Вопросы о л н толстом. Конспект литературной викторины по произведениям Л.Толстого для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Романы Л.Н. Толстого"

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
  • дать детям представление о добре и зле
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты
  • развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление

Материал: эмблемы команд «Филиппок», «Липунюшка»; карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; черный ящик»; шляпа, игрушка коровы, белки, собака; фишки для оценки ответов команд

Предварительная работа: беседы о жизни Л.Н.Толстого, чтение произведений Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, разгадывание кроссвордов.

Ход викторины:

Дети под вальс Шопена входят в музыкальный зал.

Воспитатель Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами проведем литературную викторину. Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять сложные задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.

А оценивать ваши ответы будет жюри:

(воспитатель представляет членов жюри и предлагает жюри занять свои места)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Каждый из вас получил приглашение на сегодняшнюю викторину. Пригласительный билет был с заданием-кроссвордом. Это задание вы выполняли дома с родителями. А как вы с этим справились, оценит наше жюри.

(воспитатель передает жюри пригласительные детей с выполненным домашним заданием)

А теперь обратите внимание на нашу фотовыставку. О ком рассказывают нам эти фотографии?

Дети о Л.Н.Толстом

Воспитатель Правильно. Наша фотовыставка посвящена русскому писателю Л.Н.Толстому (воспитатель знакомит детей с фотографиями)

В нашей викторине примут участие две команды – «Филиппок» и «Липунюшка»

(команды подходят к своим столам, на которых стоят эмблемы команд, большего размера, чем у детей)

Воспитатель Мы много читали произведений Л.Н.Толстого. Чему учат нас его рассказы?

Дети добру, справедливости, честности.

Воспитатель Я предлагаю вам сделать эти слова девизом нашей викторины.

А теперь послушаем приветствия наших команд:

Приветствие команды «Филиппок»

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалела,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Приветствие команды «Липунюшка»

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Воспитатель

Ну, а мы начинаем первый конкурс.

О дедушке Льве Николаевиче

Много уже вы узнали

О жизни его расскажите

Ответами нас удивите.

(члены команд (капитаны), выбирают по одному билету, воспитатель зачитывает вопросы, жюри оценивает ответы детей)

Вопросы о жизни и деятельности Л.Н.Толстого

1. Кем был Л.Н.Толстой?

(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)

2. Где он провел свое детство?

(в Ясной поляне)

3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?

(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)

4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?

(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)

5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?

(Николая)

6. Кто был любимым поэтом Толстого?

(А.С.Пушкин)

7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?

(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)

8. Как относился Толстой к крестьянским детям?

(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)

9. Какие учебники написал Толстой для детей?

(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)

10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?

(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)

Воспитатель А пока жюри оценивает наши ответы мы выполним задание второго конкурса «Подбери пару»

Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк»

(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт(полку) и называют произведение)

Воспитатель А теперь предоставляем слово нашему жюри.

Жюри подводит результат трех конкурсов:

Домашнее задание (кроссворд)

Разминка (вопросы о жизни Л.Н.Толстого)

Дид.игра «Подбери пару»

Воспитатель А нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»

(«Пожарные собаки»)

«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку»

(«Пожар»)

Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала отрывки.

А теперь я предлагаю поиграть в игру. В такие игры любил играть Л.Н.Толстой, когда был таким маленьким как вы

ФИЗМИНУТКА - подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель Ну а теперь нам пора выполнить задание следующего конкурса «Что лишнее?»

Необходимо выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений Л.Н.Толстого

(команды получают конверты с фотографиями животных – 4-5 штук. Дети выбирают лишнюю фотографию - жираф)

Воспитатель Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Но нас ждет еще один сложный конкурс - «Кто потерял?»

Вы должны определить герои каких произведений Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол)

(участники команд, по одному, подходят к столу, выбирают один предмет, называют героя произведения. При затруднении, команда помогает своему участнику)

Предметы:

Горох («Обезьяна и горох»)

Блины в узелке («Липунюшка»)

Грабли («Ученый сын»)

Шапка («Филиппок»)

Кукла («пожарные собаки»)

Грибы («Девочка и грибы»)

Рыба («орел»)

Сливы («Косточка»)

Ружье («Прыжок»)

Цепь («Волк и собака»)

Топор («Мужики водяной»)

Кость («Жучка»)

Кувшин и камни («Галка и кувшин»)

Яйцо («Крыса и яйцо»)

(выбрать те предметы, о которых читали детям)

Воспитатель И с эти заданием вы справились!

