Музей королевских ввс малайзии. ВВС Малайзии в боевых действиях на Борнео - bmpd

21 марта в Малайзии на 14-й Международной военно-морской и авиационно-космической выставке LIMA 2017 состоялась мировая премьера выступления пилотажной группы "Русские витязи" на новых истребителях Су-30СМ .

Как рассказал ТАСС ведущий летчик авиагруппы полковник Андрей Алексеев, "Су-30СМ - это великолепный самолет, поэтому в нашей программе на выставке много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности".

Особый интерес к полетам "сушек" на выставке связан с тем, что этот самолет является дальнейшим развитием линейки истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии.

Массовая "тридцатка"

Многоцелевые истребители Су-30СМ в количестве восьми единиц российская авиагруппа получила осенью 2016 года от их производителя - корпорации "Иркут" (входит в ОАК). За короткое время летчики освоили программу показательных полетов, в которую были включены новые элементы. Их выполнение стало возможным благодаря сверхманевренности "тридцатки". На выставке LIMA 2017 полеты выполнила четверка Су-30СМ.

Ранее авиагруппа "Русские витязи", образованная в 1991 году, выступала на одноместных истребителях Су-27 и двухместных Су-27УБ. На этих самолетах пилоты неоднократно демонстрировали свое мастерство на выставке в Малайзии.

"Русские витязи" - первая в мире пилотажная группа, летающая на тяжелых истребителях, которые сохраняют боевые возможности серийных самолетов. Минобороны России закупает Су-30СМ с 2011 года для оснащения Воздушно-космических сил (ВКС) и морской авиации ВМФ РФ. Государственный заказ превысил 110 самолетов, свыше половины которых уже передано в войска.

Согласно оценке российских военных аналитиков, Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России . Военные рассчитывают последовательно наращивать возможности этой машины за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.

С 2015 года Су-30СМ также поставляется Казахстану - ближайшему союзнику России по региональному военно-политическому союзу. "Иркут" также продолжает экспортные поставки истребителей Су-30МК и оказывает индийской корпорации HAL содействие в производстве этих самолетов по лицензии.

Новая тактика

Су-30СМ открывает новые возможности в тактике воздушного боя, заявил ТАСС на летном поле после завершения первого демонстрационного полета четверки "Русских витязей" на LIMA 2017 командующий Военно-воздушными силами (ВВС) - заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Генерал особо отметил выступление на авиасалоне пилотажной группы "Русские витязи" и то, как наглядно были продемонстрированы элементы сверхманевренности самолета.

Иностранные операторы истребителей семейства Су-30 также высоко оценивают данный самолет. Эти машины могут стать важным фактором, объединяющим ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в области военно-технического сотрудничества с Россией, заявил в эксклюзивном интервью ТАСС министр обороны Малайзии Хишамуддин Хусейн.

По его словам, Малайзия может стать стратегической точкой для укрепления сотрудничества России и стран ЮВА.

Министр также высоко оценил развитие российского оборонно-промышленного комплекса.

Стоит отметить, что пилоты Королевских ВВС Малайзии также выполняют на LIMA 2017 показательные полеты на истребителях Су-30МКМ производства корпорации "Иркут".

ВВС Малайзии на требуемом уровне поддерживают боевую готовность истребителей Су-30МКМ, сообщил главком ВВС страны генерал Хедж Эффенди бин Буанг.

Главком малайзийских ВВС сделал это заявление на выставке в связи с тем, что национальная программа по закупке новых истребителей сталкивается с финансовыми трудностями. "ВВС Малайзии в настоящее время формируют оптимальный подход к данной программе", - отметил бин Буанг.

Согласно данным справочника Military Balance 2017 , издаваемого Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS), в составе ВВС Вьетнама имеется 35 истребителей Су-30МК2, в составе Королевских ВВС Малайзии - 18 Су-30МКМ, а в составе ВВС Индонезии - два Су-30МК и девять Су-30МК2.

Николай Новичков, Дмитрий Федюшко

В столице Малайзии г. Куала-Лумпуре находится много туристических достопримечательностей, а таксисты знают маршруты движения с открытыми глазами. Но есть здесь и не менее интересные места, о которых турагентства почему то умалчивают а дорогу приходится переспрашивать по несколько раз.

Когда мы попросили отвезти нас в Музеи Королевских вооруженных сил Малайзии, то таксист сначала доставил пас к зданию Министерства обороны и у офицеров уточнял маршрут. К сожалению, в этот музей мы так и не попали, он в настоящее время закрыт на реконструкцию.

А в музее ВВС мы оказались совершенно случайно. Расстроившись, мы с напарником решили съездить в экзотический парк бабочек. По дороге я случайно увидел указатель MUZIUM TUDM и на английском: RMAF museum. На обратном пути из царства бабочек мы попросили таксиста завернуть в сторону указывающей стрелки.

Музей Королевских ВВС Малайзии находится па окраине столицы на территории когда-то бывшей основной базы военно-воздушных сил. Конечно, по своим размерам и количеству экспонатов он сильно уступает нашему монинскому музею, но здесь можно увидеть то, чего нет, наверное, больше нигде.

Сразу за воротами музея посетителей встречает английский учебно-тренировочный самолет Provost. Название не случайное, в переводе с английского «provost» - это ректор в некоторых английских учебных за ведениях. Вот и эта машина верой и правдой служила для обучения летчиков Королевских малазийских ВВС начиная с 1961 г. в учебно-тренировочной школе, которая располагалась на базе в Куала-Лумпуре (там где сейчас разместился музей). На летной работе в Малайзии Provost прослужил до 1972 г., после чего продолжал «работать» в качестве «педагога» до начала 1980-х гг., только уже на земле. На таких самолетах отрабатывались практические навыки авиамехаников.

По пути на площадку и к ангару, где расположены другие натурные экспонаты музея, можно заглянуть в две крытые галереи, где хранятся документы об истории создания национальных ВВС увидеть макеты всевозможных самолетов второй половины XX пека, независимо от того, были они в Королевских малазийских ВВС или нет. Кроме того, тут представлено различное авиационное и наземное оборудование начала 1950-х и. На стенах одной из галерей написаны фамилии командиров всех авиаэскадрилий Королевских малазийских ВВС с момента их формирования и по настоящее время. С учетом того что посетителей в музее немного (не сравнить с толпой зевак в KLCC, как называют местный торговый центр, расположенный в основании двух знаменитых башен-близнецов), можно не спеша изучить любые экспонаты Тем более что в галереях работает кондиционер.

