмом. Синкретизм (слитность, нерасчлененность)- единство культуры, общества и человека, нет понимания различия видов деятельности, и отдых, и работа, и искусство - все это часть магического ритуала. Корни синкретизма лежали в практической деятельности первобытного человека, которая носила характер ритуала. Синкретизм проявлялся:

Первое, что поражало европейцев, знакомившихся с жизнью народов, находящихся на ранней ступени развития - нерасчлененная слитность человека и природы. Неразделенность живого и неживого мира, субъективного и объективного: все явления и предметы одного порядка, равноправны: (здравствуй озеро, казнь капусты). Строка из песни бушменов:



Трава с плачем просит ветер

Принести дождь

Земля под солнцем плачет: "Я иссохла".

Мое сердце плачет у костра: "Я одиноко"

Ветер прилетает и говорит: "Дождь скоро придет"

А трава шепчет: "Идет охотник"

В культуре, породившей этот текст, он воспринимался как верное, документальное описание реальности. Надетая кем-то на лицо маска, и есть в действительности тот демон или то животное, которое она изображает. Постепенно это нерасчлененное единство разрушается, и маска воспринимается не как сам бог, а как символ бога, его частичное воплощение. Такое мироощущение было очень устойчивым. Он сохранялось в культурах древнего востока, например, в египетской мифологии, где небо представало то в образе коровы, то в образе женщины, распростертой над землей, то в виде реки, по которой плывет солнце. В мифологии эллинов Зевс, имевший человеческий облик, мог превращаться то в лебедя, то в быка. Лишь по мере развития ремесла человек начинал отличать свое сущностное отличие от природы, но этот процесс лежал уже за пределами первобытности.

Сюда же следует отнести нерасчлененность мифа и обряда. Обряд играет важную роль в мифологической культуре, во время обряда мифы становятся реальностью, и животное, убиваемое во время обряда, убивается (в представлении охотников) на самом деле. Спор о том, что первично, миф или обряд.

Не выделенность "я" из "мы", личности из коллектива. Человек мыслит только категориями коллектива "мы/они". Каждый член родового коллектива равен целому: одно имя, одна прическа, украшения, песни, танцы, мифы, обряды.

Синкретична практическая деятельность первобытного человека, она соединяет охоту, собирательство и изготовление орудий. В рамках этой деятельности реализовывалась культурная практика человека, которая соединяла в себе материальное, духовное творчество. Духовное творчество - мифология, которая создавалась и применялась во время охоты, собирательства, изготовления орудий.

*традиционностью: в сознании и поведении людей, во всех родах деятельности и культуре в целом господствует традиция. Все особенности быта каждой общины стабильны, жестки, нерушимы и передаются из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Традиция - регулятор поведения людей. Традиция - способ передачи культурных ценностей – главный опыт заключается в мудрости предков. Мифология требует от людей безусловного принятия системы, иначе человека из коллектива исключают, что равносильно смерти (пример-инициации).

*Мифологичность культуры. Часто первобытную культуру называют мифологической.

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным человеком, которая для современного человека неприемлема. Человек традиционных культур видит в мифе единственно верное откровение действительности. Миф - это первый способ осмысления мира.

Миф это - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа

Истоки мифа:

Миф - продукт коллективного сознания первобытного общества, творение коллектива. Первоначально миф и обряд были слиты, миф не существовал вне обряда, "выплясывался", потом, фиксируясь в языке, миф приобретал известную самостоятельность. Миф не имеет вариантов, не подлежит индивидуальным изменениям со стороны рассказчика. Рассказывание мифа - всегда сакральный акт, иногда мифы могут быть доступны только специально посвященным (например, мужчинам, прошедшим обряд инициации).

Виды мифов:

q Этиологические ("причинные", "объяснительные"). В них объясняется причина появления тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов или явлений. Это рассказы о происхождении, которое стало результатом деятельности богов или героев.

q Космогонические - в них повествуется о происхождении космоса в целом и отдельных его частей: солнца, луны, земли, планет. Мифы о превращении хаоса в космос. Мифы передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха, воды. Это мифы развитых народов, например, у австралийцев их почти нет. (Египетские мифы: сначала был бог солнца Атум Ра и холм Бен-Бен, а также Тефнут – плодородие. Потом родились Геб – земля и Нут – небо, которые родили Осириса, Сета, Исиду и других богов. Золотой век в Египте наступил после разделения неба и земли.

