Марлен Хуциев: личная жизнь, жена, дети. Марлен Хуциев: На меня писали доносы из зависти Марлен хуциев воевал

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Биография Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили ) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили . Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств , но не прошёл по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья.

В 1944 году началась кинокарьера Хуциева : он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии .

В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко ), который окончил в 1950 году.

Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов , Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов , Сергей Параджанов , Юрий Озеров и Феликс Миронер .

Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители ». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького , а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна » Бориса Барнета , у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию , где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице ». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко , роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников , имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора » (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль – Фёдора -большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина .
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра.

После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича », сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым , тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа .

Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв , она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет ». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной , Андрея Вознесенского , Роберта Рождественского , Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”».

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича » получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина ».

В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм », где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь », Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник » спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши ».

Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок » по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция », где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда » Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран » Центрального телевидения , успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май » – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа ».

В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении.

Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым , Германом Лавровым и Марленом Хуциевым , «И всё-таки я верю... » вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие » – в 1983-м, философская драма «Бесконечность » – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года » был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем , также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа , Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом . Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя », работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР».

Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук , почётный член Российской академии художеств , академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России , президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер ».
19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России , но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней. В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

В 2019 году запланирован выход нового фильма Хуциева - «Невечерняя».

В марте 2019 года был госпитализирован в Боткинскую больницу, в реанимационном отделении которой скончался 19 марта на 94-м году жизни.

Личная жизнь Марлена Хуциева

Хуциев был женат на Ирине Соловьёвой, которая ушла из жизни 5 января 2019 года в одной из больниц Москвы

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице » Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко , курс которого он закончил во ВГИКе .

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен » – образовано от «МАРкс » и ЛЕНин ») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы ».

– В фильме «Застава Ильича » («Мне двадцать лет ») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева , Александр Митта , Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский .

– В телефильме «Был месяц май » одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский .

Фильмография Марлена Хуциева

Режиссёр
Невечерняя (2007-2011)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
И всё-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (ТВ) (1971)
Был месяц май (ТВ) (1970)
Июльский дождь (1966)

Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)
Градостроители (1950)

Сценарист
Невечерняя (2007)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
Июльский дождь (1966)
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1964)
Улица молодости (1958)

Актёр
Карл Маркс: Молодые годы (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
В день праздника (1978); роль: Рамзес
Гори, гори, моя звезда (1969); роль: князь
Интервенция (1968); роль: главнокомандующий
Золотой телёнок (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод в фильм не вошёл)

Марлен Хуциев вошёл в историю отечественного кинематографа ещё в незапамятные советские времена и по сей день остаётся в ней одним из главнейших столпов, на которых держится настоящее искусство. Его картины о войне и быте, несмотря на популярную для тех послевоенных лет тематику, всё же внесли струю свежего воздуха, поскольку поднимали вопросы, до этого редко появляющиеся на экранах. Помимо того, что картины Марлена Хуциева позволяют нам окунуться в тот далёкий и бесследно ушедший мир (а некоторым — поностальгировать за теми временами), они также заставляют зрителей думать и анализировать. Видимо, именно в этом и состоит достоинство его фильмов. Вся личная жизнь Марлена Хуциева неразрывно многие десятилетия была связана с кино.

Сегодня мэтру отечественного кинематографа уже 90, однако он по-прежнему живёт творчеством, а в голове у него — планы и сценарии, требующие реализации. Началась биография Марлена Хуциева в нынешнем Тбилиси. Его родители — коммунист-революционер и актриса. Видимо, именно от матери в режиссёре столько понимания прекрасного, любви к созерцанию и воспроизведению своих впечатлений и раздумий на экране или на сцене. Окончив школу в Тбилиси, будущий режиссёр хотел учиться дальше в местной Академии художеств, но не сумел пройти конкурс. В военные годы из-за проблем со здоровьем Марлену Хуциеву не удалось послужить в армии. В 1944 году в биографии Марлена Хуциева началось кино, которое продолжается в его жизни до сих пор. Первая его должность — ассистент художника комбинированных съёмок, ведь специального образования у режиссёра на тот момент всё ещё не было. Только в следующем году он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. Дипломная работа — короткометражная картина "Градостроители". Самый нашумевший и по сей день один из самых любимых зрителями фильмов Марлена Хуциева — "Весна на Заречной улице" — увидел свет лишь через 6 лет после окончания вуза, в 1956 году. Дальнейшие работы режиссёра также высоко оценены как зрителями, так и профессионалами. Не даром Марлен Хуциев — обладатель множества почётных званий, наград и премий.

