В какой главе образ печорина показана. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Внешняя характеристика Печорина. Отражение души в деталях

Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, - это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой целью я родился?»

Какой он, герой XIX века?

Печорин совсем не похож на своих сверстников, в нём нет ни капли желания двигаться по проторенному пути светской молодёжи того времени. Молодой офицер служит, однако не стремится выслужиться. Он не увлекается музыкой, философией, не желает вдаваться в тонкости изучения военного ремесла. Но читателю сразу же становится ясно, что образ Печорина - это образ человека, который на голову выше людей, окружающих его. Он достаточно сообразителен, образован и талантлив, отличается энергичностью и храбростью. Тем не менее равнодушие Печорина к другим людям, эгоистичность его натуры, неспособность к сопереживанию, дружбе и любви отталкивает. Противоречивый образ Печорина дополняют и другие его качества: жажда жить в полную силу, способность критически оценивать свои действия, стремление к лучшему. «Жалкость действий» персонажа, бессмысленная растрата сил, его поступки, которые причиняют боль окружающим, - всё это выставляет героя не в лучшем свете. Однако в то же самое время офицер и сам переживает глубокие страдания.

Сложность и противоречивость главного героя знаменитого романа особенно ярко представлены его словами о том, что в нём одновременно живут два человека: один из них живет в полном смысле этого слова, а второй же - мыслит и судит действия первого. Здесь же повествуется о причинах, положивших начало этой «раздвоенности»: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать…» Молодой и полный надежд юноша всего за пару лет превратился в черствого, злопамятного, желчного и честолюбивого человека; как он сам выразился - «нравственного калеку». Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» перекликается с образом Онегина, созданным А. С. Пушкиным: это - «эгоист поневоле», разочарованный в жизни, склонный к пессимизму, испытывающий постоянный внутренний конфликт.

30-х гг. XIX века не позволила Печорину найти и раскрыть себя. Он неоднократно делает попытки забыться в мелких похождениях, любви, подставляет себя под пули чеченцев… Однако всё это не приносит ему желаемого облегчения и остаётся лишь попыткой отвлечься.

Тем не менее образ Печорина - это образ богато одарённой натуры. Ведь ему присущ острый аналитический ум, он необычайно точно оценивает людей и поступки, которые они совершают. Критическое отношение у него сформировалось не только по отношению к окружающим, но также и по отношению к себе самому. В своём дневнике офицер разоблачает себя: в его груди бьётся горячее сердце, умеющее глубоко чувствовать (гибель Белы, встреча с Верой) и чрезвычайно сильно переживать, хотя и скрывается под маской равнодушия. Однако это равнодушие - не больше, чем самозащита.

«Герой нашего времени», образ Печорина в котором является основой повествования, позволяет увидеть одну и ту же личность с совершенно разных сторон, заглянуть в разные уголки её души. Одновременно со всем вышеперечисленным в облике офицера мы видим волевого, сильного и активного человека, в котором дремлют «жизненные силы». Он готов действовать. К сожалению, практически все его действия в итоге причиняют боль и самому Печорину, и окружающим, его деятельность несёт не созидательный, а разрушительный характер.

Образ Печорина сильно перекликается с лермонтовским «Демоном», особенно в начале романа, когда в герое остаётся что-то демоническое, неразгаданное. Молодой человек по воле судьбы становится разрушителем чужих жизней: именно он виновен в том, что погибла Бела, в том, что Максим Максимович окончательно разочаровался в дружбе, в том, как сильно страдали Вера и Мэри. От руки Печорина, в свою очередь, умирает Грушницкий. Печорин сыграл свою роль в том, как умер другой молодой офицер - Вулич, а также в том, как «честные контрабандисты» были вынуждены покинуть родные дома.

Заключение

Печорин - это человек, у которого уже не осталось прошлого и есть лишь надежда на что-то лучшее в будущем. В настоящем же он остаётся совершенным призраком - именно так охарактеризовал этот противоречивый образ Белинский.

», пожалуй, одно из самых выдающихся произведений Михаила Лермонтова. Автора давно тревожила судьба молодых и образованных людей времен «мрачного десятилетия». В то время любое проявления инакомыслия или высказывание новых идей преследовалось и строго наказывалось. Свой роман Лермонтов пишет с умышленным нарушением хронологического порядка. Это позволяет обратить внимание читателя на внутренние переживания главных героев, а не на внешнем мире. По сути, «Героя нашего времени» можно с уверенностью назвать психологическим романом.

Главным героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» является молодой дворянин Григорий Печорин.

Печорин был человеком, живущий без любви, без стремления, у него не было цели в жизни, мир ему наскучил. Главный герой с презрением относится даже к себе. Он говорит, что если умрет, то это не будет большой потерей ни для мира, ни для него самого. Эти слова, по мнению Печорина, отражают его напрасно прожитую жизнь. Главный герой не редко задается вопросом о том, зачем он появился на свет, каково его предназначение, какова его миссия? Он чувствует, что создан для чего-то высокого, чего-то нужного, но, пойдя на поводу у мирских страстей, утратил свое предназначение.

