Мой личный фотоблог. Памятник жукову на манежной площади Памятник на манежной площади

На встрече Бориса Ельцина с ветеранами по случаю юбилея снятия блокады Ленинграда объявили, что памятник маршалу поставят на напротив Исторического музея.

Автором проекта стал В.М. Клыков. По его мнению, другие места установки памятника стали бы издевательством над памятью героя. Но из-за того, что - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник поставили в 1995 году на , с противоположной стороны музея.

Описание памятника Георгию Жукову может быть кратким: герой изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. Вес монумента - 100 тонн.

Памятник много критиковали. Даже сам скульптор отмечал его неудачное расположение у северной стороны здания Исторического музея - почти всегда в тени. И хотя ночью памятник подсвечивает прожектор, этого недостаточно.

Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего . Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг.

Осенью 2014 года общество памяти Жукова предложило перенести памятник на родину маршала в Калужскую область, а на Манежной площади установить другой памятник Жукову. Но комиссия по монументальному искусству Московской городской думы отклонила этот проект.

С давних времён за Манежной площадью закрепилась слава места, обладающего мистическими силами: многие верили, что оно могло кого-то озолотить, а кого-то разорить. Даже существовал магический ритуал для привлечения богатства, который необходимо было проводить именно на Манежке.


Когда-то на месте современной площади находилось болото, с которым связана легенда о коне Дмитрия Донского. Говорят, какой-то предатель украл у князя его любимого коня и продал его татарам, а те перерезали любимцу горло и бросили в болото прямо под кремлевскими стенами. Однако труп коня не утонул, а остался лежать на поверхности, ежедневно напоминая Донскому о тяжкой утрате.


Некоторое время князь даже избегал выезжать через Воскресенские ворота, лишь бы не видеть своего верного друга. Это жуткое зрелище произвело впечатление и на самого предателя - золото, полученное от татар, он бросил к убитому коню в болото. С тех пор это болото ещё долго звали «Конским местом». Люди верили, что дух коня навсегда поселился в здешних землях. И именно поэтому считается, что Манежная площадь способна приносить как удачу в денежных делах, так и неуспех: конь на Руси служил одновременно и символом богатства, и знаком разорения.




Московской Манежной площади уже более 500 лет - изначально здесь находился торговый квартал, образованный в конце XV века. Запах мяса из знаменитого Охотного ряда распространялся на всю округу. Вдоль ограды Александровского сада в 1996 году было открыто и обустроено спрятанное под землю русло реки Неглинной - сейчас берега декорированы балюстрадами, дно выложено мозаикой, а по берегам установлены скульптуры героев русских сказок работы Зураба Церетели.




Это самое большое водное сооружение на Манежной площади, объем воды составляет 780 кубометров. Состоит оно из двух фонтанов, русла, двух пешеходных мостиков и многочисленных скульптур. Запущено в работу в 1996 году.



Один из символов Манежной площади - её фонтаны. Они появились здесь относительно недавно, в 1997 году, к 850-летию Москвы. Центральный фонтан в композиции называется «Гейзер» - его струи бьют вертикально вверх, подобно настоящему гейзеру. Внутри чаши фонтана установлена скульптурная композиция из четырёх скачущих коней.



Cамый главный фонтан на площади и самый главный фонтан в городе. Почему?
Ответ прост: с 1997-го года, каждый год, 30-го апреля в 17:00 здесь происходит церемония пуска фонтанов - небольшое театрализованное представление, под конец которого появляется Мэр Москвы и со словами: «Фонтаны - включить!» выливает в чашу «Гейзера» воду из специального хрустального рога, а навстречу поднимаются первые струи...Как можно догадаться из названия, струи этого фонтана имитируют природный гейзер, поэтому они не изливаются статично, а падают и резко выстреливают вверх. Скульптура, расположенная в чаше и состоящая из четырёх коней, называется «Времена Года».


Георгий Победоносец

В восточной части площади, за Историческим музеем, расположен памятник Георгию Жукову, установленный здесь в 1995 году, ко дню празднования 50-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне. Георгий Константинович изображён в момент принятия Парада Победы 1945 года. Из-за своего неудобного расположения (прямо у стены высокого здания, с северной его стороны) эту скульптуру прозвали самым нефотогеничным памятником столицы.



