Тематическое направление Разум и чувство. Универсальное вступление Чувства это наша реакция на события внешнего мира, наши. Тематическое направление «Разум и чувство Крылатые фразы о разуме

Официальный комментарий: Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М.Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф.Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих. История русской литературы, представленная сменой одного литературного направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство». В эпоху Просвещения разум становится ключевым понятием, определяющим мировоззрение человека того времени. Это естественным образом отразилось и на представлениях писателей о литературном творчестве, о том, какими должны быть герои их произведений и система ценностей личности.

Чувства и личные интересы отодвигались на второй план, уступая первенство долгу, чести, служению государству и обществу. Это не означало, что герои лишены страстей, эмоций – зачастую это весьма пылкие юноши, способные искренне любить. Для классицизма важнее другое – насколько герои способны побороть свои личные интересы и с холодным рассудком исполнить чувство долга перед Отечеством.

Прекрасными примерами будут служить комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Беседы Стародума и Правдина, Стародума и Милона о долге, чести человека, о его важнейших духовных и нравственных качествах, которые диктуют его поступки, сводятся в конечном итоге к превознесению рассудка над чувствами. Или же преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям, связанным с осознанием необходимости искоренения старых порядков фамусовской Москвы, с изменением общества и сознания молодого поколения – свидетельство его рационального подхода к себе и окружающей действительности. Таким образом, в эпоху господства классицизма в литературе безусловное первенство отдается разуму, поступки продиктованы взвешенными решениями, жизненным опытом, на первый план выходят проблемы социального звучания. На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» героиня руководствуется испытываемыми чувствами искренней чистой любви к своему избраннику Эрасту, что, к сожалению, в конечном итоге приводит к непоправимой трагедии. Обман приводит к крушению надежд, потере смысла жизни для Лизы. Чувства героя, его страсти и переживания становятся ключевыми аспектами художественного исследования писателями-романтиками.

В.А. Жуковский, А.С. Пушкин в своих ранних произведениях, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские классики изображали сильные характеры, которые руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали пошлость окружающей действительности и невозможность найти тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству, скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти. Чувства любви, тоски по любимому толкают Светлану из одноименной баллады В.А. Жуковского заглянуть в потусторонний мир, чтобы познать свою судьбу и встретить своего избранника. И безграничное чувство страха испытывает героиня, попадая в ту страшную, наполненную демоническими силами реальность. Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова совершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы. В период угасания романтизма и прихода на смену ему реализма многие писатели остро ощущали необходимость отразить этот процесс в художественных произведениях. Одним из приемов реализации этого становится столкновение в произведении образов героев, символизирующих собой разные типы личностей – романтиков и реалистов.

Классическим примером можно считать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором неизбежно сталкиваются две противоположности – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» – Владимир Ленский и Евгений Онегин. Время романтиков с их мечтаниями и идеалами, как показывает Пушкин, постепенно уходит, уступая место рационально мыслящим, прагматичным личностям (в данном случае уместно вспомнить эпиграф к шестой главе романа, в которой и происходит дуэль между героями – «Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому умирать не больно»).

Вторая половина XIX века с господством реализма в русской литературе намного усложнила дихотомию понятий «разум» и «чувство». Выбор героев между ними становится намного сложнее, благодаря приему психологизма данная проблема усложняется, зачастую определяя судьбу литературного образа. Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.

Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно (особая роль в данном аспекте отводится снам героя). Безусловно, не стоит упускать из виду, что данная проблема усложняется в романе за счет вынесения на первый план религиозного контекста.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке. Интересное воплощение получают две эти категории в творчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье.

Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест. В пьесе «На дне» М. Горького – символичное воплощение понятий через рациональное реалистическое осмысление окружающей среды, в которой пребывает человек (рассуждения Сатина), и иллюзорные представления о светлом будущем, вселяемые надежды в души героев странником Лукой.

В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова – горькое разочарование Андрея Соколова, прошедшего войну и потерявшего все самое дорогое, что было в его жизни, и роль Ванечки в судьбе главного героя, подарившего ему новую жизнь. В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохова – моральные терзания Григория Мелехова относительно чувств к Аксинье и долга перед Натальей, диалогизм в выборе власти. В поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского – осознание русским солдатом необходимости победить внешнего врага, слитое при этом с чувством безграничной любви к родине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына – беспощадные условия содержания заключенных, сопровождаемые горьким осознанием объективности реальности, и внутренние интенции Шухова, выводящие на проблему сохранения в подобных условиях в себе человеческого.

