Законна ли организация лотереи, какие есть нюансы? Федеральный закон российской федерации Организатор всероссийской государственной лотереи

30 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416). Данный документ кардинально меняет порядок организации и проведения лотерей в России. Организовывать лотереи сможет только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Российские частные компании лишаются такого права. Конкурс на определение оператора лотереи будет проводиться по установленным Законом N 416 правилам.

1. В России будет введен запрет на проведение всех лотерей, кроме государственных всероссийских и международных

С 1 июля 2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи - т.е. такие, в которых не вносится плата за участие и призовой фонд формируется за счет средств организатора, а также негосударственные, региональные государственные и муниципальные лотереи. Таким образом, будут сохранены исключительно всероссийские государственные и международные лотереи. Кроме того, с этой даты прекратится выплата участникам лотерей причитающихся им выигрышей. Формулировка закона не исключает ситуации, когда лицо, победившее в проведенной лотерее, не сможет получить свой выигрыш. С 30 декабря 2013 г. (с момента опубликования Закона N 416) прекратилась выдача разрешений на проведение лотерей.

Отказ от стимулирующих лотерей связан с желанием законодателя исключить возможность проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей. На сегодняшний день такая практика широко распространена (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2010 по делу N А70-1491/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2009 по делу N А79-3288/2009, ФАС Московского округа от 15.10.2010 N КА-А40/11057-10 по делу N А40-66987/10-17-381).

Закрепляется, что при проведении тиражных лотерей будут использоваться новые технические устройства - лотерейные терминалы. Они предназначены для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций при проведении тиражных лотерей. Отметим, что на практике такие устройства уже использовались (например, в соответствии с Приказом Минфина России от 29.12.2010 N 195н "Об утверждении Условий проведения в режиме реального времени 2 тиражных всероссийских государственных лотерей и в обычном режиме 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи").

Проводить лотереи можно будет только двумя способами: тиражным и бестиражным. Исключается комбинированный способ, когда на лотерейных билетах одновременно имеются защитное покрытие, под которым скрывается возможный выигрыш, и номер, позволяющий этому билету участвовать в тиражной лотерее.

Организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ могут стать только Минспорт России и Минфин России (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях в ред. Закона N 416). Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи - лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. Соответствующие поправки внесены также в ст. 1063 ГК РФ.

Договор между оператором лотереи и ее участником оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Данное изменение также вносится в ст. 1063 ГК РФ. Ранее заключение указанного договора могло быть подтверждено выдачей любого документа, однако в судебной практике выдача электронного лотерейного билета не признавалась надлежащим оформлением договора.

В соответствии с действующей редакцией Закона о лотереях конкурсы на проведение всероссийских государственных лотерей должны проводиться по Закону о размещении заказов N 94-ФЗ. С 1 января 2014 г. он утратил силу в связи с принятием Закона о госзакупках N 44-ФЗ. Следовательно, с 1 по 29 января 2014 г. такие конкурсы проводятся по Закону о госзакупках N 44-ФЗ (подробнее о нем см. Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок). С 30 января 2014 г. конкурсы по определению операторов лотереи будут проводиться в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной Законом N 416-ФЗ. Ее содержание больше сходно с правилами проведения открытого конкурса Закона о размещении заказов N 94-ФЗ.

Подать заявку на участие в конкурсе на проведение лотереи по-прежнему сможет любое российское юрлицо независимо от организационно-правовой формы. Организатором лотереи может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта). Эти условия повторяют положения, содержащиеся в Законе о размещении заказов N 94-ФЗ. По Закону о госзакупках N 44-ФЗ обеспечение заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44). Также по общему правилу этим Законом установлен не только максимальный размер обеспечения заявки (5 процентов начальной (максимальной) цены контракта), но и минимальный размер обеспечения, который должен составлять 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный как Законом о размещении заказов N 94-ФЗ, так и Законом N 44-ФЗ, в процедуре проведения конкурса, содержащейся в Законе N 416-ФЗ, не упоминается. Отсылки на него также нет. Однако устанавливается, что в конкурсе не могут участвовать те организации, которые отвечают, в частности, следующим требованиям:

В составе управляющих органов есть лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики;

Руководители, учредители, участники могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и (или) иных платежей, предусмотренных контрактом, заключенным с организатором лотереи;

Ранее уклонялись от заключения контрактов на проведение лотерей;

Контракты о проведении лотереи с этими организациями были расторгнуты по решениям судов;

Существенно нарушили условия контракта, вследствие чего организатор в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.