На стоянках п в ангаре музея имеется полтора десятка различных летательных аппаратов в окраске национальных ВВС.

Один из интересных образцов, представленных в музее, - пассажирский Twin Pioneer, бортовой помер FM1001. Он стал первым самолетом, приобретенным правительством Малайзии в начале 1958 г. с намерением создать Королевские ВВС. Самолет прибыл в Малайзию 17 апреля 1958 г. и был официально получен тогдашним министром обороны страны Тупом Абдулом Разаком. Через неделю премьер-министр Тапку Абдул Рахман Путра Ал-Хадж дал самолету официальное название «Раджа Уоли» в честь орла, который был обнаружен в этой стране.

Пассажирский Twin Pioneer «Раджа Уоли» - первый самолет ВВС Малайзии.

Особенность самолетов типа Twin Pioneer заключалась в том, что они могли взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах длиной всего 300 ярдов. Такие аппараты закупались для перевозки VIP-персон и высоких правительственных должностных лиц. Это делалось в соответствии с концепцией, согласно которой Королевские малайзийские ВВС не являлись боевыми.

«Раджа Уоли» прослужил в Королевских малазийских воздушных силах 10 лет (1958–1967) и при этом налетал более 2500 ч. и совершил не менее 5300 посадок. В последние годы службы этот самолет экипажи 1-й эскадрильи Королевских малазийских ВВС сентиментально называли «верным стариком». А в музее эта машина оказалась в ноябре 1974 г.

В составе ВВС Малайзии были еще и самолеты Single Pioneer, но о них чуть ниже.

На открытой площадке находятся еще несколько интересных образцов, которые мне, к сожалению, не удалось идентифицировать, и никаких пояснительных надписей возле них не было.

Это двухмоторная летающая лодка, двухмоторный транспортный самолет и четырехмоторный пассажирский самолет. В транспортник можно зайти и осмотреть оборудование его пилотской кабины и грузовой кабины. Надо заметить, что внутри самолеты менее ухожены, чем снаружи. Это относится ко всем экспонатам куала-лумпурского авиамузея.

Чуть в стороне налетном поле стоят знаменитые реактивные истребитель «Сейбр» и палубный штурмовик А-4 «Скайхок». Точно такие же самолеты можно увидеть и в ангаре музея. Кроме них там демонстрируемся еще парочка вертолетов конца 1950 - начала 1960-х гг. Одни из них - английский «Уосп». Такие вертолеты применялись англичанами во время конфликта в районе Фолклендских островов.

Истребитель F-86 «Сейбр» австралийской сборки.

Легкий санитарный самолет Single Pioneer.

В этом же ангаре стоит британский Harvard с опознавательными знаками Британских королевских ВВС. Эти машины в конце 1940 - начале 1950-х гг. использовались британскими ВВС для борьбы с коммунистами в джунглях Малайзии. Позже четыре таких самолета были переданы для обучения местных летчиков. С самолета Harvard связана и первая жертва малазийских ВВС. На таком самолете в ноябре 1950 г. погиб первый малазийский пилот Аллан Леонг. демонстрируемый экземпляр в 1993 г. был выменен в США на канадский CL-4IG Tebuan, которые имелись в ВВС Малайзии. В музее самолет экспонируется с 1994 г.

Канадский реактивный учебно-тренировочный CL-41G Tebuan здесь тоже имеется. Королевские малазийские ВВС в 1966 г. заказали 20 таких самолетов, их поставка в страну началась в следующем году. Из CL-41С были сформированы 6-я и 9-я эскадрильи Королевских малазийских ВВС, базировавшиеся в Куантане. Там самолеты несли службу до июня 1986 гю и задействовались для подготовки летчиков начиная от первых полетов до обучения тактике боя, в том числе и с использованием вооружения, что являлось последним этапом подготовки к переходу на самолет СF-5 (вариант американского истребителя F 5 Freedom Fiqhter). А вот самого CF-5 в музее пока нет. Наверное, еще летает.

За CL-41G расположился и уже упомянутый Single Pioneer. Этот маленький самолетик создан той же шотландской компанией, что и Twin Pioneer. только немного раньше. С августа 1953 г. такие самолеты из состава британских ВВС действовали над джунглями Малайзии, а его уникальность состоит в том, что он мог взлететь с площадки длиной всего 75 ярдов, а приземлиться на полосу длиной в 66 ярдов Первый Single Pioneer на службу в малазийские ВВС поступил в самом конце 1958 г. Эти самолеты использовались для перевозки раненых и больных, для чего два задних сиденья снимались, а на их места ставились носилки. В Королевских малазийских ВВС Single Pioneer «трудились» до 1967 г.

Конечно, нельзя не упомянуть истребитель F-86A «Сейбр». Самолеты этого типа являлись основными противниками для наших летчиков в небе Кореи в начале 1950-х гг. Там наши пилоты разглядывали их через перекрестия прицелов, а в музее в Куала-Лумпуре «Сейбр» можно осмотреть спокойно, даже исследовать то, что у него внутри в ангаре стоит самолет со снятой обшивкой.

Представленные в Малайзии F-86 не американской сборки. Они были выпущены в Австралии по лицензии. Десять самолетов были переданы в Малайзию в 1969 г. с австралийской базы ВВС в Баттеруэрте. «Сейбрами» в Малайзии укомплектовали 11 эскадрилий, где самолеты несли службу до 1975 г.

И еще об одном необычном экспонате музея ВВС. Под навесом стоит старенький британский бронеавтомобиль Ferret, никаких надписей рядом с ним нет, пояснений, как и зачем он оказался в музее ВВС, тоже. Мне вспомнилась одна любопытная деталь. В авиамузее в Кургане (см. «ТиВ» № 11/2005 г.) под крылом Ил-14 стоит 76-мм пушка Зис-3. Может, для охраны?

Так что, уважаемые читатели, если вас судьба занесем в далекую Малайзию в ее столицу, выделите час времени и заверите в MUZIUM TUDM, не пожалеете, тем более что вход бесплатный.

Учебно-тренировочный самолет Canadair CL-41G Tebuan.

Морской вертолет WASP.

Легкий пассажирский самолет de Havilland Dove.

Амфибия Grumman HU-16 Albatross.

