Социально-педагогические основы деятельности военных комиссариатов по совершенствованию допризывной подготовки молодежи мухамадеев марат масгутович. Военкоматы: миссия выполнима Роль военкоматов в военно историческом просвещении молодежи

Оборона в стране зависит от состояния армии. Она действует исключительно в целях обороны. Всеобщая воинская повинность – основной ключевой момент в существовании армии. Россия, и все ее территория принадлежит к числу именно такого государства. Все звенья становления армии и оборонной системы в целом обеспечивает безопасность всего граждан и всей страны. Обеспечить призыв в ряды армии - главная задача военных комиссариатов. Относятся военные комиссариаты к военкоматам. Специалисты, работающие в этой структуре, являются важным звеном всей цепи обороноспособности в стране. Было бы неправильно, если б работники военкоматов ни были отмечены в стране. По этой причине им и их работе посвящается один из утвержденных государственных праздников – праздник военных комиссариатов и их работников, утвержденный Декретом.

Еще Советского правительства от 8 апреля 1918 года. Причин утверждения праздника много. Основная, это, конечно же формирование состава Красной Армии. На тот момент это были волостные, уездные, губернаторские военные комиссариаты, которые вливаясь один в один, образовывали один основной окружной комиссариат, военных дел в стране.

Их главная задача, подготовить юношей призывного возраста стать в ряды армии и научиться вести обязательную воинскую повинность. Как бы сейчас ни называли военных комиссариатов, и полпредами армии и военкомы, все они говорят об одном, это главная солдатская структура, основанная для ведения приема граждан в ряды армии для прохождения срочной службы. Ведь именно отсюда у каждого новопризванного юноши начинается служба. Именно сюда многие обращаются за помощью в трудную минуту военные отставники. Сюда идут, с последней надеждой на помощи и ветераны-фронтовики,

Наверное, это и есть та основная причина, почему в календаре появился праздник посвященный работникам военкомата, который ежегодно отмечается 8 апреля.

На сегодняшний день численность военных комиссариатов значительно увеличилось. Открываются все новые отделения военкоматов. Но, вместе с тем, все они относятся к Министерству обороны России, путем взаимодействия главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской федерации.

Военкоматы это сеть структуры, основной задачей которых является исполнения оборонной задачи государства. В тесном взаимодействии с местными органами исполняющей власти работа военкоматов направлена на разработку планов реализации обеспечения мобилизации граждан, транспортных ресурсов на всей подведомственной территории. Это касается военкоматов районных территориальных органов, областных и городских. Даже в случае их реорганизации Задачи вооруженных сил страны никто не отменяет. Их главная цель остается неизменной. То есть обеспечение надежной защиты граждан, государства и всей ее территории. Вооруженный силы, должны при любых условиях получать нужный контингент для призыва на прохождения срочной службы.

Из того вытекает целый комплекс важнейших задач. Главные из которых, это организация и ведения строгого учета, организация призыва граждан, составление резервного фонда военнослужащих. А также, закрепление резерва и бронирование за предприятиями. Все мероприятия рассчитаны для защиты государства и производятся в интересах Вооруженных сил и военных формирований в стране.
Сейчас главная цель военных комиссариатов, обеспечить граждан о достойной оборонной силой, а государство мобилизацией всех необходимых ресурсов для прохождения службы в рядах Вооруженных сил России. Кроме этого, военкоматы занимаются отбором кандидатов для поступления в учебные заведения связанные с военной службой и обороной. Осуществляют контроль за прохождение службы гражданами, изъявившие служить по контракту. Также военкоматы принимают участие в воспитании молодежи, прививая им патриотизм, обеспечением и социальной защитой военнослужащих в запасе. В общем, занимаются всеми жизненно важными вопросами, в отношении, призовников-срочников, отслуживших, военнослужащих резерва и в отношении тех, кто в запасе, кто вышел на пенсию.

Почти сто лет прошло с тех пор, как возникли военные комиссариаты. За эти года изменилось многое. С днем образования военкоматов связана вся история развития Вооруженных сил страны. Военкомат, как и раньше, вносят большой вклад в развитие обороноспособности государства. Как бы ни менялось время, защита страны всегда оставалась важнейшей задачей, в которой одно из основных мест занимают военкоматы.

История военных комиссариатов

История возникновения военкоматов начинается давно. Она занимает большой промежуток времени, начиная со времен становления Советского союза и по сей день.

Но, а если капнуть еще глубже, то с уверенностью можно сказать, что первый военкомат появился еще во время царствования Петра Великого. Именно в период его правления были созданы первые регулярные войска. На тот момент этот вариант не воспринимался всерьез, Возникновения регулярной армии называли больше потешными войсками, нежели обороной страны. Это был 1687 год, к возникновению настоящих Вооруженных прошло много лет. Сначала в 1699 году Россия ввела так званые рекрутские войска, которые окончательно были утверждены только 1705 году. С этого момента, развитее обороны возникновение регулярных войск стали на тропу развития, что и стало причиной того, что уже 1716 году Петром великим был создан первый в истории России указ о регулярной армии. А через 4 года, к концу 1720 указ Петра Великого был дополнен, еще и указам, в отношении морских войск, который так и был назван, морской указ регулярной армии Петра Великого.
На тот момент, история помнит, что война, это лишь дело аристократов. Но через некоторое время от срочной обязательной службы были освобождены дворяне, купцы, платежные граждане и члены духовенства. В связи с этим, в армию призывались только мещане и крестьяне. При этом срок службы в армии был, ни много ни мало, всего 25 лет.

С тех пор, армия подвергалась систематическим изменениям и реформам. Первая реформа армии прошла 1874 году. Основоположник, которой стал - Д.А. Милютин. Им была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население в государстве. В то время, и слово рекрут было заменено на, новобранец. Именно в тот момент возникла необходимость создать органы, которые б занимались вопросами, касающимися комплектации армии. Сначала были образованы воинские присутствия, то есть предшественники нынешних военкоматов.
В Советское время, служба в армии было дело добровольным. Но, с возникновением гражданской войны, стало понятно, что в стране без обязательной армии не обойтись. С тех пор воинская повинность так и осталась обязательна для мужчин определенного возраста. Воинские присутствия сменили воинские комиссариаты. Их роль считалась самой значимой. Они занимались не только обеспечением армии кадрами, но и проводили подготовку мобилизованных, приводя их к полной готовности к службе на благо Родины.

После завершения войны, воинское повиновение стало обязательным для каждого гражданина мужского пола. Воинскую обязанность утвердили законодательством. Был принят один для всех Закон, - обязательный призыв юношей в возрасте 18 лет. При этом срок службы в армии составлял 2-3 года. Об этом сказано в президентском указе Вооруженных сил России от 7 мая 1992 года. Через год основной указ президента страны был изменен. На срочную службу в ряды армии могут быть призваны граждане мужского контингента в возрасте от 18 до 278 лет. Это значит, что если юноша не может отдать долг Родине в рядах армии в 18, то он всегда это успеет сделать до 27 лет. При этом почти, 15 лет срок службы был установлен 2 года, но в связи с сокращением с 2008 года он уже составлял всего 12 месяцев.

Нововведения вышли только к 200 2 году, когда был установлен обязательный срок службы в рядах армии 18-21 месяц. А совсем недавно в оборонной области снова была проведена военная реформа. С ней связаны массовые увольнения в запас работников военкоматов, которые уже не носят военную форму и являются простыми гражданами России, даже не смотря на то, что существует воинская повинность, которая предполагает несение службы не только в военное, но и в мирное время.

Аранович А.В.,
президент Региональной Общественной Организации
«Санкт-Петербургское военно-историческое общество»,
доктор исторических наук, профессор

Истоки военно-исторической реконструкции в России лежат в далеком прошлом. Можно, к примеру, вспомнить масштабную реконструкцию Полтавского сражения, разыгранную для Екатерины Великой, или рыцарские карусели, организованные Николаем I. Фотографический материал начала XX в. демонстрирует многочисленные сюжеты, связанные с реконструкцией военных исторических костюмов, подготовленных к юбилеям гвардейских полков и к 100-летию Отечественной войны 1812 г.

Военно-историческая реконструкция в СССР возникла в конце 80-х годов независимо, но параллельно аналогичному процессу в Европе. Она началась с объединения людей, увлеченных воссозданием военно-исторического костюма, первоначально в основном красочного мундира наполеоновской эпохи. По воспоминаниям одного из основателей движения в России, к. ист. наук, доц. СПбГУ О.В. Соколова, все началось в 1976 г. с похода в Копорье в мундирах наполеоновской эпохи. Движение вышло из тени благодаря капитану ВДВ Анатолию Новикову, который, обладая связями в ЦК ВЛКСМ, "пробил" поход от Москвы до Березины, который состоялся под руководством О. В. Соколова летом 1988 г. В нём участвовало около 80 человек в русских и французских мундирах.