Сюда относятся мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины, дерева и т.п.

Сюда примыкают астральные (о звездах и планетах), солярные и лунарные

q выделяются тотемические мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми и тотемами существует родство. Таки мифы особенно распространены среди австралийских и африканских народов.

q Календарные мифы были связаны с хозяйственной деятельностью людей: о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной Например, египетский миф об Атум Ра – боге солнца и его дочери Тефнут, которая ушла. Ее возвращение – возрождение земли. Когда Тефнут уходит, на земле наступает хаос

q Мифы о культурных героях состоят из рассказов о чудесном рождении героя, включают испытания, подвиги и его смерть. Герой, как правило, наполовину бог. Герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи, странствует в других краях, там приобретает временных друзей или помощников, переживает временную смерть, воскресает. Его изгнание мотивируется гонениями божества либо собственными проступками. Главная задача героя - установить мировой порядок.

q Эсхатологические мифы - повествующие о гибели мира, о всемирных катастрофах, и гибели великанов, о смерти богов и т.п. Апокалипсис христианской мифологии - пример эсхатологического мифа. В таких мифах может рассказываться о преступлениях людей, о нарушениях права, морали и других грехах.

Функции мифа:

Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с ней. Соответственно мифу как культуре присуще все функции культуры: регулятивная, коммуникативная, дидактическая и др.

Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (так как сознание еще развито слабо) с помощью магии символов, табу, обрядов и ритуалов. Магия на деле укрощает стихийные силы души, которые, вырвавшись из-под контроля, способны нарушить жизнь общины. Такой контроль и достигается путем полного растворения человека в коллективе.

Особенности мифологического мышления:

· Логический принцип мышления строится на системе бинарных оппозиций: пары добро-зло, мужчина-женщина, лево-право, мы-они. Обязательно одно хорошее, другое плохое

· Разнообразные явления связаны между собой на основе случайных (для нас) признаков (ассоциации или семантические связи), но для первобытного человека эти признаки важны, например, признаки цвета: все черные звери связаны с подземным миром - черная кошка, черный ворон. Эти связи выстраиваются в семантические поля, или архетипы (К.Юнг) Архетип - содержание коллективного бессознательного, пресуществующая форма, которая является частью наследованной структуры психического бытия. Архетип лежит в основе общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, снов, галлюцинаций, в сказках, мифах, сюжетах и структурах художественной культуры (болезнь - вода - смерть, наиболее распространенный семантический ряд: мертвая и живая вода, перейти реку перед царством мертвых и т.п., похоронные обряды многих народов связаны с отправкой тела в море). Семантический ряд – слова, связанные между собой по смыслу и по произношению (однокоренные). Например, на шумерском слова: ночь, тьма, болезнь, черный – однокоренные и сл-но связаны по смыслу.

· Слабая разработанность абстрактных (общих) понятий, все предельно конкретизировано (стол - конкретное понятие, мебель - абстрактное, сосна - дерево)

На шумерском: «открыть» = «дверь толкнуть», «убить» = «голову палкой ударить», «ласково» = «женски говорить», «имущество» = вещь руки.

· Картина мира в мифологической культуре

Мир в мифе предстает как магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем. Человек и боги - лишь элементы космического целого, и подчинены судьбе космоса. Человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов.

Мифы излагают истории о фантастическом превращении хаоса в космос, о происхождении предметов и явлений природы, социальных установлений и порядков.

Особое представление о времени . Современное представление: вектор, время - однонаправленный процесс от прошлого к настоящему и будущему. Вектор бесконечен в обоих направлениях. Но это время исключительно абстрактно, его не существует, так как прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее настолько мгновенно, что его не уловить. Мифологическому человеку такого времени не понять, так как он абстрактные категории не понимает, ему все надо потрогать и пощупать.

Мифологические представления: Время циклично, ритмично , а не линейно.

Эти временные циклы которые очевидны для мифологического мышления, разные. Первый цикл - дневной цикл: утро, день, вечер, ночь. И каждый день ничем не отличается от предыдущего и от последующего. Дни одинаковы. С эпохи неолита появляются ритмические изображения в искусстве.

