Книжная графика - художник Е. Монин. Агрессивные дети Игры за партами

КАРИНА ЗУРАБОВА: ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВА (Статья опубликована в журнале "Дошкольное воспитание", 3 номер 2013 г.)

Евгения Монина вспоминают весело. Знакомые, коллеги, друзья-художники. «Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами. Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть, как огня, боялись нашего художника: нрава он был весёлого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его осмеют, немедленно теряет всю свою силу», - это пишет художник Лев Токмаков. «Евгений Монин - волшебник. Он создал свой мир - осенний: зонтики, ветер, дождь, золотые кленовые листья… Мир великанов и чудаков, благородных кавалеров и отважных разбойников, угловатых, тонких, смешных, долговязых, стремительных, - таких, как он сам», - это журналист Юлия Говорова. «Веселая небывальщина сказочного действа становилась у Монина такой убедительной и достоверной, что ее начинали воспринимать как реальность», - это из выступления на выставке. Просмотрев одну проиллюстрированную им книжку, рисунки Монина узнаешь везде. Не потому что он везде одинаковый, а просто - у каждого художника своя «оптика», как сказала дочка художника, и своя манера шутить. У Монина и то и другое настолько оригинально, что его персонажей встречаешь как добрых знакомых и ни с кем не спутаешь.

ШКОЛА

Евгений Монин родился в Харькове, в 1931 году. Рисовал, «как все дети» - карандашом на обоях. Каких-то чудных невиданных им зверей - слонов, носорогов. В Перми, где семья оказалась в эвакуации, Монину встретился хороший человек - профессиональный художник, который учил его рисовать. Выучил хорошо, так что в 1943 году Монин, выдержав изрядный конкурс, поступил в Москве в художественную школу - сейчас она называется «Московский академический художественный лицей», и там учат академическому рисунку как нигде в Москве. В школе он подружился с Вениамином Лосиным - как оказалось, на всю жизнь. Но дальше Лосин поступил в Суриковский институт, а Монин чуть не стал инженером.

Дело в том, что отец его не представлял себе настоящего мужчину без инженерного образования, и бунтовать против него не полагалось. Нашли компромисс - Архитектурный институт. — Как-то я отвечал на какие-то вопросы интервью, - вспоминал Монин, - где меня спросили, кто ваш учитель в области иллюстрации книги, я пришёл в некоторое замешательство, потому что не было у меня учителя. А однажды я спросил у замечательного питерского художника Валентина Ивановича Курдова, не будет ли он возражать, если я его буду называть учителем. Он сказал, что возражать не будет. Это, конечно, шутка. Но я очень любил этого художника, был с ним дружен. Действительно, с творчеством славного художника Курдова рисунки Монина не имеют ничего общего, но надо же кого-то называть учителем, когда спрашивают! Шутка вполне в духе Евгения Григорьевича.

В институте Монин выучился-таки на архитектора, получил диплом «настоящего мужчины» и назначен был прорабом на стройку. Но, конечно, не проработал там ни единого дня. Еще в институте у него вышла первая книжка, она называлась «Паук Ананзе» - это были африканские сказки на украинском языке. Да и вообще он твердо решил рисовать. И пошел работать в «Мурзилку».

Журнал «Мурзилка» недаром попал в Книгу рекордов Гинесса как самое долговечное детское издание - под его обложкой собирались классики детской литературы и самые талантливые молодые авторы и художники. В «Мурзилке» тогда было что-то вроде клуба творческой молодежи, там даже в пинг-понг играли. Работа в журнале - хорошая школа для начинающего… нет, уже начавшего художника. Там, в редакции веселого журнала, Монин встретил Чижикова и Перцова, там же сотрудничал и Лосин. С тех пор они вчетвером дружили и рисовали, вместе оформляли книги: один делал обложку, другой - шрифты и заставки, остальные - иллюстрации… Так получилась книжка «Сказки бабки Куприянихи». Красивая книжка вышла.