На южной стороне площади расположен центральный выставочный зал «Манеж» - место проведения крупнейших выставок Москвы. Изначально это величественное здание с колоннами, сооруженное в 1817 году в честь пятой годовщины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, задумывалось как площадка для проведения смотров и парадов. Но уже с 1831 года Манеж стал использоваться как выставочная площадка.




Фонтан у Большого театра

История его такова: В 1996 году, при реконструкции Театральной площади, перед Большим театром соорудили замечательный фонтан. В народе фонтан у Большого театра, известен под именем Театральный. Фонтан представляет собой три чаши, технически разделенные на два фонтана. В небольшом фонтане находится одна чаша, в другом (центральном) фонтане две чаши. Вместе они создают потрясающую композицию и считаются одним фонтаном Театральным.

Перед входом на Красную площадь, у Воскресенских ворот, располагается нулевой километр. Считается, если встать на нулевой километр, закрыть глаза и бросить через плечо монетку, то желание сбудется. Под Манежной площадью находится крупнейший торговый комплекс столицы - «Охотный ряд». Три подземных этажа отданы под всевозможные магазины и заведения общественного питания. Крыша комплекса украшена куполом, символизирующим половину земного шара. На северном полюсе установлен Георгий Победоносец, убивающий копьем змея.


Часы - фонтан "Часы мира"

Фонтан является главным куполом подземного торгового комплекса "Охотный ряд". Стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается, за сутки он делает полный оборот. Он сам по себе является часами, с довольно затейливым циферблатом. Если разобраться, то можно определить время с точностью до пяти минут в крупных городах мира - отсюда и название фонтана. На куполе фонтана скульптура Георгия Победоносца, покровителя Москвы, автор - З.Церетели.



У экскурсоводов бытует такое мнение, что самый богатый на конные памятники город России - Санкт-Петербург. Несомненно, город, обладающий такими шедевральными монументами, как памятники Петру I возле Инженерного Замка, Медный Всадник на площади Декабристов, Николаю I на Исакиевской площади и Александру III, ныне у Мраморного дворца, да и эталону, конями Клодта на Анничковом мосту, должен занимать лидирующие место в этом рейтинге. Но вот мне, как москвичу, стало интересно, а сколько в Москве "конников".

Для чистоты эксперимента не будем брать всякие декоративные памятники коням, лошадям, каретам, квадригам на триумфальных арках и театрах, жокеям на ипподромах, всем тем персонажам, где лошадь несет чисто декоративный, художественно-смысловой элемент. Мы пройдемся по самой брутальной части, по героям, ну которым без коня, ну никак.

Примечательно, что памятниками, как таковыми на Руси особо не баловались, для поминания и памяти славяне строили храмы и часовни, писали иконы, и этого было достаточно, в отличии от "просвященой" Европы, в которой искусство скульптуры зародилось ещё в глубокой античности и рассвело в Римской Империи. В России же, как повелось, мода на памятники пришла с реформами Петра I, и если Петербург это волна зацепила достаточно сильно, то провинциальная Москва как то спокойно обходилась без неё.

Первые памятники в бывшей-будущей столице стали появляться только в конце XIX века, а конный появился и того позже, во втором десятилетии XX-го (если не считать конную статую Св. Георгия, установленную на куполе Сената в Кремле в 1787 году, но украденную французами в 1812-ом)..

Первым отдельно стоящим конным монументом был памятник Генералу Михаилу Скобелеву

В 1912 году в Москве на Тверской площади (до этого Скобелевской площади) был установлен памятник Скобелеву Михаилу Дмитриевичу. Генерал Скобелев был любимцем армии. Он был прозван «белым генералом» за то, что всегда ходил в бой в белом мундире и на белой лошади, веря, что в белой одежде он никогда не будет убит.

Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Памятник представлял собой гранитный постамент, на котором возвышалась четырехметровая конная статуя генерала, справа была изображена группа русских солдат, защищающих знамя во время одного из среднеазиатских походов. Слева бойцы, идущие в атаку во время русско-турецкой войны за освобождение славян. С обратной стороны к постаменту была прикреплена доска с напутствием Скобелева своим солдатам под Плевной.


1 мая 1918 года памятник генералу был варварски уничтожен по личному указанию Ленина, в соответствии с декретом о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. Все бронзовые фигуры и барельефы и даже фонари, окружавшие памятник, были распилены, разбиты на части и отправлены на переплавку. А вот с гранитным постаментом пришлось повозиться, он не поддавался никаким инструментам, и тогда решено было его взорвать, но полностью постамент удалось разрушить только с пятой попытки. Далее началось безжалостное выкорчевывание имени Скобелева из русской истории. В соответствие с новыми установками марксистско-ленинской идеологии советские историки объявили генерала поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока. Имя Скобелева осталось под запретом даже во время Великой-Отечественной войны, когда из небытия были возвращены имена Суворова и Кутузова. На месте уничтоженного памятника генералу был поставлен гипсовый монумент революционной свободе, который впоследствии заменил Юрий Долгорукий.

В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.

Памятник Князю Юрию Долгорукову

В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной статую, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий - первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы - 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.

Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии - «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей - то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С.М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.

Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.

Памятник фельдмаршалу Кутузову

В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой - реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.

На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Памятник писателю Фадееву

В центре Миусской площади стоит памятник - скульптурный ансамбль - выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).

Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга - "Разгром", ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в "Последнем из Удэге". Подвиг краснодонцев увековечен в романе "Молодая гвардия"- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он "отдал... много крови сердца".

В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции - бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений "Разгром" и "Молодая гвардия".
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.

Слева от центральной статуи - две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица , привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации "Молодая гвардия", боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.

Памятник маршалу Жукову

8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния - скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня - поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.

Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни - за несоответствие реалиям, вторые - за неверные пропорции, третьи - за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным - находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».

Памятник генералу Багратиону

В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.

Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места - отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.

Памятник маршалу Советского Союза и полководцу Георгию Константиновичу Жукову установили 8 мая 1995 года на Манежной площади в Москве, недалеко от Красной площади . Поводом стало празднование в России 50-летнего юбилея победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Фото 1. Памятник маршалу Жукову установили на Манежной площади

перед Историческим музеем, недалеко от входа на Красную площадь

Скульптор запечатлел маршала в один из самых торжественных дней в его жизни - в момент, когда Георгий Константинович принимал Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Всадник будто привстал в стременах и таким образом приветствует боевых товарищей.

Скульптурная композиция выполнена в так называемом стиле соцреализма. Жуков изображен верхом на боевом коне, который своими копытами топчет нацистские штандарты побежденной фашистской Германии.

Скульптура вызывает некие аллюзии с покровителем Москвы - Георгием Победоносцем, образ которого присутствует как на столичном гербе , так и на гербе России.

Общий вес памятника (скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита) составляет порядка 100 тонн.


Из истории памятника Жукову

Памятник великому маршалу задумали установить еще в советское время. Союзное Министерство культуры даже организовало конкурс, победителем которого стал скульптор Виктор Хачатурович Думанян. Предполагаемое место установки - Смоленская площадь. Правда, затем начали прорабатывать идею возведения монумента уже на Манежной площади, но до логического завершения дело так и не довели.

В 1993 году вопрос установки памятника Жукову, теперь уже на Красной площади, вновь подняли, тем более, что приближалась знаменательная дата - 50-летие Победы.

Серьезность намерений подтвердил и тогдашний президент России Ельцин, выступивший перед ветеранами во время торжеств по случаю годовщины снятия Ленинградской блокады и обещавший установить памятник у стен Исторического музея со стороны Красной площади. Под это место его и проектировали скульптор Клыков и московский архитектор Григорьев.

Но, Красная площадь входит в список объектов значимого всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО и перепланировка там запрещена. В связи с этим памятник установили с обратной стороны здания - на Манежной площади.


Несколько слов о сюжете , заложенном в концепцию памятника Жукову.

Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.