Ведение касса предприятия требования. Регламент ведения кассовых операций. Виды кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций устанавливается для всех субъектов хозяйствования, вне зависимости от их организационно-правовой формы. Из данной статьи вы сможете узнать, как осуществляются кассовые операции в 2016-2017 году.

Стоит выделить следующие основные правила ведения кассовых операций:

  1. Юридические лица обязаны устанавливать лимит остатка кассы.
  2. Денежные средства в кассе, превышающие установленный лимит, должны сразу же быть сданы в банк.
  3. Каждая операция по кассе должна быть оформлена соответствующими кассовыми документами.
  4. Наличные расчеты между юр. лицами не должны превышать ста тысяч рублей.
  5. Кассиры обязательно должны вести кассовые книги и заполнять кассовые отчеты.

Рассмотрим эти правила более подробно.

Кассовый лимит

В каждой организации должен быть установлен лимит кассы. Он представляет собой максимально допустимую сумму наличных средств, которая может оставаться в кассе компании на конец каждого трудового дня. Сверхлимитная наличность должна сдаваться в кредитные организации.

Данный лимит управляющий организации устанавливает самостоятельно. При расчете лимита он должен учитывать размер выдач и поступлений наличности.

Необходимо отметить, что предприниматели и компании – субъекты малого бизнеса, при ведении кассы могут не устанавливать кассовый лимит.

Если у компании есть филиалы, для них также должен быть установлен лимит кассы.

Подробнее о расчете лимита кассы можно узнать из .

Превышение кассового лимита

Суммы наличности, накопленные в кассе сверх установленного лимита, должны сдаваться в кредитные организации.

Однако есть ситуации, при которых лимит может быть превышен на законных основаниях:

  • Выходные и праздничные нерабочие дни (если компания в эти дни проводит кассовые операции);
  • Дни различных выплат сотрудникам.

Кассовая документация

Если деньги поступают в кассу, должностной сотрудник должен оформить ордер по приходу, а если наличность выдана из кассы – ордер по расходу.

Данные документы оформляет либо бухгалтер, либо кассир, либо иной должностной работник, в чьи обязанности входит составление данных документов.

Предприниматели, вне зависимости от выбранного режима обложения налогами, могут не выписывать кассовые документы. Однако они обязательно должны вести учет своих расходов и доходов.

Прием наличности

Прием средств в кассу должен сопровождаться оформлением приходника. Когда кассир получает данный ордер, он должен проверить:

  • Имеется ли подпись бухгалтера или главного бухгалтера (в крайнем случае, управляющего компании) и сверяет эту подпись с образцом;
  • Соответствуют ли сумма указанная цифрами сумме указанной прописью;
  • Есть ли необходимые подтверждающие документы.

Когда кассир принимает деньги, он должен их пересчитать. При этом лицо, которое вносит наличность в кассу, должен обязательно следить за действиями кассира.

Как только кассир пересчитает деньги, он должен сверить полученную сумму с суммой, указанной в приходнике. Если все сошлось, он подписывает ордер, проставляет на квитанции штамп и передает данную квитанцию лицу, внесшему средства.

Бланк и образец приходного кассового ордера можно найти в .

Выдача денег

Когда осуществляется выдача денег из кассы, оформляется ордер по расходу. Когда кассир его получает, он должен проверить:

  • Есть ли на нем подпись ответственного сотрудника (бухгалтера, главного бухгалтера или директора компании), и сходится ли она с образцом;
  • Соответствие сумм цифрами и прописью.

Когда кассир будет выдавать деньги, он должен проверить, имеются ли у получателя документы, указанные в расходнике. Также, он обязан проверить получателя по документу, удостоверяющего его личность. Выдавать наличность лицу, не указанному в ордере, нельзя.

Как только кассир подготовит необходимую сумму, он должен передать ордер получателю для того, чтобы тот поставил свою подпись. После этого кассир пересчитывает деньги так, чтобы получатель имел возможность следить за его действиями. После того, как наличность была выдана, кассир подписывает расходник.

Бланк и образец расходного кассового ордера можно найти в .

Расчет наличными средствами

Существует не только кассовый лимит, но и лимит расчетов наличностью между юридическими лицами. Данный лимит составляет сто тысяч рублей в пределах одного контракта. То есть, если у партнеров сумма по одному договору составляет четыреста тысяч рублей, сто тысяч можно уплатить наличностью, а остальные – перевести на банковский счет.

С физическими лицами расчеты в безналичной форме можно производить без каких-либо ограничений.

Ведение кассовой книги

Организации, при осуществлении своей деятельности обязательно должны заполнять кассовую книгу. ИП при ведении учета своих расходов и доходов имеют право этого не делать.

Она нужна для фиксации поступлений и выдач наличности.

В течение каждого трудового дня кассир вписывает в книгу каждую выдачу денег и каждое поступление. На конец дня подсчитывается остаточная сумма в кассе.

Контролем за ведением книги занимается либо главный бухгалтер, либо управляющий компании.

Подробнее о ведении кассовой книги читайте в .

Законодательная основа

Положением о кассовых операциях в 2016-2017 году является Положение Банка России №18. Оно определяет все правила кассовой дисциплины, порядок ведения операций по кассе.

Изменения, произошедшие в 2016-2017 году

В 2016 году порядок ведения кассовых операций несколько изменился:

  • Все юридические лица должны начать использовать обновленную кассовую технику, в которой вся необходимая информация собирается в автоматическом режиме, и в режиме онлайн отправляется в налоговую инспекцию.
  • При использовании такой техники чеки подготавливаются в электронном формате и высылаются клиентам на их электронную почту.
  • Если организация использует кассу, у которой срок регистрации еще действителен (общий срок использования составляет менее семи лет), она может ей пользоваться до конца срока, и только после этого перейти на новую технику.
  • Для всех юр. лиц появилось ограничение на хранение наличности: каждый день, наличность, превышающую установленный лимит, нужно сдавать в кредитные организации.
  • Для предпринимателей процесс ведения кассовой отчетности и документации стал более простым. Им больше не нужно выписывать ордера, как по приходу, так и по расходу. Также, они имеют права не устанавливать для себя лимиты по кассе. Если организация является субъектом малого бизнеса, она может осуществлять свою деятельность на таких же льготных условиях, как и предприниматели.

Совсем недавно, с июня 2014 года в Российской Федерации введен новый порядок ведения кассовых операций. Он усовершенствован по сравнению с предыдущим порядком и претерпел ряд изменений. Поскольку эти действия относятся к важным бухгалтерским операциям, которые присутствуют практически на каждом предприятии, организации или у индивидуального предпринимателя, то необходимо тщательно ознакомиться с обновленным порядком их ведения.

