Оптимальная высота струн на электрогитаре. Высота струн на акустической гитаре Расстояние струн от грифа на классической

Если высоты струн на гитаре вас не устраивают, то их настройка может быть как простейшей операцией по замене или обработке нижнего порожка, так и глобальным ремонтом в особо неприятных случаях. В каждой конкретный ситуации действовать можно немного по-разному, используя стандартные приемы в разных сочетаниях.

Особый случай гриф на винте. Настраивать высоту просто, но помните, когда вы крутите винт регулировки, вы изменяете расстояние между ладами и нижним порожком. Проблема усугубляется, если 12-й лад и точка упора грифа находятся на большом расстоянии. Такая картина часто наблюдается на советских гитарах. Гриф на винте также должен иметь правильную форму, быть ровным.

Какими должны быть высоты у нейлона на 12 ладу

Сначала вспомним какие расстояния должны быть и как их измерить. Если приставить линейку к двенадцатому ладу, то до центральной линии первой струны должно быть 3.5мм, а на шестой это расстояние, постепенно должно увеличиться до 4.5-5мм и даже до 5.5мм. Ещё раз - это расстояния для нейлона.

(Для металлических струн все ниже: до 2 мм для первой и 3.5 для шестой.)

Высота струн над декой в районе подставки должна быть от 9 до 15мм. Нижний порожек должен уверенно держаться в пропиле.

Причины неверных высот

Факторов, влияющих на высоту струн, достаточно много. И причиной больших расстояний может быть как ошибка или неточность при изготовлении, так и изменения в гитаре по прошествии какого-то времени, предсказуемые и не очень.

Очевидные ситуации. Без понимания вопроса сменили металл на нейлон или наоборот. Гитара изготавливалась специально с другими высотами и вам они не подходят. На гитаре не та косточка.

Самая серьезная проблема - при изготовлении неверно установили гриф и подстройки косточкой не хватает, чтобы это скомпенсировать.

Самая распространенная причина - гриф со временем прогнулся и требуется только опустить косточку или ещё его выпрямить. Несколько прогнуться может и сам корпус гитары, тогда надо просто опустить косточку, обратив внимание не поплыла ли ещё мензура.

Классическая проблема: прогиб грифа

Это системная проблема грифов без анкера, т.е. грифов классических гитар. Шейка может излишне прогнуться под натяжением струн и вы получите увеличение высоты струн.

Исправлять такую проблему надо выпрямлением грифа , а не понижением нижнего порожка. Почему?

Если просто опустить косточку, тогда получится яма, на выходе из которой струна будет звенеть. Дно ямы в районе 7-го лада, после нижней точки ямы лады начинают подниматься вверх и струна будет касаться следующего лада.

Стандартная проверка, если вы опустили струны до нормальной высоты над 12 ладом и они начали все позвякивать начиная с середины грифа, значит у вас излишний прогиб.

Сразу для контраста: если струны звенят на первых ладах о следующий лад, тогда у вас струны слишком низко или есть загиб грифа.

Специально указываю причину звона, о следующий лад, так как причина может быть иной, например, призвук на верхнем или нижнем порожках. Это другая проблема, связанная с их формой.

На кривом грифе можно настроить только какой-то его участок для нормальной игры. В каком-то смысле это оправданно, если вы играете только в первых позициях. Величина прогиба напрямую влияет на сложность ситуации. С маленьким излишним прогибом мириться ещё как-то можно. Если струны звенят уже на пятом ладу, то это и для простого аккомпанемента слишком.

Кривой гриф требует выпрямления. Перед выпрямлением определитесь с высотами, что у вас получится в конце концов. Воспользуйтесь необходимостью ровнять накладку и четко попадите на желаемую высоту. В зависимости от того какую сторону накладки вы будете обрабытывать в большей степени, так у вас и будет меняться окончательный результат по высоте струн.

Высота над первым ладом

Очевидно, что открытая струна не должна звенеть о первый лад. Слишком же большое расстояние - это ненужное мучение для гитариста.