В конце 80-х годов не менее популярной темой, чем история наполеоновской эпохи, стала история Первой мировой и Гражданской войн. Любители средневековой эпохи объединились вокруг П.А. Васина - основателя клуба "Княжеская дружина". Вскоре любители военной истории всех эпох, от Средневековья до Второй мировой войны, объединились в рядах Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за её пределами. Очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких как "Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи". В зависимости от эпохи участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликово поле и на многих других исторических объектах, там где совершали воинский подвиг защитники Отечества.

Сейчас в Санкт-Петербурге действуют многочисленные военно-исторические клубы и объединения, занимающиеся различными историческими эпохами - от Древнего Рима до войны в Афганистане. Основная цель этих объединений - популяризация славного военного прошлого нашего Отечества, воспитание подрастающего поколения, глубокое изучение военной истории на основе прикладных исторических знаний. Привлечение молодых участников объединений к научно-исследовательской работе подготовило много кандидатов и несколько докторов исторических наук.

Большой вклад в изучение русской и советской военной истории XX в. внесли такие объединения, как "Эпохи" и "Красная звезда". Важным событием стало восстановление Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Министр культуры РФ В.Р. Мединский.

Деятельность военно-исторических клубов и объединений, в рядах которых состоит более нескольких десятков тысяч человек, имеет большое значение для военно-патриотического и исторического воспитания молодежи, привлечения ее как к реконструкторской, так и научно-исследовательской работе.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за ее пределами. В зависимости от эпохи, участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений. В России, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликовское поле, и на многих других исторических объектах - там, где совершали воинский подвиг защитники Отечества. Однако, очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких, как Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

8 апреля 1918 г. Совнарком принял «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам», деятельность которых позволила в кратчайшие сроки создать сильную Красную Армию. 8 апреля исполняется 100 лет со дня создания военных комиссариатов. Советом Народных Комиссаров 8 апреля 1918 г. был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам», активная деятельность которых в последующем позволила в кратчайшие сроки создать сильную Красную Армию, укомплектовать ее рядовым и командным составом, вооружить и обеспечить всем необходимым для ведения боевых действий. Исключительно важную роль сыграли военные комиссариаты в годы Великой Отечественной войны. Благодаря их активной и напряженной деятельности, мужеству сотрудников военных комиссариатов уже в первые самые тяжелые дни Великой Отечественной войны удалось провести мобилизацию людских ресурсов и техники из народного хозяйства. Военные комиссариаты в годы войны призвали в Красную Армию более 30 млн человек, поставили тысячи единиц техники из народного хозяйства, обеспечили всеобщее военное обучение граждан, внеся тем самым важнейший вклад в достижение победы над фашистской Германией. В послевоенные годы на плечи сотрудников военкоматов легла большая нагрузка по встрече, учету и трудоустройству солдат-победителей, подлежащих демобилизации. Огромная работа военными комиссариатами была проделана по комплектованию войск, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, принимавших участие в установлении конституционного строя на Северном Кавказе. Большая заслуга военных комиссариатов и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря профессиональной деятельности сотрудников военкоматов для проведения аварийных работ из запаса были призваны на специальные сборы сотни тысяч граждан и привлечены тысячи единиц техники из народного хозяйства, обеспечив тем самым выполнение огромного комплекса работ по ликвидации последствий ядерной аварии. В настоящее время на военные комиссариаты возложены задачи, от своевременного и качественного выполнения которых зависит состояние боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил: подготовка молодежи к военной службе, учет мобилизационных людских и транспортных ресурсов, планирование мобилизации на территории субъектов Российской Федерации, организация и проведение призыва граждан на военную службу. Военные комиссариаты несут и большую социальную нагрузку, обеспечивая реализацию мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих. В преддверии 100-летия военных комиссариатов для участников сбора организована выставка и проведена конференция на тему «История становления и развития военных комиссариатов». Под руководством ГОМУ Генерального штаба разработан и готовится к изданию военно-исторический труд «Военные комиссариаты: история создания и развития. Проводится работа по выпуску юбилейной монеты и почтовой марки. Значительный вклад в данную работу вносит созданная в ГОМУ Генерального штаба ветеранская организация, председателем которой является бывший начальник управления ГОМУ Генерального штаба генерал-лейтенант в отставке Валерий Астанин. Необходимо отметить, что в настоящее время все больше и больше офицеров запаса, служивших в Генеральном штабе, желает вступить в ветеранскую организацию, тем самым передают свой драгоценный практический опыт, сохраняют преемственность поколений и радуют нас своим присутствием.

Глава I. Историография и характеристика источников проблемы.

§ 1. Историография проблемы.

§ 2. Характеристика источниковой базы исследования.

Глава II. Становление и развитие отечественных военных музеев как культурно-воспитательных учреждений в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Военные музеи в системе воспитания военнослужащих.

§ 2. Создание и развитие правовых основ военных музеев.

§ 3. Деятельность органов государственного и военного управления по совершенствованию организационной структуры военно-музейной сети.

Глава III. Культурно-просветительная работа военных музеев в исследуемый период.

§ 1. Деятельность военных музеев по экскурсионному обслуживанию посетителей.

§ 2. Стационарные и передвижные выставки как форма культурно-просветительной работы военных музеев.

§ 3. Организация общественно-массовой и поисковой работы.

Глава IV. Популяризаторская и издательская работа военных музеев в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций.

§ 2. Роль издательской работы военных музеев в культурном обслуживании военнослужащих.

Рекомендованный список диссертаций

  • История пограничных музеев в России и их роль в воспитании личного состава: 1893 - 2000 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Скосарева, Лариса Алексеевна

  • Деятельность музеев военно-воздушных сил Российской Федерации по патриотическому воспитанию военнослужащих: 1991-2005 гг. 2007 год, кандидат исторических наук Семоненко, Юрий Федорович

  • Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития 2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Ирина Анатольевна

  • Становление и развитие Оружейной палаты как музейного учреждения, 1806 - 1918 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Николаева, Анна Сергеевна

  • Российские военные музеи в первой трети ХХ в.: Из истории орг. и деятельности 1997 год, кандидат исторических наук Александрова, Наталья Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими: 1918-1991 гг.»

В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит серьезная задача - укрепление морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особняком при этом стоит умелое и профессиональное использование возможностей многовековой культуры страны, вооруженных сил, особенно ее материальной составляющей. Материальная компонента культуры представляет собой совокупность осязаемых предметов, которые выражают уникальность и неповторимость той или иной культуры, существовавшей в человеческой истории. Это могут быть орудия труда, образцы домашней утвари, предметы одежды, архитектурные сооружения и, что немаловажно для военной аудитории, предметы воинской деятельности. Уже на заре своей истории люди стали собирать и передавать потомкам наиболее значимые и ценные предметы материальной культуры, которые служили основой в преемственности традиций того или иного народа. Для обеспечения сохранности предметов, возможности их показа стали создаваться специальные помещения, впоследствии получившие название музеев. С развитием цивилизации музейное дело совершенствовалось, приобретало новые черты и стало развиваться по определенным направлениям. Так появились исторические музеи, специализирующиеся на сборе, изучении и показе различных предметов истории того или иного государства, музеи искусств, собирающие и пропагандирующие предметы видов искусств, технические музеи, рассказывающие о развитии техники и т.д. Особое место среди них стали занимать музеи, собиравшие и хранившие предметы «материальной истории» военной практики человечества.

История создания, становления, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный и культурный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего развития позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг. На данном этапе органами государственного и военного управления была практически заново создана военно-музейная сеть, разработаны правовые документы, которые легли в основу ее работы.

Деятельность военных музеев в советский период неоднократно проходила проверку временем. События Гражданской войны и иностранной военной интервенции, межвоенного периода, Великой Отечественной войны, послевоенного периода, периода 1960-начала 1980-х гг., перестройки показали, что работа по сохранению, накоплению и использованию предметов военной истории в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими была достаточно эффективной. В связи с этим для военных историков представляет особый интерес изучение опыта функционирования отечественных военных музеев в советский период, деятельности по культурному обслуживанию военнослужащих и членов их семей, который может быть востребован в практике воспитательной работы и социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.

Актуальность исследования данной проблемы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ее недостаточной разработанностью, отсутствием по данной теме крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих деятельность отечественных военных музеев в 1918-1991 гг. и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими.

Во-вторых, изучение деятельности военных музеев в указанный период отвечает требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», приказов Министра обороны

РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации» и № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

В приказе № 265 от 10* июня 2001 г., в частности, говорится: «Использование военно-исторических знаний в воспитании военнослужащих проводится в целях развития у них способностей к осознанию и глубокому пониманию своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Оно осуществляется в рамках исполнения должностных обязанностей соответствующими командирами (начальниками) совместно с органами воспитательной работы Вооруженных сил в ходе изучения военной истории Отечества в системе общественно-государственной подготовки, а также проведения мероприятий по ее пропаганде посредством популяризации героических подвигов российских воинов, деятельности выдающихся полководцев и военачальников»1.

