Музыкальные проекты в доу по одной песне. Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях фгос дошкольного образования. Цель и задачи проектной деятельности музыкального руководителя в детском саду по фгос

Хребет Лариса Станиславовна
Проект деятельности музыкального руководителя

Тип проекта : творческий, средней продолжительности.

Участники проекта : музыкальный руководитель , воспитатели, дети всех возрастных групп детского сада.

Актуальность :

снижение культурного уровня современного общества;

Угроза психического и социально-нравственного упадка развития ребенка посредством непростых условий музыкального социума .

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума . Современную рок-музыку , которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слушают и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребёнком : не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеодиск с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребёнок не только теряет своё здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится чёрствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей . Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и мы – педагоги, должны сделать всё возможное, чтобы оградить от такой музыки детей , дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку . От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности .

Обоснование :

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт возможность достичь гармонии личности, "единства интеллекта и аффекта" (Л. С. Выгодский) . Можно сказать, что ребёнок в дошкольном возрасте – сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить .

Музыка , кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует "творческость" как качество личности.

Цель :

Углубление восприятия музыки дошкольников через интеграцию различных видов искусств.

Задачи :

Исследовать уровень музыкального развития детей во всех возрастных группах;

Создать условия для прослушивания музыкальных произведений ;

Подобрать музыкальный материал , соответствующий возрастным особенностям детей;

Разработать конспекты занятий.

Методы :

- наглядный : портрет, картина, игрушка, знакомство с музыкальными инструментами ;

Имитация игры на инструменте;

Импровизация в движении;

Предложить передать в рисунке свои впечатления о прослушанном произведении.

Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях :

«Здоровье» – сохранение физического и психического здоровья.

«Музыка » – развитие музыкально-художественной деятельности , приобщение к музыкальному искусству .

«Социализация» – включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач : развитие игровой деятельности детей , приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.

«Безопасность» – правила поведения в игре.

«Познание» – формирование элементарных представлений об окружающем мире.

«Коммуникация«» – развитие свободного общения взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны; грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Практическое овладение воспитанниками норм речи.

«Чтение художественной литературы» – декламация стихов.

«Творчество» – рисование, аппликация.

«Хореография» – формирование правильной осанки.

Обеспечение.

Методическое :

"Праздник круглый год". Утренники, развлечения и вечера досуга в детском саду. Авторы – составители О. П. Власенко, Е. А. Гальцова, Г. П. Попова – г. Волгоград : Учитель, 2010 год;

"Музыкальная палитра " – Мастерская Ангел, Санкт-Петербург, № 7 2012 год;

"Песни для детского сада" А. В. Перескоков, Айрис – пресс, 2013 год;

"На родимой на стороне". Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста". Ярославль. Академия Холдинг, 2009 год;

"Музыкальный руководитель " № 3, 2013 год;

"Масленица". Издательство "Композитор": Санкт-Петербург " 2009 год;

"Справочник музыкального руководителя ": Москва – 2013 год;

"Колокольчик" С. Н. Насауленко : Санкт-Петербург, 2011 год;

"Музыкальные игры и новые песни ": Санкт-Петербург, 2013 год;

"Праздники и развлечения в дошкольном образовательном учреждении": Практическое пособие : Москва – 2013 год.

Материально-техническое :

фортепиано "Ласточка";

музыкальный центр "LG";

телевизор "Panasonic";

диски mp3 "Песни для малышей", "Музыкальная палитра ", "Классическая музыка для детей ", "Волшебство природы";

"Педагогика детства : из прошлого в будущее" – рекомендации к разработке ОПП на основе ФГТ;

видеофильмы : "Кукляндия" (DVD, "Играем в театр" – музыкальные сказки в исполнении дошкольников.

Ожидаемые результаты.

Дети :

формируется эстетическое восприятие окружающего мира;

повышается творческая активность;

воспитываются эмоциональные и осознанные отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развиваются способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, детского творчества в изобразительной, музыкальной , речевой и театрализованной деятельности .

Воспитатель и музыкальный руководитель :

чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;

внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы с детьми;

координация деятельности воспитателя и музыкального руководителя : согласование учебных планов, взаимные консультации по вопросам изучения одних и тех же тем, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности .

Родители :

вовлечение в реализацию проекта , помощь в изготовлении шумовых музыкальных инструментов и детских музыкальных инструментов ;

изготовление раздаточного материала для музыкальных дидактических игр .

Публикации по теме:

Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной.

Характеристика на музыкального руководителя Характеристика на Ф. И. О. музыкальному руководителю муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №.

Конспект интегрированного занятия воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального руководителя «Белый урок» «Белый урок» (интеграция образовательных областей «Художественное- эстетическое развитие» направление – изобразительная деятельность и.

Конспект интегрированной совместной деятельности учителя-дефектолога и музыкального руководителя в средней группе тема: «Приключения в стране музыки (по мотивам «Детского альбома» П. И. Чайковского)»

Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания» Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный.

Отчет музыкального руководителя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала Отчёт музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Т. Л. Турчаниновой об особенностях развивающей предметно-пространственной.

Портфолио музыкального руководителя Пояснительная записка Профессиональную деятельность в МБДОУ №66 «Барвинок» в должности музыкальный руководитель осуществляю с 2015 года,.

Педагогическая деятельность музыкального руководителя Непосредственно образовательная деятельность ведется по основной общеобразовательной программе ДОУ, содержание которой построено на основе.

Проект музыкального руководителя «Пермский фольклор - богатейшая сокровищница народного музыкального творчества» Проект музыкального руководителя «Пермский фольклор- богатейшая сокровищница народного, музыкального творчества»Музыкальный руководитель.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ойский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:

МАДОУ «детский сад №364» Пермь.

Музыкально-творческий проект «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ВМЕСТЕ С МАМОЙ» для детей 5 – 6 лет и их родителей

Введение

Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад, в данном случае – музыкальный руководитель.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на 5 учебных месяцев — с января по май.

Актуальность

В рамках нового образовательного стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.

Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Проект «Играем в оркестре вместе с мамой» помогает родителю:

— увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

— относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

— открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;

— проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

— понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.

Музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. А помогут нам наши родители – наши партнёры!

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной музыкально – исполнительской деятельности (игры в оркестре); в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта: создание детско – родительского оркестра «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»,

Описание проекта:

Проект направлен на моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой (родителями), формирование духовно — нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий и досуговых мероприятий.

Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой.Развитие музыкальных и исполнительских способностей в процессе музицирования.

Задачи проекта :

Обучающие:

  1. Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  3. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  4. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
  5. Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре;
  6. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
  7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по музицированию.

Развивающие:

1. Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2. Развивать тембровый, динамический, ритмический слух.
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:
1. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона средствами игры в оркестре вместе с мамой (родителями).
2. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
3. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Направленность: дети, родители.

Проект состоит из 3х основных этапов:

  1. Подготовительный этап (январь).

Организационное занятие.

Беседа с детьми и родителями о предстоящей деятельности.

Знакомство с планом работы.

Слушание музыкальных произведений, которые буду аранжированы.

Знакомство с музыкальными инструментами.

  1. Практический этап (февраль — май)

Обучающий процесс:

Групповые занятия для родителей и детей — 1 занятие в неделю (во вторник в 18.00)

Индивидуальные и подгрупповые занятия для детей — 1 занятие в неделю (в среду в 11.30)

  1. Заключительный этап (май).

Итоговые мероприятия: Концертная программа для детей и родителей на конкурсе «Минута славы»

Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» рассчитан на дополнительные занятия с детьми и родителями в вечернее время и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей и родителей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, формировать умение взаимодействовать с партнёрами

Практический этап состоит из тематических разделов:

«Знакомство с инструментами и оркестрами» — знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.

«Элементарные музыкальные знания» — уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.

«Игра на музыкальных инструментах» обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.

«Творческие задания» — инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок и стихов.

Перспективный план работы.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

Январь Знакомство с инструментами:

Знакомство с игрой на металлофоне .

Учить детей и родителей самостоятельно брать и правильно держать молоточек,

помахивать им свободно в воздухе (сравнить звук зажатого в руке молоточка и молоточка, свободно держащего),

добиваться отскакивания молоточка от пластинки, стремится к красивому звуку.

Постукивать им по ладошке и по кубику, по столу, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

«Вальс» муз. Филиппенко

Высокие и низкие звуки,

Поступенное движение мелодии.

Что такое «вступление» и «заключение».

«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой

«Лесенка»

Игра в оркестр:

Учить детей и родителей вместе начинать игру на инструменте.

Соблюдать общий темп.

Выполнять простей ритмический рисунок на металлофоне.

Использовать схемы игры на металлофоне.

Схемы «Андрей – воробей»

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени ударами по металлофону.

«Та-ня, Ма-ша и т.д.»
февраль

Знакомство с приемами игры на бубне:

удар ладошкой,

удар кулачком (косточками) по донцу,

встряхивание

Учить правильно держать бубен в левой руке – ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках — показ приемов игры:

удар палочкой,

встряхивание толчком пальцев,

прием «трель».

учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимая кисть, свободно встряхивать и ставить на ладошку.

Познакомить со звучанием оркестра русских народных инструментов.

«Итальянская полька» муз Рахманинова, Видеозапись русского народного оркестра.

Слушание колокольного звона.

Элементарные музыкальные знания:

Динамика музыки (тихо — громко)

Познакомить с метроритмической организацией музыки – темп, метрический пульс, сильная доля.

«Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Игра «Тихо — громко»

Игра в оркестр:

Учить детей вместе заканчивать игру на инструменте. Соблюдать общую динамику

Выполнять простей ритмический рисунок, используя музыкальные инструменты: металлофон, колокольчик, бубен

«Итальянская полька» муз Рахманинова.,

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени на музыкальном инструменте используя металлофон, бубен, колокольчик.

«Са-ша, Де-нис и т.д.»
март Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках:

— учить держать деревянные ложки в руках;

— ритмично ударять «щечкой» по «щечке», прием «ладушки»;

— правильно выполнять приём «щелчок»,

— выполнять приём «солнышко»

Познакомить с ансамблем ложкарей

«Коробейники» русская народная мелодия

Видеозапись «Ансамбль ложкарей»

:

Долгие и короткие звуки

Игра «Та — та; ти — ти — ти»

Та – долгий звук, ти – короткий звук

Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных фраз, менять приёмы игры на смену музыкальной фразы, играя отмечать сильную долю.

«Полянка» русская народная мелодия
Творческие задания

Играть на музыкальных инструментах, используя ритмические схемы (долгие и короткие звуки)

Схемы игры на инструментах
апрель Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с ударно-шумовыми инструментами треугольник, тарелки

Обучение приемам игры на них:

удар палочкой по сторонам треугольника;
тремоло.

Познакомить с симфоническим оркестром: ударной группой (тарелки, треугольник)

«Шарманка» муз Шостаковича
Элементарные музыкальные знания :

Слушать 2х – частность в музыке, соответственно менять ритм (возможно инструмент)

«Итальянская полька» муз Рахманинова
Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных предложений.

Игра «Ритмическое эхо» учить детей без ошибки повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом.

Выполнять простей ритмический рисунок, используя ударные инструменты

«Ритмическое эхо»
Творческие задания

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок

Игра «Музыкальный магазин»
май Знакомство с инструментами:

Познакомить родителей и детей с шумелками,

с приёмами игры на них и предложить изготовить их своими руками.

С помощью дирижёра аранжировать музыкальную пьесу «Музыкальная табакерка»

«Лошадка» Е. Тиличеевой
Элементарные музыкальные знания :

«Музыкальные» и «Шумовые» звуки.

Музыкальные и шумовые инструменты
Игра в оркестр

Играем с дирижёром.

Слышать смену частей произведения.

Выполнять простейший ритмический рисунок, используя «шумелки»

«Полька М. Глинка»
Творческие задания

Создать мастерскую для изготовления шумовых инструментов – «шумелок»: маракасов, «лошадок», бубенчиков, «капелек», «стука дятла», «ручейка», «скрип дерева».

Озвучивание стихотворения «Весна идёт»

«Музыкальная табакерка» муз Лядова

Планируемый результат.

  1. знать названия музыкальных инструментов и правила их хранения;
  2. уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов и осознавать их выразительную сущность;
  3. овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
  4. осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
  5. овладеть навыками ансамблевого музицирования, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
  6. знать расположение высоких и низких звуков на инструментах со звукорядом;
  7. уметь ориентироваться в записи несложных партитур (схем) и грамотно прочесть свою партитуру (схему).
  8. Организовать концерт оркестра на фестивале «Минута славы»

в детском саду (май).

Материально-техническое обеспечение.

Технические средства:

— цифровое фортепиано музыкального зала;

— музыкальный центр;

— аудиозапись звучания «Симфонического оркестра», «Оркестра русских народных инструментов», Ансамбля ложкарей.

— компьютер;

— мультимедиа.

Методическое сопровождение проекта:

— перспективный план проекта;

— иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

— ритмические карточки;

— музыкально-дидактические игры «Лесенка», «Музыкальный магазин»;

— шумовые инструменты сделанные «своими руками» — «шумелки»;

— картотека загадок о музыкальных инструментах;

— картотека пальчиковых игр;

— картотека упражнений для развития чувства ритма;

— сказки о музыкальных инструментах;

— презентации о музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». — М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». — М.: Просвещение. 1981.
  3. Кононова Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». — 1990.
  4. Метлов Н. А. «Музыка – детям». — М.: Просвещение, 1985.
  5. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012 г.
  6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб — 2005
  7. Интернет-ресурсы.

Актуальность

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2013г. по январь 2014 г.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста,

Родители воспитанников,

Руководители проекта: воспитатель – Муравьева М.А., музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

Описание деятельности в ходе проекта

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Этапы работы:

1. Подготовительный:

Изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

Подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

Анкетирование родителей по теме проекта;

Встречи с родителями;

Совместное создание фонотеки, видеотеки;

Участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великого композитора, художников);

Участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

Совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю

Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе

Тема: «Балет невылупившихся птенцов»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Художественная литература: Е. Михаленко«Цыпленок», Т. Завадская «Сказка про цыпленка».

«Балет невылупившихся птенцов» (аппликация из гофрированной бумаги).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Цыплёнок» Союзмультфильм, 1973.

Наглядные пособия: Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов», иллюстрации, репродукция картины А. Кузнецовой "Котята и цыплята".

Тема: «Гном»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Гном».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Гном».

Художественная литература: М. Липскеров «Маленький гном Вася», сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Т. Минченко "Листопадный гном".

Художественно-творческая деятельность: «Гном» (аппликация, оригами).

Мультимедийные презентации: «Самый маленький гном». Союзмультфильм,1977 -83, «Белоснежка и семь гномов» (Дисней),1939, «Гном» https://yadi.sk/d/GtXzHemjTmrwh.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Гном», иллюстрации

Тема: «Старый замок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Старый замок».

Художественная литература: Шарль Перро «Спящая красавица».

Художественно-творческая деятельность: «Старый замок» (бумагопластика, живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Спящая красавица», 1959Страна: США «Старый замок « https://yadi.sk/d/hMGe4PzETmpyu.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки «Замки»,репродукция картины Г.П. Кондратенко «Руины старого замка».

Тема: «Избушка на курьих ножках»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Художественная литература: Русские народные сказки.

Художественно-творческая деятельность: «Баба – Яга» (пластилинография).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Ивашка из дворца пионеров» Союзмультфильм,1981 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Избушка на курьих ножках»,иллюстрации, репродукция картины И.И. Шишкина «Темный лес», И. Левитана «Березовая роща».

Тема: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Художественная литература: Русские народные былины.

Художественно-творческая деятельность: «Богатырские ворота» (живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г., «Василиса Микулишна» Союзмультфильм,1975 г., «Два богатыря» Союзмультфильм,1989 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве», иллюстрации,репродукции картинВ.М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Тема: «Лиможский рынок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

Художественная литература: А. Барто «Кому чего? (На птичьем рынке)», Э. Успенский «Птичий рынок».

Художественно-творческая деятельность: «Лиможский рынок» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Птичий рынок» ТО «Экран»,1974, «Как старик корову продавал» ТО «Экран»,1980, «Лимож. Рынок» https://yadi.sk/d/mpMjh8xsTmt2t.

Наглядные пособия: Иллюстрации, репродукция картины Ф.В.Сычкова «Колхозный Базар».

Тема: «Тюильрийский сад»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад».

Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.

Художественно-творческая деятельность: «Тюильрийский сад» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Тюильрийский сад» «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Тюильри» https://yadi.sk/d/AzkhZvlrTmtBy.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки,репродукции картин Маковского К. Е.

Тема: «Катакомбы. Римская гробница»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Катакомбы. Римская гробница».

Художественная литература: Мифы Древнего Рима для детей дошкольного возраста.

Художественно-творческая деятельность: «Катакомбы. Римская гробница» (аппликация).

Мультимедийные презентации: Презентация «Римские гробницы».

Наглядные пособия: Иллюстрации, Виктор Гартман«Катакомбы. Римская гробница».

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый

  1. Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов родителями для праздника «Ожившие картинки».
  3. Проведение праздника для детей и родителей детского сада «Ожившие картинки».
  4. Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете, городской конференции.

Список литературы:

  1. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке» / М., 1997.
  2. И. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» / М. 2007.
  3. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/ М., 1987.
  4. Н. Новиков «Звук родной струны…» / Москва АСТ 2006 год.
  5. М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики»/ М.,1998.
  6. М. Юрьев «М.П. Мусоргский. Биография» / ОАО «Просвещение», 2005.
  7. П. Соломонов «Архив классической музыки» /«Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
  8. Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века»/ Москва АСТ, 2006.
  9. Э. Фрид «М.П. Мусоргский»/«Музыка» Санкт-Петербург 2003 год.

Светлана Баклыкова
Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ .

«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта , а прежде всего воспитание человека»

Сухомлинский

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка , являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства , начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам , закладываются предпосылки музыкального вкуса .

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки , научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально -творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования , профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.

Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии : учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками » , публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ » , проектный метод в музыкально -ритмической деятельности работы И . Ю. Жуйковой.

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов . Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное » управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования .

Тематика проектов может быть разнообразна . Отсюда и разнообразие видов деятельности , методов и форм работы с детьми - беседы , чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации , рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений , посещение музея, экскурсии в парк и т. д.

В целом метод проектов можно представить , как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода , можно определить следующие этапы реализации проектов :

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА,

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ,

ЧЁТКОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ШАГОВ (Этапы) ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ,

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты,

творческий : после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде п р а з д н и к а,

исследовательский : дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде г а з е т, к н и г, а л ь б о м о в, в ы с т а в о к,

игровой : с элементами т в о р ч е с к и х и г р, когда дети входят в образ персонажей сказки , по-своему решая поставленные проблемы и задачи,

информационный : дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы (о ф о р м л е н и е г р у п п ы, у г о л к о в и т. д. ,

КЛАССИФИКАЦИЯ

по характеру контактов : внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ,

по характеру содержания : ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир , ребёнок, общество и его культурные ценности,

по характеру участия : ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата,

по срокам реализации : краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности

ОТВЕТСТВЕННЫЕ,

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА – СХЕМЫ ПРОЕКТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИИ ,

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

РАЗВИТИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

ВЫБОР СРЕДСТВ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ,

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ,

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИИ ИЛИ ЗАКРЫТИИ.

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители , которые получают информацию от педагогов в форме :

Индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу ,

Печатных консультаций по теме проекта

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь .

На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта ). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками проекта (дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке проекта ). Таким образом , основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей .

Задачи развития :

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого мышления;

4. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития музыкальных способностей :

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку ;

2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух) ;

3. Развитие музыкальной памяти , музыкального мышления ;

5. Развитие координации движений.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников , позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В дошкольном возрасте ребенок находится у истоков . На этом этапе формируются его личное отношение к музыкальным направлениям, а также предпосылки музыкального вкуса. Задачи музыкального руководителя детского сада по приобщению дошкольников к прекрасному миру музыки успешно решаются через .

Проект музыкального руководителя в детском саду предполагает использование в работе музыкальных педагогов современного репертуара авторов, мастеров хороводной и хоровой песни для самых маленьких дошколят: Е. Зарицкая, И. Пономарева, Г. Вихарева. Вид проекта - практико-ориентированный, участвуют воспитанники 3-7 лет, педагоги, родители, специалисты детского сада.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Цель и задачи проектной деятельности музыкального руководителя в детском саду по ФГОС

Цель проекта музыкального руководителя детского сада - усиление музыкального репертуара образовательного раздела “Музыка” основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” современным песенным репертуаром различной тематики, затрагивающей, в первую очередь, окружение ребенка.


Скачать архив.zip

Задачи проекта музыкального руководителя детского сада:

  1. Обогатить современным детским репертуаром образовательный процесс, самостоятельный досуг дошкольников, предметно-развивающую среду;
  2. Добавить мотивации малышам к организации собственной музыкальной деятельности как в детском учреждении, так и в семье;
  3. Поощрять активность дошкольников в выражении своего мнения, впечатления об исполненной песне. Это может быть рассказ, пластическая миниатюра, изобразительная деятельность (рисунок);
  4. Поощрять проявления деятельности, инициативы в музыкальной деятельности в детском саду, желание и готовность участвовать в концертах, черпать репертуар композиций для использования в играх, режимных моментах.

Этапы реализации проекта по музыкальному воспитанию в детском саду

Первый этап (подготовительный)

Проект музыкального руководителя в детском саду подразумевает:

  • изучение творчества современных композиторов;
  • отбор музыкальных композиций с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • соответствие выбранного репертуара комплексно-тематическому планированию;
  • включение проекта музыкального руководителя детского сада в локальный компонент его рабочей программы;
  • формирование перспективного плана с применением нового репертуара.

Скачать готовые проекты музыкального руководителя в детском саду по ФГОС
Скачать архив.zip

Второй этап проекта музыкального руководителя (практический)

Амплификация образовательного процесса, организованная образовательная деятельность:

  • прослушивание и последующее обсуждение детской музыки;
  • совместное пение дошкольников, драматизация песнопения, беседы с воспитанниками, затрагивающие содержание хороводных песен в детском саду;
  • подыгрывание на музыкальных инструментах;
  • песни и танцы;
  • совместная работа по переносу содержания произведений на бумагу (художественное моделирование);
  • музыкально-дидактические игры, игры-имитации, игры-драматизации, игровые задания в проекте музыкального руководителя;
  • просмотр и обсуждение детских музыкальных трансляций, видеоматериалов о концертной деятельности детских вокальных коллективов;
  • истории об интересных событиях и фактах из жизни композиторов;
  • продуктивная деятельность дошкольников на тему разученных песен (лепка, рисование);
  • выставка рисунков детей по композициям (конкретной тематики, определенного композитора);
  • проведение викторины по творчеству музыканта;
  • инсценирование, драматизация песен.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

На втором, практическом, этапе музыкального проекта для детского сада дети используют песни в повседневной жизни, в игре и досуге, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Самостоятельная деятельность малышей заключается в предоставлении дошкольникам возможности самим слушать музыку, петь и танцевать под нее, играть на инструментах.

Третий этап проекта музыкального руководителя в ДОУ (заключительный)

  1. Мониторинг по диагностической программе (методика А.Г. Гогоберидзе):
  • изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на произведения современных музыкантов;
  • выявление детских интересов и предпочтений в музыке;
  • выявление развития эрудированности дошкольников в музыке;
  • изучение особенностей музыкальной субкультуры в этой группе;
  • выявление характера использования педагогом данного репертуара в процессе образования;
  • оценка развивающей среды в группе.
  1. Составление методических пособий для воспитателей по использованию современного репертуара для воспитанников.
  2. Проведение итогового праздничного концерта, приуроченного ко Дню защиты детей “Песенка, звени!”, выставка работ дошкольников “Моя любимая песенка”.
  3. Публичный отчет о результатах реализации проектов по музыкальному воспитанию в детском саду.
  4. Публикация статьи о проекте в методическом журнале для музыкальных руководителей.
  5. Создание электронного пособия “Калейдоскоп мелодий” для педагогов и родителей (по использованию в жизни детей современной музыки).