Проект по литературе 7. Темы проектов и исследовательских работ по музыке в данном списке учащимся школы предоставляются наиболее интересные для проведения исследования. Есть в нашей жизни оправдание

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Гимназия №1

Научно-исследовательская работа

« Морфемные средства выразительности в лирике

Н. А.Некрасова.»

Работу выполнила

ученица 7 Б класса

Уханова Варвара.

Научный руководитель:

Егайлова Н.Е.,

учитель русского языка

и литературы.

Кузнецк, 2013.

Введение.

Я лиру посвятил народу своему…

Н.А.Некрасов.

В начале учебного года, получив новый список для чтения по литературе, прочитала некоторые поэтические произведения Николая Алексеевича Некрасова: поэму « Русские женщины», стихотворения « Крестьянские дети», « Несжатая полоса», « В полном разгаре страда деревенская…», « Тройка»…Поэт, проведший детство в помещичьей усадьбе, переживший голодную юность, не сразу нашедший свой путь в литературе, известен состраданием к измученному крестьянству, тревожными размышлениями о современной ему жизни, пристальным взглядом в будущее- в итоге особым отношением к родине – матушке России, к ее народу, живущему вечным ожиданием счастливой доли, к русской природе, сияющей неброской красотой…

Читая стихи поэта, обнаруживаешь исключительное богатство словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской,- это одна из особенностей русского языка, которая обусловлена развитой системой русского словообразования.

Так предварительно определялась тема исследовательской работы:

« Морфемные средства выразительности в лирике Н.А.Некрасова». Наше исследование посвящено изучению морфемных средств выразительности в поэтических произведениях поэта, включенных в школьную программу.

Объектом исследования являются приставки и суффиксы в лирических произведениях Н.А.Некрасова (« В дороге», « Тройка»,

« Колыбельная песня» , « Песня Еремушке», « Школьник», « В полном разгаре страда деревенская…» , « Железная дорога» и другие.)

Предметом исследования в нашей работе являются выразительные возможности аффиксов- приставок и суффиксов- в лирических текстах поэта Н.А.Некрасова.

Окончательным стимулом для научного исследования стали слова

литературоведа Дмитрия Шеварова: «…сегодня наш народ неполный без Некрасова. Без его совестливой и мужественной поэзии.» Такая точка зрения была принята и нами после прочтения поэтических произведений Н.А.Некрасова.

Тем более, что функционирование отдельных аффиксов в поэзии исследовалось незначительно. Значит, комплексного анализа использования аффиксов в тексте, описания их возможностей в художественных текстах не проводилось, что обусловливает

актуальность нашего исследования.

Научная новизна заключается в том, что мы комплексно исследовали морфемный уровень в лирике Н.А.Некрасова в первый раз, выявляли доминантные средства выразительности.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке и описании основных средств выразительности морфемного уровня, а также мы показываем, как мотивы и темы произведений находят свое выражение в аффиксах и их значениях.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего исследования могут найти свое применение при лингвистическом анализе поэтических текстов.

Цель исследования- описание приемов использования приставок и суффиксов как выразительных средств.

Цель исследования определила конкретные задачи исследования:

- сравнить использование приставок и суффиксов как средств выразительности в поэтических текстах одного автора;

-выделить основные языковые приемы, при которых аффиксы становятся средством выразительности;

-определить доминантные значения самых распространенных приставок и суффиксов;

-выделить основные мотивы, с которыми связано употребление выразительных средств на морфемном уровне.

В связи с этим в центре нашего внимания оказываются стихи, наиболее знакомые массовому читателю. Почему? Тема горькой народной доли для Н.А.Некрасова- ключевая. Своеобразно-гневно и пламенно – автор заставляет нас задуматься о величии труда, о мужестве народа- труженика, его многовековом терпении, обличает отношения господства и подчинения в современном ему государстве. Именно эти мотивы определили место поэта в русской литературе.

Следом выдвигаем гипотезу нашей работы:аффиксы являются одним из ярких индивидуальных средств выразительности поэзии Н.А Некрасова; суффикс имеет больше потенциальных возможностей использоваться в тексте по сравнению с приставкой, что обусловлено самой природой этих аффиксов, их значением и местом в слове.

