Фрески сикстинской. Сикстинская капелла - калейдоскоп. Фрески свода Сикстинской капеллы

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

Среди роскошных дворцов и храмов Ватикана находится неприметное здание, внутреннее убранство которого считается одним из величайших шедевров мира. Это Сикстинская капелла. Святыня является сакральным местом для католического мира. Здесь служит мессу Папа Римский, а также происходит избрание нового главы католической церкви.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Согласно вековым традициям, итальянский храм украшались восхитительными фресками, впечатляющих своих прихожан и гостей. Внутреннее оформление часовни олицетворяет величие и культурное достояние христианского Рима прошлых столетий. После возведения здания Сикстинской капеллы, на протяжении двух лет росписью храма занималась плеяда прославленных художников из Флоренции. Это были Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли.

В общей сложности живописцы создали 16 фресок, изображающих библейские сюжеты. Несмотря на то, что святыню расписывали разные мастера XV века, капелла стала поистине знаменитой благодаря работам гениального художника Микеланджело. Мастера пригласили расписать потолок и алтарную стену спустя 30 лет после возведения капеллы.

История строительства

Сикстинская капелла была построена в 1481 году по инициативе папы Римского Сикста IV, который присвоил этому небольшому сооружению своё имя. Папа являлся своеобразной одиозной личностью. Его правление ознаменовалось ростом коррупции, взяточничества, введением высоких налогов, а также публичным сожжением еретиков. Были у Сикста IV и светлые деяния. Он перенёс папскую резиденцию в Ватикан, занимался приобщением граждан к искусству, открывая музеи и библиотеки.

Политическая обстановка раздробленных княжеств Италии в средневековье не гарантировала безопасность главе Папского государства. Внутренние интриги и заговоры против понтифика, а также внешняя угроза со стороны Османской империи вынудили построить более защищённое здание, где могли бы укрыться папа Римский, кардиналы и религиозные служащие в случае возникновения опасности.

Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли. Согласно проекту зодчего, церковь должна была иметь высокие двадцатиметровые крепкие стены, способные выдержать нападение вражеских войск на Ватикан. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.

Описание

Помещение капеллы представляет собой просторный зал с овальным сводом, где расположен алтарь. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени. По периметру часовни стоят каменные скамьи. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.

Первоначально потолок капеллы был расписан в виде звёздного неба, однако спустя некоторое время на нём стали появляться трещины. Папа Римский Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил убрать изъяны на потолке молодого скульптора Микеланджело, который на тот момент не обладал достаточным опытом подобной работы. Как показывает история, выбор папы оказался абсолютно верным.

Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые крепились в отверстиях над окнами. Конструкция не препятствовала проведению в часовни службы, поскольку находилась в подвешенном положении без опор снизу. Перед Микеланджело стояла сложнейшая задача - покрыть живописными картинами поверхность, площадь которой составляла 600 м 2 .

Фрески

Северная стена капеллы оформлена фресками, изображающими историю Иисуса. Произведения описывают крещение, искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей.

Южная сторона часовни обрамлена циклом картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Юность Моисея». Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея, защищает и пасёт овец, убегает по тропинке в просторную даль, а также уводит своих соплеменников из Египта.

Потолок капеллы, расписанный Микеланджело, поражает своим обилием ярких персонажей. Его работа являет образы библейских героев и Пророков. Изображения отделены нарисованным архитектурным обрамлением. Основываясь на ветхозаветных сюжетах, художник своими произведениями излагает историю создания Богом мира и людей, разделения полов, грехопадения человечества и расплаты за проступок.

Все герои картин обладают могучей физической и духовной силой. В образах персонажей ощущается реализм и драматизм, описанных событий. Одной из центральных фресок Микеланджело является «Сотворение Адама». Художник талантливо изобразил атлетическое телосложение человека, который лежит в расслабленной позе в пустынной местности. К Адаму летит Творец, протягивающий ему руку, тем самым давая жизнь.

На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской, именуемой «Страшный суд». Художник изобразил более 400 фигур, наполненными сложными неуверенными позами с отчаянными жестами. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род. По левую сторону от Иисуса расположены грешники, которым уготована страшная участь, справа - праведники, избранные служению на небе.

