Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко (Национальная опера Украины). Национальная опера Украины (Киевский оперный театр) Киевский оперный театр история

И балеты в Киеве - крупнейший в Украине. Его здание было возведено в 1901 г. согласно проекту Виктора Шрётера - архитектора. Располагается театр в центре столицы по адресу: улица Владимирская, 50.

История

Первый сезон открылся оперой «Аскольдова могила» Верстовского. Театр оперы и балеты в Киеве посещал П. И. Чайковский. На премьере оперы «Алеко» побывал С. В. Рахманинов. Спектакль «Снегурочка» посетил Римский-Корсаков. В 1896 г. случился пожар, который полностью уничтожил здание театра. По этой причине объявили конкурс на новый проект архитектурного сооружения. Победила работа Виктора Шретера. Постройка нового здания была начата в 1898 г. Возрождённый Театр оперы и балеты в Киеве включал в себя четыре яруса, бельэтаж, амфитеатр и партер. Здание могло вместить 1650 зрителей. Над входом был установлен который изображал архангела Михаила, считающегося покровителем города. Но по настоянию Феогноста - Киевского митрополита - герб заменили особой аллегоричной композицией. Дело в том, что священнослужитель считал театр заведением греховным.

В результате над входом появились геральдические грифоны, которые в лапах держат лиру, выступающую символом музыкального искусства. Фасад здания был украшен бюстами Т. Шевченко, А. Серова и М. Глинки. Их Киеву подарили артисты Мариинского театра Петербурга. С наступлением советской эпохи Театр оперы и балеты в Киеве был национализирован. Ему присвоили имя Название затем несколько раз менялось. С 1939 года театр носит имя поэта Тараса Шевченко. В тридцатые годы проходило обсуждение проекта социалистической перестройки здания. Театр должен был обрести особенности «пролетарского стиля». Однако перестройка затронула только отдельные элементы. В частности, были сняты бюсты российских композиторов. Также к одной из сторон здания было пристроено двухэтажное помещение репетиционных залов.

В период Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Уфу, после этого - в Иркутск. В 1944 г. он был возвращен в Киев. В 1961 г. в здании появилась система контроля за температурой зала. С 1983 по 1988 г. проходила капитальная реконструкция помещения. Реставраторы внесли изменения в ту часть, которая находилась за кулисами. В результате увеличилось число репетиционных залов и гримёрных. Также был оборудован особый хоровой класс.

Современные постановки

Репертуар Театра оперы и балета (Киев) в 2012 г. был дополнен ультрасовременным балетом Radio and Juliet. Была воплощена современная версия трагедии «Ромео и Джульетта». Она была дополнена хореографией Эдварда Клюга и музыкой рок-группы Radiohead. В 2012 году добавился следующий современный балет под названием Quatro (хореография Эдварда Клюга и музыка Милко Лазара).

и балета: афиша

В последнее время на сцене ставятся следующие произведения: «Венский вальс», «Спящая красавица», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», «Сказка о царе Салтане». Более актуальные сведения о ближайших спектаклях можно найти на официальном сайте театра.

Национальная опера Украины (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко) - крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Здание оперного театра, возведённое в 1901 году по проекту архитектора Виктора Шрётера, находится в центре Киева на улице Владимирской, 50.

Киевляне всегда любили театральные действа - еще с тех времен, когда скоморохи и бурсаки разыгрывали их по праздникам на подольских торжищах. А в екатерининскую эпоху в городе страстно желали возвести свою местную Оперу - да еще и не хуже, чем где-либо в Европе.

Хормейстер Агренев-Славянский даже успел приступить к постройке здания с концертным залом на 5 тысяч «посадочных» мест, по образцу легендарной миланской оперы Ла Скала . Его начали сооружать на Крещатике, в районе нынешнего дома № 1.