Исторические предметы, находящиеся в фондах и экспозициях военных музеев, являются материальной основой ведения военно-исторической работы и способствуют более предметному формированию патриотизма у российских воинов.

В приказе № 79 от 28 февраля 2005 г. отмечено, что культурно-досуговые мероприятия входят в состав комплекса воспитательной работы, организуемой в ВС РФ. Одной из форм культурно-досуговых мероприятий является посещение военнослужащими в выходные и праздничные дни музеев.

Кроме этого, в приказе есть положение о том, что командиры всех степеней должны принимать меры для развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой славы. Для их эффективной работы должны избираться соответствующие советы2.

Для реализации данных положений в жизнь необходимо пристально изучать соответствующий опыт деятельности органов военного управления, военно-музейной сети, накопленный в период с 1918 по 1991 г.

1 См.: Приказ МО РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2001. - С. 3-4.

2 См.: Приказ МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2005. - С. 15-16.

В-третьих, повышением роли военных музеев в воспитании, просвещении и культурном обслуживании военнослужащих и членов их семей.

В-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-пятых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отечественные военные музеи в период 1918-1991 гг. Автор считает необходимым отметить, что под военными музеями будут рассматриваться только те учреждения, которые находились под юрисдикцией военного ведомства. Музеи других министерств, хранившие, в числе прочих, предметы воинской деятельности и быта (культуры, внутренних дел, госбезопасности и пр.), в объект исследования не вошли.

Предметом исследования определена деятельность органов государственного и военного управления, музейного руководства по формированию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период.

Обоснование хронологических рамок исследования.

События октября 1917 г. положили начало новому этапу в развитии отечественной государственности, который был связан с приходом к власти большевиков, ориентировавших страну на построение первого в мире социалистического государства. Для его вооруженной защиты Совет народных комиссаров РСФСР 15(28) января 1918 г. принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). С этого момента военные музеи Советской Республики были ориентированы на работу с военнослужащими РККА и РККФ.

8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Вместе с распадом Советского Союза прекратили существование его Вооруженные силы и военно-музейная сеть, деятельность которой, прежде всего, была направлена на воспитание и культурное обслуживание военнослужащих советских армии и флота.

Научная проблема диссертационного исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов, музейного руководства по становлению и развитию сети военных музеев страны, организации их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в период с 1918 по 1991 г., выявить характерные особенности и тенденции, сформулировать научные выводы, исторические уроки и практические рекомендации.

Цель работы - осуществить системное и комплексное исследование деятельности органов государственного и военного управления, музейного руководства по созданию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период, сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, практические рекомендации и тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Для достижения данной цели диссертант сформулировал следующие основные задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы и охарактеризовать источниковую базу исследования.

2. Определить роль советских военных музеев в воспитании военнослужащих с учетом предшествующего опыта военно-музейной сети императорской России.

3. Исследовать деятельность органов государственного и военного управления по созданию и совершенствованию правовых и организационных основ военных музеев в рассматриваемый период.

4. Раскрыть работу военных музеев по культурному обслуживанию личного состава армии и флота в период с 1918 по 1991 г.

5. Проанализировать популяризаторскую и издательскую работу военных музеев в исследуемый период.

6. Сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, вытекающие из деятельности отечественных военных музеев в 1918- 1991 гг., практические рекомендации для дальнейшего изучения и использования результатов диссертационного исследования, тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Диссертантом предлагается следующая концепция исследования.

Революционные события октября 1917 г. и создание в январе 1918 г. Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем и Рабоче-Крестьянского Красного Флота определили новое содержание деятельности военных музеев и послужили отправной точкой советского этапа в развитии военно-музейного дела.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917-1920 гг.) органами государственного и военного управления были предприняты усилия по сохранению богатого историко-культурного наследия, хранившегося в военных музеях, а так же по созданию принципиально новой военно-музейной сети, которая должна была стать на службу воспитания и культурного обслуживания командного и рядового состава в духе новой идеологии.

В межвоенные годы (1921-июнь 1941 г.) были заложены основы правового и организационного развития советской военно-музейной сети, определены задачи и направления ее развития. В этот период была значительно укреплена материальная база существующих военных музеев, начато строительство новых. Эти процессы проходили под контролем органов партийного, государственного и военного управления.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала проверкой на прочность созданной советской военно-музейной сети. Опыт работы военных музеев в решении поставленных перед ними задач подтвердил правильность положения о том, их роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с воинами армии и флота была весьма значительной.

Функционирование военных музеев в СССР в послевоенные годы тесно увязывалось с необходимостью сбора и сохранения документов и материалов, показывающих величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совершенствованием правовой и организационной структуры, материально-технической базы, строительством новых музеев.

С развитием страны, количественными и качественными изменениями советских Вооруженных сил органы государственного и военного управления подвергли корректировке задачи военных музеев в области воспитания воинов. Основными направлениями стали воспитание у личного состава высокой дисциплинированности, стремления к освоению оружия и боевой техники, верности военной присяге, уважения к своей истории и героическим традициям Вооруженных сил.

Конец 1980-начало 1990-х гг. были отмечены бурными процессами, происшедшими в отечественной истории. В этот период наметились две тенденции в развитии военных музеев. С одной стороны, снятие запретов по идеологическим соображениям, гласность, доступность к неизвестным ранее источникам позволили расширить экспозиционные комплексы военно-исторических музеев, «насытить» их новыми музейными предметами.

С другой стороны, переход на рыночные отношения хозяйствования, отсутствие должного внимания со стороны государства привели к тому, что многие военные музеи стали убыточными предприятиями. Следствием этому стали ветшающий материальный фонд, уход квалифицированных сотрудников, сдача своих площадей в аренду коммерческим организациям, превращение военных музеев в ряде случаев в склады, общежития и пр.

Военные музеи советского периода вели активную культурно-просветительную работу среди военнослужащих и членов их семей. Она была направлена на содействие нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, повышению культурного уровня, участие в организации полноценного досуга военнослужащих.

Обобщенный опыт работы военных музеев советского периода по воспитанию и культурному обслуживанию военнослужащих может быть использован в практике деятельности современной военно-музейной сети.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Эволюция музейного дела в Курской области: 1945-2005 гг. 2010 год, кандидат исторических наук Долженкова, Татьяна Ивановна

  • Общественные музеи Курской области в повседневной жизни населения: 1920-е - 1991 гг. 2013 год, кандидат исторических наук Беседин, Владимир Григорьевич

  • Деятельность краеведческих музеев в условиях реформирования российского государства на рубеже XX-XXI веков: На материалах краеведческих музеев Центрального региона РФ 2003 год, кандидат исторических наук Титова, Валентина Васильевна

  • История музейного дела в Республике Алтай: 1918–2009 2010 год, кандидат исторических наук Белекова, Эмилия Алексеевна

  • Становление и развитие музейного дела на Дальнем Востоке России, 1884-1917 гг. 2001 год, кандидат исторических наук Корнева, Лариса Владимировна

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кузнецов, Андрей Михайлович

Выводы по главе

В период с 1918 по 1991 г. отечественные военные музеи осуществляли популяризаторскую и издательскую работу, которые в значительной степени оказывали воздействие на качество культурного обслуживания посетителей.

Популяризаторская работа делала акцент на тех людей, которые обладали недостаточными знаниями о том или ином музее и его работе. Ее главной целью было предоставление первичной информации о музее, его предметах и коллекциях и привлечение как можно большего числа посетителей в музейные залы. Издательская работа, в свою очередь, была ориентирована на подготовленную аудиторию, которая стремилась получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее целью было систематизация, расширение и углубление знаний о различных аспектах музейной деятельности, обмен опытом музейной работы.

Первые положения, касавшиеся ведения военными музеями популяризаторской и издательской работы, нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших деятельность военно-музейной сети в 1920-1930-е гг.

Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 19201930-е гг. носила достаточно конкретный и содержательный характер. Большое место в ней было отведено сотрудничеству музейных коллективов с представителями средств массовой информации. Это позволило расширить возможности по информационной поддержке различных направлений деятельности музеев, мероприятий культурной направленности.

Начиная с 1950-1960-х гг., военные музеи в популяризаторской работе стали активно использовать возможности кино, что предполагало, во-первых, сотрудничество с центральными киностудиями страны в области производства продукции информационного и просветительного характера, а, во-вторых, создание в этих целях собственных киностудий.

Важным событием, которое повлияло на расширение географии популяризаторской работы военных музеев, стало вступление СССР в

Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 г. Это позволило наладить взаимный обмен опытом в данном направлении со своими зарубежными коллегами.

Во второй половине 1980-х гг. изменившиеся политические4 и социально-экономические условия внесли изменения в работу военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций. Это выразилось, с одной стороны, в укреплении технической базы для ее осуществления, приобретении права музейными коллективами самостоятельного выбора форм и методов популяризаторской работы, а, с другой стороны, в сокращении государственного финансирования, что привело к снижению показателей ее эффективности.

Издательская работа военных музеев в рассматриваемый период представляла собой комплекс мероприятий по выпуску печатной продукции, в которой находили свое отражение важные вопросы музейной деятельности. Направленностью ее развития был переход от издания мелкотиражной литературы одного-двух типов (путеводителей, каталогов) до выпуска литературы больших объемов и множества видов (каталогов, путеводителей, буклетов, брошюр, собственных периодических печатных органов и т. д.).

При ее организации в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. военными музеями был взят на вооружение соответствующий опыт военно-музейной сети императорской России.

Несмотря на то, что вопросы издательской работы военных музеев нашли отражение в правовых документах, появившихся в 1920-1930-х гг., на практике она развивалась недостаточными темпами. Причинами этому были слабая материально-техническая база военных музеев, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должного внимания к издательской работе со стороны музейного руководства.

В 1940-1960-е гг. наблюдалось увеличение объема издательской работы военных музеев, что было связано с созданием в их штатах редакционно-издательских групп. Их главной задачей была подготовка и выпуск печатной продукции, соответствующей профилю музея и направлений деятельности. Одним из видом печатных изданий, вышедших в указанный период, были путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими.

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали готовить и выпускать собственные печатные периодические издания, которые стали трибуной для обсуждения важнейших вопросов музейной деятельности. Значительное место на страницах изданий было отведено освещению различных аспектов культурно-просветительной работы с посетителями.

В 1970-1980-е гг. были изданы приказы МО СССР, которые скорректировали цели и задачи издательской работы в соответствии с реалиями времени. Кроме этого, крупные военные музеи выпустили ряд документов внутреннего пользования, которые конкретизировали порядок подготовки и издания печатных материалов.

Значительные изменения в издательской работе военных музеев произошли во второй половине 1980-х гг. Ослабление военной цензуры, приобретение высококачественного полиграфического оборудования и техники, расширение самостоятельности военных музеев при планировании и выпуске печатной продукции должны были вывести издательскую работу военных музеев на качественно новый уровень. Однако этому помешали распад Советского Союза и его военно-музейной сети.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Место и роль военных музеев и комнат (кают) воинской славы в системе социально-культурной деятельности ВС РФ

На сегодняшний день Вооруженные Силы Российской Федерации проходят сложный процесс развития и реформирования. Главная цель преобразований заключается в том, чтобы армия России стала надежным защитником государственной целостности и сильным инструментом в международной политике. Это требует переустройства всей системы Вооруженных Сил таким образом, чтобы каждый ее институт и элемент отвечали современным требованиям. Вследствие этого, внедряются новые образцы вооружения, модернизируются старые, выпускаются новые пособия и уставы, появляются новые специальности в области высоких технологий и компьютерной техники. Идет усложнение и повышение требований к подготовке специалистов всех квалификаций, усиливается моральная и психологическая нагрузка на военнослужащих.

Данные процесс находят свое отражение в социально-культурной деятельности. Современная социально-культурная деятельность представляет собой специфический профессиональный труд. Она пронизывает такие сферы, как образование, профессиональное искусство, народное творчество, массовую физическую культуру, социальную работу, реабилитацию и межкультурную коммуникацию.

Социально-культурная деятельность сегодня проходит серьезную трансформацию, видоизменяясь функционально, содержательно и организационно. Современное состояние и перспективы развития социально-культурной деятельности обусловлены процессами ее дальнейшего самоопределения в новых социально-экономических условиях, гуманизации и технологизации. Это тесно связано с состоянием дел в сфере культуры современного российского общества.

В настоящее время в стране создана законодательная база в сфере культуры, функционирует система взаимодействия субъектов культурной политики: органов государственного управления, органов местного самоуправления, профессиональных творческих союзов и других общественных организаций. Министерством культуры России разработан инструментарий для ведения государственной культурной политики в виде Федеральных целевых программ развития и сохранения культуры и искусства.

Российская культура обладает богатейшим потенциалом и значительной инфраструктурой в области музейного дела. В стране насчитывается 2113 музеев, музейные фонды насчитывают более 55 млн. единиц хранения.

«Застой просто нетерпим, - говорил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, -- в таком живом, динамичном, многогранном деле, как информация, пропаганда, художественное творчество и художественная самодеятельность, работа клубов и театров, библиотек и музеев -- всей сферы идейно-политического и трудового, нравственного и атеистического воспитания» http://lib.ru/MEMUARY/GORBACHEV/doklad_xxvi.txt_Piece40.07. Высокие требования к деятельности музеев предъявило и Министерство культуры. Всероссийская конференция подчеркнула, что современная перестройка невозможна без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала российского общества.

Ныне, когда под руководством Государственной Думы осуществляется эволюционная по своему характеру перестройка во всех сферах, в том числе и в духовной, с новой силой подтверждается непреходящее значение идейно-теоретического наследия по коренным вопросам демократического воспитания, использования в этих целях передовой культуры прошлого.

Уже в ноябре 1917 г., сразу после победы Октябрьской революции, В. И. Ленин дал указание народному комиссару просвещения: «...приложить все усилия, чтобы не упали основные столпы нашей культуры, ибо этого нам пролетариат не простит. «...Мы должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы не распались музеи, которые хранят громаднейшие ценности...». Вскоре после этого, в январе 1918 г., III съезд Советов принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивалась необходимость превратить культурные исторические ценности в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания.

С этой целью только за первый год Советской власти было принято более двадцати декретов и распоряжений о сохранении культурного и исторического наследия. Несмотря на неимоверную занятость, В. И. Ленин проявлял заботу о создании и развитии музеев. 25 мая 1919 г., после принятия парада, он посетил на Красной площади музейную выставку, посвящен-ную Красной Армии. 6 апреля 1920 г. Владимир Ильич писал в Казань В. В. Адоратскому: «...можете ли собрать материалы для истории гражданской войны и истории Советской республики? Можно ли вообще со-брать в Казани эти материалы? Могу ли я помочь?»

В результате осуществления ленинского курса в стране была создана единая государственная музейная сеть. Это способствовало быстрому ее росту, появлению музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Главными из них являлись Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР в Москве и Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде. И если до революции в России было всего около 150 музеев (без войсковых и церковно-археологических), то в 1974 г. их число возросло до 1230. А в настоящее время государственных музеев в России (вместе с филиалами) насчитывается более 2130.

Военно-исторические музеи, как и Красная Армия, были рождены революцией и служили делу защиты завоеваний победы. Вместе с ликвидацией старой армии, расформированием полков и военно-учебных заведений прекратили свое существование и более 300 музеев, которые были средством идеологической обработки солдат в религиозно-монархическом духе. Находившиеся в них музейные предметы были приняты по актам на государственное хранение. Советская власть бережно сохранила те из дореволюционных музеев и мемориальных памятников, которые увековечили героическое прошлое русского народа.

Примечательная особенность современного этапа развития военно-исторических музеев выражается в том, что этот процесс проходит в условиях реформирования. Оно охватило все направления внутренней и внешней политики страны, военного строительства и самой деятельности музеев, дальнейшего расширения музейной сети.

В базовый состав культурно-досуговых учреждений Вооруженных Сил России до настоящего времени входили: 5 центральных военных учреждений культуры; 244 окружных, флотских и гарнизонных Дома офицеров; 119 гарнизонных офицерских клубов; 1263 клуба воинских частей; 6 драматических театров; 17 ансамблей песни и пляски и концертных ансамблей; 123 музея и музейных образований с большим объемом музейного фонда, равным 3.5 млн. единиц хранения. По состоянию на 1 января 1988 г. в нашей стране насчитывалось более 100 военно-исторических музеев, Сорок четыре из них являются штатными военно-историческими музеями. Это: 2 центральных музея, 12 музеев видов Вооруженных Сил и родов войск. Каждый военный округ, каждая группа войск и флот имели свой музей.

Наиболее крупные военно-исторические музеи России входят в состав Международной ассоциации музеев военной истории и оружия, существующей при ЮНЕСКО. Особенно тесную связь и обмен опытом они осуществляют с военно-историческими музеями дружественных России стран.

Список российских военно-исторических музеев открывает Центральный ордена Красной Звезды музей Вооруженных Сил (ЦМВС).

