Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. «Что помогло устоять Ивану Денисовичу Шухову Как ивану денисовичу удается остаться человеком

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОИПК и ПРО

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына.

Анализ рассказа А.И.Солженицына

«Один день Ивана Денисовича ».

Выполнила учитель

Русского языка и

литературы МКОУ

«Лебединская» СОШ Богучарского района

Гуляева О.А.

(зональные курсы)

Богучар 2010.

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

Задачи:

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни,с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича.Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих,попавших в лагерь.В 1941 году он,простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену.Бежав из плена,он попадает в советскую контрразведку.Единственный шанс остаться в живых -это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали,и он решил подписать признание.Так Иван Денисович оказался в лагере.

У: Почему день,описанный в повести,кажется Шухову

« почти счастливым»?

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей.Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с

героем?

у: Ивана Денисовича не посадили в карцер.Он не попался на шмоне,купил табачку,не заболел.

У: Почему для рассказа автор выбрал именно

«счастливый день»?

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять,остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой,не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно,как на воле,у себя в колхозе. Работая,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь.Здравый смысл помогает ему выстоять.

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того,как « процентовку » закрыл,зависит жизнь бригады.Тюрин и сам жить умеет,и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович.У него меховая шапка,присланная с воли. Все работают на морозе,а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно,эти два образа очень похожи.Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого .

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

2.честен

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество,т.к.он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться,не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

Вывод:

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность.В нем много деталей: бытовых, поведенческих,психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д.Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»


Война – страшное явление, античеловечное по своей сущности. Она уносит много невинных человеческих жизней, стирает с лица Земли целые города. Совсем недавно повсюду были слышны крики, плач женщин и детей, лилась кровь, люди страдали от голода. В такие времена главное оставаться человеком. Но что помогло людям не уподобиться животным, сохранить человеческую сущность в страшных, нечеловеческих условиях войны?

На этот вопрос следует поискать ответ в произведениях Михаила Александровича Шолохова.

В его рассказе «Судьба человека» главный герой, Андрей Соколов, потеряв свою семью в годы войны, побывав в плену, где он испытал на себе жестокое обращение фашистов, всё же не теряет своей человеческой сущности. Встретив у чайной мальчика Ванюшку, который тоже потерял родных в годы войны, он принимает решение взять его на воспитание и говорит ему, что является его отцом. «И как только я не зачерствел душой, пройдя всё это», - говорит он, рассказывая свою историю новому знакомому. Этот человек нашёл в себе силы противостоять коверкающему души пламени войны. Андрею Соколову остаться человеком помогла любовь, сила духа, сострадание.

В другом произведении Шолохова, под названием «Жеребёнок», мы видим иную ситуацию: здесь писатель показывает нам, что важно быть человечным не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим – животным. Сюжет рассказа повествует читателю о событиях гражданской войны. Главный герой Трофим, состоящий на службе в эскадроне, который находится близ Дона, обнаруживает, что его кобыла ожеребилась. Он идёт с докладом к эскадронному командиру и слышит в ответ: «Пристрелить! Он нам только обузой будет!». Трофим вопреки приказу не убивает жеребёнка, ссылаясь на неисправность винтовки, но командир раскрывает обман и с пониманием относится к ситуации, разрешая оставить новорождённого. «Ему мамку сосать надо, - говорит он, - и мы сосали. А что поделать, раз уж так повелось.» Вскоре эскадрону пришлось принять бой, в котором жеребёнок очень мешал солдатам. Трофим сам хотел уже убить его, но рука дрогнула. Во время перехода через Дон, на эскадрон напал отряд врага. Новорождённый жеребёнок не мог переплыть широкую реку, и главный герой, рискуя жизнью, бросается ему на помощь. Столь героический поступок изумил даже врага, который перестал стрелять, наблюдая за происходящим. Автор в этом произведении показывает нам, что очень важно сохранять доброту и милосердие не только к людям, но и к животным, даже в нечеловеческих условиях войны.

Таким образом, в страшных условиях войны, меняющих человеческое сознание, его душу, мироощущение, очень важно оставаться человеком. А сохранить свою сущность, даже перед лицом трудностей войны, помогают такие чувства как любовь, милосердие, сострадание и доброта.

Описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Образ главного героя – собирательный. Основным прототипом Шухова часто называют Ивана, бывшего солдата из артиллерийской батареи Солженицына. При этом сам писатель был заключенным, который каждый день своего пребывания в лагере наблюдал тысячи сломанных людских судеб и трагедий. Материалом для его повести стал результат страшного беззакония, который не имел ничего общего с правосудием. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно понял, что для выживания недостаточно ощущать себя советским человеком. Он избавился от идеологических иллюзий, бесполезных в лагере. Это его внутреннее убеждение ярко демонстрирует сцена, когда кавторанг Буйновский объясняет герою, почему солнце в зените бывает в час дня, а не в 12 часов. Декретом правительства время в стране перевели на час вперед. Шухов удивлен: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» С советской властью у Шухова теперь другие отношения. Он – носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Судьба заключенного Щ-854 похожа на тысячи других. Он честно жил, пошел на фронт, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». Этого было достаточно для серьезного обвинения. «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».
Что бы ни делал Шухов, он преследует ежедневно одну цель – выжить. Заключенный Щ-854 старается следить за каждым своим шагом, по мере возможности подрабатывать и вести сносное существование. Он знает, что обычная практика при таком серьезном обвинении, как у него, – добавлять срок заключения. Поэтому Шухов не уверен, что окажется на свободе в назначенное время, но запрещает себе сомневаться. Заключение Шухов отбывает за измену родине. В документах, которые его заставили подписать, значится, что Шухов выполнял задания фашистов. Какие именно – не смогли придумать ни следователь, ни подследственный. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов.
По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, спокойно, с наслаждением, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать, пока не погнали на работу. Получив новые ботинки, а позже валенки, Шухов радуется, как ребенок: «…житуха, умирать не надо». За день у него случилось много удач: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, жалеет, когда кончается смена, припрятывает себе на завтра удобный для каменщика мастерок. Он принимает решения с позиции здравого смысла, опираясь на крестьянские ценности. Труд и отношение к работе не дают Ивану Денисовичу потерять себя. Он не понимает, как можно относиться к работе недобросовестно. Иван Денисович «умеет жить», мыслить практически, не бросать слов на ветер.
В разговоре с Алешкой-баптистом Шухов высказывает свое отношение к вере и Богу, руководствуясь опять-таки здравым смыслом. «Я ж не против Бога, понимаешь, – объясняет Шухов. – В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в ад и рай. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?» На вопрос, почему он не молится Богу, Шухов отвечает: «Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или в жалобе отказать». Вот он, ад, – лагерь. Как же Бог такое допустил?
Есть среди героев Солженицына и те, кто, совершая маленький подвиг выживания каждый день, не теряет достоинства. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую».
Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском. Капитан резко возмутился, когда надзиратели на морозе приказали заключенным расстегнуть одежду, чтобы «перещупывать, не поддето ли чего в обход устава». За это Буйновский получил «десять суток строгого». Все знают, что после карцера он навсегда лишится здоровья, но вывод заключенных такой: «Залупаться не надо было! Обошлось бы все».
Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России. Солженицын показывает, как терпение и жизненные идеалы помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря день за днем.

Помогите ответить на вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова" 1. Почему рассказ о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? 2. Кто такой Иван Денисович? (восстановить его прошлое, как он попал в лагерь?) 3. Что помогает герою устоять, остаться человеком? 4. Почему день описанный в повести кажется герою "почти счастливым"?


Ключевые слова: скачать бесплатно " один день ивана денисова" а. солженицин, почему день описанный в повести кажется шухову почти счастливым, как иван денисович попал в лагерь,

13 ответов к вопросу “вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова"”

    ответ #0 / ответил: Служба поддержки

    • ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      Уже и не помню хорошо, давно читала. Но могу ответить на первый вопрос. Потому что 1 день подобен многим. В принципе, они все одинаковы. И так Иван Денисович живет не один день, а годы.
      Источник: Замечательное произведение

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (1 ) / (1 )