Чтобы быстро прикинуть достаточную высоту нужно при правильном зазоре на 12 ладу зажать струну на первом ладу и посмотреть на расстояние над порожком второго лада. Расстояние на первом ладовом порожке у открытой струны практически такое же. Подробно настройку этих высот обсудим в следующей статье о верхнем и нижнем порожках гитары.

Регулировка нижнего порожка

Понятно, что есть штатная возможность изменить высоту нижнего порожка. Это очевидная настройка. Если косточку надо опустить, то ее просто надо сточить, если поднять, то по большому счету ее надо заменить. Ремонт с подклейкой приемлем, но склейка не должна слишком высоко поднятся в пропиле. Приклеиваете твердое дерево, кость или что-то подобное к нижнему порожку на суперклей. Такой подход приемлем для недорогих гитар. Далее что делать если косточка слишком большая или слишком маленькая для своей подставки.

Обратите внимание, чтобы поднять струну на 0.5 мм над 12 ладом, косточку надо поднять уже на 1 мм.

Работа с подставкой

Очень часто требуется правка самой подставки, т.е. косточка такая высокая, что плохо держится или наоборот такая низкая, что тонет в пропиле.

Слишком высокий нижний порожек

Если косточка становится слишком высокой для старого пропила, нужно углубить и желательно расширить его. Косточка должна уверенно сидеть в пропиле. Делайте эту операцию с пониманием что такое компенсация строя.

Надо учесть возможности деки сопротивляться большему напряжению. Для толстых дек высокий порожек может пойти и на пользу. Поднимая кость вы увеличиваете рычаг и крутящий момент на подставке, она с большей силой начинает выламывать деку.

Также бывает необходимо уменьшить угол захода струны на косточку. Струны слишком резко поднимаются на нижний порожек, фактически выламывая его. Крепление с помощью косички(т.е. обычное крепление за одно отверстие) само по себе снижает этот нежелательный эффект, позволяет струне подтянуться вверх. Можно увеличить высоту панельки крепления струн, совместить это с приятным и приклеить что-то декоративное сверху. Тогда петля струны будет выше подтягивать струну, уменьшать угол, снижать опрокидывающий момент на косточку.

Слишком низкий нижний порожек

Если косточку надо опустить ниже уровня подставки, тогда можно несколько срезать её губу, сделать её ниже, чтобы нижний порожек достаточно выглядывал. Но есть подводный камень – надо следить за углом отсечки струн, поэтому ход настройки этим способом небольшой и не всегда осуществим.

Угол отсечки струн также зависит от способа и положения отверстия для крепления струн. Если надо угол увеличить, то отверстие должно быть максимально низко и следует применить крепление за два отверстия или с помощью поговички.

Можно рассмотреть вариант смены способа крепления струн. Например, у вас обычная подставка с креплением за отверстие. Подставка высокая. Вы можете перейти на способ крепления струн с помощью колков, как на вестернах или цыганских гитарах. Для классической гитары это подойдет только в особых случаях, но об этой возможности нужно помнить.

Тут мы фактически доходим до возможности смены подставки. Вариант приемлем, особенно в комплексе с другими факторами. Старая подставка некрасивая, поломанная, кривая и оторванная, не закрывает каких-то пятен.

Старые отверстия в подставке можно заделать чепиками твердого дерева с эпоксидной смолой и просверлить ниже другие отверстия. Сделать на приклееной подставке это можно с помощью некой спицы с прикрепленным к ней сверлом. Так как сверлить мало, то можно использовать и просто заточку на спице. Сверлить со стороны нижнего клеца, обороты низкие.

Большие ошибки, т.е. фактически неверная установка грифа в гитару может быть исправлена помимо переустановки грифа правкой накладки, а также пилением пятки. Сделать пропил очень близко к обечайкам, как будто вы хотите отпилить гриф заподлицо к корпусу, но остановиться перед накладкой. Теперь нужно лишь подобрать вставку из плотного дерева, чтобы, склеив с ней все назад, получить верный угол вклейки грифа. Ремонт радикальный, но эффективный.

Со временем и под натяжением струн, акустическая гитара, так или иначе, меняется, а в частности, её корпус. В отличие от нас, старых гитаристов, инструмент начинает демонстрировать свой возраст. Пузо выпячивается, плечи прогибаются, шея склоняется вперёд.

Согласен, не самое лучшее сравнение.

Хотя гитару можно рассматривать как организм.
Под натяжением шести струн, «плечи» около немного прогибаются вперёд. Дерево верхней деки вокруг резонаторного отверстия чуть-чуть проваливается вниз, а дерево вокруг подставки и за ней становится выпуклым. Нижняя дека наоборот сглаживается и фактически становится чуть длиннее. Каждое из этих изменений влияет на гриф. Даже если он вам кажется прямым, есть вероятность, то ниже 14-ого лада он уже начинается прогибаться.

Я бы хотел тут повторить то, что я писал в . Анкерный стержень не влияет на угол наклона грифа. Он помогает не гнуться самому грифу и с его помощью можно контролировать прогиб грифа от верхнего порожка до 15-16 ладов (то есть на 1-2 лада дальше того места, где накладка грифа лежит уже на корпусе гитары). изменяет угол наклона только гибкой части грифа.

По моему опыту, почти всем обычным акустическим гитарам с металлическими струнами со временем необходимо делать переустановку грифа (neck reset). Как правило, гитарам облегченной конструкции переустановка требуется раньше, чем тем, что потяжелей. Например, Martin живут без переустановки грифа в среднем 20-25 лет, но после такой процедуры время и натяжение струн продолжают влиять на корпус гитары и не всегда легко угадать, как инструмент поведёт себя. В любом случае, добротно сделанные гитары смогут пережить своих хозяев…

По мере того, как гриф немного выворачивается относительно верхней деки, увеличивается высота струн, особенно высоких позициях (от 6 лада и ниже). На самом деле, если знать, что делаешь, то легко выявить необходимость переустановки грифа, глядя на высоту струн.

Я пользуюсь тремя разными способами, чтобы выяснить есть ли проблемы с углом наклона грифа. Чаще всего пользуюсь третьим при первичном осмотре гитары. Имейте в виду, что предварительно нужно правильно отстроить анкер, это очень важно.

«Прицеливаясь» грифом так, чтобы уголки ладов были в одну линию, я обращаю внимание на то, есть ли явный изгиб грифа в том месте, где он крепится к корпусу:

В этом месте гриф слишком толстый, чтобы анкер мог его согнуть, но если гриф не выровнен относительно корпуса, то окончание накладки может выгибаться наружу. Бывает, что прогиба не видно из-за строения гитары, например, слишком большая часть накладки лежит на корпусе. Но если есть прогиб накладки над корпусом гитары, то тут явные проблемы с углом наклона грифа.

Если же гриф на глаз оказался ровным, то я беру линейку на 60см:


Я не смогу ей воспользоваться, если накладка изогнута, потому что линейка не будет касаться всех ладов, и невозможно правильно оценить угол наклона грифа. Поэтому убедитесь, что с накладкой и ладами всё в порядке.

Теперь ставлю линейку на деревянную часть подставки:


Большинство гитар устроено так, что если линейка легла на подставку и касается всех ладов, то я могу быть уверен, что с углом наклона всё в порядке.
К сожалению, эта гитара ясно даёт нам понять, что нужна переустановка грифа:


Линейка висит в 0,3см (1/8”) от корпуса.

Этот способ достаточно прост, но при его использовании не учитывается толщина самой подставки. Если она была уменьшена, а линейка легла как надо, то угол наклона грифа может быть и не идеален. Можно измерить высоту подставки (без учета высоты нижнего порожка) и надеяться, что будет где-то от 8 до 9,5 мм (5/16" - 3/8"), или использовать способ полегче.

Вот способ, который не связан ни с ладами, ни с накладкой, ни с высотой подставки.