Контролирующие и проверяющие инстанции частенько проверяют отчетность и правильность проведения таких операций. Чтобы не попасть впросак и не нажить неприятности и штрафные санкции, лучше внимательно изучить нововведения. Давайте подробно рассмотрим основные положения, касающиеся кассовых операций в 2019 году: их организацию, порядок проведения, кассовые документы, лимит остатка кассы и другие изменения в законодательстве.

Кому это необходимо?

Хотя указанием Центробанка РФ введены новые правила ведения данных операций, формы кассовых документов не изменились . Изменены многие нормы, но нельзя сказать, что изменения стали кардинальными. Больше всего нововведения касаются индивидуальных предпринимателей, им придется немного поменять привычный уклад работы. Но это окупается упрощением ведения операций для них, то есть именно то, чего предприниматели и весь малый бизнес так долго добивались.

Некоторые нюансы есть и для предприятий и организаций, которые, в частности, касаются и бухгалтеров. Поэтому и бухгалтерским отделам фирм, и ИП необходимо знать обновленный порядок ведения операций с кассой. Не лишним это будет и для руководителей среднего и высшего звена, ведь они отвечают за всю работу организации в целом.

Организация операций и их ведение

Порядок, введенный в 2014 году, условно разделен на две части: обычный и упрощенный . Обычный предназначен для всех юридических лиц, кроме банковских учреждений, а упрощенный — для ИП, микропредприятий или малых предприятий.

Кассовые операции необходимо проводить исключительно в кассе. Отвечает за их проведение сотрудник фирмы или индивидуального предпринимателя – кассир . В случае, когда кассиров несколько, один из них должен быть назначен старшим. Также проводить операции имеет право и сам руководитель либо индивидуальный предприниматель.

Как и раньше, кассовые документы подписывает главбух или бухгалтер, а если он отсутствует, то руководитель и кассир. Кассовые операции, проводимые непосредственно руководителем, не нуждаются в дополнительных подписях.

С 2015 года разрешено вести данные операции с помощью использования программно-технических средств . Предъявляемые к данным средствам требования: они обладают функцией распознавания не менее чем четырех машиночитаемых защитных свойств банкнот Центробанка, их перечень содержится в нормативных актах.

Некоторые изменения претерпели и операции в кассе в обособленных подразделениях. В самом порядке указывается определение «обособленного подразделения». Оно представляет собой любое подразделение фирмы, по местонахождению которого находится не меньше чем одно оборудованное рабочее место. Срок его создания, как мы видим из определения, не имеет значения. Для них введен лимит остатка наличных средств. Порядок его установления связан с тем, имеется ли право у обособленного подразделения на сдачу наличных на банковский счет. О лимите подробнее будет сказано в последнем разделе статьи.

Обязательной стала и своя кассовая книга для таких подразделений. Ведется она в любом случае, не имеет значение, сдает ли подразделение деньги в банковское учреждение. Такое изменение обосновано тем, что листы книги теперь делаются в единственном экземпляре, их не нужно сдавать в главный офис на следующий день.

Еще раз о новых правилах — на следующем видео:

Кассовые документы

Изменения почти не коснулись данной сферы, кассовые документы не претерпели существенных преобразований . Кассовая книга, ведомости, приходные и расходные ордера остались прежними, поэтому все унифицированные формы можно продолжать использовать. Но заполнять их следует с обязательным учетом нововведенных правил. О них мы поговорим далее.

В соответствии с упрощенным порядком ведения операций индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности оформления таких документов, как кассовая книга, приходные, расходные кассовые ордера. Но они должны вести налоговый учет доходов или и (или) иных объектов налогообложения или физических показателей, которые характеризуют определенный вид деятельности.

Если компания продолжает вести бумажный документооборот, то кассовую книгу в электронном варианте хранить не нужно. Теперь вы имеете право выбрать электронный вариант либо бумажный носитель.

К нововведениям относится и то, что кассовые документы теперь имеет право оформлять и приходящий «бухгалтер», то есть физлицо, работающее по договору на оказание услуг. Что касается обособленных подразделений, то передавать листы кассовой книги следует по-новому. Теперь копию листа книги, заверенную руководителем обособленного подразделения, передают в порядке, устанавливаемым самим юрлицом, при этом во время разработки порядка необходимо учитывать сроки по составлению своей бух- или финотчетности. Таким образом, сдавать листы кассовой книги можно всего лишь один раз в год при подготовке отчетности.

Исправления в бумажных кассовых документах, ранее строго запрещенные, теперь можно вносить. Исключение составляют приходные и расходные кассовые ордера. Оформить исправление просто: вписываете дату внесения исправления и ФИО с подписью тех лиц, которые оформили исправленный документ.

Основные новации, внесенные в заполнение документов, следующие:

  • Возможно ведение кассовых документов в электронной форме, их заверение осуществляется при помощи электронной подписи. Бумажный экземпляр кассовой книги, расходных, приходных ордеров и ведомостей не требуется при наличии электронных.
  • Исправления в электронных документах делать нельзя. Документ, содержащий ошибку, после его подписания может быть только удален и заполнен новый.
  • Второй лист кассовой книги (в народе именуется как отчет кассира) больше не актуален и не требуется.
  • Единый приходный ордер разрешено оформлять не только на основании контрольной ленты за день, но и на базе бланка строгой отчетности.
  • Получатель может не вписывать прописными буквами сумму полученных по расходному ордеру денежных средств.
  • В подотчет денежные средства выдаются на основе заявления от работника в произвольной форме, в котором приведена сумма наличных средств, срок, на который они выданы, дата и подпись руководителя. Отныне не требуется собственноручная запись самого директора о сумме и сроках.
  • Не нужно вести реестр депонированных сумм, хотя в зарплатных ведомостях остается графа о депонировании.
  • Кассовая книга не заполняется в те дни, в которые не осуществлялось наличных расчетов. Раньше из-за неточности в порядке некоторые фирмы заполняли листы и на пустые дни. Сейчас все расставлено по местам.
  • На квитанции к приходному ордеру кассиром ставится штамп и его подпись.
  • Кассиры могут передавать друг другу денежные средства без расходного ордера, только на основании записи в книге учета наличных.

Обратите ваше внимание на то, что внутренние кассовые документы придется обновить в 2015 году и сделать в них ссылку на новое Указание ЦБ РФ , в том числе и на приказ о лимите остатка в кассе.

Лимит остатка кассы

Лимит остатка кассы – наиболее изменившийся раздел порядка. Новая формула расчета лимита наличных не имеет строгой привязки к поступлениям в кассу. Теперь предприятие может вести расчет исходя из наличной выручки или же из суммы расходов.