Помимо перечисленных требований устанавливается условие, в соответствии с которым участник размещения заказа должен обладать исключительными правами на лотерейные программы (в том числе по лицензионным договорам). Лотерейными программами признаются программы для ЭВМ, разработанные и используемые для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

Введено условие об обязательном представлении соглашения с банком о намерении предоставить безотзывную банковскую гарантию. Такой банк обязательно должен быть включен в перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700), установленный ст. 74.1 НК РФ. Предыдущей редакцией Закона о лотереях было предусмотрено иное условие - дополнение к процедуре проведения конкурса: участнику размещения заказа необходимо было в заявке на участие в конкурсе указать размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи.

Извещение о проведении конкурса на определение оператора лотереи размещается организатором лотереи на его официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - процедура вскрытия (открытия) заявок). Отказаться от конкурса организатор может не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, изменить извещение о проведение конкурса можно не позднее чем за пять дней до начала указанной процедуры. Эти условия идентичны условиям, содержащимся в ст. 21 Закона о размещении заказов N 94-ФЗ. Однако действующим в настоящее время Законом о госзакупках N 44-ФЗ предусмотрено (ст. 49), что извещение размещается не менее чем за 20 дней до дня вскрытия (открытия) заявок и не на сайте организатора конкурса, а в единой информационной системе. Также этим Законом предусмотрен более короткий срок для того, чтобы отказаться от проведения конкурса: после того как извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе, заказчик может отменить определение поставщика путем проведения открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи конкурсных заявок (ч. 1 ст. 36 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Лотерея — это развлекательная игра, в процессе которой заключается односторонний контракт. Одна из сторон (оператор) осуществляет розыгрыш денежных средств или другого имущества, который выступает в качестве выигрыша. Контракт заключается добровольно и оформляется путем передачи лотерейного билета. На лотерейном билете в обязательном порядке должна присутствовать лотерейная комбинация. Она наносится при изготовлении такого документа. Организация и проведение лотереи регулируется Федеральным законом № 138 «О лотереях».

Описание 138 ФЗ

Федеральный закон № 138 «О лотереях» определяет правовую основу государственного регулирования. Порядок и вид организации также контролируется Федеральным законом. В случае нарушения законодательства, на определенные лица может быть наложена административная или уголовная ответственность. Федеральный закон был принят Государственной Думой 17 октября 2003 года, а одобрен Советом Федерации 29 декабря 2003 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Описание предмета регулирования законодательства;
  • Описания основных терминов, которые используются в ФЗ 138;
  • Описание условий лотереи и ограничения по ее проведению;
  • Описание видов отчислений от розыгрыша государству;
  • Формирование призового фонда;
  • Условия для проведения подобного мероприятия и обеспечение безопасности прав участников лотереи;
  • Информация о проведении конкурса;
  • Заключение контракта после результатов проведения конкурса.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 27 ноября 2017 года. Они касаются статьи 20 части 6. Часть 6 была дополнена.

Победитель получает денежную сумму в качестве призового фонда или другое имущество. Выплата осуществляется оператором этого мероприятия или другим участником, которому разрешено подобное проводить. Чтобы выигрыш выдал другой участник, потребуется предоставить соответствующие документы.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона:

В статье 3 описываются виды лотереи. Виды подобных мероприятий на территории Российской Федерации определяются путем способа проведения и территории проведения.

По такому критерию как способы проведения лотерея может быть разделена на:

  • Тиражную;
  • Бестиражную.

Тиражная лотерея — игра на удачу, в которой приз между участниками разыгрывается в одно и то же время. В этом виде запрещено использовать больше одного лотерейного оборудования, в котором также будут находиться билеты.

Под бестиражной лотереей понимается игра, в которой данные о возможности выигрыша уже внесены на стадии производства подобных билетов. Участник, который приобрел лотерейный билет этого типа, имеет право стереть скрытые надписи и удостовериться в наличии выигрыша или в его отсутствии.

Также виды розыгрышей делятся в зависимости от местоположения. Она может быть территориальной или международной. Территориальная (всероссийская) проводится на территории РФ, а международная — на территориях нескольких государств, в список которых также входит Российская Федерации на основании международных документов.

