Технологии не получившие развития и были забыты. Забытые технологии древности, или "воспоминания о будущем". Принципы обучения в школе

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%).

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью , личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются).

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка .

Особенности системы образования

Принципы

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают .

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Школьные обеды – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов . Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками , в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны . Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети , с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе . Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют , и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым . В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно , занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог , который помогает ученикам определиться с будущим . Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник. 1 мая в Финляндии проходит праздник-карнавал.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки

  • Как учатся в финских школах
  • Японцы списывают у финнов
  • Семейные отношения в представлении финнов и россиян
  • Всё обо всём в Финляндии - Система образования
  • Социальная разведка по-фински

Еще статья:

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

Нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

Верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.

Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В древности многие знания и открытия передавались строго от учителя к ученику. И если эта цепочка разрывалась, то принцип работы изобретения мог оказаться утерянным навсегда.

Покопавшись в истории, сайт собрал для вас 6 технологий из прошлого, секрет которых не дошел до наших дней.

Кубок Ликурга

Этот древний римский кубок, на котором изображена гибель царя Ликурга , обладает интересной особенностью. Он меняет свой цвет в зависимости от освещения и жидкости, которая в него налита. Например, в тени он зеленый, на свету - красный. Если в него налить воду, он светится синим. Если масло - цвет меняется на желто-красный.

Ученые считают, что кубок использовался для определения примесей в напитках. Чаша сделана из мельчайших наночастиц золота и серебра. Это означает, что древние мастера были знакомы с тем, что сегодня мы называем нанотехнологиями. Однако повторить подобное до сегодняшнего времени так никто и не смог.

Свободная энергия

Никола Тесла был гениальным изобретателем и спроектировал множество фантастических вещей. В 1901 году он построил башню Ворденклиф , которая была способна передавать электричество в любую точку земли и обеспечить людей свободной (бесплатной) энергией.

К сожалению, лабораторию Теслы перестали финансировать, а башня в скором времени была разрушена. После его смерти часть чертежей изобретений была захвачена, а другая часть исчезла таинственным образом.

Звук духа

В период между 14-м и 37-м годами н. э. жил стеклодув, который открыл вещество, названное гибким стеклом . Мастер сделал для императора Тиберия бокал из такого материала. Когда Тиберий выпил из чаши и бросил ее на пол, она не разбилась.

Император решил, что удивительный материал мог обесценить серебро и золото. Он приказал казнить стеклодува, чтобы секрет гибкого стекла умер вместе с ним.

Греческий огонь


Интересно, много ли значимых изобретений и технологий было утрачено за историю человечества? Очень много, причём некоторые совершенно незаслуженно. Мы выбрали самые любопытные из них.

Дамасская сталь

Дамасские мечи, которые, как правило, производились на Ближнем Востоке начиная с 540 года н. э. до 1800 года н. э., были более острыми, гибкими и прочными, чем современные аналогичные клинки. Благодаря специальной технике ковки они также отличались визуально, имея «мраморный» узор, который получил название «дамасский».

Производство после долгих лет было окончательно прекращено, и высокоохраняемая технология была утрачена - на данный момент современные кузнецы и металлурги не смогли точно установить те методы и сплавы, которые применялись в производстве тех мечей. Известно, что мастера использовали углеродистые сплавы стали, которые делают сплав твёрдым и хрупким, однако тестирование дамасских клинков выявило наличие углеродных нанотрубок, которые обеспечивают сплав гибкостью.

Историческая справка

Профессор Питер Пауфлер из Технического университета Дрездена провёл ряд исследований дамасских сабель и обнаружил, что при их производстве применялось примерно то, что сейчас мы называем нанотехнологиями.

Растворённый в соляной кислоте кусочек стали был исследован под электронным микроскопом, и в результате выяснилось, что её структура схожа с современными углеродными нанотрубками, используемыми для увеличения прочности металлов. В составе дамасской стали была обнаружена примесь карбида железа, который содержится в виде нанонитей. По предположениям специалиста, некоторые примеси в стали при высокой температуре вызывали рост углеродных нанотрубок. Углерод в сталь попадал как продукт горения дерева в печи при плавке стали - так и возникали эти тончайшие нити.