лингвистический анализ текста, работа с лингвистическими и литературоведческими терминами.

Структура нашей работы включает:

1. Введение.

Причины нашего внимания к теме, к поэзии Н.А.Некрасова, необходимость изучения ресурсов словообразования его лирики.

2.Основная часть.

Комплексный анализ поэтических произведений Н.А.Некрасова.

3.Заключение.

Морфемные средства выразительности лирики Н.А.Некрасова как индивидуально-авторский феномен, возможности его осмысления.

4.Дополнение к сказанному.

Дальнейшие открытия – впереди!

2. Основная часть. .

Философско-лирический художественный мир Н.А.Некрасова раскрывается перед нами в его поэтических произведениях.

Заглавие стихов звучит всегда простои одновременно емко:

« Тройка», « Несжатая полоса», « В дороге»…В заглавии отражены

отличается исключительным богатством словообразовательных

ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это

обусловлено развитой системой русского словообразования,

продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам

разнообразные стилистические оттенки, и функционально-

стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных

Словообразование вызывает стилистический интерес в следую-

щих случаях:

    если слово мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственному мотивирующему:

дочурка(уменьш.-ласк.)-дочь; инженерша(прост.)-инженер;

    если аффиксация способствует функционально-

стилевой закрепленности слова: потребовать(общеоупотр.)-

востребовать(офиц.-делов.); шитье-пошив(спец.); гречиха-

Гречка(разг.);

3)если особенности словообразования ограничивают сферу

использования слов, которые употребляются лишь в диалектах

или получают профессиональный либо жаргонный оттенок:

земляника- земляница(диал.); свистеть- свистать(всех наверх)

    если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами: дерзостный(уст.)-дерзкий; грузинец(армяне, грузинцы, черкесы, персиане теснились на площади)-грузин;

    если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов: широкошумные

(дубравы)(П.); блиноед(Ч.); прозаседавшиеся(М.)

Важно подчеркнуть, что стилистический интерес представляет

лишь синхронное словообразование, так как отражает соотносительность мотивированных и мотивирующих основ,

а стилистическая оценка требует четкого восприятия словообразовательной структуры интересующего нас слова.

Остановимся более подробно на стилистических ресурсах словообразования, используемых в лирике Н.А.Некрасова.

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов.

На заре российской словесности, в 18 веке, слова « умалельные»

и « увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля

и употребление их, согласно теории трех штилей М.В.Ломоносова, было возможно лишь в « подлых» жанрах

(баснях, сатирах, комедиях).Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания:

Под землю ты заключен,

Жить бы нам в домишке;

Да и ползаешь всегда только по землишке.(Н.)

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского

словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями –сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: « Восходящее светило дня пробудило все творение:рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки.»(Н.Кар.)

Лингвистическая полемика начала19 века привела к переоценке

уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в слоге.Это дало повод к переосмыслению. Писатели отразили уже во второй половине 19 века стилистическое использование слов с суффиксами, свойственное разговорной живой речи.

Н.А.Некрасов показал искусное применение слов с суффиксами субъективной оценки для достижения народно-поэтического звучания речи. Рассмотрим одно из ключевых стихотворений поэта.

«Тройка» -первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением одной этнографической детали («алая лента.... в волосах») и одного фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам обнаруживаются скорее в сюжетно-композиционном рисунке «Тройки», основой которого стало противопоставление девичества и замужества.

В поисках способов изображения народной жизни Некрасов не мог, и тем более поначалу, не опираться на ее фольклорные образы и в данном случае использовал устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации своей картины. Фольклорные истоки сюжетно-композиционного плана «Тройки» подчеркивались и традиционно-народными образами «веселых подруг» героини (здесь характерно уже произошедшее отделение героини от своего девического круга), а затем нелюбимого мужа и злой свекрови.