Ст 6.1

В статье 6.1 описываются запреты, которые могут быть выявлены при организации игры. Во время проведения избирательных кампаний проводить лотереи запрещается. То есть выигрыш не может зависеть от итогов голосования или других выборов, связанных непосредственно с референдумом. Также нельзя организовывать азартные игры, которые скрываются под лотереей. Запрещается использовать игровое оборудование, включая игровые автоматы.

В статье 10 описываются лотерейные нормативы.

К нормативам можно отнести:

  • Размер призового фонда;
  • Количество отчислений, которые предусматриваются требованиями мероприятия;
  • Перечисление обязательств оператора, который должен выдать полученный призовой фонд в зависимости от условий договора;
  • Период действия безотзывной банковской гарантии, которая предусматривается пунктом 3 настоящей статьи.

В статье 13 описывается порядок организации и проведения мероприятия.

Для начала организаторы должны получить разрешение у Правительства Российской Федерации.

Таковым является федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику. Исполнительная власть определяется Правительством РФ. Период проведения лотереи может быть до 15 лет. Существует возможность продления этого срока, если это желает организатор.

Федеральный орган определяет, к какому органу исполнительной власти относится лотерея. Он уполномочен Правительством РФ организовать розыгрыш, как гласит открытый конкурс.

В статье 17 описывается призовой фонд лотереи. Призовой фонд розыгрыша формируется на основании выручки от ее проведения. Призовой фонд необходим исключительно для передачи выигрыша участникам, которые выиграли. Оператору запрещено использовать выигрыш в собственных целях. Призовой фонд можно только выплатить, предоставить или передать.

Следует отметить, что в тиражной лотереи призовой фонд формируется до осуществления тиража.

Скачать действующую редакцию закона о лотереях

Федеральный закон № 138 призван урегулировать отношения, которые возникают между участниками лотереи и оператором. На основании этого Федерального закона можно оспорить какие-либо ошибки, допущенные оператором или организаторами. Чтобы ознакомиться с изменениями и дополнениями Федерального закона «О лотереях», следует скачать его по .

Практически во всех странах Европы действуют только государственные лотереи. Хотя операторами могут выступать частные компании, работающие по лицензии.

Общемировая практика доказала: в государственных лотереях проигравших нет. Выигрывают все стороны. Государство: в бюджет страны исправно поступают средства от продаж лотерейных билетов. Участники: лотерейные деньги идут на социально важные проекты — медицину, образование, культуру, спорт. И наконец, победители лотереи, которые гарантированно получают приз.

Историческим днем для отечественных лотерей стало 1 июля 2014 года. С этой даты все негосударственные лотереи прекратили свое существование. Теперь лотерейные розыгрыши в России проходят только под эгидой государства. Это гарантирует каждому участнику своевременную выплату выигрышей, защиту от недобросовестных предпринимателей и мошенников.

Основные положения Закона № 138-ФЗ «О лотереях»

Виды лотерей в России

Международная
Лотерея, которая проводится на территории двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора. В настоящее время действующие договоры о проведении на территории РФ международной лотереи отсутствуют.

Всероссийская государственная лотерея
Лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации. Организатором всероссийской государственной лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Тиражная лотерея
Лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, лотерейных квитанций. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи. Для определения выигравшей лотерейной комбинации при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.

Бестиражная лотерея
Лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления. При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.

Организация и проведение лотерей

Под проведением лотереи понимается:
. оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов и учет лотерейных квитанций;
. заключение договоров с изготовителями лотерейных билетов, изготовителями лотерейного оборудования и лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров;
. заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок;
. розыгрыш призового фонда лотереи;
. экспертиза выигрышных лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов и лотерейных квитанций;
. выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Организатор всероссийской государственной лотереи

Под организацией лотереи понимается осуществление следующих мероприятий:
. проведение конкурса по выбору оператора лотереи;
. заключение контракта с оператором лотереи;
. утверждение условий лотереи.

Организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются только:
. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта (Министерство спорта РФ );
. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности (Министерство финансов РФ ).

Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта. Контракт заключается по итогам открытого конкурса, проводимого организатором в соответствии с требованиями закона «О лотереях».

Оператор всероссийской государственной лотереи
Оператор лотереи — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с законом «О лотереях».

Распространитель всероссийской государственной лотереи
Распространитель — лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Распространители могут беспрепятственно привлекать к распространению лотерейных билетов иных лиц, которые также будут признаны распространителями.

