Бетховен. Один против судьбы. Бетховен, Людвиг ван – краткая биография Сообщение про композитора бетховена

Пушкина В. Н.

Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.

Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста.

Добившись признания в Бонне, беспокойная натура Бетховена устремляется в Вену -музыкальную столицу Европы. Там он мечтает познакомиться с “царем музыки” Моцартом. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Бледное лицо, рассеянный взгляд, шутливая болтовня не отвечали представлениям Бетховена о том, каким должен быть великий композитор. Моцарт, в свою очередь, сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. О том, чтобы брать уроки у «царя музыки», не могло быть и речи. Гордый и честолюбивый юноша был уязвлен таким отношением к себе. Два великих композитора расстались холодно, и никогда больше не виделись. Будет ошибкой думать, что Моцарт не оценил нового гения. После ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!” Почему встреча Моцарта и Бетховена прошла именно так, мы можем только гадать.

Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив.

Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну.

Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.

В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал.

Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают.

Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха.

В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.”

Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году.

На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек.

Один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах , включая оперу , балет , музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты , концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры , симфонии .

Биография

Дом, где родился композитор

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн в семье музыканта. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец был певцом в придворной капелле, дед служил там же капельмейстером. Дед будущего композитора был родом из Голландии , отсюда приставка «ван» перед фамилией Бетховена. Отец композитора был одарённым музыкантом, но слабым человеком и к тому же любителем выпить. Он хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке . Однако скоро остыл к занятиям и перепоручил мальчика своим приятелям. Один обучал Людвига игре на органе , другой - на скрипке и флейте.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром » Баха и произведениями Генделя , а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха , Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - Вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось, отец пил и почти не приносил денег домой. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он хотел пополнить своё образование: выучил латынь , изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался:

«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».

Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх , английский драматург Шекспир , немецкие поэты Гёте и Шиллер .

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны две детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок ».

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Они сравнивали её с извержением вулкана, а самого Бетховена с Наполеоном .

Бетховен в 30 лет

В ранние годы в лице композитора можно было найти некоторое сходство с молодым революционным генералом, но современники имели в виду другое: нарушающую все прежние правила манеру исполнения. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (а к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 - Патетической (название дано самим композитором), № 13 и № 14 , обе имеют авторский подзаголовок: «Sonata quasi una Fantasia» (в духе фантазии). Сонату № 14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось навсегда за всем произведением.

Бетховен также поражал и своим внешним обликом. Небрежно одетый, с гривой чёрных волос, с резкими, угловатыми движениями, он сразу выделялся среди изящных дам и кавалеров.

Бетховен своих чувств не скрывал. Наоборот, едва заметив малейшее неуважение к себе, заявлял об этом прямо, не выбирая выражений. Однажды, когда он играл, один из гостей позволил себе заговорить с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление: «Таким свиньям я играть не буду!» . И никакие извинения и уговоры не помогли.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первое венское десятилетие было написано очень много: двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена

В 1796 Бетховен начинает терять слух . У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Гейлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо Гейлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству . «Мне казалось немыслимым покинуть свет, - пишет Бетховен, - раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».

В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической .

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Поздние годы: 1802-1812

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». <

Из-за глухоты Бетховен отделяется от мира, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы композитор работает над своей единственной оперой «Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году , когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .

Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

Последние годы

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю, Тридцать вторую, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - Торжественная месса и Девятая симфония с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

В Австрии после поражения Наполеона был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство преследовало любую свободную мысль. Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»

Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия.

Однако слава Бетховена была так велика, что правительство не посмело его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читал (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини , просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен поместил племянника в лучшие пансионы, поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Похороны Бетховена.

Бетховен за работой дома (обратите внимание на обстановку)

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ , в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий , которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862-го по 1878-й преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова , впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов , профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар , чьи сочинения известны каждому ученику музыкальной школы.

Черни был необычайно плодовитым композитором, им написано более тысячи произведений в разных жанрах, но широчайшую известность принесли ему этюды. Трудно сосчитать, сколько поколений музыкантов воспиталось на этих обязательных для каждого пианиста «школах беглости пальцев». Заслугой Черни является и редакция сонат Джузеппе Скарлатти и «Хорошо темперированного клавира» Баха.

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним не обыкновенный, но одарённый, может быть гениальный, ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист . Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе. Именно Листа можно назвать подлинным учеником Бетховена.

Ни Рис, ни Черни, а он унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря усилиям памятник композитору был поставлен.