А первый городской театр в Киеве был построен надворным советником Андреем Меленским - тоже на Крещатике (который тогда даже называли Театральной улицей). Тот театр просуществовал почти полвека - с 1804-го до 1851 года. Он был рассчитан на 470 зрителей, а подмостки этого деревянного сооружения служили для постановок всех театральных жанров, с некоторым уклоном в легкие водевильные комедии. Согласно воспоминаниям очевидцев, интерьеры театра были оформлены в псевдоантичном духе, под крылатым латинским девизом «Смех очищает нравы». Театр Меленского беспощадно снесли, соорудив на его месте гостиницу «Европейская».

Второй городской театр Киева открылся в 1856 году, на пересечении Большой Владимирской и Кадетской - нынешней улицы Богдана Хмельницкого. Здание на 850 мест спроектировал академик архитектуры И. В. Штром. В этом театре - полноценной киевской Опере, выступали выдающиеся певцы с мировым именем - Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Баттистини, Руффо, а также драматические актеры - Айра Олридж и Сара Бернар.

Среди работавших в театре дирижеров выделялся Сергей Рахманинов, здесь ставил свои оперы Николай Лысенко и нередко бывал Петр Ильич Чайковский. «Феерично! Что касается богатства и изыска и исторической вероятности костюмов, киевский театр не уступает петербургскому нисколечко. При этом он несоизмеримо выше московского», - говорил он о киевской Опере.

В 1896 году этот театр сгорел во время пожара, случившегося после постановки «Евгения Онегина».

А пять лет спустя, в 1901 году, на его месте открылся новый Театр оперы и балета. Эклектическое по стилю сооружение спроектировал петербуржец, академик архитектуры Виктор Александрович Шрётер, при участии своего земляка архитектора Николаева. Для этого ему пришлось выиграть Всемирный (ни больше ни меньше) конкурс на лучший проект Киевской оперы.

Впрочем, взыскательные киевляне далеко не сразу оценили красоты здания, которое ныне считается одним из символов Киева. «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», - ворчала в день торжественного открытия Оперного театра городская газета «Киевлянин».

После сентября 1911 года обыватели посещали здание театра, чтобы посмотреть на место покушения, ставшее роковым для премьер-министра Петра Столыпина. А в 1918 году здесь стреляла в жандармского полковника Новицкого та самая эсерка Каплан - будущий исполнитель покушения на Владимира Ленина.

Через год, в марте 1919-го, на базе Российской оперы, национализированной декретом новых властей, была образована Опера Украинской советской социалистической республики имени Карла Либкнехта. В ее зале публично читал свои стихи приезжавший из Москвы Владимир Маяковский. А в 1939 году Опере было присвоено имя Тараса Григорьевича Шевченко.

После последней реконструкции театр перекрасили в цвета своей оригинальной первоначальной гаммы - светлый беж с элементами темно-зеленого. Кроме того, были достроены запасники театра, закрывшие проход на улицу Лысенко. Таким видят театр нынешние киевляне.

Андрей Манчук

История

Киевский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко - старейший и ведущий музыкальный театр Украины.

Первый сезон постоянного оперного театра в Киеве открылся 8 ноября 1867 постановкой оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Первыми антрепренерами театра были Ф. Г. Бергер (1867-74) и И. Я. Сетов (1874-83). Вскоре театр показал оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка».

На премьерах в Киевском театре своих опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889), «Пиковая дама» (1890) присутствовал П. И. Чайковский, давший высокую оценку спектаклям театpa, в постановках оперы «Алеко» (1893) принимал участие С. В. Рахманинов, оперы «Снегурочка» (1895) - Н. А. Римский-Корсаков.

В 1896 здание театра сгорело, в 1901 построено новое (архитектор В. Шрётер).

Репертуар Киевской оперы отличался большим разнообразием, здесь ставились оперы Чайковского, Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, К. Сен-Санса, А. Бойто и др., были также поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914).