Дома, которые построил Монин

Евгений Монин проиллюстрировал больше 200 книг. Награжден множеством дипломов и медалей. Побывал в разных странах. Дружил с хорошими и интересными людьми. Но ничто так не вдохновляло его к творчеству, как хороший текст. Когда по отношению к художнику употребляют слово «литературность», имеют в виду вторичность, скучную умственность, буквальную иллюстрацию мысли. Литературность Монина - это веселый ум художника. Он тонко чувствует стиль, своеобразие литературного материала и воспроизводит его с помощью линии и краски. Иногда придумывая совершенно оригинальный сюжет, с текстом как будто не связанный. Его любимые авторы - внимание! - Ф.Рабле, Б.Шергин, О.Генри, С.Писахов - рассказчики с ярко выраженной, неповторимой интонацией и своеобразным юмором. Рабле мечтал иллюстрировать всю жизнь - да так и не пришлось, а Шергина и Писахова, чудных северных сказителей, оформлял. Больше всего Монин любил сказки иллюстрировать. Братья Гримм, Гауф, русские народные сказки, итальянские, английские, армянские, французские…

Его персонажи отчаянно смешны. Удивленные бородатые мастеровые в жилетках, размышляющие над загадками Д.Хармса. Очень серьезные люди, подпрыгивающие плотной толпой над телегой с лошадью из сказки С.Писахова. Бравый охотник с бакенбардами и в шляпе с перышком, прикинувшийся мертвым в итальянской сказке «Медвежья шкура». Неподвижно стоящая в небе над оранжевыми горами невеста в белом платье - ее несет Птенец из сказки О.Туманяна. Удивительно сделана книжка английских песенок в переводе Маршака - там изображены не только герои стихов - мельник, Шалтай-Балтай или Робин-Бобин, но и рассказчик, забавный такой парень: он подмигивает зрителям, указывает пальцем на что смотреть, удивляется, хохочет… Так художник почувствовал голос автора! А действуют все эти замечательные люди обычно на фоне домов.

Архитектурное образование не прошло даром - Евгений Григорьевич хорошо знал, как устроен дом, будь то избушка, итальянский дворец или старинный особняк в провинциальном русском городке. - Как он рисовал архитектуру в своих книжках!.. - вспоминает Ольга Монина. - Он мог так манипулировать домиками и башнями!.. А еще он очень любил изображать русскую избушку в разрезе, ведь он все понимал, про стропила, про несущие балки, про всё - про всё. Архитектурная доминанта пейзажа отличает почти все иллюстрации Монина, а там, где уж никак нельзя поместить дом, его роль играют деревья: они тоже каким-то образом представляют стену, крышу, комнату, на них, под ними, в них можно спать, прятаться от врагов, прикидываться кукушкой… А как прекрасно и таинственно выглядит на рисунках Монина ночь! В нее надо всматриваться: серо-черные деревья, темная пещерка - и ясная луна, освещающая велосипед и крошечного гномика. Или спящие черно-серые дома, пустынная площадь - и ловкий воришка, ведущий лошадь под пестрой попоной (Итальянские народные сказки «В моих краях»). Или огромное, темное, пушистое дерево, а сквозь его крону светятся окна дома (Я.Аким, «Разноцветные дома»). Но самое любимое - это итальянские дворцы, эпоха Ренессанса. Дома, площади, башни, соборы, замки, крепости… Все это светится манящим розовым или оранжевым, все красиво, причудливо и весело. Но про личные отношения художника Монина с итальянским Возрождением лучше расскажет его дочка, Ольга Евгеньевна.

Разговор с дочерью художника в интерьере

Интерьер, как положено, - кухня. Только художники умеют так организовать пространство, что типовая кухня кажется просторной, удобной и роскошной. Главный герой интерьера - старинный буфет, напоминающий сказочные монинские дворцы. - Фамильный, - говорит про него Ольга Евгеньевна. - Практически родственник. Ольга Монина - художник, иллюстрирует книги и преподает в Полиграфическом институте, который она закончила.

Скажите, а были у Евгения Григорьевича ученики? Он когда-нибудь преподавал?