Вот уже 37 лет режиссёр занимается преподавательской деятельностью в родном ВГИКе. В различных публикациях, посвящённых Марлену Хуциеву, неоднократно подчёркивается, что вся личная жизнь режиссёра — это кино. Однако это не полностью так. Наиболее характерная черта характера этого человека — это созерцание. Именно этим более всего любит заниматься Марлен Хуциев, прогуливаясь по улочкам родного города или общаясь с друзьями и близкими. В семейной жизни режиссёр проявил верность и преданность, присущие, наверное, лишь представителям искусства этой эпохи, долгие живя в счастливом браке с Ириной Соловьёвой. Свою вторую половинку Марлен Хуциев встретил, ещё будучи студентом ВГИКа, и с тех пор не отпускал. Жена подарила ему сына и наследника Игоря, который продолжает любимое дело отца, став режиссёром. У супругов есть также внучка Нина, которая, впрочем, не пошла по стопам родных, а окончив МГУ, уехала работать в Шанхай. Свой 90-летний юбилей Марлен Хуциев отпраздновал в Пятигорске в кругу родных и близких. К сожалению, почтенный возраст режиссёра иногда напоминает о себе, заставляя болезненно сжиматься сердца всех тех, кто вырос на его картинах.

Картины, снятые Марленом Хуциевым, вошли в копилку лучших произведений отечественного кинематографа, чего стоят только «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Фильмов этого режиссера не так много, и это связано не только с советской цензурой и чиновничьими препонами, но и с тем, что в каждую свою работу режиссер вкладывал душу и оттачивал ее до совершенства.

Так же ответственно он относился и ко всему, что не было связано с его работой. Личная жизнь Марлена Хуциева всегда оставалась за кадром - он не посвящал в ее подробности посторонних.

Со своей супругой он познакомился, когда был студентом, и с тех пор они вместе делили радости и неурядицы, которые преподносила им судьба. Жена Марлена Хуциева Ирина Семеновна Соловьева прожила с ним долгую жизнь. В свое время она входила в состав сценарной редколлегии киностудии им. Горького и работала вместе с мужем.

В семье режиссера не было много детей - Марлен Мартынович и Ирина Семеновна вырастили и воспитали сына Игоря, который пошел по стопам отца и тоже стал режиссером, а его учителями во ВГИКе были Кулиджанов и Ромм. Игорь Марленович за свою карьеру снял один фильм и написал сценарии к шести, а над одной из картин «Невечерняя» работал вместе со своим отцом.

Сценарий фильма родился из пьесы о Чехове и Толстом, которую отец и сын Хуциевы начали писать в середине двухтысячного года.

Работа над этой картиной была начата в 2007 году и продолжается по сей день, а ее выход на экраны планируется в этом году.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого сложилась удачно, счастлив, что и у его сына есть семья, дочь Нина, которая, правда, не захотела продолжить семейную традицию и окончила китайское отделение МГУ, после чего уехала работать в Шанхай.

Творческая биография Марлена Хуциева началась в годы Великой Отечественной войны, воевать на фронтах которой режиссеру не пришлось - по состоянию здоровья его не взяли в армию.

Почти перед самым окончанием войны он пришел работать на киностудию Тбилиси ассистентом режиссера, а в сорок пятом поступил на факультет режиссуры ВГИКа.

После его окончания Марлен Хуциев работал на Центральной киностудии им. Горького помощником режиссера дубляжа, а в пятьдесят пятом году режиссер Барнетт, у которого Хуциев еще в студенческие годы проходил производственную практику, пригласил его в качестве второго режиссера на картину «Ляна».

Свой первый полнометражный фильм, ставший суперпопулярным у советского зрителя, Марлен Мартынович снял совместно с режиссером Миронером.

«Весна на Заречной улице» моментально стала самой любимой картиной миллионов зрителей, не менее успешным стал и второй фильм режиссера - «Два Федора», в котором Хуциев снял никому тогда еще не известного Василия Шукшина, только начинавшего свою актерскую карьеру.

Эти фильмы Хуциев снимал на одесской киностудии, а потом он вновь вернулся в Москву на киностудию им. Горького ассистентом режиссера, где начал долгую и трудную работу над символичным для поколения «шестидесятников» фильмом «Застава Ильича».

В картину вошли кадры поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали тогда еще молодые, а в будущем известные поэты Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский.

Путь фильма на экраны оказался непростым - Хрущев раскритиковал «Заставу Ильича», и поэтому зрители увидели фильм в сильно измененном варианте, после того, как из него были вырезаны многие сцены. Только спустя более двух десятков лет картина вышла в первоначальном варианте, но уже под другим названием - «Мне двадцать лет».

В шестьдесят пятом году Марлен Мартынович перешел на «Мосфильм», режиссером которого он оставался долгие годы. Попробовал свои силы и в качества актера, снявшись в «Золотом теленке» и в «Интервенции», правда, зрители его смогли увидеть только во втором фильме, поскольку из первого сцена с его участием была вырезана.