Причины смерти

Исследования волос и костной материи позволили специалистам по археопатологоанатомии установить, что Бетховен страдал от отравления свинцом задолго до своей смерти. Дозы свинца поступали в его организм регулярно - предположительно, либо с вином, либо в ваннах, которые он принимал. Это привело к неизлечимой болезни печени, что было подтверждено вскрытием.

Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них - слепые, трое - глухие, один - умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

Если Вы посоветовали сделать аборт - Вы только что убили Людвига ван Бетховена.

Родители Бетховена поженились в 1767 году. В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было нормально для того времени. Не сохранилось никаких данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен, композитор. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен. В 1776-м родился четвёртый сын, Николаус Иоганн. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Не сохранилось никаких данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. В 1781 году родился его брат, Франц Георг (умер через два года). В 1786 году родилась его сестра, Мария Маргарита. Умерла через год, когда Людвигу было 17 лет. В том же году его мать умирает от туберкулёза, что было абсолютно нормальным в то время.

Произведения

  • 9 симфоний: № 1 ( -), № 2 (), № 3 «Героическая» ( -), № 4 (), № 5 ( -), № 6 «Пасторальная» (), № 7 (), № 8 (), № 9 ().
  • 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» № 3.
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром.
  • 32 сонаты для фортепиано, множество вариаций и мелких пьес для фортепиано.
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано.
  • концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт»)
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано.
  • 16 квартетов.
  • Балет «Творения Прометея».
  • Опера «Фиделио».
  • Торжественная месса.
  • Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
  • Песни на стихи разных поэтов, обработки народных песен.

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Ода к радости (небольшой фрагмент, лёгкий файл) (info) (информация о файле)
  • Лунная соната (info) (информация о файле)
  • Концерт 4-1 (info) (информация о файле)

Памятники Бетховену

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН И БЕССМЕРТНАЯ ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ВЕЛИКОГО ГЛУХОГО

Людвига ван Бетховена считают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.

Первый учитель Людвига ван Бетховена

Один из трех «венских классиков» появился на свет 1770 года в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжелыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги – он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе. Но вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность.

В это же время в жизни Людвига появился Кристиан Готлиб Нефе, его мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма, равенства всех людей.

В 1787 году Людвиг приезжает в Вену. Город театров и соборов, уличных оркестров и любовных серенад под окнами покорил сердце юного гения. Но именно там молодого музыканта поразила глухота: сначала звуки казались ему приглушенными, потом он по несколько раз переспрашивал не расслышанные фразы, затем понял, что окончательно теряет слух. «Я влачу горькое существование, – писал Бетховен своему другу. – Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».

«И солнце в нем – Джульетта»

Она появилась в его жизни внезапно. Юная провинциальная графиня, приехавшая в австрийскую столицу из Италии вместе с семьей в 1800 году, была прелестна.

Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре она пожелала брать уроки у кумира венской аристократии, тем более что Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. И, конечно, не устоял – он стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и неустанно кокетничала со своим 30-летним учителем.

Он импонировал Джульетте своей популярностью и даже странностями. При всей строгости взглядов, Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не сказал «нет» он и на этот раз. Он не брал с нее денег, а она дарила ему рубашки – под тем предлогом, что собственноручно их для него вышивала. Во время занятий композитор нередко раздражался и даже швырял ноты на пол, но, тем не менее, быстро поддался очарованию своей ученицы.

И вот представьте: сидят они перед инструментом совсем близко, так, что чувствуют дыхание друг друга… Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной… Подкрадывается вечер. Свеча, освещающая нотные листки, теплым огоньком озаряет лица учителя и ученицы… Бетховен нежно берет руку девушки, чтобы правильно поставить на клавиатуру, и его сердце трепещет от волнения…

Угрюмый и нелюдимый композитор понимает, что полюбил. Полюбил страстно, безрассудно. Полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь за любимую. Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, – все мысли Бетховена были о Джульетте Гвиччарди. Она стала для него той соломинкой, за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью. Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление. Счастье было так близко.

Бетховен пишет своему другу юности Францу Вегелеру: «Теперь я чаще бываю в обществе. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую люблю я».

«Ты едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож. Раньше я постоянно хворал, а сейчас – телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени все больше крепнут. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!» Это письмо тоже написано Вегелеру, но несколько месяцев спустя.

Бетховен влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства. Но все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей потери слуха, его материальное положение неустойчиво, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка!

