Школа современной пьесы бесприданница. Театральный обзор: “БеЗприданница”, театр “Школа драматического искусства”. Заказать билеты на Бесприданницу

Где-то в городке, расположенном на берегу Волги, живет местная звезда Лариса Дмитриевна Огудалова. Выступает на сцене, но поёт плохо, в ноты не попадает. А все потому, что после стремительного отъезда Сергея Сергеевича Паратова она потеряла голос. В почитателях ее былого таланта – старый, похожий на крота Мокий Парменыч Кнуров, а также молодой татарин Василий Данилыч Вожеватов. Они готовы обеспечить ее жизнь, но замуж не предлагают. Да и достойные женихи свататься не спешат, ведь нет у неё приданного – беЗприданница она. Только Карандышев, стремящийся всем вечно угодить, и остается. Но сердце Ларисы Дмитриевны до сих пор принадлежит Паратову.

В театре “Школе драматического искусства” сезон открывают премьерой спектакля по пьесе А. Н. Островского, причем это совместный проект с продюсером Леонидом Роберманом. “БеЗприданница” Дмитрия Крымова пишется через букву З не случайно. Так было написано ещё у самого драматурга, так теперь будет и на афише. Это не первое обращение режиссера и его Лаборатории к произведениям русской классики и Островскому в частности. Уже несколько сезонов успешно идет спектакль “О-й. Поздняя любовь”. По словам режиссера, в каждой из этих пьес просматривается одна проблема – “желание и невозможность быть свободным в мире денег”.

События развиваются по общеизвестному сюжету, но Дмитрий Крымов не стал ограничиваться банальным переложением материала. Его фантазия превратила классическое произведение в комедию абсурда, добавив новые, сложно уловимые краски и подробности.

“Лариса Дмитриевна, вам лейбл оставить? Тогда я подклею и каблук, и лейбл”

Марии Смольниковой, исполнившей роль Ларисы Дмитриевны, уже приходилось играть женщину, которая пытается отвоевать у судьбы своё счастье. Если вспомнить, то ее Людмила в “О-й. Поздняя любовь” тоже была зависима от власти денег. Вся ее беда лишь в том, что она любит и хочет быть любима, но в мире, где все продают и покупают, героиня становится лишь разменной монетой. До нее никому нет дела, разве что потенциальному жениху Карандышеву (Максим Маминов).

Его Юлий Капитоныч вызывает больше сочувствие, чем раздражение. Он обаятельный молодой человек, как бы сказали, – хозяйственный – и каблук ей приклеит, и пальто повесит. С ним и дом будет в порядке, и бедная, но жизнь. Во всей этой истории персонажу можно только посочувствовать. Но вот сердце-то у нее к нему не лежит. Сердце ее требует страсти, волнений и переживаний. А тут как раз на своей “Ласточке” приезжает разудалый Паратов (Евгений Старцев) и щегольски ныряет в воду, привлекая внимание всего города. И несмотря на то, что на сцену его принесут в полиэтилене с пеной во рту, Паратов окажется живее всех живых. Готовый вновь внести сумятицу в жизнь Ларисы. Он вроде и любит, и предаёт ее не из корысти, а потому что он из другой жизни. Сергей Сергеевич ломает Ларису, и помешать этому не может никто – ни жених, ни мамаша-травести, обаятельная Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян).

“Ой, какая женщина! Она наверное нерусская – слишком проворная”

Огудалова-старшая – этакая бой-баба. Мужчина в теле женщины. Может и в драку полезть, и пуститься в пляс под «I will survive». Чтобы она в жизни ни делала, у нее ничего не получается, а дочерей выдала замуж так, что и подумать страшно. В тоже время Харита Игнатьевна – типичная женщина, тянущая детей на себе, пропадающая целыми днями на работе и желающая своим чадам лишь обеспеченного будущего.

Все действие спектакля происходит на фоне огромного экрана, который служит нам окном. Через него мы видим набережную реки Волги, прогуливающихся жителей города, а также гостей дома Огудаловых. Вот они были на улице и уже появляются на сцене через дверь, которую обычно можно увидеть на борту корабля. Видеоряд имеет значимую роль. В спектаклях его стали использовать все чаще и чаще. Все, о чем невозможно сказать, всегда можно показать. Через экран мы подглядываем в глазок, следя за героями, как любопытные соседи. И теперь достаточно всего лишь взять пульт и перемотать все назад до нужного момента.

Пространство сцены похоже на трюм корабля с вентиляционными решетками, сквозь которые просачивается свет, и вереница пальто, висящих на крючках, которые в какой-то момент как ветром сдует. Художником спектакля стала Анна Кострикова, ученица Крымова, которая воплотила весь этот абсурд и гротеск в жизнь.

БеЗприданница – пьеса про русскую жизнь, где творится полный беспредел, где миром правят купцы, продающие и покупающие человеческие жизни. Это даёт возможность взглянуть на нашу собственную жизнь и свои ценности со стороны. Кажется, что все происходит в двух параллельных мирах. Тут и первая сестра Ларисы (Елизавета Юрьева), убитая мужем, ходит с кинжалом в груди, и вторая сестра (Кирилл Федоров), вышедшая замуж за шулера. За все действие они не проронят ни слова, молча наблюдая за всеми со стороны. Будто с другого света смотря за трагедией сестры.