Он был создан в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики 23 декабря 1919 г. Ныне ЦМВС является согласно положению головным политико-просветительным, научно-исследовательским учреждением. В его фондах -- более 700 тысяч военно-исторических памятников, которые широко представлены в экспозициях. Это -- вооружение и военная техника, награды героев фронта и тыла, фотографии, документы и другие музейные предметы, связанные с военной историей, с деятельностью выдающихся полководцев М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева и многих других советских военачальников. Более 20 тысяч Боевых Знамен составляют музейную коллекцию, которая по своему значению и уникальности является единственной не только в России, но и в мире. Бесценные реликвии музея ярко и убедительно отражают героический путь и современный этап развития Российской Армии и Военно-Морского Флота.

Старейшим и одним из популярнейших музеев страны и крупнейших морских музеев мира является Центральный ордена Красной Звезды военно-морской музей в Санкт-Петербурге, существующий с 1709 г. Его экспозиция ярко отражает всю историю нашего флота. Многочисленные реликвии свидетельствуют о героизме, мужестве и стойкости моряков в годы Великой Отечественной войны. В музее наглядно показана деятельность государственных органов власти по укреплению оборонного могущества нашей Родины, по превращению нашего Военно-Морского Флота в могучий океанский флот. Среди четырех филиалов этого музея -- замечательный корабельный музей на бессмертном историческом памятнике эпохи начала 20-ого века, Краснознаменном крейсере «Аврора».

Богатейшая коллекция образцов вооружения и техники, знамен, орденов и медалей, полотен батальной живописи, документов военно-исторического содержания хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Этот музей также является одним из старейших уникальных, широко известных музеев нашей страны. За большой вклад в военно-патриотическое воспитание трудящихся, российских воинов музей награжден правительственными наградами.

Единственным авиационным музеем страны, основу экспозиции которого составляют подлинные летательные аппараты: аэростаты и аэропланы, самолеты и вертолеты, планеры и другая авиационная техника, является Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино.

Почетное место здесь занимают боевые машины периода Великой Отечественной войны, самолеты, на которых поднимались в небо летчики-космонавты СССР, многие известные летчики-испытатели. В музее хранятся многочисленные реликвии боевой доблести советских авиаторов.

В суровые годы Великой Отечественной войны родился Военно-медицинский музей Министерства обороны России -- научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, не имеющее себе подобных в стране. Его экспозиция отражает историю отечественной военной медицины, постоянную заботу правительства о здоровье воинов и всех российских людей, В музее собрано много бесценных реликвий, свидетельствующих о массовом героизме медицинских работников в боях за Родину. В его архивах хранится более 30 миллионов историй болезней раненых бойцов и офицеров. Музей оказывает большую помощь участникам войны и их семьям, отвечая им ежегодно на сотни тысяч писем.

Быстро завоевал популярность созданный в 1972 г. музей истории воздушно-десантных войск в г. Рязани. Он получил широкое признание у российских воинов, молодежи, трудящихся многих республик, краев и областей страны. Экспозицию этого музея образно называют гимном мужества десантников.

Ярко и плодотворно работали музеи истории войск военных округов, широко используя опыт, накопленный за почти полувековую историю своего существования. Однако, юридически-правовой статус этих музеев был изменен. Сегодня они уже не являются структурным подразделением округов. Бывшие окружные музеи в настоящее время являются структурными подразделениями окружных домов офицеров с безликим названием "военно-исторический зал". Факт, который, к сожалению, скорее свидетельствует о сворачивании, а не расширении музейной сети ВС РФ. В дальнейшем, на конкретном примере, автор попытается пояснить, к чему может привести подобное решение.

Но самую многочисленную группу военно-исторических музеев составляют войсковые музеи и комнаты боевой славы. Они создаются в полках и на кораблях, в соединениях и военно-учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях Министерства обороны России. Их экспозиции на конкретных примерах, на документальном материале отражают незабываемые страницы истории части, корабля, училища, военной академии, подвиги однополчан, многих бесстрашных героев, живых и павших, без которых невозможно представить наш путь к победе.

В свое время видный политический деятель М. И. Калинин советовал строить воспитательную работу в части так, «чтобы каждый новобранец, придя в полк, знал не только его номер, но всю его боевую историю, всех его героев и боевые награды, все его победы на соревнованиях и маневрах, чтобы он гордился своим полком и повсюду отстаивал его честь». Эту задачу и призваны выполнять музеи и комнаты (каюты) боевой славы соединений, частей и кораблей. В отличие от штатных военно-исторических музеев эти учреждения работают, как правило, на общественных началах.

Во многих воинских частях и соединениях рядом с музеями и комнатами боевой славы построены впечатляющие мемориальные комплексы, посвященные героям-однополчанам. Здесь -- Вечный огонь. Посещением этих мемориалов заканчиваются проводимые в музеях экскурсии.

У священных реликвий в торжественной обстановке молодые воины принимают присягу, проводится торжественная церемония вручения наградных знаков отличия и вручения очередных воинских званий. Все это расширяет воспитательные возможности комплексов «музей-мемориал», усиливает их воздействие на воинов, на всех посетителей.

Важным документом, в соответствии, с которым строится вся деятельность наших музеев, является Положение о военно-исторических музеях Российской Армии и Военно-Морского Флота, от 1997г. Деятельность музеев, как отмечается в Положении, является неотъемлемой частью идеологической, политико-воспитательной работы в армии и на флоте. Она способствует выполнению задач, которые решаются Российскими Вооруженными Силами. Музеи призваны оказывать активную помощь командирам, заместителям по воспитательной работе, армейским и флотским организациям в мобилизации личного состава на выполнение задач в боевой и повседневной деятельности, повышение бдительности и постоянной, боевой готовности к защите Отечества. Изменение статуса окружных музеев, а соответственно и их штата, неизбежно ведет к упрощению задач, стоящих перед их коллективами, старающимися изо всех сил соответствовать статусу музея. Это и понятно, посетители музеев, которых не посвящают в ведомственные секреты, требуют от нынешних "залов" музейных услуг.

Безусловно, коллективы военно-исторических музеев отдают отчет, что на современном этапе крайне необходимо обновить формы и методы своей деятельности, ликвидировать застойные явления, обеспечить решительное улучшение качества всей музейной работы, ее результативность.

Предстоит найти более рациональные и эффективные способы использования фондов, где без движения в хранилищах только штатных музеев находится около 5 млн. музейных предметов. Работа в этом направлении проводится путем увеличения числа стационарных и передвижных выставок, организации экскурсии по фондам. Однако и ныне использование фондов не превышает 6 процентов.

Важное направление перестройки связано с новыми процессами, и с реформированием армии, и с процессами, происходящими в исторической науке.

Экспозиции -- это отражение музейными средствами истории Российской Армии и Флота. В ходе реформирования в исторической науке уточняется ее периодизация, устраняются искажения и «белые пятна». В соответствии с этим осуществляется перестройка экспозиционных комплексов музеев и содержания проводимой ими пропагандистской работы.

Следует ускорить перестройку и в вопросах отражения в музейных экспозициях современного периода развития армии и флота. Эта задача не новая, но решается она медленно. Возможно, имеет смысл выработать единую концепцию построения экспозиции этого этапа. В докладе представителя группы разработчиков концепции военно-исторического музея г. Дрездена на Международной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею ЦМ ВС, прозвучала интересная мысль о создании экспозиции современности на примере некоего молодого человека, призванного на военную службу. Вот этот юноша получает повестку, вот он на призывном пункте, он же, по дороге в часть. Прибытие в часть, приобретение навыков боевой подготовки, спорт, досуг и т.д. и т.п. Военнослужащие срочной службы будут сравнивать увиденное с приобретенным опытом, офицеры могут лучшее использовать в своей деятельности, допризывники не будут терзаться неизвестностью нового этапа своей жизни, а более младшие посетители смогут проникнуться романтикой воинской службы. А если еще и использовать при этом интерактивные формы показа, то это станет и более наглядно, и более интересно. Думается, что к опыту немецких "музейщиков" следует приглядется повнимательние.

Краеугольным камнем музейной деятельности является фондовая работа. Наши музеи продолжают работу по выявлению и аннотированию реликвийных фотографий участников Гражданской и Великой Отечественной войн. Музеи истории Московского и Ленинградского военных округов осуществили видеозаписи воспоминаний заслуженных фронтовиков, Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Многие музеи собрали впечатляющие материалы о подвигах воинов-интернационалистов и участников ликвидации аварии в Чернобыле.

Основательно поработали в ЦМВС научные сотрудники сектора Великой Отечественной войны, которые при реэкспозиции своих залов использовали не одну сотню новых материалов. В ряде частей и соединений открылись новые музеи и комнаты (каюты) боевой славы. Все это, вместе взятое, заметно обновило и расширило ту экспозиционную базу, на которой, как известно, строится в музеях массово-пропагандистская работа.