Но нас ждет самый сложный и загадочный конкурс. Этот конкурс для вас приготовил наш гость и член нашего жюри – Ф.И.О.библиотекаря

Библиотекарь Работники библиотеки дворца «Химик» приготовили для вас, ребята, «Черный ящик» В нем спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет и то произведение к которому он относится.

(загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)

  • Это дикое животное – герой сказки Л.Н.Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами. (белка, басня «Белка и волк»)
  • Это домашнее животное; ест траву; дает молоко; так называется рассказ Толстого.

С ним приключилась беда. («Корова»)

  • Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)
  • Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке. (собачка, рассказ «Собачка и лев»)

Воспитатель Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с эти справились, нам расскажет наше жюри, которое внимательно наблюдало за нами, и слушали все наши ответы.

Жюри оценивает ответы и объявляет результаты викторины.

Библиотекарь По итогам всех конкурсов команды получили следующие баллы:

команда «Филиппок»____баллов, команда «Липунюшка» ____баллов.

Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации. Мы надеемся, что эту любовь к книгам вы сохраните на всю жизнь! Разрешите вручить вам пригласительные билеты в нашу библиотеку. Мы будем рады видеть вас у нас в гостях!

Воспитатель Поздравляю вас, ребята! Теперь вы стали почетными читателями библиотеки дворца «Химик».

А наша литературная викторина окончена. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

(пригласительный билет на литературную викторину по произведениям Л.Н.Толстого с кроссвордом)

Светлана Морозова

Цели : формировать интерес к чтению детской литературы ; познакомить учащихся с биографией и творчеством Л . Н. Толстого ; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности .

Оформление : портрет Л. Н. Толстого , выставка рисунков по творчеству писателя , карточки : пословицы, кроссворд; книги Л. Н. Толстого , высказывания о писателе и т. д.

Ход игры.

Ведущий. Есть такая пословица : «Кто больше читает, тот больше знает» Сегодня мы узнаем, кто из вас много читает и много знает.

Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого . Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков, а следить за игрой будет жюри в составе (представить членов жюри) .

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы : вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой . Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.

Задание I тура.

Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого

К первому туру.

1. Куда девается вода из моря?

Из родников , ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен . Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

2. Отчего в морозы трещат деревья?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.

А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой , как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться .

Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Верил : кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке» , как о талисмане. Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Дети и учитель работали весь день : занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки.

Задание II тура.

Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л. Н. Толстого . Вам необходимо назвать само произведение

Ко второму туру.

Отрывки из произведений :

«Лисица позвала журавля на обед и подала похлебку на тарелке, журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела». («Лисица и журавль» )

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». («Три медведя» )

«Поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду» («Зайцы и лягушки» )

«Жил старик со старухой. У них не было детей . Старик поехал в поле жать, а старуха осталась дома блины печь» («Липунюшка» )

«Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад» («Птичка» )

«Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка» («Булька» )

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда» («Косточка» )

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит головой вниз и не шевелится» («Девочка и грибы» )

«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу» («Пожар» )

«Стало мышам плохо жить без кота» («Мыши и кот» )

«Собака шла по доске через речку, а в зубах несла мясо» («Собака и ее тень» )

«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу» («Филипок» )

«Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу , и обе влезли на стол» («Полевая и городская мышь» )

«-Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый» («Страшный зверь» )

Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей , ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

Задание III тура.

У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л . Н. Толстого (см. в приложении) .

К третьему туру.

Вопросы к кроссворду :

1) Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)

2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

4) Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

8) Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)

9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .

Если мы заглянем в «Толковый словарь русского языка» , то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с назидательным

(т. е. поучительным) содержанием».

И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.

Задание IV тура.

Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.

К четвертому туру :

o Лето собирает, а зима съедает.

o Локоть близок, а не укусишь.

o Один в поле не воин.

o Шила в мешке не утаишь.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Задание Y тура.

Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

К пятому туру.

Рассказы на тему пословиц :

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала (Сама не ест, и мне не дает.)

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали (Ворон за море летал, да умней не стал.)

Девочка любила играть на улице , а как придет в дом – скучает.

Мать спрашивала :

Отчего ты скучаешь?