Лимит обязателен, ведь он устанавливает объем средств, которые свободно хранятся в кассе. Компании сами вводят определенный лимит. Если это не будет сделано, то лимит наличных считается нулевым, и всю наличную сумму в кассе, образовавшуюся на конец дня, следует внести на счет в банке.

Новое положение точно регламентирует формулы расчета лимита. Выбор подходящей оставлен на усмотрение организации. Формулы всего две.

Первая – расчет производится по наличной выручке, то есть по поступлениям, которые пришли от проданного товара, оказанной услуги либо выполненной работы. В случае, если у юрлица есть обособленные подразделения, то общий кассовый лимит определяется с учетом лимита, установленного для такого подразделения. Таким образом, лимит в кассе юрлица один, но его величина может быть распределена между обособленными подразделениями.

Следует подчеркнуть, что лимит наличных в кассе обособленного подразделения, как части общего, должен быть установлен распорядительным документом предприятия или организации. Если подразделение самостоятельно сдает деньги на счет в банковское учреждение, то главный офис устанавливает лимит для него в порядке, который предусмотрен для юрлиц. Тогда они раздельны.

Формула расчета представлена так: L = V / P × Nc , где

  • L – лимит в рублях;
  • V – объем выручки в наличных денежных средствах;
  • Р – расчетный период, а именно количество рабочих дней, за который происходит учет объема поступлений наличных. Период не может быть больше, чем 92 рабочих дня (для юрлиц).
  • Nc – период времени между сдачей в банк выручки: 1-7 рабочих дней, если же в месте, где расположена компания, нет банка, то до 14 дней.

Вторая формула – расчет ведется на основе объема выданных денежных средств. Для тех юрлиц, которые имеют обособленные подразделения, учитываются средства, выданные ими. Но это только в том случае, если они сдают наличку в главный офис. Если же нет, то они имеют собственный лимит.

Формула имеет почти аналогичный вид, изменен только один показатель: L = R / P × Nc , где

  • R – объем выдач наличных, который не включает сумму, выплачиваемую в качестве заработной платы, стипендий или других выплат работникам.

Возможен ли сверхлимит? Только в дни выплаты зарплаты, стипендии или иных социальных выплат работникам, в том числе день получения наличных денежных средств со счета в банке на эти выплаты. Выдача денежных средств не должна превышать 5 рабочих дней. Других исключений не предусмотрено и за превышение лимита грозит штраф. Должностные лица заплатят 4-5 тысяч рублей, размер для организаций больше – 40-50 тысяч рублей.

Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства имеют право не вводить для себя лимит наличных средств в кассе, что существенно облегчает некоторым жизнь, но можно его и оставить. Например, он полезен для безопасного хранения денежных средств. Отменить предыдущий лимит, установленный ранее, можно путем издания соответствующего приказа.

Изменения в 2016 году

Ведение кассовых операций ожидает большое количество изменений, вступающих в силу в 2016 году:

  • Основное касается необходимости использования обновленных аппаратов, которые должны собирать всю информацию автоматически и в режиме онлайн отправлять все сведения в налоговые органы.
  • В этом случае чеки также смогут подготавливаться автоматически и высылаться покупателям на их почту.
  • Если у компании в использовании находится кассовый аппарат, у которого не закончился срок регистрации (при условии того, что суммарный срок использования не превысит 7 лет), то она может продолжить его использование до конца срока и только потом переходить на новую технику.
  • Теперь для всех юридических лиц появляется ограничение на хранение наличных: теперь каждый день деньги будет необходимо сдавать в банк или другую подобную организацию, которая будет нести ответственность за инкассацию, транспортировку и пересчет наличности.
  • Для ИП продолжается процесс упрощения ведения отчетности и документации: в частности, отменена необходимость ведения кассовых ордеров – расходного и приходного. Также, для индивидуальных предпринимателей не действует правило лимита. Если юридическое лицо считается малым предприятием, по данному вопросу оно попадает под законодательство для ИП.

Основным нормативным документом, непосредственно регулирующим операции по хранению и расходованию денежных средств в кассах организаций, в настоящее время является «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком. Для ведения кассовых операций в штате предприятия должна быть предусмотрена должность кассира. На него возлагается ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком. Затем с кассиром в обязательном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях, не имеющих в штатном расписании должности кассира, обязанности последнего может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с этим работником договора о материальной ответственности.

Самовольная передача кассиром своих обязанностей другому лицу запрещена. В случае внезапного оставления кассиром работы (например, по болезни) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

Порядок обязывает руководителей предприятий создать на предприятии условия, обеспечивающие сохранность наличных денежных средств. Во-первых, необходимо обеспечить сохранность денег в помещении кассы, для чего оно оборудуется в соответствии с требованиями, изложенными в порядке, например, помещение кассы должно быть изолировано, иметь капитальные стены и специальное окошко для выдачи денег, иметь сейф для хранения денег и ценностей, оснащено охранной сигнализацией и др. Во-вторых, обеспечить сохранность денег при доставке их из банка и сдаче в банк, например, предоставить кассиру охрану, транспортное средство и др. В последнем случае существенную помощь ей могут оказать организации, оказывающие услуги инкассации.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации.

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 утверждены согласованные с Минфином России унифицированные формы первичной учетной документации, вступившие в действие с 1 января 1999 г.: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер», № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

При поступлении в кассу приходных и расходных кассовых ордеров и приложенных к ним документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

Все приходные и расходные ордера подлежат обязательной регистрации в «Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов» (ф. № КО-3). По общепринятому правилу нумерация расходных и приходных кассовых ордеров начинается с начала каждого года с порядкового номера 1 (один) и до окончания года ведется в порядке возрастания номеров. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежные (расчетно-платежные) ведомости по оплате труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

В обязанности кассира входит ведение кассовой книги (ф. № КО-4), в которой учитывают все поступления и выдачи наличных денег в организации.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. Кассовая книга играет роль регистра аналитического учета кассовых операций.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В бухгалтерии проводят бухгалтерскую обработку отчета

кассира, которая заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к нему документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Должны быть также сверены суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банкам с соответствующими выписками банка по расчетному счету.

Допускается ведение кассовой книги в организации автоматизированным способом. В этом случае листы кассовой книги формируются в виде распечатки «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется распечатка

«Отчет кассира». Обе распечатки должны:

1. Составляться к началу следующего рабочего дня;

2. Иметь одинаковое содержание;

3. Включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Листы кассовой книги нумеруются автоматически в порядке возрастания с начала года. Распечатка «Вкладной лист кассовой книги» должна содержать информацию об общем количестве листов кассовой книги за каждый месяц, а также в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

После получения распечаток «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» кассир обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

По окончании календарного года распечатки «Вкладной лист кассовой книги» брошюруют в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации, и книга опечатывается.

