Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад. Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение Характеристика раневской и гаева с цитатами

К жанру драматургии А. П. Чехов обратился уже в раннем творчестве. Но подлинный успех его как драматурга начался с пьесы «Чайка». Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Ею и был завершен творческий путь писателя. В «Вишневом саде» автор выразил свои убеждения, мысли, надежды. Чехов считает, что будущее России принадлежит таким людям, как Трофимов и Аня. В одном из писем Чехов писал: «Студенты и курсистки - это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России». Именно они, по мнению Чехова, и являются истинными хозяевами вишневого сада, который автор отождествлял с родиной. «Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов.

Владельцами вишневого сада являются потомственные дворяне Раневская и Гаев, Поместье и сад - собственность их рода на протяжении многих лет, однако хозяйничать здесь они уже не могут. Они - олицетворение прошлого России, за ними будущего нет. Почему?
Гаев и Раневская - люди беспомощные, праздные, не способные на какие-либо активные действия. Они восхищаются красотой цветущего сада, он навевает нос-тальгические воспоминания у этих людей, но и только. Их имение разоряется, а эти люди не могут и не пытаются ничего сделать ради того, чтобы положение каким-то образом поправить. Цена такой «любви» невелика. Хотя Раневкая и говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно». Но возникает вопрос, что это за такая любовь, если она уехала из России пять лет назад и вернулась сейчас только потому, что потерпела фиаско в личной жизни. А в финале пьесы Раневская вновь покидает Родину.
Конечно, героиня производит впечатление человека с открытой душой, она сердечна, эмоциональна, впечатлительна. Но эти качества сочетаются с такими чертами ее характера как беззаботность, избалованность, легкомыслие, граничащие с черствостью и безразличием к окружающим. Мы видим, что на самом деле Раневская равнодушна по отношению к людям, даже порою жестока. Иначе как объяснить тот факт, что она отдает последний золотой прохожему, а прислуга в доме остается жить впроголодь. Она благодарит Фирса, справляется о его здоровье, и... оставляет старого, больного человека в заколоченном доме, просто-напросто позабыв о нем. Это, по меньшей мере, чудовищно!
Как и Раневская, Гаев обладает чувством прекрасного. Хочется отметить, что он больше, чем Раневская производит впечатление барина. Хотя этого персонажа можно назвать точно таким же бездейственным, беспечным и легкомысленным, как и его сестра. Словно маленький ребенок, Гаев не может отказаться от привычки сосать леденцы и даже в мелочах рассчитывает на Фирса. Его настроение очень быстро меняется, это непостоянный, ветреный человек. Гаев расстраивается до слез от того, что имения продаются, но едва он услышал стук шаров в бильярдной, то сразу повеселел, подобно ребенку.
Безусловно, Гаев и Раневская - это воплощение прошлой уходящей жизни. Их привычка жить «в долг, за чужой счет» говорит о праздности существования этих героев. Они точно не хозяева жизни, поскольку даже их материальное благополучие зависит от каких-либо случайностей: или это будет наследство, или ярославская бабушка пришлет им денег для того, чтобы рассчитаться с долгами, или денег одолжит Лопахин. На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.
Лопахин воплощает настоящее России. Родители Лопахина были крепостными, но после отмены крепостного права судьба этого человека изменилась. Он выбился в люди, разбогател, и теперь в состоянии купить имение тех, которые когда-то были его хозяевами. Лопахин чувствует свое превосходство над Раневской и Га-евым, да и те относятся к нему с уважением, поскольку осознают свою зависимость от этого человека. Ясно, что Лопахин и такие люди как он очень скоро вытеснят родовитых дворян.
Однако Лопахин производит впечатление человека, который является «хозяином жизни» только в данный, короткий промежуток времени. Он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец. Вишневый сад он собирается вырубить, а землю продать. Думается, что, приумножив свои капиталы от этого выгодного ему предприятия, он все же не займет в будущем господствующего места в жизни государства. В образе этого персонажа Чехову мастерски удалось изобразить причудливое и противоречивое соединение черт прошлого и настоящего. Лопахин, хотя и гордится нынешним положением, ни на секунду не забывает о своем низком происхождении, в нем слишком сильна обида на жизнь, которая, как ему кажется, была несправедлива к нему. Очень скоро читатель и зритель понимает, что Лопахин всего лишь промежуточная ступень между прошлым и будущим поколениями.
В пьесе Чех«Ьва мы видим и персонажей, противопоставленных разрушительной деятельности Лопахина и бездействию Раневской и Гаева. Это Аня и Петя Трофимов. Именно за такими людьми, по мнению автора, будущее России. Трофимов - горячий искатель правды, который искренне верит в торжество справедливой жизни в ближайшем будущем. Студент Петя Трофимов беден, терпит лишения, но как человек честный отказывается от жизни за чужой счет. Он говорит много о том, что необходимо переустройство общества, но реальных поступков пока не совершает. Но он прекрасный пропагандист. Это один из тех, за кем идет молодежь, кому верят. Аню увлекает призыв Трофимова изменить жизнь, и в конце пьесы мы слышим ее слова, призывающие «сажать новый сад». Автор не дает нам возможностиувидеть плоды деятельности представителей нового поколения. Он лишь оставляет нам надежду на то, что слова у Пети Трофимова и Ани не будут расходиться с делами.
Три поколения людей изобразил Чехов в своей пьесе «Вишневый сад», и каждый персонаж олицетворяет жизнь России: Раневкая и Гаев - прошлую, Лопахин - настоящую, Трофимов и Аня - будущую. Время показало, что Чехов был абсолютно прав - в скором будущем русский народ ожидала революция, и именно такие люди как Трофимов и вершили историю.