Искусство каменотёсов древних инков

До сих пор неизвестно, как именно они достигали того, что камни в их кладке прилегали настолько точно друг к другу. Некоторые конкистадоры предполагали, что они имели особую технологию, известную с древности, которая помогала «смягчать камень». Якобы один из испанских рыцарей наступил на какое-то растение, которое оплавило шпоры на его сапогах. Но эти сведения сегодня сложно воспринимать всерьёз».

Историческая справка

Действительно, до сих пор доподлинно неизвестно, какими именно инструментами обрабатывались плоскости камней размером до нескольких квадратных метров, после состыковки которых зазор по всему контуру не позволял вставить между ними древесный лист.

Остаётся загадкой и то, каким образом перемещались камни для сооружения фундаментов и стен, вес которых достигал 20 тонн. Некоторые «специалисты» (те же, которые приписывают постройку пирамид инопланетянам) говорят, что инки обладали технологией лазерной резки камня и умели манипулировать силами гравитации для перемещения тяжестей.

Антикитерский механизм

Поднятое в 1901 году с потерпевшего кораблекрушение древнего судна устройство было создано в период около 150-100 лет до н. э. Причём, уровень его миниатюризации и механическая сложность не могли быть воспроизведены в последующие 1500 лет. После долгих исследований, в 2008 году, учёные установили, что это устройство представляет собой календарь, отслеживающий Метонов цикл. С его помощью древние предсказывали солнечные затмения и рассчитали сроки Олимпийских игр.

Историческая справка

Судно, на котором был обнаружен древний механизм, затонуло недалеко от греческого острова Антикитера. На данный момент артефакт хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.

Антикитерский механизм (размерами 33×18×10 см в сборе) содержал 37 бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками; по реконструкции использовался он для расчёта движения небесных тел. Другие устройства подобной сложности неизвестны в эллинистической культуре. В 2010 году один из инженеров Apple создал аналог антикитерского механизма из конструктора LEGO.

Суперизоляционный материал Starlite

Материал Starlite Мориса Уорда может рассматриваться как потерянное изобретение. Он за 20 с лишним лет ни с кем не поделился своим секретом, и никто так и не смог воспроизвести его. Starlite является одним из видов пластика с замечательными изоляционными свойствами, который может выдержать практически любую температуру. Тонкий кусок Starlite мог выдержать 10 000 °C (это почти в два раза горячее поверхности Солнца). Интересно, что материал был изобретён человеком без какого-либо академического образования (на самом деле в прошлом он был парикмахером в Йоркшире, Англия).

Этот материал стал широко популярным в 1993 году, когда его показали на шоу под названием «Мир завтра». Учёный на шоу в течение нескольких минут нагревал паяльной лампой яйцо, которое было покрыто тончайшим слоем Starlite. Через несколько минут яйцо было очищено - белок был сырым. Это изобретение потенциально могло принести миллиарды долларов, но... ничего подобного не произошло. Starlite таинственным образом исчез из поля зрения. Даже его веб-сайт не работает.

Историческая справка

В 2011 году Морис Уорд умер, не оставив данных о том, что это был за материал или в каком направлении надо «рыть», чтобы добиться его эффективности. Разумеется, исследования велись и на более высоком уровне, чем пресловутое телешоу. Главе подразделения тонкоплёночных пластиков тогдашнего Агентства оборонных исследований Великобритании удалось провести ряд тестов материала, при том условии, что он не пытался выяснить его состав. Тесты включали облучение лазером с мощностью импульса в 100 мДж, однако его воздействие на защищаемый пастой предмет было равно нулю. Никакого эффекта на него не произвела дуговая лампа: пока температура поверхности не превышала 1 000 ˚C, материал эффективно защищал предмет, на который был нанесён. Результаты были опубликованы в International Defence Review. В ответ на все вопросы о составе Морис Уорд говорил только то, что Starlite включает 21 компонент. Более того, всякий раз он предоставлял материал со слегка иным химическим составом. Попытки научных дискуссий с Уордом проваливались (он оказался просто недостаточно образован), а деловые переговоры заходили в тупик, когда он в один день просил £1 млн, а на следующий дорисовывал к цифре нолик, при этом не желая давать материал на предварительный анализ химических свойств.

