Каюм Насыри: биография. Каюм насыри - чужой среди своих

Рыбно- Слободский муниципальный район, Рыбно- Слободская СОШ №2

Работа ученицы 8 «В»класса Альмиевой Альмиры “Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри.”

Руковадитель:Шигапова Альвина Шамсиевна.

Введение

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

^ Каюм Насыри (Жизнь и творчество)

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении.В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелжөләса фил әдәбият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры.Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

^ Научно - исследовательская и литературная деятельность

Каюма Насыри

-■|Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Мэжмэгылэхбар» («Сборник вестей») он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Неху китабы» («Синтаксис»), вышедшая в свет в 1860 году. В том же году он издал брошюру «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназначенную для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это было первое научно-популярное сочинение, написанное на татарском языке. С него началось и создание татарской детской литературы.

Развивая эту деятельность дальше,-" он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний. Так, по математике он написал учебники «Хисаблык» (арифметика, 1873), «Гильме пәндәсә» (геометрия, 1895), по географии - «Истилахате джаграфия» (терминология географии, 1890), 1, И и III части «Джаграфияи кабир» (большая география, 1894 - 1899).По естественным наукам он написал книгу «Буш вакыт» (I860), по земледелию - «Гильме зирагат» (1892), по ботанике - «Гөлзар вә чәманзар ягъни үләнлек вә чәчәклек» (1894), где дает довольно подробные сведения о травах и цветах.

Являясь горячим поборником дружбы русского и татарского народов, Каюм Насыри одним из первых ознакомил татарский народ на родном языке с русской историей. Его книга «Зөбәдәте мин тәварихе рус» («Краткая история России», 1890 г.) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит

С 1871 года К.Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания.)Здесь уместно привести высказывание Г.Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли."Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой-то особой любовью, как драгоценные сокровища», К.Насыри первым выступает с мыслью, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык, составляет и издает грамматику татарского языка.

У Значительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художест- венной литературы. Он сам создавал художественные произведения, перево- дил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары.Каюм Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь, долгие годы педагогической деятельностью., он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом - мыслителем. Каюм Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее.

Труды Каюма Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. . Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К.Насыри в математическое образование татарского народа

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» -сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.

Следует отметить, чточ"из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях.

(слова: сан, жыю, аеру, бүлю и т.д.).

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф.Н.Ф.Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) - зто татарская книга, изложения не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, притом хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

^ Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями

на татарском языке-.

1.«Хисаплык» («Учебник по арифметике»). Первое издание, в объеме 52страниц, вышло в 1873 году. Второе, дополненное издание, в объеме 86 страниц вышло в 1897 году. Сам Каюм Насыри так рекомендует его: «Полезная книга для детей по этой науке, изданная на нашем родном языке в России».

2. «Татарча-русча лөгать» («Татарско-русский словарь») 12 страниц. Издан в 1875 году.

3. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Рассказы, новеллы, басни и анекдоты. 85 страниц. Первое издание вышло в 1880 году. Всего издано 2 раза.

4. «Абугалисина» («Авиценна»). Фантастическая повесть из жизни и деятельности известного восточного ученого, философа и поэта Авиценны. 116 страниц, первое издание выпущено в 1881 году. Всего издавалась 7 раз.

5. «Шэжарэ» («Родословная»). О поколении Насыровых. Родословная дана в виде разветвленного дерева. Издана в 1880 году.

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 г.г. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Отдельными книгами, плакатами или статьями в научных журналах, и прибавить к ним 24 календаря журнального характера и формата, издававшихся Каюмом Насыри в течение 27 лет, то получится, что в общей сложности объем печатных произведений К.Насыри, изданных при его жизни, считая только первичные издания их, составляет 375 печатных листов, что равняется 6.000 ст.большого формата.

Кроме того,"имеется очень богатый рукописный фонд К.Насыри,

Хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

^ Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

1. А.К.Насыров - «Поверия и обряды казанских татар». «Записки Императорского Русского Географического Общества». VI том. Петербург, 1880 год.

2. А.К.Насыров - «Образцы народной литературы казанских татар» (загадки, пословицы, песни). «Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете», XIII том, выпуск

| 3. «Кабуснама» в переводе О.С.Лебедевой, 1886 год.