С каким волнением слушают представители всех поколений, юные и ветераны, рассказы о беспримерных испытаниях, которые выпали на долю защитников Родины, и их массовом героизме. Немалый труд вкладывают работники музеев в пропаганду, боевых и трудовых традиций.

Музеи вносят свой посильный вклад в решение задачи терпимости к другим народам и религиям, показывая значение дружбы народов для укрепления обороны нашей страны и достижения победы в Великой Отечественной войне. И это подтверждается многочисленными экспонатами, которые характеризуют вклад каждой из наших республик, каждого народа в достижение военной и экономической победы над врагами.

Экспозиционные комплексы музеев располагают многочисленными документами, подлинными материалами, убедительно разоблачающими преступления фашистских агрессоров и их нынешних последователей, стремящихся к завоеванию мирового господства.

В настоящее время особенно четко обозначились две основ-ные социальные функции российских музеев. Первая -- это функция документирования (доказательства, подтверждения). Военно-исторические музеи документируют наиболее характерные и значительные события воен-ной истории, развития военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Вторая их функция -- образовательно-воспитательная. Она выражается в деятельности музеев по целенаправленной передаче военных знаний, формированию мировоззрения, идейно-нравственному, военно-патриотическому, интернациональному и эстетическому воспитанию.

В зависимости от этапов развития российского общества и задач, стоящих перед музеями, на передний план каждый раз выдвигалась то первая, то вторая функция. Но чаще обе эти функции действуют одновременно. В настоящее время, в период реформирования, военные музеи должны максимально, с наибольшей эффективностью использовать обе функции, добиваясь высоких конечных результатов.

Наше время требует более энергичных мер по ис-пользованию технических средств, прежде всего аудиовизуальных, во всех видах музейной работы -- научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной и массово-пропагандистской. Однако остаточный принцип по инерции присутствует при выделении ТСВ музеям, что на мой взгляд тормозит эффективность их деятельности. Музеи не в состоянии приобрести широкоформатные ЖК-телевизоры, пользуются устаревшими (списанными) компьютерами, отсутствует в музеях и возможность подключения к интернету.

Ослабевший в 90-х годах интерес к музейным ценностям, в XXI веке снова приобрел свой смысл и значение. Особенно наглядным это стало в канун празднования 65-летия со дня Великой Победы. И музеи не преминули этим воспользоваться. Повсеместно открываются стационарные и передвижные выставки, проводятся тематические экскурсии. Так, например, музей истории войск Московского военного округа (военно-исторический зал Дома офицеров МВО) организовал в апреле этого года выставку "Долгое эхо войны", в экспозиции которой, наряду с материалами из фондов музея, представлены находки времен минувшей войны, полученные в результате поисковой деятельности в Смоленской, Тверской и Калужской областях.

Опыт показал, что народ, воины армии и флота любят и ценят свои музеи, их популярность из года в год растет.

«Восхищение подвигами отцов и дедов, оценки наших подлинных достижений, -- говорил В. В. Путин, -- будут жить вечно, как и сами эти подвиги и достижения. И если сегодня мы вглядываемся в свою историю порой критическим взором, то лишь потому, что хотим лучше, полнее представить себе пути в будущее».

Возрастание интереса к историческим знаниям выразилось и в том, что среди музеев страны историче-ские и военно-исторические музеи вышли на пер-вое место по посещаемости. Их удельный вес по этому показателю составляет ныне 45 процентов (краеведческих -- 21 процент, искусствоведческих -- 20 процентов).

Популярность музеев растет и потому, что ныне, когда идет перестройка и в исторической науке, когда устраняются допущенные прежде искажения и «белые пятна», усиливается внимание к достоверному знанию, к документам и подлинникам, к музейным реликвиям как вещественным доказательствам, подтверждающим те или иные факты и исторические события.

Конечно, эту жажду знаний можно удовлетворить в библиотеке или в архиве. Однако ни книга, ни альбом, ни телепередача не могут заменить того, неповторимого эмоционального впечатления, которое возникает и надолго остается в памяти от восприятия музейных реликвий, от искусно созданной экспозиции.

Вопросы развития музейного дела в стране, увековечение подвига советского народа и его Вооруженных Сил в защите социалистического Отечества -- предмет постоянного внимания нашего народа и государства.

Правительство наметило стройную программу деятельности музейных учреждений страны, осудила остаточный спо-соб расходования средств на их развитие, причислила социально-культурное строительство к объектам при-оритетного финансирования. Однако, судя по всему, этот принцип по-прежнему популярен в ВС России. Экономия средств производится, прежде всего, за счет сокращения музеев и их штата. И это несмотря на то, что Правительством России принята Программа патриотического воспитания на 2010-2015 годы, уже третья по счету. Музеям в этой программе уделено достойное внимание. Программа предусматривают существенное увеличение количества музеев, намечают определенное выравнивание в обеспеченности услугами музейных учреждений отдельных республик РФ, укрепление материально-технической базы музеев, совершенствование управления музейной сетью. Подчеркивается первоочередное значение улучшения качественных показателей ее работы.

Представляется, что увеличение численности музеев, совершенствование их деятельности повысят интерес трудящихся, подрастающего поколения и российских воинов к этим сокровищницам памяти героической истории Отечества.

Многое делается сейчас по усилению духовного потенциала нашей страны. Веским проявлением неослабной заботы народа и государства о сохранении и приумножении духовных ценностей народа, о дальнейшем расцвете социальной культуры явилось создание такого общественного формирования, как Российский фонд культуры. Фонд содействует сбережению архитектурных, исторических и культурных реликвий, обширных богатств музейных фондов, государственных архивов и библиотек.

Правительство учит, что стремление к миру в условиях реальной угрозы военной агрессии должно сочетаться с готовностью постоять за себя, защитить свою свободу и независимость. «Пока опасность войны сохраняется, -- подчеркивает В. В. Путин, -- пока социальный реванш остается стержнем стратегии и милита-ристских программ Запада, мы и впредь будем делать все необходимое для поддержания оборонной мощи на уровне, исключающем военное превосходство империа-лизма над Российской Федерацией».

Свою задачу военно-исторические музеи видят в том, чтобы вместе с командирами и отделами воспитательной работы идеоло-гически обеспечивать укрепление обороны нашей страны и повышение боевой готовности Вооруженных Сил. По решению Государственной Думы и Российского правительства в Москве на Поклонной горе был создан уникальный по своему замыслу и эмоциональному воздействию памятник Победы советского народа над фашизмом. Здесь есть музей Великой Отечественной войны. Принято решение о строительстве второй очереди ЦМВС.

Российская общественность ставит вопрос о создании нового военно-исторического музея, в котором была бы представлена вся наша военная история с древнейших времен до наших дней, все наше героическое прошлое. Предлагается разместить музей ратной славы в Санкт-Петербурге в Михайловском замке.

Коллективы военно-исторических музеев считают своим долгом внести весомый вклад в решение за-дач, поставленных программой Правительства, Государственной Думой, Всероссийской музейной конференцией, настойчиво совершенствовать свою работу, решительно по-вышать ее качество, всемерно способствовать идейной закалке, военно-патриотическому воспитанию воинов Вооруженных Сил России, молодежи, всех российских людей.

Основной составляющей научно-просветительной деятельности музеев любого профиля является экскурсионная работа. При подготовке и проведении экскурсий музеи руководствуются принципами строгой научности, что означает четкий подход к оценке фактов, событий и явлений с позиций научных инструкций, изложение содержания экскурсий в соответствии с исторической наукой. В условиях острой идеологической борьбы на международной арене крайне важно аргументировано разоблачать антироссийские, проамериканские измышления, фальсификаторов истории гражданской и Великой Отечественной войн, клевету на внешнюю политику государства.

Весьма важен творческий подход к проведению каждой экскурсии. Учитывая состав группы, экскурсовод, стремится глубоко и интересно, живым, образным языком раскрыть содержание экспонатов, как можно лучше воздействовать на сознание и чувства слушателей. «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора, -- отмечал В. И. Ленин, -- в том и состоит, чтобы наилуч-шим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой».

Экскурсии, проводимые в музее, разделяются на обзорные, тематические и учебные.

Обзорная экскурсия дает общее представление о музее, знакомит посетителей с разделами экспозиции, раскрывающими историю создания и развития Российских Вооруженных Сил, историю войск, военного округа, группы войск, флота, соединения и части.

Экспозиции многих музеев дают возможность проводить и тематические экскурсии. Цель таких экскурсий -- более глубоко и целенаправленно раскрыть определенную тему или проблему.