Описание презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВО» 1. по слайдам

1. Что в человеке главное: разум или чувства? Или, может быть, эти категории (понятия) должны быть уравновешены? … Об этом рассуждают с древности философы, об этом написаны тысячи книг. Когда человек впервые задумывается о том, что же управляет им: чувство или разум? Не тогда ли, когда уже совершит ошибку (попадёт в проблемную ситуацию)? На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Однако в жизни так бывает далеко не всегда. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы… 2. Разум и чувство — важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его поступки. Разум — это способность логически мыслить, постигая смысл бытия и связь явлений. Именно разум дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства – это способность воспринимать внешние впечатления, что-либо ощущать, испытывать. Это внутреннее состояние человека, идущее, как говорят, от сердца. По мнению, В. Г. Белинского, «разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Обратимся к произведениям художественной литературы.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума» . Так, например, в семье Болконских царит разум, а не чувства. Н. А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Жил по велению разума или чувства и был ли счастлив? Сначала князь Андрей находится во власти тщеславия, он увлечен идеями наполеонизма, мечтает о своем Тулоне, о том, чтобы быть известным людям. К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели. Дальнейшие его действия привели к разочарованию. Возвращает к жизни героя Пьер Безухов, который считает, что «надо жить, надо любить, надо верить» , т. е. жить чувствами. И молодой Болконский постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, . Чувственность Наташи, её естественность, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Всё идёт взаимному счастью. Но… Князь Андрей вновь отдаётся во власть разума. Он отсрочивает свадьбу на год, а Наташа, запутавшись в своих чувствах, не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье. Позже Наташа горячо раскаивается. Она ждёт прощения от жениха. Но гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. Голос разума заставляет его подавить свои чувства.

Во время Бородинского сражения князь Андрей наконец-то понимает, что главное для офицера, дворянина не слава, а любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами. После смертельного ранения князь Андрей обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. Его последние мысли связаны с чувствами: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим… любовь к врагам…которой я не понимал» . Анализируя поступки толстовского героя, мы понимаем, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства. Именно это и произошло с Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. Андрей слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Примером чувственного отношения к жизни является лёгкое беззаботное существование Оли Мещерской из рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание» . Автор выразительно передает её кружение по жизни, неожиданные поступки. «Я совсем сошла с ума» , — говорит Оля. Однако, живя своей судьбой, Оля, как и Наташа Ростова, желает всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, и в результате погибает. Несомненно, личность Оли Мещерской неоднозначна. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой – только чувствами, порывами души. Но с другой стороны, Оля не выдерживает жестокой борьбы с предрассудками общества, его равнодушием, голым рассудком. Что хотел сказать своим рассказом автор? Что он ставит на первое место: разум или чувства? Несомненно, трагический финал и смерть героини свидетельствуют о мысли, что в жизни должна быть гармония.

Тематическое направление итогового сочинения Отцы и дети

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.


Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Отцы и дети.

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению

Конфликт поколений, извечная проблема «отцов» и «детей» волнует человечество с самого начала его существования. Так что же ведёт к непониманию? Есть ли решение у этой проблемы, или, может быть, она неразрешима?
Наиболее острый конфликт между разными поколениями мы можем наблюдать в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой – представитель нового поколения – Евгений Базаров внедряет новую мировоззренческую позицию, называемую нигилизмом. Он активно следует этому течению, можно даже сказать «проповедует» его, находя, пусть и не особо глубокий, отклик в сердце Аркадия. Действительно, более старшее поколение не разделяет его взглядов, для них эта диковинка – вздор и глупость. Закоренелые консерваторы не могу мириться с броскими суждениями Базарова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Природа чужда ему, и даже любовь по его словам – «белиберда». Как же с этим согласиться? Говорить такое людям, которые не раз искали одухотворение в стихах поэта, восхищались восходом солнца, жертвовали «всем миром» ради любви, отдаваясь ей целиком и полностью. А что теперь? Осуждение всемирных ценностей, как и отрицание консервативных устоев не может оставить равнодушными представителей так называемых «отцов»: Кирсанов упорно противостоит «господину нигилисту». Сам же Базаров к концу жизни понимает свою ошибку, столкнувшись с по-настоящему, наверно, сильным чувством к Одинцовой, тем самым чувством, которое он так несправедливо осуждал и ни во что не ставил, признает несовершенство нигилизма, и, возможно, уже более снисходительно относится к словам, сказанных когда-то Кирсановым. Сам автор смертью главного героя доказывает нам, что нигилизму нет места в нашем мире, полном чувств, без которых существование человечества невозможно вовсе. Итак, «отцы» одержали победу, и в этом споре они никогда не проиграют, ведь до сих пор мы пишем стихи, любим и восхищаемся звездами на ночном небе.
Разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их всегда разные, может быть не всегда весомые, а порой и очень категоричные. В чем их суть? Непонимание людей разных эпох, нетерпение кардинальных изменений или их отсутствие вовсе. Нельзя сказать, что эта проблема неразрешима: стоит только быть чуточку терпимее и научиться двум поколениям слышать друг друга.


