Особенности композиции романа «Обломов. Сочинение на тему Особенности композиции романа «Обломов Особенности жанра сюжета композиции романа обломов

Если хочешь, чтобы у тебя было
мало времени, ничего не делай.
А. Чехов

Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п.

- «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характеров и идейного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов « нужно составить опорную схему. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства«, это особый мир, живущий по своим, художественным законам. Одним из главных законов компрзиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Роман И.А. Гончарова "Обломов" всколыхнул российское общество 50-60-х гг. XIX в., его без сомнения можно назвать одним из крупнейших событий литературной жизни страны. Внимание читателей прежде всего привлекла острая проблематика романа, литературная элита раскололась на две части, кто-то считал Обломова положительным героем, кто-то проводил сравнение в пользу Штольца. Но в одном сходились все именитые писатели и критики: Гончарову удалось найти новое удачное решение темы "лишнего человека". Вновь появившийся роман был так же признан "энциклопедией русской жизни" и поставлен в один ряд с бессмертными произведениями Пушкина и Лермонтова, а образ Обломова вошел в галерею классических героев русской литературы наряду с Евгением Онегиным и Григорием Печориным.

Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Вообще, центральным героем первой части является Илья Ильич, его общей характеристике посвящена довольно значительная часть произведения. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

Третья часть – это всецело описание любви Обломова и Ольги. Напряжение общественного конфликта ослабевает, так как Штольц уехал за границу, а Обломов с виду окончательно "перевоспитался". Его деятельность достигает апогея, полностью раскрывается доселе неведомый богатый внутренний мир Обломова. В этой части, фактически, происходят кульминация и развязка любовного конфликта. Илья Ильич не смог даже ради Ольги окончательно порвать с прошлым. Он понимает это и не собирается дальше бороться. Это говорит о том, что одновременно с любовным конфликтом развивался и внутренний конфликт в самом Обломове.

Кульминация внутреннего конфликта – нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

Четвертая, заключительная, часть – это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

Первая часть – это даже не столько завязка сюжетообразующего конфликта, сколько экспозиция, представление главного героя. Неторопливый ход повествования, отсутствие смены места действия – все это характеризует Илью Ильича и его размеренно текущую жизнь. Однако действие развивается с приездом Штольца, динамика становится более интенсивной, Обломов "просыпается" и перестает быть развалиной, тюфяком. Он знакомится с Ольгой, это завязка еще одного сюжетообразующего конфликта. И в третьей части происходит его кульминация, кульминация жизни Обломова. С момента выбора Обломова начинается замедление действия, спад напряжения. Илья Ильич возвращается в свой халат, и уже ничто не может вытащить его обратно.

Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

Итак, развитие действия – это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето – счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, и осень, осень души Ильи Ильича, его любовь "отцветает", жизнь теряет свой смысл. Конечно, в первую очередь внимание привлекает описание лета. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета – июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев.

Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

Интересен пейзаж и в плане понимания особой сюжетно-композиционной роли "Сна Обломова". Пейзаж в сне – это, конечно, идиллическая картина Обломовки. Сквозь сон, неясно, как в полдневном мареве, Обломов видит милые картины: леса, поля, луга, речку, редкие деревеньки. Все дышит покоем. На глаза Ильи Ильича наворачиваются слезы. Этот момент вообще очень важен для понимания характера главного героя, и одновременно Гончаров пытается показать, что же такое обломовщина.

В "Сне" очень важна деталь как средство описания Обломова и обломовщины. Это прежде всего четкое, размеренное течение жизни: ритуалы одевания, чаепития, послеобеденного сна. То состояние, подобное смерти, царящее в Обломовке во время сна, разрушающиеся галерея и крыльцо – все это и есть обломовщина, люди предпочитают поминать старое, боясь строить новое, и эта боязнь изображена в гротескном виде: что мешает снести галерею и построить новую? Ничего, однако вместо этого делается строгий наказ не ходит в опасное место. С другой стороны, все это служит для характеристики маленького Илюши, пока он был не такой, как все: он сбегал из дома во время всеобщего сна, ел выкопанные корешки, наблюдал за природой и обожал посещать запрещенную галерею. То есть пока обломовщина не распространила на него свою власть.

Вообще, детали хорошо характеризуют Обломова. Это и халат – символ обломовщины, и книга, много лет заложенная на одной странице, что свидетельствует о том, что время остановилось для Ильи Ильича. Его неторопливая речь, привычка во всем полагаться на Захара как нельзя лучше подходит к образу "барина", живущего просто потому, что он барин. В описаниях проскальзывает и ирония: на креслах Обломова столько пыли, что один из гостей боится испортить новый фрак.

Но деталь в "Обломове" характеризует не только самого Илью Ильича. Ветка сирени – тоже один из знаменитых символов романа. Это любовь Ольги и Обломова, так быстро увядшая. Складка над бровью Ольги и ямочки на полных руках Пшеницыной тоже намекают на особенности характеров этих персонажей.

Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой – демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе – главный художественный прием.

Другой яркий пример антитезы – противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

Итак, сюжет и композиция романа "Обломов" очень интересны, действие сложное и насыщенное. Гончаров использовал множество приемов, чтобы разнообразить повествование. Все это делает роман чрезвычайно любопытным как с художественной, так и с философской точки зрения.

Композиция романа «Обломов»
Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались те или другие действия, но и понимаем отношение к ним самого автора.
В 1849 году Гончаров опубликовал первый отрывок из романа — «Сон Обломова». Надо сказать, что сюжет «Обломова» задумывался как обобщенное жизнеописание изжившего себя помещичьего класса на примере одного из помещиков — Обломова. Но роман писался много лет, и автор переменил к нему свое отношение. Современники Гончарова вспоминают, что он негативно относился к первой части и советовал прочитать вторую и третью части, написанные гораздо позднее.
«Сон Обломова» показывает детство Ильи. Он раскрывает суть той среды, в которой воспитывался и рос маленький Обломов. Гончаров рисует картину райской размеренной жизни. Даже природа в имении какая-то особенная, созданная для блага человека: «Небо там... как родительская надежная кровля...», «солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя...», «все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и незаметную, сну подобную смерть». Жители тоже не такие, как все, они вроде бы что-то и делают, да как-то нехотя. Главной заботой Обломовки была еда и сон. Трудиться здесь не привыкли и привыкать не хотели. Так жили их отцы и деды. За них кто-то работал, этот чужой труд воспринимался как само собой разумеющееся. Естественно, что в этой среде человек мог вырасти только таким, каким и вырос Обломов, — инертным и бездеятельным. Сном Обломова заканчивается первая часть романа.
По мере написания следующих частей меняется позиция автора по отношению к своему герою. Гончаров поселяет Обломова в городе среди высшего общества и показывает отношение героя к этому обществу. В дальнейшем сюжетная линия усложняется.
Вернемся к первой части. Обломов просыпается и находит у себя в гостях друга Штольца. Это человек, с которым Илья был знаком еще в детстве. В романе он противопоставлен Обломову. Штольц находится в постоянном движении, что обусловлено средой, в которой он воспитывался. На примере Штольца автор показывает передового человека, в котором сочетается гибкий ум с постоянной жаждой действия. Ему суждено сыграть в романе немаловажную роль.
Обратимся к последующим частям романа. Сюжетной линией здесь является развитие взаимоотношений между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым — так называемый прием испытания любовью. Именно Штольц познакомил Ольгу с Обломовым, рассказав ей о нем как об удивительном человеке с кристальной душой. Теперь события в романе развиваются своим ходом. Мы видим, как зарождается и развивается любовь Ольги и Обломова. Вначале девушка стар ается пробудить Обломова к жизни. Этого же хочет и Штольц. Но все ее попытки в конце концов терпят крах. В Илье Ильиче так сильно живет обломовщина, что отказаться от нее и изменить образ жизни он уже не в силах. К Ольге автор относится, несомненно, доброжелательно. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Автору нравится чувство долга, которым руководствуется Ольга в жизни, возвышенность ее души. Вместе с тем Гончаров показывает, что миссия Ольги была изначально обречена на неудачу.
Разрыв отношений между Ольгой и Обломовым — это кульминация романа. Ольга понимает, что оставаться дальше с Ильей Ильичом она не может. Любовь Ольги и Обломова — это яркая полоса как в романе, так и в жизни Обломова. В ней раскрылись все лучшие качества главного героя. Ну при каких других обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить! После разрыва с Ольгой Обломов меняет место жительства. С улицы Гороховой, где жили аристократы, он переезжает на Выборгскую, мещанскую. Тем самым автор показывает нравственное падение героя. Обломов поселяется в домике Пшеницыной и продолжает жить по-старому: лежит на диване и ничего не делает. Здесь автор награждает своего героя еще одной любовью, тихой и незаметной, которая никак не изменяет жизнь героя и вялое течение сюжета романа. Обломов, ощущая неотступную заботу Агафьи Матвеевны, влюбляется в эту женщину. Он любит ее за то, что она олицетворяет собой его прошлую жизнь — Обломовку. Пше-ницына же с ее неуемной жаждой деятельности находит главное для себя — объект заботы. Прожив с Пшеницыной однообразную, бесцветную жизнь, Обломов умирает. Роман заканчивается так же, как и начался, — сном Обломова.
Итак, в первой части романа один герой — Обломов; во второй и третьей частях производится сопоставление Обломова сначала со Штольцем, затем с Ольгой. В первой части повествуется о жизни героя среди таких же, как он, помещиков и прочих представителей высшего общества на Гороховой.
В четвертой части представлена другая среда — мещане. Автор показывает, как герой постепенно опускается вниз.
Роман можно разделить и на смысловые части. Здесь первая часть будет представлять собой жизнь Обломова до встречи с Ольгой. Вторая часть — это любовь Обломова и Ольги, их разрыв. А третья часть начинается с момента переезда на Выборгскую улицу и заканчивается смертью Обломова.
Примечательно в романе то, что историю Обломова рассказывает Штольц своему знакомому писателю. Наверное, в роли писателя и выступает сам Гончаров. Этим приемом история как бы повторяется по кругу, Это тоже несет в себе двойной смысл: с одной стороны — история Обломова, с другой — обломовы и обломовщина, как вечные понятия.

Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как «обломовщина», остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего. Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция «Обломова», построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «закольцованность» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в «обломовщину» он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки. То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня. В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

Данная характеристика и описание особенностей композиции романа рекомендованы к изучению 10 классам перед написание сочинения на тему «Композиции романа «Обломов»».

Тест по произведению

Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек - Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. Ольга Ильинская - девушка умная, гордая, самолюбивая. У нее страстная и деятельная натура. Она пыталась пробудить Обломова к жизни, к полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии. Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины - это все равно, что внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем темным углам разольется розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет». Ольга встречается с Обломовым в возрасте двадцати лет. Жизнь ее содержательна и полна. Она любит музыку, прекрасно поет. Она хочет все знать, все понимать. У Ольги очень обширный круг интересов. Она читает книги, газеты, следит за литературными новинками. С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Сначала ее просто увлекла идея спасения Обломова, но, спасая, она полюбила его. Для Ольги любовь, жизнь и чувство долга неразделимы. Она уверена, что своей любовью возвратит Илью Ильича к жизни и этим осчастливит его. Добролюбов сказал об Ольге Ильинской, что в ней есть «изумительная гармония своего сердца и воли». В борьбе за Обломова проявились ее естественность, правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства и умение любить. Ольга умеет жертвовать собой, в поступках ориентируется не на законы этикета, а на свой внутренний голос - голос совести и любви. Обломов, полюбив Ольгу, под ее влиянием просто преобразился. Он начал рано вставать, тщательно одеваться: «Халата не видать на нем». Вместе с Ольгой он посещает театры, музеи, даже взбирается вслед за ней на холм. Эта дружба, которая позднее переросла в любовь, повлияла не только на Обломова. Она также ускорила духовный рост самой Ольги. Вот что сказал об этом Д. И. Писарев: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины». Обломов был потрясен чудесным пением Ольги. В нем проснулась его природная духовность, о существовании которой он уже и сам забыл. Это и стало началом большого чувства: «Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь!» Но если Обломов хочет, чтобы любовь не нарушала мирного течения его жизни, покоя, к которому он привык, то Ольга ждет от любви совсем иного... Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна - идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Я думаю, тем, что она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия - тишину, покой, вкусную еду. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем чел9веческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т.п. - «внешняя композиция) иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»). Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов» ставим опорную схему. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке зрения» - так выстраивается композиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим художественным законам. Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду. Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного. Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни. Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существование «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев. Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.