Нет, он никогда не преподавал. Хотя его звали. Эта мысль его увлекала еще меньше, чем быть прорабом на стройке. Прораб должен командовать, а для папы это невероятно. Между учениками и собой надо ставить какую-то перегородку, чтоб не сели на голову. А я не представляю, как бы папа это делал. Для него сказать неприятное в лицо было бы невозможно - а без этого как же быть? Для папы идеальна была компания друзей. Вот в домах творчества иногда его назначали руководителем группы, и он руководил так удачно, что потом многие вспоминали это время, как самое счастливое в своей жизни.

А дома он осуществлял какое-нибудь руководство?

Нет. Чтобы понять, что он чем-то недоволен, надо было обладать сверхъестественной чуткостью. Ну, например, я как-то сшила себе у портнихи новый пиджак. Он взглянул на него и сказал: «Я, видно, окончательно отстал от моды». Я тогда решила, что пиджак ему просто не очень нравится, а на самом деле на его языке это означало: «Это чудовищно!»

Но, наверное, были какие-то воспитательные моменты?

Воспитательные моменты… Один я помню. Мне было меньше пяти лет, и была какая-то французская книжка про животных, которая была заламинирована, целлофаном покрыта. И этот целлофан немножко отходил, и я помню, какой чудесный звук он издавал, когда я его отрывала! Одну страничку, вторую, третью… Я была за этим застигнута и, видимо, отругана. Ничего не было, ни наказания, ни крика - просто мне сказали, что с книгами так не обращаются, но я это запомнила навеки, это был мой кошмар детства! Книжка эта до сих пор у нас стоит, и у меня до сих пор щемит сердце, когда я ее вижу. То есть главное, в чем состояло воспитание - как обращаться с книгами. Уважение к слову. - Да, а был еще такой случай. Вообще-то я была смирным ребенком, но тут, в 4 года, я каким-то чудом раздобыла папин паспорт и порезала его на мелкие кусочки - «себе и Мише на билетики в кино». Кто был этот Миша и как возникла идея с «билетиками» - я не помню, но помню, что все дико хохотали. И папа хохотал! Вот такая реакция. И, хохоча, он повел меня в милицию, которая находилась в соседнем доме, и там явление рыжего хохочущего человека с растерянной четырехлетней девочкой и свежерастерзанным паспортом тоже всех почему-то развеселило. В общем, никаких проблем не возникло! А вот с книгой - да, это другое дело.

Вы занимаетесь книжной иллюстрацией. Первым учителем был ваш папа?

Буквально - нет. Просто был период, когда я у него все срисовывала. А сам он меня не учил, но, бывало, просто выручал, когда у меня не получался заказ: я еще многого не умела рисовать, впадала в панику и рвала бумажки. Он мне тогда нарисовал какие-то детские мордочки, которые мне не удавались.

Была у Евгения Григорьевича любимая книга среди его работ?

Очень любил итальянские сказки. Он тогда менял творческую манеру - в 78 году у него исчезла черная рисующая линия, рисунок стал более мягким, он тонировал лист гуашью или акварелью и потом протирал кистью сухой. И вот Итальянские сказки была у него одна из самых блистательных книжек этого периода. Он ведь очень любил Италию. Поездки туда были для него совершенным счастьем, ведь его друзья, вроде Карпаччо, Пьеро де ла Франческо - все они его встречали там. Все эти титаны Возрождения были для нас такими же важными и близкими людьми, как члены семьи, и все их общественные проблемы и творческие перипетии были знакомы и понятны, как, скажем, приключения папиного друга Чижикова или Лосина.

Какая книжка, оформленная Евгением Григорьевичем, вошла в вашу жизнь с детства?

Вот книжка Овсея Дриза, я там позировала для мальчика, который съел что-то кислое. А это - Якова Акима, папа с ним дружил всю жизнь, вот эти стихи - «Гуляла девочка в лесу». Эту девочку папа с меня рисовал. И в этой же книжке есть его автопортрет - картинка к стихотворению про художника, вот он, такой рыжий…

А не было у папы книжек, которые он бы и написал и проиллюстрировал? Такие опыты были и у Мая Митурича, и у Сутеева…

Нет. Он писал стихи. Блестящие. Писал часто к случаю - к дням рождения друзей, к каким-то событиям, но это были настоящие стихи, сложные, талантливые. Очень интересные. Я помню выставку в Манеже - первую после его смерти. Там были удивительные картинки, «литературные», смешные, настоящие анекдоты в живописи.