Заключение

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

^ Список использованной литературы

1. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х.Гайнуллин.

2. Доклады учащихся школ г.Казани, присланные на I юношеские чтения им.Каюма Насыри.

3. Журнал «Мэгариф», № 9, 2002.

4. Материалы музея Каюма Насыри г.Казани.

1. Введение...

2. Каюм Насыри (Жизнь и творчество).

3. Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри..

4. Вклад Каюма Насыри в математическое образование татарского народа.

5. Перечень трудов Каюма Насыри на татарском и русском языках.

6. Заключение

7. Список использованной литературы.

8. Приложение.

Тема моей научной работы. « Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри.»

Актуальность данной темы заключается в том, что богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри и сейчас является бесценным даром в воспитание молодого поколения

Цель моей работы- представить научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри в свете его работы над татарской энциклопедией.

Энциклопедический склад ума Каюма Насыри во многом определяется традициями его семьи.

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности. Он умело организовывал свой рабочий день. Занимаясь большой научно-исследовательской деятельностью, он уделял время и физическому труду. Его работоспособность была необычайно велик. Прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, приготовлял крахмал и с помощью электричества (гальванизации) занимался серебрением и золочением; хорошо знал кулинарию; делал музыкальные инструменты (например, татарский народный музыкальный инструмент кубыз

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д.

Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно

-■|Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первые его произведение …..Развивая эту деятельность дальше, он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит та или иная наука." В своих ежегодно издаваемых календарях он дает массу советов-рецептов по технологии.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания.

Значительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский.

В 1872 году Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является известныйученый Ибн-Сина (Авиценна) - философ, юрист и медик, живший в конце X -начале XI столетий (980-1037) в Средней Азии.

До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний. Однако он не умаляет значения.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары.

В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

В 1873 году из-под его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году -«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту.

Следует отметить, чточ"из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и по ныне употребляются в школьных учреждениях.

Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

У К.Насыри богатейшее литературное наследие.У него очень много произведение

На татарском, русском языках.

Если суммировать перечисленные выше 44 названия, которые вышли

Отдельными книгами, плакатами или статьями в научных журналах, и прибавить к ним 24 календаря журнального характера и формата, издававшихся Каюмом Насыри в течение 27 лет, то получится, что в общей сложности объем печатных произведений К.Насыри, изданных при его жизни, считая только первичные издания их, составляет 375 печатных листов.

Кроме того, имеется очень богатый рукописный фонд К.Насыри,

Хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;. Например,среди них в «Хитабэт ли әһле Казан» («Обращение к жителям Казани»),составляющим 150 страниц, затрагивает различные вопросы быта. В этом произведении, состоящем из 15 глав, мы находим немаловажные поучения и советы, касающиеся домашнего быта, одежды, воспитания детей, правила

Обучения наукам и соблюдения гигиены, пользы изучения наук и языков.

Ознакомление с этими рукописями помогает изучению творческого пути и

Особенно творческих методов К.Насыри, так как встречается немало документов, доказывающих, что собственноручная обработка Каюма Насыри всех деталей своих трудов, является не случайным, а системой. Например, когда он пишет орастениях и их пользе, он составляет отдельный альбом, в котором дает литографические изображения около 200 растений и работает над выработкой татарских названий их.

Завершая свою работу хочу сказать, что Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Оценивая литературную и научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри, следует отметить, что опубликованные Каюмом Насыри народные сказки, пословицы и поговорки, загадки со специфическим оборотом речи могут служить в руках современного педагога прекрасным средством для воспитания своих питомцев:" Для современной молодежи чрезвычайно актуальна его «Книга о воспитании», составленная автором на двух языках: татарском и русском.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Михайлов Андрей Юлианович - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Тема урока : Творчество Каюма Насыри, его «Книга о воспитании»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока : урок по литературе для 6 класса посвящен знакомству с творчеством Каюма Насыри и его «Книгой о воспитании», построен как урок-исследование.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология : Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

Развиваемые компетенции :

Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)

Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

Предметные : ознакомление с «Книгой о воспитании» Каюма Насыри; овладение навыками анализа текста·

Метапредметные : овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные : формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование: Учебное пособие «Литература», 6 класс(Ахбарова Г.Х.,Скиргайло Т.О.. Региональный компонент. – М.,2015, компьютерная презентация, проектор, портрет Каюма Насыри, иллюстрации по творчеству Каюма Насыри, «Книга о воспитании».