Реставрация

Со временем пыль, грязь, копоть от свечей, а также протекающая крыша нанесли серьёзный ущерб потолочным и стенным фрескам капеллы. Масштабная реставрация часовни началась в 1979 году при финансовой поддержке Ватикана и японского телеканала, получившего эксклюзивные права на съёмку этапов реставрации. Для восстановления произведений потребовалось химическое средство, способное размягчать грязь, которую специалисты аккуратно удаляли стерильной губкой.

Сикстинская капелла является местом заседаний конклава, где избирают нового папу Римского. Выборы осуществляют при закрытых дверях. Кардиналы со всего мира голосуют за человека, который достоин стать главой католической церкви. Во время процесса голосования на крыше капеллы устанавливают трубу. Если из неё пойдёт чёрный дым, то выборы не состоялись. Белый дым означает избрание нового папы Римского.

Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело. Учёные утверждают, что он в своих работах оставил потомкам зашифрованное послание, которое расходится с церковными постулатами. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа - вторична. На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Во многих росписях художник изображает голых мужчин. Таким образом, Микеланджело подчёркивает, что сначала было оплодотворение, а потом одухотворение.

Время работы и стоимость билетов

Капелла открыта с 9:00 до 18:00 каждый день, кроме воскресенья. Для входа в часовню следует приобрести единый билет, включающий посещение Ватиканских музеев. Билет стоит 16 евро.

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!

Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника .

Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487-1488 годов. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не живописец. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи : обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.

Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник . Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно , и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство . Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года , и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью .

Первые месяцы были заняты разработкой подготовительных рисунков и картонов, строительством лесов и подготовкой поверхностей под роспись, которой занялся мастер Пьеро Россели. 10 июня 1508 года работы в капелле уже начались, так как папский церемониймейстер Парис де Грассис зарегистрировал, что во время литургии произошло падение штукатурного раствора .

Для работы над сводом Микеланджело были необходимы леса, которые не мешали бы проводить в капелле службы. Первые леса спроектировал Браманте, предложивший подвесить настил с помощью тросов, закреплённых на потолке. Недостаток этого способа состоял в том, что для лесов необходимо было пробить отверстия в своде, которые могли разрушить потолок, а после окончания работы их невозможно было бы заделать .

Отрывок из письма Микеланджело с его сонетом. 1510. Casa Buonarotti, Флоренция

Микеланджело построил «летящие» леса - настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода . Так как леса опирались на крепления в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину и не препятствовало использованию часовни. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора . До настоящего времени сохранились незакрашенные области у основания люнетов , которые были закрыты лесами. Отверстия для них были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980-1984 годах. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад . Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. Сохранилось письмо к Джованни из Пистойи, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Интонако , слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски, из-за повышенной влажности стал покрываться плесенью. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода . Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором, предложенным одним из его помощников, Якопо л’Индако. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии .

Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю , с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене . В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции . По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Сцена, созданная хронологически позднее всех остальных, но являющаяся началом всего цикла - «Отделение света от тьмы» - была написана буквально «на одном дыхании», за рабочий день . Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи . Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы.

По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй - «Сотворением Евы». Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным . По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы , и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, герои - крупнее, их жесты - проще и выразительней. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация.

В августе 1510 года из-за нехватки денег в папской казне было приостановлено финансирование проекта. Юлий II выехал из Рима для участия в боевых действиях: в сентябре Микеланджело писал отцу, что папа далеко и не оставил приказа об оплате за выполненные работы и авансирования её второй части . Через несколько недель художник направился в Болонью, чтобы разыскать папу, в Рим он вернулся только в декабре, так и не повидав Юлия .

Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть также полученный результат . По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии , которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода . В последний год работы над сводом Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Фрески, завершающие цикл, исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой .

Полностью фрески были завершены осенью 1512 года, по словам того же Вазари, папа считал, что на потолке слишком мало синего и золотого цветов и фрески выглядят «бедно». Микеланджело отвечал на замечание понтифика, что на своде изображены святые люди, а они не были богатыми. В записях Париса де Грассиса отмечено, что 31 октября 1512 года, произошло торжественное открытие часовни .

