В клыков скульптуры ранние работы. Клыков Вячеслав Михайлович. Справка. Общественная и политическая работа

Скульптор, имевший звание «народного художника России».

Уроженец с. Мармыжей Советского района Курской области. Из крестьянской семьи. Образование: два курса художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института (1960–1962); Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская известного советского скульптора М.Г. Манизера) (1962–1968). С тех пор жил и работал в Москве.

Создал несколько десятков памятников, преимущественно на исторические темы, постановленных в разных местах страны. Первые работы далеки от идеологии, ближе к эстетике: декор Центрального детского театра им. Н.И. Сац в Москве (Государственная премия СССР 1981); фигурка Меркурия возле Центра международной торговли в Москве; композиция «Фронт и тыл» в Перми; памятный храм-звонница на Прохоровском поле в Белгородской области (в сотрудничестве с архитектором Р.И. Симерджиевым); памятники маршалу К. Рокоссовскому в Курске; К.Н. Батюшкову в Вологде (Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина, 1987). Затем скульптор всецело поглощён монументальными образами, преимущественно великодержавных и церковных персонажей. Среди таковых - конная статуя Г.К. Жукова на Манежной площади (про авторскую трактовку лошади москвичами сложены анекдоты); Св. Кириллу и Мефодию на Славянской площади; великой княгине Елизавете Фёдоровне в Замоскворечье; Св. Сергию Радонежскому в с. Радонеже Московской области; Илье Муромцу в Муроме Владимирской области; И.А. Бунину в Орле; А.С. Пушкину в Тирасполе (Молдавия); Петру I в Липецке; дважды Николаю II - в Подольске Московской области и в селе Тайнинском; адмиралу Колчаку в Иркутске; М.С. Щепкину и Св. Владимиру I в Белгороде; тому же Владимиру в Херсонесе; протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области; Дмитрию Донскому, Василию Шукшину на его родине в с. Сростки на Алтае (вопреки воле шукшинских родных этот восьмиметровый монумент был установлен не на Чуйском тракте, а, по настоянию скульптора, на вершине горы Пикет); Николаю Рубцову в Тотьме.

Несколько произведения размещены за границей: барельеф Кирилла и Мефодия в Риме; поклонный крест на берегу моря в греческих Салониках; некая «Колесница мира» на берегу Дуная в Венгрии.

К числу его архитектурно-планировочных работ принадлежат часовня Александру Невскому в г. Кролёве под Москвой; часовня на Куликовом поле; звонница на поле Прохоровской битвы; жертвенный крест в Краснояружном районе Белгородской области; композиция в честь Курской Коренной иконы Богоматери на ул. Сонина в Курске.

Монумент Владимира I, возвышающийся на господствующей высоте над Белгородом наглядно демонстрирует антиисторизм художественного мышления своего автора. 1000-летний юбилей современного Белгорода, отмеченный через несколько лет после его же реального 400-летия, превратился в посмешище для историков (см. в библиографии к данной статье разоблачительную работу А.И. Раздорского). Князь Владимир Святославич на самом деле основал вовсе не этот город, а его тёзку на правобережье Днепра в киевской округе. Однако белгородские власти в финансово-политических целях пренебрегли экспертизой учёных, пошли на поводу у невежественных краеведов, и помпезная скульптура В.М. Клыкова увенчала мемориальный нонсенс.

В своём большинстве исторически нелепы и творения этого автора на Курской земле. Так называемый Поклонный крест в Черемисиновском районе установлен в честь якобы произошедшего там сражения курян с ногайскими татарами. На самом деле никакого великана-татарина трёхметрового роста не было и быть не могло, а вдохновившая скульптора местная легенда о «Голубце на Красной поляне» представляет из себя вполне фольклорную сказку. Памятник Александру Невскому в Первомайском саду Курска (2000) оформлен вопреки всем меркам исторической достоверности: в одной руке святой князь самолично держит стяг (что могло случиться только том случае, если его дружина уже погибла), а в другой меч (напоминающий скифский акинак). Свидетельств о пребывании этого князя в Курске не имеется. Памятный знак в честь 700-летия обретения Коренной иконы Божьей матери отмечает реликвию, которой в лучшем случае 300 лет. Фигура Серафима Саровского - в Коренной пустыни под Курском, вовсе не связанной с биографией этого церковного деятеля.