Контроль за правильным ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер организации.

В настоящее время существуют ограничения на расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами. Согласно указанию Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами составляет 60 000 рублей. Согласно совместному письму Министерства по налогам и сборам и Центрального банка РФ предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

С 01.06.2014 вступил в силу новый порядок кассовых операций, а прежний, утвержденный Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение), прекратил свое действие. Что в этой связи следует учесть юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям и субъектам малого предпринимательства, которые, надо отметить, ведут кассовые операции в упрощенном порядке?

Изучим Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У) и разложим основные моменты по полочкам.

Но прежде всего отметим: в связи с заменой порядка ведения кассовых операции необходимо обновить внутренние документы, делая в них ссылку на Указание №  3210-У . В первую очередь это касается приказа о лимите остатка в кассе . С него, пожалуй, и начнем.

Кассовый лимит для юридического лица: выбираем формулу расчета

Любая организация, ведущая кассовые операции, должна соблюдать определенный ею кассовый лимит - объем денежных средств, который свободно может храниться (не накапливаться!) в кассе. Если этого не сделать, лимит остатка наличных денег в кассе будет считаться нулевым, то есть все наличные, поступившие в кассу, на конец дня необходимо внести на банковский счет.

Обратите внимание

Лимит остатка наличных денег в кассе определяется в рублях; для округления указанного лимита до рубля могут применяться правила математического округления (письма ЦБ РФ от 24.09.2012 №  36-3/1876 , ФНС России от 06.03.2014 № ЕД-4-2/4116 ).

В Указании №  3210-У (впрочем, как и в прежнем документе)предложены две формулы для расчета предельно допустимого остатка наличности. Но принцип выбора одной из них теперь более понятен и нет той неясности, которая (в свое время) могла привести к неприятным последствиям. (Напомним, в Положении говорилось, что при отсутствии наличной выручки лимит нужно рассчитывать по расходам, но при этом не уточнялось, когда именно должна отсутствовать выручка: в выбранном расчетном периоде, за все время существования фирмы или в том периоде, в котором будет применяться установленный лимит.)

Так вот, теперь выбор одной из формул для расчета лимита денежной наличности в кассе полностью оставлен на усмотрение организации независимо от наличия либо отсутствия выручки.

Формула первая: по наличной выручке

Расчет лимита кассы по первому варианту основан на наличной выручке - объеме поступлений за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях. Причем если у организации имеются обособленные подразделения , которые сдают наличку в кассу головной организации, лимит остатка наличных денег организация должна определить с учетом кассового лимита, установленного для этого обособленного подразделения. Иначе говоря, у организации в этом случае один лимит, величина которого распределяется между обособленными подразделениями.

Обратите внимание

Лимит остатка наличных средств обособленного подразделения (как часть общего кассового лимита организации) устанавливается организацией, о чем издается распорядительный документ, экземпляр которого направляется в обособленное подразделение в определенном организацией порядке (абз. 6 п. 2 Указания №  3210-У ).

Если обособленное подразделение самостоятельно сдает наличные деньги на банковский счет, открытый организацией, лимит остатка наличных денег головная организация устанавливает для «обособленца» в порядке, предусмотренном для юридического лица. Иными словами, у обособленного подразделения в указанном случае будет свой лимит кассы, отдельный от лимита по организации.

Формула расчета лимита кассы выглядит так:

L = V / P × Nc , где:

L - лимит остатка наличных денег (руб.);

V - объем наличной выручки;

Р - расчетный период (рабочие дни), за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Здесь могут учитываться периоды пиковых объемов наличных поступлений, а также динамика объемов поступлений наличности за аналогичные периоды прошлых лет. Расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица;

Nc -период времени между днями сдачи в банк поступившей наличной выручки: от 1 до 7 рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - до 14 рабочих дней .

Формула вторая: по расходованию денежных средств

Второй вариант расчета кассового лимита основан на объеме выдачи наличных денег , в котором юридическими лицами, имеющими обособленные подразделения, учитываются средства, хранящиеся в этих обособленных подразделениях. Разумеется, речь идет о ситуации, когда обособленные подразделения сдают наличные средства в кассу головной организации. В противном случае (при сдаче наличности на расчетный счет юридического лица) «обособленец» имеет свой (самостоятельный) лимит.

В формуле расчета лимита остатка наличных денег для рассматриваемого варианта (по сравнению с первой формулой) изменяется один показатель, и в результате она выглядит так:

L = R / P × Nc , где:

R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Когда допускается сверхлимит?

Подход к этому вопросу с годами не изменен. Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплаты заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абз. 7 и 8 п. 2 Указания № 3210-У ).

Документы

Унифицированные формы первичной учетной документации, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с 01.01.2013 не являются обязательными к применению (впрочем, нет и запрета законодателя на их использование ). Чего нельзя сказать о «первичке», установленной уполномоченными органами (например, ЦБ РФ) в соответствии с другими федеральными законами. В числе таких документов - кассовые документы (см. также Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012 ).

С 2015 года…

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание при изу-чении нового порядка ведения кассовых операций: с 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств.

Требования к программно-техническим средствам таковы: они должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот ЦБ РФ, перечень которых установлен нормативным актом ЦБ РФ (абз. 5 п. 4 и п. 8.1 Указания  3210-У ).

Введен новый порядок ведения кассовых операций в РФ. По сравнению с предыдущим периодом, правила ведения кассовых операций изменились.

В связи с тем, что многие организации и предприятия (а также некоторые индивидуальные предприниматели) ведут бухгалтерский учет, не лишним будет узнать более подробно про новый порядок ведения кассовых операций, который начал свое действие и продолжит в 2017 году.

Отметим, что очень часто контролирующие организации проверяют правильность ведения таких операций. В этой статье рассмотрим изменения в законодательстве Российской Федерации в 2017 году: организацию, порядок проведения, кассовые документы, а также лимит остатка в кассе.

Кого коснется новый порядок ведения кассовых операций?

Указанием Центрального банка РФ были введены новые правила ведения кассовых операций. При этом формы ведения кассовых документов не претерпели изменений.

Больше всего изменения коснутся индивидуальных предпринимателей. И, несмотря на то, что ИП придется поменять привычный режим работы, для них это с лихвой окупится упрощением ведения кассовых операций.

Помимо индивидуальных предпринимателей, изменения коснутся предприятий и организаций. В частности, нововведения повлияют на бухгалтерский учет.

Очень важно чтобы индивидуальные предприниматели своевременно ознакомились с обновленными правилами ведения кассовых операций, во избежание штрафных санкций.