Развитию музыкально-сценической культуры театра способствовала деятельность дирижеров И. В. Прибика, В. И. Сука, И. О. Палицына, А. М. Пазовского, Л. П. Штейнберга, режиссеров И. П. Прянишникова, Н. Н. Боголюбова. В театре выступали певцы Е. Д. Воронец, Н. И. Забела, А. И. Каченовский, В. А. Лосский, М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Е. Д. Петляш, M. M. Скибицкая, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и др. Небольшую балетную труппу возглавляли Б. Ф. Нижинская, M. M. Мордкин и др.

Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития украинского национального искусства. После национализации в 1919 театр получил название Государственный оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская государственная академическая украинская опера (все постановки осуществлялись на украинском языке), с 1934 - Киевский государственный академический театр оперы и балета УССР, с 1939 - им. Т. Г. Шевченко.

В театре работали дирижеры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян, А. И. Орлов, режиссеры Я. И. Гречнев, И. М. Лапицкий, Е. Я. Лишанский, В. Д. Манзий, А. Н. Улуханов.

В содружестве с украинскими композиторами театр активно работал над советским репертуаром, были поставлены: оперы - «Дума черноморская» Яновского (1929), «Беркуты» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «Разлом» Фемелиди (1932); балеты - «Пан Канёвский» Вериковского (1931), «Ференджи» Яновского (1932).

Среди лучших спектаклей 20 - начала 30-х годов: «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин»; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Тарас Бульба» Лысенко, «Орлиный бунт» Пащенко, «Северный ветер» Книппера, «Белый рейд» Потоцкого, балет «Красный мак».

В связи с утверждением Киева столицей УССР (1934) во 2-й половине 30-х годов оперный и балетный коллективы были увеличены, репертуар театра значительно расширился. Были поставлены оперы «Щорс» Лятошинского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю», «Даиси», «Пиковая дама», «Проданная невеста», «Отелло» и др.

В этот период в театре работали: дирижёры - В. А. Дранишников, В. Я. Йориш, A. М. Пазовский, В. И. Пирадов, Н. Г. Рахлин; режиссёры - А. А. Колодуб, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры - Г. А. Берёзова, Н. М. Болотов, П. П. Вирский, Л. А. Жуков, С. Н. Сергеев; художники - А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов.

Раскрылись яркие дарования певцов З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко, М. И. Донца, Н. И. Захарченко, А. А. Иванова, Ю. И. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко.

В балетных спектаклях («Мещанин из Тосканы» Нахабина, «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Лауренсия»; «Сердце гор» Баланчивадзе, «Лилея» Данькевича и др.) проявилось мастерство К. Г. Васиной, А. И. Васильевой, А. И. Гавриловой, B. А. Преображенского, А. М. Соболя, Н. М. Скорульской.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев.

Расширяя классический репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр в содружестве с украинскими композиторами создал новые национальный спектакли, среди которых современные героико-патриотические оперы - «Честь» Жуковского (1946), «Молодая гвардия» Мейтуса (1947), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951, 2-я ред. 1953) и балеты - «Лесная песня» Скорульского (1946), «Ростислава» Жуковского (1955). Достижения коллектива связаны с созданием масштабных оперных спектаклей - «Иван Сусанин» (1948; Сталинская премия, 1949), «Борис Годунов» (1951), «Князь Игорь» (1952); «Тарас Бульба» Лысенко (1955) и постановкой балетов композиторов других советских республик - «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1949) и «Ромео и Джульетта» (1955); «Юность» Чулаки (1950), «Под небом Италии» Юровского (1952), «Шурале» Яруллина (1955).

С конца 1950-х годов наряду с постановками классических опер и балетов (в т. ч. «Пиковая дама», «Хованщина», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Кармен», «Аида», «Паяцы», «Лоэнгрин»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Раймонда») коллектив активно работал над воплощением произведений советских композиторов, создавая монументальные реалистические спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра.