В картине «Гори, гори моя звезда» режиссер сыграл кавказского князя, который в рядах белогвардейской армии сражался с красноармейцами.

Этого человека знают если не все, то очень многие, особенно те, кто уважает и обожает советские фильмы. Ведь в жизни Марлена Хуциевасамым главным увлечением всегда было кино. Он практически постоянно занят: несмотря на довольно преклонный возраст, он и сейчас много работает. Когда у него выпадает свободное время, Марлен Мартынович, прекрасно зная топографию родного города, любит побродить по улицам. Если коснуться его музыкальных пристрастий, то это русские и грузинские песни как довоенных, так и военных лет, джаз и классическая музыка. Хорошие книги и общение с верными друзьями для него - не просто увлечение, а его настоящая, искренняя жизнь.

Начало жизненного пути

Будущий советский и российский кинорежиссер, классик отечественного кинематографа, актер, сценарист, педагог родился в начале октября 1925 года в одном из самых красивых городов планеты — Тбилиси. Его родителями были Мартын Леванович Хуциев, погибший в годы репрессий в возрасте 37 лет коммунист с порядочным дореволюционным стажем, и актриса Нина Михайловна Утенелишвили.

Его школьные годы прошли в столице, в Москве. Возможно, так бы семья жила и дальше, но в тяжелом 1937-м репрессировали папу, поэтому им с мамой пришлось вернуться в родной город — Тбилиси.

После получения школьного аттестата у юного Марлена Хуциева были попытки поступления в Тбилисскую академию художеств, но, к сожалению, он не прошел конкурс. После начала Великой Отечественной войны паренек очень хотел защищать свою Родину, но по состоянию здоровья его не взяли.

Театральный вуз

Кинокарьера Марлена Хуциева началась в 1944 году, за год до окончания войны. Его взяли на работу на Тбилисскую киностудию. Его карьера началась с должности помощника художника комбинированных съемок. А уже после того, как завершилась одно из самых страшных войн в истории человечества, паренек принял важное решение о поступлении на режиссера во ВГИК. Когда он приехал в Москву, в театральном вузе ему сказали, что уже все студенты зачислены, набора на этот год больше нет. И все же экзаменационная комиссия благосклонно позволила ему сдать вступительные экзамены. В порядке исключения. Так Марлен Хуциев, биография которого свидетельствует, что именно ему принадлежат одни из лучших работ в советском кинематографе, получил неожиданный и счастливый подарок от судьбы.

Его однокурсниками были Сергей Параджанов, Александр Алов, Юрий Озеров... Когда Хуциев готовил дипломную работу, он снял короткометражку «Градостроители».

Первые шаги в самостоятельной жизни

После окончания института в 1950 году Хуциев Марлен Мартынович несколько лет работал помощником режиссера, а спустя всего пять лет его приглашают вторым режиссером для работы в съемках картины Бориса Барнета «Ляна» (именно у него Марлен Мартынович проходил практику, еще будучи студентом).

Наступает 1955 год. Хуциев начинает работать на знаменитой Одесской киностудии в качестве режиссера-постановщика. Он гордится тем, что может вносить свою лепту в огромный мир советского кинематографа.

Первая честная картина

Уже в следующем году он, в тандеме со своим бывшим однокурсником Феликсом Миронером, снимает свою первую полнометражку - «Весна на Заречной улице». Этот фильм отличается от большинства картин того времени неповторимой поэтической интонацией и очень тонкой, аккуратной манерой сопереживания героям. «Весна» была первой картиной о простых рабочих, которую снимали, исключая такие модные в то время вопросы морализации и надуманного пафоса. Ведь именно поэтому более полувека эту картину смотрят зрители абсолютно разного возраста. Многие на ней выросли, многие хотели подражать главным героям. Многие мечтали испытать такое же сильное чувство. И очень важно, что эта лирическая лента любима миллионами.

История трогательных отношений учительницы русского языка и литературы из школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны Левченко и простого сталевара Саши Савченко (их сыграли замечательные актеры Нина Иванова и Николай Рыбников) имела потрясающе оглушительный успех: фильм посмотрели свыше тридцати миллионов зрителей.

О Федорах...

Вышедшая два года спустя драма «Два Федора» сумела закрепить успех первой картины. Фильмография Марлена Хуциева с этого времени пополняется работами, которые составляют Золотой фонд отечественного кинематографа. Новая картина повествует о вернувшемся домой с фронта солдате. Это была одна из первых (а, возможно, и первая) лент о послевоенной жизни. Именно в этом фильме состоялся дебют тогда еще никому не известного Василия Шукшина.

И здесь великий Хуциев не стал идеализировать главного героя, показывая его как самого-самого-самого... Он дал возможность зрителю увидеть его в повседневной жизни, где главенствует и верховодит власть обычных привычек, из-за чего отношения между людьми становятся более простыми и максимально открытыми.