Следующий цикл - год, который также состоит из нескольких циклов - или это солнечные месяцы или лунные. Год состоит из 365 дней и 12 месяцев по 30 дней. Но 5 дней остаются лишними. 360 дней общество живет как обычно, а за оставшиеся 5 дней надо как бы старый мир разрушить для того, чтобы начать новую жизнь заново в новом году. На эти 5 дней время перестает существовать, исчезают все границы: во времени, все обычаи общества, их просто нет. (например, коляда: маски (если ты одел маску, ты стал животным), требование хлеба у богатых, пение непристойных песен, пьянка. Т.е. так положено, показать, что все порядки и установления как бы исчезли). Зачем это нужно? Мир устал, мир стал старым, надо уступить дорогу новому миру. А старого убивают, например, вождя - символическое убийство старого. И все за эти 5 дней. В эти дни воспроизводятся мифы о сотворении мира, и соответственно творится новый мир.

В Египте богиня Маат разделила год на 3 равные части – время разлива, время Всходов, время Урожая. Каждое длится 4 месяца, по 30 дней, а пять дней отыграл Тот, и в эти дни Нут могла рожать.

Следующий цикл - эпоха, их длина у каждых народов разная, например, у греков был 4-х летний цикл от олимпиады к олимпиаде. В конце эпохи происходит настоящий конец света. Большие циклы сравниваются с очень большими катастрофами: гибель Атлантиды, потоп и т.п. Но некоторые могут выжить, например, боги или люди. Отсюда возможность предсказания, так как циклы повторяются.

Пространство . В любой мифологии делится на 2 части: наше и не наше, в соответствии деления общества на мы/они. Нашему пространству приписываются все положительные характеристики, а не нашему - отрицательные. Между пространствами проводится четкая граница. Граница не сколько фактически обороняет, защищает, сколько ритуально. Например, заборы, сначала вокруг деревни, потом вокруг дома, вокруг окна - резной наличник, вокруг шеи - вышитый ворот рубахи. Всегда где есть сакральное пространство, есть граница. Границей может быть и вода. Вода отделает миры. Граница отделяет мы и они, мы - это люди, а они - нелюди: эльфы, гномы, вурдалаки и т.п. Это прослеживается и в языке (славяне - славные, а остальные бесславные). Для человека пересечение границы опасно. Оно сопровождается интенсивными ритуальными действиями очищения, так как ты, вернувшись, возможно уже не ты. Пример магической чистки - баня. Баня всегда предлагается пришедшему с дальней дороги. Там можно посмотреть на человека, нет ли хвоста. Огонь, вода и дерево - чистые стихии. Парятся березой, которое наше дерево не наших всегда прознает.

Вторая составляющая пространства - ось мира . В индоевропейской мифологии, в т.ч. славянской, это мировое древо, на нем держится весь мир. Осью мира может быть холм, или отверстие чума, т.е. то, что соединяет миры. В индоевропейской мифологии ось соединяет три мира : верхний, нижний и средний. Трем мирам соответствуют три вида обитателей. И на мировом древе прослеживаются три мира и его обитатели. В верхнем мире живут боги, птицы и животные белого цвета. Средний мир - люди, животные, деревья, нижний - подземные чудовища, рыбы, животные живущие в норах и животные черного цвета, животные, питающиеся падалью (Ра, когда плывет по небу, ночью проплывает через подземное царство).

Есть персонажи, которые принадлежат сразу двум или трем мирам, например, ворон, серый волк, белая лошадь. Эти персонажи интересны для мифологии тем, что с их помощью можно проникать из одного мира в другой, хотя умелый шаман может проникать и без их помощи. Место, где находится мировое древо, не одно, их много.

Место, где истинное мировое древо, далеко, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Это наш мир, но он обладает наибольшей святостью. Не каждый может попасть в этот мир. Но одновременно и в нашей повседневной жизни есть такие места. Причем, часто любое новое поселение обязано было иметь свою ось мира. Ось мира своим появлением устанавливает культурную власть человека над территорией, и мир превращается их хаоса в космос. (Что устанавливается в первую очередь? Например, Перун - столб, капище, церковь, флаг при покорении горы. Т.е. ось - это самое святое место, пуп земли). Вертикальная структура фактически совмещается с горизонтальной, т.е. чтобы отправиться к богам, можно пойти по древу вверх и по земле.