Среди этапных постановок: оперы - «Война и мир» (1956); «Милана» (1957), «Арсенал» (1960), «Тарас Шевченко» (1964), «Ярослав Мудрый» (1975) Г. Майбороды, «Укрощение строптивой» (1959), «Катерина Измайлова» (1965; 1974, Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1975); «Гибель эскадры» Губаренко (1967), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1972), «В бурю» (1974); балеты «Ростислава» Жуковского (1955), «Лесная песня» (2-я ред., 1958); «Тени забытых предков» Кирейко (1963), «Спартак» (1965); «Легенда о любви» Меликова (1967), «Поэма о Марине» Яровинского (1968), «Каменный властелин» Губаренко (1971), «Баллада о матери» Штогаренко (1975).

В разное время в театре работали: певцы - П. С. Белинник, М. П. Бем, Н. Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, B. Н. Гужова, Ю. А. Гуляев, М. Э. Донец-Тессейр, Н. Г. Зубарев, А. И. Кикоть, В. Ф. Козерацкий, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, Л. И. Масленникова, М. В. Микиша, К. А. Минаев, К. Д. Огневой, Т. В. Пономаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, А. Ю. Станиславова, В. И. Тимохин, Э. М. Томм, Н. С. Фокин, Е. И. Чавдар, Н. А. Частий; солисты балета - Н. А. Апухтин, Ф. Н. Баклан, А. А. Белов, А. В. Гавриленко, Л. П. Герасимчук, Е. Н. Ершова, В. М. Потапова, Б. А. Таиров и др.; дирижёры - А. И. Климов, В. М. Кожухарь, А. Э. Маргулян, В. О. Пирадов, К. А. Симеонов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, Б. И. Чистяков; режиссёры - Н. В. Смолич, М. П. Стефанович, В. М. Скляренко; балетмейстеры - В. И. Вронский, Р. А. Клявин, C. Н. Сергеев; художники - Т. Бруни, А. Н. Волненко, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов и др.

В труппе театра (1980 год): певцы - нар. арт. СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Ю. Мокренко, А. Б. Соловьяненко, В. Я. Третьяк, Г. А. Туфтина, нар. арт. УССР В. Г. Грицюк, Е. В. Колесник, А. И. Кочерга, С. Д. Козак, В. М. Любимова, К. П. Радченко, M. Ю. Стефьюк, З. П. Христич, Г. А. Цыпола, М. И. Шевченко; солисты балета - нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Е. М. Потапова, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР В. И. Круглов, А. В. Лагода, И. П. Лукашова, Л. И. Сморгачёва, Р. А. Хилько; гл. дирижёр - нар. арт. СССР С. В. Турчак; дирижёры - нар. арт. УССР О. Н. Рябов, засл. арт. УССР И. Д. Гамкало; гл. режиссёр - нар. арт. СССР Д. Н. Смолич, гл. хормейстер - нар. арт. СССР Л. Н. Венедиктов, балетмейстер - засл. деят. иск-в УССР А. Ф. Шекера, гл. художник - нар. худ. СССР P. P. Нирод.

Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии, ГДР, Румынии, Испании, балетная - в Бельгии, Дании, Египте, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, Франции, Швеции, Югославии, Японии и др.

В 1936 театр награждён орденом Ленина, в 1968 - орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале театра 1628 мест.

Ю. А. Станишевский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973-1982

История балета

Украинский театр оперы и балета основан как оперная антреприза в 1867 году. В 1893-1919 на сцене театра выступала балетная труппа под руководством польских балетмейстеров С. Ленчевского и М. Ланге, показавших «Малороссийский балет», «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских цыган», «Космополитану», «Коппелию».

В 1910-х годах на гастроли периодически приезжали артисты Большого и Мариинского театров - Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, М. К. Обухова, А. Н. Балашова, М. М. Мордкин.

Балетную труппу возглавляли А. А. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и А. А. Кочетовский (1915-17), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).

