Центр помпиду в париже. Помпиду Жорж: биография, деятельность и интересные факты. Центр Помпиду – Национальный музей современного искусства

Запечатлев лучшие виды Эйфелевой башни, и повидав величественный Нотрдам де Пари, мы решили посетить третий по значимости объект в Париже – знаменитый центр имени Жоржа де Помпиду, построенный по проекту Роджерса. Это удивительное здание буквально сразило нас своим необычным архитектурным стилем, и еще более необычной экспозицией. Признаться , я до того никогда не встречал столь необычный музей, несмотря на свой, казалось бы, небедный опыт в странствиях.

  • Единственное сооружение способное , на мой взгляд, соперничать с Помпиду в оригинальности – Пирамида Лувра. В итоге, впечатленность им и вдохновила меня на это описание.

Архитектура и внешний стиль

При подходе к де Помпиду первое, что бросилось нам в глаза, это его невообразимый архитектурный стиль, думаю, в 1977 год вызвал ничуть не меньший скандал, чем в свое время стиль Эйфелевой башни, и гораздо меньший восторг чем восхитительная Пирамида Лувра. Как бы впротивовес, царящей в Париже консервативной элегантности, культурный центр блещет своим нонконформизмом, вызывая смешанные эмоции у местных.

По сути, внешне центр искусств де Помпиду наглядно символизирует все все каноны современного искусства, то есть совершенно оригинальные, а порой даже и эпатажные решения . Так, главный автор музея – Ричард Роджерс решил не расходовать драгоценную внутреннюю площадь музея на коммуникации и прочую дребедень, дабы полностью освободить ее для предстоящих экспозиций.

В итоге Роджерс решил вынуть все внутренности строения наружу, обнажив перед лицом города, причудливые сплетения водопроводных труб, тросов и газо-отопительных систем. Такое нестандартное решение, с легкостью могло бы приравнять центр искусств де Помпиду, к объектам российского индустриального пейзажа, однако на деле все вышло гораздо интересней.

  • Все коммуникации обеспечения музея, автор велел раскрасить в яркие и довольно пестрые цвета, соответствующие назначению каждого из узлов.

В итоге, строительство продолжавшееся ни один год, было завершено, а всю площадь здания буквально опутало голубыми, зелеными и бирюзовыми трубами, а также белой арматурой. Честно говоря , словами описать центр довольно трудно, а потому советую вам ознакомиться с представленными ниже фото и видео.

Немного истории

Национальный центр современных культуры и искусств в Париже, был построен Роджерсом в 1977 год, по благородному соизволению французского президента Жоржа де Помпиду, вследствии чего им был назван в свою честь. С самого начала, музей был задуман как вместилище постоянной экспозиции произведений XX века, и плацдарм для их изучения, однако впоследствии превзошел все ожидания превратившись в важнейший культурный центр искусств в Париже, привлекающий миллионы посетителей каждый год.

  • Как уже говорилось выше, музей де Помпиду спроектировал архитектор по имени Ричард Роджерс. Им были воплощены смелые дизайнерские фантазии, какие только мог позволить архитектор в 1977 год. Исторические фото музея вы можете посмотреть ниже.

Внутри Помпиду

Описывая столь нестандартное и эпатажное явление мировой культуры как музей искусств де Помпиду, я хочу приобщиться к свойственной им(архитекторам) оригинальности, начав обзор с верхнего этажа.

Итак, на самом последнем этаже центр имеет довольно широкую смотровую площадку, позволяющую насладиться невероятными парижскими видами и делать потрясающие фото и снимать видео. Подняться к ней можно со второго этажа Помпиду на эскалаторе, но для этого необходимо иметь уже приобретенный билет в музей современного искусства, или же, билет непосредственно на саму площадку.

Кстати с ее вершины можно легко увидеть уже упомянутые Нотрдам де Пари и Эйфелеву башню. Кстати, фото последней сделанное непосредственно с площадки вы можете увидеть ниже.

Далее на шестом этаже находиться ресторан George, видимо, как и музей искусства, названный так в честь Жоржа де Помпиду. К слову, этот ресторан, является одним из лучших заведений своего рода в Париже, и помимо прекрасного меню для посетителей, предлагает им насладиться прекрасными панорамами столицы, отчетливо проступающими сквозь прозрачные стены. Как это выглядит внутри можно рассмотреть на фото.

Пятый, четвертый и третий этажи центра искусств де Помпиду, отведены под масштабную библиотеку, включающую в себя книги, периодические издания, а также мощную мультимедийную видео базу – и все это на различных языках! К сожалению, мое время было ограничено и я не смог уделить им особое внимание, однако я уверен, что в ней кроется огромный потенциал. Наглядным подтверждением моих выводов, являются фото местных студентов, усердно бороздящих недра библиотеки в поисках необходимых материалов.