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика .

Работа над высказываниями о языке.

Подготовка речевого аппарата к говорению

Предполагаемый ответ:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н.В.Гоголь

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С.Тургенев)

2.Мотивация к учебной деятельности

познавательные УУД : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями Республики Татарстан.

регулятивные УУД : целеполагание

Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих высказываний и чем они различаются?

Дайте лексическое значение слов «язык, просветитель»

Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Зеленодольский район нашей республики и вы познакомитесь поближе с известным татарским писателем, этнографом Каюмом Насыри.

Виртуальная экскурсия (показ презентации)

Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Просветитель -распространитель знаний, просвещения

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД : целеполагание

Задание: Вспомните известных татарских поэтов и писателей?

Что такое бюст?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Бюст - скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь . Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД:

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка и заполнение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри»

(Показ презентации)

Беседа по презентации

Где началась трудовая деятельность Каюма Насыри и в связи с чем?

Какие события предшествовали этому?

Как он получил образование?

С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

Что такое «поучение»? (было задано на дом)

Чтение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри» , составленной на основе презентации «Биография Каюма Насыри»

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра «поучение», выбрав нужные элементы.

Вспомните и дайте определение « наставление».

Групповая работа.

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра «поучение, наставление». Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Поучение, наставление - это поучающий, нравоучительный совет.

3.Мини-исследование в группе.

А что такое наставление по Каюму Насыри?

Задание. Попробуйте дать определение данному термину, прочитав Наставление первое из «Книги о воспитании» Каюма Насыри.

- А какое поучение содержит Наставление девятое Каюма Насыри?

«Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук» (стр.95 – Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». Региональный компонент. 6 класс. – М., 2015)

Исследовательская работа.

Предполагаемый ответ:

Наставление - поучение, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок, инструкция, руководство; увещевание, внушение, уговор, увещание, вразумление, поучение, указание, завет, инструктирование, наставленье, поученье, инструктаж, наводка, напутствие, наказ, проповедывание, памятка, рацея, отповедь, совет.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физминутка «Карлики-великаны»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с наставлениями из «Книги о воспитании».

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

Сегодня мы познакомимся с наставлениями Каюма Насыри из «Книги о воспитании». Ребята, у каждой группы у нас есть свои Наставления, которые были заданы на дом. Прочитайте их нам всем.

- О чём говорится в ваших наставлениях?

Каждая группа читает наставления.

Дают развёрнутые ответы.

1 . Просмотр видеозаписи выразительного чтения Наставлений Каюма Насыри.

Беседа о просмотренном.

Понравилось ли вам чтение Наставлений Каюма Насыри?

Чему поучают они нам?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Групповая работа.

В группе выпишите 10 непонятных слов.

Предполагаемый словарь:

Этнографом называется специалист по этнографии - исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи.

Единственная наука, которая имеет отношение к религии, это богословие, поэтому учёный, занимающийся такой наукой - БОГОСЛОВ .

Фундаментальный , -основательный, глубокий. Напр.:Фундаментальное исследование.

Кушак - Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.

Невежа - невежливый , невоспитанный человек невежда - необразованный, малознающий.

Наставление - поучающий, нравоучительный совет.

Има́м - в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.

МЕКТЕБЕ (араб. мактаб) - название средней общеобразовательной школы у тюркских народов.

Медресе́ - мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и мусульманской духовной семинарии . Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет .

Шакирд - студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение Наставлений учащимися.

Чтение наставлений.

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

Какую иллюстрацию к наставлению вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями Наставлений К.Насыри

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

6. Просмотр буктрейлера по произведениям Каюма Насыри.

Наглядный, проблемный

Изменилось ли ваше восприятие Наставлений ?

Чьё прочтение наставлений вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ наставлений.

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

В чём смысл отцовских наставлений ?

Отцовские наставления, какие они? Даем ли мы своим детям отцовские наставления, даем ли мы им наказ или жизненное правило, которое помогло бы им в будущем не сойти с пути истинного, не уронить своей чести и быть достойными продолжателями дела семьи.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ наставлений.