Гораздо более уместны и полезны в просветительском, воспитательном плане для земляков-курян такие создания народного художника России, как стела в честь Св. Феодосия Печерского во дворе православной гимназии его имени (на ул. Маяковского в Курске); памятник певице Н.В. Плевицкой на ее родине в с. Винникове Курского района; скульптурное оформление Коренной пустыни под Курском (композиция в честь легендарного обретения иконы Богородицы на берегах р. Тускари и другие); пешая статуя Г.К. Жукова в ансамбле триумфальной арки на северном въезде в г. Курск; скульптура жеребёнка у курской Биофабрики (в знак людской признательности животным, отдающим свои органы для изготовления лекарственных препаратов).

В городе Курска одна из магистралей получила название «проспект Вячеслава Клыкова» (2006).

По мнению многих художественных критиков, фигуры лошадей вообще лучше удаются этому скульптору, нежели фигуры людей. Количество изваянных им монументов явно пошло в ущерб их эстетическому качеству. Последнее творение плодовитого ваятеля - памятник «великому князю киевскому Святославу Храброму (?)», установленный в селе Холки Чернянского района Белгородской области. Опять-таки конный, голый по пояс князь с мечом наотлёт попирает копытами лошади супротивника, надо понимать, византийского грека… В исторической действительности, где-то в этом регионе мог пролегать маршрут этого князя против Хазарии и её сателлитов - левобережных славян. Так что жертвой «храброго» (эпитет выдуман художником) князя здесь должен был стать представитель славянского союза северян.

Дурную услугу скульптурной истории оказывал и утрированный национализм этого члена приснопамятного общества «Память», редакционной коллегии журнала «Современник», «генерал-полковника казачьих войск», главы «Всероссийского соборного движения», председателя международного фонда славянской письменности и культуры, ряда других ультрапатриотических организаций. На примере изваянной в камне и металле всероссийской и региональной «истории» В.М. Клыкова можно наглядно убедиться, как сложно воплотить в зримые образы знаковые фигуры нашего славного прошлого. Искусство и историческая наука должны сотрудничать в решении этой благородной задачи.

Сочинения: Вячеслав Клыков. Альбом. М., 1999.

Литература: Пархоменко И. Белгород: год основания?.. (слово о краеведе Ю.Н. Шмелёве) // Воронеж. Историко-краеведческий альманах. Воронеж, 1993; Раздорский А.И . О «1000-летии» Белгорода // Отечественная история. 2002. № 3; Щавелёв С.П. Первооткрыватели курских древностей. Вып. 1. Курск, 1997; Крынская С. Умер Вячеслав Клыков // Известия. 2006. № 98. 6 июня. С. 10.

Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что до лжно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников – памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник – Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное – его идеи – воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву – и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать “свое место” ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя – государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император – в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.


Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Жизнь и творчество В.М. Клыкова

1. Биография

клыков скульптор общественный

Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), русский скульптор - удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

Родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи ныне, Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году. Работал на производстве.

В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году Клыков поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, который окончил в 1968 году под руководством Н.В. Томского и получил специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

С 1969 года - член Союза художников СССР, работы выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском Музее.

Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1982). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Творчество скульптора отличается классическим европейским монументализмом, суровым нордическим стилем, русским национально-романтическим пафосом.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы - я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. - необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине - в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм - возродится село», - считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников - памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник - Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное - его идеи - воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву - и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России - по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом - брюлловская колонна, на Прохоровском - звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем - храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы - 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, - Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, - святой Георгий Победоносец, на южной стороне - изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, - Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, - был убежден В.М. Клыков. - По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это - маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать «свое место» ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием - Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью - 1997 года - говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни - о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя - государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император - в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны - это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля - это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании - пахарь и воин. Пахарь - хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.

Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций - так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.