В 1919 театр был национализирован и стал называться Государственный театр УССР им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская государственная академическая украинская опера, где М. М. Мордкин поставил «Жизель», «Вальпургиеву ночь» на музыку Гуно, и др. В 1921-1925 здесь работали балетмейстеры Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.

В 1926 балетную труппу (60 человек) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро». В 1928 Дысковский осуществил постановки балета-пантомимы «Шут» («Блазень») Прокофьева и балета «Красный мак» (с Р. В. Захаровым).

Основу труппы составляли выпускники Ленинградского хореографического училища (К. Г. Васина, М. Г. Смирнова, Захаров) и Киевской студии под руководством И. И. Чистякова (А. И. Гаврилова, В. В. Мерхасина, В. Н. Шехтман-Павлова, А. В. Ярыгина, А. Я. Бердовский, О. Н. Сталинский).

В 1930-е годы балетмейстер В. К. Литвиненко (в 1931-33 во главе труппы) поставил на сцене театра новые редакции «Лебединого озера» (1932), «Красного мака» (1933), первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна», 1931) Вериковского и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского.

В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, который поставил «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба - 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет «Мещанин из Тосканы» Нахабина в постановке П. П. Вирского и Н. И. Болотова.

В 1937-41 главный балетмейстер А. А. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классического танца и укрепила связи с ленинградским балетом. Она поставила «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» (оба - 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба - 1938); в 1940 в творческом содружестве с композитором К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтический балет «Лилея» (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), главные партии в котором исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, А. М. Соболь, Н. И. Иващенко и др.

В 1941 театр эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского театра, в 1941-44 были поставлены «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Шехеразада», «Штраусиана», в содружестве с композитором В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия «Бисова ночь», подготовлено 20 концертных программ.

В поставленных С. Н. Сергеевым (в 1942-53 главный балетмейстер) балетах «Сердце гор» (1940); «Лесная песня» Скорульского (1946), «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1948), «Красный мак» (1949); «Юность» Чулаки (1950), «Маруся Богуславка» Свечникова (1951), «Под небом Италии» Юровского (1952, совместно с Р. В. Захаровым) и других раскрылись индивидуальности артистов Васильевой, З. М. Лурье, Герасимчук, Е. М. Потаповой, В. М. Потаповой, Н. А. Апухтина, А. А. Белова, Ф. Н. Баклана, А. М. Сегаля, Р. А. Клявина, Б. В. Степаненко, Н. Н. Новикова и др.

Творчество Сергеева, стремившегося к танцевальной образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художественного своеобразия украинского балета. Повышению хореографической культуры труппы способствовали постановки: Ф. В. Лопухова - «Лебединое озеро» (1946), «Спящая красавица» (1950); К. М. Сергеева - «Жизель» (1959); В. М. Чабукиани - «Лауренсия» (1962); П. А. Гусева - «Семь красавиц» (1963) и «Спящая красавица» (1969).

Балетмейстер В. И. Вронский (в 1954-69 во главе труппы) развивал реалистические традиции украинского балетного искусства, углублял поиски синтеза народного и классического танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, А. В. Гавриленко, А. В. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и др. Вронский осуществил постановки новых редакций «Лилеи» (1956), «Лесной песни» (1958), развивая линию создания национального репертуара и утверждая танцевальную образность. Он оригинально поставил «Ростиславу» Жуковского (1955), «Княгиню Волконскую» Знатокова (1966), советский героический балет «Поэму о Марине» Яровинского (1968).

В 1960 Вирский поставил балет «Чёрное золото» Гомоляки, широко использовав выразительные приёмы народного танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской («Тени забытых предков» Кирейко, 1963), Сегаля («Буря» на музыку Чайковского, 1964), Клявина («Каменный цветок», 1965), Г. А. Майорова («Поэма рассвета» Косенко, 1973). Принципы танцевального симфонизма утверждает балетмейстер А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: «Легенда о Аобви» (1967); «Каменный властелин» Губаренко (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Раймонда» (1974).