Штурмовик McDonnell Douglas A-4PTM Skyhawk.

Военно-транспортный самолет De Havilland Canada DHC-4 Caribou.

На малайзийском острове Лангкави 21 марта открывается авиасалон LIMA 2017. Об одной истории, связанной с малайзийским следом в российской торговле оружием, попросила рассказать заместителя директора .

Открытие 14-й Международной выставки авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2017 - хороший повод вспомнить об особой роли Малайзии в постсоветской истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами и о том значении, которое имели немногочисленные контракты с этой страной. По сравнению с Индией и Китаем Малайзия закупила немного российской техники, но ценность малайзийских контрактов в другом: именно на этом рынке Россия нанесла поражение США, которые были и остаются мировым лидером по экспорту вооружений.

На рубеже столетий Малайзия занимала специфическое место на рынке вооружений стран Юго-Восточной Азии. В период правления одного из самых замечательных азиатских лидеров конца ХХ века Мохаммада Махатхира страна совершила феноменальный рывок в своем социально-экономическом развитии и стала одним из ярких «азиатских тигров».

Экономические успехи создали солидную базу для проведения амбициозной и во многом уникальной военно-технической политики. Ее отличительной особенностью стала демонстративная диверсификация оборонного импорта: Малайзия стала одним из немногих действительно открытых и конкурентных рынков продукции военного назначения.

Рынок вооружений работает иначе, чем рынок гражданской продукции. В первом случае огромное, часто решающее значение имеет политический фактор, который проявляется по-разному. Это может быть зависимость от гарантий безопасности со стороны страны-экспортера вооружений (как в случае с нефтяными монархиями Персидского залива), языковая и цивилизационная близость (как у США и Великобритании) или принадлежность к одному военно-политическому союзу (как среди членов ).

Именно в силу политического фактора прямые столкновения России и США на рынке вооружений, вопреки распространенному мнению, случаются нечасто. Покупатели российской и американской продукции военного назначения обычно не пересекались, хотя в последнее время ситуация меняется, и США все активнее проникают на традиционные российские рынки. Тем не менее эпизоды прямой конкуренции российских и американских предложений бывали, и случались они именно на открытых рынках. Например, недавно США одержали верх на проводившихся в Индии конкурсах на закупку боевых и тяжелых транспортных вертолетов.

В Малайзии исход борьбы дважды за десять лет решался прямо противоположным образом, причем в обоих случая речь шла об истребителях, которые считаются одним из самых чувствительных с военно-политической точки зрения товаров.

Первого успеха Москва добилась в 1994 году, когда королевские малайзийские ВВС решили разделить заказ новых истребителей между Россией и США. Законтрактовав восемь американских F-18D Hornet, малайзийцы приобрели и 18 российских МиГ-29N. Решение о закупке российских истребителей было принято несмотря на ожесточенное противодействие США, которые задействовали весь арсенал своих дипломатических, разведывательных и лоббистских усилий. Весьма вероятно, что именно этот беспардонный прессинг стал одной из причин пророссийского выбора. Купив русские самолеты, Малайзия продемонстрировала многовекторность внешнеполитической ориентации и приверженность национальному суверенитету, а также доказала способность принимать независимые политические решения.

А вот победу истребителей Су-30МКМ десятилетие спустя определили техническое совершенство этого ультрасовременного на тот момент боевого авиационного комплекса и маркетинговая активность российских экспортеров. В августе 2003 года Россия и Малайзия подписали контракт на 18 Су-30МКМ на сумму более 900 миллионов долларов с поставкой в 2007-2009 годах. При этом российский истребитель в ожесточенной трехлетней борьбе одержал победу над очень сильным и опасным соперником - американским многоцелевым истребителем F-18F Super Hornet.

Триумф Су-30МКМ до сих пор остается уникальным эпизодом в истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. На рынке боевых самолетов это единственный случай чистой победы российского предложения над американским. В техническом отношении решающий вклад в успех Су-30МКМ внесло сочетание нескольких элементов:
* мощнейший радар с фазированной антенной решеткой;
* двигатель с управляемым вектором тяги, благодаря которому самолеты Су-30МКИ/МКМ стали первыми в мире серийными сверхманевренными истребителями;
* уникальное сочетание большого радиуса действия и значительной боевой нагрузки.

В борьбе за этот важный контракт россияне применили новаторские для того времени маркетинговые технологии. Авиационный комплекс подвергся серьезной кастомизации - то есть адаптации под индивидуальные требования заказчика. Системы израильского производства, поставка которых в мусульманскую страну была невозможна, заменили российским и французским оборудованием. Например, вместо израильского подвесного контейнера целеуказания Litening, который несет Су-30МКИ, на Су-30МКМ был интегрирован французский Damocles. В целом доля российского оборудования на малайзийской версии по сравнению с индийским вариантом Су-30МКИ выросла.

Интересно, что Малайзия выбирает в основном двухместные истребители. В длительных боевых миссиях, особенно над безориентирной местностью, два члена экипажа лучше решают задачи, чем один. Подтверждает этот тезис выбор еще одного самолета этого семейства - Су-30СМ - в качестве единственного нового истребителя наземного базирования для авиации ВМФ России.

Важную роль в продвижении Су-30МКМ в Малайзию сыграл факт налаженного серийного производства этой машины, причем не только в России, но и в Индии. В 2003 году никто не мог предположить, какой успех ожидает семейство Су-30МКИ, никто не знал, что суммарный заказ на эти машины превысит 470 единиц и выпуск будет продолжаться еще более 15 лет. Но уже тогда ВВС Индии начинали эксплуатацию Су-30МКИ товарной партии, заказанной в 1996 году, а на заводах корпорации HAL начиналась подготовка к производству 140 этих истребителей в соответствии с лицензионным контрактом, подписанным в декабре 2000 года.

Наличие двух линий сборки по определению повышает устойчивость послепродажного обслуживания, к тому же у Малайзии с Индией вполне дружественные отношения. Альтернативный России источник запасных частей стал дополнительным фактором в пользу выбора Су-30МКМ.

Победа Су-30МКМ закрепила российские позиции на малайзийском рынке боевой авиации и продемонстрировала, что у России есть предложение не просто конкурентоспособное, но и превосходящее прямой американский аналог. В дальнейшем именно малайзийский вариант Су-30МКМ стал базой для создания наиболее современной модификации истребителей этого семейства - машины с индексом Су-30СМ, который сейчас массово закупается ВКС и морской авиацией ВМФ России, а также поставляется Силам воздушной обороны Казахстана.

