Приёмы манипуляции сознанием. Логические основы редактирования текста (на материале современной районной прессы Удмуртии) Не занимайтесь подменой понятий

Эвфемизм - это что? Не помните? Или не знаете? Ну что ж, давайте рассмотрим подробнее. Помните, в художественном фильме «Брат-2» между главными героями разгорелся спор о том, как правильно обращаться к человеку с темной кожей: негр или афроамериканец? В русском языке не существует принципиального различия между этими двумя понятиями: «Да меня в школе так учили: в Китае живут китайцы, в Германии - немцы, в этом... Израиле - евреи, в Африке - негры!» - с удивлением замечает Данила Багров. На что его спутница отвечает: «Ниггер - это для них ругательство обидное». "Почему вспомнился именно этот эпизод?" - спросите вы. Да потому что он как нельзя более точно и ярко описывает такое языковое явление, как эвфемизм.

Эвфемизмы в русском языке

В приведенном выше примере слово «афроамериканец» является эвфемизмом, словом-заменой, призванным смягчить прямой смысл «резкой», по мнению американцев, лексической единицы «негр». У нас «негр» не является оскорбительным, язвительным или унизительным, поэтому не нуждается в альтернативе. А какие же эвфемизмы распространены в русском языке? Поговорим об этом далее.

Как вы уже поняли, эвфемизм - это употребление более мягких, вежливых, неоскорбительных слов или выражений. Они заменяют собой грубые и нетактичные. Появление и продолжительность «жизни» того или иного эвфемизма связаны с развитием истории, культуры, с изменениями в мировоззрении общества. К примеру, еще не так давно, во времена наших бабушек и дедушек было не принято произносить то, что в современном обществе считается нормой. Например, вместо слова «беременность» говорили «деликатное положение», намеком на «сексуальные отношения» служили обороты типа «близкие отношения, связь, жить с кем-либо», выражение «ретирадное место» обозначало «туалет», оборот «шут с ним» вместо «чёрт с ним», «байстрюк» - «незаконнорожденный», «уйти из жизни» - «умереть», «душевная болезнь» - «психическое заболевание», ну и так далее. В основном это пласт лексики, связанный с сексуальной стороной жизни и с определенными частями тела. Сюда также можно отнести табу на бранные слова и на упоминание имени Бога, дьявола, темных сил, перед которыми люди чувствовали трепет или, наоборот, суеверный страх. Нельзя сказать, что такого рода эвфемизмы полностью вышли из употребления.

Однако в наблюдаются два взаимоисключающих явления: с одной стороны - огрубение речи, а с другой - эвфемизация. Парадокс, не так ли? Тогда что на самом деле происходит? Тайны «человеческого тела» перестали быть тайнами, сексуальность - это тема для обсуждения номер один, бранные слова - это один из приветствуемых способов самовыражения, а противостояние «добро - зло», «свет и тьма», «Бог - дьявол» - это из мира сказок и археологических раскопок. Казалось бы, когда стираются грани дозволенного и приличного, «непечатная» лексика становится «печатной», а оскорбить, задеть или унизить другого человека в метро или в магазине становится нормой поведения, появляется вопрос: "Тогда для чего нужны слова-заменители?" А они и не нужны. Поэтому и суть этого языкового явления изменилась. Поэтому и современный эвфемизм - это, прежде всего, неизменная составляющая политики, дипломатии и СМИ: «либерализация цен» - «повышение цен», «обезвредить» - «убить», «авария» - «катастрофа», «неуспех» - «провал», «религиозное движение» - «секта», «кампания» - «война», «этническая чистка» - «уничтожение того или иного народа», «красная черта по диагонали листа» - «ВИЧ-инфицированный пациент».

Как видите, все реже такие слова используются во избежание грубости, резкости и нетактичности. Все чаще функцииэвфемизмов - искажение содержания, маскировка,передергивание фактов и манипулирование сознанием. Эта «подмена» понятий происходит не то чтобы медленно, скорее, незаметно. Свобода в современном понимании - это говорить прямо, как есть, не стесняясь в выражениях, независимо от того, как это звучит, оскорбляет ли это достоинство другого человека или нет, служит ли оно для созидания, вдохновения или разрушает вас изнутри. Главное - это высказаться и освободиться от своего негатива. Однако когда мы слышим или читаем выступления политиков, нам становится важным не впустить эту "плохую энергию" в себя, не подпустить близко к душе какое-либо волнение. Следовательно, можно сказать, что современный эвфемизм - это слова и выражения, которые не помогают нам избегать «неприятной» лексики, а ограничивают независимость мышления, предлагая мнимую свободу в красивой обертке. Но выбор всегда есть, и он остается за нами….