Кроме того, помимо библиотеки на 4 этаже центра искусства есть книжный магазин, торгующий эксклюзивными изданиями по истории искусств, и различными аксессуарами. К сожалению, для незнающих французский людей, многие фолианты лишены всякой информационной ценности, представляя им лишь ценность культурную.

На втором этаже пред нами предстало два тематических кинозала, предлагающие там к просмотру авангардное и ретроспективное кино. Как бы то ни было ни одна из прокручиваемых в то время картин, не вызвали у нас интереса, тем более, что обе они были на французском языке. Тем не менее, если перед посещением центра искусств де Помпиду заглянуть к им на сайт, можно узнать расписание сеансов и придя в указанное время попасть на интересующий вас фильм.

  • Кроме кинотеатра, на втором этаже центр располагает неплохим кафе с плохими ценами, так что если вы хотите быстро набить желудок, но при этом дорожите собственным кошельком, лучше загляните в студенческую закусочную на 4-м этаже.

Теперь, пропустив один этаж центра, спущусь чуть ниже, в подвальные помещения, чтобы представить вашему вниманию концертный зал Ателье Бранкузи. Там демонстрируют видео, проводят всевозможные презентации, и конференции которые можно посетить, ознакомившись с предварительной информацией на сайте.

На предусмотрительно пропущенном мною первом этаже располагается, собственно, главная достопримечательность центра искусств де Помпиду – французский национальный музей современных искусств. Его удивительно просторные и необычные залы представляют собой галереи из постоянной и временных экспозиций, тематика которых затрагивает наиболее острые проблемы XX, XXI веков, а стилистика во многом является провокационной.

  • Изображения наиболее гротескных и невероятных экспонатов из тех, что представляет там музей, вы можете рассмотреть на предоставленных им ниже фото.

Однако далеко не все произведения центра несут новаторство и эпатаж. Разбирающиеся в искусстве ценители легко обнаружат, что там есть работы таких маэстро прошлого века как Модильяни, Пикассо и Кадинский, чьи шедевры уже давно вышли из рамок непонимания, став высоко ценимой классикой. Как наглядно показывают фото, в основу экспозиции музей исскуства выставляет фото, живопись, скульптуры и всевозможные натурные композиции.

Адрес, часы работы и цена билетов

Музей Жоржа де Помпиду, находиться по адресу: Place Georges Pompidou , в Париже. Добраться в музей можно на парижском метро, выйдя на станциях Hotel de Ville или Rambuteau, обе из которых находятся на 11-й линии метро. Работает центр круглый год, с 11 утра до 10 вечера кадый день, вторник выходной. Библиотека центра, как правило, открывается на час позже остальных коммуникаций, то есть в 12:00. Заказ билетов в центр исскуства осуществляется на кассе или же на официальном сайте центра. На данный момент стоимость взрослого билета в национальный музей искусств составляет 11 евро, а возможность добраться к смотровой площадке, без права посещения музея – 3 евро.

Родители Помпиду - учителя из крестьян. Получил бакалавриат (bac) в Альби.

В 1931 году поступил в парижскую Высшую нормальную школу, перед этим занимавшись в подготовительных классах к высшим школам при лицее Людовика Великого. Там его товарищем был Леопольд Сенгор, будущий президент Сенегала. В 1934 получил 1-е место на конкурсе по филологическим дисциплинам и начал работать преподавателем - сперва в Марселе, а затем в Париже (в лицее Генриха IV). Одновременно с дипломом Эколь Нормаль Помпиду получил и диплом Свободной школы политических наук.

29 октября 1935 женился на Клод Каур; своих детей у них не было, в 1942 супруги усыновили мальчика по имени Ален. Ален Помпиду - ныне председатель Европейского патентного комитета. Семья Помпиду ещё до войны собрала большую коллекцию произведений искусства. До конца жизни Жоржа супруги были очень привязаны друг к другу и впоследствии, в период президентства, никогда надолго не разлучались.

Дом Жоржа Помпиду в Орвийе, департамент Ивелин. Хозяин дал ему прозвище «Белый дом» задолго до избрания на пост президента

С началом Второй мировой войны Помпиду прервал преподавательскую деятельность и отправился в армию (141-й Альпийский пехотный полк). Вплоть до разгрома Франции в 1940 он служил в чине лейтенанта, а затем участвовал в Движении Сопротивления.