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням. О стереотипности поэтического образа тройки Некрасов хорошо знал. Между тем поэт вновь обратился к уже исчерпанному, казалось бы, мотиву, рассчитывая на заложенные в нем национально-демократические оттенки, а также на возможности его обновления социальной темой: близость традиционной поэтичности способствовала поэтическому освоению таких областей действительности, которые раньше поэтизации не поддавались и были лирике недоступны. Образно-стилистический ряд стихотворения позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение; однако романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги». Романтические мотивы народной лирики переплетались здесь с любовной темой, также решенной Некрасовым в традициях романтизма, но только сложившихся на поздних этапах его литературной истории, во второй половине 1830-х гг.

В центре первой - романсовой - части стихотворения - портретное описание героини: .... Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных, как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь. ,.

Данный фрагмент всецело воспроизводит стилевую атмосферу позднеромантической лирики. Экзотичность образа, его яркая» «жгучая» цветовая живописность, своеобразный максимализм словесных приемов-все эти художественные черты выдавали в авторе «Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг. ; в дальнейшем они были чужды главным тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки».

Стихотворение «Тройка» монологично, и все романтические элементы его стиля принадлежат одному голосу автора. Задумав создать женский народный образ, Некрасов еще не знал иных возможностей его поэтического оформления, кроме приемов любовной лирики, а это повлекло за собой и всю ее новейшую поэтику. Поэтика приведенных нами строк стихотворения-это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его вступления в литературу с одной стороны, патетическое- «Взгляд один чернобровой дикарки, / Полный чар, зажигающих кровь»; с другой -почти «галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».

Романтическая литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию женских характеров и обликов: различались два типа идеальной красавицы: восточная женщина с черными глазами и прекрасная христианка, голубоглазая и светловолосая. Оба этих образа осуществляли видение безусловной красоты и женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую неразрешимость романтического философского конфликта, сохраняя в себе, как Зарема и Мария в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина, все большое содержание этого конфликта.

Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой позднеромантической ориенталистике. Черные, «как ночь», волосы, черные брови, смуглее лицо-все это характерные черты романтического портрета восточной красавицы, и добавление в этот экзотический облик «алой ленты» также не противоречит литературным обычаям романтизма: поэзия 1820-1830-х гг. не раз использовала наружные приметы восточного женского типа в качестве портретных характеристик русских или украинских героинь (Мария в пушкинской «Полтаве»). В поэтическом описании некрасовской крестьянки мелькнул даже отголосок философского контекста, окружавшего некогда у романтиков образ восточной женщины и со временем утраченного: «дикарка».

Формирование некрасовской поэтики в 1840-е гг. сопровождалось, как и становление творческого метода многих других писателей этой эпохи, резким отказом от романтизма.

После «Тройки» мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в функции образа народного. Судьба романтического женского типа в некрасовской поэзии отражает один из значительных процессов ее эволюции: из универсальной системы средств художественного освоения жизни романтическая поэтика постепенно превращается у Некрасова в частный прием с ограниченной сферой применения. Эта эволюционная линия, прослеживаемая на протяжении всего творческого пути поэта, в известной мере была задана уже его лирикой, созданной в 1840-е гг. , и стихотворение «Тройка» помимо того что давало представление о последних вспышках некрасовского романтизма, предсказывало также и пути его преобразования в позднейшей поэтической работе Некрасова. Уже здесь замысел поэта не уместился в рамки романтического образа, и этот последний был продолжен, как бы надстроен образом иного литературного родства: Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть....

Этот второй сюжет стихотворения, развертывающий перспективу жизни крестьянской девушки, резко контрастирует с первым, что сразу и отражается на стиле. Говоря о столкновении романтической и натуралистической поэтики в стихотворении «Тройка», следует, однако, подчеркнуть, что этим мы вовсе не ставим под сомнение цельность я единство созданного в нем народного образа. Складываясь из художественных элементов разной природы, .образ некрасовской героини при этом един, и единство это обусловливается характером авторского взгляда на нее, взгляда, уже увидевшего в народе первооснову национального бытия, но пока еще стороннего, не проникнутого органикой народного миросозерцания, в известном смысле меряющего народную жизнь ценностями социально чуждого ей сознания.