Организация и ведение кассовых операций в 2017 году

Как уже отмечалось выше был введен новый порядок ведения кассовых операций.

Этот порядок условно можно разделить на две части:

1. Обычный (для юридических лиц, кроме банков).
2. Упрощенный (для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий).

Кассовые операции допустимо производить только в кассе. Ответственным лицом за проведение таких операций является кассир. В случае если на предприятии несколько кассиров, то назначают старшего кассира.

Проводить кассовые операции имеет право лично руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Подписывает кассовые документы бухгалтер (главный бухгалтер). При отсутствии бухгалтера на предприятии документы подписываются кассиром и руководителем.

Разрешено вести кассовые операции при помощи программно-технических средств.

Изменения произошли в ведении кассовых операций в обособленных подразделениях. Под обособленным подразделением следует понимать любое подразделение фирмы (по местонахождению которого находится не меньше чем одно оборудованное рабочее место).

Для таких подразделений введен лимит остатка наличных средств и ведение собственной кассовой книги. Листы кассовой книги теперь в одном экземпляре. Их не нужно сдавать на следующий день в главный офис.

Кассовые документы 2017 году

Существенных преобразований в сфере кассовых документов не произошло. Кассовая книга, приходные и расходные ордера, а также ведомости не изменились. Все ранее унифицированные формы продолжают использоваться. Заполнение этих документов следует производить с учетом нововведений.

Индивидуальные предприниматели, в соответствии с новым порядком ведения кассовых операций, освобождаются от ведения следующего перечня документов:

Кассовая книга;
приходные кассовые ордера;
расходные кассовые ордера.

ИП ведут налоговый учет доходов и физических показателей, характеризующих их вид деятельности.

Для ведения кассовой документации теперь можно выбирать электронный или бумажный носитель.

Кассовые документы имеет право оформлять приходящий бухгалтер (физическое лицо, которое работает по договору на оказание услуг).

Обособленные подразделения предприятия теперь по-новому передают листы кассовой книги. Копия листа книги (которая заверяется руководителем подразделения) передается в порядке, который был установлен самим юридическим лицом. То есть, листы кассовой книги можно сдавать один раз в год - при подготовке финансовой или бухгалтерской отчетности.

Ошибки в кассовых документах (на бумажных носителях) теперь можно исправлять, за исключением приходных и расходных кассовых ордеров.

Основные нововведения следующие:

Допускается ведение кассовой документации в электронном виде с использованием электронной подписи;
бумажные экземпляры кассовой книги и ордеров (приходного и расходного) не требуются при наличии электронных документов;
исправлять ошибки в электронных документах нельзя (подписанный документ с ошибкой удаляется, а вместо него заполняется новый);
второй лист кассовой книги больше не актуален;
единый приходный ордер теперь можно оформлять на бланке строгой отчетности;
собственная запись руководителя о сроках и суммах не требуется;
не ведется реестр депонированных сумм (но в зарплатных ведомостях эта графа сохраняется);
получатель может вписывать сумму прописью по расходному ордеру;
кассовую книгу не заполняют, если в какой-либо день наличные расчеты не производились.

Кассир ставит штамп и свою подпись на квитанции к приходному кассовому ордеру. Кассиры могут теперь передавать деньги без расходного ордера на основании книги учета наличных средств.

Лимит остатка кассы в 2017 году

Изменен лимит остатка кассы. Новая формула расчета лимита наличных денежных средств не привязывается к поступлениям в кассу. Организация имеет право вести расчет исходя из суммы расходов или выручки.

Лимит кассы является обязательным, кроме малых и микропредприятий. Он устанавливает объем средств, которые могут свободно храниться в кассе. Предприятия и организации имеют право лично вводить определенный лимит. Если лимит не был введен, он считается нулевым. Вся оставшаяся сумма в конце дня вносится на счет в банке.

Формулу расчета лимита в кассе регламентируется новым положением. Предприятие может выбрать одну из двух предлагаемых формул расчета:

1. Расчет производится по наличной выручке (по поступлениям от товара, услуги и прочего).
2. Расчет производится на основе объема выданных денежных средств.

При наличии обособленных подразделений, общий кассовый лимит определяется с учетом лимита, установленного для подразделения.

То есть, величину лимита можно распределять между обособленными подразделениями.

Первая формула расчета лимита кассы выглядит так:

L = V / P x Nc, где:
L - лимит в рублях;
V - объем выручки в наличных денежных средствах;
Р - расчетный период, количество рабочих дней, за который происходит учет объема поступлений наличных денежных средств (но не более 92 рабочих дней для юр. лиц);
Nc - период времени между сдачей в банк выручки: 1–7 рабочих дней (если же банка поблизости нет-то до 14 дней).

Вторая формула расчета лимита кассы - L = R / P x Nc, где:
R - объем выдачи наличных (без учета сумм выплачиваемых зарплаты, стипендий или других выплат работникам).

Лимит кассы для малых и микропредприятий

В указании Банка РФ № 320-У сказано, что все малые и микропредприятия освобождены от обязательного установления лимита кассы. А это означает, что данные виды предприятий вправе хранить в кассе любые суммы.

Критерии отнесения к микро и малым предприятиям следующие:

Для микропредприятий:

Предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год - 120 млн.;
среднесписочная численность работников за предшествующий год - 15 человек.

Для малых предприятий:

Предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год - 800 млн.;
среднесписочная численность работников за предшествующий год - 100 человек.

По этим критериям индивидуальные предприниматели относятся к микро или к малым предприятиям, следовательно для индивидуальных предпринимателей не обязательно вводить лимит кассы.

Учет кассовых операций в 2017 году

Все средства, которые появляются на предприятиях, ведущих хозяйственную деятельность и получающих от этого прибыль (в том числе и ИП), должны храниться на счете в банке.

Но бывают ситуации, при которых некоторая часть денег остается у субъекта предпринимательства и используется для некоторых целей (например, выдача заработной платы или командировочных). Для этого существует касса организации, где ведется строгий учет поступивших и выданных финансовых средств.

Учет движения товарно-материальных ценностей у субъекта, который ведет предпринимательскую деятельность, куда относятся денежные средства, ценные бумаги, а также иные документы, дающие право на получение по ним финансов, находится на особом контроле у специальных органов (налоговых инспекций), так как они являются базой налогообложения.

Поэтому правила такого учета четко прописаны в различных нормативно-правовых актах нашего государства. К ним следует отнести следующие законодательные нормы:

Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, которое утверждено под номером 14-п.
Постановление Госкомстата Российской Федерации под номером 88, которым утверждены унифицированные формы первичной учетной документации.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, который принят решением Совета Директоров Центрального Банка РФ под номером 40.