Разработка художественной программы

Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках - апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом . Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой , с декоративными композициями для ниш - в Детройте. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира - ante legem (до дарования закона Моисея) . Отсутствуют сведения о том, полностью ли была доверена разработка программы росписи художнику, возможно, он получал консультации от теологов: францисканца Марко Виджеро и проповедника Эджидио да Витебро. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы - от истории Моисея к жизни Христа. Зона люнетов и треугольников над окнами - нижний пояс фресок свода - отведена теме человека земного и предков Христа; средний пояс - пророки и сивиллы , обладающие особым знанием, пониманием божественного. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя . На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия .

Имитация архитектурной формы

Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40,5 м и шириной 14 м. Высота капеллы - 20 метров. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд ». Большие паруса поддерживают свод. Пазухи свода , сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён . Художник Пьерматтео д’Эмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена , расписанной Джотто . Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь.

Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей , подчеркнув линию изгиба свода. Десять рёбер из травертина , пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место . Карниз, огибающий плафон, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа . В декоре свода повторяется изображение жёлудя - символ семьи делла Ровере , к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II . Другой мотив - раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году . Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра; каменные головы баранов в вершинах пазух свода; нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг; и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл . Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты, или медальоны. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi , которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, поэтому Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка . Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл .

Техника росписи

Границы слоя штукатурки, положенного для работы дня, видны вокруг головы и руки ignudo

Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната . Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам . Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Для художников был распространённой практикой перенос на штукатурку рисунка, выполненного на картоне в натуральную величину - на многих фресках сохранились небольшие проколы по контуру фигур. Микеланджело порвал с традицией; он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других - следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке, используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной.

Главная тема цикла - доктрина потребности человечества в Спасении , даруемом Богом через Иисуса. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном . Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, - четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет , Сотворение Адама , Грехопадение и Изгнание из Рая , Потоп . Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы , Отделение суши от вод , Сотворение Евы , Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя . По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi , красота их тел - хвала созданного Творцом . Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин - пророков и сивилл. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определенными библейскими персонажами. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн , Давид и Голиаф , Медный змий , Наказание Амана . Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание - Всемирный потоп. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной . Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением , евхаристией . Например, Иона , часто изображаемый со своим атрибутом - большой рыбой, - обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию . В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма . В XV веке в Италии, и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона , Сократа , сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Он был знаком с ранними, вдохновлёнными гуманизмом , скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло , своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции . В фресках свода Сикстинской капеллы Микеланджело представил два пути - христианский и гуманистический, которые не противоречат друг другу. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов . Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. Открыт вопрос самостоятельно ли художник разработал иконографию свода , исследователи также задаются вопросом насколько нашло отражение в этой работе собственное духовное и психологическое состояние Микеланджело.

Схема росписи свода

Девять сцен из Книги Бытия

Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен . Тема первой группы изображений - создание Богом Небес и Земли. Второй - создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы, их грехопадение и изгнание их из Рая. Третьей - испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены . Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы.

Создание Небес и Земли

Первый день Создания. Отделение света от тьмы

Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. События следующего, второго дня, - отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый - светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования .

Три сцены, законченные на последней стадии работы над росписью, самые динамичные из всех фресок свода. О первом эпизоде Вазари говорит, что «… Микеланджело изобразил Бога, во всём своём величии отделяющего Свет от Тьмы, то, как парит он с распростёртыми руками, и в этом сказались вся любовь его и его мастерство» .

Адам и Ева

Сотворение Адама

Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Первый эпизод из центральной группы - Сотворение Адама - одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека» .

Тема центральной сцены, где Бог создаёт Еву из ребра спящего Адама, была взята из второй главы Книги Бытия, описывающей несколько иной порядок Сотворения мира. Микеланджело повторяет композицию рельефа «Сотворение Евы» Якопо делла Кверчи , из обрамления дверей Базилики Сан Петронио в Болонье. Произведения делла Кверчи художник изучал в юности .

В заключительной картине истории Адама и Евы Микеланджело соединяет две сцены: Грехопадения и Изгнания из Рая. Слева Ева, доверчиво принимающая плод из руки Змея , и Адам, нетерпеливо выбирающий плод для себя; справа - ангел с мечом изгоняет их из Рая, в мир, где они потеряли вечную молодость и бессмертие .