Высокие качества истребителя Су-30МКМ неоднократно демонстрировались малайзийскими летчиками в ходе учений, в том числе международных. Самолеты заслужили самую высокую оценку наблюдателей, включая весьма профессиональных и пристрастных.

Так, в апреле 2012 года оснащенные радаром с АФАР модернизированные истребители F-15C из состава 18-го авиакрыла ВВС США в течение двух недель проводили совместные маневры с различными малайзийским истребителями. По итогам тренировок командир 18-го авиакрыла ВВС США генерал Мэтт Моллой оценил возможности Су-30МКМ так: «В полете они показали потрясающую маневренность при выполнении основных боевых маневров (

В настоящее время ВВС Индии завершают выработку технических требований к модернизации парка своих Су-30МКИ. По всей видимости, самолеты получат более мощный двигатель АЛ-41Ф1 и новое бортовое оборудование. Поэтапной модернизации также подвергнется радар «Барс», который в перспективе получит активную фазированную антенную решетку.

Радикальное повышение мощи Су-30МКМ может быть обеспечено также благодаря интеграции авиационного варианта российско-индийской ракеты BrahMos, испытания которой вышли на заключительный этап. Сочетание платформы Су-30МКМ и этой дальнобойной сверхзвуковой ракеты придаст ВВС Малайзии качественно новый потенциал, причем не только противокорабельный, но и в части совершенно новых возможностей поражения критически важных наземных целей. Проведение этих мероприятий позволит приблизить эффективность истребителей к уровню самолетов пятого поколения.

) и в вопросах отражения внешней агрессии ее руководство традиционно ориентируется на сотрудничество с США, Великобританией и другими государствами Британского содружества наций, основу национальной военной доктрины составляют концепции «всеобщей обороны» и «опоры на собственные силы» .

На развитие и структуру малайзийского военного ведомства оказывали влияние необходимость борьбы с повстанческим движением внутри страны, обострение военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии в результате войны в Индокитае и наличие в регионе неурегулированных территориальных конфликтов.

Являясь одним из трех видов вооруженных сил , ВВС отличаются наиболее высоким уровнем технической оснащенности, боеготовности и профессиональной подготовкой личного состава. Они были созданы для ведения эффективной борьбы с политическими противниками существующего в стране режима и необходимостью обеспечения ее территориальной целостности в связи с обретением в конце 50-х годов независимости (ранее была колонией Великобритании). Размеры страны, трудности наземных коммуникаций, связанные с наличием тропических джунглей и преобладанием горного рельефа местности, большие морские пространства, разделяющие восточную и западную части малайзийской территории, а также регулярно происходившие (с начала 60-х до конца 80-х годов) нападения повстанцев в прилегающих с районах являлись теми факторами, которые повлияли на развитие и формирование структуры военно-воздушных сил Малайзии.

Имевшие на момент создания (2 июня 1958 года) в своем составе 14 военнослужащих и один самолет, они за годы своего существования ликвидировали отставание по уровню боеспособности от ВВС других государств юго-восточной Азии (насчитывают в настоящее время около 13 тыс. человек, примерно 200 самолетов ) и являются наиболее динамично развивающимися в данном регионе. В соответствии с положениями по боевому применению им определены в качестве первоочередных следующие задачи: прикрытие основных административных и промышленных центров, а также военных объектов от ударов с воздуха, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, патрулирование прилегающих акваторий морей и проливных зон, ведение воздушной разведки, транспортные перевозки личного состава и техники. Кроме того, на них возложены функции по оказанию содействия властям в борьбе с противниками существующего режима внутри страны, ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в реализации государственных программ социально-экономического развития.

Организационная структура. В настоящее время функционирование ВВС Малайзии обеспечивает объединенная и взаимосвязанная структура управления, предусматривающая их всестороннее развитие и наращивание боевых возможностей. Она базируется на концепциях центрального планирования и управления, а также децентрализованного выполнения поставленных задач. Структура управления дает возможность всем частям и подразделениям малайзийских ВВС действовать в соответствии с единым замыслом в качестве автономных и независимых боевых единиц, в составе которых имеются все необходимые элементы тылового обеспечения повседневной деятельности. Штаб ВВС Малайзии находится в центре этой организационной структуры и является составной частью объединенного штаба вооруженных сил страны, расположенного в столице г. Куала-Лумпур.

Штаб ВВС организационно состоит из двух основных управлений: планирования и развития, оперативное. Первое отвечает за перспективное планирование развития этого вида ВС, определение направлений военно-научных исследований, а также за создание программ совершенствования отдельных элементов национальных военно-воздушных сил. Второе занимается разработкой доктрин, вариантов мобилизационного развертывания, планов действий в случае непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, активизация повстанческого движения и т. д.), проведение учений, а также контроль за повседневной боевой подготовкой подчиненных частей и подразделений. Общее руководство этим видом вооруженных сил возложено на командующего, заместитель которого одновременно является начальником штаба ВВС.

С 1996 года в основу деятельности военно-воздушных сил Малайзии положена доктрина, получившая наименование «Назад к основам» (Back To Basics). Она была разработана с целью повышения качества выполнения личным составом своих функциональных обязанностей при жестком соблюдении требований руководящих документов и наставлений. По мнению руководства этого военного ведомства, реализация доктрины позволит обеспечить возможность постоянного развития национальных ВВС и приведение их в соответствие со всеми предъявляемыми к ним требованиями.

В состав военно-воздушных сил Малайзии входят четыре авиационные дивизии (ад), командиры которых несут ответственность за подготовку и боеготовность подчиненных частей и подразделений.

На руководство 1 ад возложено решение задач ПВО страны и завоевания превосходства в воздухе.

2 ад осуществляет воздушно-транспортные перевозки ВВС. 3 ад - тыловое обеспечение подразделений ВВС, включая функционирование наземного оборудования и распределение расходных материалов.

На 4 ад возложена функция развертывания передовых командных пунктов, предназначенных для руководства проведением специальных операций подразделениями ВВС. Ее командование несет также ответственность за ведение воздушной разведки в провинциях Сабах и Саравак.

По данным иностранной печати, в боевом составе ВВС Малайзии находятся ряд частей и подразделений (см. таблицу).