Нормативы лотереи

. размер призового фонда лотереи должен составлять не менее чем 50% по отношению к выручке от ее проведения.
. размер целевых отчислений составляет 10% от разницы между суммой выручки оператора от проведения лотерей за отчетный квартал и суммой выплаченных им за отчетный квартал выигрышей. Перечисление целевых отчислений осуществляется ежеквартально;
. обязательства оператора по выплате целевых отчислений от проведения лотереи в размере, предусмотренном контрактом, обеспечиваются безотзывной банковской гарантией.

Дополнительными требованиями к проведению лотереи являются:

Осуществление розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не чаще чем 1 раз в 15 минут;
. в бестиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей в размере до 1000 рублей включительно должны осуществляться в момент определения выигрышного лотерейного билета и его предъявления распространителю. Выигрыши стоимостью свыше указанной величины выплачиваются оператором лотереи участнику не позднее чем в 30-дневный срок после предъявления выигрышного лотерейного билета.
. срок проведения лотереи составляет 15 лет с возможностью его продления Правительством РФ. Началом проведения лотереи считается дата принятия решения Правительством РФ о проведении лотереи.

Договор на участие в лотерее

Договор на участие в лотерее заключается между оператором (ранее — организатором) и участником и оформляется выдачей (предоставлением):
. лотерейного билета;
. лотерейной квитанции;
. электронного лотерейного билета.

При этом законодатель определил, что заключить с оператором договор на участие в лотерее может только лицо, достигшее возраста 18 лет .

Лотерейный билет
Лотерейный билет — это документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи.
На лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии его изготовления (создания) и (или) участником лотереи.

Согласно закону защищенной от подделок полиграфической продукцией является только лотерейный билет, используемый при проведении бестиражных лотерей.

Лотерейная квитанция
Лотерейная квитанция — фискальный документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи.
Лотерейная квитанция также должна содержать лотерейную комбинацию, нанесенную (внесенную) на стадии ее изготовления (создания).
Принципиальное отличие лотерейной квитанции от лотерейного билета в том, что лотерейная квитанция выдается лотерейным терминалом .
При этом законодатель дает точное определение понятию «лотерейный терминал» и закрепляет требования, которым он должен отвечать.

Лотерейный терминал
Лотерейный терминал — техническое устройство, предназначенное для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейных комбинаций), выдачи лотерейных квитанций и используемое при проведении тиражных лотерей.
Лотерейный терминал может использоваться для выдачи квитанций исключительно тиражных лотерей.
Лотерейные терминалы не должны содержать скрытые (недекларированные) возможности, информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для проверки.
Лотерейные терминалы должны обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и подобных действий, а также от несанкционированного доступа к интернету.

Электронный лотерейный билет
Электронный лотерейный билет — электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором и участником, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На электронном лотерейном билете также обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии его изготовления (создания) и (или) участником лотереи.

3875

Как правило, каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в лотерее. Возможность получения выигрыша, особенно при крупном размере призового фонда, всегда привлекает внимание большого количества людей. И, конечно же, большие деньги притягивают к себе различного рода мошенников. Поэтому законодательное регулирование организации лотерей достаточно актуально.

В России таким законодательным актом является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях".

Организатором лотереи в силу п. 6 ст. 2 Закона № 138-ФЗ является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Причем все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно понятию, которое закреплено указанным законом, лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.

Оператором лотереи может быть только российское юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи. Оператор лотереи определяется по результатам открытого конкурса.

Для операторов лотерей законодателем установлены ограничения. Так, оператором лотереи не может выступать юридическое лицо, руководителем, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером которого являются лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

Оператором лотереи также не может быть юридическое лицо, руководитель, учредители, участники которого могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и иных платежей, предусмотренных контрактом.

Федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется Федеральной налоговой службой. За нарушение правил организации и проведения лотереи предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.

С 1-го июля 2014 года на территории Российской Федерации прекратили свое существование негосударственные лотереи. Внесенное изменение в закон гарантирует всем гражданам страны вовремя выплаченный выигрыш и защиту от мошенников. В розыгрыше, организатором которого является государство, всегда есть победители. Государство пополняет бюджет страны, деньги участников идут на соцпроекты, а победители получают призы. Рассмотрим подробнее, что регламентирует закон №138 и какие изменениям он был подвергнут в последней редакции.

