Построение геометрического орнамента. Геометрический орнамент в круге: описание. Растительные орнаменты в круге Что такое орнамент в круге

Открытый урок по теме:

Учитель : Кочеткова И. В.

Предмет : изобразительное искусство

Класс: 1 «А».

Тип урока: систематизация знаний о декоративном рисовании

Тема урока:

Орнамент в круге из растительных элементов

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Прививать аккуратность;

Оборудование:

Иллюстрации предметов с орнаментом;

Плакаты растительного и геометрического орнаментов;

Плакат с элементами растительного орнамента;

Плакаты с поэтапным выполнением работы;

Циркуль

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Проверьте готовность к уроку: альбом, краски, баночка с водой, кисти, циркуль, карандаш.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы будем рисовать орнамент из растительных элементов в круге.

Послушайте сообщение, которое приготовили дети.

Сообщение: 1 ученик:

2 ученик:

3 ученик:

3. Работа над темой.

1) Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы с вами должны поделить окружность на 6 частей. Откройте свои альбомы, найдите нужную страницу. Приготовьте циркуль, линейку, простой карандаш. Помните о технике безопасности при работе с циркулем: размахивать циркулем нельзя, держать остриём вниз, после работы убрать в чехол или пенал.

2) Учитель на доске показывает, как делить окружность на 6 частей, дети выполняют вместе с учителем.

3) Физ культминутка: Все привыкли мы к порядку,

Устали – сделаем зарядку:

Раз наклон и два наклон –

А потом вперёд поклон.

Мы немного отдохнём

И работать все начнём.

4) Элементы узора в круге связаны с направлением. Узор может располагаться от центра к окружности (плакат №1).

А может, наоборот – от окружности к центру (плакат №2).

5) Затем выбранный узор необходимо повторить в каждой из 6-и частей окружности. Помни простое правило: узор должен располагаться по кругу и быть одинаковым в каждой части (плакаты №3, №4)

6) Вспомним правила при работе с кистью и красками.

1 ученик: Для выполнения орнамента лучше пользоваться тонкой кистью.

2 ученик: Если вы будете пользоваться карандашом, то набросок орнамента выполняется без нажима, чтобы ластик лучше стирал неправильные линии.

3 ученик: При работе с красками помните, что кисть нужно хорошо смочить в воде, лишнюю воду убрать о края баночки и набрать нужную краску.

4 ученик: Ворсинки кисточки должны быть собраны вместе, рисовать лучше кончиком, чтобы изображение получилось аккуратным.

7) Подумайте, какие растительные элементы вы выберете для своего орнамента. В этом вам поможет вот этот плакат (плакат №5). Затем приступайте к выполнению работы.

4. Практическая часть (выполняется под музыку).

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.

5. Итог урока.

Какую работу вы выполнили?

Давайте посмотрим на ваши орнаменты.

(рассматриваем рисунки, хвалю хорошие работы, обращаю внимание на неточности)

Что нового узнали на уроке?

АНАЛИЗ УРОКА

1. Тема урока: «Орнамент в круге из растительных элементов ».

Тип урока: систематизация знаний детей о декоративном рисовании.

Урок связан с предыдущими уроками. Данная тема будет иметь продолжение на последующих занятиях.

2. При планировании использовала обучающий, развивающий, воспитывающий аспекты обучения

Обучающий:

Расширить знания детей о композиции узора в круге;

Познакомить с предметами быта, где используется орнамент;

Формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов;

Развивающий:

Развивать творческие способности, детское воображение и эстетическое восприятие;

Развивать тонкую моторику руки, глазомер;

Развивать художественный вкус;

Воспитывающий:

Воспитывать самостоятельность в учебной работе;

Прививать аккуратность;

Формировать умение работать в детском коллективе.

Считаю, что триединая дидактическая цель урока была мною достигнута.

3. На уроке использовала разные формы, методы и средства обучения в соответствии с триедиными целями урока.

Формы обучения:

коллективная – деление окружности;

индивидуальная – сбор материала для сообщения, подбор фрагментов узора.

Методы обучения:

словесный – объяснение учителя, сообщения учеников;

диалог между учителем и учениками при помощи вопросов;

активный самостоятельная работа;

наглядный – демонстрация образцов;

проблемно – поисковый – при подготовке сообщения;

опережающий – деление окружности на 6 частей.