Аэродромная сеть. На территории страны имеется около 115 аэродромов, из них 32 - с искусственной ВПП, 83 грунтовых; в том числе 80 с длиной ВПП около 900 м. Для базирования подразделения военно-воздушных сил Малайзии используют десять авиабаз. При необходимости самолеты национальных ВВС могут выполнять полетные задания, применяя в качестве оперативных аэродромов наиболее крупные аэропорты страны, где созданы необходимые запасы материальных средств и есть оборудование для их полноценной эксплуатации. В Малайзии имеются восемь аэродромов с взлетно-посадочной полосой длиной 2 400 - 3 700 м.

Подготовка личного состава. По оценке зарубежных экспертов, летный состав малайзийских ВВС имеет достаточно высокий уровень подготовки. При разработке методики обучения широко используется опыт военных ведомств как ведущих западных стран, в первую очередь США и Великобритании, так и государств - членов блока АНЗЮК. Подготовка летного состава ведется в летной школе. Она была открыта на авиабазе Сунгей Беси в декабре 1958 года, в апреле 1964-го передислоцирована на авиабазу Алор-Сетар. Первоначальное обучение курсантов навыкам пилотирования осуществляется на самолетах РС-7А. Затем их подготовка продолжается на учебно-боевых самолетах «Хок» Mk108. По окончании школы курсантам присваивается первичное офицерское звание и квалификация летчика. Дальнейшее совершенствование их летной подготовки проходит в боевых частях национальных ВВС, а также в учебных центрах Австралии, США и Великобритании.

Подготовка личного состава ВВС наземных специальностей осуществляется в основном в школе технической подготовки, открытой в г. Куала-Лумпур в августе 1963 года, и частично в учебных заведениях сухопутных войск. Боевая подготовка частей и подразделений ВВС организуется в соответствии с национальными планами и в рамках блока АНЗЮК. Она направлена на повышение боеспособности и боеготовности всех формирований национальных военно-воздушных сил. Учитывая возможные варианты ведения боевых действий, они в мирное время решают учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого на территории страны оборудованы специальные полигоны и учебные центры.

Подразделения истребителей-штурмовиков F/A-18D, а также штурмовиков «Хок» Mk208 отрабатывают способы нанесения ударов по различным наземным и морским объектам с использованием как обычных авиационных бомб, так и управляемого оружия.

Большое внимание уделяется обучению приемам преодоления системы ПВО противника.

Эскадрильи истребителей МиГ-29, F-5E и F являются основными активными средствами ПВО. Они готовятся к прикрытию административных и экономических центров, а также военных объектов путем перехвата самолетов противника на максимальных дальностях до рубежа применения ими оружия класса «воздух - земля».

Подготовка в военно-транспортной авиации направлена на отработку задач по переброске личного состава, оружия, военной техники и средств МТО, выброске воздушных десантов. При этом предусматриваются действия в интересах как собственных вооруженных сил, так и союзников.

Полковник А. Алексеев

На известном ресурсе "AEX.ru " был опубликован интересный материал Владимира Карнозова об участии ВВС Малайзии в уничтожении вооруженной банды т.н. "армии Сулу".

В начале прошлого месяца Королевские Военно-воздушные силы Малайзии (КВВСМ, местное название Tentera Udara DiRaja Malaysia, сокращенно TUDM, международное - Royal Malaysian Air Force, RMAF) приняли участие в операции по уничтожению вооруженной банды так называемой «армии Сулу». Утром 5 марта восемь реактивных машин - три истребителя-бомбардировщика американского производства F/A-18D Hornet и пять штурмовиков Hawk Mk.208 выпуска английской фирмы BAE Systems - сбросили бомбы на контролируемые разбойниками земли в северо-восточной части острова Борнео. До этого боевые самолеты RMAF последний раз применялись в ходе операции Ops Selamat Sawadee в 1978-1980 гг.

В мартовской операции приняли участие и другие типы летательных аппаратов RMAF. Среди вертолетов больше всего потрудились средние Sikorsky S61A-4 Nuri (в частности, такие машины стоят на вооружении 5 и 7 эскадрилий Второй Дивизии RMAF, размещенных на базах Kuching и Labuan в провинциях Sarawak и Sabah соответственно), военно-транспортных самолетов - Lockheed С130H Hercules (14 эскадрилья, Labuan). Блокаду восточной части острова Борнео осуществляли патрульные корабли Сил Береговой Охраны и ВМС. Со стороны других родов вооруженных сил Малайзии привлекались самолеты-амфибии Bombardier CL-415, вертолеты AgustaWestland AW109 и Eurocopter Fennec. Кроме того, для переброски войск использовались авиалайнеры семейства Airbus A320, принадлежащие авиакомпании Air Asia. Сухопутные войска применяли 81-мм минометы и колесные бронемашины ACV300 Adnan колесной формулы 4x4, оснащенные стабилизаторами и вычислителями для точного огня, оптическими и инфракрасными прицелами. Вышеперечисленные типы военной техники «засветились» в официальных сообщениях правительственных структур, в ходе пресс-конференций и фоторепортажах с мест событий.

Силам правопорядка противостояло до 300 вооруженных боевиков народности Tausug (Suluks) исповедующих ислам - они относятся к этнической группе Filipinos общей численностью свыше трех миллионов, из которых 800 тысяч живут в малазийской провинции Sabah.

Разбойники были вооружены автоматическими винтовками M16, G1 и FAL, пулеметами и гранатометами. В ходе операции по их уничтожению убито порядка шестидесяти и взято в плен около восьмидесяти. Правительственные части потеряли десять убитыми и шестнадцать ранеными.

Первопричиной конфликта стало требование проживающего на Филиппинах некого самозванца Jamalul Kiram III в возрасте 74 лет, который считает себя наследником трона султаната Сулу существовавшего в 17 веке, на восстановление контроля над «своими» землями в северной части острова Борнео. Он послал на остров брата Agbimuddin Kiram, предварительно назвав оного «своим наследником и коронованным принцем».

Bombardier CL-415

В начале февраля вместе с сотнями вооруженных последователей, «принц» приплыл с принадлежащих Филиппинам островов Simunul, Tawi-Tawi и занял деревню Tanduo, что находится в Округе Lahad Datu провинции Sabah королевства Малайзия. В ответ полицейские перекрыли все дороги в деревню, проходящие через джунгли и пальмовые плантации, таким образом организовав сухопутную блокаду. Со стороны моря разбойников блокировали корабли Береговой Охраны и ВМС.