1 Задание.

1 группа .

1. Почему Каюм Насыри использует мораль в своих наставлениях?

2. В Наставлении девяносто шестом Каюм Насыри говорит о еде. Какой рукой принято есть в обществе?

3. Если к обеду собралось много людей, можно ли заставлять всех ждать тебя одного?

Защита своего мнения.

2 группа.

1. Какие эпитеты использует писатель в своих наставлениях?

2. Какие глаголы характерны в Наставлениях?

3. Охарактеризуйте язык Наставлений Каюма Насыри. Докажите свою мысль, ссылаясь на тексты.

Защита своего мнения

3 группа.

1. В каких произведениях русских писателей присутствуют Наставления?

2. Чему они поучают?

3. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина главный герой Петр Гринёв какое наставление получает от отца?

Защита своего мнения

2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление Наставлений Каюма Насыри и отцовских наставлений.

Защита своего мнения

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание синквейна по тридцать девятому Наставлению.

Итог своих результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте Наставление, относящееся к учёбе в школе.

2. Инсценировка одного Наставления (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» своими смайликами .

Литература

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие «Литература» для 6 класса. Региональный компонент. – М., 2015;

2. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань, 1977;

3. Насыри Каюм. Книга о воспитании;

4. Интернет ресурсы.


В 2002 году в Казани, на территории исторического памятника Старотатарская слобода, открыли дом-музей Габделькаюма Насыри - татарского учёного-энциклопедиста, просветителя, языковеда, переводчика, писателя, историка и этнографа.

Масштаб его личности и вклада в историю татарского народа смогли оценить только потомки. При жизни Каюм Насыри не был понят современниками, во многом из-за приобщения татарской культуры к русской, желания дать образование своему народу через российскую науку.

Он первым составил настоящую энциклопедию на татарском языке, перевёл на татарский историю России, русские учебники математики, физики, географии, языкознания. Насыри составил русско-татарский словарь, написал учебник русской грамматики для татарских школ и университетов, издал несколько научно-популярных произведений.

Насыри стал татарским Пушкиным - он создал основу для формирования современного литературного языка татар. А ещё - татарским Яном Каменским: заслуга просветителя в разработке методической и воспитательной системы школьного образования.

Заслуженное признание получил труд Каюма Насыри «Целебные травы» - «Шифалы улэннэр». В нём собран личный опыт сбора и использования целебных трав, растущих на землях Татарстана. Учёный считал, что растения его родины не оценены достойно: их целительные возможности значительно выше, чем у лекарств и заморских трав.

Мемориальная комната Каюма Насыри

Музей расположен в восстановленном двухэтажном особняке, принадлежавшем дяде учёного Мухаммедбедигу Хусаинову. В 1887 – 1902 годах Каюм Насыри снимал у него две комнаты, одна из которых сегодня стала мемориальной. В этой комнате по документам, воспоминаниям современников работники музея воссоздали обстановку того времени и разместили вещи, принадлежавшие Каюму или свидетельствующие о его трудах и увлечениях.

В ней - простой, но добротный стол с чертёжными инструментами и письменными принадлежностями, старая лампа-керосинка, шкатулка, в которой - курай и кубыз: на таких инструментах играл Насыри. Особенно ценные предметы - две личные книги просветителя. Одна - учебник по логике для медресе на арабском языке, переписанный самим Насыри, с личной печатью на отдельных страницах. Другая - «Тринадцать проповедей»: эту книгу некогда задумал и начал отец учёного, мулла Габденнасыр, а продолжили и издали уже его дети.

Рядом с печью установили школьную доску, разложили на столике школьные пособия - Каюм Насыри был не только учёным, он занимался активным просветительством - давал частные уроки детям. По стенам - шкафы с книгами, пучки высушенных трав, мандолина и скрипка…

Экспозиция комнаты - наглядный рассказ, каким разносторонним, увлечённым человеком был Каюм Насыри, ещё раз подтверждая слова о разносторонней одарённости талантливых людей. Приборы для научных опытов, инструмент для работы с металлом и деревом, приспособления переплётчика книг - всё свидетельства насыщенной жизни учёного.