Так, в Центральном музее Вооруженных Сил организуются следующие тематические экскурсии: «Деятельность правительства по созданию и укреплению Вооруженных Сил России», «Боевой союз народ России в защите Отечества», «Культурно-массовая работа в Российских Вооружен-ных Силах на основных этапах их истории», «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Российские Вооруженные Силы на страже ми-ра и безопасности России», «Российский воин -- патриот, своей страны». Музей истории войск Московского военного округа (военно-исторический зал Дома офицеров МВО) проводит экскурсии по темам: "Москва за нами!" (об участии войск округа в битве за Москву"), "Литература и жизнь" (о воинах округа, послуживших прототипами литературных произведений), "В лучах Правды" (интерактивная экскурсия-игра для младших школьников), "Лефортово через призму военной истории" (комплексная экскурсия по памятным местам воинской славы района Лефортово с посещением музея) и др.

Собственно, каждый военно-исторический музей определяет свою тематику экскурсий в соответствии с содержанием экспозиции. При этом необходимо учитывать особенности видов Вооруженных Сил России и родов войск, историю военных округов, групп войск и флотов, ту историю, которая непосредственно отражена в данном музее. Определяя тематику экскурсий, музеи руководствуются теми задачами, которые выполняют российские воины на современном этапе.

Эффективность и действенность экскурсии определяется ее качеством, идейно-патриотической направленностью. В программе Государственной Думы Российской Федерации, принятой на общем собрании, говорится: «Важной задачей воспитательной работы остается военно-патриотическое воспитание, формирование готовности защитить свою Отчизну, отдать ей все свои силы, а если потребуется, и жизнь». Это положение программы является определяющим при проведении любой экскурсии в музеях военно-историче-ского профиля, особенно для молодежи.

Важным критерием качества экскурсии является ее методический уровень. Для музейной экскурсии необходимы последовательность изложения материала, обоснованность утверждения и выводов, логическая связь основной темы экскурсии с отдельными подтекстами и вопросами, эмоциональный настрой, высокая культура речи экскурсовода, его тесный контакт, с группой.

Успех экскурсии во многом зависит от четкого уяснения ее познавательных и воспитательных целей. Экскурсовод должен знать, с какой целью пришла группа экскурсантов в музей: общее ли это знакомство с мате-риалами музея группы туристов или иностранных гостей, или более углубленное изучение определенной темы, или это учебная экскурсия для школьников и студентов. В любом случае экскурсия призвана выполнить стоящую перед нею задачу и быть частью того большого воспитательного процесса, который осуществляется музеем как идеологическим учреждением.

Экскурсовод пользуется различными методическими приемами, Общепринятым в практике экскурсионного дела является метод показа и рассказа. И хотя они ведутся почти одновременно, на какой-то момент показ должен опережать рассказ, то есть экскурсовод в изложении материала идет от показа к рассказу, ибо зрительные впечатления являются наиболее яркими. Показывая экспонат, экскурсовод занимает правильную позицию и по отношению к показываемому предмету, и по отношению к слушателям. Экспонат должен быть виден всем. Иногда экскурсовод делает паузу в своем рассказе, чтобы дать возможность всем посетителям увидеть объект рассказа.

Все большую популярность на современном этапе приобретает интерактивный метод проведения экскурсий. Метод, с помощью которого посетитель музея наиболее полно погружается в атмосферу минувших эпох, оставаясь при этом не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником тех, или иных событий. Так, например, в музее истории войск Московского военного округа (военно-историческом зале Дома офицеров МВО) в ходе проведения экскурсии для младших школьников используются самодельные куклы, такие, какими играли их сверстники на стыке времен. В основу сценария импровизированного спектакля положена реальная листовка Политотдела Красной Армии, экспонируемая тут же, в одном из залов музея. "Бойцы политотдела" (выявляются в ходе экскурсии) "агитируют" крестьян вступать в ряды Красной Армии. И не было еще ни одного случая, чтобы дети, отказывались служить в Красной Армии. Еще бы! Ведь эта армия создана, чтобы бороться за Правду. Слабых защищать, беречь свою Землю! Лучшим из лучших предоставляется честь занять место в тачанке, за пулеметом. А для школьников постарше существует экскурсия "Отечеством призванные", где "принимается присяга" и рассматриваются возможные сценарии судьбы в преломлении к личностям посетителей. Кстати, возможность посидеть на тачанке рассматривается и для взрослых посетителей.

Многие музеи в своей деятельности активно используют документальные кинокадры о зарождении Красной Армии, о Великой Отечественной войне и ее отдельных операциях, любительские фильмы о современной армии. Рекомендуется включать в разделы экспозиции звукозаписи речей видных деятелей правительства и государства, военачальников, звукозаписи сообщений Совинформбюро, и военно-патриотические песни и марши. В научно-методических разработках о проведении экскурсий необходимо указывать, какие визуальные и звуковые иллюстрации можно использовать, чтобы полнее раскрыть ту или иную тему.

Но для того, чтобы экскурсия прошла во всех отношениях успешно, к ней надо тщательно и всесторонне подготовиться. Прежде всего, важны выбор темы и определе-ние цели экскурсии. Возможность и целесообразность подготовки определенной экскурсии диктуются профилем музея, его спецификой, наличием соответствующих разделов в музейной экспозиции и достаточным количе-ством материалов, чтобы раскрыть данную тему. Определив тему, необходимо изучить соответствующую литературу: монографии, издания по истории Российских Вооруженных Сил, мемуары и художественные произведения.

Разработка текста экскурсии требует от экскурсовода глубоких знаний как истории страны и ее Вооруженных Сил России, так и экспозиции данного музея. При этом необходимо ориентироваться на экспозицию и те военно-исторические памятники, которые на ней представлены. Музеи видов Вооруженных Сил, родов войск, округов, групп войск и флотов имеют как полный текст экскурсии, так и краткий ее вариант.

Опыт показывает, что к существующим в музее текстам обзорных и тематических экскурсии возникает необходимость разрабатывать научно-методические рекомендации с целью помочь экскурсоводам органически увязать содержание экскурсий с новыми важнейшими событиями внутренней и международной жизни страны и Российского государства, крупными юбилейными и знаменательными датами, актуальными задачами, стоящими перед личным составом Российских Вооруженных Сил. Очень важно, чтобы экскурсии опе-ративно отражали текущие политические события, шли в ногу с современностью, были злободневными.

В ходе подготовки экскурсий накапливается обширный справочный материал, который может быть использован в будущей работе экскурсовода. Желательно этот материал заносить на карточки, ими удобно будет поль-зоваться в последующей разработке тем экскурсий.

Особое внимание следует уделить сотрудникам, гото-вящим свою первую экскурсию. Время ее подготовки определяется в зависимости от объема экспозиции музея. Так, например, для подготовки обзорной экскурсии в ЦМВС России, насчитывающем 25 экспозиционных залов, отводится два месяца. Этот срок устанавливается из расчета, что на изучение экспозиции зала и проверку его знания выделяется один-два дня. По мере изучения одного зала за другим экскурсовод пересказывает его содержание методисту или представителю научно-экспо-зиционного отдела. После того как экскурсовод несколь-ко раз проведет подготовленную экскурсию, ее принимает специально созданная комиссия.

Состав комиссии определяется приказом начальника музея. По опыту работы Центрального музея Вооружен-ных Сил эту комиссию возглавляет заместитель начальника музея по научной работе. В состав комиссии, как правило, входят начальник или заместитель научно-экспозиционного отдела, начальник массово-пропаганди-стского отдела, методист, заведующий экскурсионно-лекторским бюро.

Рекомендуется иметь книгу протоколов приемной комиссии, где фиксируются обсуждение и принятие экскурсии. В ходе обсуждения советуем руководствоваться заранее установленными критериями оценки экскурсии, которые помогут определить качество принимаемой экскурсии. Пожелания и рекомендации, высказанные членами комиссии при обсуждении, помогут начинающему экскурсоводу в совершенствовании его экскурсионной деятельности.

Сотрудники, имеющие достаточный опыт экскурсионной работы, могут помочь начинающему экскурсоводу своими знаниями, советами, рекомендациями. Опыт передается в форме бесед и занятий и в ходе взаимного прослушивания экскурсий.

После принятого приемной комиссией положительного решения о прослушанной экскурсии издается приказ начальника музея о допуске научного сотрудника к проведению экскурсий.

Систематически проводимый контроль качества экскурсий (актуально для музеев, где трудятся несколько экскурсоводов) способствует повышению их идейно-политического и методического уровня, росту мастер-ства экскурсоводов. Он осуществляется путем прослу-шивания и обсуждения экскурсий согласно годовым и текущим планам. Контроль может быть и внеплановым, проводимым с целью определения уровня экскурсион-ной работы музея и мастерства каждого экскурсовода. Прослушивание экскурсий ведется в соответствии с приказом на-чальника музея или его заместителя, для чего заранее определяется состав членов комиссии и составляется график ее работы.

В Центральном музее Вооруженных Сил работает постоянная комиссия по оказанию методической помощи научным сотрудникам и осуществлению контроля качества проводимых ими экскурсий. В ее состав входят, заместитель начальника музея по научной части (председатель комиссии), начальники отдела пропаганды и научно-экспозиционного отдела, секретарь комитета, методисты отдела пропаганды, заведующий экскурсионно-лекторским бюро. В начале года руководство музея составляет и утверждает график работы комиссии, а также график работы методистов. При составлении графиков предусматривается, что всех на-учных сотрудников, ведущих экскурсии, комиссия про-слушивает один раз в год, а методисты прослушивают экскурсоводов отдела пропаганды дважды, сотрудников других отделов, один раз в год. С целью обмена опытом работы экскурсоводов практикуется также взаимное прослушивание.

Экскурсии проводятся не только по основной экспо-зиции, но и по стационарным и передвижным выставкам. Тексты последних, как правило, разрабатывают авторы выставок. Учитывая, что стационарные выставки обычно являются дополнением к основной экспозиции музея, тексты экскурсий по ним, как и сами экскурсии, должны быть краткими и выразительными.

Передвижная выставка является как бы филиалом музея и действует самостоятельно. Ее экспозиция развертывается в воинских частях, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Поэтому рекомендуется иметь подробный текст экскурсии по выставке. В текст экскурсии необходимо включить краткие сведения по истории музея, а также обращение к посетителям с просьбой пополнять фонды музея новыми поступлени-ями.

В плане занятий по повышению деловой квалификации предусматриваются встречи с экспонентами -- ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, передовыми воинами армии и флота сегодняшнего дня, в том числе с героями, выполнявшими интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

В ряде музеев практикуется в начале рабочего дня информирование экскурсоводов о важнейших событиях внутренней и международной жизни страны с целью оперативного отражения их в экскурсиях. Целесообразно также проводить научно-практические конференции, посвященные важнейшим решениям правительства, историческим событиям, юбилеям.

Полезно проводить стажировки экскурсоводов в других музеях.

Военно-историческим музеям, имеющим небольшой штат сотрудников, целесообразно по возможности принимать участие в занятиях, проводимых ЦМВС.

Существует практика привлечения к экскурсионной работе внештатных экскурсоводов из числа участников Великой Отечественной войны, ветеранов части, передовых командиров, воспитательных отделов, ротных активистов, отличников боевой и общественно-государственной подготовки. Важно, чтобы вне-штатные экскурсоводы приглашались на занятия по по-вышению деловой квалификации экскурсоводов.

Ранее музеи истории видов Вооруженных Сил, родов войск, округов, групп войск и флотов, являлись головными по отношению к войсковым музеям, оказывали им научно-методическую помощь, в том числе и в деле повышения деловой квалификации их работников. На сегодняшний день, когда сметой Домов офицеров не предусмотрены расходы на командировки, связь окружных музеев с войсковыми музеями почти утеряна. Реальная помощь возможна путем распространения методических пособий, разработанных окружным музеем (военно-историческим залом ОДО) и разосланных по назначению. Так например, методическое пособие "Некоторые аспекты использования интерактивного метода при проведении экскурсии в музеях военно-исторического профиля", разработанное заведующей музея истории войск Московского военного округа (военно-исторического зала Дома офицеров МВО) Т.П.Шпилевой и занявшее первое место на Всеармейском конкурсе "Золотой сокол", распространялось по войскам методическим отделом КЦ ВС РФ.

И все же, военные музеи и комнаты воинской славы ВС РФ занимают особое и важное место в системе социально-культурной деятельности. Это связано с рядом факторов:

во-первых, в военных музеях и комнатах воинской славы отражена история части, соединения, вида, рода войск, что нельзя рассматривать в отрыве от тех событий, которые проходили в то время в стране;

во-вторых, военные музеи и комнаты воинской славы обладают экспонатами, имеющими историческую и культурную ценность, которая способствует изучению и пониманию истории новыми поколениями не только военнослужащих, но и граждан России;

в-третьих, военные музеи и комнаты воинской славы накапливают и сохраняют предметы, фотографии и вещи, отражающие развитие современного государства и будут их хранить для изучения и развития и исторических наук;

в-четвертых, огромный потенциал военных музеев и комнат воинской славы используется в государственных программах патриотического воспитания граждан и формирования у них гордости за историю России.

Военные музеи и комнаты (каюты) воинской славы проходили процесс становления и развития в неразрывной связи с Вооруженными Силами. Их фонды хранят множество музейных предметов, важность которых достигает международного уровня. Огромное значение эти материалы имеют для изучения и развития отечественной исторической науки, и в первую очередь, военной истории. Оружие, амуниция, элементы одежды, быт и досуг наших предков должны быть сохранены и донесены до последующих поколений граждан Российской Федерации. С этой задачей справляются и будут успешно справляться военные музеи и комнаты воинской славы.

Военно-исторические музеи - музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Подразделяются на музеи общей воинской истории (например, Центральный музей Вооруженных Сил Москве); музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские, авиационные и пр.); музеи истории воинских подразделений; музеи, посвященные значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в том числе мемориальные музеи и памятники.

Под культурно-массовой работой понимают - одно из основных направлений музейной деятельности, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея и осуществляется многоплановая и разнообразная работа с различными категориями посетителей как в самом музее, так и вне его. В практике работы музеев сложились различные формы научно-просветительной работы. Их совершенствование и развитие является важнейшим средством повышения роли музеев в идеологической и воспитательной работе.

Формы научно-просветительной работы - типы организации работы музеев с посетителями. На сегодняшний день наиболее распространёнными в практике музеев являются экскурсии и лекции. Эти формы нередко объединяются в циклы. Эффективной формой работы с постоянными посетителями является музейный кружок. В последнее время получают развитие и комплексные формы работы, такие как тематические вечера, клубы, музейные праздники. В их организации и проведении участвуют широкие круги музейной общественности - представители Совета ветеранов, Общества охраны природы, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, творческих организаций и др. Развитие комплексных форм работы музеев имеет большое идеологическое и воспитательное значение. Целями научно-просветительской работы являются образовательно-воспитательная функция и многоплановая работа с различными категориями посетителей.

Задачами научно-просветительной работы являются передать всю необходимую информацию, которая имеется в музее с помощью наглядных материалов, экспонатов, всевозможных мультимедийных средств.

Согласно приказу МО РФ №343 от 11 сентября 1997 года научно-просветительная работа военных музеев (музейных образований) осуществляется на основе музейных материалов, экспозиций и выставок с учетом дифференцированного подхода к аудитории и реализуется в различных (в том числе и комплексных) мероприятиях образовательно-воспитательного и культурно-досугового содержания, а также в рекламе, обобщении и распространении опыта музейной работы.

К основным формам научно-просветительной работы военных музеев (музейных образований) относятся:

Общеобразовательные и учебные экскурсии по экспозициям и выставкам, открытому хранению фондов, внемузейным памятникам истории и культуры, а также лекции, доклады и беседы (нередко объединяемые в циклы) по тематике, соответствующей профилю военного музея (музейного образования);

Военно-исторические чтения, теоретические конференции, теле- и радиорепортажи о музейных коллекциях, устные журналы, лекции документального кино, музейные уроки;

Тематические вечера, посвященные Боевому Знамени, государственным праздникам, дням воинской славы и другим знаменательным датам в истории армии и флота, вида Вооруженных Сил, округа, флота, рода войск, специальных войск и служб, объединения, соединения, воинской части, вечера чествования и встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, труда и Вооруженных Сил, походы по местам боевой славы, уроки мужества;

Музейные кружки и клубы, дни открытых дверей, музейные праздники;

Передвижные выставки.

Научно-просветительная работа военных музеев (музейных образований) должна содействовать утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, оказывать мобилизующее влияние на выполнение личным составом задач боевой подготовки, формировать у воинов постоянную готовность к выполнению своего воинского долга перед Родиной, способствовать повышению уровня образования и культуры, воинскому, нравственному и эстетическому воспитанию, а также организации культурного досуга военнослужащих и других категорий граждан Российской Федерации.

Военные музеи (музейные образования) ведут учет просветительной работы по следующим направлениям:

учет посещаемости экспозиций, выставок и других музейных мероприятий;

учет количества проведенных мероприятий (по их видам);

учет нагрузки каждого сотрудника военного музея (музейного образования), участвующего в организации и проведении мероприятий информационно-просветительного характера.

Сведения о проведенных информационно-просветительных мероприятиях ежедневно фиксируются в специальных журналах (дневниках) работы военных музеев (музейных образованиях).

Кроме того, в документацию научно-просветительной работы военного музея (музейного образования) входят:

методические разработки экскурсий и других форм научно-просветительной работы;

тематические планы экскурсий, лекций, бесед и т.д.;

планы (сценарии) различных мероприятий информационно-просветительного содержания.