Он всей душой болел за Россию, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России. Все его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное - не уступить в духе!» - неизменно повторял Вячеслав Михайлович. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

2. Обществен ная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого. Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем.

В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР, однако проиграл Л.А. Пономарёву. С 1990 года - президент Международного фонда славянской письменности и культуры (в совет фонда входили В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, С.И. Шуртаков и др.).

На президентских выборах 1996 года поддержал кандидатуру Г.А. Зюганова. Клыков считал, что Зюганов и его сторонники в конце концов поддержат идею восстановления монархии в России.

7 августа 1996 года на учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) избран членом его координационного совета и членом президиума. В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. Входил в редколлегии газеты «День» (1991-1993), газеты РАУ «Обозреватель» (1992), был главным редактором журнала «Держава» .

В январе 2005 года подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме - т. н. «Письмо 5000» .

21 ноября 2005 года в столетнюю годовщину Союза Русского Народа провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. В марте 2006 года подписал обращение с требованием лишить раввина Берла Лазара российского гражданства

3. Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

· Государственная премия СССР (1982) - за участие в оформлении здания МГАДМТ имени Н.И. Сац

· Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1988) - за памятник К.Н. Батюшкову в Вологде

· Золотая медаль АХ СССР (1989)

· Золотая медаль (Гран-при) на международной выставке «Квадриеннале» в Любляне(1973),

· Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

· заслуженный деятель искусств Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за заслуги в области искусства

· заслуженный художник России

· народный художник Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за большие заслуги в области изобразительного искусства

4. Работы скульптора

· памятник Н.М. Рубцову в Тотьме (1986)

· фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве (1982)

· памятник К.Н. Батюшкову в Вологде (1987)

· памятник св. Сергию Радонежскому в Радонеже (1987)

· памятник Александру Даргомыжскому в посёлке Арсеньево (Тульская область) (1988)

· памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве (1990)

· памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991)

· памятник Кириллу и Мефодию в Москве (1992)

· памятник Владимиру Святому в Херсонесе (1993)

· памятник Игорю Талькову на Ваганьковском кладбище (1993)

· памятник Сергию Радонежскому в Новом-Саде, Сербия (1993)

· храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами)

· памятник И.А. Бунину в Орле (1995)

· памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве (1995)

· памятник Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996)

· памятник Николаю II в селе Тайнинском (1996)

· памятник Николаю II в Подольске (1998)

· памятник Владимиру Великому в Белгороде (1998)

· памятник Илье Муромцу в Муроме (1998)

· памятник К.К. Рокоссовскому в Курске (2000)

· памятник Александру Невскому в Курске (2000)

· памятник Ф.М. Достоевскому в Старой Руссе (2001)

· памятник А.С. Пушкину в Софии, Болгария (2001)

· памятник братьям Баташевым в Выксе (2001)

· памятник княгине Ольге в Пскове (2003)

· памятник св. Савве Сербскому в Белграде, Сербия (2003)

· памятник А.В. Колчаку в Иркутске (2004)

· памятник В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004)

· памятник Прасковье Луполовой в Ишиме (2004)

· памятник Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005)

· памятник Георгию Победоносцу в Рязани (2005)

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Сарове

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни

· памятник св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия)

· памятник А.С. Пушкину в Тирасполе

· памятник русским воинам в Пирее (Греция)

· памятник Святославу Храброму в Запорожье (2005)

· памятник Дмитрию Донскому в Москве (2013)

· барельеф П.А. Столыпину в Общественной палате Российской Федерации.

Заключение

Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор - молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. «Открытие памятника отцу, для меня - важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске…». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать…

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности хайтека в архитектуре, история его становления и развития. Краткая творческая биография Ренцо Пияно, этапы его личностного становления и факторы, повлиявшие на формирование стилистики. Анализ архитектурных произведений данного автора, оценка.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2014

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого итальянского архитектора А. Гауди. Анализ его работ, самые известные постройки: дворец Гуэля в Барселоне, эль Каприччо, дом Висенс, Мила, Бальо, парк Гуэля, храм Святого Семейства.

