Балет шурале на зарубежных сценах. Фарид Яруллин и его балет «Шурале». Неизученные страницы жизни и творчества. Балет в трех действиях

30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. Для подобного ответственного смотра был необходим национальный балет. (Кстати, Татарский национальный оперный театр открылся лишь 17 июня 1939 года). Привлекли к работе специалистов — главным балетмейстером декады назначили Петра Гусева, а он пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона.
К счастью, в портфеле театра уже лежали готовое либретто и партитура балета под названием «Шурале», их принесли в театр в начале 1940 года писатель Ахмет Файзи и молодой композитор Фарид Яруллин. И если музыка будущего балета в целом устраивала балетмейстера, то либретто показалось ему слишком размытым и перенасыщенным литературными персонажами — неопытный либреттист свёл воедино героев восьми произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. В феврале 1941 года Якобсон закончил новый вариант либретто и композитор приступил к доработке авторского клавира, которую завершил в июне.
3 июля 1941 года в Казани состоялась генеральная репетиция нового балета. Балетная труппа Татарского театра оперы и балета была усилена танцовщиками труппы «Остров танца» и солистами Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Партию Сюимбике исполняла Найма Балтачеева, Али-Батыра — Абдурахман Кумысников, Шурале — Габдул-Бари Ахтямов. Оформил спектакль художник Е. М. Мандельберг, дирижёр —И. В. Аухадеев. Ни о премьере, ни о поездке в Москву речь уже не шла — Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Татарский театр оперы и балета вернулся к «Шурале» в 1945 году. Ф. В. Витачек, преподававший оркестровку и чтение партитур в Институте имени Гнесиных, инструментовал партитуру, балетмейстер Гай Тагиров сочинил новое либретто.
А в 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» была посмертно присуждена Государственная премия Татарстана имени Г. Тукая.

Википедия.

Сюжет

Поляна в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Али-Батыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Али-Батыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Батыра найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса.
В саду перед домом Али-Батыра собираются гости. Сюимбике искренне полюбила своего спасителя и выходит за него замуж. Но тоска по небесному простору, по подругам-птицам не оставляет ее. После свадебных обрядовых игр гости уходят в дом и садятся за столы. В сгущающихся сумерках в сад прокрадывается Шурале и кладет на видном месте крылья Сюимбике, которые принесли ему помощники — черные воронята. Выйдя из дома, девушка с радостью видит крылья, надевает их и поднимается в воздух. Взлетевшие воронята гонят ее к логову Шурале. Батыр бросается в погоню.
В лесном логове Шурале издевается над Сюимбике, требует покориться ему. Но Батыр уже здесь. Горящим факелом он поджигает лес и вступает в поединок с лешим. В ожесточенной схватке силы покидают Батыра, и он последним усилием бросает Шурале в огонь. Тот гибнет, но разгоревшийся пожар грозит и влюбленным. Батыр протягивает Сюимбике крылья, предлагая спасение, но она, покоренная силой его любви, бросает крылья в огонь. И все же им удается спастись.
Снова деревня, в которой живет Али-Батыр. В честь храброго охотника и его прекрасной невесты идет веселый праздник.


Музыка.

«Шурале» — один из самых ярких балетов советского времени. Его музыка, основанная на ритмоинтонациях татарского фольклора, как песенных, так и плясовых, блестяще разработана композитором всеми способами профессиональной музыкальной техники.

Л. Михеева

Шурале

Балет в трех действиях

    Либретто А. Файзи и Л. Якобсона. Инструментовка 2-й редакции В. Власова и В. Фере. Балетмейстер Л. Якобсон.

    Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 28 июня 1950 г.

    Действующие лица

    Сюимбике, девушка-птица. Али-Батыр, охотник. Мать Батыра. Отец Батыра. Главная сваха.

    Главный сват. Шурале, злой леший. Огненная ведьма. Шайтан. Девушки-птицы, свахи, сваты.

    Действие первое

    Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них - логово Шурале, злобного владыки леса.

    Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.

    Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.

    Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.

    Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней.

    Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.

    Действие второе

    Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.

    Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.

    Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.

    Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

    Действие третье

    Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.

    В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.

    Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья - единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь - пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

Разделы: Музыка

План

  1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»
  2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов
  3. Методические рекомендации

1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»

Балет Фарида Яруллина «Шурале» – первый татарский балет, гордость национальной музыки. Он создан в 1941 году за короткий срок молодым талантливым композитором на либретто Ахмеда Файзи по мотивам одноименной сказки Габдуллы Тукая. Балет завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита. Премьера балета «Шурале» была приурочена к открытию Декады татарского искусства и литературы в Москве. Однако работа над постановкой была прервана из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Композитора призвали в ряды Советской Армии. В 1943 году он погиб. Премьера балета состоялась в Казани только в 1945 году. В 1950 году балет с большим успехом был поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова в оркестровой редакции В.Власова и В.Фере. В 1955 году была осуществлена новая постановка в Москве на сцене Большого театра, где партию главной героини исполнила Майя Плисецкая. Позднее она отмечала, что роль Сююмбике – одна из ее любимейших партий. Вскоре после премьеры в Москве балет «Шурале» начал свое триумфальное шествие по многим театральным сценам мира.