Дома скучно.

Мать сказала (Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал :

Невод не хорош.

Другой сказал :

Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л. Н. Толстой рассказывал детям , вошли в книги :

«Азбука» , которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка;

«Русские книги для чтения» , где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.

Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.

Задание VI тура.

Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л. Н. Толстого . Задача : определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.

К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков) .

Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.

Задание VII тура.

А теперь мы проведем небольшую викторину. Командам по очереди читается какое-то утверждение, они отвечают «да» или «нет» .

К седьмому туру.

Викторина «ДА / НЕТ»

1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)

2. Жил Толстой в городе Щекино . (нет)

3. Толстой создал «Азбуку» для детей . (да)

4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)

5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)

6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)

7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)

8. В были «Прыжок» речь идет о зайце. (нет)

9. Произведение «Лебеди» - это описание. (да)

10. Булька – кличка собаки. (да)

Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра , которая посвящалась

Л. Н. Толстому и его творчеству . С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

Пришло время предоставить слово жюри.

(Поздравление победителей) .

Молодцы! Понравилась вам игра ? Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

Литература :

Сборники произведений Л. Н. Толстого .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству Л.Н.Толстого

(8 – 10 классы)

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству Л.Н.Толстого позволяют определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 8-10 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 8 класс

«После бала»

    Произведение написано в: а) 1903 г.; б) 1904 г.; в) 1905 г.

    Жанр произведения: а) повесть; б) очерк; в) рассказ.

    В основу произведения положен а) случай из жизни автора; б) случай из жизни брата автора; в) вымышленный случай.

    Художественный приём, положенный в основу композиции произведения:

а) последовательность излагаемых событий; б) цикличность излагаемых событий; в) антитеза.

    Тип композиции произведения:

а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица; в) авторское изложение событий.

    Первоначальный вариант названия произведения:

а) «Бал»; б) «Отец и дочь»; в) «Сквозь строй».

    Как можно охарактеризовать смысл заглавия произведения:

а) важность судьбы героя после бала; б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

    Число рассказчиков в произведении: а) один; б) два; в) несколько.

    Роль вступления: а) показать место и время действия; б) познакомить с участниками событий; в) познакомить с рассказчиком.

    Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.

    Основная идея произведения: а) осуждение деспотизма; б) личная ответственность человека за жизнь общества; в) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость.

    Образ полковника: а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.

    Тон повествования произведения:

а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 9 класс

Жизнь и творчество

    Е Маймин (исследователь творчества Л.Толстого) писал: «Жизнь Толстого – это путь.

Путь непрерывных и всё новых...». Продолжите цитату:

А. произведений, Б. исканий, В. разочарований.

    Л.Н.Толстой родился в: А. Москве, Б. Туле, В. Ясной поляне.

    Л.Н.Толстой бал в родстве с: А. Пушкиным, Б. Лермонтовым, В. Гоголем.

    Отроческие годы прошли в: А. Казани, Б. Туле, В. Ясной поляне.

    Отчислен из университета:

А. по собственному желанию, Б. за неуспеваемость, В. за участие в политических кружках.

    Л.Н.Толстой как писатель сложился: А. в Казани, Б. в Москве, В.на Кавказе.

    Первое печатное произведение Л.Толстого:

А. «Кавказский пленник», Б. «Севастопольские рассказы», В. «Детство».

    Автобиографическая трилогия – это рассказ: А. о жизни Николая Иртеньева, Б. о

взаимоотношениях людей в обществе, В. о нравственном становлении героя.

    Каждый человек, по мнению Николая Иртеньева, должен: А. разобраться в устройстве

мира, Б. иметь свой собственный взгляд на смысл жизни, В. постоянно нравственно

самосовершенствоваться.

    Продолжите цитату «Главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на

людей....»: А. богатых и бедных, Б. добрых и злых, В. порядочных и непорядочных.

Ключ:

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 10 класс

«Война и мир»

1. Как определил сам Л. Н. Толстой жанр «Войны и мира»:

а) эпопея; б,) роман; в) поэма; г) историческая хроника; д) летопись.

2. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?

а) Александр I; б) Кутузов; в) А. Болконский; г) Пьер Безухов; д) Николай I.

3. Действие романа начинается:

а) январь 1812 года; б) май 1807 года; в) июль 1805 г.; г) апрель 1801 г.; д) август 1804 г.