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея В.И. Ленина, павильона "Махорка", Ново-Сухаревского рынка. "Золотой период" творчества архитектора.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Характеристика и особенности эпохи Возрождения. Биография Ф. Брунеллески - великого итальянского архитектора. Характеристика его основных работ: церкви Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, Палаццо Питти, купол собора Санта-Мария дель фьори, капелла Пацци.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Краткая характеристика района строительства, основные технические нормативы и показатели дороги. Разработка и обоснование проектных решений, расчет объемов и основные этапы реализации строительно-монтажных работ. Определение необходимых для этого сроков.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2015

    Изучение жизни и творческой деятельности Андрея Никифоровича Воронихина - русского архитектора и живописца, представитель классицизма, одного из основоположников русского ампира. Краткий обзор и характеристика основных работ выдающегося зодчего.

    презентация , добавлен 27.01.2013

    Краткая биография Людвига Мис ван дер Роэ. Сущность метода "универсального пространства". Характеристика ряда знаменитых архитектурных произведений данного направления: концепция зданий, конструктивное решение, особенности организации пространства.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    Биография: детство, юность, творчество за границей, на родине. Архитектурные сооружения Баженова. Проект института благородных девиц. Создание большой модели Кремлёвского дворца. Строительство Царицыно. Дом Пашкова-жемчужина русского зодчества.

    реферат , добавлен 14.12.2007

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Антонио Гауди - испанского (каталонского) архитектора, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Уникальные творения великого зодчего. Новые архитектурные формы Гауди.

    реферат , добавлен 09.09.2013

    Общая характеристика объекта строительства, данные об участке и его геологических условиях. Составление генерального и календарного плана строительства, методика и основные этапы проведения работ. Технико-экономическое обоснование данного проекта.

Речь пойдет о скульпторе Клыкове. Это довольно известный человек, который создал множество уникальных и красивых скульптурных композиций. Подробно поговорим о его биографии, а также рассмотрим аспекты его творчества.

Ведение

Будущий скульптор Вячеслав Клыков появился в этом мире осенью 1939 года в Курской области России. Он является довольно популярным скульптором в РФ. Занимал должность президента в фонде славянской культуры и письменности. Отметим, что это довольно весомый международный фонд. Мужчина является лауреатом Государственной премии СССР. В 2005-2006 годах находился в должности председателя Союза русского народа.

Детские годы

Будущий скульптор Вячеслав Михайлович Клыков появился на свет в обычной бедной семье, которая ничем не отличалась от сотен таких же по всей стране. Он рос в простой семье колхозников. Также известно, что его отец был участником войны. Тяга к рисованию у будущего скульптора появилась еще в раннем детстве.

После того как мальчик закончил обучение в средней школе он поступил в Курский строительный техникум, который уже в 1959 году успешно окончил. Сразу после этого он устроился работать на завод, собственно, думал, что с этим и будет связана его дальнейшая жизнь. Однако уже через год он сдает вступительные экзамены в пединститут по художественно-графическому направлению. Там он занимается 2 года, потом поступает в МГАХИ имени Сурикова непосредственно на факультет скульптуры. После длительной и довольно сложной учебы в 1968 году герой нашей статьи заканчивает свое обучение и получает

После этого он начинает активно работать как скульптор, чтобы как-то прославиться и заработать репутацию. Он начинает участвовать в различных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. Отметим, что он участвовал в большом количестве различных мероприятий, которые если не принесли ему той славы, которой он так жаждал, то отлично помогли отточить свое мастерство.

Скульптор Вячеслав Клыков, фото которого мы видим в статье, в 1969 году вступил в Союз художников Советского Союза. То есть уже спустя год после завершения учебы он вступил в общественную организацию. Также известно, что его лучшие работы выставлены в Государственном русском музее и в Третьяковской галерее.

Творчество

Как скульптор Вячеслав Клыков стал известен после того, как очень красиво и профессионально украсил детский музыкальный театр в 1979 году. То есть первая слава к нему пришла спустя 11 лет после окончания учебного заведения. Это время он не потратил зря. Как мы знаем, он участвовал везде, где только можно было, и пытался совершенствовать свои умения. И вот, наконец, он был оценен по достоинству.