Блокированные на участке в десять квадратных километров вооруженные филиппинцы стали именовать себя не иначе как "королевские силы порядка Султаната Сулу и Серверного Борнео”. Они установили собственные правила поведения в Tanduo и попытались распространить их на соседние населенные пункты. В первую неделю марта между ними и полицейскими произошла перестрелка, с обеих сторон появились убитые и раненные. Стычки произошли в нескольких местах у населенных пунктов Kunak, Kampung, Semporna.

F/A-18D Hornet

Движимые местью за убитых сотоварищей, разбойники организовали рейды на полицейские участки. Это подтолкнуло премьер-министра Малайзии прекратить переговоры о мирном разрешении конфликта и отдать силовикам приказ уничтожить лагерь сторонников Agbimuddin Kiram. В своем обращении от 5 марта Dato" Sri Haji Mohammad Najib bin Tun Haji Abdul Razak сказал: «Мы начали с налетов боевых самолетов RMAF, продолжили обстрел из минометов и, в то время когда я говорю эти слова, армия и полиция, вместе с другими силами правопорядка, предпринимают действия с целью ареста и уничтожения членов группы, которая нарушила суверенные права нашей нации». Операция получила название Ops Daulat.

Поскольку в зоне боевых действий в основном проживают люди, ассоциирующими себя с уроженцами южной части филиппинских островов, и многие сочувствуют бандитам, полиция стала заниматься не только уничтожением вооруженных бойцов «армии Сулу», но и «фильтрованием» местности, арестовывая лиц без документов. Кульминацией боевых действий стало занятие деревни Tanduo 11 марта, после недели обстрелов и бомбежек (кроме точечных ударов, проводились и «ковровые», с целью заставить уцелевших боевиков выйти из джунглей на открытую местность). Силам Береговой Охраны удалось пресечь переправу на Борнео подкреплений (а султан Сулу имеет многие тысячи сторонников на Филиппинах), что, собственно, и определило исход сражения.

Со стороны центрального правительства для участия в конфликте привлекались несколько тысяч военнослужащих Сухопутных войск. Их присутствие в северо-восточной части острова Борнео в основном требовалось для блокады и на случай проникновения на северо-восток острова Борнео дополнительных групп вооруженных филиппинцев, присоединения к ним части местного населения) и порядка четырех сотен полицейских спецназовцев. Между тем, главари несуществующего султаната Сулу, спокойно живущие на Филиппинах, говорят о готовности своих сторонников продолжать борьбу методом партизанских действий, скрываясь в джунглях и в домах сочувствующих крестьян, получая подкрепления на лодках с филиппинских островов и через сухопутную границу с Индонезией.

Полного списка задействованных в операции сил и средств пока нет. Однако есть основания предполагать, что со временем он появится, и в нем будут фигурировать новые названия использованных образцов вооружения и военной техники. Вместе с тем, вышеперечисленные типы достаточно хорошо иллюстрируют серьезность произошедшего.

Eurocopter Fennec

Хотя конфликт подробно освещался средствами массовой информации стран региона и различными интернет ресурсами, до конца марта подавляющее число статей и заметок на данную тему носило чисто репортажный либо выраженный общественно-политический характер. В ходе авиационного и морского салона LIMA’2013, что прошел на курортном острове Langkawi в период с 26 по 30 марта, на тему «кризиса в Сабахе» высказались присутствовавшие на выставке министр обороны Малайзии Dato" Seri Dr. Ahmad Zahid Hamidi и главком RMAF генерал Tan Sri Dato" Sri Rodzali bin Daud.

На пресс-конференции 27 марта руководитель военного ведомства Малайзии сказал, что в свете событий в Сабахе система приоритетов по закупке новой техники для Вооруженных Сил меняется. Высокий приоритет получают вертолеты и морские патрульные самолеты (Maritime Patrol Aircraft). В качестве неотложной меры, дополнительно три самолета и два вертолета передаются Береговой Охране для патрулирования территориальных вод омывающих остров Борнео. Кроме того, специалисты Минобороны проводят анализ необходимости доработок систем, стоящих на вооружении и сравнивают необходимые затраты с вариантами закупки новых систем на замену существующим. К сожалению, пресс-конференция шла без перевода на английский язык. Лишь иногда отвечая на вопросы, министр считал необходимым высказываться по-английски, особенно если речь заходила об импортной технике.

По завершении пресс-конференции господин Hamidi любезно уделил мне несколько минут. В частности, мы поговорили о закупках новых истребителей. «Мы проводим последний этап сравнительной оценки предложений по программе MRCA (Multirole Combat Aircraft - многоцелевой боевой самолет). Выступая публично на протяжении последних трех месяцев, я не устаю повторять, что окончательное решение по данному вопросу будет принято после проведения в стране всеобщих выборов. Специалисты военно-воздушных сил представили правительству свои рекомендации. Однако мы решили передать вопрос на рассмотрение Казначейству Министерства Финансов (Treasury of the Ministry of Finance). Оно проводит оценку предоставленных материалов и решает, сможет ли страна выделить необходимые финансовые ресурсы. Могу сообщить Вам, что мы рассматриваем российские предложения по программе MRCA; их анализ вошел в наши итоговые документы. Также могу сказать, что при принятии решения поступившие предложения будут сравниваться между собой не только по цене. Кроме нее, в рассмотрение принимается время поставок, качество системы после продажного обслуживания, передача технологий - словом, полный пакет. Все перечисленные мною элементы, не только цена, важны для нас».Отвечая на дополнительный вопрос, оглядывается ли Малайзия на Индию при выборе новых образцов военной техники, министр сказал, что «иногда в прессе гуляют подобные спекуляции… но это только лишь спекуляции. Мы принимаем решения исходя из собственных нужд и критериев».

Sikorsky S-61A4 Nuri

Со вторым высокопоставленным собеседником мне удалось поговорить 29 марта, когда Rodzali bin Daud зашел на стенд «Рособоронэкспорта», и задать ему еще несколько вопросов во время итоговой пресс-конференции 30 марта. Говоря о приоритетах своего ведомства, главком RMAF сказал следующее. «Наивысшим приоритетом для Королевских ВВС в настоящее время являются вопросы, относящиеся к событиям в Сабахе. Там создалась кризисная ситуация и мы действуем соответственно. Это первое и самое важное. Вторым номером идут вопросы по уточнению наших требований к системам вооружений и базовым платформам, которые стоят на вооружении RMAF. Особенно это касается комплексов, что используются для решения задач обзора морской поверхности и морского патрулирования (Maritime Surveillance and Maritime Patrol). Далее - у нас имеются ранее разработанные планы на среднесрочную и дальнесрочную перспективы. Суть работы по этим планам состоит в том, чтобы осмотреться и, на основе анализа недавних событий, постараться лучше понять, какая замена нам необходима по программе Multirole Combat Aircraft. В рамках этой программы мы ищем замену истребителям МиГ-29. Имеется несколько претендентов, включая американский F/A-18F Super Hornet и несколько моделей от европейских производителей».

F/A-18F Super Hornet

Поскольку генерал особо отметил F/A-18F Super Hornet, я попросил своего собеседника уточнить, не рассматривается ли вопрос замены довольно продолжительное время эксплуатируемых малазийцами восьми истребителей F/A-18D Hornet? «Нет, «классические» истребители Hornet (“classic Hornets”) продолжат активную эксплуатацию. Они нам еще послужат еще в течение какого-то времени. В рамках программы MRCA рассматривается замена только для МиГ-29. Кроме истребителей, наши среднесрочные и дальнесрочные планы также касаются темы самолета раннего радиолокационного обнаружения (Airborne early warning, AEW). Мы уже выбрали наиболее подходящие для наших условий и требований системы и внесли их в короткий список (shortlist). В настоящее время наши специалисты работают над уточнением требований к характеристикам радиолокационной станции для такого самолета». Собеседник не назвал включенные в короткий список системы. Считается, что ими являются американский E-2D Hawkeye и шведский SAAB Erieye.

В ходе итоговой пресс-конференции 30 марта к выше обозначенным темам добавился вопрос о замене вертолетов S61A-4 Nuri, поставки которых RMAF начались в конце шестидесятых годов прошлого века. Они имеют почтенный возраст, но, тем не менее, активно применялись в Сабахе. Несмотря на начало поставок современных Eurocopter EC725 Cougar (к отрытию LIMA’2013 доставлено только две машины из двенадцати заказанных), именно Nuri выполнили основной объем «вертолетных» задач в Сабахе. «Эти вертолеты раньше или позже придется списать. Они уже порядком устарели. При этом потребность в вертолетах такого рода у нас сохранится на уроне 15 машин», сказал Rodzali bin Daud.

Журналисты поинтересовались, не нужно ли увеличить парк военно-транспортных вертолетов с тем, чтобы в будущем не обращаться за помощью к авиакомпаниям? Выше отмечалось, что в марте для перевозки военнослужащих с материковой части страны на острова оказалось необходимым привлекать авиалайнеры бюджетного авиаперевозчика Air Asia.

Главком ответил, что у Airbus Military заказано четыре сравнительно крупных военно-транспортных самолета А400М. Они дополнят машины американского производства C130H Hercules. В свою очередь, последние пройдут программу модернизации, которая повысит возможности самолета путем доработки авионики, что позволит повысить процент исправности парка.

Во время пресс-конференции, я задал главкому ряд вопросов по участию RMAF в подавлении сопротивления банд формирований на острове Борнео. На заданную тему главком сказал следующее: «Говоря о недавних событиях в восточной части провинции Сабах важно подчеркнуть следующее. Вооруженные силы Малайзии получили приказ защитить суверенитет и территориальную целостность нашей страны. В этом наше предназначение. Мы будем его выполнять вне зависимости от того, какие формы принимает агрессия, кто и как покушается на наш суверенитет. Именно в такой манере мы и действовали в марте-месяце. Королевские ВВС Малайзии были вовлечены в проведение боевой операции вместе с другими силовыми ведомствами. В частности, мы использовали боевые самолеты для проведения бомбардировок. Мы использовали боевые комплексы, которые наилучшим образом подходили для решения конкретных поставленных задач. Могу Вам сказать, что я доволен тем, как мои летчики отработали по наземным целям. Они показали высокое мастерство. Особенно хорошо у них получилось с применением высокоточных средств поражения Precision Guided Munitions (PGMs)».

На мою просьбу рассказать об уроках, вынесенных из мартовских событий, Rodzali bin Daud сообщил следующее: «Говоря об уроках, я прежде всего хочу отметить наш вывод о необходимости улучшения работы в направлении добычи разведданных (intelligence). Разведка, сбор информации о противнике - очень, очень важное направление. Для достижения победы, выполнения поставленных задач необходимо обеспечить себе преимущество над противником, лучше него знать, кто, где и когда выступает против тебя. Наличие хороших разведданных позволяет наилучшим образом применить оружие. Одним из вынесенных нами уроков является лучшее понимание того, что дают новейшие технологии, лучшее понимание того факта, что нам следует постоянно совершенствовать свои боевые комплексы, приобретать новые, более эффективные системы. Мы сделали вывод, что нам необходимо иметь больше современных, выполненных по последнему слову техники, систем вооружений. У нас есть такого рода системы, но надо, чтобы их было больше. Это особенно относится к высокоточным средствам поражения, которые используют либо лазерное целеуказание, либо наводятся по сигналам спутниковых навигационных систем. Нам требуется нарастить имеющиеся арсеналы как в плане качества, так и количества».

Малазийские военные летчики надеются на обмен опытом с российскими коллегами. Rodzali bin Daud особо отметил важность первого в истории посещения Малайзии главкомом ВВС России. Генерал-лейтенант Виктор Николаевич Бондарев посетил выставку LIMA’2013, где с показательной программой выступала группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи», встретился с высшим руководством Минобороны Малайзии. «Это большая честь для нас. Мы с надеждой смотрим в будущее, желаем продолжать наше сотрудничество, хотим и далее проводить встречи, обмениваться опытом».

Rodzali bin Daud отметил важность проведения в рамках LIMA’2013 ряда научно-практических конференций под эгидой министерства обороны. На них обсуждались темы «цифровое поле боя» (digital battle space), «средства усиления боевых комплексов» (force multipliers), «системы принятия решений» о закупке новой системы вооружений в противовес модернизации систем уже стоящих на вооружении.