Время сонаты

Буквально раздавленный в октябре 1802 года Бетховен уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».

Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и практически абсолютно глухим создал великие шедевры.

Прошло несколько лет, Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену . Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был ее учителем, рассказывала о нищете и трудностях ее семьи, молила о прощении и просила помочь деньгами. Будучи человеком добрым и благородным, маэстро дал ей значительную сумму, но просил уйти и никогда не появляться в его доме. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его сердце. В конце жизни композитор напишет: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…»

Открытый, прямой и честный, Бетховен презрительно относился к лицемерию и угодничеству, поэтому часто казался грубым и невоспитанным. Нередко он выражался непристойно, отчего многие считали его плебеем и невежественным хамом, хотя композитор просто говорил правду.

Последнее «прости» Людвига ван Бетховена

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 1827 года гениальный скончался.

После его смерти в ящике стола нашли письмо «К бессмертной возлюбленной». Бетховен сам озаглавил так послание. Там были строки: «Мой ангел, мое все, мое я…».

Потом будут споры о том, кому именно адресовано письмо. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный ее портрет, выполненный неизвестным мастером.

ФАКТЫ

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи еще ученицей маэстро и заметив, что у Бетховена не так повязан шелковый бант, перевязала его, поцеловав при этом в лоб, композитор не снимал этот бант и не переодевался несколько недель, пока друзья не намекнули на не совсем свежий вид его костюма.

По преданию, «Лунная соната» была написана в Венгрии в имении Брунсвиков Коромпа. Там сохранилась беседка, в которой великий композитор и создал свое гениальное произведение. То лето, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для композитора Людвига ван Бетховена .

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена


Имя: Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)

Возраст: 56 лет

Место рождения: Бонн, Германия

Место смерти: Вена, Австрия

Деятельность: композитор, скрипач, пианист, дирижёр

Семейное положение: не был женат

Людвиг Ван Бетховен - биография

Самый необычный композитор, обучившийся игре на скрипке и пианино, сумевший дирижировать целому оркестру, будучи абсолютно глухим.

Детские годы, семья

Людвиг Ван Бетховен был рождён в Германской Бонне суровой зимой. С музыкой была связана судьба и деда, и отца, поэтому вся биография продолжателя рода Бетховенов была заведомо определена. Старшие мужчины из рода знаменитого композитора обладали прекрасными вокальными данными, что они использовали в своей работе. Мужчины нашли применение своему таланту в капелле при дворе. Отец Людвига часто приходил домой пьяным, пропивая половину того, что заработал. А остальных денег не хватало на то, чтобы обеспечить семью.


В так называемой детской комнате мальчика не было мебели, кроме железной кровати и старого клавесина. Да и сама комната была расположена на чердаке дома. Отец добирался и туда, чтобы избить сына, хотя добрая часть побоев доставалась всегда матери. Мария Бетховен горячо любила Людвига, он был не единственным ребёнком в семье, родилось семеро, но в живых осталось только трое. Мать как могла, делала их детство счастливым.

Музыка

Отец Иоганн сразу заметил, что у ребёнка прекрасный музыкальный слух и есть определённые способности. Амадей Моцарт стал мерилом для завистливого главы семейства. Он задумал из своего сына сделать гения. Каждодневно мальчик занимался скрипкой и фортепиано. Отцу надо было знать, к какому музыкальному инструменту природа, одарив его сына талантом, отдала предпочтение. У Людвига был богатый выбор: орган, клавесин, альт, скрипка и флейта. Наказания следовали за каждой ошибкой в музицировании. Учителя, которых нанимал Иоганн, были бездарностями.

Мать в жизни композитора

Отец жаждал лёгкой наживы за счёт одарённого ребёнка. В капелле ему повысили жалование, но все старания были напрасны, так как все деньги тратились на спиртное. Людвиг дал свой первый концерт в 6 лет. Его игра понравилась кёльнским слушателям, но денег с концерта выручили немного.


Мать, в отличие от отца, была мудрее и дальновиднее. Её сын начал сочинять мелодии, которые он вместе с мамой конспектировал. Мальчик был поглощён музыкой, иногда требовалось постороннее вмешательство, чтобы вывести его из погружённого состояния. Биография композитора упорно вела юного Бетховена по проложенному пути.

Всестороннее развитие Бетховена

Во вновь назначенном директоре капеллы Луи обрёл учителя. Кристиан Готлобу заметил одарённость мальчика и стал его обучать всему, чем владел сам. Одной музыки мало для написания хорошей музыки, необходимо черпать чувства и эмоции из литературы, из древних языков с их певучестью, и философией. Людвиг зачитывался Гёте и Шекспиром, слушает Баха, Генделя, Моцарта.