Как они появились?

Папа был хорошим художником и привык быть востребованным. А к началу 90-х вся издательская система стала пробуксовывать, крениться и разваливаться. Причем этот процесс принимал вовсе уж обидные формы. К нам приходили «новые издатели» - какие-то совсем дикие молодые люди, в трусах и в майках, - приходили, что-то смотрели и говорили: «Ммм… это нам не подходит…» Ему было уже лет 60 к этому времени. Издательства рухнули. Книжная работа накрылась. Было от чего впасть в уныние. А он… он стал писать картинки для себя. Перешел с бумаги на холст. И стал сочинять какие-то забавные истории - в этих картинках очень важен и текст, он идет в паре с изображением. Ну, например, на картине на первом плане куртуазный господин, на заднем плане - дама. От господина падает тень. И название «Портрет господина, бросившего тень на даму». Или такие картинки - уже по названиям понятно, что смешные: «Портрет дона Хуана, забывшего слова исполняемой им серенады", "Портрет господина с освещенным кончиком носа", "Грачи улетели". Вот так он и сочинял себе анекдоты, стилизованные под разные эпохи - «Короли», «Малые голландцы», «Нарышкинское барокко», рисовал эти картинки, никому не подцензурные и не подконтрольные, иногда довольно фривольные. Ведь когда они были молодые, они шалили очень весело, эдак по-бурсацки. И вообще, когда всю жизнь занимаешься иллюстрацией, наступает момент утомления и нарабатываются вещи, которые в книгу не влезают. Так папа делал офорты к Шергину, причем с цитатами. Я тогда еще Шергина не читала, но цитаты эти знала с детства наизусть: «Царь с Капитонкой драться снялись, одежонку прирвали, корону под комод закатили». Шергин с этим чудесным чувством юмора ему очень близок был. И еще он расписывал «по Шергину», по его сюжетам, кухонные доски. Серия досок, серия офортов - из этого сложно слепить книжку.

И все это получилось из-за издательского кризиса 90-х годов?

Ну, кризис этот даром не прошел. Ведь когда Детгиз и «Малыш» оказались в руинах - там лежала куча его книжек. Некоторые стали выходить только сейчас. Некоторые не вышли до сих пор. А что-то вообще потерялось. Бесследно исчезли оригиналы Хармса «Тигр на улице». И еще он сделал книжку «Детские стихи Мандельштама», от которой остались только пробы. Книжку не издали, оригиналы исчезли. На вернисаже в детской библиотеке одна молодая художница, ваша дочь, назвала Евгения Григорьевича «титаном Возрождения». Так и сказала: « Я внучка титана Возрождения!»

Как вы думаете, что она имела в виду?

Это надо внучку спросить. Дело в том, что Монин был очень разносторонний - он делал книжные иллюстрации, живописные работы, офорты делал очень здорово, рисовал с натуры пейзажи, стихи писал. То есть понятно, что ему мало было только книжных картинок. Он был Человек Искусства. Искусство - это была его главная жизнь. Пока папа и его друзья все были молоды, веселы, здоровы и прекрасны - была еще их дружба, семья, дети… а потом, позднее, когда пошли болезни и исторические катаклизмы, это была эмиграция - в искусство, к этим, к Джотто, к Брунеллески, к Пьеро де ла Франческо.

Из интервью Евгения Монина:

Очень люблю Возрождение не только раннее, но и позднее. Этим никого не удивишь: все любят. А то, что оно с некоторой иронией преломляется в моём творчестве, так это желание уйти от проблем сегодняшнего дня и спрятаться за эту ширму. Но все же я полагаю, несмотря на пристрастие и любовь к какой-то определённой эпохе, совершенно необходимо, чтобы чувствовалось, что работа сделана художником современным.