Сперва, убедитесь, что гриф прямой, потом посмотрите, какая высота струн над 12-ым ладом. Например, она в пределах нормы, то есть от вершины 12-ого лада до нижнего края шестой струны у нас где-то от 2,4 до 3,2 мм (3/32” – 4/32”). Теперь посмотрим, какая высота этой же струны ближе к подставке.

Если от корпуса гитары до нижней границы шестой струны 12,7 мм (1/2"), то угол наклона грифа правильный:


Если расстояние меньше сантиметра (3/8”), то с углом наклона очевидно проблемы:


На фото струны очень близко к корпусу, значит, подставку и/или порожек понижали.

Если под рукой нет линейки, то можно на глаз или пальцем измерить расстояние, меньше ли оно 1см или больше.


Вот еще некоторые моменты, указывающие на проблемы угла наклона:

Расстояние над 12-ым ладом очень большое, больше 3,8мм (4/32”)


НО ПРИ ЭТОМ нижний порожек ОЧЕНЬ низкий:


Существуют проблемы связанные и с «обратным» углом наклона грифа, которые возникают либо при низкокачественном производстве, либо в результате неудачного ремонта. Это видно, если нижний порожек очень высокий, а высота струн наоборот, чрезмерно низкая.

Высота этого порожка в порядке, и ее не стоит увеличивать, так что, если высота струн нормальная, то и угол наклона грифа скорее всего тоже правильный:


Однако, если струны очень низко, то я бы посоветовал переустановку грифа.

Тут нужно понимать, что все эти показатели не абсолютны. Большинство акустических гитар имеют параметры схожие с гитарами Martin, но для других типов гитар будут уже другие рекомендации. Также играют роль личные предпочтения музыканта в высоте струн. Можно легко пережить, если угол наклона грифа немного неправильный. В конце концов, для гитариста неправильный, а для другого - самый раз. Что подойдёт для задорного исполнителя кантри, может быть неприемлемо для джаз-гитариста.

Также, в статье я имел в виду здоровые инструменты, которые содержатся при нормальной влажности. Высокая или низкая влажность имеет большое влияние на гриф.

В таком деле лучше всего поможет опыт, когда через руки проходят тысячи гитар. Опытный мастер развивает интуицию и буквально чувствует подобные проблемы, учитывает десятки нюансов. У каждого производителя свои стандарты, свои гарантии и степень ремонтопригодности инструмента. А каждый мастер выбирает свой способ ремонта, который зависит типа, стиля, возраста, производителя и состояния инструмента.

Точная отстройка электрогитары – процесс куда более сложный, чем отстройка акустической. Это связано с большим количеством механизмов и деталей у «электры», которые требуют дополнительной регулировки. В этой статье мы поэтапно рассмотрим, как правильно отстроить все необходимые элементы электрогитары.

Регулировка анкера

Анкер – это длинный металлический стержень, находящийся внутри грифа, который регулирует его прогиб.и препятствует деформации под натяжением струн. Чаще всего он отстроен хорошо и трогать не нужно, но если гитара дребезжит при средней силе игры, то придется повозиться.

Когда анкер отстроен не верно, гриф становится вогнутым или выгнутым. Что приводит к дребезжанию струн (если гриф выгнут) или к большому расстоянию между струнами и грифом (если гриф вогнут), из-за это становиться сложнее играть.

Как понять, что «виноват» именно анкер? Для этого существует специальная проверка: зажмите любую струну на первом ладу и ее же в месте крепления грифа к корпусу (приблизительно 20-21 лад). Теперь посмотрите на расстояние между порожком на 7 ладу и струной. В идеале оно составляет 1-3 миллиметра. Если это не так, то придется осуществить настройку анкера. Для этого нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Ослабьте все струны.
  2. Открутите болты на шторке.
  3. Вставьте шестигранный ключ и подтяните анкер.


В какую сторону крутить ключ? По часовой стрелке – выпрямление грифа, против – выгибание. Если вам что-то еще осталось непонятно – ниже мы разместили онлайн-видео с подробным описанием.

Важно! Поворачивайте ключи очень медленно и аккуратно пока не добьетесь нужного результата. Иногда хватает поворота ключа на 2-3 градуса чтобы получить нужный эффект.

После работы с анкером гитару можно настроить и приступить к игре. Но, есть большая вероятность, что через пару дней придется вновь прибегнуть к настройке, так как струны создадут давление которое может привести к небольшой деформации. В этом нет ничего страшного.

Если вы все сделали верно, но струны по-прежнему дребезжат или дребезжит только часть струн, тому есть несколько причин:

  • Нужно заменить струны, так как их обмотка износилась (если струнам больше 6 месяцев);
  • неправильно отстроен бридж гитары. Он может быть выше или ниже нормы;
  • неправильно отстроены седла на бридже, возможно они опущены;
  • износился верхний порожек грифа, или он не от этой гитары;
  • деформация грифа. Это решается только заменой грифа.

Регулировка высоты струн

Если с грифом все хорошо, но гитара все равно дребезжит, то следует попробовать отрегулировать высоту струн. Чем выше они подняты над грифом, тем меньше вероятность дребезжания и тем сложнее их зажимать. Стандартный подъем струн над грифом описан в таблице.

Струна Расстояние на последнем ладу
1-я 1,5 мм
2-я 1,6 мм
3-я 1,7 мм
4-я 1,8 мм
5-я 1,9 мм
6-я 2,0 мм

Перед тем, как приступить к работе не забудьте ослабить струны. После этого можно приступать к регулировке высоты седла. Многие гитаристы спрашивают, как определить оптимальную высоту? На этот вопрос нет ответа. Все зависит от особенностей вашего звукоизвлечения. Чем жестче вы играете и, чем сильнее вы играете, тем больше высота должна быть, чтобы струны не бились об порожки. Однако помните, что чем больше расстояние до струн, тем сложнее их прижимать. Новичкам всегда рекомендуется ставить минимальную высоту. Прикрепленное видео поможет вам разобраться с неясными моментами.

Регулировка мензуры

Мензура – это расстояние между верхним и нижним порожком, проще говоря, рабочая длинна струны, то есть такая, которая непосредственно участвует в «звучании». От того, насколько хорошо настроена мензура зависит чистота звучания гитары. У большинства гитар ее длинна составляет 25,5” или 24,7”. При покупке она настроена примерно и часто приходиться выполнять настройку самостоятельно.

Сперва настройте инструмент в стандартный строй, а затем выберете в тюнере хроматический режим. Теперь извлекайте звук на 12 ладу и смотрите на стрелку тюнера: если она откланяется вправо, то мензуру нужно «удлинить», а если влево то, наоборот, укоротить, то есть сдвинуть седло ближе к центру. Не забывайте подстраивать гитару после каждого передвижения седла.

Что делать, если гитара все равно фальшивит? Скорее всего, ее придется нести в мастерскую. Высока вероятность, что проблема кроется в неправильном расположении порожков, бриджа или неверной разметке ладов. Нередко бывает и так, что лады изнашиваются и точка соприкосновения струны и порожка меняется. В таком случае точно отстроить мензуру не получиться, необходимо стачивать и полировать лады заново. В видео, прикрепленном ниже онлайн разобраны все самые важные моменты.

Замена струн

Еще один важный момент, с которым рано или поздно приходится сталкиваться всем гитаристам – . Это процесс несложный, но все же имеющий свои нюансы.

В таблице ниже, мы привели примерное количество витков струн на колках. Это не имеет важной роли, но послужит ориентиром для новичков, какую длину струны нужно оставлять. Это не абсолютная истина и соответствие этому правилу никак не повлияет на гитару.

Струна Количество витков
1-я 4-5
2-я 4
3-я 2-3
4-я 2
5-я 2
6-я 2

Ну и небольшой лайфхак напоследок. Чтобы струны служили вам дольше, за ними нужно ухаживать. Самая большая проблема – это отложения кусочков кожи и пота на струнах, которые взаимодействуя с гитарой, разрушают структуру струны, окисляя металл. Тем самым срок службы струн сокращается. Чтобы замедлить этот процесс, всегда подходите к инструменту с чистыми руками и протирайте струны спиртом хотя бы раз в неделю.