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля 1904 г. Ему было 44 года.

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905 -07 г. г. , в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических событий, которые ему увидеть уже не удалось.

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое восприятие сада. И этот образ символический. За образом вишневого сада встает образ России, и основная тема пьесы – судьба России.

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых.

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева.

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта - результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры - легкомыслие, непрактичность, безволие - становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» .

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно - как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирикосатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.

Гаев Леонид Андреевич – один из главных персонажей в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», брат помещицы Раневской . Он человек старой закалки, как и сестра - сентиментален. Очень переживает по поводу продажи родового имения и потери вишнёвого сада.

По натуре Гаев – идеалист и романтик. Он не особо приспособлен к «новой» жизни. Себя относит к людям 80-х годов 19 века. Он артистичен и искренен. Может признаться в любви даже шкафу, который для него является хранителем семьи почти на протяжении века. Он много говорит, порой не по существу. Поэтому спохватывается, что сказал неуместность, но потом всё повторяет сначала. Чтобы скрыть свои волнения по поводу имения, часто вставляет в речь словечки вроде «кого?» или «от шара направо в угол» (выражение, используемое в бильярде).

По поводу сохранения вишнёвого сада строит нереальные планы и всё мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство. А также, мечтает выгодно выдать замуж племянницу Аню . Но это только на словах, а на деле, он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти имение.

После того, как Лопахин выкупает их дом с садом, он устраивается на работу в банк за шесть тысяч в год. В конце произведения Лопахин говорит, что это ненадолго, так как Гаев ужасно ленив.

В изучении драмы по действиям существуют разные пути. Одни предлагают комментированное чтение, где главная цель отводится чтению, которое подчинено анализу; другие - анализ с чтением отдельных явлений с попутным комментированием. Каждое отдельное действие занимает свое место в идейно-драматургическом плане, в развитии сюжета, решении художественной задачи всей пьесы.

Наблюдение за развитием сюжета (действия) неотрывно от работы над характерами героев. Готовясь к уроку по пьесе, надо отбирать явления для чтения и анализа, ставить основные вопросы. Нужно определить, какие сцены являются опорными, какие явления должны быть выделены для подробного анализа.

1. Работа над пьесой: чтение отдельных сцен и анализ 1, 2 действий. Вопросы и задания:

Ваши впечатления от первых страниц пьесы «Вишневый сад»;

Чем необычны персонажи комедии?

Вокруг какого события разворачивается 1 действие пьесы? Почему оно так важно для автора?