В 1970-72 художественный руководитель труппы - народный артист УССР Р. А. Клявин, в 1972-74 - народный артист УССР Г. Н. Кириллова.

В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классического наследия сочетается с последовательной работой над созданием оригинального героико-исторического и современного репертуара. Театр укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими музыкально-сценическими полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на музыку А. Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, В. С. Косенко, М. М. Скорика.

Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Международном фестивале балета в Париже труппа театра была отмечена Золотой звездой.

В труппе театра (1979): нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода, Л. И. Сморгачёв, Р. А. Хилько; засл. арт. УССР. Т. В. Боровик, Е. В Косменко, В. В. Литвинов, В. Н. Некрасов, В. В. Парсегов, Г. М. Баукин, В. М. Рыбий, Э. М. Стебляк, Н. И. Уманова; артисты - Н. В. Березина, Л. В. Данченко, Н. Е. Абрамова, В. В. Клочко, Т. А. Литвинова, Л. Л. Шатилова, И. В. Хребтова; балетмейстер - засл. арт. УССР Н. М. Скорульская, балетмейстеры-репетиторы - нар. арт. СССР Е. М. Потапова, нар. арт. УССР И. П. Лукашова, В. И. Круглов, засл. артисты УССР Н. В. Верекундова, Н. Н. Новиков, З. В. Серкова и др. В 1974-1977 обязанности гл. балетмейстера исполнял засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шикеро, в 1977-79 - Г. А. Майоров, гл. художник - нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод, главный дирижёр - нар. арт. СССР С. В. Турчак.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981

Официальное название: Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко

Адрес: г. Киев, ул. Владимирской, 50.

Дата постройки: 1867

История:

Начало истории театральной жизни Киева берет ведет свою историю с середины 19-го века. Удерживания городские средства приличного театрального помещения в старые времена было не только престижным делом, но и неплохой статьей дохода для муниципальной кассы. Ведь антрепренеры - держатели труп, выступавших на городской сцене, - платили немалые деньги за аренду. Долгое время (с 1856-го года) на Театральной площади в Киеве стояла совсем невзрачное театральное здание примерно на 900 мест. О нем говорили, будто в Киев ошибочно направили проект театра, утвержденный для Житомира. Впрочем, разговоры о возведении нового городского театра упирались в отсутствие свободных средств.

И вдруг сложный вопрос решился сам собой и достаточно трагично. В феврале 1896-м году городской театр охватил пожар, который начался из гримёрных и молниеносно распространился на все здание театра. К счастью, никто не погиб, но здание театра сгорело просто дотла и исчезло из тогдашней карты Киева. Следовательно, возникла необходимость строительства нового здания для киевского театра, а городские власти решили не выделить достаточно щедрые суммы на его постройку. Было проведено целевую муниципальную ссуду, которая принесла полмиллиона рублей (по тем временам огромные деньги). Объявили широкий конкурс проектов с привлечением зодчих из многих стран: Австрии, Италии, Германии, Франции, Швеции. В феврале 1897-го года компетентное жюри, состоявшее при столичном обществе архитекторов, обнародовало свое решение: первое место занял проект петербургского академика Виктора Шрьотера. Этот известный мастер специализировался именно на проектировании театров; его произведения до сих пор украшают Санкт-Петербург, Тбилиси, Нижний Новгород и Иркутск.

Киевская опера в начале 20-го века. Фотографии сделана незадолго после ее постройки

Правда, академик решительно отказался руководить строительством на месте. Но эта проблема, наконец, решилась.