      1. Сам Солженицын по этому поводу писал:" ...НУЖНО БЫЛО ОПИСАТЬ ВЕСЬ ЛАГЕРНЫЙ МИР - ОДНИМ ДНЕМ...". ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ ДВИЖЕНИЯ СЮЖЕТА в приозвед. яв-ся течение лагерного времени - от ранней побудки до отбоя. 2.Иван Денисович Шухов - гл. герой. Ему 40 лет, в пршлом он крестьянин, женат, имеет двух дочерей. В нач. войны ушел на фронт, был ранен, в февр. 1942 г. армия попала в окружение, Шухов оказался в плену, но ему удалось бежать. ОН был вынужден подписать признание, что он фашистский агент. Его осудили по 58 статье (За измену Родине), и приговорили к 10 годам лагерей. С тех пор прошло уже 8 лет. 3.За время, которое Шухов провет в лагере он "не уронил себя". В этом ему помогло соблюдение некоторых принципов жизни:причастность к сообществу людей, труд, крепость духа, мудрость и ответсвенность, совестливость. 4. День этот был для него "почти счатливым". Вот, например, как он его сам подытоживает:" ...в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу...с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. ПРОШЕЛ ДЕНЬ, НИЧЕМ НЕ ОМРАЧЕННЫЙ, ПОЧТИ СЧАСТЛИВЫЙ". ТАЙНЫЙ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ. ИСХОДЯЩИЙ ОТ СКРОМНОГО ШУХОВА. - ЭТО СВЕТ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ ЖИЗНИ!!! ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ, изображенный писателем, стал СИМВОЛОМ СТРАШНОЙ ЭПОХИ, в которой жила наша страна.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      1. Герой – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, постой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего и подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в лагере.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      3. Шухов живет в согласии с собой. «Природность» И.Д. связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет. Работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. Труд – это жизнь для Шухова. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

Сочинение

Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном - только бы выжить: «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал». Да и сейчас в лагере Шухов рассчитывает каждый свой шаг. Утро начиналось так: «Шухов никогда не просыпал подъема, всегда вставал по нему - до развода было часа полтора времени своего, не казенного, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вокруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов «В течение дня Шухов старается быть там, где все: «…надо, чтоб никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только».

Под телогрейкой у него специальный карманчик пришит, куда кладет сэкономленную пайку хлеба, чтоб съесть не наспех, «наспех еда не еда». Во время работы на ТЭЦ Шухов находит ножовку, за нее «могли дать десять суток карцера, если бы признали ее ножом. Но сапожный ножичек был заработок, был хлеб! Бросать было жалко. И Шухов сунул ее в ватную рукавицу». После работы, минуя столовую (!), Иван Денисович бежит в посылочную занять очередь для Цезаря, чтоб «Цезарь… Шухову задолжал». И так - каждый день.

Вроде бы живет Шухов одним днем, нет, впрок живет, думает о следующем дне, прикидывает, как его прожить, хотя не уверен, что выпустят в срок, что не «припаяют» еще десятку. Не уверен Шухов, что выйдет на волю, своих увидит, а живет так, будто уверен. Иван Денисович не задумывается над так называемыми проклятыми вопросами: почему так много народа, хорошего и разного, сидит в лагере? В чем причина возникновения лагерей? Да и за что сам сидит - не знает, вроде бы и не пытается осмыслить, что с ним произошло: «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж, задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание». Единственный раз на протяжении повести Шухов обращается к этому вопросу. Его ответ звучит слишком обобщено, чтобы быть результатом глубокого анализа: «А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чем?» Почему так? Очевидно, потому, что Иван Денисович принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком.