Главком отметил важность и своевременность подписания на LIMA’2013 нового соглашения между Минобороны Малайзии и компанией «Сухой» по послепродажному обслуживанию самолетов типа Су-30МКМ, поставленных RMAF в 2007-2010 гг. Rodzali bin Daud также посчитал нужным сказать, что единственной, по его мнению, крупной проблемой на пути развития взаимовыгодных связей с ВВС и ОПК России кроется в том, что RMAF и ВВС России эксплуатируют различные системы вооружений. Причем это утверждение относится даже к самолетам марки «Су».

Су-30МКМ

Действительно, экспортный вариант Су-30МКМ на вооружении 11-й эскадрильи RMAF серьезно отличается от Су-27 и Су-27УБ «Русских Витязей». Соответственно, имеются различия в программе обучения летчиков и наземного персонала. «Но это ни в коем случае не должно становиться причиной отказа от развития сотрудничества. По нашему мнению, нам следует продолжать совместную работу, как с нашими друзьями из России, так и других стран мира. Сам факт наличия на вооружении России, Индии и Малайзии общих платформ (имеются в виду самолеты Су-30 и МиГ-29) создает базу для взаимовыгодного сотрудничества. Нам нужно сотрудничество в большем объеме, поскольку развиваясь в данном направлении, мы повышаем свои возможности по защите наших стран. Считаю, что этому нет альтернативы», - заключил Rodzali bin Daud.

Малайзия - среди четырех стран, вместе с Оманом, Саудовской Аравией и Индонезией, на вооружении которых стоит одноместный ударный вариант самолета Hawk (базовая модель Mk.200). Он отличается от двухместных учебно-боевых машин семейства наличием радиолокационной станции Lockheed Martin AN/APG-66H. Она дает возможность применять расширенную номенклатуру средств поражения наземных и морских целей. В свете участия Hawk Mk.208 в боевых действиях в Сабахе, у министра обороны состоялась интересная беседа на стенде производителя этих учебно-боевых самолетов - английской фирмы BAE Systems. Вот что по данному поводу сказал мне директор по развитию бизнеса Alan Garwood: «Действительно, господин Hamidi интересовался вопросами улучшения ранее поставленных самолетов. Мы объяснили ему, что у нас есть готовые варианты модернизации, и если он захочет провести соответствующие работы, то в результате увеличится объем и качество эмуляции боевых режимов, которые летчики-истребители могут отрабатывать на УБС. Мы можем доработать малазийские Hawks типа Mk.108 в более продвинутый вариант Mk.128, при этом у него появится возможность эмулировать работу радиолокационной станции боевого самолета».

Hawk Mk.208
Краткий анализ действий RMAF

Применение авиации для уничтожения боевиков довольно широко обсуждается на газетных страницах, различных Интернет форумах Малайзии и граничащих с ней стран. Отмечается, что использование восьми боевых самолетов - многовато, принимая во внимание значительное, в десятки раз, численное превосходство сил правопорядка над разбойниками и небольшую численность последних (200-300 человек), а также их концентрацию на сравнительно небольшой территории (десять квадратных километров). Относительно типов летательных аппаратов, можно услышать отзывы типа «ну вот, купили у русских столько сушек и мигов, а использовать их не стали, или не смогли».

Принимать такого рода комментарии всерьез не стоит, поскольку характер конфликта и соотношение сил и средств вовлеченных в него сторон попросту не давало RMAF особого простора для активности. Кроме того, командование королевских ВВС четко распределило обязанности между тремя имеющимися на вооружении RMAF типами сверхзвуковых истребителей. Тяжелый Су-30МКМ предназначается для завоевания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и нанесения высокоточных ударов на большом удалении от авиабаз. Легкий фронтовой истребитель МиГ-29N используется в качестве перехватчика и самолета маневренного воздушного боя.

Наконец, средний F/А-18 Hornet играет роль истребителя-бомбардировщика для нанесения ударов высокоточным оружием по морским и наземным целям. Заметим, что у RMAF имеются только двухместные F/A-18D, и наличие второго члена экипажа в качестве оператора способствует получению лучшего результата при атаке целей управляемыми бомбами и ракетами. Использование F/A-18D в Сабахе четко отражает отведенную ему роль ударной машины. По неофициальной информации, летчики «хорнетов» применили управляемые бомбы с лазерным наведением типа Paveway II по заранее разведанным целям с известными координатами.

Что касается «главного героя» - английского Hawk Mk.208, то конфликт в Сабахе оказался непосредственно по его прямому предназначению. Малайзия приобрела несколько одноместных «хоков» вместе с двухместными учебно-боевыми машинами в девяностые годы, примерно в тоже время, что и МиГ-29 (поставка в 1995г.) и F/A-18D (1997). Одноместный Hawk специально создавался как штурмовик, способный работать как по площадным, так и по точечным целям свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, а также 30-мм автоматическими пушками ADEN. Кстати, ВВС Индонезии неоднократно использовали свои самолеты данного типа против повстанцев в Восточном Тиморе, начиная с 1983 года. Хочется надеяться, что с ликвидацией в деревне Tanduo лагеря разбойников во главе с самозваным «принцем» череда вооруженных конфликтов в Юго-восточной Азии закончится.

Mohathir Mohamad

Выступая по местному телевидению в ходе LIMA’2013 бывший премьер-министр Малайзии Tun Dr Mohathir Mohamad сказал: «Мы не знаем когда это прекратиться, поскольку эти сумасшедшие люди (филиппинские разбойники) просто так не прекратят свои атаки». Он выступил с инициативой создать Королевскую Комиссию по Расследованию (Royal Commission of Inquiry) для решения всего комплекса вопросов, сопровождающих подобные конфликты. «Вокруг нас не так много врагов, а то, с чем мы имеем дело - атаки разбойников. Наши возможности в деле национальной обороны должны превосходить вражеские. Для этой цели нам нужно сосредоточиться на средствах обеспечения безопасности территориальных вод и прибрести необходимые вооружения и военную технику для борьбы с партизанскими отрядами». Он также призвал соседние страны заключить межправительственное соглашение по ограничению оборота стрелкового оружия. Mohathir посетовал, что сегодня в регионе нет серьезных ограничителей, предотвращающих попадание пистолетов и автоматов населению отдельных территорий, населенных бедными людьми и неконтролируемых в полной мере центральными правительствами стран, в состав которых такие территории включены.


Владимир Карнозов