Натуралистическую характерность социального плана «Тройки» обнаруживает такой стилистический признак, как прозаизмы. Будучи лексикой с ослабленным, а в отдельных случаях и исключенным эстетическим значением, прозаизмы не определили всего стилистического качества «Тройки», но образовали в ее тексте Натуралистический отрезок, отличающийся прежде всего недиффиренцированностыо, неопосредованностью, первичностью жизненного материала. Здесь сказалось, конечно, не намерение поэта нарисовать отталкивающие образы народной жизни; скорее слышны отзвуки долго державшихся в литературе понятий, согласно которым народный быт не обладал эстетическим потенциалом. Некрасов боролся с этими представлениями, и уже в «Тройке» ставилась задача их преодоления, однако практически творческое ее решение давалось не вдруг.

Подойдя к огромной и лишь первоначально затронутой предшественниками проблеме поэтического изображения народной жизни во всей ее целостности, Некрасов сразу начал искать возможностей эстетического освещения своего предмета. Поэт располагал эстетическими фондами фольклора, с одной стороны, и романтической литературой-с другой. И пользовался ими. Вместе с тем он не мог не сознавать и невозможности распространения этих методов на весь новый материал; оставалась еще реальная действительность, сквозь которую не пробивался свет готовых традиций и художественное освоение которой возможно было поначалу лишь средствами прямого натуралистического слепка. Стихотворение «Тройка» и отразило драматизм данной творческой ситуации поэта, уже нашедшего свое содержание, но еще не создавшего единого метода художественного воплощения разных его сторон. Эстетическое преображение народной жизни предстало в «Тройке» как соединение нагой «натуры» с той эстетикой, которую можно было почерпнуть из запаса художественных традиций, однако в этом соединении сохранялся заметный стык, проза и поэзия стояли рядом, но друг друга еще не ассимилировали, соседствовали, но не давали синтеза. Весь дальнейший поэтический путь Некрасова стал путем к органическому единству этих найденных в «Тройке» граней образа народного мира. Зрелый Некрасов изображает уже не поэзию и не прозу народной жизни, но поэзию ее прозы, открывая высокое в том, что до него представлялось низким.

Все сказанное менее всего означает, что «Тройка» - не достигнувший своей цели эксперимент начинавшего свой творческий путь поэта. Без «Тройки» было бы невозможно появление некрасовского эпоса. Романтические стороны женского образа «Тройки», обособившись, отошли к дворянским героиням поэта, принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, впервые примененный Некрасовым в «Тройке», лег в основу его будущих женских народных образов, образов крестьянок со «взглядом цариц». Видимой границы между идеальным и бытовым обликом крестьянской женщины здесь уже нет, идеал естественно растет из быта и не противопоставляется ему, но для того, чтобы это поэтическое открытие состоялось, необходима была первоначальная антитеза «Тройки», уместившаяся, однако, в объем одного образа.

О героине «Тройки» можно сказать и большее. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

3. Заключение

Таким образом, мы убеждаемся в ходе нашего исследования, что аффиксы являются одним из ярких индивидуально-авторских средств выразительности в поэзии Н.А.Некрасова, самым распространенным приемом является употребление суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, суффиксов с народным разговорным значением, что связывает части стихотворения со смыслу, структурно. Можно утверждать, что степень понимания стихотворения зависит от познания языкового мастерства по –настоящему яркого, самобытного поэта, речь которого –это не только способ выражения мыслей, но и своеобразный продукт получения сведений о ценностных ориентациях народа, его духовных идеалах.

Выводы, сделанные нами в исследовании, нельзя назвать исчерпывающими, но тем не менее, следует отметить, что получен интересный и достаточно обширный материал, который может быть полезен для других и ими использован.

Список литературы.

    Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы.М.,» Советская Россия», 1984.

2.Газета « Первое сентября. Литература». 2002, №85; 2008, №8,2008, №9,2008, №17.

3.Ожегов С.И.Словарь русского языка: Ок.57000слов/Под ред.Чл.-корр.АН СССРН.Ю.Шведовой-20-е изд.-М.:Рус.яз.1998.