Пример сочинения по тематическому направлению Отцы и дети:

Сочинение на тему: Отцы и дети

Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"
Слезы, недоразумения – можно ли их избежать во взаимоотношениях между родителями и детьми? Споры между разными поколениями возникали всегда. Причин тому тьма: музыкальные вкусы и пристрастия, политические взгляды, литературные симпатии и антипатии и другие.

«Отцы и дети» - само название знаменитого тургеневского романа четко обозначает основной вопрос, затронутый в произведении. Извечная людская проблема, кроющаяся в недопонимании между последующими и предыдущими поколениями, становится предметом размышлений автора. Прошлое, уходящее поколение, как правило, видит в себе больше хороших, положительных черт, чем в своей смене, не имеющей четких моральных устремлений. Для нового поколения в прежних устоях нет ничего, заслуживающего внимания. Охарактеризовать их можно эпитетами «изжившие», «устаревшие».

На самом же деле сгладить острые углы во взаимоотношениях возможно, достаточно воспользоваться двумя умениями. Первое – это умение слушать. Оно в арсенале у многих людей. И второе – умение слышать. С ним сложнее. Освоено это умение единицами. К сожалению, замечается этот факт с опозданием, когда вышедший наружу конфликт схож с бушующим костром.

Споры из нашей жизни не исчезнут никогда. Только за любым из них кроется бессмысленный оттенок, ведь переубеждение – процесс не быстрый. Нужно время для раздумий и расстановки всех точек. Еще проявление собственной доброй воли. И желания пойти навстречу.

С проблемой «отцов и детей» можно столкнуться где угодно: будь то семья, трудовой коллектив или же общество в целом. Для ее решения старшему поколению нужно быть лишь более терпимым к молодым, в некоторых вопросах даже прислушиваясь к нему. Для поколения «детей» нелишне будет относиться к старшим с большим уважением. И в любом случае не обойтись без обоюдного понимания.

Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"

Пример сочинения по тематическому направлению Отцы и дети:

Сочинение на тему: Отцы и дети

Вечен ли конфликт отцов и детей?
Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа -самый сильный и умный.

Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего Енюшеньку, не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался. А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - люди отставные, и их песенка спета, что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать... Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

Copyright © All rights reserved

Универсальное вступление
Чувства – это наша реакция на
события внешнего мира, наши
внутренние установки. Нравится или
не нравится, восхищает или
оставляет равнодушным, вызывает
страх или уверенность. Разум же
-
это способность открывать и
познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как , тонов,
оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы
1. «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД
РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ
РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.
(Очень часто возникают ситуации, когда человек
поступает по велению сердца вопреки голосу
разума. Например, так происходит, когда нами
движет сочувствие.
Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать
правила, действовать вопреки своим
интересам. Голос милосердия оказывается
сильнее доводов рассудка.)
или

Аргументы
Многие писатели обращались к теме милосердия.
Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина
«Уроки французского» рассказывается об
учительнице Лидии Михайловне, которая не
смогла остаться равнодушной к бедственному
положению своего ученика (игра на деньги)….
В рассказе Андрея Платоновича Платонова
«Юшка» главный герой, именем которого
назван рассказ, тоже живёт больше чувствами,
нежели руководствуется разумом (почти все
заработанные на кузнице деньги – сироте. А
сам…)

Возможные тезисы
2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ
НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ,
ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ ,
МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.
(Иногда случается так, что человеком владеют
негативные чувства: гнев, обида, зависть.
Охваченный ими, он совершает достойные
осуждения поступки, хотя, конечно же,
разумом сознает, что творит зло.
Последствия же таких действий могут быть
трагическими)

Аргументы
Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка»,
в котором описывается поступок девочки
Валентины. Героиня испытывает неприязнь
по отношению к жене брата Рите. Это
чувство настолько сильно, что Валентина
решает устроить невестке ловушку:…
Рассказ позволяет задуматься над тем, что
нельзя поддаваться власти негативных
чувств, так как они могут спровоцировать
жестокие поступки, о которых потом
придется горько сожалеть.

Возможные аргументы
3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ
ПОСЛЕДСТВИЯМ.
( Всегда ли человек должен прислушиваться к
голосу разума? На первый взгляд кажется,
что да. Однако далеко не всегда разум дает
верные советы. К сожалению, иногда
случается так, что поступки,
продиктованные рассудочными доводами,
приводят к негативным последствиям)

Аргументы
Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В
аптеке». Автор описывает домашнего
учителя Свойкина, который, будучи
тяжело больным, сразу после приёма
врача пришел в аптеку…
Прочитав эту короткую историю, мы видим,
что не всегда разумные решения ведут к
добру. Порой они имеют весьма
трагические последствия.

Аргументы
А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с
грустной историей взаимоотношений главных героев…
…. Любовь не может руководствоваться никакими
правилами, однако Алёхин и Анна Луганович
поддавшись зову рассудка, отказываются от своего
счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко
несчастны
Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».
(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в
жертву разуму: он отказывается от любимой работы в
пользу заработка)

Возможные тезисы
4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА
(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни
возникают такие ситуации, в которых нет
правильного выбора. Прислушиваясь к
чувствам, человек погрешит против
нравственных норм и обречет себя на
трагические последствия; прислушиваясь к
разуму, он тоже будет страдать. Может не
быть такого пути, который привел бы к
благополучному разрешению ситуации)

Аргументы
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
(Трагедия судьбы пушкинской героини в
том, что выбор между разумом и чувством
в ее ситуации – это выбор без выбора,
любое решение приведет только к
страданию (Эпизоды встречи Татьяны с
Онегиным после замужества))
Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
(любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы
5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК
ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С
НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.
(Поддаваться чувствам или побеждать их?
Наверное, однозначного ответа не
существует. Конечно, если нами движут
«чувства добрые», например, сострадание,
желание помочь, то следует прислушаться к
ним. Если же это чувства негативные,
разрушительные - нужно уметь укрощать их,
слушать доводы разума)

Аргументы
Так, в рассказе Анны Масс «Трудный
экзамен» говорится о девочке, Ане
Горчаковой, которая сумела выдержать
непростое испытание…
Писатель хочет преподать нам урок: как бы
ни были сильны негативные чувства, мы
должны уметь справляться с ними и идти
к поставленной цели, несмотря на
разочарования и неудачи.

Домашнее задание (ко вторнику)
Используя первый тезис, написать
сочинение на тему
«Всегда ли совпадают разумное и
нравственное?»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

2017. Тематическое направление "Разуми

чувство". 11 класс

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения- рассуждения

1. Вступление.Определение и формулирование основной проблемы, которая будет

доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в

виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы

можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н.

Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому

ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы

формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной

части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство

главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении.

доказательств), аргументы(доказательства), примеры (с использованием литературного

материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для

аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы

(лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете

показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового

анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа

произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной

темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во

вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения;

перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным

во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы,

используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной

темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных

выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют

друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который

только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно.

Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того,

как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем

его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной

оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темысочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного

наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

1.Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты,

взятые из литературных (художественных, публицистических, научных)

источников;

2.факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и

общественных деятелей;

3.общеизвестные исторические факты;

4.результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших

составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и

поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в

сложном противоборстве, составляющемвнутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои

литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением

чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы

развития мира,общества и сознательно находить целесообразные способы их

преобразования.

2. Сознание чего- н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

1.способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что- н.

зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими

душевными и умственными способностями.

3.Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его

душевной жизни».

Слова- синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение,

увлечение.

Произведения

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна –ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев- Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как

эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси,персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу

твою не допустит до зла».

У. Шекспир,английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать -

Н. Шамфор,французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя,

чем наши страсти».

Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах

мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно

человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой

мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли -

энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь,русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она

приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский,русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - двесилы,

равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой,русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему

место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе

чувства».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум,

и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк,немецкий писатель: «Разум данчеловеку, чтобы онпонял: жить одним

разумом нельзя. Люди живут чувствами, адля чувств безразлично, ктоправ».

Ключевые слова по теме:«внутренний мир человека», «гармония разума и чувства»,

«внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять

развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная

составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать,

опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе

лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который

видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми- желаниями. Если лошади бегут

по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна

крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие

составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На

мой взгляд,человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и

чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья.Чтобы доказать свою точку зрения,

обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между

велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича

Болконского, «… есть толькодве добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских

царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующуюармию, старый князь

даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно

будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...

стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях

русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства,

беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь

прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды

из жизни толстовского героя.

Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы,

хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что

для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.