Моцарт

Всё же Людвиг Бетховен приехал в Вену и познакомился с великим гением музыки. Вольфганг заслушался импровизациями юноши. Моцарт предсказал Луи всемирную славу. Композитор пообещал дать несколько уроков. Неожиданно заболела мать, и Людвиг спешно покинул того, к кому стремился всю свою молодость.

Мать скончалась, оставив детей и пьяницу отца. Людвиг вынужден был обратиться за помощью к принцу. Семья стала получать пособие. Юноша сумел добиться разрешения на посещения музыкальных собраний. Будущий композитор давал частные уроки. Одна из таких семей помогала Бетховену. Их дочь была ученицей у талантливого музыканта.

Вена

Тяжело давалось ему общение с австрийскими светилами науки. Гендель не смог найти общего языка с Людвигом. с удовольствием занимался с юным Бетховеном и даже познакомил его с титулованными музыкантами и знатными особами.


Людвиг пишет музыку для произведения Шиллера, которую услышали и оценили только через 39 лет. В 25 лет к музыканту пришла слава самого модного пианиста. Через три года начинает развиваться тиннитус. Десять лет никто не догадывался о наличии у него этого заболевания. Глухоту Бетховена приписывали рассеянности композитора.

Самый плодотворный момент творчества

Боязнь оглохнуть окончательно развила у композитора невероятную работоспособность и взлёт творчества. Написана вторая симфония, «Пасторальная симфония». В этот период Бетховен стал чаще бывать на природе, уезжая в отдалённые места. В этом уединении с природой рождались настоящие шедевры музыки. Дирекция театра предложило композитору написать музыку к драме Гёте. Музыка создавалась, а попутно шли репетиции спектакля, на которых присутствовал маэстро.

Людвиг Ван Бетховен - биография личной жизни

Людвига никогда не принимала знать, значит, жениться на девушке из высшего общества он не мог. Молодой человек горячо влюбился в молодую графиню, которая не разделяла его чувств и вскоре вышла замуж за человека своего круга. Гимном всем невысказанных и неразделённых чувств стала «Лунная соната» композитора.

Следующая любовь Бетховена к вдове графа Дейма тоже закончилась неудачей, в порыве чувств делает предложение третьей девушке – и снова отказ. Композитор разочаровался и решает остаток жизни не предлагать никому руку и сердце. Людвиг решает взять на воспитание ребёнка умершего брата. Ребёнок унаследовал от своей матери пристрастие к алкоголю, чем доставляет немало хлопот своему родному дяде.

Последние годы Бетховена

Слух начинает пропадать полностью, но Бетховен не теряет надежду слышать и сочинять музыку. Он узнаёт звук по вибрации.

Для того чтобы знать об одном из самых талантливых и известных композиторов конца XVIII и начала XIX столетий, Людвиге ван Бетховене (Ludwig van Beethoven), достаточно ознакомиться с его основными моментами жизни.

Поэтому, в статье приводится краткое содержание самых главных данных из биографии маэстро.

Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор

Людвиг ван Бетховен, германский дирижер, музыкант и композитор, является одной из самых основных фигур в музыкальном классицизме.

Годы жизни: 1770.12.16. – 1827.03.26.

Творчество композитора включает в себя все существовавшие в период деятельности жанры: сочинения для хора, музыка для драматических спектаклей и опера.

Им созданы гениальные произведения в промежутках классического и романтического периодов, оставаясь последним представителем Венской классической школы.

Для детей важным является ответ на вопрос - на каком инструменте играл Бетховен? Композитор владел несколькими музыкальными инструментами, среди которых были орган, альт, фортепиано, пианино, скрипка и виолончель.

Знаменитые музыкальные произведения

За всю свою творческую карьеру Бетховен написал огромное множество музыкальных произведений, особо известными в их списке значатся:

  • 9 симфоний, только две из них обрели название: 3 симфония «Героическая» 1804 г. и 6 симфония «Пасторальная» 1808 г.;
  • 32 сонаты, из них 16 для юношей, и 60 пьес для фортепиано, из которых особо выделяются: «Лунная соната», «Патетическая соната» и «Аппассионата»;
  • 8 симфонических вступлений к спектаклям, один из них №3 «Леонора»;
  • музыкальное сопровождение спектаклей: «Король Стефан», «Эгмонт» и «Кориолан»;
  • «тройные концерты» — концерты для виолончели, скрипки и фортепиано;
  • 10 пьес для скрипки и фортепиано и 5 пьес для фортепиано и виолончели;
  • единственную оперу, в двух частях, «Фиделио»;
  • единственный балет, из него исполняется только вступление (увертюра), «Творение Прометея»;
  • «Торжественная месса»;
  • № 14 соната для фортепиано «Времена года»;
  • музыка к 40 стихотворениям и музыкальная доработка песен народов Ирландии и Шотландии.

