Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Урок музыки в общеобразовательной школе с применением информационно-коммуникационных технологий Условия участия в Олимпиаде

Олимпиада «Инновационные технологии в музыкальном образовании»

Направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Музыкальное искусство в образовании» (уровень магистратуры);

51.04.03 Социально-культурная деятельность, направленность «Музыкально-педагогические технологии в социально-культурной деятельности» (уровень магистратуры);

51.04.01 Культурология, направленность "Управление в сфере культуры и искусства" (уровень магистратуры);

Условия участия в Олимпиаде

  • Обучающийся или выпускник программ бакалавриата и специалитета соответствующих направлениям подготовки Олимпиады
  • Не старше 25 лет

5 шагов чтобы стать участником Олимпиады

  1. Заполнить заявку
  2. Заполнить согласие на обработку персональных данных
  3. Заполнить портфолио (подробное творческое резюме претендента с приложением сканированных копий документов, подтверждающих пункты резюме. Претендент может указать дополнительные сведения, по своему усмотрению
  4. Приложить свою фотографию в официально-деловом стиле (отдельный файл до 500 Кб, формат.jpg)
  5. Отправьте документы на почту с пометкой «Инновационные технологии в музыкальном образовании»

Сентябрь 1st, 2017 admin

Шаймухамбетова Бакытгуль Темирлановна

«Творить – жить дважды»

Цель: Применение ИКТ на уроках музыки позволяет значительно повысить эффективность образования. Учителю необходимо создать все условия на уроках музыки для творческого развития, используя информационно-коммуникационные технологии в организации занятий музыкой как способ повышения профессионального мастерства педагога и развитие мотивации и активности учащихся.

Задачи:

  1. приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.
  2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках музыки

Введение

В статье раскрываются актуальные проблемы современного общего музыкального образования. Рассмотрены особенности использования музыкально-компьютерных технологий как способа формирования компетентностной личности школьника. .

Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Музыка в школе – это целое искусство. На каждом уроке ребята получают новые знания. Знакомство с композиторами, жанрами, вокальными и инструментальными произведениями, музыкальными инструментами.

Технологию развития процессов восприятия использую в процессе слушания музыки, например выявление: жанровых признаков (марш,танец,песня,кюй); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, казахская – зарубежная музыка)

В процессе слушания музыки воспитывается такое качество, как сострадание и сопереживание ,при этом учатся слушать произведения, воспринимая их целиком. Слушают в тишине, вдумываясь в содержание. Проявляя при этом чуткость, проницательность, отзывчивость. Часто, наблюдая за детьми во время слушания музыки, я вижу, как меняются их лица, все эмоции и переживания отражены в их мимике. Через произведения искусства обучающиеся узнают историю страны, знакомятся с произведениями композиторов прошлого столетия Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, Махамбета.

В любом произведении отражена жизнь. Музыка может воплотить всё, что связано с человеком: чувства, мысли, характер, поступки, эмоции. Тоже самое происходит с детьми, когда начинают анализировать музыкальные произведения, сравнивать и тогда начинают понимать, что музыка – это наша жизнь! П режде всего учитель сам должен любить то, что преподает. Творчески работающие учителя музыки постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам. Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.

В обучении детей пению я использую игровую методику . Это различные упражнения, игры на развитие речевого и певческого дыхания, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации(четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме).

В начальной школе мною используются разнообразные формы игры. Это и сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Инсценировка сюжета сказки». Для развития мелкой моторики и в качестве физкультминутки использую музыкально-ритмические игры, такие как «Если весело живётся, делай так!», «Буги — вуги». Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент».

Игры – имитации «Изобрази звук», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально — образное и творческое мышление.

В работе с хором применяется технология коллективно-творческой деятельности. Коллективная форма обучения на уроке создает ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества В группе легче раскрыться любому ребенку, потому что снимаются элементы страха и стеснительности,при этом активно развиваются творческие способности обучающихся. Самое главное в постановке вокала – это правильное дыхание Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому рекомендую дыхательные упражнения перед каждым распевом для разогрева.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого – заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Урок строится в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение.

В целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Чем старше становятся ребята, тем всё более уверенно начинают размышлять о музыке, разбирать произведение «по полочкам», оценивая каждое средство музыкальной выразительности.

Некоторые считают, что урок музыки считается простым уроком пения, где ребята просто тратят своё время, что урок музыки считается второстепенным и не в приоритете у очень многих ребят, родителей, коллег.

А ведь учитель музыки абсолютно каждый урок строит так, как будто это театральная постановка. На уроке нет пауз и заданий, которые ребята делают самостоятельно, во время которых учитель может передохнуть. Одно задание за другим, вопрос за вопросом. Он – как актёр весь урок, завлекает детей в свою игру, в результате которой теряет много душевных, эмоциональных сил.

Применение инновационных технологий началось совсем недавно по сравнению с Западом, где такая практика существует более 20 лет. Неисчерпаемые возможности музыкально-компьютерных технологий, позволят как расширить, обогатить, усовершенствовать теорию и практику преподавания музыки в общеобразовательных школах, так и повысить качество всего музыкального образования. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Теперь он должен не просто знать компьютерные технологии, а быть специалистом, активно применяющим, правильно использующим и осознающим необходимость их применения в своей работе.
Задачей современного учителя музыки становится не только передача знаний, умений и навыков, развитие музыкальных способностей учащихся, но и привитие учащимся творческого желания и развития, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества.
В первую очередь учителю необходимо создать все условия на уроках музыки для творческого развития, используя для этого новые музыкально-компьютерные технологии. Конечно, это не предполагает полного отхода от традиционных форм и методов, используемых на уроках музыки ранее. Музыкально-компьютерные технологии призваны облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную деятельность учителя музыки, а также обогатить те наработки в музыкальной педагогике, которые были накоплены ранее.

И нформационные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, а также на внеклассных занятиях.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: компьютер,мультимедийный проектор,интерактивная доска, программы для импровизации, всевозможные музыкальные программы (караоке, энциклопедии, справочники),синтезатор.
Синтезатор — инструмент с безграничными электронными возможностями.

На уроках использую музыкальные инструменты баян, аккомпанемент синтезатора и программу для пения «караоке».Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента. Записав «минусовку» песни (фонограмму без главной мелодии), направляю все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкальных сценок, сказок, концертов, музыкально-ритмических игр, физкультурных минуток.Можно придумать массу приемов и методов применения программы «караоке» в своей работе по музыкальному воспитанию детей.На всех этапах урока применяю электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам:»История оперного театра», «Казахские музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», биографии композиторов и певцов.

Видеозапись на уроках музыки

Неотъемлемой частью методики преподавания музыки в школе является постоянное использование экранно-звуковых средств. Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников.

С одной стороны, экранно-звуковые средства облегчают работу учителя, с другой – несомненно, усложняют и обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования учителя, его профессионального роста.

Появление компьютерной техники значительно расширило возможности использования видеозаписей в школе. Фрагмент видеозаписей может использоваться в любой части урока

Видео записи («Изготовление домбры в Казахстане», «Музей звуков », «Поющий тростник», выступления оркестров, игра на музыкальных инструментах, сцены из балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), небольшие автобиографические фильмы о творчестве композиторов(«Мусоргский», «Портрет Рахманинова»), мультфильмы (по опере «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Пер Гюнт») вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.

Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные энциклопедии. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах

С помощью данной энциклопедии узнаем об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, затем прослушиваем запись или видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

В каждом классе использую электронные учебники (для 1-6 классов с казахским и русским языком обучения) в которых предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора учащихся, формирование у детей музыкального вкуса, погружения в атмосферу творчества.

Появление обучающих компьютерных программ, игр, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке. Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Данные технологии позволяют музыкальный процесс уроков обогатить яркими и интересными событиями по музыкальному искусству (история музеев, театров и балетов, биография композиторов и дирижеров и другие), и демонстрируемый музыкальный материал будет усваиваться учащимся глубже.

Заключение

В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету Уроки музыки в школе не просто нужны, они очень важны для формирования полноценной личности.

Урок музыки – это искусство, которое учит жить!

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

ЦРТ «Мега-Талант» представляет вашему вниманию олимпиады по музыке. К участию приглашаются ученики 5-9 классов. У всех любителей музыки есть шанс проявить себя, занять призовое место и получить диплом победителя I-III степени. Не останутся без внимания и остальные участники. Каждого, кто не займет призовое место? ждет сертификат участника, а учителя смогут разнообразить свое портфолио свидетельством организатора олимпиады и благодарностью от ЦРТ «Мега-Талант»

Факты об олимпиадах ЦРТ «Мега-Талант»:

  • За последний год проведено более 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Более чем 4000 школьников из 12 стран смогли проявить свой талант в олимпиадах по музыке;
  • Выплачено более 2,5 миллиона рублей компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей становятся организаторами новых сезонов олимпиад;

5 шагов навстречу успеху

Наш главный приоритет — учителя. Мы хотим, чтобы вам, дорогие учителя, было приятно и удобно сотрудничать с нами. Этой цели служат 5 шагов, которые обеспечивают успешное взаимодействие.

  1. Полный доступ к комплектам заданий для всех классов, после подтверждения заявки на участие.
  2. Регулярные обновления дизайна наградных материалов.
  3. Компенсация организационных расходов.
  4. Ценные призы самым активным организаторам.
  5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки.

Дистанционные олимпиады по музыке от ЦРТ «Мега-Талант»

Есть много причин по которым мы и наши партнеры любим дистанционные олимпиады. Такой формат позволяет провести серьезное образовательное мероприятие в полном соответствии со школьной программой и требованиями ФГОС в легкой и непринужденной обстановке. Замечено, что школьники показывают высокие результаты в дистанционных олимпиадах, тогда как классический формат часто вызывает сильный стресс и волнение.

Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение нотного примера.
  • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

Сколько стоит участие в олимпиаде по музыке?

На странице с информацией об олимпиаде вы можете увидеть сумму оргвзноса, который должен уплатить участник. Однако на самом деле вы платите меньше, ведь до 30% из этой суммы компенсируется организатору для печати комплектов заданий и наградных материалов, а также на другие организационные расходы.

Сумма компенсации зависит от количества участников в заявке. Подробнее о том, как рассчитывается процент компенсации и каков он будет в вашем случае можно узнать после регистрации .

Самые активные учителя принимают участие в нашем специальном рейтинге учителей , по итогам которого мы награждаем самых активных организаторов ценными подарками.

Как часто проходят олимпиады по музыке?

Вы можете принять участие в олимпиаде прямо сейчас или же в любое удобное для вас время на протяжении учебного года. Все дело в том, что в течение года мы проводим целых 7 олимпиад с совершенно разными комплектами заданий. Вас ждут 3 всероссийских олимпиады, которые проходят раз в сезон: осенью, зимой и весной, а еще 3 международные и одна итоговая олимпиада.

Как оцениваются работы участников?

Система автоматически проверяет работы после того, как организатор внесет ответы участников в специальную таблицу в своем личном кабинете. После проверки результаты публикуются на сайте, а в период подведения итогов вы получаете в свое полное распоряжение все наградные материалы.

Как организовать олимпиаду по музыке в своей школе?

  1. Зарегистрируйтесь на сайте ЦРТ «Мега-Талант».
  2. Подайте заявку на участие в олимпиаде по музыке.
  3. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос
  4. Скачайте комплекты заданий и методические материалы, чтобы провести олимпиаду
  5. Внесите ответы участников в специальную таблицу в своем личном кабинете.
  6. Получите именные наградные материалы для себя и своих учеников в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде по музыке?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Я не из РФ. Можно ли принять участие в олимпиаде по музыке?

Мы открыты для всех, как и сама музыка. Но если для того, чтобы читать музыку вам нужно знать ноты, то для того, чтобы читать задания олимпиады вам нужно знать русский язык. Никаких других ограничений не предусмотрено. Во всех олимпиадах по музыке может принять участие любой желающий из любой страны мира. Остались вопросы? Ответ найдется .

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.