Музей татарской культуры и быта

Экспозиция собрания включает не только вещи, документы, инструменты просветителя. В залах двухэтажного особняка собран богатейший этнографический материал из Свияжского уезда - места, где родился Каюм Насыри. Он даёт представление о бытовой культуре среднего класса Татарстана XIX века, знакомит с национальными традициями.

Рядом с особняком разбит «Хәтер бакчасы» – Сад памяти. Он не просто радует глаз красотой, но знакомит гостей с теми цветами и травами, которые изучал и описал народный просветитель. В саду устраивают музейные занятия, проводят встречи и концерты, туда приходят на пленэры ученики и студенты.

Создатели дома-музея - Р.С. Хуснутдинова (директор и автор концепции), сотрудники мастерской художника Ф.А. Зиязова - постарались сделать экспозицию очень информативной и в то же время - атмосферной. В простоте и строгой красоте комнат словно запечатлён духовный образ героя, беззаветно служившего будущему Родины.

Сайт: nasiyri.tatmuseum.ru

Адрес: улица Парижской Коммуны, 35, г. Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п...


Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене...


В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г...


Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности...


Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке - цепью озёр, на севере - водами р...

Каюм Насыри

Габделкаюм Габделнасырович Насыров родился 14 февраля 1825 г. в Казанской губернии, Свияжском уезде, в селе Верхние Ширданы.

Отец - учитель мектебе, мулла, образованный человек, знающий арабский, персидский, русский языки.

Семья жила бедно, зимой – приношениями учеников, летом – сельскохозяйственным трудом.

Первоначальное образование Каюм получил в сельской школе, которая давала элементарную грамотность. Он отмечался большой любознательностью, и отец отправил его для образования в Казань. В 1841 г. Каюм Насыри поступил в медресе «Мухаммадия», где жил и учился 14 лет. Медресе обеспечивало высшее религиозное образование, готовило служителей культа (мулл). Кроме того, Насыри изучает турецкий, арабский, персидский, родной языки, литературу Востока и тайно от всех изучает русский язык и культуру. В своей любознательности и усердии он превзошёл всех шакирдов (учеников).

В русском языке он видел единственный путь приобщения к большой науке и ключ к светским знаниям.

К тридцати годам Каюм Насыри успешно закончил медресе, был высокообразованным человеком, хорошо разбирался в специальных вопросах языка, литературы и истории России.

Он не хотел работать муллой и принял предложение работать преподавателем в русском духовном училище.

Педагогическую деятельность Каюма Насыри можно поделить на три этапа.

I этап (1855 – 1870 гг.)

Работа в духовном училище, затем семинарии и академии (этот шаг вызвал возмущение многих мусульман).

Эта деятельность способствовала повышению его профессионального уровня, он в совершенстве знал русский, татарский, арабский, турецкий, джагатайский языки, математику и географию.

В этот же период он является вольным слушателем Казанского университета, а так же упорно изучает историю педагогики, методы воспитания, классно-урочную систему, теорию элементарного образования, начального обучения, знакомится с трудами Толстого, Белинского, Герцена, Добролюбова, Ушинского. В этот период он изучает постановку образования в Европе и в России (в частности, в Казанской губернии) и под влиянием всего этого начинают складываться его педагогические и методические взгляды и появляются первые работы. В 1860 г. он создаёт первое учебное пособие для татар, изучающих русский язык – «Синтаксис», затем книгу для чтения по природоведению – «На досуге» и цикл восточных новел – «40 визирей». В 1867 г. в свет выходит «Татарская хрестоматия», где на русском языке говорилось об азах татарского языка.



Изучив европейскую и русскую педагогику, К.Насыри главную причину отставания татарского образования увидел в конфессиональном характере обучения, схоластическом обучение, формализме и оторванности от жизни.

II этап (1871 – 1876 гг.)

В 1871 году К.Насыри получил разрешение на открытие школы для татар с преподаванием русского языка. Однако религиознонастроенные родители с трудом отпускали своих детей в эту школу. К.Насыри терпеливо, с большим педагогическим тактом убеждал, что в русском государстве каждому человеку необходимо знание русского языка; и для этого татарским детям он предлагал свои услуги и свою школу.