В это время он написал литературоведческое исследование о трагедии Расина «Британик», изданное в 1944. В дальнейшем литературоведческие работы Помпиду отражают и его политические размышления; например, в 1947 он посвятил комментрированную хрестоматию «Происхождению современной Франции» Ипполита Тэна, а в 1955 - романам Андре Мальро, близкого сподвижника де Голля, а впоследствии министра культуры в правительстве Помпиду.

Начало политической деятельности

После освобождения Франции Помпиду впервые сотрудничает с де Голлем, поступив в 1945 на службу во Временном правительстве (референт по вопросам образования), затем в Государственном совете и в комитете по туризму. В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Знакомство с де Голлем быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся почти четверть века и закончившуюся драматически.

В конце 1940-х - начале 1950-х, во время попыток де Голля вернуться к власти и создать партию «Объединение французского народа», интеллектуал-финансист продолжает быть близким советником находящегося в оппозиции генерала; с 1948 на протяжении пяти лет он руководил его личной канцелярией. В 1953 году де Голль, разочаровавшись в своей партии, временно отошёл от политики. Помпиду перешёл в бизнес, стал работать в банке Ротшильдов менеджером вплоть до 1958 года. В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ (имение генерала) и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С 1954 Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Лучшие дня

Тесные личные и деловые отношения между де Голлем и Помпиду стали причиной стремительной карьеры последнего. Немедленно по возвращении де Голля к власти в мае 1958 он становится директором (управляющим делами) кабинета министров, а также активно принимал участие в формировании правительства (причём ещё до формального назначения де Голля премьером). В 1959-1962 Помпиду вновь работал у Ротшильдов и одновременно заседал во вновь образованном Конституционном совете (куда его по президентской квоте назначил де Голль). Участвовал в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962 (ранее, ещё в 1956, он с рядом видных голлистов входил в состав «Союза за спасение и обновление французского Алжира» Жака Сустеля).

В 1961 в издательстве «Ашетт» вышла составленная им «Антология французской поэзии». Антология неоднократно переиздавалась и в классическом, и в «покет-буковом» формате. Помимо самого отбора текстов, Помпиду принадлежат подробные комментарии. Любопытной особенностью антологии является раздел, куда входят не целые стихотворения, а выдающиеся строки разных поэтов, запомнившиеся составителю.

Премьер-министр

В 1962 году, после референдума, одобрившего эвианские соглашения, Помпиду стал премьер-министром Франции и пробыл на этом посту шесть лет, с 16 апреля 1962 по 21 июля 1968, возглавляя пять составов кабинета. Это было самым долгим пребыванием во главе правительства в истории республиканской Франции.

Премьер-министр Жорж Помпиду (справа, стоит) на встрече американских астронавтов с Юрием Гагариным (крайний слева). 1965

Назначению не помешало даже то, что раньше Помпиду не был известной политической фигурой или даже депутатом Национального собрания (это перестало требоваться как раз голлистской конституцией Пятой республики). Его правительственную декларацию одобрило лишь 259 депутатов (три года назад за его предшественника Мишеля Дебре было подано 453 голоса). Однако конституция позволяла собранию объявить премьеру вотум недоверия. 5 октября 1962 года, после попытки де Голля провести некоторые конституционные поправки, вопреки законам, через референдум, такой вотум был принят депутатами (280 голосов), однако де Голль, воспользовавшись своими полномочиями, распустил парламент и оставил Помпиду в должности. Референдум состоялся и дал положительный для правительства результат, а затем голлисты выиграли и новые выборы в парламент, получив большое однородное большинство (это был период бурного экономического роста - «славное тридцатилетие»), и положение Помпиду упрочилось.

Однако одновременно укрепили позиции и левые, к середине 1960-х перешедшие в наступление. В сентябре 1963 после усиления инфляции были приняты меры по сдерживанию роста цен, а профсоюзы вынудили отказаться от требований повышения зарплаты; премьер заявил, что «каждый француз должен согласиться на известное ограничение прогресса в своём личном благосостоянии». В 1964 произошла забастовка шахтёров, в 1965 отличные результаты на президентских выборах показал социалист Франсуа Миттеран (Помпиду координировал избирательную кампанию де Голля), а в 1967 правящая партия получила лишь незначительный перевес в Национальном собрании. Тем не менее Помпиду всё это время продолжал считаться «дофином» (его прозвище), теневым преемником де Голля. Уже в 1964 году вышла книга М. Бромберже «Секретная судьба Жоржа Помпиду», изображающая его в такой роли.

В этот период Помпиду участвует и во внешнеполитической деятельности команды де Голля. Например, в ноябре 1964 он назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и публично предположил их антифранцузскую направленнность, а затем деятельно участвовал в выходе страны из военной организации Североатлантического альянса.