Современная культура характерна тем, что в её рамках массово происходит подмена понятий и извечных истин. Если вы хотите построить свою жизнь счастливой, вы просто обязаны научиться видеть истинную природу вещей…

Подмена понятий? Ищи результат, последствия

Подмена понятий - ложная реклама

На всем известной рекламе сигарет «Мальборо» изображена живописная прерия - с грандиозными каньонами, на фоне заходящего солнца. На вершине каньона - успешный всадник на сильном коне. Свободный и счастливый джентльмен, хозяин своей судьбы, романтичен и привлекателен в своей шляпе ковбоя.

Это яркий пример подмены понятий : красивый образ, красивый пейзаж, но какое отношение имеет всё это к сигаретам? Никакого. Однако возникает реальное ощущение присутствия романтичной, таинственной и свободной личности, образ которой прочно связывается с сигаретами. В результате такого привлекательного обмана человеку кажется, что если он закурит «Мальборо», то станет таким же, как этот романтичный одинокий и загадочный ковбой. А каков на самом деле практический результат?

подмена понятия

На классных часах обсуждались проблемы «братьев наших меньших». (СП, 29.05.07. - С. 3). Проблема - «сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследование» . Подмена понятия: проблемы стоят не перед «братьями нашими меньшими» - животными, а перед человеком, поэтому нельзя обсуждать «проблемы животных», можно обсуждать проблемы их выживания, сохранения и т. п. Ошибка вызвана невнимательным отношением автора к слову, его значению.

Наиболее квалифицированные кадры работают на других предприятиях, проживая на своей родине , некоторые уезжают в поисках лучшей доли… (СП, 26.06.07. - С. 2). В этом предложении можно обнаружить несколько ошибок разного рода - это и плеоназм (своя родина), и стилистические погрешности - включение канцелярского «проживая», неточность словоупотребления: Наиболее квалифицированные кадры работают на других предприятиях, проживая на своей родине, некоторые (Кадры?) уезжают , но главная логическая ошибка - подмена понятия. Смысл в том, что предприятие не может привлечь кадры, потому что часть жителей поселка - квалифицированных работников - хорошо устроена на других предприятиях, иные ищут лучшей доли в чужих краях. Наверно, лучше было сказать так: Наиболее квалифицированные кадры работают на других предприятиях, некоторые из тех, кто мог бы поступить на работу к нам, уезжают в поисках лучшей доли, не удовлетворяясь предложенными условиями…

Каждая ветеранская организация… стремится найти свой подход к взаимопониманию поколений (СП, 22.01.07. - С. 2). В данном случае причина нелогичности выказывания лежит в подмене понятий, вызванном неправильным словоупотреблением. Конечно, Каждая ветеранская организация… стремится установить взаимопонимание с молодым поколением , считая патриотическое воспитание важным делом.

Таким необычным (с помощью солёного теста. - Н. Р. ) способом зимний пейзаж передает зрителям педагог… (ПВ, 04.05.07. - С. 8). Подмена понятия в результате неправильного словоупотребления. Педагог может передать впечатление от пейзажа, либо изобразить пейзаж. Использование дополнения зрителям во фразе передает зрителям педагог придает глаголу передает конкретное значение. В результате нарушается закон тождества, первый закон логики. Было бы лучше: Таким необычным (с помощью соленого теста - Н. Р.) способом передает свое впечатление от пейзажа зрителям.

Надежда Николаевна в своей работе использует технологии критического мышления , проблемного обучения, коллективного способа обучения, дифференцированного подхода. Использование данных технологий требует от учителя большой подготовки к каждому уроку, изготовления наглядности , раздаточного материала. (О, 23.05.07. - С. 3). В данном случае подмена понятия; нельзя использовать технологии критического мышления, можно использовать технологии, стимулирующие критическое мышление; нельзя изготавливать наглядность, можно изготавливать наглядные пособия (смешение отвлеченного и конкретного понятий).