История Ноя

Опьянение Ноя

Как и в первом триптихе, последовательность картин в истории Ноя (сюжеты взяты из шестой, седьмой и девятой глав Бытия), является тематической, а не хронологической. Первую панель с жертвоприношением Ноя Вазари ошибочно считал жертвоприношением Каина и Авеля . Традиционно считается, что тема фрески - принесение жертвы семьей Ноя после благополучного спасения от Великого Потопа, погубившего всё остальное человечество.

Картина Всемирного Потопа занимает центральное место в истории Ноя. В то время, как отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой, на заднем плане виден ковчег, в котором спасается семья Ноя. Эта панель с самым большим количеством персонажей по сравнению с остальными фресками.

Заключительная сцена Опьянение Ноя . Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам , насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету . Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Однако, именно через Сима и его потомков, израильтян, в мир должно прийти Спасение.

Щиты

Деталь The Idol of Baal , чёрным цветом подчёркнуты линии, золотом моделируются формы

Рядом с малыми библейскими сценами, поддерживаемые Ignudi располагаются десять круглых парадных щитов, иногда описываемых как имитация бронзы. Известны образцы подобных щитов начала XVI века, выполненные из дерева, с позолотой и лаком . На каждом из щитов в капелле изображён сюжет из Ветхого Завета или Книг Маккавеев. Выбраны наиболее тяжёлые эпизоды истории, единственным исключением кажется взятие Илии на небо в огненной колеснице, свидетелем которого стал пророк Елисей .

Сюжеты щитов (медальонов):

  • Авраам , собирающийся принести в жертву своего сына Исаака
  • Разрушение идола Баала
  • Убийство служителей Ваала
  • Убийство Урии
  • Натан священник, осуждающий Царя Давида за убийство и супружескую измену
  • Смерть Авессалома
  • Иоав , приближающийся к Авениру , чтобы убить его
  • Убийство Иорама
  • Вознесение Илии
  • Изображение на медальоне частично утрачено

В четырёх из пяти наиболее проработанных «медальонов» пространство переполнено борящимися фигурами, подобными изображённым на картоне Микеланджело «Битва при Кашине».

Применение позолоты на щитах, в отличие от основной росписи плафона, служит до некоторой степени связью свода с фресками на стенах капеллы, где золото используется в прорисовке многих деталей, особенно у Перуджино. Возможно, Микеланджело был вдохновлён медальонами на римской триумфальной арке у Боттичелли на ферске «Наказание Корея, Дафана и Абирона».

Пророки и сивиллы

На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил самые большие фигуры: двенадцать персонажей, олицетворяющие предвидение будущего Спасения: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира, их имена значатся на табличках под постаментами. Пророк Иона изображён над алтарём, пророк Захария - у входа в капеллу.

Среди семи пророков Израиля, выбранных Микеланджело, присутствуют четыре так называемых Главных Пророка: Исайя, Иеремия , Иезекиль и Даниил . Из двенадцати Малых пророков художник выбрал троих: Иоиля , Захарию и Иону. Хотя пророков Иоиля и Захарию считают «незначительными» из-за сравнительно небольшого количества страниц, которые они занимают в Библии, каждый из них изрекает важное пророчество.

Слова Иоиля: «…ваши сыновья и ваши дочери будут пророчествовать, ваши старцы будут видеть сны, ваши юноши видеть видения», являются существенными для декоративной схемы фрескового цикла Микеланджело, где среди обладающих даром предвидения представлены мужчины и женщины всех возрастов.

Захария предсказывал: «Созерцайте! Ваш Царь приезжает к вам, скромный и едущий на осле» . Его изображению в капелле отведено место непосредственно над дверью, через которую папу римского несут в процессии в Вербное воскресенье , день, в который исполнилось пророчество Захарии: Иисус въехал в Иерусалим на осле и был объявлен Царём .

Дельфийская сивилла

Основное пророчество Ионы - гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте - над алтарём. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа .

Сивиллы - пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Считается, что сивиллы, изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием , объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век», интерпретируются как предсказание появления Иисуса . По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам . Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Когда Иисус родился, о его рождении, стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие, в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно .

Не известно, почему Микеланджело поместил изображения именно этих пятерых предсказательниц из десяти-двенадцати известных сивилл. Джон О"Мэлли предполагает, что выбор был по географическому признаку: сивиллы представляют различные уголки Земли - Африку, Азию, Грецию и Ионию .