4. Сколько времени длится действие романа?

а) 10лет; б) около семи лет; в) 25 лет; г) 15 лет; д) приблизительно 8 лет.

5. Роман начинается с:

а) описания Шенграбенского сражения; б) именин в доме Ростовых; в) вечера у А. П. Шерер;

г) описания встречи отца и сына Болконских; д) описания смотра у Браунау.

6. Сколько лет Наташе Ростовой в 1-м томе? а) 16 лет; б) 20 лет; в) 10 лет; г) 13лет; д) 18лет.

7. Сколько было детей в семействе Ростовых? а) шесть; б) пять; в) четыре; г) три.

8. Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:

а) А. Болконский; б) Б. Друбецкой; в) П. Безухов; г) М Болконская; д) Наполеон, е) Берг.

9. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию в начале романа?

а) им руководило стремление к славе; б) он руководствовался представлениями об офицерском долге; в) чтобы защищать родину.

10. Что привлекло Пьера в масонстве? а) возможность общаться с власть имущими; 6) идея единения и братства людей; в) возможность отвлечься от несчастливого брака.

11. В ком Л. Н. Толстой видит решающую силу истории?

а) царь; б) военачальники; в) народ; г) высшее чиновничество; д) аристократия.

12. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:

а) великих поступков; б) самолюбия; в) стремления к славе; г) простоты, добра и правды.

13. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?

а) А. Болконский; б) Элен Курагина; в) Николай Ростов; г) Наташа Ростова; д) Борис Друбецкой.

14. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире - Наполеоне?

а) Шенграбенское; б) Прейсиш-Эйлау; в) Фридландское; г)Аустерлицкое; д) Бородинское.

15. Бородинское сражение мы видим глазами:

а) Н. Ростова; б) П. Безухова; в) А. Курагина; г) А. Болконского; д) Долохова.

16. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце романа (эпилог)?

а) 12 лет; б) 13 лет; в)14 лет; г) 16 лет; д) 15 лет;

17. Брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:

а) несогласие князя Николая Болконского; б) недоброжелательного отношение графа Ростова к жениху; в) отсутствия приданого у Наташи; г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким, д) мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным.

18. Какое событие является кульминационным центром романа «Война и мир»?

а) первый бал Наташи Ростовой; б) Отечественная война 1812 года; в) Тильзитский мир;

г) совет в Филях; д) военные события 1805 года.

19.Укажите годы Жизни Л.Н.Толстого:

а)1828-1910; б) 1801-1899; в) 1821-1898; г) 1828-1912; д) 1828-1909.

Ключ:

Использованная литература:

    Корщунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.




Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, то есть число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так


















ВОПРОС «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…» ОТВЕТ




















ВОПРОС «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пред Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели это были мои собственные дети…» ОТВЕТ




























ВОПРОС Он « был очень красивый, статный, высокий. Свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками… ласковая, радостная улыбка была в его блестящих глазах и губах». ОТВЕТ
























ВОПРОС Он «не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются… Толстым.» ОТВЕТ
ВОПРОС ФИНАЛА Кто из героев романа это сказал? «Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должны измениться. Вместо бедности – общее богатство. Довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция…» КОНСТАНТИН ЛЕВИН


ВОПРОС ФИНАЛА Чей это портрет? «… глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из- пол загнутых кверху усов и подпёртые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щёки с оставленными правильными колбасками бакенбард и прижимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева» НИКОЛАЙ I




ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ заставка портрет Толстого Л.Н. имение Ясная Поляна jpg обложка книги «Утро помещика» jpg портрет Ж.Ж.Руссо Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М. кабинет писателя jpg кадр из кинофильма «Война и мир» jpg обложка книги «Детство» обложка книги «Кавказский пленник» jpg обложка книги «Хаджи – Мурат» jpg иллюстрация к рассказу «После бала» Андрей Болконский jpg повесть «Детство» jpg «После бала» JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpghttp://1.bp.blogspot.com/_1oeI_YTvkMU/SYlmJ5D- JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpg «Анна Каренина» Наташа Ростова jpg «Кавказский пленник» jpg Пьер Безухов


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ кадр из фильма «Анна Каренина» _zvuki_val_sa.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/9/ _ _Vladimir_Pervuninskiy__Pod _zvuki_val_sa.jpg «После бала» Обложка книги «Анна Каренина» jpg И.С. Тургенев jpg Н.А.Некрасов jpg А. С. Суворин - главный редактор газеты «Новое Время» Н.Г.Чернышевский А.М.Горький gif ромашки



Цели:

· Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;

· Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

· Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;

· Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;

· Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина по теме:

«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Цели:

  • Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
  • Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
  • Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
  • Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.