Система беспроводной передачи электричества Николы Теслы

Главная проблема этой разработки сводилась к тому, что без проводов невозможно было понять, кто использует электричество, а значит, нельзя было понять, кому предъявлять за него счёт. Однако, мне кажется, этот способ передачи электричества также был намного менее эффективен, чем проводной.

Историческая справка

Никола Тесла провёл массу любопытных экспериментов с передачей электричества на расстоянии. В 1891 году учёный показал первую в мире лампочку, зажжённую без помощи проводов, а также свой беспроводной электродвигатель. В основе этих изобретений лежал принцип электрических колебаний. По мнению Теслы, использование подобных ламп экономически более выгодно, так как потери энергии при этом минимальны. Также он отмечал, что свет, производимый его лампой, больше походит на естественное освещение. В интервью газете Нью-Йорк Сан в 1901 году учёный заявил, что система беспроводного освещения помещений готова к коммерческому использованию, тем не менее распространения она не получила.

Позднее Никола Тесла предположил, что для передачи электрического тока можно использовать колебания электрического поля Земли, тогда задача передачи энергии и информации на любые расстояния будет решена. Главным итогом его исследований беспроводной передачи тока стала башня Ворденклиф на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Однако в 1903 году, когда установка была почти закончена, намерение Теслы продемонстрировать передачу электроэнергии без проводов грозило обрушить рынок и предоставить всем желающим бесплатную электроэнергию, поэтому Дж. П. Морган, акционер первой в мире Ниагарской ГЭС и медных заводов, решил отказаться от дальнейшего финансирования его проекта.

После закрытия лаборатории Тесла не развивал идею беспроводной передачи электричества, а занимался разработками радиотехники, паровых турбин, насосов, электросчётчиков и спидометров.

Гусеничные транспортёры Ганс и Франц

Одно из действительно интересных изобретений из современной эпохи, которое было неоправданно забыто, - это гусеничный транспортёр NASA для перевозки ракет «Сатурн V». Я слышал, что после свёртывания программы «Аполлон» эти транспортёры были попросту законсервированы, а те, кто их строил, перешли на другие проекты. В тот момент все решили, что больше никогда никому не потребуется перемещать что-то такое огромное. Когда NASA начало разворачивать проект Спейс Шаттл, были затрачены огромные средства, чтобы привести транспортёры в рабочее состояние, так как технологии были практически утрачены. Если появится необходимость перемещать что-то такое же масштабное, фактически нам придётся переизобретать эти транспортёры заново.

Историческая справка

На гусеничные транспортёры, разработанные для NASA компанией Bucyrus International в 1965 году, было затрачено около $ 28 млн. На тот момент они являлись крупнейшими образцами самоходной техники в мире (пока не появился фантастически огромный роторный экскаватор Bagger 288). Машина весом в 2 400 тонн состоит из платформы на четырёх тележках, каждая из которых снабжена двумя гусеницами. Уникальная гидравлическая система с высокой точностью удерживала платформу в горизонтальном положении.

Машина управляется водителем, при этом максимальная её скорость составляет 1,6 км/ч в загруженном состоянии и 3 км/ч без груза. Транспортёр способен перевозить «челноки» на расстояние 5,6 км, средняя продолжительность поездки составляет 5 часов. После сворачивания программы «Спейс Шаттл» необходимость в этих транспортёрах отпала. На сегодня существуют два транспортёра, которые получили имена Ганс и Франц, однако на счёт их рабочего состояния приходится сомневаться.

Римский додекаэдр

В то время как значимость и важность его остаются спорными (для чего он использовался?), то, что его утилитарное назначение утеряно, - это факт.

Историческая справка

Римский додекаэдр - это небольшой полый объект, сделанный из бронзы, датируемый II или III веком нашей эры. Предмет имеет двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.

Подобных додекаэдров было обнаружено около сотни на территории разных стран, от Англии до Венгрии и запада Италии, но большинство найдено в Германии и Франции. Размеры варьируются от 4 до 11 см. В основном образцы сделаны из бронзы, но некоторое количество высечено из камня.

Функции этих объектов остаются загадкой, при этом нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени. Существуют различные версии их использования. Это могли быть подсвечники (внутри одного из них был найден воск), игральные кости, инструмент для калибровки водяных труб (круглые отверстия имеют разный диаметр), элемент армейского штандарта, дальномер, инструмент для гадания.

Гибкое стекло

Гибкое стекло - это легендарное утраченное времён правления римского императора Тиберия (14-37 г. н. э.)

Историческая справка

По сведениям Исидора Севильского, мастер, создавший ранее неизвестный материал, который удалось добыть из глины, преподнёс императору сделанную из него чашу для питья. Чаша блестела как серебряная, но при этом была очень лёгкой. Император был впечатлён открытием, но при этом испугался, что новый металл может привести к обесцениванию серебра и золота. Поэтому, убедившись, что никто, кроме самого ювелира, не знает секрета изготовления неведомой субстанции, он приказал отрубить ему голову.

Однако детали этого рассказа могут отличаться. Вместо чаши нередко упоминается тарелка, ваза или корона. Плиний Старший упоминает сюжет о ювелире в контексте описания способов изготовления стекла. «Рассказывают, что при принцепсе Тиберии был придуман такой состав стекла, что оно было гибким, и тогда мастерская этого мастера полностью была уничтожена, чтобы не понизились цены на металлы, медь, серебро, золото, однако слух этот был скорее упорным, чем верным».

Сходный сюжет пересказывается и в «Сатириконе» Петрония Арбитра, где история обрастает деталями. «Был такой стекольщик, который сделал небьющийся стеклянный фиал. Он был допущен с даром к Цезарю и, попросив фиал обратно, перед глазами Цезаря бросил его на мраморный пол. Цезарь прямо-таки насмерть перепугался. Но стекольщик поднимает фиал, погнувшийся словно какая-нибудь стеклянная ваза, вытаскивает из-за пояса молоток и преспокойно исправляет фиал. Сделав это, он вообразил, что уже вознёсся до престола Юпитерова, в особенности, когда император спросил его, знает ли ещё кто-нибудь способ изготовления такого стекла. Стекольщик… говорит, что нет; а Цезарь велел отрубить ему голову, потому что если бы это искусство стало всем известно, золото ценилось бы не дороже грязи».

Материальных объектов, которые могли бы подтвердить эти легенды, до наших дней не сохранилось. Есть версии, что речь идёт о первом открытии чистого алюминия, который согласно официальной науке был получен только в 1825 году.

Несмотря на то, что современный мир находится на одном из пиков технологического развития, ученые отмечают, что не все знания прошлого дошли до наших дней. Собственно, создается впечатление, будто некоторые изобретения были потеряны, а некоторые старые технологии оказываются непонятными для современников. Ниже вашему вниманию предлагаются пять утерянных технологий, которые до сих пор привлекают внимание ученых.


Римский цемент
Современный бетон, представляющий собой смесь цемента, воды и заполнителей, вроде песка или гравия, был изобретен в начале XVIII века и является наиболее распространенным строительным материалом в современном мире. Впрочем, состав, разработанный в XVIII столетии, является далеко не первым видом бетона. В сущности, бетон использовали персы, египтяне, ассирийцы и римляне. Последние добавляли в строительную смесь негашеную известь, щебень и воду – именно этот состав дал Риму Пантеон, Колизей, акведуки и термы.

Как и многие другие знания античности, эта технология была утеряна с наступлением Средневековья – не странно, что эта историческая эпоха также известна как Темные века. Согласно популярной версии, объясняющей факт исчезновения рецепта, он был чем-то вроде коммерческой тайны и со смертью тех немногих людей, которые были в нее посвящены, он был забыт.