Первый нормативный акт устанавливает общие правила обращения наличных денег и обязывает все организации, которые ведут предпринимательскую деятельность, хранить свои наличные средства в банковских учреждениях на специальных коммерческих счетах. В нем также указывается, что некоторую часть денег компания может хранить в кассе.

Для этих целей руководство такой структуры вместе с обслуживающим банком по обоюдному согласованию устанавливает определенный лимит.

Под лимитом подразумевается предельная сумма денег и ценных бумаг номинальной стоимостью, которая может оставаться в кассе на конец рабочего дня и не сдаваться в банковское учреждение. Превышение этого количества влечет наложение штрафных санкций на предприятие или ИП. Допускается несоблюдение установленного лимита только в день выдачи зарплаты и других социальных выплат работникам организации.

Второй нормативный акт устанавливает образцы кассовой документации, порядок их ведения и заполнения. Третий акт регулирует процесс ведения кассовых операций, а также утверждает перечень документов (кассовые ордера, книги, платежные ведомости), которые подтверждают совершение определенных действий с деньгами (финансовые операции), что находятся в кассе.

Важно знать, что поступление и выдача денежных средств из кассы относятся к операциям, подтверждающим хозяйственную деятельность предприятия или ИП. Оформляется все это приходно-расходными документами. На их основании проводится весь первичный финансовый (бухгалтерский) учет.

Виды кассовых документов

Постановлением Госкомстата Российской Федерации под номером 88, которым утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, устанавливаются следующие кассовые документы:

Приходный кассовый ордер (форма КО-1). По нему принимаются все наличные денежные средства, а также ценные бумаги, которые приходят в кассу.
Расходный кассовый ордер (форма КО-2). По нему выдаются финансовые средства, а также ценные бумаги из кассы.
Журнал, в котором происходит регистрация всех приходных и расходных ордеров (форма КО-3).
Книга кассовых операций (кассовая книга), в которой отражаются все движения денежных средств, а также фиксируется их остаток на конец рабочего дня (форма КО-4).
Книга, в которой отображается учет всех выданных и принятых финансовых средств кассиром предприятия или ИП (форма КО-5).

В некоторых случаях кассир может выдавать заработную плату, стипендию, а также другие платежи по ведомостям. Они бывают платежные либо расчетно-платежные. Несмотря на некоторые отличия в названии, юридически это один и тот же финансовый документ, который имеет обязательные реквизиты для заполнения.

Нужно отметить, что в кассовых ордерах, по которым происходит прием и выдача денежных средств, запрещены какие-либо исправления, подчистки. Если изначально данные документы были неправильно составлены, то они списываются актом и составляются новые.

Документальное оформление операций

Все операции с финансами и другими ценными бумагами, которые имеют денежный эквивалент (например, дорожные чеки, марки) оформляются кассовыми ордерами. Последние, в свою очередь, записываются в журнал учета ордеров, а средства (их суммы) вносятся в кассовую книгу.

Операции с поступлением в кассу денег оформляются приходными кассовыми ордерами (ПКО).

Требования к их составлению следующие:

Дата составления должна соответствовать дню проведенной операции;
необходимы анкетные данные и должность лица, которое выписало ордер;
в обязательном порядке должны быть указаны основания для их составления (возврат неиспользованных командировочных средств, оплата за товар или предоставленные услуги);
необходимо указывать реквизиты прилагаемых и подтверждающих операцию документов (дата, номер, наименование).

Сразу нужно обратить внимание, что нормативные акты, которые регулируют данные действия, не устанавливают перечень документов, подтверждающих приходные операции. Он прописывается во внутренних документах субъекта хозяйственной деятельности.

Приходный ордер считается действительным после того, как его подпишет бухгалтер, а если его нет - директор либо сам индивидуальный предприниматель.

Операции по выдаче денежных средств из кассы оформляются расходными кассовыми ордерами (РКО).

Требования к их составлению ничем не отличаются от тех, что устанавливаются для приходных документов.

Действия кассира при получении ПКО и РКО:

Сверить оригинал подписи главного бухгалтера и наличие разрешительной подписи директора;
проверить, чтобы все подтверждающие документы на выдачу или прием денег были надлежащим образом оформлены;
убедиться в наличии необходимых приложений к ордерам.

Это обязательный порядок работы сотрудников в кассе.

Порядок учета и примеры проводок

Перед тем, как приступать к работе на кассе, кассиры должны внимательно ознакомиться со своей должностной инструкцией и перечнем документов, утвержденных руководством предприятия, которые могут прилагаться к кассовым ордерам.

В бухгалтерской отчетности работа с кассой нумеруется счетом 50.

К нему могут открываться субсчета:

50/1 – касса предприятия;
50/2 – операционная касса организации (банк, транспортное предприятие и другие);
50/3 – реализация и оприходование денежных документов (марки, векселя, железнодорожные, авиабилеты).

Учет ПКО и РКО происходит в журнале их регистрации, а также в кассовых книгах:

В журнал вписываются их порядковые номера после того, как на них поставит свою подпись главный бухгалтер или директор. Он должен храниться в бухгалтерии предприятия либо у директора.
Кассовая книга - это общая финансовая ведомость, где расписываются все операции за день (отчетный период). Главным требованием к ней является указание остатка в кассе на конец рабочего дня. Если никаких операций не проводилось, тогда остатком будет сумма, выведенная за прошлый отчетный период.

Также существуют ведомости о выдаче финансовых средств. Они должны содержать такие обязательные реквизиты, как анкетные данные лица, которому положены выплаты, информацию о начисленных средствах, уплаченных с них налогов и других обязательных платежей, включая алименты и иные взыскиваемые по решению суда деньги. Должна указываться и итоговая сумма, подлежащая выдаче на руки.

Типичные проводки по кассовым операциям представлены в следующей таблице:

Учет кассовых операций строго регламентируется действующим законодательством и не терпит халатного отношения. При выявлении нарушений субъект предпринимательской деятельности ожидают штрафные санкции со стороны налоговой инспекции.

Бухгалтерский учет кассовых операций 2017

В практике отечественного предпринимательства широкое распространение получили расчеты с использованием наличности. Обширное применение такого инструмента обуславливается его удобством и универсальностью. Но нужно учитывать, что использование наличных денег не должно нарушать нормы российского права, в том числе и об обязанности по учету кассовых операций.

Нормативное регулирование кассовых операций

Сфера применения наличных расчетов строго регламентирована Центробанком России в Указаниях № 3073-У. Так, наиболее часто организации могут использовать деньги из кассы на заработную плату, выдачу под отчет, расчеты с партнерами, получение и внесение денег на соответствующий счет и так далее. На цели, не указанные Банком России, наличные денежные средства компании направлять не могут.

При любом использовании наличных денег соответствующее предприятие обязано неукоснительно соблюдать и иной нормативный акт Центробанка Российской Федерации, которым являются Указания № 3210-У (далее - Указания). Поименованный нормативный документ содержит исчерпывающий перечень процедур, необходимых для правильного ведения кассовой дисциплины компании.

Лимиты кассы

Для того, чтобы начать осуществление наличных расчетов, соответствующее предприятие должно обзавестись кассой. В данном случае имеются в виду не ККМ или ККТ, а помещение и организация работы. Игнорирование предприятием описанной обязанности будет расценено контролирующими инстанциями в качестве нарушения кассовой дисциплины, а компания, совершившая названный проступок, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа, размер которого установлен КоАП России.

Стоит отметить, что без надлежащей организации работы с наличными деньгами правильный учет кассовых операций невозможен.

Для исполнения предписаний Центробанка РФ компании, использующие наличность и оставляющие ее в кассе, должны рассчитать лимиты на остаток денег. От такой обязанности освобождаются предприниматели и малые предприятия.

Необходимо обратить внимание на отсутствие обязательности установления лимитов каждым предприятием, использующим в своей деятельности наличность. Расчет максимального размера остатка денег в кассе позволяет юридическому лицу не сдавать средства, вписывающиеся в расчетные рамки, в банк. Если же компания не рассчитала лимит, то он считается равным нулю и по окончании рабочего дня наличных денег у предприятия быть не должно.

Для правильного учета кассовых операций предприятие при определении лимита должно использовать формулы, разработанные Центробанком Российской Федерации. Поименованные алгоритмы отражены в приложении к Указаниям ЦБ РФ. В расчетах следует использовать фактические показатели каждого предприятия. Для законного увеличения лимита компаниям целесообразно брать максимальные значения показателей, используемых в расчете.

Важно отметить, что компания не имеет права применять лимит, установленный произвольно. Если расчет производится предприятием, созданным недавно и не имеющим необходимой статистики, то при определении лимита следует использовать планируемые значения.

Введение разработанного лимита в действие осуществляется через издание генеральным директором предприятия соответствующего приказа. Форма такого документа не утверждена, и специальные требования к ней не предъявляются. Поэтому каждая компания издает соответствующий приказ в произвольной форме. Обязательными к включению в такой документ являются сами размеры максимальных сумм наличности, период действия лимитов и их расчет. Компании, имеющие в своем составе обособленные подразделения, которые территориально удалены от головной организации, при расчете лимитов должны учитывать свои структуры. В этом случае определяющее значение имеет адресат, куда сдаются наличные деньги.

Если наличные средства поступают в кассу головной компании, то лимиты рассчитываются с учетом доли соответствующего подразделения.

Иная ситуация возникает, когда обособленная структура сдает деньги в банк самостоятельно. В этом случае следует устанавливать самостоятельные лимиты для каждого такого подразделения. Из сказанного выше следует, что правильный бухгалтерский учет кассовых операций невозможен без установления лимитов на остаток наличных. Это применяется в случаях, когда предприятие накапливает денежные средства по окончании рабочего дня.

Кассовые операции

По общему правилу действия предприятий, связанные с приемом или выдачей наличных денег, являются кассовыми операциями. Их участником может быть любое лицо, отвечающее признакам дееспособности и правоспособности.

Для единообразного оформления движения наличных денег Госкомстат России Постановлением № 88 разработал и утвердил унифицированные формы документов. Утвержденные бланки применяются субъектами для наличных расчетов и используются при учете кассовых операций. Их заполнение является обязательным. Составление документов по иным формам свидетельствует о нарушении кассовой дисциплины и наказывается штрафом.

Основной документацией по бухгалтерскому учету кассовых операций, необходимой для правильного оформления операций с наличными деньгами, является:

Расходный кассовый ордер;
приходный кассовый ордер;
кассовая книга;
расчетно-платежная ведомость.

Любые движения наличных денег в кассе компании обязательно оформляются расходным или приходным ордерами. Такие документы подписываются бухгалтером и кассиром, при этом операции с наличными деньгами проводятся последним.

Генеральный директор вправе оформлять РКО и ПКО. Условием легитимности такого заполнения является осуществление операций с наличностью руководителем.

Важно помнить, что сотрудники, прямо не названные Центробанком России, лишены права совершать кассовые операции и составлять соответствующие документы. Ответственному работнику обязательно передаются печати и штампы, а также вручаются образцы подписей сотрудников, уполномоченных на подписание РКО и ПКО. Им разъясняются права и обязанности под личную подпись.

Еще одним необходимым документом является кассовая книга. Порядок ее заполнения и ведения подробно описан в нормативных актах России.

Все записи в кассовой книге должны быть подкреплены РКО и ПКО. По окончании смены кассир сверяет данные в форме № КО-4 со сведениями, указанными в ордерах. По итогам таких действий определяется остаток наличных денег.

Средства сверх лимита зачисляются на расчетный счет.

Если происходит выдача заработной платы работникам или стипендий, то необходимо заполнять и вести расчетно-платежную ведомость. Сведения в названном документе должны соответствовать данным кассовой книги и РКО.

При заполнении и оформлении кассовой книги или расчетно-платежной ведомости необходимо руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации № 52н, которым утверждены методические рекомендации по применению и заполнению форм первичных учетных документов.

Все документы по операциям с наличными деньгами могут вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для последнего способа необходимы электронная подпись и обеспеченность компании специальными техническими средствами.

Независимо от способа ведения документов в них не допускается наличие ошибок или неточностей. Документы должны быть заполнены аккуратно и разборчиво.

Следует отметить, что, помимо учета движения наличных денег, предприятия обязаны надлежащим образом осуществлять оформление операций с денежными документами с внесением в соответствующие формы отметки «фондовый».

Бухгалтерский учет кассовых операций

Министерство финансов Российской Федерации издало приказ № 94н, которым утвердило не только План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и Инструкцию по его применению.

Указанным выше Планом счетов введен счет 50 «Касса».

Вышеназванный счет предназначен для ведения бухгалтерского учета кассовых операций с денежными средствами в кассах компаний.

Раздел 5 Инструкции по применению Плана счетов допускает право компаний открыть к счету 50 субсчета 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы».

Следует отметить, что субсчет 50-1 «Касса организации» используется для учета движения наличных денежных средств по кассе компании. При ведении операций с иностранной валютой необходимо открывать отдельные субсчета к счету 50 для обособленного бухгалтерского учета кассовых операций по каждой иностранной валюте.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» применяется для учета движения денег в кассах товарных контор, билетных кассах, кассах вокзалов, отделений связи и т.д.