Средства обучения: показ наглядного материала, магнитофон.

Все дидактические материалы и наглядные пособия подобрала в соответствии с целями урока, использовала здоровьесберегающую технологию – физкультминутку.

4. Время, отведённое на этапы урока, было рационально распределено.

1 этап – оргмомент .

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Показатель: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2 этап – подготовка к основному этапу.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Показатель : готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3 этап – обобщение и систематизация знаний.

Цель: формирование целостной системы знаний по теме.

Показатель: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

4 этап – контроль и самопроверка знаний .

Цель : выявление качества уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Показатель: получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся в индивидуально- обособленной форме активным методом обучения.

5 этап – подведение итогов урока, используя этап рефлексии .

Цель : дать анализ оценке успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Показатель : адекватность самооценки учащегося с оценкой учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Эмоциональный настрой учащихся. от формы... детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по...

  • «Орнамент. Виды орнаментов»

    Методическая разработка

    Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов , расположенных вдоль... Придумать свои орнаменты в круге , в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность . Испльзуемая литература...

  • «Орнамент в архитектуре»

    Документ

    По мотивам существуют разные орнаменты : растительный , составленный из растений или элементов растений, ягод, цветов... несколько собственных вариантов архитектурных орнаментов в круге и линейных из двух и более элементов . Индивидуальная работа. ...

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. 192 с. Оглавление подготовительный класс пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге ; совершенствовать... растительного орнамента в полосе. · Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах . · Правила составления растительного орнамента ...

  • Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

    Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

    В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

    - геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

    - растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

    - зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

    - антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

    - комбинированный.

    Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

    Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

    По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

    1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

    При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

    2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

    3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

    Описание этапов выполнения работы.

    1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

    2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

    3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

    4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

    5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

    6. Выбираем один из вариантов.

    7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

    8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.

    Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

    Как рисовать циркулем?

    Вот простая пошаговая инструкция:

    В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

    Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

    Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
    . Проводим прямую через их пересечение

    Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

    Спирограф

    Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

    И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

    Технологическая карта изучения темы: Орнамент в круге.

    Цель педагога: дать представление о понятии «орнамент» в изобразительном искусстве и мировой художественной культуре.

    Цель учащихся: узнать или подробнее познакомиться с понятием «орнамент», его спецификой, видами, технологией изготовления, художественно-эстетической ценностью.

    Основное содержание темы, термины и понятия:

    Орнамент, ритм, симметрия, виды орнамента: бесконечный, замкнутый, типы орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; композиция, мезенская роспись, оберег, символ.

    Планируемый результат:

    Предметные результаты:

    иметь представление об орнаменте, ритме и симметрии;

    различать основные виды и типы орнамента, законы организации композиции замкнутого орнамента в круге; знать характерные черты мезенской росписи, ее предназначение, выразительные возможности, символическое значение образов;

    определять связь украшения интерьера со стилем эпохи; уметь составлять декоративные композиции в круге используя элементы мезенской росписи; знать

    процесс подготовки, выполнения и защиты росписи по дереву.

    Метапредметные результаты:

    Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;

    Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.

    Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.

    Организация пространства:

    Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока; примеры изделий расписанных мезенской росписью.

    Музыкальный ряд: русские народные и обрядовые песни, хороводные мелодии.

    Материалы: раздаточный материал – карточки с элементами мезенской росписи для упражнений, деревянные заготовки оберегов круглой формы, красная бечевка, бусины.

    Инструменты : простые карандаши, гуашевые краски, кисти беличьи №0,1, 3, 5; непроливайки, тряпочки.

    Межпредметные связи:

    Формы и методы работы:

    история;

    технология;

    музыка;

    литература.

    Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Методы : целеполагание; вопросительные слова (метод Сандры Каплан); проблемная ситуация; самостоятельная творческая практическая работа по алгоритму; работа с технологическими картами, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.

    I этап. Мотивация к деятельности (7 мин.)

    Цель: погружение в тему урока, формулирование цели и задач урока.