Примечательно, что компоненты, отличающие римский цемент от современного, до сих пор остаются неизвестными. Строения, возведенные с применением римского цемента, простояли тысячелетия, невзирая на воздействие стихий – цемент, используемый в наше время, не может похвастать такой стойкостью. Некоторые историки считают, что римляне добавляли молоко и кровь в строительную смесь – предполагается, что поры, формировавшиеся благодаря этому процессу, позволяли составу расширяться и сжиматься под воздействием температурных изменений, при этом, не разрушаясь. Впрочем, прочность цементу придавили другие вещества, но никто не может точно сказать, какие именно.


Дамасская сталь
Дамасская сталь, неимоверно прочный тип металла, широко использовалась на Ближнем востоке приблизительно в 1100-1700 годах нашей эры. В основном, этот вид стали стал известен благодаря мечам и ножам, которые из нее изготавливали. Клинки, выкованные из дамасской стали, славились прочностью и остротой: считалось, что меч из дамаска мог легко разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из более слабых сплавов. Дамасская сталь ассоциируется с узорчатой тиглевой сталью из Индии и со Шри-Ланки. Высокая прочность клинков из такой стали объяснялась процессом производства, в ходе которого жесткий цементит смешивался с несколько более мягким железом, в результате чего изделия получались одновременно прочными и гибкими.

Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.

Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии – они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность. Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.


Антикитерский механизм
Одна из наиболее загадочных археологических находок, Антикитерский механизм, был найден ныряльщиками на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера в начале ХХ века. Изучив следы кораблекрушения, ученые пришли к выводу, что судно датируется I или II столетием до нашей эры. При этом, найденный механизм был неимоверно сложным по своей структуре: он состоял из более чем 30 шестерен, рычагов и прочих компонентов.

Более того, в нем применялась дифференциальная передача, которая, как предполагалось ранее, была изобретена не раньше XVI века. Очевидно, устройство предназначалось для измерения положения Солнца, Луны и прочих небесных тел. Описывая этот механизм, отдельные специалисты называют его первоначальной формой механических часов, другие же считают его первой известной аналоговой вычислительной машиной.

Точность, с которой были выполнены компоненты механизма, указывает на то, что данное приспособление не было единственным в своем роде. С другой стороны, исторические записи о механизмах, строение которых напоминает находку, восходят к XIV веку, а значит, на протяжении более чем 1400 лет технология была утерянной.


Греческий огонь
Греческий огонь, горючая смесь, применявшаяся в военных целях Византийской империей и другими государствами, – это одна из наиболее известных утерянных технологий. Будучи чем-то вроде первоначальной формы напалма, греческий огонь продолжал гореть даже в воде. Наиболее известный случай применения этого грозного оружия имел место в XI веке, когда Византия использовала огонь против арабов и повергла их в бегство.

Поначалу греческий огонь заливали в небольшие сосуды, которые поджигали и метали в противника, наподобие современного коктейля Молотова. Позже были изобретены установки, состоящие из медных труб с сифоном, – эти боевые машины использовались для того, чтобы поджигать вражеские корабли. Кроме того, имеются сведения о ручных установках, отдаленно напоминавших современные огнеметы.

Конечно, вооруженные силы нашего времени используют горючие смеси, а значит, нельзя сказать, что технология остается полностью неизвестной. С другой стороны, напалм был разработан лишь в 40х годах ХХ века, а оригинальный состав греческого огня был утерян после упадка Византийской империи – таким образом, действенная технология, все же, оставалась потерянной на протяжении нескольких столетий. До сих пор трудно сказать, как именно был утрачен состав вещества. К тому же, ученые не знают, что могло использоваться для приготовления смеси.

Согласно наиболее ранней версии, греческий огонь мог включать в себя большую дозу селитры. Впрочем, эта версия вскоре была отвергнута, ведь селитра не горит в воде, а именно это свойство приписывалось греческому огню. Если верить более новой теории, то горючее вещество было эдаким коктейлем из нефтепродуктов или сырой нефти, а также негашеной извести, калиевой селитры и, возможно, серы.


Технологии программ «Аполлон» и «Джемини»
Оказывается, не все утерянные технологии зародились в древности – даже относительно недавние достижение науки и техники могут оставаться непостижимыми для современников. В 50х, 60х и 70х годах ХХ века космические программы «Джемини» и «Аполлон» привели к наиболее заметным достижениям человечества в области космических полетов. В частности, речь идет о наиболее крупном успехе НАСА, а именно, программе «Аполлон-11» и высадке человека на Луну. В свою очередь, более ранняя программа «Джемини» 1965-66 гг. дала ученым ценные знания о механике полетов в космос.