Субсчет 50-3 «Денежные документы» применяется для учета документов, которые являются денежными: оплаченные талоны на ГСМ, питание, путевки, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки, конверты с марками, марки государственной пошлины и т.п. Характерным признаком таких документов является их стоимостная оценка. Они должны быть приобретены компанией и храниться у нее же.

Для правильного отражения операций по кассе в бухгалтерском учете следует помнить, что по дебету счета 50 учитывается наличность, поступающая в кассу компании.

Средства, выдаваемые из кассы компании, отражаются на кредите счета 50.

В случае получения компанией в свою кассу наличных денежных средств оформлять такое движение необходимо следующим образом:

Получение компанией наличности в банке, в котором находится расчетный счет компании, оформляется по дебету счета 50, которому корреспондирует кредит счета 51 «Расчетный счет»;
возврат лицом, получившим подотчетные деньги, денежных сумм, по которым не предоставлен отчет (неизрасходованных денежных средств), оформляется по дебету счета 50, которому корреспондирует кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
оплата покупателями товаров или услуг оформляется по дебету счета 50, которому корреспондирует кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В случае выдачи компанией наличных денежных средств из кассы оформлять такое движение необходимо следующим образом:

Выплата компанией своим работникам заработной платы, осуществляемая путем выдачи наличных денег из кассы компании, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которому корреспондирует кредит счета 50 «Касса»;
выдача подотчетному лицу наличных денег из кассы компании оформляется по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», которому корреспондирует кредит счета 50 «Касса»;
внесение компанией наличных в банк, в котором находится расчетный счет компании, оформляется по дебету счета 51 «Расчетный счет», которому корреспондирует кредит счета 50 «Касса»;
оплата приобретенных товаров или услуг оформляется по дебету счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которому корреспондирует кредит счета 50 «Касса».

Вместо заключения следует отметить, что в силу предписания норм отечественного законодательства компании, использующие в своей деятельности наличные денежные средства, обязаны:

Обеспечивать правильное отражение в бухгалтерском учете кассовых операций;
неукоснительно соблюдать законодательство РФ и кассовую дисциплину;
не допускать оформления документов по учету движения наличности с ошибками или помарками.

В случае игнорирования компаниями вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации высока вероятность их привлечения к ответственности, предусмотренной нормами отечественного права. Так, на компанию может быть наложен штраф до 50000 рублей за каждый случай нарушения кассовой дисциплины. Названная санкция прямо следует из содержания статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях России.

Аудит кассовых операций в 2017 году

Аудит кассовых операций является одним из элементов системы контрольных мероприятий в организации. Так подтверждается соответствие данных учета фактическому положению вещей, соблюдение всех требований законодательства, а также обеспечивается сохранность денежных средств компании, пресекаются попытки злоупотреблений.

Наиболее часто применяемым методом контроля учета наличности выступает проверка кассы и кассовых операций. Ее осуществляют назначенные для этого сотрудники - как правило, бухгалтер или кассир. Существенные объемы наличного оборота предполагают более высокий риск некорректного отражения операций, ошибок в вычислениях, а порою и просто злоупотреблений со стороны ответственного сотрудника. В связи с этим в больших организациях предъявляются наиболее жесткие требования к обеспечению законности операций, связанных с движением денежных средств, кроме того, издаются локальные акты правила, которые должны неукоснительно соблюдаться.

При упоминании ревизии кассовых операций подразумевают не какой-то отдельный элемент, а перечень связанных процедур. Ревизия может быть запланированной или неожиданной. Она осуществляется как специально созданными группами внутри компании, так и внешними проверяющими.

Бывает, что у собственника или высшего менеджмента возникают сомнения в благонадежности ответственных за осуществление операций с наличными лиц, и тогда они привлекают для проверок внешних аудиторов или специалистов. Кроме того, для некоторых организаций, в частности для размещающих ценные бумаги на открытом рынке, аудит обязателен, а аудит кассовых операций является его составным элементом.

Механизм проведения аудита кассового учета в 2017 году

Необходимость аудита кассовых операций в рамках обязательной проверки обусловлена потребностью в оценке корректности указания данных в поле 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» формы № 1 бухгалтерской отчетности. В 2017 году аудит кассовых операций будет проводиться в отношении данных за 2016 год.

Оцениваемая строка баланса приводит фактический остаток денежных средств фирмы на конец периода. Чем выше данная величина, тем более широкий перечень мероприятий придется провести проверяющим в рамках аудиторской проверки кассовых операций. Для оценки указанного размера остатка и его роли в положении компании применяется специализированный механизм расчета, его принято именовать существенностью.

В составе аудита кассовых операций также оцениваются:

Правильность ведения операций с наличностью;
правильность применения кассовой техники;
соблюдение лимита остатков средств в кассе организации;
соблюдение предельного объема средств для расчетов наличностью.

До начала процедуры аудита кассовых операций изучается политика в области учета наличности в компании, локальные нормативные акты внутри организации. Подобным образом обследуются действующие в организации принципы кассового учета.

Не последнее место в ходе аудита кассовых операций занимает проверка на соблюдение положений закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» № 115-ФЗ, а также мер по предупреждению коррупции (ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ).

Специфические методы при проверке кассовых операций

Основной задачей контролера при аудите кассовых операций является определение того, насколько верно отражен в балансе остаток по счету 50, не закрались ли ошибки в расчет данного показателя. В ходе мониторинга данного счета проверяются все операции, основания для их проведения, выявляются неверно сделанные проводки. Помимо этого, когда проводится аудит кассовых операций, осуществляется скрупулезная оценка обоснованности каждой операции с наличностью. Чаще всего в ходе аудита кассовых операций анализируется отчет о движении денежных средств.

Кроме того, аудит кассовых операций предполагает детальную поверку первичных документов. Если аудит кассовых операций выявит ошибочно составленные документы, их результаты могут быть определены как незаконные. При этом содержащаяся в них информация не должна противоречить сумме итоговой отчетности.

Выявленные в результате аудита учета кассовых операций расхождения в обязательном порядке находят свое отражение в итоговом заключении и пояснительной записке для собственников компании. Именно таким образом должен проводиться аудит кассовых операций 2017 года.

Аудиторская проверка кассовых операций может осуществляться как по решению владельцев компании, так и вследствие наличия законодательной обязанности ее проведения. В процессе аудита кассы и кассовых операций предполагается контроль осуществленных действий с наличностью, полное соответствие их требованиям закона, порядка работы с ККТ. В ходе контроля кассовых операций могут быть выявлены ошибки, которые обязательно должны найти место в аудиторском заключении и пояснительной записке от проверяющих.