11-го ноября 2003 года вступил в силу Федеральный закон №138 «О лотереях». Законопроект был принят Госдумой 17-го октября 2003 года, а одобрение Федеративным Советом произошло 29-го числа того же месяца и года. Закон регламентирует лотерейную деятельность, устанавливает порядок и требования для ее проведения, а также определяет основы регулирования государством в данной области.

Закон состоит из 27 статей, из которых 6, 7, 9, 14-16, 22, 25-26 утратили свою правовую силу, после опубликования предыдущих редакций:

  • ст. 1 — область регулирования настоящего закона;
  • ст. 2 — терминология;
  • ст. 3 — разновидности лотерей;
  • ст. 4 — цели и методы координирования отношений в данной области;
  • ст. 5 — единый реестр лотерейных терминалов;
  • ст. 6.1 — ограничения при осуществлении розыгрышей;
  • ст. 8 — условия проведения;
  • ст. 10 — неотъемлемые нормативы лотереи;
  • ст. 11 — мероприятия, финансируемые от полученных денег с лотерей;
  • ст. 12 — требования к бумажным, электронным лотерейным билетам, к предоставлению сведений о проведении мероприятия;
  • ст. 12.1 — приводимые требования к оборудованию или терминалам, используемым в лотерейной деятельности;
  • ст. 12.2 — требования к местам реализации билетов и установки терминалов;
  • ст. 13 — процедура организации и осуществления розыгрыша;
  • ст. 13.1 — требования, к которым должен подчиняться оператор лотереи;
  • ст. 17 — призовой фонд;
  • ст. 18 — требования к тиражному розыгрышу;
  • ст. 19 — требования к бестиражной лотерее;
  • ст. 20 — осуществление защиты прав участников;
  • ст. 21 — федеративный госнадзор за осуществлением розыгрышей призов;
  • ст. 23 — аудиторский надзор за оператором;
  • ст. 24 — наказание за нарушение действующего закона;
  • ст. 24.1 — конкурс на право пописать договор на осуществления лотереи;
  • ст. 24.2 — комиссия на конкурсе;
  • ст. 24.3 — участники размещения заказа;
  • ст. 24.4 — требования к вышеуказанным участникам;
  • ст. 24.5 — обстоятельства при которых допускается участие в конкурсе;
  • ст. 24.6 — уведомление о проведении мероприятия;
  • ст. 24.7 — информация, содержащаяся в документации на конкурсе;
  • ст. 24.8 — в каком порядке предоставляется пакет документов;
  • ст. 24.9 — объяснение положений документации и их изменение;
  • ст. 24.10 — процедура подачи заявки на участие в конкурсе;
  • ст. 24.11, 24.12 — рассмотрение заявок в конверте и в электронной форме;
  • ст. 24.13 — оценка и сопоставление заявок;
  • ст. 24.14 — подписание договора по итогам проведения конкурса;
  • ст. 24.15 — увеличение длительности договора, его изменение и аннулирование;
  • ст. 24.16 — причины, чтобы признать конкурс недействительным;
  • ст. 24.17 — результат признания конкурса недействительным;
  • ст. 27 — процедура вступления в правовую силу действующего закона.

Последняя редакция датируется 28-ым мартом 2017 года. Вступление в законную силу редакции произошло 1-го апреля того же года.

Скачать текст ФЗ

Актуальное содержание закона будет интересно для прочтения лицам, желающим участвовать в розыгрышах, операторам, которые осуществляют их проведение и т. д. Скачать текст Федерального закона «О лотереях» в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по .

Порядок проведения лотерей регламентируется по закону приказом Президента и Правительством, что позволяет Минфину осуществлять их проведение. После обретения государством монопольного права на проведение, махинаций с выигрышами стало меньше.

Изменения в Федеральном законе 138 «О лотереях»

Редакция, опубликованная 28-го марта 2017 года, вступила в силу 1-го апреля того же года. Корректировки были внесены в статью 11 действующего закона. Статья рассказывает, на что идут собранные на лотереях деньги. Часть 1 гласит, что денежные средства, собранные путем лотереи, идут на значимые объекты и мероприятия социальной жизни, а также на становление и развитие физической культуры, спорта, спорта высших достижений и подготовку спортрезерва.

По закону оператор лотереи в обязательном порядке должен осуществлять поквартальное финансирование в следующем размере — 10% от разницы между вырученных оператором денежных средств за отчетный квартал и суммой отданных выигрышей за тот же период.