Краткая биография Бетховена

Информация составлена из самых важных моментов в жизни и творчестве музыканта.

Где родился

В немецком городе Бонне, что находится на реке Рейн, зимой 1770 года, в семье Иоганна ван Бетховена и Марии Магдалины Кеверих, родился первенец – Людвиг.

Отец и мать

Отец и дед Бетховена, Иоганн и Людвиг, были музыкантами и певчими.

Дед будущего музыканта, Людвиг старший, был фламандским певчим, переехавшим в Бонн, где посчастливилось стать музыкантом при дворе самого курфюрста Кельнского.

Туда же, в капеллу, устроился в качестве певчего Иоганн, который обладал приятным тенором. Там Иоганн знакомится с дочерью повара Кевериха, Марией Магдалиной, с которой впоследствии сочетался браком.

Детство

Детство Людвига нельзя было назвать радостным, ведь следом за ним на свет появились еще 6 братьев и сестер, и ему приходилось помогать своей матери по хозяйству.

Вдобавок ко всему, отец очень часто прикладывался к спиртному, что служило совершенно нездоровой атмосферой в доме.

Иоганн был совершенно необузданным человеком, позволяя себе рукоприкладство, в придачу, в семье никогда не хватало денег из-за постоянных запоев. Справиться с буйным нравом отца Людвига не мог даже дед, что возможно в дальнейшем стало причиной четырех детских смертей.

Алкоголь, побои, нищета и стресс сказывались на здоровье матери и вынашивании детей, поэтому все умерли практически в младенчестве.

Образование и воспитание

В дни, когда наступало спокойствие, Людвиг любил слушать музыкальное исполнение деда в капелле, что не осталось незамеченным для отца, который принялся за музыкальное образование мальчика.

Но цели у Иоганна были отнюдь не благородные, так не терпелось в скором времени озолотиться на талантливом ребенке, поэтому процесс обучения проходил в жестокой атмосфере.

Вдобавок ко всему Иоганн ограничил сыну посещение обязательного начального образования, что впоследствии сказалось на грамотности композитора. Пробелы в образовании видны в сохранившихся записях музыканта, имеются серьезные ошибки в счете и орфографии.

Начало творчества

Первый свой концерт, под контролем отца, Людвиг дает в Кельне, но вырученные средства оказались слишком малы, что сильно разочаровало Иоганна, и тот передает сына в обучение своим знакомым музыкантам.

А вот Мария Магдалина стремилась всячески поддерживать сына, предложив ему переносить возникающую в голове музыку на бумагу.

В 1782 году юный Людвиг знакомится с К. Г. Нефе – органистом, композитором и эстетом, который берет шефство над дарованием, делая своим помощником при дворе. Нефе обучает Людвига, прививая любовь к музыкальным и литературным произведениям, философской науке и иностранным языкам. Юный музыкант мечтает о встрече и совместной работе с Моцартом , и этой мечте суждено было сбыться.

В 1787 году Людвиг ван Бетховен совершает свою первую поездку в Вену, где демонстрирует импровизации Моцарту, который, ошеломленный исполнением юноши, предсказал в будущем его огромную популярность. После этого маэстро согласился на просьбы Бетховена дать несколько профессиональных уроков.

Но судьба распорядилась иначе. У Людвига серьезно заболела мать, и поэтому пришлось срочно вернуться домой. Мария Магдалина умирает, и Людвигу приходится взять на себя всю заботу о своих двух младших братьях. Для своих детей Иоганн был плохим отцом, его интересовала только бесшабашная, пропитанная алкоголем жизнь, и юному музыканту ничего не оставалось, как обратиться за помощью к курфюрсту, с просьбой о получении ежемесячной денежной помощи. Этот период жизни был очень тяжелым, внезапно осложненный заболеваниями тифа и оспы.