Настойчивость Насыри была поистине героической. К 1876 году он сумел создать современную школу европейского типа со светлым классом, добротными партами, различным учебным оборудованием. Она не уступала существовавшим гимназиям и не шла ни в какое сравнение с татарскими мектебами и медресе. Школа с каждым годом укреплялась материально, рос её авторитет среди населения.

Тем временем между К.Насыри и инспектором по татарским школам в Казанском округе Радловым год от года зрели разногласия по вопросам ведения учебного процесса (инспектор был сторонником немецкой системы воспитания). Этот конфликт закончился тем, что после пяти лет работы в русско-татарской школе Насыри оставил её.

III этап (1876 – 1902 гг.)

В этот период Каюм Насыри активно занимается научной деятельностью, ведёт исследования по педагогическим проблемам, даёт частные уроки, составляет учебники, общается с широким кругом лиц, издаёт большое количество учебников и пособий, более 40 трудов объёмом приблизительно 500 печатных листов.

Стремясь распространить светские знания и полезные ремесла среди своего народа, он написал и издал учебные пособия по арифметике, геометрии, истории, географии, физиологии, основам земледелия, по слесарному делу, кулинарии и т.д.

Но особенно большой вклад он внёс в научную разработку татарского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории. Его по праву считают основоположником татарского языкознания.

Основные педагогические идеи и принципы Каюма Насыри.

В своих работах «Книга о воспитании», «Брошюра о нравственности» он критикует средневековую схоластическую систему обучения в мектебе, медресе, бичует царящих в них дух формализма, догматизма и его оторванности от жизни. Он обосновывает научные основы воспитания, его содержание. Знакомит с приёмами и методикой обучения.

По мнения Насыри целью воспитания является подготовка «настоящего» гуманного, широко образованного человека, любящего свою Родину и уважающего другие народы.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Нормальное физическое развитие – оно является основой нравственного и умственного развития.

2. Духовное развитие (развитие разума, памяти, мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности, познание самого себя).

3. Воспитание воли, характера и нравственных качеств.

К.Насыри были разработаны основные принципы воспитания , на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения. Это:

1. принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;

2. гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;

3. воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;

4. учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;

5. полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;

6. развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;

7. сочетание обучения и физического труда;

8. принципиальность по отношению к воспитуемому;

9. личный пример воспитателя.

В своей воспитательной системе он уделяет большое внимание среде, как фактору, формирующему мировоззрение и взгляды человека. Здоровая среда воспитывает нравственно здоровую личность, а нездоровая – испорченную.

Высокие требования Насыри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и к родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными.

Заслуга К.Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком.

К.Насыри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и её представители обращались к наследию просветителя, как к важнейшему идейному источнику.

Рыбно- Слободский муниципальный район,

МОУ “ Рыбно- Слободская СОШ №2»

Альмиева Альмира 9В класс.

МОУ « Рыбно- Слободская СОШ №2»

Руководитель:Шигапова Альвина Шамсиевна.

Учительница татарского языка илитературы.

Казань 2011.

1. Введение...

2. Каюм Насыри (Жизнь и творчество).

3. Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри..

4. Вклад Каюма Насыри в математическое образование татарского народа.

5. Перечень трудов Каюма Насыри на татарском и русском языках.

6. Заключение

7. Список использованной литерату ры.

8. Приложение.

Для просмотра презентации , нажмите

Введение

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Н асыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения. Энциклопедический склад ума Каюма Насыри во многом определяется традициями его семьи.

Каюм Насыри (Жизнь и творчество)

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми. Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии. Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "ФевакиИелжө лә са фил ә дә бият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору. Вообще,Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры.Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри

|Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Мэжмэгылэхбар» («Сборник вестей») он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Неху китабы» («Синтаксис»), вышедшая в свет в 1860 году. В том же году он издал брошюру «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназ -наченную для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это было первое научно-популярное сочинение, написанное на татарском языке. С него началось и создание татарской детской литературы. Развивая эту деятельность дальше,-" он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний. Так, по математике он написал учебники «Хисаблык» (арифметика, 1873), «Гильме пә ндә сә » (геометрия, 1895), по географии - «Истилахате джаграфия» (терминология географии, 1890), 1, И и III части «Джаграфияи кабир» (большая география, 1894 - 1899).По естественным наукам он написал книгу «Буш вакыт» (I860), по земледелию - «Гильме зирагат» (1892), по ботанике - «Гө лзар в ә чә манзар ягъни ү л ә нлек в ә чә чә клек» (1894), где дает довольно подробные сведения о травах и цветах. Являясь горячим поборником дружбы русского и татарского народов, Каюм Насыри одним из первых ознакомил татарский народ на родном языке с русской историей. Его книга «Зө бә дә те мин тә варихе рус» («Краткая история России», 1890 г.) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служитЗначительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художествен -ной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой. С 1871 года К.Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом. Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания.)Здесь уместно привести высказывание Г.Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли. "Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой-то особой любовью, как драгоценные сокровища», К.Насыри первым выступает с мыслью, что должен существовать понятный народным массами татарский литературный язык, составляет и издает грамматику татарского языка .

Значительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский. В 1872 году Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является известныйученый Ибн-Сина (Авиценна) - философ, юрист и медик, живший в конце X -начале XI столетий (980-1037) в Средней Азии. До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары.Каюм Насыри вес ьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом - мыслителем. К. Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее. Труды К. Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. . Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К.Насыри в математическое образование татарского народа.

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике. По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В 1873 году из-под его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году -«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не подающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» -сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др. Следует отметить, что ч "из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях. (слова: сан, жыю, аеру, бү лю и т.д.)

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики профессор.Н.Ф.Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или ариф- метика) - это татарская книга, изложения не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, притом хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировав- ших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями

на татарском языке-..

1.«Хисаплык» («Учебник по арифметике»). Первое издание, в объеме 52страниц, вышло в 1873 году. Второе, дополненное издание, в объеме 86 страниц вышло в 1897 году. Сам Каюм Насыри так рекомендует его: «Полезная книга для детей по этой науке, изданная на нашем родном языке в России».

2 . «Татарча-русча лө гать» («Татарско-русский словарь») 12 страниц. Издан в 1875 году.

3 . «Кырык бакча» («Сорок садов»). Рассказы, новеллы, басни и анекдоты. 85 страниц. Первое издание вышло в 1880 году. Всего издано 2 раза.

4 . «Абугалисина» («Авиценна»). Фантастическая повесть из жизни и деятельности известного восточного ученого, философа и поэта Авиценны. 116 страниц, первое издание выпущено в 1881 году. Всего издавалась 7 раз.

5 . «Шэжарэ» («Родословная»). О поколении Насыровых. Родословная дана в виде разветвленного дерева. Издана в 1880 году.

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 г.г. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Если суммировать перечисленные выше 44 названия, которые вышли

отдельными книгами, плакатами или статьями в научных журналах, и прибавить к ним 24 календаря журнального характера и формата, издававшихся Каюмом Насыри в течение 27 лет, то получится, что в общей сложности объем печатных произведений К.Насыри, изданных при его жизни, считая только первичные издания их, составляет 375 печатных листов, что равняется 6.000 ст.большого формата.

Кроме того,"имеется очень богатый рукописный фонд К.Насыри, хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

1. А.К.Насыров - «Поверия и обряды казанских татар». «Записки Императорского Русского Географического Общества». VI том. Петербург, 1880 год.

2. А.К.Насыров - «Образцы народной литературы казанских татар» (загадки, пословицы, песни). «Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете», XIII том, выпуск

3 . «Кабуснама» в переводе О.С.Лебедевой, 1886 год.

Заключение

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Оценивая литературную и научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри, следует отметить, что опубликованные Каюмом Насыри народные сказки, пословицы и поговорки, загадки со специфическим оборотом речи могут служить в руках современного педагога прекрасным средством для воспитания своих питомцев:" Для современной молодежи чрезвычайно актуальна его «Книга о воспитании», составленная автором на двух языках: татарском и русском.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Список использованной литературы

1 . Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М. Х. Гайнуллин.

2 . Доклады учащихся школ г.Казани, присланные на I юношеские чтения им. Каюма Насыри.

3 . Журнал «Мэгариф», № 9, 2002.

4 . Материалы музея Каюма Насыри г.Казани.