Нужно сказать, что Григорий Александрович не всегда был таким угрюмым и разочаровавшимся в жизни человеком. В молодые годы главный герой был наполнен пылкими надеждами и увлечениями. Он был готов к действию, к совершению подвига. Его внутренние идеалы подталкивали его к движению, к их воплощению в жизнь. Поэтому молодой Печорин решил бороться за них. Но в скором времени он сломался. Чувствовалась только «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений...». Окружающий мир не принял его. Печорину было чуждо старое, но, к сожалению, нового он не знал. Этот конфликт внутреннего и внешнего мира вызывает у Печорина апатию, с юных лет он обречен на увядание и старение. Главный герой окончательно теряет смысл жизни. Замкнувшись в себе, он обозляется на окружающий мир, становится эгоистичным. Печорин становится орудием зла в руках судьбы. Он начинает гоняться за жизнью, но это только приводит к трагическим последствиям для окружающих его людей. Так, контрабандисты вынуждены бежать в другое место, бросив старуху и слепого мальчишку; гибнет и ; остается с разбитым сердцем, а – обиженным.

Но все же, Печорин остается сильной, волевой и одаренной натурой. Про себя он отметит, что является «нравственной калекой». Печорин был очень противоречивой натурой. Это можно увидеть как в его внешности, так и в его поступках. Показывая нам облик своего главного героя, Лермонтов пишет, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера». Хотя Печорину было около тридцати лет, его улыбка оставалась детской.

Странность и противоречивость характера главного героя была подмечена и Максимом Максимычем. Он отмечал, что, будучи на охоте под проливным дождем, Печорин чувствовал себя хорошо, в то время, как другие мерзли и зябли, а, находясь дома, боялся сквозняков, стука окон, хотя ранее в одиночку охотился на кабана.

В этой противоречивости характера Печорина Лермонтов видит недуг тогдашнего молодого поколения. Сам Печорин позже скажет, что его жизнь состояла из таких вот противоречий, борьбы сердца и разума.

Противоречивость характера главного героя проявляется и в отношениях с противоположным полом. Печорин добивался расположения женщин, заставлял их любить себя только ради удовлетворения своего честолюбия. Но в тоже время, главный герой способен на резкий порыв, проявление собственных чувств. Когда Григорий Александрович получает последнее письмо от Веры, то он сразу решает ехать в Пятигорск. «При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете, - дороже жизни, чести, счастья!».

Именно эта противоречивость характера не позволяет Печорину жить полной грудью. Именно это делает из него «нравственного калеку».

Трагичность главного героя подчеркивалась тем, что в его душе жило два человека. Первый совершает действия, а второй осуждает за них. Тем, что он не может найти применения своим знаниям, умениям и идеям.

Почему же Печорин, будучи образованным молодым дворянином, стал «лишним» человеком? На этот вопрос главный герой ответил так: «Во мне душа испорчена светом». Таким образом, Печорин стал заложником своего окружения, его законов и обычаев от которых так и не смог избавиться.

Печорин стал еще одним «лишним» человеком в русской литературе и в русском обществе 19 века, встав в один ряд с Чацким и Онегиным.

Наверное, один из самых интересных персонажей русской литературы – Григорий Александрович Печорин. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – неоднозначен, парадоксален, удивителен, многогранен. Его нельзя назвать отрицательным персонажем, точно так же как и положительным. Поступки Печорина можно долго и упорно обсуждать, осуждать, удивлять им, но самое главное – это понять, что за ними стоит, какие причины и мотивы побудили вести героя таким образом.

Лермонтов называет роман «Героем нашего времени» не потому, что призывает молодое поколение брать пример с Печорина, не потому, что он является идеалом человека, а потому, что хотел показать читателям портрет типичного представителя молодежи девятнадцатого века. Лермонтов нарисовал «лишнего человека», покалеченного, истощенного, апатичного.

Григорий Печорин – молодой человек, образованный красивый и достаточно богатый. Однако он несчастлив и пытается найти себя в мире. Печорин сопротивляется обществу, скучному укладу жизни, череде однотонных серых дней – он ищет свой путь в жизни, отчаянно хочет жить, постоянно спорит с судьбой. Печорин борется за свое счастья, свои блага, но ему, подобно пушкинскому Евгению Онегину, быстро надоедают развлечения, дамы, светское общество, балы и танцы. Ему скучно жить, и каждый раз он снова пытается найти для себя что-то такое, что заставит его жить счастливо, в согласии с собой и окружающим миром.

Печорин все время находится в пути. Он ищет новые места, новых знакомых, ввязывается в новые конфликты, но ничего ему не доставляет настоящего искреннего удовольствия: его все мучит и тянет своей скукой и рутинностью. Поэтому Григорий Александрович зачастую играет судьбами людей, словно опытный кукловод тянет за ниточки кукол. Его не заботят жизни других людей, их чувства, переживания. Более того, ему доставляет огромное удовольствие влюбить в себя молодую невинную девушку, а после этого бросить ее, сделав вид, что ничего не было между ними.

Главный герой был готов открыться людям, но общество не приняло его. Печорин оказался гонимым окружающими: он не нашел свое место в жизни, не завел друзей, так как считал, что между друзьями один всегда раб другого, не женился.

Личность Печорина неоднозначна; у читателей она может вызвать смешанные чувства. Противоречивость является основной чертой характера Печорина. Иногда логика его поступков не понятна. Не стоит забывать, что Григорий Печорин – нравственный портрет целого поколения, это поистине подлинный образ многих молодых людей девятнадцатого века. Такие люди должны были либо приспособиться в обществе и жить незаметно, тихо, спокойно доживая остаток жизни, или гордо умереть, защищая свою «правду», что в конечном итоге и выбрал Печорин.

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

Раскрытие образа

Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.