Для того чтобы устроиться на работу, необходим перечень документов: справка… (СП, 26.06.07. - С. 1). Конечно, необходим не перечень документов, а документы, перечисленные в перечне. В результате неправильного словоупотребления произошла подмена понятия. Правильнее было бы: Для того чтобы устроиться на работу, необходимы следующие документы: справка…

В Зуре много внимания уделяется увековечению памяти земляка, Героя Советского Союза… Но этим работа по патриотическому воспитанию далеко не ограничивается. Есть герои, живущие рядом, которые также заслуживают уважения. (СП, 22.01.07. - С. 2). Подмена понятия. В результате увековечение памяти героя становится работой по патриотическому воспитанию.

Это явление (подключение к Интернету - Н. Р. ) внесло новое содержание в учебный процесс. (СП, 1.02.07. - С. 1). Подмена понятия. Содержание учебного процесса определено учебной программой, и изменить его подключение к Интернету не может. Оно может инициировать новые формы получения знаний, подготовки к занятиям и пр.

ОАО «Комета» сдает подсобные помещения в неограниченном количестве. (СП, 1.02.07. - С. 1). Подменой понятия: ни у одной фирмы не может быть неограниченного количества подсобных помещений.

В игровой форме, с опорой на знакомые произведения, на русские народные сказки знакомит своих воспитанников с такими понятиями, как право на жизнь, право на имя, на семью, право на образование, и обязанностями. (ПВ, 1.02.07. - С. 1). Подмена понятия; точнее: В игровой форме, с опорой на знакомые произведения, на русские народные сказки знакомит своих воспитанников с такими правами, как право на жизнь, право на имя, на семью, право на образование, и обязанностями.

Это оправдано многими позициями: охраной труда, рентабельностью, племработой. (О, 11.05.07. - С. 1). Подменой понятия. Это обусловлено многими факторами: улучшением охраны труда, повышением рентабельности, племенной работой.

Подмена понятий как способ влияние на сознание, является хорошим психологическим приемом социального программирования человека и общества в целом. Это один из приемов изменения и перепрограммирования сознания общества под те нужды, которые выгодны личностям, стоящим у истоков и имеющих свои собственные цели, в большинстве случаев направленные на получение каких либо выгод от общества.

В подобной схеме можно условно поделить все общество на 2 группы. К первой группе относится небольшая часть людей именуемых себя элитой! В свою очередь ко второй группе относятся весь остальной народ, который и составляет основу всего населения планеты и которым, по мнению элиты, надо и необходимо управлять, чтобы сохранять свою власть и богатство.

Ознакомившись с материалами из источников нашего «многомудрого» интернета, стало понятно, что каждый из авторов, проливающих свет на тему подмены понятий, подходит к объяснению сути с разных сторон, оперируя своими наблюдениями и знаниями пропуская их через свою призму понимания и мировоззрения, где результатом является вполне логичные выводы и заключения. Каждый из авторов, в том числе и я, приводит свою трактовку одного и того объекта наблюдения именно так как он это понимает. Поэтому далее по контексту я буду приводить свое собственное видение и раскрою некоторые другие детали данной темы с моей точки зрения.

Итак! Что же такое подмена понятия? Подмена понятия – это психологический прием влияния на сознание человека, где термины, закрепленные в сознании и несущие определенные эмоциональные реакции, подменяются на другие слова или термины, к которым общество пока еще относится нейтрально. В информационном пространстве используемый новый термин, вскоре также исчезает из оборота как «неприемлемый» или «оскорбительный» и заменяется уже другим определением. Задача такой манипуляции заключается в том, чтобы увести суть проблемы от её реального обозначения, формируя общественное мнение так, чтобы общество приняло все необходимые социальные изменения или действия смиренно и без возмущения как норму повседневной жизни.

В результате «Военное вторжение» превращается в «миротворческую миссию». А в то время как реальный агрессор проводит военные действия и геноцид населения, во всем остальном мире это выглядит как миротворческая миссия борцов за свободу и демократию.

Другой стороной такой манипуляции является «подмена образов», поэтому чтобы было более понятно, о чем далее пойдет речь, я дам свое определение этого термина.