События 1968 года и конфликт с де Голлем

Решительный рост популярности Помпиду связан с майскими событиями 1968. 11 мая 1968, в разгар событий, премьер вернулся в страну из поездки в Афганистан и Иран и сразу предложил открыть Сорбонну и удовлетворить требования студентов. В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам бывший университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей, устраивал консультации с ними и т. п. Он же предложил де Голлю отказаться от его излюбленных референдумов и провести досрочные парламентские выборы. С другой стороны, он смог прекратить всеобщую забастовку - главный и самый угрожающий элемент событий Мая - встретившись с руководителями профсоюзов и капиталистами, которые при его посредничестве заключили так называемые Гренельские соглашения.

Это стоило ему, однако, хороших отношений с де Голлем. После того, как премьер высказал недоумение по поводу экстравагантного полёта президента 29 мая в Баден-Баден (видимо, де Голль искал там поддержки военного гарнизона, стоявшего в Германии после войны), президент стал к нему холоден. Триумфальная победа голлистской партии UDR на выборах лета 1968 года (в связи с кризислм де Голль распустил избранный в предыдущем году парламент) рассматривалась, однако, как недоверие самому де Голлю (и некоторым его соратникам, которые не были переизбраны) и доверие Помпиду; последний вынужден был уйти в отставку, уступив место Морису Кув де Мюрвилю. Генерал иронически сказал, что отправляет премьера в «резерв Республики». Помпиду заявил в Риме 18 января 1969 на вопрос журналиста о своём политическом будущем: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Этим он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты. «Ближний круг» де Голля тотчас стал искать компромат на экс-премьера. В связи с расследованием дела Марковича (убийство охранника Алена Делона) распространились оскорбительные слухи, порочившие г-жу Клод Помпиду. От этого болезненного удара Помпиду, по ряду свидетельств, не оправился до самой смерти, и всякие отношения между ним и де Голлем прекратились.

Президент республики

Избрание

Основная статья: Президентские выборы во Франции (1969)

27 апреля 1969 года провалился предложенный де Голлем референдум о создании экономических регионов и реформе сената, и 78-летний президент ушёл в отставку в ночь на 28 апреля; Помпиду в одночасье стал из опального политика фаворитом президентской гонки. В этот же день, 28 апреля, он выступал в Комеди Франсез на литературном вечере, с такой речью:

Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить?

Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни, и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь. Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?..

Официальный портрет в регалиях великого магистра ордена Почётного легиона, Елисейский дворец

На другой день, 29 апреля, Помпиду выставил свою кандидатуру и собрал вокруг себя многие голлистские организации. Его, после колебаний, поддержал центрист Валери Жискар д"Эстен, а также Рене Плевен и Жак Дюамель.

Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, авторитетный правоцентрист Ален Поэр. Тот решил не ограничиться технической переходной ролью, а сам выставил свою кандидатуру в президенты, что усложнило картину; первые опросы показали даже его лидерство. Помпиду вёл активную избирательную кампанию в провинции, и ему удалось переломить ситуацию в свою пользу.

Голосование прошло 1 июня. Помпиду (10 051 783 голоса) опередил Поэра почти в два раза; ему не хватило 5,5 %, чтоб победить в первом туре. Это были одни из немногих выборов, где во второй тур не вышли левые. Коммунист Жак Дюкло занял третье место, однако с весьма приличным результатом (21,3 %).

Во втором туре, бойкотированном левыми и обратившемся потому в чистую формальность, Помпиду победил Поэра (15 июня), набрав 58,2 % (11 064 371 голос). 19 июня 1969 года Конституционный совет (в котором председательствовал старый товарищ Помпиду Гастон Палевский) провозгласил Помпиду президентом республики. 20 июня новый президент в ходе торжественной церемонии вступил в должность; в тот же день премьер-министром был назначен председатель Национального собрания, генерал французского Сопротивления и сподвижник де Голля Жак Шабан-Дельмас.

Деятельность во главе государства

Внешняя политика

Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне 1971 Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе 1974 вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»).

В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967, а в 1970 и 1971 Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу, и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (1970). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в 1973, когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств, таким элементам неформального общения, как совместные охоты (обычно близ замка Рамбуйе) и обеды, для последних он, тонкий гурман, даже лично составлял меню. При нём была впервые установлена официальная резиденция для гостей Президента - особняк Мариньи, рядом с Елисейским дворцом.

Внутренняя политика

Первая станция RER «Площадь Звезды» (площади было впоследствии дано имя Шарля де Голля)

Правление Помпиду началось с девальвации франка на 12 %, но последствия этого шага были быстро сглажены. При нём началась масштабная индустриализация страны, а также развитие траспорта. В декабре 1969 была открыта первая ветка скоростной железной дороги RER, 25 апреля 1973 - парижская окружная дорога, в марте 1974 - Международный аэропорт имени Шарля де Голля. При нём началась реализация проекта скоростных дорог TGV, осуществлённая уже в следующее президентство. Он был также сторонником развития автомобильного транспорта, по его указаниям были расширены проезжие части во многих городах, построены автодороги; сократилось использование велосипеда как личного транспорта. Помпиду внёс личный вклад в механизацию и автоматизацию сельского хозяйства.

Премьер Жак Шабан-Дельмас вёл социальную политику с некоторыми элементами левой программы (т. н. «новое общество», о котором объявлено 26 июня 1969); в июле 1972 Помпиду заменил его на Пьера Мессмера. Перед парламентскими выборами в марте 1973 Помпиду смог также собрать широкую правоцентристскую коалицию, включавшую т. н. «независимых республиканцев» и противостоящую социалистам (в это время как раз в 1973 году объединившимся).

При Помпиду была прекращена голлистская монополия на телевидение, ставшая одной из причин выступлений 1968 года (речь Шабан-Дельмаса в сентябре 1969, а затем и декларация президента 2 июля 1970 о свободе и независимости телеинформации). Перед Новым 1973 годом был создан третий канал телевидения.

Помпиду продолжил ядерную программу де Голля, уделяя больше внимания не вооружениям, а мирному атому и безопасности ядерных предприятий (в марте 1973 была учреждена служба контроля за атомной энергией); 3 марта 1974 правительство приняло решение усилить инвестиции в ядерную программу для достижения энергетической независимости.

Культурная политика

Помпиду основал в Париже, вскоре после прихода к власти, Центр современного искусства, сооружённый и открытый уже после его смерти, в 1977, и носящий его имя.

С именем Помпиду связываются некоторые градостроительные и архитектурные преобразования в Париже. Так, к «помпидуанскому стилю» в Париже относят сооружение одиноких высотных зданий («башен») в футуристическом стиле, в противовес господствовавшему в предыдущее столетие единообразному стилю застройки, ассоциируемому с именем барона Османа. Наиболее характерным символом такой архитектуры является Монпарнасская башня (la Tour Montparnasse).

При нём отделка двух гостиных Елисейского дворца была поручена художникам, работавшим в «современном» стиле.

Болезнь и смерть

3 апреля 1973 года Помпиду предложил конституционную реформу, которая бы сокращала срок полномочий президента республики с 7 лет (септеннат, сохранившийся от Третьей республики) до 5 лет. Тогда это предложение не было осуществлено (его отложили в октябре того же года, а приняли лишь в 2000 при Шираке), однако по трагической иронии судьбы правление Помпиду было досрочно прервано его кончиной как раз незадолго до 5-летия его вступления в должность.

В конце того же 1973 года года Помпиду заболел лейкемией, её редкой формой, называемой «болезнь Вальдстрёма». Он подолгу не появлялся на публике, а когда появлялся, то было заметно, что его лицо стало одутловатым, а фигура постоянно полнеет - следствие принимаемых лекарств-кортикоидов. Официально Елисейский дворец заявлял, что у президента республики «простой грипп» и «перемежающийся грипп» (grippe simple, grippe intermittente). Во время последнего, третьего визита в СССР - поездки 11-13 марта 1974 в Пицунду и встреч с Брежневым, - у Помпиду были такие тяжёлые кровотечения, что он едва мог проводить переговоры. Во время смертельной болезни Помпиду вёл себя очень мужественно. Почувствовав вскоре после возвращения из Абхазии приближение смерти, он съехал из Елисейского дворца на свою частную квартиру на острове Св. Людовика (набережная Бетюн, 24), где когда-то его семью навещал де Голль с супругой. В 21 час вечера 2 апреля 1974 президент скончался от острого заражения крови, возникшего на фоне основного заболевания.

О кончине президента республики был составлен мэром парижского IV округа следующий акт:

Париж, 4-й округ, D/1974/0277. Второго апреля тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года, в двадцать один час скончался в своём доме, набережная Бетюн, 24 - Жорж Жан Раймон Помпиду, родившийся в Монбудифе (Канталь) 5 июля 1911 года, президент Французской республики, кавалер большого креста Почётного легиона, сын Леона Помпиду и Марии-Луизы Шаваньяк, ныне покойных супругов. Муж Клод-Жаклин Каур. Составлено 3 апреля 1974 года, в 9 часов, по заявлению Поля Перрюшо, генерального инспектора Общества, 59-ти лет, улица Гранж-Бательер, дом 13, который, получив сей акт для прочтения и прочитав его, подписал его вместе с Нами, Жоржем Теольером, офицером Почётного легиона, мэром IV округа города Парижа.

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном (sic) сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона. Времено и. о. президента вновь стал Ален Поэр, на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен, с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Оценка деятельности и личности

Помпиду обычно считается одним из главных соавторов политики де Голля, затем продолжившим её самостоятельно, однако более прагматично и рационально. Его личность как политика осталась, в общем, в тени яркой личности де Голля: при огромной литературе о генерале, существующей на всех крупных языках, работ о его «Дофине» вне Франции очень мало, да и в самой Франции одна из книг о Помпиду называется «Забытый президент». Не исключено, что на это повлияла и краткость самостоятельного правления Помпиду. В последнее время ситуация, по крайней мере во Франции, начинает меняться: Ассоциация Жоржа Помпиду проводит регулярные конференции, посвященные его политике, издаются исследования, а с 2006 года начали выходить тематические сборники архивных документов его правления.

Пишущие о Помпиду (со статьями о нём, в частности, выступали лидеры правых следующего поколения Эдуар Балладюр и Жак Ширак) зачастую высоко оценивают его вклад в модернизацию страны, называют его «полководцем промышленности», олицетворением «тридцати славных лет» экономического роста после Второй мировой войны. Однако политика голлистов в этот период вызывала и критику со стороны левых, указывающих на неудачу создания стабильной, защищённой от кризисов, экономики, подмену решения социальных конфликтов половинчатыми мерами.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога».

Увековечение памяти

В честь Помпиду назван знаменитый парижский музей современного искусства - Центр Помпиду, основанный им 15 декабря 1969 и открывшийся в 1977.

Кроме того, его именем назван лицей в Орийяке (административный центр его родного департамента), улица, площадь и Европейская больница в Париже, проспекты в Лионе и Реймсе, бульвары в Нанте, Гапе и Кане, коллежи в Шантосо и Энгиене, лицей в Дубае (ОАЭ), проспекты в Дакаре (Сенегал), Ломе (Того) и Либревиле (Габон).

(Centre Georges-Pompidou), экс-президента Франции, располагается на Rue Beaubourg, 9. Крайне нетипичное творение Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса возведено в 1977 году в пику всем классицистам и любителям старины. Концепция здания призвана подчеркнуть, что здесь центр именно современного искусства: вывернутые наружу коммуникации не позволяют об этом забыть ни на минуту.

Экспозиция и секции

Главное богатство Центра - это его Публичная библиотека, занимающая три этажа и содержащая, помимо книг и периодики, тысячи аудиодисков и документальных фильмов. Вход бесплатный (со двора), но подняться по эскалатору на , откуда можно обозреть близлежащие красоты Парижа и знаменитые и Бобур, смогут только обладатели билета.

Одна из причин такой популярности - разнообразие форм времяпрепровождения, доступных здесь. Так, на втором этаже Центра Жоржа Помпиду, есть два кинотеатра, где идут ретроспективы киноклассики. У посетителей появляется возможность не только погрузиться в эту сферу искусства - кино, но и дать отдых уставшим ногам, чтобы после сеанса продолжить экскурсию.

Экстравагантный театр Atelier Brancusi находится в подвале и знакомит зрителей с новыми веяниями в области актерского мастерства и сценографии. есть мастерские, где с юными творцами занимаются профессионалы.

Для проголодавшихся открыты точки общепита трех ценовых категорий: бюджетный снек-бар на втором этаже, чуть подороже - кафе в мезонине (правый эскалатор от главного входа), а для гурманов - Georges, где необходимо бронировать столик.

Приобрести предметы искусства, художественные альбомы, книги по дизайну, и постеры на память можно на первом этаже в дизайнерском бутике Printemps или наверху в Flammarion Arts Bookstores (это 4-й и 6-й этаж). В окрестностях музея круглый год не прекращается карнавал: выступают , продают свои картины, а толпы торговцев служат гарантией того, что никто не уйдет без какой-нибудь милой безделушки.

Билеты в Центр Помпиду

Стоимость посещения Центра Помпиду зависит от возраста:

  • Взрослым - 14 евро (музей и выставки).
  • Несовершеннолетним билет не требуется.
  • Для лиц от 18 до 25 лет - 11 евро.
  • В первое воскресенье месяца вход бесплатный для всех.

Если вам хочется не только посмотреть на экспозиции, но и в целом узнать больше о современном искусстве, то рекомендуем

Контакты

Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 78 12 33

Режим работы: 11:00 — 22:00, Вт — выходной

Цена билета: 12€, 9€ — от 18 до 25 лет, до 18 — бесплатно

Официальный сайт: www.centrepompidou.fr

Как добраться

Метро: Rambuteau (11 линия), Hotel deVille (1 и 11 линии)

Париж известен не только как город романтиков и столица мировой моды, но и как культурный центр, привлекающий с каждым годом все больше и больше искушенных интеллектуалов, творческих личностей и просто утонченных ценителей искусства.

Многочисленные музеи Парижа не оставят равнодушными даже самых привередливых эстетов, и почетное место в списке обязательных посещений для современного, культурного и образованного человека в Париже занимает Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

К слову, Музей современного искусства Помпиду в Париже занимает третье место по посещаемости среди достопримечательностей, уступая только и .

Центр Жоржа Помпиду в Париже — история основания

Основатель, премьер-министр, а затем и президент Франции, был известен как тонкий ценитель искусства. Он мечтал создать в Париже мощный культурный центр, который не только бы функционировал как музей, но и объединял различные направления искусств :

  • изобразительные,
  • аудиальные,
  • визуальные,
  • кинематограф,
  • театр,
  • литературу
  • и другие.

Так в конце 20 века в Париже появился Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. С самого нач

Ала он удивил и даже возмутил парижан своим необычным видом и концепцией, люди собирались на демонстрации и устраивали пикеты перед музеем, им казалось, что огромное, причудливой формы здание, с общей площадью более 100 тыс. кв. м., абсолютно не вписывающееся в привычные парижские панорамы, портит столицу Франции своей нелепостью, но со временем центр Помпиду стал одним из самых известных и интересных мест в Париже.

Описание и общая информация

Расположен центр в квартале Бобур 4 округа Парижа, благодаря чему получил одноименное название среди местных. Вам нужно оказаться между кварталами Ле-Аль и Маре. Проще всего будет доехать до Центра Помпиду на метро – по 11 линии до станции Rambuteau или по 1 и 11 до станции Hotel deVille . Одна поездка на метро в Париже стоит около 2 евро. Также можно доехать на автобусе , билет стоит около 3 евро.

Не заметить центр Помпиду просто невозможно – это огромное здание высотой 42 метра , оно не очень вписывается в архитектурный ансамбль и больше напоминает какой-то завод или лесную насосную станцию. Также найти музей вы можете с помощью толп туристов, за год центр принимает более 6 миллионов посетителей. Билет обойдется около 10 евро , за некоторые мероприятия, выставки или мастер-классы при желании поучаствовать придется доплатить, но обычно это символическая сумма, не больше 2-3 евро.

Атмосферу творчества и интересных форм самовыражения можно почувствовать сразу перед входом – на огромной площади круглосуточно что-то происходит. Там можно увидеть клоунов, мимов, актерские постановки, уличных художников и музыкантов, бардов, фокусников, факиров и многих других необычных представителей различных форм искусства.

Что можно увидеть на территории Центра Помпиду

В Центре Жоржа Помпаду можно найти занятия на любой вкус.

Театры и кинотеатры
В подвале вы можете найти интересный театр , который используется не только для представлений, но и для проведения разных мероприятий, вплоть до конференций.

На первом этаже находится кинотеатр, где проводятся различные кинофестивали, а на втором – еще два, которые обычно показывают тематические подборки фильмов, по режиссерам, периодам или направлениям кинематографа.

Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду
Второй, третий и четвертый этажи занимает всемирно известная Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду. Кроме великолепной коллекции книг, библиотека предлагает своим посетителям разные периодические издания, музыку и документальные фильмы. Библиотека не берет денег , предоставляет нужное оборудование и максимально удобные условия для чтения.

Вы можете там найти литературу на разных языках, в том числе и на русском, но с собой ничего брать нельзя – все доступно исключительно на территории центра. Эта библиотека – любимое место парижских студентов и туристов, потому сюда стоит приходить попозже, около 19.00.

Национальным музеем современного искусства
Третий и четвертый этажи заняты Национальным музеем современного искусства, одним из самых известных и посещаемых музеев во всем мире. Экспозиция музея объединяет почти все известные виды современного искусства : начиная от живописи, скульптуры, фотографии и архитектуры – и заканчивая дизайном, видеоматериалами, инсталляциями, перфоменсами и даже комиксами.

Но, бесспорно, самое главное достояние и предмет гордости Национального музея современных искусств — великолепная коллекция картин . Там будет на что посмотреть не только любителям современного искусства, новых и ярких форм самовыражения, а и более скептичным поклонникам традиционного искусства. Вы можете оценить работы настоящих мастеров — Шагала,

Пикассо, Кандинского, Миро, Маттиса, Модильяни, Дюшана и многих других. В общем тут находится более 60 тысяч работ, авторство которых принадлежит более, чем 5 тысячам людей!

Институт
На территории Центра находятся абсолютно непредсказуемые места, например, тут расположен институт, где изучают акустику и музыку.

Кафе и рестораны
Чтобы сделать ваше пребывание максимально комфортным, тут можно найти много кафешек и хороших ресторанов, где можно отдохнуть, насладиться атмосферой и обсудить увиденное. Но имейте в виду, что в большинстве этих заведений нужно бронировать столики, и не факт, что будет что-нибудь свободное на интересующие вас дату и время, потому лучше это сделать задолго до вашего визита.

В обратном случае вы всегда можете быстро перекусить в снек-баре или кафе в мезонине , оба заведения на втором этаже. Также будьте готовы к неприятному сюрпризу – цены намного выше обычного уровня в столичных заведениях, но неповторимая атмосфера и экономия времени оправдывают этот факт.

Смотровая площадка
Обязательно не забудьте подняться на смотровую площадку на шестом этаже . За символическую сумму около 3 евро, или вообще бесплатно, при наличии билета в музей, вы можете насладиться изумительным панорамным Парижем.

Для детей
Центр Жоржа Помпиду – оптимальный вариант досуга туристов с детьми. Для них тут постоянно проводятся :

  • разные мероприятия,
  • выставки
  • и мастер-классы.

Чтобы не потеряться во всем великолепии выбора и успеть посетить те места, которые хотите, лучше заранее ознакомиться с картой Центра Помпиду и четко следовать выбранному маршруту, ведь в этом необычном месте хочется увидеть, услышать и посмотреть абсолютно все, а на это уйдет очень много времени.

Центр имени Жоржа Помпиду на карте Парижа:

Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (или его ещё называют Бобур ) является одним из самых впечатляющих и спорных зданий в Париже.

Этот культурный центр открыт для посетителей ежедневно с 11.00 до 21.00. Вход платный, но стоит совсем недорого. Очень много желающих посетить это место, поэтому лучше всего приходить где-то за час до открытия.

Хотя я себя не отношу к любителям абстракционизма, но в музее есть на что посмотреть даже людям вообще далёким от искусства. Я не сильно люблю и понимаю современное искусство, но экспонаты выставки и сам внешний вид центра Жоржа Помпиду меня поразили.

Центр находится в квартале Бобур, между кварталами Маре и Ле-Аль. Идея создания этого центра принадлежит бывшему президенту Франции - Жоржу Помпиду.

Центр считается такой же культурной достопримечательностью Франции, как, например, Эйфелевая башня или Лувр.

На площади возле центра проводится бесплатная развлекательная программа, где все желающие могут посмотреть на выступления циркачей и музыкантов.

Это современное здание в длину около 166 м, его ширина составляет 60 м, а высота - 42 м. Центр построили по новаторскому проекту архитекторов Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, который был выбран на конкурсе из 680 работ. Необычная идея архитекторов заключалась в расположении всех трубопроводов, различных арматурных соединений, эскалаторов и даже лифтов снаружи здания, тем самым внутри здания увеличилась полезная площадь. Здание выглядит так, будто его вывернули наизнанку .

Арматурные соединения на здании покрашены в белый цвет, вентиляционные трубы выкрашены синим, электропроводка - жёлтым, лифты и эскалаторы - красным, а водопроводные трубы - зелёным.

На площади справа от центра расположен оригинальный и забавный фонтан Тингелли, в котором крутятся разноцветные фигуры.

Когда мы находились внутри этого необычного здания, то создавалось ощущение, что мы находимся внутри какого-то огромного механизма.

Всего в центре Жоржа Помпиду 5 этажей. На первом этаже центра находится кинотеатр. Два этажа занимает публичная библиотека с огромной коллекцией книг, дисков, фильмов и других видеофайлов. Третий и четвёртый этажи здания занимает Музей Современного Искусства, коллекция которого насчитывает порядка 60 000 работ более 5 000 авторов. Здесь есть живопись, дизайн, скульптуры, архитектура, фотографии, инсталляции и многое другое. Всё даже не перечислишь.

На пятом этаже расположилась Большая галерея, где чаще всего демонстрируются временные экспозиции. Также есть большой концертный зал и Институт по исследованию акустики и музыки.

Вообще, все экспонаты в музее очень интересно разглядывать, здесь можно посмотреть даже короткометражный фильм про искусство.

В этом музее представлены самые невероятные и смелые мысли абстрактно мыслящих людей: различные изделия из мусора, бутылок железа, картона и других подобных материалов. Мне лично не всегда было понятно, что именно хотел выразить автор своим произведением.

В центре есть небольшое кафе, где можно подкрепиться.

В этом центре можно увидеть, так сказать, нестандартную сторону искусства или просто расширить свой кругозор. Всё отлично организовано и экскурсия совершенно не утомляет.