4. Брусенская Л,А. Учебный словарь лингвистических терминов/ Л.А.Брусенская,Г.Ф.Гаврилова, Н.В.Малычева.- Ростов н/Д: Феникс,2005.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа по литературе Ахтиорской Ксении, у ченицы 7 «Р» класса ГБОУ Школа №1354 ЮЗАО г. Москва Система образов в произведениях А.С. Пушкина Руководители проекта: Королева О.О., учитель литературы, Яринич Л.В., учитель информатики

Цель и задачи проекта Цель – изучение и анализ системы образов в произведениях А.С.Пушкина Задачи: доказать, что в произведениях Пушкина богатая система образов охарактеризовать, хотя бы в общих очертаниях, классически завершенную, строгую и ясную систему образов Пушкина рассказать о системе образов в произведениях писателя, описать некоторые произведения

Гипотеза проекта У Александра Сергеевича Пушкина очень богатая и разнообразная система образов

Система образов в произведениях А.С. Пушкина

Художественный образ – это способ и форма освоения действительности в искусстве. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Система образов - это множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.

Система образов в произведениях А.С. Пушкина Образ автора Образы исторических личностей (Петр 1, Емельян Пугачев, Борис Годунов) Женские образы Образ «лишнего» человека Образ «маленького» человека

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина Одним из самых сложных неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра I. Это, безусловно, самая главная фигура среди "владык"в пушкинском творчестве.

Женские образы Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.

«Капитанская дочка» Мария Миронова Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Маша решается в одиночку бороться за свое счастье

«Евгений Онегин» Татьяна Ларина Татьяна - девушка из типичной семьи русских помещиков, но она не просто типичная уездная дворянка, она – героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты. Она простая девушка, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди людей, в обществе которых она чувствует себя одиноко.

«Дубровский» Маша Троекурова В повести «Дубровский» мы встречаем Машу Троекурову. Возможно, Маша Троекурова и Маша Миронова – это портрет одной и той же женщины. Необычайное чувство долга перед мужем, хоть и нелюбимым, заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского

Анализ Проанализировав главные женские образы, я пришла к выводу: великий поэт наделяет своих любимых героинь такими качествами, как верность долгу, неспособность к обману, к сделкам с совестью, умение любить и разделить участь мужа. Именно Татьяна и Маша Миронова – идеал настоящей русской женщины в творчестве гения.

Образ «лишнего» человека «Лишний человек» –литературный тип, герой своего времени. Литературные типы представляют собой совокупность персонажей, близких по своему роду занятий и духовному облику. Эта тема противоположна изображению «маленького человека»,

Образ «маленького» человека Определение "маленький человек" применяется к литературным, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии героям. Задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

Глава 2. Отношение к поэту среди школьников В ходе своей работы я провела опрос: «Твой любимый автор», -среди детей 11-14 лет. Оказалось, что любовь к произведения Пушкина идет с самого детства, его сказок, а особенно ярко выражается она примерно в 7 классах.

Заключение В заключении я хочу сказать, что у А.С.Пушкина очень богатая и разнообразная система образов, которая является верным и надежным ключом к разрешению многих проблем и «загадок» пушкиноведения. В ходе работы над моим проектом я подтвердила свою гипотезу и выполнила свою цель.

Список литературы «Александр Сергеевич Пушкин. История и примечания.» Интернет-сайт Система Образов в произведениях Александра Сергеевича Пушкина


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Беляев Александр Романович
Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава
Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич
Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Жюль Верн
Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".

Тургенев Иван Сергеевич
«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Чехов Антон Павлович
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

Дополнительно интересные темы

Общие темы исследовательских работ по литературе 7 класса:
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Заслуженно ли забыт писатель…
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образы растений и цветов в литературе.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
Языковые средства создания юмора в произведениях…

В представленном разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 7 класса посвящены творчеству Беляева Александра Романовича, Булата Окуджавы, Гоголя Николая Васильевича, Жюль Верна, Пушкина Александра Сергеевича, Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича, Толстого Льва Николаевича, Тургенева Ивана Сергеевича, Чехова Антона Павловича и др.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Представленные темы проектов по литературе 7 класса интересны учащимся, дают возможность проведения самостоятельного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, развивают научное и творческое мышление.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 7 класса могут быть видоизменены и расширены, в зависимости от задач, поставленных для исследования.