Распалубки сводов

Наказание Амана

В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью , Давидом и Юдифью

Фрески распалубков свода:

  • Наказание Амана
  • Давид и Голиаф
  • Юдифь и Олоферн

Первые две истории рассматривались богословами Средневековья и Возрождения в параллели с Распятием на кресте Иисуса. В истории о Медном змие народ Израиля, взроптавший на Бога, наказан нашествием ядовитых змей. Бог для вызволения людей, указывает Моисею воздвигнуть столб с медным змием. Микеланджело выбрал многофигурную композицию, изображая толпу погибающих от укусов змей, отделённую от уверовавших и спасённых.

Панель Наказание Амана повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири »). Композиция панели выстроена по принципу триптиха: в центре - основная сцена - казнь Амана Король, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.

Истории Давида и Юдифи очень популярны в возрожденческом искусстве, особенно у флорентийских художников, так как тема ниспровержения тиранов была весьма злободневной в этом городе-республике.

Ignudi

Ignudo. Девятая панель

Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей, их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев - намёк на герб делла Ровере). Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным» . Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола , при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания .

Предки Христа

В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Было распространено, особенно на витражах, изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле - табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Из четырнадцати люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными.

Стилистические влияния. Предшественники и последователи

Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо, известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса - Джотто и Мазаччо . Фигуры Адама и Евы, изгоняемых из Райского Сада, из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи), имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще, и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера» .

Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли , чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499-1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи . Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. По определению Э. Кон-Винера , Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём .

Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте, имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере . Джон О"Мэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу » фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора .

Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi , отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре» .

Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд », по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий . Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо , Андреа дель Сарто , Россо Фьорентино , Корреджо , Тинторетто , Аннибале Карраччи , Паоло Веронезе и Эль Греко .

Реставрация фресок капеллы (1980-1999)

Составное изображение «Грехопадения и изгнания Адама и Евы» Микеланджело. Слева вверху - до реставрации, справа внизу - после.

В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903-1905 и в 1935-1936 годах. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. В 1710-1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп , она так и осталась невосстановленной. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело , чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Однако, как показала реставрация, законченная в 1994 году, колористическое решение цикла с яркими и сильными цветами предвосхитило находки лучших мастеров маньеризма . Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело . Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому, и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью .

Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи . Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем - «Страшный суд». Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года , реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками.

В январе 2007 года музеи Ватикана, где потолок Сикстинской капеллы является самым привлекательным экспонатом, посещало в среднем 10 000 человек день. Ватикан, опасаясь, что недавно восстановленным фрескам будет нанесён ущерб, для уменьшения числа посетителей, объявил о намерении сократить часы посещения и увеличить входную плату .

Примечания

  1. , с. 20.
  2. , с. 38-87
  3. , с. 92-148
  4. Дзуффи С. Возрождение XV век. Кватроченто / Отв. ред. С. С. Байчарова, перевод с итальянского С. И. Козлова. - Москва: Омега, 2008. - С. 202. - 384 с. - (Художественные эпохи). - 3000 экз. - ISBN 978-5-465-01772-5
  5. , с. 126
  6. , с. 24
  7. По утверждению же Вазари вместо себя он выдвигал кандидатуру Рафаэля, Асканио Кондиви также говорит о сопротивлении Микеланджело. До Микеланджело роспись потолков считалась непрестижной, второстепенной работой.
  8. , с. 147
  9. , с. 88
  10. , с. 88
  11. , с. 16
  12. , с. 220-259
  13. , с. 469-472
  14. , с. 55
  15. , с. 111
  16. , с. 14
  17. , с. 89
  18. Michelangelo: Scheme for the Decoration of the Ceiling of the Sistine Chapel (27.2.A) - The Detroit Institute of Arts
  19. , с. 89
  20. , с. 90
  21. Августин
  22. , с. 29-30
  23. , с. 95
  24. , с. 100
  25. , с. 9
  26. , с. 104–105, 160–161
  27. , с. 91
  28. , с. 110
  29. , с. 112
  30. , с. 466–467
  31. , с. 102-110
  32. , с. 105
  33. , с. 402–403
  34. , с. 54
  35. , с. 467
  36. Renaissance at the V&A .
  37. , с. 106–107
  38. , с. 120-122
  39. , с. 116
  40. , с. 107–117
  41. , с. 407
  42. , с. 163