Конечно, достижение программ «Джемини» и «Аполлон» нельзя считать утерянными в традиционном смысле этого слова, ведь в распоряжении ученых все еще находятся ракеты-носители «Сатурн-5», а также фрагменты других космических аппаратов. С другой стороны, обладание механизмами еще не предполагает знания технологии. Дело в том, что в результате высоких темпов «космической гонки» документация велась не так хорошо, как того бы хотелось современным работникам НАСА. Вдобавок к спешке, ситуацию усугубляет тот факт, что для подготовки программ нанимались частные подрядчики, работавшие над отдельными компонентами кораблей и оборудования.

После того, как программы были доведены до завершения, частные инженеры ушли, забрав с собой свои чертежи и схемы. В результате, теперь, когда НАСА планирует новый полет на Луну, большие объемы необходимой информации остаются недоступными или же находятся в абсолютно хаотическом состоянии. В сущности, все, что остается НАСА в сложившихся обстоятельствах, это обратиться к реверсивному проектированию, то есть к анализу имеющихся кораблей.

Несмотря на то, что современный мир находится на одном из пиков технологического развития, ученые отмечают, что не все знания прошлого дошли до наших дней. Собственно, создается впечатление, будто некоторые изобретения были потеряны, а некоторые старые технологии оказываются непонятными для современников. Ниже вашему вниманию предлагаются пять утерянных технологий, которые до сих пор привлекают внимание ученых.


Римский цемент

Современный бетон, представляющий собой смесь цемента, воды и заполнителей, вроде песка или гравия, был изобретен в начале XVIII века и является наиболее распространенным строительным материалом в современном мире. Впрочем, состав, разработанный в XVIII столетии, является далеко не первым видом бетона. В сущности, бетон использовали персы, египтяне, ассирийцы и римляне. Последние добавляли в строительную смесь негашеную известь, щебень и воду - именно этот состав дал Риму Пантеон, Колизей, акведуки и термы.

Как и многие другие знания античности, эта технология была утеряна с наступлением Средневековья - не странно, что эта историческая эпоха также известна как Темные века. Согласно популярной версии, объясняющей факт исчезновения рецепта, он был чем-то вроде коммерческой тайны и со смертью тех немногих людей, которые были в нее посвящены, он был забыт.

Примечательно, что компоненты, отличающие римский цемент от современного, до сих пор остаются неизвестными. Строения, возведенные с применением римского цемента, простояли тысячелетия, невзирая на воздействие стихий - цемент, используемый в наше время, не может похвастать такой стойкостью. Некоторые историки считают, что римляне добавляли молоко и кровь в строительную смесь - предполагается, что поры, формировавшиеся благодаря этому процессу, позволяли составу расширяться и сжиматься под воздействием температурных изменений, при этом, не разрушаясь. Впрочем, прочность цементу придавили другие вещества, но никто не может точно сказать, какие именно.

Дамасская сталь


Дамасская сталь, неимоверно прочный тип металла, широко использовалась на Ближнем востоке приблизительно в 1100-1700 годах нашей эры. В основном, этот вид стали стал известен благодаря мечам и ножам, которые из нее изготавливали. Клинки, выкованные из дамасской стали, славились прочностью и остротой: считалось, что меч из дамаска мог легко разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из более слабых сплавов. Дамасская сталь ассоциируется с узорчатой тиглевой сталью из Индии и со Шри-Ланки. Высокая прочность клинков из такой стали объяснялась процессом производства, в ходе которого жесткий цементит смешивался с несколько более мягким железом, в результате чего изделия получались одновременно прочными и гибкими.

Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.

Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии - они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность. Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.


Антикитерский механизм


Одна из наиболее загадочных археологических находок, Антикитерский механизм, был найден ныряльщиками на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера в начале ХХ века. Изучив следы кораблекрушения, ученые пришли к выводу, что судно датируется I или II столетием до нашей эры. При этом, найденный механизм был неимоверно сложным по своей структуре: он состоял из более чем 30 шестерен, рычагов и прочих компонентов.