Вы также можете посмотреть онлайн видео, если какие-то моменты остались неясны.

Ну вот и вся информация, которая может пригодиться вам при отстройке гитары. Возможно, отстройка электрогитары кажется сложной: настройка анкера, высоты струн, мензуры, но если сеть и разобраться, то окажется, что все не так сложно и даже приносит удовольствие! Спасибо, что прочитали статью, надеемся, что вы нашли ответы на все свои вопросы. Если что-то осталось еще неясным, спрашивайте в комментариях ниже. Вступайте в нашу группу ВКонтакте, там вы найдете еще больше полезных и свежих материалов для гитаристов. Пока!

Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях - опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще - покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.

Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.

Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.

Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) - достаточна для маневра, а гриф - без дефектов и прямой.

Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом - от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль - заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну - прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.

Предположим, что у нас получилось - 3,5 мм.

Нам нужно:
Ослабить струны настолько, чтобы их можно было:


  1. не снимать полностью, но

  2. просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки - любым способом.

Струны зафиксированы внизу.
Далее - выводим анкер в среднее положение, т.е. в такое, при котором анкер не влияет на гриф. Находится такое положение легко - крутим анкер в разные стороны и находим место, где он крутится безо всяких усилий. Так и оставляем.
Теперь - пусть древесина грифа немного отдохнет и примет свое естественное положение. Оставим гриф в покое на часа два.

Следующий шаг.
Контролируя линейкой - выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего - чтобы никакого изгиба не было.

Теперь - отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.

Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим - не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.

Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку - и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно - лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.

Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать - достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.

Теперь, - внимание! - принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры - не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.

Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после - опять даем грифу время отреагировать - теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.

Через два часа - подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» - снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений - совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.

Как только это произошло - поздравляю! - регулировка закончена. Получившееся расстояние - минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.

Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.

После приобретения электрогитары многие новички сразу же пытаются что-нибудь сыграть, что вполне понятно. Однако может возникать проблема из-за дребезжания одной или нескольких струн. Также струны может быть тяжело зажимать, что усложняет игру. Все это может быть вызвано неправильной высотой струн.

Для чего необходимо регулировать высоту струн

Данный вопрос важен как для новичка, так и для профи. Однако в случае с первыми причиной служит элементарное качество звука. Как правило, приобретая гитару, особенно недорогую, надо знать, что изначально струны не отрегулированы как следует. Из-за этого в процессе игры появляется характерный дребезг, особенно заметный на самой толстой шестой струне. Это сильно портит впечатления от игры.

Для уже опытного гитариста необходимость в регулировке струн обусловлена стилем игры. Если акцент делается на скорость игры, то струны должны быть чуть ниже стандартного значения. Также гитарист со временем сам выбирает наиболее оптимальную для его стиля игры высоту. Однако прежде пройдет немало времени и вынужденных регулировок высоты струн на электрогитаре.

Стандартная высота

Ориентируясь на уже принятые параметры, следует отметить, что стандартная высота струн на электрогитаре изменяется для каждой по отдельности. Как правило, на самой первой и наиболее тонкой струне данное значение составляет 1,5 мм. Каждая последующая струна будет выше на 0,1 мм. Так, уже на шестой струне величина составит 2 мм.

От чего зависит высота струн

Названная оптимальная высота струн на электрогитаре в описанном выше пункте подходит для средних по толщине струн. Названное увеличение на 0,1 мм вызвано именно возрастающим объемом струны. Это заметно даже невооруженным глазом. Первая струна как самая тонкая допускает наименьшую высоту над грифом, в то время как шестая при небольшом отклонении от оптимального значения может начать дребезжать, соударяясь о лады.

Выбирая, на какой высоте должны быть струны, следует ориентироваться на звук и личные ощущения. Для начала следует выровнять струны по оптимальным значениям (измеряется высота на последнем ладу). Затем попробуйте сыграть при такой настройке. Особенное внимание следует уделить самой толстой струне, поскольку именно при игре на ней будет сильнее заметна проблема с высотой. Даже если во время игры данная струна кажется не особо важной и редко используется, проблема может себя показать в самый неподходящий момент и нарушить звучание.

Если оптимальная высота оказалась неподходящей, то следует увеличить высоту струн над грифом электрогитары. Порой достаточно 0,1 мм, чтобы получить необходимый результат. Переусердствовать в данном процессе нежелательно, поскольку это усложнит игру.

Допустимые значения для высоты струн

Ранее было упомянуто о зависимости высоты струны от стиля игры. Следует более детально рассмотреть варианты регулировки:


Как проводится настройка

Чтобы настроить высоту струн на электрогитаре, требуется разобраться с имеющимся бриджем. Существует несколько их разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности настройки. Так, наиболее популярными являются Tune-o-Matic, Hardtail, Vintage Tremolo, Floyd Rose.

Прочие настройки

Высота струн на электрогитаре достаточно важна, однако это не единственная настройка, от которой зависит качество игры. В большинстве случаев процесс настройки ограничивается подкручиванием колков, чтобы струна звучала правильно. При этом, если гитара настроена правильно, и струны достаточно новые, необходимости в частой настройке не возникнет.

Когда электрогитара не отрегулирована как следует, струны часто будут терять строй, и частота регулировок звука увеличится, что влияет на качество инструмента. Существует несколько базовых настроек, кроме высоты струн.

Прогиб грифа

В грифе электрогитары располагается металлический стержень, называемый анкером. Его предназначение достаточно просто - не допустить искривления грифа под натяжением

В процессе настройки высоты струн на электрогитаре может возникнуть ситуация, когда не получается провести регулировку из-за того, что высота сильно отличается на разных ладах. Проблема может заключаться именно в анкере. Отрегулировать его следует прежде настройки высоты струн, поскольку именно благодаря ему они и держатся.

Перед тем как начинать регулировать анкер, следует определить, существует ли искривление и в какую сторону оно направлено. Определяется это прижиманием струны на первом и шестом ладу. Если струна соприкасается с одним из ладов, расположенных между зажатыми, нужно ослабить анкер. Если высота окажется слишком большой - подтяните. Проверка проводится на уже настроенном инструменте.

Настройка проводится шестигранным ключом, которым крутится анкерный болт. Чтобы ослабить анкер, крутите против часовой стрелки. Для подтягивания - по часовой стрелке. При этом не стоит слишком усердствовать, достаточно небольшого сдвига, чтобы привести в норму анкер. При этом изменение может быть не сразу заметно, поскольку дереву грифа нужно немного времени для принятия новой формы.

Мензура

В данном пункте следует уделить внимание рабочей длине струны. Не на каждой гитаре данная настройка возможна. Однако электрогитары с тремоло-системой допускают данную процедуру. Сама настройка проводится на каждой струне, начиная с первой. Следует извлечь натуральный флажолет на 12-м ладу. Для этого вначале прикоснитесь к струне, но не зажимайте её, а после щипните пальцем свободной руки. Запомните звук. После прижмите эту же струну и сравните полученные звуки. Они должны быть одинаковы. Если флажолет ниже - уменьшите струну. В противном случае увеличьте.

Звукосниматели

В конце следует уделить внимание высоте звукоснимателей. От данной величины будет зависеть, как подключенная к усилителю электрогитара будет звучать. Обычно звукосниматель должен располагаться максимально близко к струнам, однако они не должны цепляться за него в процессе игры. Также струны на последних ладах не должны звучать хуже, чем до регулировки звукоснимателя.

Процесс настройки высоты струн на электрогитаре может показаться достаточно простым. Однако на практике новичкам не всегда удается справиться с регулировкой. Научиться всем тонкостям процедуры получится лишь спустя время, поэтому во время самой первой настройки нелишним будет прибегнуть к помощи профессионала, который сможет точно выполнить процедуру и, возможно, обнаружить имеющиеся дефекты, препятствующие правильной настройке.