Найдите в 1 действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения (лиризм, символика, монологи-воспоминания, лексические повторы, паузы, обрывы фраз, авторские ремарки);

Какую роль по-вашему мнению, играют второстепенные персонажи (Епиходов, Шарлотта и др.) в создании социально-психологического «подтекста» пьесы?

Почему Чехов отмечает возраст только 3-х действующих лиц?

Что, по вашему мнению, является сквозным мотивом пьесы?

Как происходит постижение сущности образов Раневской и Гаева?

2. Вопросы и задания к 3, 4 действиям:

Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева?

Какие перемены и почему происходят в нашем отношении к владельцам вишневого сада?

Проследите, как они ведут себя в ситуациях подлинно драматических?

Дайте развернутый ответ-характеристику «Старые владельцы сада».

(Характеры, созданные Чеховым сложны, в них противоречиво смешиваются добро и зло, комическое и трагическое. Создавая образы обитателей разоряющегося дворянского гнезда Раневской и ее брата Гаева, Чехов подчеркивал, что подобные «типы» уже «отжили». Они выказывают любовь к своему имению, вишневому саду, но ничего не предпринимают, чтобы спасти имение от гибели. Из-за их праздности, непрактичности разоряются так «свято любимые» ими «гнезда», уничтожаются прекрасные вишневые сады.

Раневская показана в пьесе очень доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям (последний золотой отдает случайному прохожему, а дома прислуга живет впроголодь); ласкова к Фирсу и оставляет его больного в заколоченном доме. Она умна, сердечна, эмоциональна, но праздная жизнь развратила ее, лишила воли, превратила в беспомощное существо.

Читая, мы узнаем, что она уехала из России 5 лет назад, что из Парижа ее «потянуло вдруг в Россию» только после катастрофы в личной жизни. В финале пьесы она все же покидает родину и, как ни жалеет о вишневом саде и имении, довольно скоро успокоилась и повеселела» в предчувствии отъезда в Париж.

Чехов дает почувствовать всем ходом пьесы, что узкие жизненные интересы Раневской и Гаева свидетельствуют о полном забвении ими интересов родины. Создается впечатление, что при всех хороших качествах они бесполезны и даже вредны, так как способствуют не созиданию, «не приумножению богатства и красоты» родины, а разрушению.

Гаеву 51 год, а он так же, как и Раневская, беспомощен, бездеятелен, беспечен. Нежное обращение его с племянницей и сестрой сочетается у него с пренебрежением к «чумазому» Лопахину, «мужику и хаму», с презрительно-брезгливым отношением к слугам. Вся его жизненная энергия уходит на возвышенные ненужные разговоры, пустое многословие. Как и Раневская, привык жить «на чужой счет», не рассчитывает на свои силы, а только помощь извне: «хорошо бы получить наследство, хорошо бы выдать Аню за богатого человека…»

Итак, на протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, тяжелое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. Их эволюция на протяжении пьесы - это разорение, крах не только материальный, но и духовный. Раневская и Гаев вольно или невольно предают все, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса. Финальные сцены пьесы потрясают).

Расскажите о судьбе Лопахина. Как его развенчивает автор?

Каков смысл сопоставления хозяев вишневого сада и Лопахина?

Пояснения:

При характеристике Лопахина нужно раскрыть его сложность и противоречивость, объективность и всесторонний подход к его изображению. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги.

В то же время автор заставляет нас не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить к опустошению землю, уничтожению прекрасного. Не случайно ликование нового хозяина сменяется печалью и горечью: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилось как-нибудь нескладная, несчастливая жизнь». В нем постоянно борются противоречивые чувства. Нельзя упустить такой многозначительной детали, как эпизод в финале пьесы, когда слышится стук топора по вишневым деревьям. По просьбе Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит...

Слово учителя.

Но и на Лопахина Чехов смотрит как бы из «исторического далека», поэтому видит за его субъективно добрыми намерениями всего лишь хищную и ограниченную деятельность. И имение, и вишневый сад он купил как-то «невзначай». Лишь рядом с Раневскими, Гаевыми Лопахин может произвести впечатление деятеля, но Трофимову планы Лопахина «настроить дачи» «представляются несостоятельными, узкими».