Неспящее дарование Людвига в дальнейшем позволило обеспечить себе доступ к любым музыкальным собраниям и уважение со стороны богатых семей в своем родном городе. Это позволило в 1792 году снова посетить Вену, где молодой человек берет уроки у известных композиторов: Гайдна, Альбрехтсбергера, Шенка и Сальери. Пользуясь знакомствами и знаниями, Бетховен становится вхож в круг виртуозных музыкантов и титулованных особ.

Правда изнеженным жителям Вены музыка композитора казалась очень непонятной и чудовищной, что сильно того обескураживало и раздражало. Тогда, недолго думая, Людвиг отправляется в Берлин, где, как ему казалось, он надеялся встретить понимание.

Там так же ожидало разочарование. Бетховен не нашел искомое. Испорченные нравы, лицемерие, прикрываемое благочестием, раздражали, и, несмотря на принятые двором Фридриха II импровизации и предложение остаться в Берлине, музыкант возвращается в полюбившуюся Вену. Оттуда музыкант добровольно не выезжал несколько лет, посвятив себя полностью своим нотам, создавая на дню по три композиции.

Бетховен был открытым революционером, не боявшимся высказывать всем и всюду свои взгляды. Даже его облик кричал об этом, своими непослушными вихрами не по моде, не меняющиеся ни в чью угоду. Внутреннее и внешнее состояние существовало гармонично.

Эту гармонию бунтарства умело запечатлел на полотне в 1920 году знакомый художник Штилер.

Данный портрет Бетховена считается самым популярным из всех прижизненных изображений.

На 26 году жизни к Бетховену подкралась настоящая беда — потеря слуха. Ему еще ранее приходилось жаловаться на частые раздражающие шумы и звоны в ушах, что свидетельствовало о развивающейся болезни – тиннитус.

Советы врачей о соблюдении покоя и тишины нисколько не улучшили состояние, и композитором, в момент отчаянья, было написано завещание. Но проявленная сила характера, свойственная композитору, не позволила наложить на себя руки. Осознавая надвигающуюся глухоту, маэстро решил не терять время даром, и трудиться над своей Третьей симфонией – «Героической».

Расцвет

С 1812 года Бетховен создает свои самые лучшие монументальные произведения для виолончели и любимого фортепиано, сочиняет симфонию № 9, «Торжественную мессу» и цикл вокалистам «К далекой возлюбленной», обрабатывает песни народов Шотландии, России, Ирландии.

В 1824 году было первое исполнение 9-ой симфонии на публике, устроившей бурные аплодисменты маэстро, размахивая в знак приветствия платками и шляпами. Такое позволялось лишь при встрече с императорскими особами, поэтому жандармы не замедлили пресечь такую вольность.

Последние годы жизни

Зимой 1826 года маэстро поразило воспаление легких, в придачу с водянкой и желтухой. Около трех месяцев продолжалась борьба с недугом, но в этот раз он оказался слабее, и ранним утром Бетховена не стало.

Ему было всего 56 лет. Вскрытие показало, что у маэстро к тому моменту развился цирроз печени и панкреатит.

Многотысячная похоронная процессия проводила своего любимого уникального композитора в полной тишине. На месте захоронения был поставлен пирамидальный памятник с изображением на нем лиры, солнца и фамилии гения.

О Бетховене существует несколько интересных фактов:

  1. Из-за потери слуха, композитор придумывает способ, позволяющий слышать звук: зажимает в зубах один конец тонкой плоской палочки, а второй прислоняет к краю инструмента и через появившуюся вибрацию чувствует ноту.
  2. Когда болезнь овладела слухом, глухой музыкант создал для общения с людьми «разговорную тетрадь», через которую с ним общались люди. Так как музыкант не был почитателем властвующих особ, то всячески высказывался на их счет нелестными, а подчас и страшными словами. Это было опасно, так как на тот момент повсюду сновали царские шпионы, и друзья Бетховена постоянно его предупреждали в тетради об их присутствии. Но ироничность и несдержанность маэстро не позволяла оставаться в молчании, на что в тетради был написан ему ответ – «По вам эшафот плачет!». Некоторые такие тетради были уничтожены.
  3. Судебный патологоанатом и эксперт из Вены Рейтер провел в 2007 году анализ волос Бетховена, который показал, что причиной смерти маэстро послужило отравление свинцом, в связи с неправильным лечением.
  4. В отличие от своего современника, композитора Россини, накрывающегося одеялом, чтобы сочинять произведения, Бетховен стимулировал свой мозг выливанием ледяной воды на голову.

Выдающиеся достижения музыканта

Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени.

Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально.

Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи.

В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам.

Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.