Работы по возведению нового здания театра возглавил киевский архитектор с огромным опытом - Владимир Николаев. В 1900-м году уже стартовали работы по отделки здания, но возникла серьезная проблема. Дело в том, что в начале 20-го века в Киев пришла, так называемая, строительная лихорадка, которая встряхнула весь город - горожане и инвесторы с других городов и стран начали активно инвестировать в строительство в Киеве, что подняло цены на строительные материалы и работу мастеров. В итоге, первоначальная смета оказалась недостаточной и пришлось приплачивать от города еще несколько тысяч. Но, в сентябре 1901-го года новый киевский городской театр открыл свои двери для посетителей. Общий архитектурный стиль, доминирующий как в экстерьере, так и интерьере имел черты ренессанса. Больше всего выделялся главный фасад, находившийся со стороны . Фасад нового театра был украшен разнообразными скульптурами, в том числе это были и крылатых грифоны, Мельпомены и Терпсихоры. Изначально, зал для зрительный был рассчитан на 1267 мест, а интересным и удобным решением было то, что гости на галерки вынуждены были пользоваться отдельным входом. Это было сделано для того, чтобы они не мешали зрителям партера и лож. Но экстерьер нового здания киевского театра также поддался и серьезной критикой. Многие газеты написали, что в центре Киева неуклюже разместилась огромная жаба - так они назвали новое сооружение.

С начала своего существования городской театр предоставлял помещение актерам оперы и балета. Киев в то время называли третьим оперной столицей империи. В Киевской опере в начале XX-го века выступали любимцы публики - тенора Антон Боначич, Стефан Белина-Скупевський, Федор Орешкевич; баритоны Михаил Бочаров, Оскар Камионський, бас Платон Цесевич; сопрано Клара Брун, Екатерина Воронец, Мария Скибицька; колоратурное сопрано Эмилия Боброва, Мария Таирова и Розалия Горская. Здесь работали замечательные режиссеры и дирижеры, худож-ники-декораторы и костюмеры. Киевский городской театр на высшем уровне ставил прославленные оперы: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Жизнь за царя» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова, «Демон» Рубин-штейна, «Волшебная флейта »Моцарта,« Травиата »и« Аида »Верди,« Фауст »Гуно,« Кармен »Бизе и многие другие. Регулярно приезжали именитые гастролеры: Шаляпин, Собинов, Баттистини, Руффо...

К сожалению, кроме творческих достижений, в театре произошло досадное происшествие. 1-го (14) сентября 1911-го года в Киевской опере проходил спектакль в честь визита в город императора Николая II. Вместе с царем присутствовали его семья, царедворцы, правительство. Давали оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В перерыве между второй и третьей действиями премьер-министр и министр внутренних дел Петр Столыпин одиноко стоял у барьера оркестровой ямы. Вдруг к нему стремительно приблизился молодой во фраке и двумя выстрелами смертельно ранил Столыпина. Через четверо суток глава правительства умер в хирургической клинике на современной ул. Олеся Гончара, 33. Петр Столыпин был похоронен на территории Киево-Печерской лавры. Его убийцу арестовали на месте покушения. Оказалось, что преступник - сын богатого адвоката и сам адвокат Дмитрий Богров, - был членом организации боевиков-анархистов и одновременно агентом «охранного отделения» (тайной политической полиции). Вскоре его казнили в крепости на Лысой горе . А для историков до сих пор остается открытым вопрос - был Богров террористом-одиночкой, а если нет, то кто именно подтолкнул преступника к действию, какие конкретные силы стояли за его спиной? Об этом, возможно, мы уже никогда точно не узнаем.


Киевская опера в 1943-м году

Во время Второй мировой войны произошел также случай, который чуть не похоронил навсегда здание киевской оперы. Во время одного из спектаклей, в оккупированном Киеве, бомбардировщик сбросил бомбу в помещение оперы. Бомба пробила крышу и упала в вестибюль, но к счастью, она не взорвалась.

В 1980-х годах реконструкция театра существенно изменила его планирования, сделано также надстройку над сценой, но общий вид и стилевое решение театрального здания остались практически неизменными.