Оборудование:

  • Этнокалендарь;
  • Выставка книг по произведениям Л.Н. Толстого;
  • Пословицы;
  • Названия произведений;
  • Выставка детских рисунков;
  • Жетоны с изображением героев произведений Л.Н. Толстого;
  • Кроссворд;
  • Конкурсы;
  • Грамоты для награждения команд.

Ход урока

  1. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя. (На фоне плавной музыки учитель рассказывает).

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их в усадьбу! По всем деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Выходит граф (мальчик с бородой)

Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась в их сердцах на всю жизнь.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

Граф: «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».

  1. Постановка целей.

Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы проведём викторину по жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). У каждой команды есть своё название, свой капитан.

Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот и выиграл. Готовы?

  1. Викторина.
  1. Конкурс «Библиографический»

(Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон)

  • В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828г.)
  • Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской обл.)
  • «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати…» Какой? (Он был граф)
  • С кем воспитывался маленький Лёва? (С тётей)
  • Сколько детей было в семье? (Пятеро)
  • Какое братство создали братья? (Муравьиное братство)
  • Что написано было на таинственной зелёной палочке? (То, что должно уничтожить всё зло в людях, и дать им то, что она обещает)
  • Где и для кого Л.Н. Толстой открыл школу? (В Ясной Поляне для крестьянских детей)
  • Как назывались книги, созданные им для обучения детей чтению? («Азбука», «Новая азбука». «Четыре русские книги для чтения»)
  1. Конкурс «Вспоминай-ка»
  • Назовите 3 сказки, написанные Львом Николаевичем («Липунюшка», «Три медведя», «Два брата»)
  • Назовите 3 рассказа (« Косточка», «Птичка», «Филиппок»)
  • Назовите 3 басни («Два товарища», «Лев и собачка», «Лев и мышь», Муравей и голубка»)
  1. Конкурс «Домашнее задание». (Инсценировки по произведениям Л.Н. Толстого)
  • «Косточка»
  • «Лев и мышь»
  • «Два товарища»
  1. Конкурс «Научи меня»
  • Какие качества характера воспитывают рассказы Л.Н. Толстого? (Трудолюбие, честность, смелость, доброту)
  • Чему учат сказки писателя? (Рассуждать и делать правильные выводы)
  • Чему учат басни Толстого? (дружбе, заботе, взаимовыручке)
  1. Конкурс «Угадай-ка» (Чёрный ящик)

Из какого произведения эти вещи?

  • Блины («Липунюшка»)
  • Дерево и верёвка («Лев и мышь»)
  • Сливы («Косточка»)
  • Три чашки («Три медведя»)
  • Корабль («Акула»)
  • Клетка («Птичка»)
  1. Конкурс «Узнай героя» (Из чёрного ящика достаются игрушки).
  • Серёжа («Птичка»)
  • Ваня («Косточка»)
  • Маша («Три медведя»)
  • Мышь (« Лев и мышь»)
  • Собачка («Лев и собачка»)
  • Медведь («Два товарища»)

7. Конкурс «Детективный».

Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.

  • «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)
  • «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)
  • «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)
  • «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)
  • «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)
  • «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)

  1. Конкурс «Подбери пословицу»

На карточках для каждой команды написана своя пословица. Необходимо назвать произведение, для которого она подходит.

  • Тайное всегда становится явным.
  • Мал, да удал.
  • Друг познаётся в беде.
  1. Конкурс «Прочитай-ка!»

Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым (выдаётся каждой команде по одной карточке).

  • Аксчотоке («Косточка»)
  • Фипломик («Филипок»)
  • Ечкпакти («Птичка»)
  1. Конкурс «Кроссвордный»

Отгадай кроссворд(см. Приложение)

Ответы:

  1. По вертикали: 1. Ясная Поляна; 2. чиж; 3. мышь; 4. Муравей.
  2. По горизонтали: 5. Липунюшка; 6. сливу; 7. «Азбука»; 8. медведь.

V. Итог урока. Награждение победителей. Выставление оценок.