Подмена образов – это социально-психологический прием перепрограммирования сознания с целью внедрения или замены в сознании человека реального представления сути объекта или ситуации. Такой прием хорошо работает в паре с подменой понятия и оказывает наибольшее влияние на необразованных людей или тех, кто не обладает достаточными знаниями в конкретной области. В результате комплексных влияний, манипуляторы имеют возможность заменить в сознании общества, например образ доброго человека на образ отпетого негодяя, создавая различные выдуманные истории, которых никогда не было.

Основными источниками психологического влияния и формирования общественного мнения являются:

  • СМИ (телевидение, газеты, интернет, радио );
  • Кино (фильмы и сериалы, мультфильмы );
  • Авторитетное мнение (лидеры общественного мнения или профильные специалисты );
  • Музыка (песни и клипы );
  • Компьютерные игры;
  • История;

Каждый из источников влияния, в совокупности успешно справляются с поставленными перед ними задачами и превосходно сегментируются как по возрастным, так и по мировоззренческим признакам, захватывая сознание человека с самых юных лет, формируя и воспитывая в нем человека в угоду немногочисленной элите.

Подмена образа «Настоящий мужчина»

Кто же такой настоящий мужчина? Как он выглядит? Чем должен обязательно обладать, чтобы по праву называть себя настоящим? Думаю, что каждая женщина имеет в голове некий образ идеального мужчины, которого она, возможно, мечтает встретить в своей жизни. Известно, что каждый человек обладает различными качествами, некоторые из которых в той или иной степени выражены больше чем остальные. Так чем же отличается мальчик от мужчины?

В современном обществе можно выделить 5 качеств настоящего мужчины, с которыми вы можете ознакомиться, посмотрев видео ролик.

На сегодняшний момент все эти качества постепенно уничтожаются в наших детях и самыми главными инструментами являются: СМИ, телевидение, кино и музыка. На экранах телевизоров мы часто видим образы главных героев, как личностей безответственных, инфантильных, неуравновешенных и в большинстве случаев глупых людей, которые либо супергерои спасающие мир, либо моральные выродки, убивающие или предающие других ради спасения своей жизни.

Главные герои фильмов или телепередач не имеют положительных качеств, поэтому наблюдая такие сцены, ребенок просто копирует образы поведения действующих лиц и в дальнейшем начинает вести себя точно так же как и герои с экрана телевизора. Другими словами подмена образа настоящего мужчины заключается в подмене того, какими качествами этот мужчина должен обладать. В результате таких постоянных манипуляций ответственность меняется на безответственность, целеустремленность заменяется на желание развлечений, где отдых без алкоголя деньги на ветер, а любовь и уважение к своей Родине подменяется ненавистью к своему народу и желанием свалить при первой же возможности заграницу.

Подмена образа «Настоящая женщина»

Образ настоящей женщины, верной своему мужу жены, любящей и заботливой матери, на сегодняшний момент целенаправленно подменяется на образ похотливой безответственной и корыстной женщины легкого поведения. Под влиянием всё тех же инструментов влияния (СМИ, телевидение, кино, музыка) в сознании девушек постепенно вырисовывается образ некой «Красавицы», которую будут любить, и уважать мужчины. Такая девушка быстро впитывает информацию о том, как правильно надо одеваться, ведь если одеваться не по моде, то она не будет нравиться мужчинам, поэтому надо носить короткую юбку, чтобы парни по достоинству оценили красоту её длинных ног.

Теперь будущее поколение девочек знает, как и зачем краситься, ведь природа почему-то не дала ей той красоты, которую она хотела «с самого рождения»!!! Чтобы нравиться мужчинам, надо овладеть навыками макияжа и шоппинга, в общем, быть в тренде. Во всей этой суматохе и проблемах на учебу совершенно не хватает времени, да и зачем учится, когда она уже точно знает, что выйдет замуж за олигарха, ну на крайний случай станет киноактрисой или певицей.

Подмена образа любящей и верной своему мужу женщины успешно подменяется на образ девушки легкого поведения, которая обязательно должна набраться сексуального опыта с как можно большим количеством партнеров, ведь для мужчин (по мнению таких женщин ) секс необходим чуть ли не как воздух. Поэтому логично предположить, что девушка с большим опытом сможет удовлетворить потребности своего будущего мужчины.

Для всех тех девушек, которые воспринимают эту и подобную информацию как часть нормальной жизни, нет времени и места в сердце для доброты, любви, желанию завести крепкую семью, родить и воспитать здоровых детей. Сознание таких женщин забито совершенно другими проблемами, где желание завести семью находится на самых последних местах самого важного занятия имя, которому «Жизнь». Так кто же тогда настоящая женщина? Посмотрите прямо сейчас фильм «ТАЙНА ПРИРОДЫ ЖЕНЩИНЫ»

Подмена термина «Педераст»

Педераст (греч. παιδεραστ?ς от πα?δος, «мальчик» +?ραστ?ς, «любящий» ) — на начальном этапе этот термин был изменен и введен в оборот как «гомосексуалист». Как только в сознании общества этот термин получил негативное обозначение, его признали «не политкорректным» и заменили на другой термин «гей» с которым общество было еще не знакомо. Параллельно с этим людям вбрасывается информация имеющая, как правило, в основе историческую, мифологическую или научную основу. Чаще всего это выдуманная ложь, которая в глазах людей была вскоре обоснована и доказана.

Когда эта подмена потеряла свою значимость в глазах общества, то появились другие термины такие как «сексуальные меньшинства» или «Голубой» и алгоритм манипуляции повторялся снова и снова до тех пор, пока западное общество не приняло педерастов как норму жизни.

Подмена термина «Негр»

Негр (лат. Niger, negrus, negra, исп. negro ) – переводится как темный или черный. Изначально людей с черным цветом кожи называли неграми, что вполне нормально. В науке есть такой термин как «Негроидная раса», а на карте мира есть государство «Нигерия».

В сознании темного населения Америки слово «негр» несло за собой негативный образ, связанный с рабовладельчеством. В скором времени термин «негр» был заменен на «черный», который в дальнейшем также был признан «неполиткоректным». В результате был придуман другой термин как «афроамериканец» и был закреплен на уровне закона, что негативно отразилось на литературе США и многие хорошие книги американских авторов, в которых негров называли неграми, а не афроамериканцами, были изъяты из школьной программы. Одной из жертв такой манипуляции стала книга известного автора Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна». Также исключены были многие книги О. Генри и множество литературных произведения других авторов.

К примеру, детективный роман английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят» (англ. Ten Little Niggers), написанный в 1939 году , из-за недостаточной политкорректности был переименован в «Десять маленьких индейцев» (англ. Ten Little Indians), затем, когда уже и это название перестало удовлетворять, - в «Десять солдатиков» (англ. Ten Little Soldiers). Ныне же книга печатается под названием «И никого не стало» (англ. And Then There Were None).

Вот что интересно! Если «афроамериканца» в Америке назвать «негром», то это будет восприниматься как дискриминация его личности вплоть до судебных исков. А если белого человека «негр» назовет «белым», то тут почему-то нет никакой расовой дискриминации.

Подмена термина «аборт»

Аборт – медицинский термин, означающий искусственное прерывание беременности. Врачи под абортом понимают удаление тканей еще не сформировавшегося ребенка из утробы матери. Когда в клинику приходит женщина со словами «у меня проблема, я беременна », врачи её быстро успокоят, объяснив, что ребенок еще не сформировался в утробе, поэтому его можно удалить и все будет в порядке. Надо только денег заплатить за операцию и все! При этом все это выдается с такой позиции, как будто в этом нет ничего плохого.

Чтобы понять, в чем разница и где тут подмена понятия, надо знать, что аборт это убийство ребенка в утробе матери и самое тяжкое нарушение законов природы, поэтому никакими другими сказками и выдумками не удастся оправдать этот поступок. Определение «Аборт – искусственное прерывание беременности » это и есть подмена, которая уводит сознание человека от его истинного обозначения.

Таким образом, истинное обозначение — «убийство ребенка в утробе матери», было заменено термином «Аборт», а затем этому термину было придумано новое определение.

Подмена понятия спирт этиловый

Каждый наверно знает, что этиловый спирт входит в большинство современных алкогольных напитков, но не каждый знает, что определение этилового спирта было специальным образом подменено, а из ГОСТа в течение 20 лет пропало несколько строк текста. В результате этиловый спирт превратился в пищевой продукт, а напитки его содержащие заполонили прилавки продовольственных магазинов.

Давайте разберемся, в чем заключалась подмена понятия об этиловом спирте?! В 1972 году государственным комитетом СССР по стандартам (ГОСТ 18300-72) было принято следующее определение:

«Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.»

Спустя 10 лет в ГОСТ были внесены еще изменения и определение стало звучать по другому:

«Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам.»

.

С 1993 году ГОСТ был изменен в последний раз, после чего спирт стали считать пищевым продуктом, а определение звучало так:

«Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом.»

Для того, чтобы понять в чем секрет таких манипуляций связанных с подменой понятия этилового спирта, посмотрите видео ролик «Секреты манипуляции Алкоголь»

В одной из недавних статей Максим Ильяхов рассказал подписчикам о читательских границах . Автор пишет, что копирайтер или маркетолог не должен решать за свою аудиторию, чего она хочет. Попытки залезть в голову потенциального покупателя и управлять клиентом приводят к тому, что он чувствует манипуляцию в тексте. В результате он может просто уйти с вашего сайта к конкурентам.

Посмотрите на этот баннер на сайте бизнес-курсов:

Авторы не знают, где живет потенциальный клиент, нравится ли ему то, чем он занимается, но пытаются преподнести эту мысль как точную информацию. В результате, они уменьшают охватываемую аудиторию, потому что те, кто заметит манипуляцию в тексте, не запишутся на тренинг.

В лингвистике и психологии под манипуляцией понимается скрытое принуждение, попытки программировать мысли, намерения и чувства собеседника для достижения целей говорящего. К адресату речи относятся не как к равному, а как к объекту или инструменту - естественно, если адресат распознает манипуляцию, он будет возмущен.

При написании продающего текста следует использовать не манипуляцию, а убеждение. Это значит, что необходимо давать клиенту реальную информацию о товарах или услугах, рассказывать, в каких ситуациях продукция ему поможет - выводы он делает самостоятельно.

Для манипуляции и убеждения копирайтеры и журналисты часто применяют одинаковые языковые средства и речевые тактики. Разберем отличия между 2 способами воздействия на читателя и выясним, какие решения можно использовать в своих текстах, а какие нельзя.

Как управлять клиентами - разрешенные и запрещенные приемы:

  1. Использование средств выразительности

    Именно они делают нашу речь богаче, помогают привлечь внимание к тому, о чем мы говорим. Поэтому в продающих текстах они становятся отличным средством убеждения или манипуляции - в зависимости от того, какие цели вы преследуете.

    • Эпитеты. Яркие образные определения известны нам еще со школы:

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела -
    А нынче... погляди в окно.

    Как можно использовать: Эпитеты следует вписывать в тексты для формирования положительного образа вокруг вашей компании, предлагаемых товаров или услуг. Эти средства выразительности превосходно работают в текстах об отдыхе, туризме, детских товарах, одежде, косметике, салонах красоты.

    Как нельзя: не рекомендуем использовать эпитеты для описания потенциальных клиентов. Описание положительных качеств наведет человека на мысль, что ему пытаются втереться в доверие. Описание отрицательных качеств вызовет недоумение и злость.

    • Метафоры - скрытое сравнение, которое используется для построения цепочки ассоциаций в сознании человека. Самый простой пример: основное значение слова «золотой» - состоящий из золота. Но когда мы используем слово «золотой» во фразе «золотая листва» у него появляется новый смысл - «такой, который похож на золото цветом» .

      В продающем тексте также метафоры также нужны для создания яркого образа продукта или компании. Это средство выразительности отлично работает в заголовках и коротких рекламных сообщениях, так как привлекает внимание.

    Как можно использовать: старайтесь придумать нестандартные ассоциации со своим продуктом и закрепить их в тексте. Но не переусердствуйте, странные неуместные сравнения не найдут отклика у читателей, а вызовут недоумение.

    Плохой пример мы уже приводили в статье «7 вредных советов, способных "убить" текст» . Автор текста о гидроцилиндрах хотел продемонстрировать надежность и многофункциональность, но скорее всего отпугнул клиентов.

    Как нельзя: избегайте заштампованных метафор в текстах. Многие из них стали клише из-за постоянного использования в СМИ, вызывают негативную реакцию у читателя и захламляют речь. Такие сравнения часто используются для создания названий, поэтому вы можете найти сотни компаний с названием «Планета детства», «Магия кофе», «Империя суши» и подобных.

  2. Использование противопоставлений

    Этот прием основан на построении оппозиции «свои - чужие» или «другие люди - я», в речи может реализовываться с помощью средств выразительности и особого способа построения предложений.

    Как можно использовать: сегментируйте целевую аудиторию, чтобы выделить клиентов, которые готовы оформить заказ. Например, в названии статьи укажите конкретного читателя:

    Проект коттеджа для многодетной семьи : строим дом с отдельной комнатой для каждого ребенка

    Новые фишки Директ и AdWords: руководство по пользованию для интернет-маркетологов

    Как нельзя: не следует прямо противопоставлять себя конкурентам и выставлять коллег в невыгодном свете.

    Снова обратимся к примеру о продаже автомобилей после ДТП. Фирмы, которые занимаются мгновенной скупкой, названы «эти ребята» - местоимение дает значение отчужденности, показывает, что конкурент не принадлежит к кругу говорящего.

    Также во втором предложении используется антитеза «не дадут хорошую цену - предложат гроши». Компания, которая занимается скупкой, названа «конторой», словом с негативной смысловой окраской. Эти речевые средства усиливают эффект дистанцирования.

  3. Подмена понятий

    Эффективное языковое средство воздействия, основанное на использовании стереотипов и сложившихся в сознании человека представлений об окружающем мире.

    Приведем пример:

    Один человек говорит другому: «Дождь закончился». Высказывание будет верным только в том случае, если осадки действительно были. Если дождя не было, фраза «дождь закончился» теряет смысл и становится аномальной.

    Адресат речи не обязан знать, прошел ли дождь. В этом случае он опирается только на высказывания собеседника, которое может быть ложным. В этом случае происходит подмена понятия и человек принимает чью-то точку зрения за безусловный факт.

    Сравните с фразой:

    «Разве вы не знаете, что беспорядки в Египте уже прекратились?» В предложении содержится мысль - «беспорядки были», читатель извлекает ее из значения слова «уже», несмотря на то, что он не мог лично проверить ситуацию в Египте.

    В заголовке утверждается, что в современном кино существует некая «женская повестка». Интерес читателей усиливается также с помощью использования неизвестного понятия «женская повестка». Есть устоявшийся литературоведческий и искусствоведческий термин «женская тема», но какой смысл автор включает в слово «повестка» - не ясно.

    Журналист говорит, что актриса и режиссер Грета Гервиг - герой нашего времени. Он забывает о том, что читатели могут не знать, кто она, не смотреть фильмы с ее участием или просто не любить ее стиль съемки и манеру игры - человек может возмутиться из-за попытки манипулировать его мнением.

    Журналисты часто используют подмену понятий, так как их цель - завоевать внимание, заставить как можно больше людей нажать на новость и прочитать ее. Этого можно добиться с помощью запрещенных приемов, так как целевую аудиторию не нужно постепенно подводить к покупке.

    В продающих текстах на сайтах и информационных статьях применять подмену понятий нельзя . Подобными манипуляциями вы вызовете гнев потенциальных клиентов - они не захотят тратить свои деньги на продукцию людей, которые попытались их обмануть. В голове необходимо держать мысль о реальной пользе для читателя, постоянно совершенствовать сервис или товар, чтобы завоевать доверие.

    Подведем итоги и выявим основные отличия убеждения и манипуляции в тексте:

    Манипуляция: Убеждение:
    Средства выразительности
    Используются для создания негативного образа конкурента или для того, чтобы выставить некое решение клиента в невыгодном свете и за счет этого склонить на свою сторону. Необходимы для создания яркого эмоционального образа вокруг компании, ее продукции и услуг. Также применяется для составления интересных привлекательных заголовков.
    Противопоставления
    Сопоставление других компаний со своей, выявление негативных качеств конкурентов и попытка сыграть на этом для привлечения внимания Выявление потребностей разных представителей целевой аудитории и сегментирование потенциальных клиентов
    Подмена понятий
    Применение спорных утверждений, субъективных мнений, стереотипов и слухов в качестве неоспоримых фактов Не используется

Надеемся, что теперь разница между манипуляцией и убеждением будет видна невооруженным глазом. Если у вас есть сомнения в правильности текстов на вашем сайте, обратитесь к нам за проверкой и редактурой или закажите создание убедительного контента .

P.S. В статье использовались материалы монографии «Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия». Благодарим автора работы к.ф.н. Ольгу Леонидовну Михалеву за полезные интересные лекции и глубокий теоретический материал.