    Деятельность учителя:

    Сообщение темы урока через постановку вопросов; о звучивание вопросов ;

    Объяснение правил методики-игры «Вопросительные слова» по методу Сандры Каплан;

    Объяснение правил работы.

    Деятельность ученика:

    Ответы на вопросы, установление причинно-следственных связей;

    Формулирование темы занятия;

    Формулирование цели и задач занятия (вопросительные слова);

    II этап. Учебно-познавательная деятельность (10 мин.)

    Цель: познакомиться с теоретическими знаниями об орнаменте, технологией изготовления, предназначением.

    Деятельность учителя:

    Фронтальная работа с классом;

    организация работы детей с новым понятием «орнамент» по методу Л. Г. Хуторской;

    демонстрация слайдов;

    эвристическая беседа с учащимися;

    прослушивание аудиофайлов.

    Деятельность ученика:

    Включение в эвристическую беседу,

    ответы на вопросы учителя;

    Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (20 мин.)

    Цель: выполнить самостоятельную творческую работу – оберег по мотивам мезенской росписи (орнамент в круге).

    Деятельность учителя:

    Создание проблемной ситуации (У нас есть заготовки, но нет узоров! Ребята, нужна ваша помощь!)

    Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания.

    Инструктаж по выполнению практического задания:

    а) вводный;

    б) текущий;

    в) итоговый.

    Деятельность ученика:

    Поиск вариантов решения проблемной ситуации;

    заполнение карт с упражнениями по орнаменту;

    обсуждение алгоритма и выполнение импровизационного творческого задания;

    самостоятельное выполнение творческого задания.

    IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия (8 мин.)

    Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся.

    Формы контроля; контрольное задание:

    Оценка результатов деятельности:

    Самооценивание; проверка и анализ выполнения творческого задания.

    Индивидуальные творческие работы.

    Проверка технологических карт.

    Домашнее задание:

    Посмотреть русскую народную сказку.

    Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования отдела «Изобразительное творчество и дизайн» МБУДОД « ДТДиМ».

    Тема занятия: Орнамент в круге.

    Цель: познакомить учащихся с понятием «орнамент» и его разновидностями в изобразительном искусстве и мировой художественной культуре.

    Задачи:

    Освоить основные технологические приемы составления композиции орнамента в круге.

    Развивать навыки художественно-декоративной росписи по дереву, владение кистью и красками, чувство композиционной целостности и гармонии.

    Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство патриотизма, любовь и уважение к творчеству народных мастеров России.

    План занятия (2 часа):

    п/п

    Название этапа

    Время

    I этап.

    Мотивация к деятельности

    10 мин.

    II этап.

    Учебно-познавательная деятельность

    15 мин.

    Ш этап.

    Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    20 мин.

    IV этап.

    Релаксация, физминутка, перерыв

    5 – 10 минут

    V этап.

    Практическая работа

    35 минут

    VI этап.

    Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия

    10 мин.

    Ход занятия:

    I этап. Мотивация к деятельности.

    Воспитанникам предлагается слайд со стимульным материалом – изображения различных предметов декоративно прикладного искусства покрытых орнаментом.

    Педагог: здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: « Что изображено на слайде?»

    Учащиеся: предлагают варианты ответов (узор, рисунок, украшение, наряд, орнамент).

    Педагог: правильно, молодцы, наша сегодняшняя тема «Орнамент». А что вы знаете об орнаменте? Давайте попробуем сформулировать основные вопросы нашего сегодняшнего занятия, на которые мы будем искать ответы. Предлагаю вам поиграть в игру «Вопросительные слова». На слайде представлены первые слова вопросов, а ваша задача составить полные вопросы по нашей теме. (Объяснение правил методики-игры «Вопросительные слова» по методу Сандры Каплан).

    Учащиеся составляют вопросы:

    Что такое орнамент? Где он появился? Когда появился орнамент? Как правильно составлять орнамент? Какие виды орнамента существуют? Почему люди украшают вещи орнаментом? Зачем мы учимся составлять орнамент?

    II этап. Учебно-познавательная деятельность.

    Педагог: молодцы ребята! Справились с заданием, а теперь давайте ответим на наш первый вопрос: «Что такое орнамент? Обратимся к словарю. Ваша задача прочитать все варианты определения понятия « орнамент» и выбрать три главных слова (организация работы детей с новым понятием «орнамент» по методу Л. Г. Хуторской).

    Учащиеся: предлагают варианты ответа: узор, украшение, ритм. И выводят свое собственное определение.

    Педагог: а все ли слова нам знакомы и понятны в нашем определении? Что такое ритм? Где вы встречались уже с этим понятием, на каком предмете?

    Учащиеся: на музыке. Ритм – это повторяющиеся через определенное время звуки.

    Педагог: а в дизайне и в изобразительном искусстве тоже есть понятие ритм, только здесь он представлен графически, и его можно увидеть или даже потрогать! Например, если это кованая решетка с повторяющимися чугунными орнаментальными мотивами. Ритм – это чередование соизмеримых элементов целого, совершающегося с закономерной последовательностью и частотой.

    Очень часто узор делится на равные части, каждая из которых как бы повтор, отражение другого в зеркале. Это симметрия. У симметричных орнаментов всегда есть ось симметрии. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости. А вы встречали симметричный орнамент? Приведите примеры.

    Учащиеся: приводят примеры, потолочная и половая плитка, наличники, лепнина и т.д.

    Педагог: как вы думаете, когда появился орнамент? Можно ли по орнаменту определить, какому народу или стране он принадлежит? (беседа с учащимися).

    Учащиеся: очень давно в древнем мире. Когда человек научился изготавливать предметы быта. Например, глиняную посуду. Да, по орнаменту можно определить его возраст и происхождение. Это можно определить по мотивам, изображенным в орнаменте, элементам, цвету, знакам, символам и т.д.

    Педагог: как вы думаете для чего нужен орнамент?

    Учащиеся: орнамент украшает предметы, делает их уникальными и интересными.

    Педагог: вы знаете, что орнамент несет помимо украшения еще и смысловую нагрузку? Например, символы, которые вышивали наши предки -славяне на одежде играли роль защиты от злых духов, болезней и невзгод.не случайно выбирали и красный цвет, он всегда считался символом не только красоты, но и защиты, силы.

    Скажите, ребята, зависит ли орнамент от формы предмета и его назначения? Приведите примеры.

    Учащиеся: да, орнамент должен соответствовать тому предмету, на который он наносится и по форме и по смыслу.

    Педагог: а теперь давайте познакомимся с видами и типами орнамента.

    Все орнаменты по видам делятся на две большие группы: бесконечные и замкнутые. Бесконечный орнамент не имеет ни начала, ни конца. Его можно продлить в любую сторону до бесконечности. Отсюда и название. А замкнутый орнамент имеет границы и замыкается в какую-либо фигуру: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник, овал, звезда и т.д. посмотрите на примеры и определите, где какой орнамент представлен?

    Ответы учащихся, работа у экрана.

    Педагог: также орнаменты делятся на виды:

    По цвету:

    монохромные (одноцветные ) и полихромные (многоцветные) или живописные. В монохромном (от греч. «монос» - один) орнаменте использован один цвет, кроме цвета фона. А в полихромном (от греч. «поли» - много ) используется от двух и более цветов.

    По форме:

    Плоские или плоскостные - располагаются на плоской поверхности и выполняются различными линиями с применением цвета.

    Рельефные - выпуклые, резные, выполняемые путем художественной обработки материалов, углубленные (контррельеф) и выпуклые (барельеф).

    По характеру композиции:

    Ленточный - узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Орнамент окаймляет поверхность предмета. Мотивы располагаются по прямой линии - полосой. Например: к айма, бордюр, фриз.

    Замкнутый - узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. геометрической форме. Орнамент, основанный на центрально – осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси его композиции, называется центрическим. Например: розетта, розетка.

    Сетчатый - на четкой геометрической основе, представляющей своеобразную решетку, бесконечно продолжающуюся во все стороны. Примеры сетки: квадратная система узлов; правильная треугольная система узлов; прямоугольная система узлов; ромбическая система узлов; система параллелограммов и т.д.

    Комбинированный, сложный - представляет собой смешение вышеперечисленных видов.

    - по характеру изображения:

    геометрический - изображение строгого чередования ритмических элементов, фигур, мотивов геометрической формы (прямые и изогнутые линии, круг, квадрат, овал, треугольник и др.), которые могут заполнить любую поверхность. Меандр, гирих, розетта, звезда, крест, плетенка.

    растительный - изображение сочетаний (стилизованных) растений: листьев, цветов, плодов, веток и др. природных элементов.

    зооморфный, анималистический - изображение стилизованных фигур или частей фигур (голова, лапа и т.п.) реальных или фантастических насекомых, рыб, животных (звериный стиль).

    антропоморфный, антропологический - Изображение фигуры человека мужская, женская) или отдельных частей человеческого тела.

    Сегодня мы с вами тоже попробуем составить свой орнамент и изготовить оберег. А вы знаете, что такое оберег?

    Ответы и предположения учащихся.

    Педагог: оберег - предмет, оберегающий от бед и нечистой силы. Наши предки всегда изготавливали обереги для защиты дома, семьи, детей, близких. Отличительной особенностью оберега является то, что его нельзя изготовить для себя, только в дар близкому или дорогому человеку. Поэтому и мы обменяемся оберегами друг с дружкой, чтобы они имели защитную силу. А еще во время изготовления оберега, нужно думать о человеке, которому он уготован и концентрироваться на положительных эмоциях, солнце, свете, радости, доброте, щедрости, мысленно желая здоровья владельцу.

    Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

    Постановка проблемной ситуации.

    У нас есть деревянные заготовки, круглой формы. Дерево тоже очень символично и использовалось для оберегов, так как это натуральный природный материал, заряженный энергией земли. Оно символизирует связь с предками, неслучайно есть понятие «семейное древо»?! что оно обозначает?

    Ответы учащихся.

    Но как нам превратить круглые заготовки в обереги?

    Учащиеся: покрыть их орнаментом.

    Педагог: правильно и для этого я предлагаю вам познакомиться со старинной русской росписью, которая идеально нам подойдет.

    Мезе́нская ро́спись.

    Или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

    По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

    Красный цвет
    В русском языке красный и красивый - это однокоренные слова. Именно в этом значении слово красный употребляется в словосочетаниях Красная площадь и красная девица.В народном представлении это так же обереговый защитный цвет, призванный охранять от злых духов.

    Черный цвет

    - символ ночи, раскаяния, тишины, тайны и пугающей неизвестности («тайна покрытая мраком»), загадки, магии и волшебства.

    А сейчас мы потренируемся в выполнении элементов росписи. Для этого у вас на столах лежат специальные таблицы с упражнениями.

    В процессе выполнения практических упражнений учитель показывает приемы выполнения росписи, осуществляет текущий инструктаж, целевой обход и консультирование.

    IV этап. Релаксация, физминутка, перерыв.

    Детям предлагается поиграть в русскую народную хороводную игру «Дударь», обрядовое значение которой направлено на привлечение здоровья на играющих.

    Дударь, дударь, дударище -

    Старый, старый старичище!

    Его под колоду!

    Его под сырую!

    Его под гнилую!

    - Дударь, дударь, что болит?

    Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

    V этап. Практическая работа.

    Педагог: как правильно расположить орнамент в круге? Как разметить схему орнамента?

    Объяснение композиционных правил расположения орнамента, разбор «типичных ошибок». Рассматривается построение орнамента в круге по осям симметрии и по законам композиции, соответствие элементов орнамента внешней форме и размерам заготовки.

    Далее выполняется совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Во время выполнения практики преподаватель осуществляет инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый.

    VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.

    Делается выставка работ учащихся, обсуждаются все работы, выбираются лучшие. На этапе рефлексии учащиеся сдают на проверку таблицы с упражнениями и отвечают на вопросы, поставленные в начале первого занятия: что такое орнамент? Где он появился? Когда появился орнамент? Как правильно составлять орнамент? Какие виды орнамента существуют? Почему люди украшают вещи орнаментом? Зачем мы учимся составлять орнамент? Подводится итог, работы покрываются лаком.

    Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования отдела «Изобразительное творчество и дизайн» МБУДОД « ДТДиМ».

    Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

    На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

    Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:

    Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

    Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

    Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

    А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей - Инь и Ян:

    Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

    Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

    Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.

    Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

    Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

    Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 1998 г.