Общество. Выстраивается по закону иерархии, строгого порядка, половозрастного разделения функций. Инициации. Функции инициации - переход человека из одного социального статуса в другой. Строгое разделение функций между половозрастными группами порождает обряд, фиксирующий переход из одной группы в другую. Смысл ритуала - ритуальная смерть и рождение нового человека. Признаки: демонстрация горя по "умершему", кровь, боль, истязания, пытки, отсечение части тела (обрезание, обрезание волос, ногтей, отсеченную часть тела уничтожают, это и есть символ гибели старого человека), присвоение человеку нового имени, радость по поводу рождения нового человека. Содержание инициации зависит от конкретного случая. Самая тяжелая, длительная и трудная инициация у шаманов, почти до смерти

Выделяются из общества два персонажа - шаман - посредник между мирами, и трикстер (Лиса Патрикеевна), который строит свои отношения с другими не силой, а хитростью. В мифологических текстах трикстер - это символ человека, существующий рядом с богами и героями, борющийся с ними хитростью. Вызывает уважение.

Шаман - это четкий статус человека, ни мужчина и ни женщина.

Человек становится шаманом а) непосредственно по призванию "зов" или "Избрание"; б) переходом шаманского мастерства по наследству; в) по личному решению или, что реже, по волеизъявлению племени. Шаман признается шаманом лишь по завершении обучения по двум аспектам: экстатического порядка (сны, видения, транс и т.п.), и технологического порядка и знания обычаев (технические приемы шаманства, имена и назначение духов, мифология и генеалогия племени, тайный язык и т.д.). За обучение ответственны духи и старые шаманы.

Будущий шаман отличается прогрессирующими странностями в поведении, ищет одиночества, становится мечтателем, любит бродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, у него случаются видения. У якутов юноша иногда приходит в неистовство и легко теряет сознание, укрывается в лесах, питается корой деревьев, бросается в огонь или воду, наносит себе раны ножом. Например, эпилепсия твердо говорит о том, что одним из предков ребенка был шаманом.

Посвящение в шаманы публично и составляет отдельный ритуал, это эквивалентно инициации.

Магия - способ взаимодействия с мифическим миром посредством определенных символических действий и вербальных формул с целью достижения конкретных эмпирических результатов.

Эволюция мифа:

§ Миф постепенно перестает быть нерасчлененным единством субъективного и объективного

§ Постепенно формируются образы духов и богов, каждый из которых воплощает определенную стихию или явление, свойство или качество человека

§ Постепенно расчленяется миф и обряд, наряду с ритуальным воплощением мифа возникает его вербальное (словесное) воплощение. Обряд более консервативен, он иногда сохраняется и после отмирания мифа. (например, обряд поминок сейчас абсолютно бессодержателен. Стакан водки, накрытый куском хлеба - кормление умершего предка. Прикладывание руки к голове в армии - поднятие забрала. Знамя.)

§ Постепенно идет расчленение и усложнение первоначальных мифических образов

§ Постепенно мифологическое сознание превращается в религиозное: мир разбивается на естественное и сверхъестественное

§ От богов отделяются культурные герои - богатыри, наделенные сверхъестественными свойствами. Он борется с чудовищами, символизирующими хаос, побеждает их, обучает людей ремеслам, вводит обычаи и обряды (Геракл, Тесей, Прометей, Гильгамеш). В них реализуются мечты человека подчинить себе силы природы

§ Миф остается мифом, пока существует вера в реальность событий, о которых в нем повествуется. Как только эта вера утрачена, миф превращается в художественное произведение, эпос, сказку.

Факторы разложения мифологической культуры - появление иных способов освоения мира помимо мифа:

ü Появление религии, отделяющей сверхъестественное от естественного

ü Рождение искусства не как участника ритуала и способа воздействия на бога, а как результата духовного освоения мира, как потребности в символически- образном выражении мыслей

ü Рождение философии, способа рационального освоения мира

ü Миф теряет свою силу тогда, когда человек осознает свою автономность и свободу, когда нарушается непосредственная слитность человекас обществом и природой.

ü Но миф не исчезает окончательно, он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души, так как человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении мира.

1. Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

2. Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

3. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г. Спенсера, Л. Моргана, Э.Б. Тайлора, Ф. Энгельса.

Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др.

История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара.

Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад).

В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

Вопросы для самоконтроля

Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение?

Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза.

Дайте периодизацию первобытной культуры.

В чем значение неолитической революции?

Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований.

В чем проявляется синкретизм первобытной культуры?

Какие достижения первобытного искусства вам известны?

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

История первобытного общества. М., 1982.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.