Шурале – это традиционный образ татарских народных сказок, леший, внешний вид которого напоминает причудливые лесные коряги и сучья, поэтому он воспринимается как порождение буйной народной фантазии.

Поэма – сказка классика татарской литературы Г. Тукая звучит как гимн родному краю, богатству и красоте его природы, поэтичности народной фантазии.

Молодой крестьянин, по имени Былтыр, благодаря своей находчивости, смелости одерживает победу над злым и коварным Шурале. Идея поэмы – прославление человеческого разума, его превосходства над враждебными человеку силами. Либретто балета дополнено сюжетными линиями из других народных татарских сказок, в частности, о девушках – птицах. В балете Былтыр спасает не только себя, но и девушку – птицу Сююмбике, у которой Шурале похитил крылья. Значительное место занимают народно-жанровые картины, изображающие жизнь татарской деревни, свадебное торжество.

2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов

Основным принципом музыкальной драматургии балета является контрастное противопоставление двух противоборствующих сил, представленных с одной стороны, реальными образами Былтыра и народа, с другой – сказочно-зловещим миром лесной нечисти во главе с Шурале.

Главная черта музыкальной характеристики реальных героев – близость музыки народно-песенным истокам, мелодичность, мягкость звучания, простота и пластичность ритмических рисунков. Враждебные человеку фантастические существа, наоборот, охарактеризованы причудливо-капризными ритмами, остро диссонирующей гармонией.

Такое противопоставление двух музыкальных сфер дает возможность не только создать яркие сценические образы, но и раскрыть самую сущность идеи произведения. В образе Былтыра воплощены лучшие качества народа: благородство, храбрость, чувство юмора. Именно Былтыр является основным героем спектакля, борцом против зла и насилия, поэтому и музыка, характеризующая его, отличается не только теплотой, задушевностью, но и мужественностью.

Глубоко впечатляет в балете образ девушки-птицы Сююмбике. Это сказочная, прекрасная, белоснежная птица, которая только вдали от людей превращается в очаровательную девушку. Ее тема – легкая, порывистая, воздушная выражает беспечную игривость грациозной девушки – птицы. Замечательная по красоте тема Сююмбике проходит через весь балет, развивается и видоизменяется в зависимости от ситуаций и душевных переживаний героини. Спокойная, плавная при появлении Сююмбике с подружками, эта тема в сцене с Шурале вырастает в эмоционально-насыщенную, драматическую. Размеренное движение становится беспокойным, напряженным. Тревога все более усиливается, и от широкой патетической темы остается одна пульсирующая попевка (тема крыльев). Впоследствии она становится лейтмотивом душевных страданий, волнений Сююмбике. В последний раз тема Сююмбике проходит в финале, после гибели Шурале. Приобретая победно-ликующий характер, она как бы утверждает победу светлых сил.

Образом, олицетворяющим зло, является Шурале. Мучить и убивать людей для него высшее наслаждение. Сила его в пальцах, которыми он до смерти может защекотать. Однако человек сильнее Шурале. Он побеждает его хитростью, умом, глубиной своей любви к Сююмбике.

Музыкальная характеристика Шурале отличается изломанностью ритма, хроматизмами, композитор использует своеобразный звукоряд, сочетающий в себе целотонность и пентатонность.

К удачным по красочности и образности музыки принадлежат сцены сборищ лесной нечисти. Умело вплетая пентатонику в острые созвучия и в необычные гармонические последовательности, Ф. Яруллин сохраняет национальный колорит на всем протяжении балета, подчеркивая тем самым его национальную принадлежность, ведь джины, шайтаны, шурале, убыры – создания татарской народной фантазии. Пляска ведьм отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой, но изломанная мелодия и «ворчливые», хроматические форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти. Убыры (огненные ведьмы) очень проворны, летают, оборачиваясь огненным шаром, и музыка отличается резкостью. Когда появляется Шайтан, разгорается общий бешеный пляс всей нечисти.

Хороши в балете народно-бытовые сцены. Насытив музыку этих сцен интонациями и ритмами народных песен и танцев, композитор воспроизвел живые, реалистические картины деревенской жизни. Здесь Ф. Яруллин использует ритмы, характерные для татарских народных плясовых напевов, такмаков. Наглядным примером служит «Детский танец», юмористические танцы свата и свахи.

Опираясь на народные музыкально-поэтические традиции, широко используя приемы классического балета как в раскрытии образов, так и в развитии музыкального материала, Ф.Яруллин создал замечательное музыкально-сценическое произведение, положившее начало успешному развитию татарского национального балетного искусства и заслужившее признание в своей стране и за рубежом.

В целях обогащения учебной программы предлагаю ряд фрагментов из клавира балета Фарида Яруллина «Шурале» под редакцией Л. Батыркаевой. Клавир был выпущен в 1971 году издательством «Музыка». В данной обработке музыка композитора неоднократно звучала в театрах и концертных залах. Эти фрагменты могут быть использованы как дополнение к репертуару по татарской классической музыке, которые можно рекомендовать учащимся музыкальных школ в качестве фортепианных пьес. Ниже предлагаются рекомендации, где рассматриваются трудности исполнения указанных переложений и приемы их преодоления. Пьесы рекомендованы для исполнения в средних и старших классах ДМШ.

  1. «Выход Былтыра». Музыка, характеризующая его, отличается теплотой, задушевностью и певучестью. При разучивании пьесы необходимо обратить внимание на распевы, характерные для татарской музыки: нужно добиваться исполнения фразы на едином дыхании, не нарушать плавного течения мелодии, дослушивать длинные звуки для достижения цельности фраз. В сопровождении – покачивающиеся аккорды. Сложность исполнения аккомпанемента – в плавном переходе от баса к аккордам.
    Эта пьеса соответствует уровню 4 класса. Можно рекомендовать более продвинутым ученикам 3 класса. (Приложение 1)
  2. «Танец ведьм». Пьеса отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой. Пляска ведьм основана на сопоставлении неожиданных движений: резких и более плавных. Но изломанная мелодика и «ворчливые», «каркающие» хроматические групповые форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти.
    Внимание исполнителя должно быть направлено на изобразительные моменты музыки.
    До начала работы с пьесой следует разъяснить ученику суть ритмических трудностей, вызванных полиритмией и синкопами. При разучивании обратить внимание на украшения в правой руке, которые надо исполнять легко. Эта пьеса соответствует уровню 7 класса. (Приложение 2)
  3. «Красование Былтыра». Характер пьесы лирический. Сложность исполнения заключается в умении пластично провести гибкую, длинную мелодическую фразу на фоне вальсового аккомпанемента. Внимание исполнителя должно быть направлено на партию левой руки, которую нужно учить отдельно, добиваясь свободного переноса руки от баса к аккордам. Яркая выразительность мелодии, ее стремление к кульминационной вершине обязывают тщательно отработать сопровождение.
    Эту пьесу можно ввести в программу 4-5 классов. (Приложение 3)
  4. «Соло Сююмбике». Сююмбике – сказочный образ. В соответствии с образом, музыка отличается красочностью, песенностью, задушевностью. Веселый, подвижный и танцевальный характер пьесы требует особого внимания к работе над мелкой техникой. Шестнадцатые длительности должны звучать легко, не утяжеляя движения мелодии. Необходимо обратить внимание на активные скачки, усложненные форшлагами, где акцент приходится на основные доли, а форшлаги нужно играть легко и мягко.
    В сопровождении есть большие скачки от баса к аккордам, что потребует отдельного внимания. Необходима работа и над ритмическим рисунком (внутритактовые синкопы),а также над возможными, но не желательными толчками на последнюю слабую долю такта.
    Исходя из выше названных трудностей, эту пьесу можно предложить учащимся старших классов ДМШ. (Приложение 4)
  5. «Дуэт Былтыра и Сююмбике». По характеру – лирическая, взволнованная пьеса. Трудность заключается не только в исполнении мелодии на одном дыхании, но и соотношении звучности мелодии и аккомпанемента.
    Сопровождение, создавая гармонический фон и пульсацию, должно помочь мелодии сохранить цельность фразы. Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко, бас и аккорды как бы нанизывая на плавное движение мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию.
    Ощущение горизонтального движения музыкальной ткани способствует достижению крупного дыхания, как в мелодической линии, так и в сопровождении. Пьесу можно рекомендовать для репертуара шестого, седьмого классов ДМШ. (Приложение 5)

Литература:

  1. Батыркаева Л. Клавир балета Ф. Яруллина «Шурале». – Казань: Татарское книжное издательство, 1987.
  2. Бахтиярова Ч. «Фарид Яруллин». – Казань: Татарское книжное издательство, 1960.
  3. Раимова С. История татарской музыки: учебное пособие. - Казань: КГПИ, 1986.

→ Татарская сказка "Шурале"

Был в одном ауле смелый дровосек.
Поехал он однажды зимой в лес и начал рубить дрова. Вдруг перед ним появился .
- Как тебя зовут, человечек? - спрашивает Шурале*.
- Меня зовут Былтыр**, - отвечает дровосек.
- Давай, Былтыр, поиграем, - говорит Шурале.
- Не до игры мне сейчас, - отвечает дровосек. - Не буду с тобой играть!
Рассердился Шурале и закричал:
- Ах, так! Ну, тогда не выпущу тебя живым из лесу!
Видит дровосек - плохо дело.
- Хорошо, - говорит. - Поиграю с тобой, только сначала помоги мне расколоть колоду.
Ударил дровосек топором по колоде раз, ударил два и говорит:
- Засунь пальцы в щель, чтобы она не защемилась, пока я не ударю третий раз.
Засунул Шурале пальцы в щель, а дровосек вытащил топор. Тут колода сомкнулась крепко-накрепко и прищемила пальцы Шурале. Только этого и нужно было дровосеку. Собрал он свои дрова и уехал поскорее в аул. А Шурале давай кричать на весь лес:
- Мне Былтыр пальцы прищемил!.. Мне Былтыр пальцы прищемил!..
Сбежались на крик другие шурале, спрашивают:
- Что случилось? Кто прищемил?
- Былтыр прищемил! - отвечает Шурале.
- Коли так, мы ничем тебе помочь не можем, - говорят другие шурале. - Если бы это случилось нынче, мы бы помогли тебе. Раз это было в прошлом году, где же его теперь найдёшь? Глупый ты! Тебе надо было бы кричать не теперь, а в прошлом году!
А глупый Шурале так и не мог им толком ничего объяснить.
Рассказывают, что Шурале взвалил колоду на спину и до сих пор таскает её на себе, а сам громко кричит:
- Мне Былтыр пальцы прищемил!.. Фарид Яруллин. Балет "Шурале"

30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. Для подобного ответственного смотра был необходим национальный балет. (Кстати, Татарский национальный оперный театр открылся лишь 17 июня 1939 года). Привлекли к работе специалистов — главным балетмейстером декады назначили Петра Гусева, а он пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона.
К счастью, в портфеле театра уже лежали готовое либретто и партитура балета под названием «Шурале», их принесли в театр в начале 1940 года писатель Ахмет Файзи и молодой композитор Фарид Яруллин. И если музыка будущего балета в целом устраивала балетмейстера, то либретто показалось ему слишком размытым и перенасыщенным литературными персонажами — неопытный либреттист свёл воедино героев восьми произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. В феврале 1941 года Якобсон закончил новый вариант либретто и композитор приступил к доработке авторского клавира, которую завершил в июне.
3 июля 1941 года в Казани состоялась генеральная репетиция нового балета. Балетная труппа Татарского театра оперы и балета была усилена танцовщиками труппы «Остров танца» и солистами Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Партию Сюимбике исполняла Найма Балтачеева, Али-Батыра — Абдурахман Кумысников, Шурале — Габдул-Бари Ахтямов. Оформил спектакль художник Е. М. Мандельберг, дирижёр —И. В. Аухадеев. Ни о премьере, ни о поездке в Москву речь уже не шла — Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Татарский театр оперы и балета вернулся к «Шурале» в 1945 году. Ф. В. Витачек, преподававший оркестровку и чтение партитур в Институте имени Гнесиных, инструментовал партитуру, балетмейстер Гай Тагиров сочинил новое либретто.
А в 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» была посмертно присуждена Государственная премия Татарстана имени Г. Тукая.

Википедия.

Сюжет

Поляна в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Али-Батыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Али-Батыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Батыра найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса.
В саду перед домом Али-Батыра собираются гости. Сюимбике искренне полюбила своего спасителя и выходит за него замуж. Но тоска по небесному простору, по подругам-птицам не оставляет ее. После свадебных обрядовых игр гости уходят в дом и садятся за столы. В сгущающихся сумерках в сад прокрадывается Шурале и кладет на видном месте крылья Сюимбике, которые принесли ему помощники — черные воронята. Выйдя из дома, девушка с радостью видит крылья, надевает их и поднимается в воздух. Взлетевшие воронята гонят ее к логову Шурале. Батыр бросается в погоню.
В лесном логове Шурале издевается над Сюимбике, требует покориться ему. Но Батыр уже здесь. Горящим факелом он поджигает лес и вступает в поединок с лешим. В ожесточенной схватке силы покидают Батыра, и он последним усилием бросает Шурале в огонь. Тот гибнет, но разгоревшийся пожар грозит и влюбленным. Батыр протягивает Сюимбике крылья, предлагая спасение, но она, покоренная силой его любви, бросает крылья в огонь. И все же им удается спастись.
Снова деревня, в которой живет Али-Батыр. В честь храброго охотника и его прекрасной невесты идет веселый праздник.


Музыка.

«Шурале» — один из самых ярких балетов советского времени. Его музыка, основанная на ритмоинтонациях татарского фольклора, как песенных, так и плясовых, блестяще разработана композитором всеми способами профессиональной музыкальной техники.

Л. Михеева