Темы проектов по литературе 7 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературе для учащихся 7 класса:

Беляев Александр Романович

Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава

Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич

Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Изображение степи в произведениях Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и А.П. Чехова "Степь".
Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
"Тарас Бульба" Н. Гоголя и русский героический эпос.
Литературное путешествие по гоголевским местам.
Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.

Жюль Верн

Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").
Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Поэзия А. С. Пушкина в музыке.
Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.
История стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич

Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".
Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

Тургенев Иван Сергеевич

«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

Чехов Антон Павлович

Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
Изображение степи в произведениях А.П. Чехова "Степь" и Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Лермонтов Михаил Юрьевич

Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Лирика М.Ю. Лермонтова.

Есенин Сергей Александрович

Читая лирику С. Есенина...
Венок Есенину.
Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».

Темы исследовательских работ по литературе 7 класс

Дополнительные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 7 класса:


«Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.
«Левша» в изобразительном искусстве.
«О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.
«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.
«Сказ Н.С. Лескова на театральной сцене».
«Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Богатыри земли Русской.
Буклет "Русская усадьба 19 века".
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Две правды в «Песне про купца Калашникова».
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Заслуженно ли забыт писатель…
Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения (по произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).
Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
История гитары.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Картины художников, посвящённые русским богатырям.
Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Мир, полный приключений. Они – рядом!
На родине И.С. Тургенева
Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.
Образ Луны в произведениях И. Бунина.
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.
Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».
Образы растений и цветов в литературе.
Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.


Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».
Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?
Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»
Притягательная сила русского народного костюма.
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Русские поэты о празднике Рождества.
Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).
Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского "Светлана".
Символика цвета в произведениях Гаршина.
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением
Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.
Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
Языковые средства создания юмора в произведениях…

  • Выполнили учащиеся 7 класса:

  • Андреева Любовь,

  • Афанасьева Кристина,

  • Чикина Елена.

  • Руководитель: учитель литературы

  • Давыдова М.А.

Эпиграф

  • Пока мы боль чужую чувствуем,

  • Пока живёт в нас сострадание,

  • Пока мечтаем мы и буйствуем,

  • Есть в нашей жизни оправдание.


Задачи проекта по литературе:

  • при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими;

  • формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;

  • научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;

  • воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;

  • формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;

  • формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение

    Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова:

  • Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.

  • Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова:

    Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


    Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова:

  • Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".

  • Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


    Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля:

  • ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».

  • Добро делай, никого не бойся.

  • От добра худа не бывает.

  • За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов:

  • Сочувствие- сострадание

  • Синонимы:

  • Милосердие, доброта, гуманизм.

  • Антонимы:

  • Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Произведения, изученные по теме в 7–ом классе: М.Горький «Детство». Л.Андреев «Кусака». В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ф. Абрамов «О чем плачут лошади». А.Платонов «Юшка». Е.Носов «Кукла».


Афоризмы

  • «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.

  • «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.

  • «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье» . Плутарх.

  • «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».

  • «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы

  • «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.

  • «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди:

  • Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:

  • Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ».

  • Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует , любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ».

  • Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие , вера, кротость, воздержание ».


  • Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас:

  • « Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»:

  • «Возлюби ближнего твоего…»

  • «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».

  • «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема «Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат:

  • «Да»:

  • «Взрослые-28.

  • Дети-18.


Сочинения-миниатюры (выдержки)

  • Из сочинения Чикиной Елены:

  • «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Афанасьевой К.


Из сочинения Андреевой Л.

    Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


    Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Иллюстрации к обложке книг


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: «КТО ЖЕСТОК С ЖТВОТНЫМИ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» А.ШОПЕНГАУЭР

  • «Кусака»


«Кусака»

  • «Кусака»


Надо уметь прощать

  • Алексей Нескородов

  • Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет!

  • Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем!

  • Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть!

  • Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ

  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


  • «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

  • Владимир Мономах.


Призыв: