Д. Н. Чичагов. Биография Чичагов архитектор

Дмитрий Чичагов родился в Москве 3 сентября 1835 года в семье архитектора Николая Ивановича Чичагова. Его отец построил Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец (проект К.А.Тона), став родоначальником династии архитекторов и художников Чичаговых.
Дмитрий Чичагов учился в Московском дворцовом архитектурном училище в 1850-1859 гг. После получения звания помощника архитектора в 1859 году он остался работать в училище до 1865 г., параллельно сотрудничая с архитектором Н.А. Шохиным. В 1866 – 1872 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – у него стажировались впоследствии ставшие знаменитыми архитекторами Ф.О. Шехтель и И.П. Машков.
Стал широко известен в 1879 году, когда закончилось строительство двухэтажного с антресолями и шестью лестницами особняка промышленника Викулы Морозова в Подсосенском пер., 21. Этот дом напоминал расписной пряник своим фасадом в стиле необарокко и пестро отделанными комнатами мрамором, редкими сортами дерева, инкрустацией, сводчатыми зеркальными плафонами в разных исторических стилях. Эта работа принесла славу и признание архитектору Дмитрию Чичагову как мастеру исторической эклектики.
В 1871-1872 гг. Дмитрий Чичагов был главным архитектором и председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве. Он создал большую часть ее архитектурных сооружений, в том числе образцы сельских деревянных построек.
Также Дмитрий Чичагов в течение многих лет участвовал в деятельности Комиссии по Сохранению памятников Императорского Московского археологического общества – в частности сделал подробную крупномасштабную съемку всей древней алтарной преграды с фресками московского Успенского собора. Эта съемка сохранилась в архивах общества.
В 1888 году Дмитрий Чичагов, уже признанный архитектор, победил в конкурсе проектов на строительство здания Московской городской думы на Воскресенской площади с проектом в «русском стиле» среди других 38 проектов. Когда победитель был объявлен, обнаружились значительные проблемы на месте будущего строительства с фундаментами бывших Присутственных мест, где планировалось возвести здание думы. Дума объявила второй конкурс среди лучших архитекторов и Дмитрий Чичагов опять победил. Новый проект включал бетонные своды по железным балкам вместо деревянных перекрытий и расширял проезд к Красной площади.
В 1890 году Дмитрий Чичагов был принят членом-корреспондентом Московского археологического общества и в этом же году начал строительство здания Московской городской думы. Первоначально здание планировалось покрасить в светло-серый цвет, но затем было принято решение сделать его красным.
Дмитрий Чичагов построил большое количество общественных зданий в Москве, например Алексеевскую школу на Николоямской улице, 9 (сейчас музыкальную школу им. Г.А.Алексеева) или сейчас перестроенное Капцовское училище (1893) в Леонтьевском пер., 19. Многие из них были снесены в советское время – в 1972 году было уничтожено здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева у Мясницких ворот, 22. Дмитрий Чичагов проектировал храмы – в 1883 году на Моисеевской площади была построена по его проекту часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г., снесенная в 1922 г. Всего Чичагов имел 33 завершенных проекта.
Дмитрий Чичагов активно участвовал в создании Московского архитектурного общества, чьим председателем стал в 1894 году. В этом же году его назначили руководителем работ по капитальному ремонту московского Успенского собора, где под его руководством был отреставрирован серебряный иконостас.
Дмитрий Николаевич скоропостижно скончался 22 июня 1894 на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д. Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской Городской Думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного Совета при Городской Управе и архитектором при Главном Архиве Министерства Иностранных Дел. Кончина Д. Н. Чичагова является большой потерей для Московского Архитектурного Общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» ("Московские Ведомости", 1894, № 170). Он похоронен на Ваганьковском кладбище, где на его могиле установлен памятник по его собственному проекту.

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859 обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872 - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21).

В 1888 выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами б. Присутственных мест, на которые планировалось поставить здание, и необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне, Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892). Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе уничтоженную в 1970-е Тургеневскую читальню у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствие знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков. «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» - В. А. Маклаков, воспоминания, гл.3.

Был женат дважды (первая жена, Лидия Михайловна - дочь М. Д. Быковского, родная сестра К. М. Быковского. Как и все мужчины в роду Чичаговых, умер относительно рано, оставив после себя одиннадцать детей. Из них пятеро стали известными художниками - продолжателями династии Чичаговых:

Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор

Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед

Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница

Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница

Лучшие дня

Подготовка к собственным похоронам, или история весом 222 кг
Посетило:162

Здание Московской городской думы соседствует с Историческим музеем и является частью прекрасного псевдорусского ансамбля. Это было первое здание, специально построенное в Москве для органов местного самоуправления. Назначение и предопределило его внешний вид и архитектуру. Согласитесь, здание городской думы очень представительно, однако декор фасадов несколько лаконичен и строг, что выдает стилистику эклектики. Но здесь есть несколько особенно ярких деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий венчающий фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Возможно, история этого дома поможет нам разобраться с особенностями его убранства.

Городская дума появилась в Москве в 1785 году указом императрицы Екатерины II. Тогда она называлась «шестигласной», потому что состояла из городского головы и шести гласных. В течение ста лет количество депутатов и функции думы менялись не один раз. В 1863 году Московскую городскую думу сформировали пять сословий. До революции 1917 года на законопроекты Москвы могли повлиять представители почти всех крупных сословий. Московская городская дума не раз меняла свой адрес. В екатерининские времена она занимала здание Губернских присутственных мест на Красной площади. После увеличения количества гласных она перебралась в дом Шереметевых на Воздвиженке.

В 1888 году по инициативе московского городского головы Николая Алексеева архитектор Дмитрий Чичагов разработал проект нового здания Московской городской думы. Строительство завершилось в 1892 году. Чичагов использовал фундамент и даже южную часть Монетного двора, который с XVIII века находился здесь. Использование фундамента предопределило симметрию парадного фасада, развернутого вдоль площади. Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет. Так что вполне возможно мы бы сейчас не видели столь привычные красные стены. Говорят, что на выбор цвета стен повлиял Николай Алексеев. Депутаты заседали в новом здании до 1917 года.

После революции Московская городская дума была упразднена. На здании Думы над главным входом вместо герба Москвы установили круглый рельеф с изображением рабочего и крестьянина. В 1930-е годы здание переоборудовали под музей Владимира Ленина. К сожалению, первоначальное убранство интерьеров было утрачено. Именно об этом музее писал знаменитый детский поэт Сергей Михалков в одном из своих стихотворений как о «большом, красивом красном доме, похожем на дворец». С 1990-х годов и бывшее здание Московской городской думы принадлежит Историческому музею. Во внутреннем дворе в 2012 году был открыт Музей Отечественной войны 1812 года.

Обратите внимание на это внушительное здание. При всей строгости и лаконичности оформления фасадов здесь есть к чему приглядеться. Чичагов применил многочисленные мотивы русского узорочья. Симметричность композиции выделена центральным крыльцом с красивыми висячими гирьками, которое размещено строго на главной оси здания. Высокие сложные формы крыши – это прямая связь со зданиями, построенными рядом в разные эпохи, но в схожей стилистике. Хорошо, что сейчас вокруг бывшей городской думы пешеходная зона, и здание можно обойти с разных сторон. Остается надеяться, что в скором времени и герб Москвы будет возвращен на прежнее место – над главным входом.

Денис Дроздов

(1894-07-04 ) (58 лет) Место смерти

Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище

Работы и достижения Учёба:

Московское дворцовое архитектурное училище

Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Реставрация памятников

Иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Научные труды

Обмеры кремлёвских соборов

Дми́трий Никола́евич Чичаго́в (3 сентября , Москва -4 июля , там же) - русский архитектор и преподаватель, работавший в Москве во второй половине XIX века . Мастер эклектики и ложнорусского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

  • Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор
  • Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед
  • Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница
  • Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница
  • Чичагова, Ольга Дмитриевна (1886-1958), художница

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Дмитрий Николаевич"

Литература

  • Россинская, Е., Чичагова, Ю., «Архитектурная семья Чичаговых», в сборнике «Московский Архив», выпуск 1, М, Мосгорархив, 1996, ISBN 5-7728-0027-9 , c.118-130
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М .: O-Мастеръ , . - С. 252. - 701 с. - (Строители России, ХХ век). - ISBN 5-9207-0001-7 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чичагов, Дмитрий Николаевич

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.

Мастер русского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Дмитрий Николаевич Чичагов

Председатель Московского Архитектурного общества. Архитектор Чичагов Дмитрий Николаевич.
Основные сведения
Страна Россия
Дата рождения 3 сентября (1835-09-03 )
Место рождения Москва
Дата смерти 4 июля (1894-07-04 ) (58 лет)
Место смерти Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище
Работы и достижения
Учёба Московское дворцовое архитектурное училище
Работал в городах Москва
Архитектурный стиль Русский стиль
Важнейшие постройки Здание Московской городской думы , Тургеневская читальня
Реставрация памятников Иконостас Успенского собора Московского Кремля.
Научные труды Обмеры кремлёвских соборов
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе снесённое 1972 г. здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества , в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствии знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков . «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» -