Более того, в нем применялась дифференциальная передача, которая, как предполагалось ранее, была изобретена не раньше XVI века. Очевидно, устройство предназначалось для измерения положения Солнца, Луны и прочих небесных тел. Описывая этот механизм, отдельные специалисты называют его первоначальной формой механических часов, другие же считают его первой известной аналоговой вычислительной машиной.

Точность, с которой были выполнены компоненты механизма, указывает на то, что данное приспособление не было единственным в своем роде. С другой стороны, исторические записи о механизмах, строение которых напоминает находку, восходят к XIV веку, а значит, на протяжении более чем 1400 лет технология была утерянной.


Греческий огонь

Греческий огонь, горючая смесь, применявшаяся в военных целях Византийской империей и другими государствами, - это одна из наиболее известных утерянных технологий. Будучи чем-то вроде первоначальной формы напалма, греческий огонь продолжал гореть даже в воде. Наиболее известный случай применения этого грозного оружия имел место в XI веке, когда Византия использовала огонь против арабов и повергла их в бегство.

Поначалу греческий огонь заливали в небольшие сосуды, которые поджигали и метали в противника, наподобие современного коктейля Молотова. Позже были изобретены установки, состоящие из медных труб с сифоном, - эти боевые машины использовались для того, чтобы поджигать вражеские корабли. Кроме того, имеются сведения о ручных установках, отдаленно напоминавших современные огнеметы.

Конечно, вооруженные силы нашего времени используют горючие смеси, а значит, нельзя сказать, что технология остается полностью неизвестной. С другой стороны, напалм был разработан лишь в 40х годах ХХ века, а оригинальный состав греческого огня был утерян после упадка Византийской империи - таким образом, действенная технология, все же, оставалась потерянной на протяжении нескольких столетий. До сих пор трудно сказать, как именно был утрачен состав вещества. К тому же, ученые не знают, что могло использоваться для приготовления смеси.

Согласно наиболее ранней версии, греческий огонь мог включать в себя большую дозу селитры. Впрочем, эта версия вскоре была отвергнута, ведь селитра не горит в воде, а именно это свойство приписывалось греческому огню. Если верить более новой теории, то горючее вещество было эдаким коктейлем из нефтепродуктов или сырой нефти, а также негашеной извести, калиевой селитры и, возможно, серы.


Технологии программ «Аполлон» и «Джемини»


Оказывается, не все утерянные технологии зародились в древности - даже относительно недавние достижение науки и техники могут оставаться непостижимыми для современников. В 50х, 60х и 70х годах ХХ века космические программы «Джемини» и «Аполлон» привели к наиболее заметным достижениям человечества в области космических полетов. В частности, речь идет о наиболее крупном успехе НАСА, а именно, программе «Аполлон-11» и высадке человека на Луну. В свою очередь, более ранняя программа «Джемини» 1965-66 гг. дала ученым ценные знания о механике полетов в космос.

Конечно, достижение программ «Джемини» и «Аполлон» нельзя считать утерянными в традиционном смысле этого слова, ведь в распоряжении ученых все еще находятся ракеты-носители «Сатурн-5», а также фрагменты других космических аппаратов. С другой стороны, обладание механизмами еще не предполагает знания технологии. Дело в том, что в результате высоких темпов «космической гонки» документация велась не так хорошо, как того бы хотелось современным работникам НАСА. Вдобавок к спешке, ситуацию усугубляет тот факт, что для подготовки программ нанимались частные подрядчики, работавшие над отдельными компонентами кораблей и оборудования.

После того, как программы были доведены до завершения, частные инженеры ушли, забрав с собой свои чертежи и схемы. В результате, теперь, когда НАСА планирует новый полет на Луну, большие объемы необходимой информации остаются недоступными или же находятся в абсолютно хаотическом состоянии. В сущности, все, что остается НАСА в сложившихся обстоятельствах, это обратиться к реверсивному проектированию, то есть к анализу имеющихся кораблей.