Нельзя забыть тот месяц май

Фильмы, о которых пойдет речь ниже, не просто интересные истории жизни или истории чего-то происходящего. Они заставляют задуматься о бренности жития, о душевых ценностях, о правильности осуществляемого выбора.

Фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» рассказывает о том, что спустя столько лет решены не все вопросы, которая задала когда-то людям война, далеко не на все вопросы найдены ответы. Эта картина была о некоем столкновении двух понятий — Памяти и Забвения. В кинематографе такое было впервые. Да и многое из того, что делал тогда Марлен Мартынович, придумывалось, режиссировалось и снималось впервые. Действительно, он затронул тогда очень важный вопрос, ведь, как бы ни менялась жизнь, ее условия, войну забыть нельзя и невозможно.

Вопросы, на которые нужно искать ответы

Еще одним важным открытием стал фильм «Июльский дождь». Сколько уже прошло лет с момента выхода этой картины? Да целая жизнь! И тем не менее лента не становится старше, напротив, она как бы осовременивается, ведь в ней столько всего предсказано о той жизни, которая продолжается сейчас. Да, фильм достаточно неторопливый, но обществу в нем поставлен конкретный вопрос: «Что же происходит с людьми?» Если очень постараться, можно хотя бы попытаться найти на него ответ.

А после этого была лента «Застава Ильича». Эта работа Хуциева очень аккуратно подняла тогда стандартный молодежный вопрос о том, как жить.

От послесловия до бесконечности: как в кино, так и в жизни

Одним из наиболее горьких и пророческих фильмов Марлена Хуциева стала картина «Послесловие». В нем очень аккуратно и ненавязчиво, но очень сильно, прозвучала тема отчуждения. Благодаря этой картине можно было ненароком заглянуть в будущее. Одну из своих самых интересных, лучших и ярких ролей в ней сыграл Ростислав Плятт.

О «Бесконечности» можно говорить именно бесконечно. В свое время фильм очень долго толковали, разбирали и анализировали. Эта картина стала неким учебником кинорежиссуры, который Хуциев так и не написал. Нить повествования построена очень сложно, она длинная. И вот вдруг, как бы ниоткуда, перед зрителями возникает образ Надежды, который так необходим каждому человеку. Удивительно тонко написан финал. Мудрый мастер делится со зрителями философским взглядом на жизнь, которая, увы, не так длинна, как хотелось бы.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, создавал каждый фильм как отдельную симфонию или кантату. Каждый кадр был очень сложным аккордом, без которого не сложилось бы ни одно музыкальное произведение. В этих аккордах каждый инструмент создавал свою, неповторимую нить мелодии, а все вместе они очень изящно создавали такую необходимую и легко узнаваемую хуциевскую гармонию. Причем в каждой своей работе режиссер одинаково внимательно относился как к главным персонажам, так и к тем, которые появлялись в фильмах на несколько секунд.

Герои его кинопроизведений обычно не находятся в состоянии спокойствия. Они все время ищут себя, свое предназначение. А это дается им не так уж и просто, приводя к некой несозвучности с окружающей их действительностью. И все же мир его картин всегда очень гармоничный, в нем всегда все разложено по своим полочкам и никогда не перемешивается. Здесь все имеет свой смысл и свое значение — будь то небольшая реплика, шумовая или цветовая палитра либо выбранное место действия.

Марлен Хуциев (национальность его - осетин) подарил миллионам зрителей свои киношные открытия, которые, оказавшись органичными и легкими, несколько десятилетий притягивают к экранам поклонников его творчества. А кинокритики и киноведы пытаются найти главный секрет его картин, постоянно их анализируя.

И все же главное заключается в том, что работы Хуциев зритель полюбил. Причем настолько, что многие фильмы пересматриваются по много раз, и постоянно в них можно найти для себя нечто новое. Эти труды абсолютно честно завоевали признание за искренность, внимание к людям, доброту и возможностью задуматься. За то, что режиссер до сих пор старается отстаивать высокие нравственные принципы.

Личная жизнь великого мастера

Действительно одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов современности является Марлен Хуциев. Биография, личная жизнь талантливого человека обычно более всего интересуют обывателя. Зато далеко не всем известно о том, что среди его наград есть ордена, медали и лавровые ветви как признание его труда на протяжении почти семи десятков лет. А ведь это тоже немаловажно.

И все же в заключение - несколько слов о семье этого великого человека. Его супруга Ирина Соловьева — член сценарной редколлегии киностудии им. Горького, окончившая ВГИК. Много лет она проработала на киностудии имени Горького. Сын Марлена Мартыновича Игорь Хуциев получил образование на режиссерском факультете ВГИКа, будучи студентом Льва Кулиджанова и Михаила Ромма. Внучка Ниночка решила избрать иной путь, нежели папа и дед. Она окончила китайское отделение МГУ им. Ломоносова.