Евгений Монин проиллюстрировал свыше 200 книг, 24 из которых отмечены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов искусства книги. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Среднесловацкой картинной галерее, художественных музеях и галереях России. За цикл иллюстраций «Итальянские сказки» художник награжден специальным дипломом «За выдающиеся достижения в иллюстрировании книг» , а за иллюстрации к книге «Английские сказки» ему присуждена серебряная медаль Российской Академии художеств. Персональные выставки Евгения МОНИНА видели в России, Финляндии, Словакии, Швейцарии, Японии и других странах. За участие в выставке русского искусства в Японии заслуженный художник России удостоен был диплома и личного послания губернатора города Токио. Все это свидетельствует, что работы Монина современны не только по каким-то приемам техники, но в первую очередь - по мысли, по ощущению мира: немного странного, тревожного, но в общем весёлого и динамичного, наполненного поэзией, красотой и голосами всех веков мировой культуры.

Открытие выставки Евгения Монина в РГДБ

4 октября в Российской Государственной Детской Библиотеке открылась выставка художника-иллюстратора, народного художника России Евгения Григорьевича Монина (1931-2002). На открытии выступилаи директор библиотеки Галина Кисловская, куратор выставочных проектов РДКБ Анастасия Архипова, писательница Марина Москвина, художники Виктор Чижиков, Анатолий Иткин, Владимир Перцов, Анатолий Елисеев, Вениамин Лосин, дочь художника Ольга Монина и внучка Александра Монина, искусствовед Мария Чегодаева и многие другие.

Народные сказки Италии, Англии, Франции, Армении.

Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Среднесловацкой картинной галерее. Персональные выставки Евгения Монина с успехом проходили как и в России, так и в других странах — в Финляндии, Словакии, Швейцарии, Японии. Более двадцати его книг отмечены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов детской книги. Он неоднократный дипломант квадриеналле малых графических форм в Баньской Быстрице (Словакия), обладатель диплома и личного послания губернатора Токио за участие в выставке российского искусства в Японии. За цикл иллюстраций «Итальянские сказки» Евгений Монин награжден специальным дипломом «За выдающиеся достижения в иллюстрировании книг» , а за иллюстрации к книге «Английские сказки» ему присуждена серебряная медаль Российской Академии художеств.

Мальчиком я рисовал, как все дети. Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы. Стены были белыми, я на них рисовал карандашом. Причем были изрисованы животными, которых я, отродясь, не видел - слонами, носорогами. Помню хорошо своего первого учителя. Это было в эвакуации, в Перми. Я сидел и рисовал, ко мне подошел немолодой, как мне казалось тогда, человек и предложил давать уроки рисования. Он не был учителем рисования. Он был профессиональным художником. И он как бы взял меня в свой круг. И под его началом я весь год усердно рисовал, и я его вспоминаю очень тепло.

Хороший текст сразу становится твоим, как только ты его прочитал, как только ты видишь фразу и понимаешь, что тут ты можешь сделать. И, кроме того, это начинает тебя мучить и отпускает только тогда, когда ты находишь какое-то образное решение. Идеальными для себя я бы посчитал сказки Бориса Шергина, а из зарубежной классики? Я всю жизнь мечтал, да так и не сделал «Гаргантюа и Пантагрюэля». Больше всего я люблю иллюстрировать сказки, и русские, и зарубежные. Это сказки братьев Гримм, Вильгельма Гауфа и нашего русского сказочника Степана Писахова.

Очень люблю Возрождение не только раннее, но и позднее. Этим никого не удивишь: все любят. А то, что оно с некоторой иронией преломляется в моём творчестве, так это желание уйти от проблем сегодняшнего дня и спрятаться за эту ширму. Но все же я полагаю, несмотря на пристрастие и любовь к какой-то определённой эпохе совершенно необходимо, чтобы чувствовалось, что работа сделана художником современным.

Я, пожалуй, баловень судьбы. Причиной всему мое окружение, в которое я попал, мои добрые друзья. Кроме и , это были ешё и , Юрий Молоканов, и многие, многие другие. Мы жили большой дружной семьей. Самая тесная дружба меня связывает с поэтом . Мы были очень дружны с писателем . Как-то я отвечал на какие-то вопросы интервью, где меня спросили, кто ваш учитель в области иллюстрации книги, я пришёл в некоторое замешательство, потому что не было у меня учителя. А однажды я спросил у замечательного питерского художника , не будет ли он возражать, если я его буду называть учителем. Он сказал, что возражать не будет. Это, конечно, шутка. Но я очень любил этого художника, был с ним дружен.

«Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами. Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть, как огня, боялись нашего художника: нрава он был весёлого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его осмеют, немедленно теряет всю свою силу». (с)

«Евгений Монин - волшебник. Он создал свой мир - осенний: зонтики, ветер, дождь, золотые кленовые листья… Мир великанов и чудаков, благородных кавалеров и отважных разбойников, угловатых, тонких, смешных, долговязых, стремительных, - таких, как он сам». (с) Юлия Говорова

Картинки

Название Сказочный садовник
Автор Овсей Дриз
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1975
Издательство Малыш
Название Сказки братьев Гримм
Автор Братья Гримм
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1976
Издательство Малыш
Название Итальянские народные сказки
Автор Итальянский фольклор
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1981
Издательство Детская литература
Название Стойкий оловянный солдатик
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1983
Издательство Малыш
Название Разноцветные дома
Автор Яков Аким
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Плывет кораблик в гости
Автор Юрий Кушак
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1990
Издательство Малыш
Название Удалой портняжка
Авторы братья Гримм
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1978
Издательство Малыш
Название Письмо ко всем детям по одному очень важному делу
Автор Юлиан Тувим
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1979
Издательство Малыш
Название Ёжик и море
Автор Сергей Козлов
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1969
Издательство Малыш
Название Тигр на улице
Автор Даниил Хармс
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1990
Издательство Малыш
Название Колосок
Автор Украинская сказка
Обработка С.Могилевская
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1984
Издательство Малыш
Название Павук Ананзе
Автор Bernard Binlin Dadié
Иллюстратор Евгений Монин
Перевод и обработка В.Пащенко
Год издания 1958
Издательство Дитвидав

Эта книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.

ВСТУПЛЕНИЕ

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей — дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка {большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей — все это осложняет жизнь воспитателя и учителя. Именно поэтому представителям столь древней и почитаемой профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после тяжелого стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. И таким человеком в школе и в детском саду может стать психолог, проводящий индивидуальные консультации и тренинги по отработке определенных навыков у педагогов.

Теперь уже стало обычным явлением, что воспитатели и учителя приходят со своими заботами и проблемами к психологу. Опыт работы в образовательных учреждениях показал нам, что одной из острых проблем стала проблема общения с родителями детей, посещающих детский сад и школу. Причем множество вопросов появляется не только у начинающих специалистов, но и у опытных педагогов. Ведь, к сожалению, далеко не в каждом вузе учат, как поддерживать свой авторитет в общении со взрослыми, как распознать «трудных» в общении родителей, как противостоять манипуляциям с их стороны, как аргументировать свою позицию. Тем не менее это надо знать и уметь, но несмотря на растущий интерес педагогов к психологической науке не всегда хватает времени, чтобы прочитать всю необходимую литературу.


Проблема гиперактивности весьма актуальна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения.

В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей.

В книге описаны игры для детей младшего возраста — до трех лет (некоторые из предлагаемых игр рекомендуются с рождения).

Предлагаемые авторами игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач: развить эмоциональную сферу ребенка, его интеллектуальные способности, выработать у него навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в книге представлены основные теоретические сведения о младшем возрасте — они помогут лучше понять особенности взаимодействия с малышом и ключевые задачи его развития на данном этапе.

Игры для детей от трех до семи лет

Представленные игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач по развитию эмоционально-волевой, физической и познавательной сфер ребенка. Также данные игры позволят ребенку усовершенствовать свои навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Игры на управление гневом. Набор развивающих карточек

Множество игр на управление гневом, которые: научат детей справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями; покажут им способы выражения гнева в приемлемой форме; разовьют у детей коммуникативные навыки и эмпатию; выработают умение контролировать своё тело.

Игры-приветствия для хорошего настроения

Предлагаемые игры, которые можно использовать не только в работе с детьми, но и в подростковых группах и даже на взрослых тренингах, помогут психологу и педагогу в достижении самых разных целей:

зададут оптимистичный конструктивный настрой;
будут стимулировать творческую активность;
обеспечат сплоченность группы и ее слаженную работу;
помогут сформировать навыки социального взаимодействия.

Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители

Книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий.

Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.

Проблемы маленького ребенка

Книга - справочник по возрастным кризисам и другим особенностям развития ребенка раннего возраста (до трех лет). В ней приводятся примерные таблицы норм: что должен уметь ребенок в возрасте от года до трех. Тут же и сборник разнообразных игр для любого возраста, анализ детских рисунков, тексты колыбельных, советы на все случаи жизни.

Особое внимание отводится кризису трех лет. Особенность поведения в этом возрасте: ребенок часто вступает в конфликт с самим собой, «хочу», «уже не хочу» и «опять хочу» мелькают с завидной скоростью. Авторы дают подробное определение кризису и советуют, как справиться с различными ситуациями.

Психологическое консультирование детей и подростков. Фрагмент

Книга «Психологическое консультирование детей и подростков» знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков.

Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно-психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.

Психология переговорного процесса: Электронное учебное

Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с переговорным процессом и психологическими особенностями его различных аспектов.

В учебном пособии раскрывается представление о ситуации, в которой возможны переговоры, функции и виды переговоров, дается представление о динамике переговорного процесса, стратегиях и тактических приемах на переговорах. В пособии представлено описание различных стилей ведения переговоров, которых придерживаются его участники, рассмотрены виды психологического влияния оппонентов друг на друга, а также основные социально-психологические моменты, влияющие на ход переговорного процесса.

Пособие включает следующие разделы: введение в теорию переговоров; структура и динамика переговоров; стратегия и тактические приемы на переговорах; переговоры в ситуации конфликта; опосредованные переговоры; переговоры и продажи; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.

Электронное учебное пособие для дистанционного обучения.

Психология семьи: Электронное учебное пособие

Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с концепциями отечественной и зарубежной психологической науки, рассматривающими семью как многоуровневую и многофункциональную систему.

В учебном пособии дается научное представление о наиболее значимых понятиях в области брака и семьи: установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, формы брака и семьи, состав, функции, жизненный цикл развития семьи, гармоничная и дисгармоничная семья, нормативные и ненормативные кризисы развития семьи и др.

Изложение материала пособия опирается на исследование и анализ роли семьи в формировании личности, супружеских проблем, детско-родительских отношений в семье, динамики семейных отношений, вопросов психологической помощи семье.

Пособие включает следующие разделы: функции, состав семьи и виды семей; жизненный цикл развития семьи; психологические особенности семейных отношений; психологическая помощь семье; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.

1.1 Что такое гиперактивность?

"Гипер..." - (от Греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на... превышение нормы.Словоактивный” пришло в русский язык из латинского. "Activus" означает "действенный, деятельный". Первоначально этот термин в России употребляли только в коммерческом смысле (начало XIXвека).

Авторы психологического словаря относят к внешнимпроявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие отрицательные моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гипер-активности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существует много мнений о причинах возникновений гиперактивности: в одних случаях это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционированияголовногомозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

1.2 Портрет гиперактивного ребенка

Наверное, в каждой группе детского сада встречаютсятакиедети, которым трудно долго сидеть на одном месте, долгомолчать.не суетиться. Они, как правило, создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что многодвигаются, вертятся на месте, суетливы, импульсивны. Зачастуюу гиперактивных детей плохая координация движений, поэтомуони,двигаясь, задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, тем самым создавая конфликтные ситуации чутьнена каждом шагу. Известный американский психолог Вайолет Оклендер так характеризует гиперактивных детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, вероятно, каждому воспитателю знаком нарисованный портрет.

1.3 Диагностика гиперактивного ребенка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Поэтому воспитателю важно знать основные отличия поведенческих факторов одной категории детей от другой. Ниже приведенная аблица поможет в этом.

Таблица 2. Как отличить гиперактивного ребенка от тревожного.

Кроме того, тревожный ребенок социально не разрушителен, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение за детьми, беседы с родителями и сотрудниками детского учреждения (музыкальным работником, психологом, методистом).