Природный человек, к тому же всегда живший в лишениях и недостатке, ценит прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс, удовлетворение первых простых потребностей - еды, питья, тепла, сна. «Начал он есть. Сперва жижицу одну прямо пил. Как горячее пошло, разлилось по его телу - аж нутро его все трепыхается навстречу баланде. Хор-рошо! Вот он, миг короткий, для которого и живет зэк». «Можно двухсотграммовку доедать, можно вторую папироску курить, можно и спать. Только от хорошего дня развеселился Шухов, даже и спать вроде не хочется». «Пока начальство разберется - приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь спину. Хорошо, если около печки, - портянки переобернуть да согреть их малость. Тогда во весь день ноги будут теплые. А и без печки - все одно хорошо». «Теперь вроде с обувью приналадилось: в октябре получил Шухов ботинки дюжие, твердоносые, с простором на две теплых портянки. С неделю как именинник, все новенькими каблучками постукивал. А в декабре валенки подоспели - житуха, умирать не надо». «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

И в Усть-Ижме прижился Иван Денисович, хоть и работа была тяжелее, и условия хуже; доходягой был там - и выжил. Естественный человек далек от такого занятия, как размышление, анализ; в нем не пульсирует вечно напряженная и беспокойная мысль, не возникает страшный вопрос: зачем? почему? Дума Ивана Денисовича «все к тому ж возвращается, все снова ворошит: нащупают ли пайку в матрасе? В санчасти освободят ли вечером? Посадят капитана или не посадят? И как Цезарь на руки раздобыл себе белье теплое?». Природный человек живет в согласии с собой, ему чужд дух сомнений; он не рефлексирует, не смотрит на себя со стороны. Этой простой цельностью сознания во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его высокая приспособляемость к нечеловеческим условиям. Природность Шухова, его подчеркнутая чуждость искусственной, интеллектуальной жизни сопряжены, по мысли Солженицына, с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет.

Цезарь со спокойной душой прячет у Шухова продуктовую посылку. Эстонцы дают в долг табаку, уверены - отдаст. Высокая степень приспособляемости Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухову «крепко запомнились слова его первого бригадира Куземина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать»«. Эти спасительные пути ищут для себя люди нравственно слабые, пытающиеся выжить за счет других, «на чужой крови». Физическая выживаемость сопровождается, таким образом, моральной гибелью. Не то Шухов. Он всегда рад запастись лишней пайкой, раздобыть табаку, но не как Фетюков - шакал, который «в рот смотрит, и глаза горят», и «слюнявит»: «Да-айте разок потянуть!» Шухов раздобудет курево так, чтобы не уронить себя: разглядел Шухов, что «однобригадник его Цезарь курил, и курил не трубку, а сигарету - значит, подстрельнуть можно. Но Шухов не стал прямо просить, а остановился совсем рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него». Занимая очередь за посылкой для Цезаря, не спрашивает: «Ну, получили?» - потому, что это был бы намек, что он очередь занимал и теперь имеет право на долю. Он и так знает, что имеет. Но он не был шакалом даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем крепче утверждался.

Очень точно заметил один из первых доброжелательных критиков повести В. Лакшин, что «слово «утверждался» не требует тут дополнений - «утверждался» не в чем-то одном, а в общем своем отношении к жизни». Отношение это сложилось еще в той, другой жизни, в лагере оно лишь получило проверку, прошло испытание. Вот читает Шухов письмо из дома. Пишет жена о красилях: «А промысел есть-таки один новый, веселый - это ковры красить. Привез кто-то с войны трафаретки, и с тех пор пошло, и все больше таких мастаков красилей набирается: нигде не состоят, нигде не работают, месяц один помогают колхозу, как раз в сенокос да в уборку, а за то на одиннадцать месяцев колхоз ему справку дает, что колхозник такой-то отпущен по своим делам и недоимок за ним нет.

И очень жена надежду таит, что вернется Иван и тоже в колхоз ни ногой, и тоже красилем станет. И они тогда подымутся из нищеты, в какой она бьется «. «… Видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили, но люди не теряются: в обход идут и тем живы. В обход бы и Шухов пробрался. Заработок, видать легкий, огневой. И от своих деревенских отставать вроде обидно… Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать. Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился. Легкие деньги - они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал».

Нет, не легкое, точнее, не легковесное отношение к жизни у Шухова. Его принцип: заработал - получай, а «на чужое добро брюха не распяливай». И Шухов работает на «объекте» так же добросовестно, как и на воле. И дело не только в том, что работает в бригаде, а «в лагере бригада - это такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга. Тут так: или всем дополнительное, или все подыхайте».

Другие сочинения по этому произведению

«…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Солженицын - писатель-гуманист Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича» «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича»