Начальная школа импровизации на шестиструнной гитаре. Джазовые фразы для гитары Школа джазовой импровизации на гитаре

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы вновь попытаемся понять, что такое джазовая импровизация на гитаре, приведём парочку фраз к композиции под названием Dindi и не только.

Dindi - красивая тема, относящаяся к джазовым стандартам. В ней есть очень интересный приём, совмещающий в себе целых два понятия: модуляция и секвенция - это . Мы об этом недавно писали.

В этой статье мы будем импровизировать в этой теме. На самом деле это достаточно весело.

Ну и перед прослушиванием самой нашей импровизации давайте приведём некоторые , которые можно сыграть на аккорды темы.

Аккорды Dbmaj7 и Ebmaj7

На эти два аккорда можно сыграть следующую фразу:

рис. 1

Тут используется просто ионийский лад (для Dbmaj). В котором "мелькает" девятая повышенная ступень (у нас она обозначена как фа бемоль).

Заканчиваем же мы фразу на устойчивой ступени (3-ей) аккорда Ebmaj7.

Давайте послушаем как это звучит:

Аккорд Ebmaj7

А вот например что можно сыграть на Ebmaj7:

рис. 2

Тут у нас просто ионийский лад, вообще без дополнительных альтерированных нот. И опять же мы заканчиваем фразу на аккордовом звуке (снова на третьей ступени, но уже аккорда Dbmaj7), а неустойчивые ступени используем как проходящие.

Послушаем как звучит эта фраза:

Аккорды Eb7 и Abmaj7

А на эти аккорды можем сыграть так:

рис. 3

Здесь мы играли миксолидийский лад на аккорд Eb7 и в итоге перешли в ноту ми бемоль, которая уже играется на аккорд Abmaj7. Да, это кстати у нас разрешение доминанты (Eb7) в новую тонику (Abmaj7). То есть ненадолго происходит.

Теперь сыграем третью фразу и послушаем.

Использование упражнений

Вообще можно просто использовать специальные для того чтобы обыграть тот или иной аккорд или целую цепочку аккордов.

Ведь джаз это импровизация и соло на джазовые темы всегда по-хорошему должно звучать всегда по-новому. Это здорово, так как наша музыка, что бы мы ни играли будет звучать каждый раз по-особенному, отражать именно текущий момент нашей жизни и наше текущее состояние.

Использование упражнений помогает не задумываясь особо строить фразы. Мы, кстати, уже это делали .

В нашей теме мы это также можем сделать, например в моменте, когда идут аккорды секвенции (начиная с Gm). Но тут у нас лады будут сменять друг друга и звучание за счёт этого будет уже интереснее.

рис. 4

Тут мы играли просто упражнения в основном, обыгрывали нужный лад терциями, к примеру. На рисунке 4 мы видим, как эолийский лад (для аккорда Gm7) переходит в мелодический минор (для аккорда Ebm6).

Послушаем как это звучит:

Ну и напоследок послушаем какая импровизация у нас может получится из всего того, что мы выше написали.

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона, но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Доминантовые джазовые фразы

Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.

В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.

Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.

Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.

Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.

В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.

Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.


Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.

Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.

Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.

При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.

Искусство джаза – в частности джазовая импровизация на гитаре – базируется на основе из нескольких составляющих. Это: гармония и гармонические структуры, мелодика, ритм, и, естественно, рациональная техника исполнения на джазовой или электрогитаре .

Основой в джазовой импровизации применительно к гитаре является, конечно, аккомпанемент . В процессе изучения : аккордов и их последовательностей, правил их сопоставления, а также основных вариантов аккордовых замен – Вы узнаете также о тонкостях гармонического мастерства на гитаре. О многих способах аккордового расширения, о том, как можно наиболее выразительно сыграть басовую линию, о различных способах "удержания" верхних голосов, а также о том, как гармония в сочетании с различными ритмами способна влиять на силу и глубину восприятия.

Работы наших Учеников

1-й и важный шаг для любого практикующего джазового гитариста – это создание определенного набора гармонических оборотов – "шаблонов" (). При составлении подобного набора (у каждого гитариста он, как правило, индивидуален), необходимо разобраться в логике применения данных шаблонов на практике спонтанно , а также в найти способы быстро, в процессе импровизации , эти обороты изменять. Здесь важно, не углубляясь особо в теоретические изыски, увидеть всю гармоническую систему как бы "начерно", целиком.

Ниже приведены варианты гармонических последовательностей с учетом их исполнения в различных вариантах джазовых составов.

Исходный, полнозвучный вариант расположения аккордов. Для составов, где гитара одна создает гармоническую вертикаль.
Самый облегченный вариант (только терция и септима). Используется для в ансамблях с большим составом .
Вариант гитарного джазового аккомпанемента в малых составах . Функциональность хорошо слышна, без перегруженной фактуры.
Вариант с изменением верхнего голоса. Основа аккордов та же. Часто применяется в аккордовых импровизациях либо для создания ярких гармонических "пятен".