На сегодняшний день в здание Киевской оперы проходят постановки по мотивам украинских и зарубежных композиторов. Кроме того, киевская опера славится, если так можно выразится, своей «дешевизной». Дело в том, что в Европе или США посещение Оперы считается довольно дорогостоящим удовольствием. В Киеве же, Вы можете купить билет в оперу по очень демократичной цене, а в заме Вы получите исполнение мирового класса и массу позитивных эмоций.

Интересные факты:

в 1911 году в здании Киевской оперы был смертельно ранен Петр Столыпин

Во время Второй мировой войны, в оккупированном Киеве в здании оперы праздновали день рождения Гитлера. Советские войска скинули бомбу в оперу, она пробила купол, но упав, так и не взорвалась

Киевкая опера на карте

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко - музыкальный театр в Киеве, Украина. Третий по старшинству оперный театр на Украине после Одесского и Львовского оперных театров.

Национальная опера Украины (Киевский оперный театр)Постоянная оперная труппа была организована в Киеве в 1867 году и стала, наряду с театрами Москвы и Петербурга, одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865 - 1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, называемого "русской оперой", построенного в 1856 году по проекту российского архитектора И.В.Штрома. Первый сезон был открыт оперой Верстовского "Аскольдова могила". Вскоре в театре были поставлены оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" М. Глинки, на премьеры опер "Опричник" (1874), "Евгений Онегин" (1889) и "Пиковая дама" (1890) приезжал П.И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С.В. Рахманинов на премьеру оперы "Алеко", а в 1895 - Римский-Корсаков на премьеру "Снегурочки". В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.

Появлению нового оперного театра предшествовало печальное событие: в феврале 1896 года, после утреннего показа оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского, в одной из гримерных произошел пожар. Огонь распространился молниеносно и полностью уничтожил здание старого Городского театра. Как ни странно, но тогда это был не исключительный случай, только за два года (1889-1891) в Европе и Америке сгорело 22 театральные помещения.

После этого был объявлен конкурс на проект нового здания. В нем приняли участие более двадцати архитекторов из России, Германии, Франции, Италии. 25 февраля 1897 жюри объявило результаты конкурса. Лучшим был признан проект российского архитектора Виктора Александровича Шретера, который перестраивал и фасад Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 году.

Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра - почти 100 000 куб.м, площадь помещений - 40210 кв.м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила - покровителя города, однако, по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.

Для архитектора был важен не только внешний вид театра, ритмика и изысканный декор фасада. В. Шретер позаботился, чтобы помещение было удобным и для тех, кто будет выступать на сцене, и для тех, кто будет сидеть в зале. К тому времени сцена Киевского оперного была крупнейшей в России (ширина 34,3 м; глубина 17,2 м; высота 22,7 м). Театр имел системы парового отопления, кондиционирования воздуха, прекрасное сценическое оборудование. В свое время Киевский оперный театр действительно поражал: партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса могли вместить одновременно 1318 зрителей (в партере насчитывалось 384 места). В интерьерах доминировали бархат и бронза. Изысканные кресла, люстры и светильники привезли из Вены.

Торжественное открытие нового оперного театра состоялось 29 сентября (16 сентября по старому стилю) 1901 года с представления оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки.

В 1911 году в театре произошло событие, отразившееся на всей российской истории, - был убит премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным, находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближенные присутствовали на спектакле "Сказка о царе Салтане". Во время второго антракта Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В.Б.Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: "Счастлив умереть за Царя"

В советское время театр несколько раз менял своё название, в 1926 году получил статус "академический", в 1939 театру было присвоено имя Тараса Шевченко.

В годы Великой Отечественной войны труппа театра была эвакуирована в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулась в Киев. Само здание театра не сильно пострадало от военных действий и востановление обошлось только косметическим ремонтом.

В 1983-1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 кв.м. Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный чешской фирмой "Ригер-Клос". Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 кв.м. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.