Итак, какова же роль юных персонажей в пьесе?

Почему, сближая образы Пети Трофимова и Вари, автор противопоставляет их друг другу?

В чем выражается противоречивость характера Пети Трофимова и почему автор относится к нему иронически?

Выводы по образу Пети Трофимова (может сделать учитель или подготовленный учащийся):

Создавая образ Трофимова, Чехов испытывал затруднения. Он предполагал возможные цензурные нападки: «Меня, главным образом, пугала... недоделанность некоторая студента Трофимова. Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета...»

В самом деле, студент Трофимов появился перед зрителем в то время, когда общественность была взволнована студенческими беспорядками.

В образе «вечного студента» - разночинца сына лекаря Трофимова показано превосходство над другими героями. Он беден, терпит лишение, но решительно отказывается «жить на чужой счет», брать взаймы.

Наблюдения, обобщения Трофимова широки, умны и справедливы: дворяне живут на чужой счет; интеллигенты ничего не делают. Принципы его (трудиться, жить во имя будущего) прогрессивны. Жизнь его может вызвать уважение, волновать молодые умы и сердца. Речь его взволнованна, разнообразна, хотя, порой, и не лишена банальности («Мы идем неудержимо к яркой звезде...»).

Но и в Трофимове есть черты, сближающие его с другими персонажами пьесы. Жизненные принципы Раневской и Гаева сказываются и на нем. Трофимов с негодованием говорит о безделье, «философствовании», а сам тоже много говорит, любит поучения. Автор иногда ставит и Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, безуспешно ищет старые галоши. Эпитеты: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» - снижают образ Трофимова, вызывают порой насмешливую улыбку. Трофимов, по замыслу писателя, не должен выглядеть героем. Его роль - пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее. Поэтому Аня по-юношески восторженно впитывает в себя идеи Трофимова.

Место Гаева в системе образов произведения

Для понимания восприятия Чеховым дворянства необходимо рассматривать и характеристику Гаева в пьесе «Вишневый сад», брата главной героини, практически двойника Раневской, однако менее значительного. Поэтому в списке действующих лиц он обозначен «братом Раневской», хотя он старше ее и имеет столько же прав на имение, как и сестра.

Гаев Леонид Андреевич-помещик, «проевший состояние на леденцах», ведущий праздный образ жизни, но ему странно, что сад продают за долги. Ему уже 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в старом имении, которое разрушается у него на глазах, под опекой старого лакея Фирса. Однако именно Гаев все время пытается занять у кого-нибудь денег, чтоб покрыть хотя бы проценты по долгам и своим и по сестриным. А его варианты погашения всех кредитов больше похожи на несбыточные мечты: « Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»

Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» стал карикатурой на дворянство в целом. Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего. В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.

Особенности характера Гаева

О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи. Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч. Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: « Где тебе! Сиди уж…», сомнение высказывает и Лопахин: «Только ведь не усидит, ленив очень…». Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня « Я верю тебе дядя!». Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.

Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может. Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово « Кого» и появляются совершенно неуместные бильярдные термины. Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитём, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы «Вишневый сад» забывает про своего преданного слугу. Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.

Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина. Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду «пошло», во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов. Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.

Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А.П. Чехова

Гаев замкнул цепь, состоящую из образов дворян, созданных Чеховым на протяжении всей творческой жизни. Он создал «героев своего времени», аристократов с прекрасным образованием, не способных отстаивать свои идеалы, и именно эта слабость позволила занять господствующее положение таким, как Лопахин. Для того, что бы показать насколько обмельчали дворяне, Антон Павлович максимально занизил образ Гаева, доведя его до карикатуры. Многие представители аристократии очень критично отнеслись к такому изображению своего класса, обвиняя автора в незнании их круга. Но ведь Чехов и хотел создать даже не комедию, а фарс, что у него с успехом получилось.

Рассуждения об образе Гаева и описание особенностей его характеры может быть использована учениками 10 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад»».

Тест по произведению