Также он закрепил свои позиции после того, как создал скульптуру бога Меркурия в Центре международной торговли в столице России. Это случилось в 1982 году. Эта работа также его прославила, что послужило тому, что имя скульптора было на слуху многих, кто интересовался данным направлением искусства.

Изменение стиля

Примерно в 1980-х годах работы скульптора Вячеслава Клыкова начинают приобретать черты православно-патриотической тематики. Так, он создает скульптуру Сергия Радонежского. Как позже говорил сам автор, на создание этой композиции он вдохновился книгой М. Нестерова под названием «Видение отроку Варфоломею». Деньги на сооружение скульптуры мастер использовал свои, также ему помогали различные общественные организации. На осень 1987 года планировалось установление памятника, но, к сожалению, местные власти не одобрили эту затею. Так, готовый памятник, который уже погрузили в машину и транспортировали к месту установки, был внезапно, так сказать, арестован. И его доставили в отделение милиции. Только спустя несколько месяцев, весной 1988 года, памятник наконец-то был установлен в селе под названием Городок, которое ранее носило название Радонежье, возле Троице-Сергиевой Лавры.

Также по инициативе самого скульптора Клыкова в 1993 году открыли мемориальный музей Игоря Талькова.

Труды

Отметим самые интересные работы именитого скульптора. Начать следует с памятника архимандриту Ипполиту, который установлен на территории парка санатория "Марьино". Он располагается в Курской области. Памятник там был установлен в 2005 году. В том же году автор создал гроб в виде креста на могиле старца Ипполита в Рыльском Свято-Николаевском монастыре. Кстати, отметим, что мы рассматриваем работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича не в хронологической последовательности, а исходя из профессиональной оценки, которую дают мастеру его коллеги. Так, в этом же году было установлено надгробие семьи Талицких, могила которых находится на Новодевичьем кладбище.

Как мы уже знаем, в 1982 году была установлена фигура бога Меркурия в Москве, а в 1986 году автор создал памятник Николаю Рубцову, который является известным русским лирическим поэтом. Монумент был установлен в российском городе Тотьме. В

1987 году Клыков работал над памятником Константину Батюшкову, который после установили в Вологде. Это тоже талантливый русский поэт, который происходил из дворянского рода. Хочется сказать об этом человеке отдельно, так как он сделал очень много для того, чтобы русская поэтическая речь была такой, какой мы ее знаем сегодня и какой с радостью наслаждаемся. Именно он сделал ее более пластичной и мелодичной, благодаря чему последователи Батюшкова смогли писать изысканные и величавые строки.

В 1988 году был установлен памятник Александру Даргомыжскому в Тульской области России. Как известно, Александр был известным композитором, его творческая деятельность оказала большое влияние на формирование и становление музыкального искусства в России в XIX веке. Также этого человека считают создателем реалистического направления в музыке, последователями которого стали многие выдающиеся музыканты.

Также отметим, что герой нашей статьи трудился над памятником Кириллу и Мефодию, который позже был установлен в Москве. Также его рукам принадлежит памятник Владимиру Святому в Херсонесе.

В 1993 году на Ваганьковском кладбище был установлен памятник Игорю Талькову. На этом же кладбище спустя год появилось надгробие руки скульптора Клыкова, которое принадлежало Отари и Амирану Квантришвили. В 1995 году появился памятник Ивану Бунину в Орле. Также Клыков работал над храмом-звонницей, который был сооружен в честь битвы на Курской дуге.

Клыков работал над памятниками маршалу Жукову, Петру Владимиру Великому в Белгороде, Илье Муромцу, Петру Столыпину, Дмитрию Донскому, Сергею Бухвостову, Святославу Игоревичу, Александру Пушкину, Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Георгию Победоносцу, Василию Шукшину, Александру Колчаку, святому Савве, княгине Ольги, братьям Баташевым, Федору Достоевскому, Александру Невскому, маршалу Рокоссовскому.

Как видим, список работ этого человека действительно впечатляет, что говорит о его высоком мастерстве и отличном знании своего дела. Скульптор Клыков, биографию которого мы рассматривали выше, был человеком, который стремился постоянно развиваться в своем деле, о чем говорит огромное количество работу, которые ему доверяли, и их масштаб.

Общественная и политическая работа

В 1995 году Клыков стала членом Национального комитета «Держава», который возглавлял Александр Руцкой. Однако уже летом того же года Вячеслав вышел из сообщества. В 1990 году он даже баллотировался в народные депутаты, но проиграл по рейтингу Льву Пономареву. Как мы говорили в начале статьи, с 1990 года он работал в должности президента Фонда славянской культуры и письменности. Отметим, что в него входили Валентин Распутин, и Семен Шуртаков.

Что касается политической позиции скульптора В. М. Клыкова, то в 1996 году он поддержал Геннадия Зюганова. По его мнению, только он и его команда могли восстановить и оживить идею монархии в стране. В этом же году осенью скульптор Клыков стал во главе Всероссийского соборного движения. Он входил в несколько бригад редакторских коллегий.

Зимой 2005 года он выразил требование, согласно которому необходимо было генпрокуратуре проверить еврейские религиозные общины на предмет того, нарушали ли они законы России об экстремизме. Это было так называемое письмо 5000. Это открытое обращение, которые подписали 5000 человек. Оно было отправлено генеральному прокурору страны по причине ряда случаев ненадлежащего поведения евреев и их сообществ. В 2005 году была годовщина Союза русского народа, в честь чего скульптор Клыков провел еще один съезд, на котором был выбран председателем. Весной 2006 года он также подписал письмо, которое требовало от власти лишить главного еврейского раввина российского гражданства.

Награды

Биография скульптора Клыкова кажется довольно обычной для человека, который предан своему делу, но на самом деле в его жизни очень много интересного и насыщенного. Один только тот факт, что он создал столько скульптур выдающихся людей, которые оказали невероятно огромное и решающее влияние на многие исторические моменты. За свою деятельность скульптор Клыков был награжден различными наградами, орденами и другими почестями. Мы не будем перечислять каждую из них, но скажем о том, что он владеет двумя государственными премиями, имеет 2 золотых медали и личную благодарность от президента РФ от 1995 года. Также является заслуженным деятелям искусства России, заслуженным и народным художником.

Память о великом человеке

Естественно, работы скульптора Клыкова до сих пор впечатляют огромное множество людей, многие восхищаются талантом этого человека. Естественно и то, что он не мог остаться незамеченным в истории. Так, в его честь назван проспект в Курске. Также в этом городе был установлен ему памятник в 2007 году. Интересно, что скульптором этого памятника он был сам.

Еще есть его скульптура на Прохоровском поле. На родине творца каждый год проходят так называемые Клыковские чтения.

Семейные узы

Работа у скульптора Клыкова занимала не все его свободное время, поэтому в некоторой степени он вел самый обычный рутинный образ жизни. Так, в 1962 году у него появился сын Андрей, который позже стал новым членом Союза художников. Известно, что он трудится в той же мастерской, в которой работал его отец. Также у героя нашей статьи есть дочь Любовь, которая является невесткой известной российской актрисы Екатерины Васильевой и Михаила Рощина.

У скульптора есть младший сын Михаил, о котором информации практически нет. Отметим, что все трое детей не жаждут особой известности и предпочитают скрываться от прессы, чтобы жить своей жизнью, без оглядки на славу своего отца. Тем не менее, они его очень уважают и любят, считают талантливым и достойным человеком. Естественно, что дети очень гордятся своим талантливым отцом.

Рассказ о христианской кончине скульптора Клыкова

Герой нашей статьи умер 2 июня 2006 года. На тот момент ему исполнилось всего 66 лет. Умер он на родине, в России. Известно, что его отпевали в Сретенском монастыре 4 июня. Попрощаться с ним пришло большое количество людей и почитателей его творчества. Похоронили мужчину в его родном селе Мармыжи, которое находится в Курской области.

Также известно, что летом 2018 года в Покровском храме в родном селе героя нашей статьи была совершена Божественная литургия и панихида на могиле скульптора. Сам архипастырь выступил с проповедью, в которой рассказывал о памяти и трудах скульптора Клыкова, биографию которого мы рассматривали выше.

Немного о взглядах

Начнем с того, что Клыков имел свою систему взглядов творческого человека. Она заключалась в том, что он полагал, что для творчества любого человека, будь он художником, музыкантом, писателем т. д., необходим определенный мотив. Для него этот мотив заключался в особенной и трепетной любви к русской истории. Много раз он говорил, что очень любит Россию и ее народ, также часто повторял, что и сам он русский человек.

Все свои работы он посвящал русскому народу, хотел таким образом славить его. Он довольно болезненно относился к различным переменам, которые происходили в обществе. Так, со своими товарищами Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе. Интересно, что на этой территории, где сегодня стоит этот храм, еще в 1913 году был храм, который сооружали к 300-летию семьи Романовых. Достойно уважения, что он сумел выстоять во время Отечественной войны, но, к сожалению, был практически уничтожен во время правления Никиты Хрущева. Сам же Вячеслав Михайлович считал, что если возродить религиозную обитель, то восстановится и само село.

Все скульптуры и памятники Клыкова имеют определенную воспитательную и гражданскую суть. Интересно, что в подавляющем большинстве городов, где они установлены, они являются центральными в городе, и очень часто именно сюда стекается основная масса людей. Также замечено, что возле скульптур Клыкова очень часто проходят различные народные гулянья и парады.

О Вячеславе снят фильм, который рассказывает о его идеях и жизненном пути. Как-то в 1998 году мужчина сказал, что русский народ имеет способность накапливать в себе большой потенциал, который рано или поздно выходит наружу. Именно благодаря этому происходит большой культурный скачок, который повышает сознательность и включенность обычных людей в свою жизнь. Он считал, что различные славянские праздники могут возродить в человеке его культурную память и гордость за свой народ.

Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно‑графический факультет Курского государственного педагогического института, проучился 2 года, и в 1962 году поступил на факультет скульптуры Московского института им. Сурикова (мастерская М. Манидзе), который окончил в 1964 году.

С 1969 года Клыков ‑ член Союза художников СССР, его работы выставлены в Третьяковской галерее в Русском музее.

Первая известность к скульптору пришла после оформления им Центрального детского музыкального театра в 1979 году.

Среди работ Клыкова ‑ памятники: Велимиру Хлебникову на могиле поэта в деревне Ручьи, Николаю Рубцову в Тотьме (1986), Константину Батюшкову в Вологде (1987), Сергию Радонежскому в Радонеже (1987), великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве (1990), протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991), Кириллу и Мефодию (1991) в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе (1993), Ивану Бунину в Орле (1995), маршалу Георгию Жукову (1995) в Москве, Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998), Петру I на площади Карла Маркса в Липецке (1996), Илье Муромцу в Муроме (1998), Александру Невскому в Курске (2000), Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005). В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм‑звонница в память битвы на Курской дуге. Вячеслав Клыков является автором скульптуры Меркурия перед зданием Центра международной торговли в Москве (1982), монументального памятника (15‑метровый православный крест во славу русских воинов) в Курской области (2001). Вячеслав Клыков был членом Священного Синода Русской православной церкви, членом Патриотического объединения "Память" (1985‑1987), членом Совета Российского Земского движения (РЗД), с декабря 1996 года ‑ членом Президиума и сопредседателем РЗД; членом Товарищества русских художников (ТРХ).

Он был Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры; президентом Славянского Экономического союза (СЭК). Недолгое время Клыков был членом Социально‑патриотического движения "Держава".

В 1996 году он был избран членом Координационного Совета Народно‑Патриотического союза России (НПСР), а в ноябре 1998 года ‑ одним из 8‑ми сопредседателей НПСР. С октября 1996 года Вячеслав Клыков был главой Всероссийсского Соборного Движения. Он входил в редколлегии газеты "День" (1991‑1993), газеты РАУ "Обозреватель" (1992), был главным редактором журнала "Держава".

Клыков был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры. В 2005 2006 годах был председателем Союза Русского Народа.

Вячеслав Клыков ‑ лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), обладатель Золотой медали Академии художеств (1989).