А без трагедии тут не получится. Брошенная Паратовым, она пошла по рукам в прямом и переносном смысле. Тут как тут появился и Кнуров (Константин Муханов). Он, как крот из сказки про Дюймовочку, в огромной шубе, поглощает ее, утаскивая за собой в свою нору. И если Паратов ее ломает, то Кнуров перемалывает до конца, а Карандышев лишь освобождает душу из тела, которое уже не принадлежит Ларисе Дмитриевне. И все это происходит под трансляцию исторического для нас матча по футболу, поэтому до того, что где-то произошла трагедия, никому и дела нет. Как говорится, “собаки лают, караван идет”.

Что нужно сделать, чтобы в многочисленном ряду «Бесприданниц», поставленных в разных театрах нашей страны, занять первое место? Наверное, просто быть талантливым и феноменальным Петром Фоменко. На этот раз режиссер подошел к тексту без присущей ему неординарности, сделав ставку на потрясающую игру лучших актеров Мастерской. И, надо заметить, не прогадал.

О спектакле «Бесприданница»

В «Бесприданнице» Фоменко, вроде бы, есть все то же, что и в произведении Островского. Но режиссер не был бы собой, не вступив в творческий спор с автором. Так, например, главную мужскую роль он отвел не Паратову, как это принято, а Карандышеву. Да и вся романтическая позолота как будто бы аккуратно счищена с пьесы острым лезвием. Что осталось? Извращенные ценности, пороки, и мир, где «цена» человека определяется его финансовыми возможностями.

Премьера «Бесприданницы» в Мастерской Петра Фоменко состоялась 5 января 2008 года. С тех пор прошло немало лет, и спектакль успел стать настоящей классикой репертуара. Продолжают играть его и после смерти режиссера, беспрекословно следуя советам и наставлениям Петра Наумовича.

В 2018 году в «Бесприданнице» задействованы Полина Агуреева, Наталия Курдюбова, Илья Любимов, Евгений Цыганов и другие известные актеры Мастерской.

Другие мероприятия режиссера

Фоменко – это действительно театральный феномен. Режиссера уже несколько лет как не стало, а его спектакли по-прежнему живут. В актуальном репертуаре Мастерской на сегодняшний день «Театральный роман», «Он был титулярный советник», «Война и мир. Начало романа» и другие талантливые и яркие постановки Петра Наумовича.

Как купить билеты на спектакль

Купить билеты на спектакль «Бесприданница» действительно сложно – многие театралы Москвы готовы смотреть его по несколько раз, открывая для себя все новые и новые детали. Если и вы решили взглянуть на мир, созданный Александром Островским, глазами Петра Фоменко, то позаботиться о том, чтобы получить заветный пропуск в «купеческий быт», все же нужно заранее. Но это вовсе не значит, что нужно бежать в кассы и часами стоять в очередях – всегда можно обратиться в нашу компанию и оформить заказ онлайн или по телефону. В отличие от конкурентов мы:

  • настоящие профессионалы своего дела – работаем на театральном рынке с 2006 года и успели изучить его «от и до»;
  • стараемся найти индивидуальный подход к каждому клиенту – персональный менеджер всегда поможет выбрать лучшие места в любой ценовой категории, а также предложит оплатить заказ любым из удобных способов (наличными, картой или банковским переводом);
  • любим своих клиентов и радуем их приятными сюрпризами – бесплатной курьерской доставкой по Москве и Санкт-Петербургу и скидками.

«Бесприданница» Петра Фоменко – это действительно эталон. Спектакль, который можно «разобрать по сценам», и каждая из них будет достойна подражания. Говорить о нем можно бесконечно, но даже тысячи слов не передадут всей остроты и прелести происходящего на сцене. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть.

По поводу самой пьесы, понимаю современников Островского, наверняка, им неприятно было узнать себя в столь неблаговидных видах и сценах. Требовалось время привыкнуть.
Однако, прошло уже 140 лет, и вдруг я слышу в кассовом зале приговор старушки в бежевом беретике – «Ненавижу Бесприданницу», собеседница ей не ответила. Ноу комментс потому что. Но мне до сих пор интересно – отчего такое страстное чувство вызывает эта пьеса до сих пор.
Мне не показалась оправданной в этой постановке одна сцена, в самом начале – пытка утюгом Паратова. Оно, конечно, действо это, поднимает образ «бесчестного обманщика» влюбленной девушки, но и оставляет в недоумении, потому что все, что дальше происходит, совершенно против этой сцены. Паратов – не жертва, он нормально воспринимает ситуацию: деньги ушли – деньги добыл – деньги пришли, он и сам говорит «а мне никого не жалко».
Другие добавления к сюжету пьесы вполне себе натуральны: и что Аркадий Счастливцев – гей, оказавшийся в одной лодке с Ларисой Огудаловой во всех смыслах этого слова, и что мать Ларисы Дмитриевны – Харита – в давние времена была возлюбенной Мокия Парменыча, который теперь ее дочь вполне удачливо торгует. Харита при этом нормально себя чувствует, принимает удар, отлично этот удар держит, ни слезинки, ни соринки на оба глаза, и надеется на взаимовыгодное сотрудничество, раз уж с личными отношениями не вышло.

Пьеса эта вообще очень музыкально разыгрывается, ритмично, в темпе цыганской оперетты.
Истерики героев драмы перемежаются обливаниями водой, подскальзываниями, приплясываниями, и как-то без цирка все, без ужимок, а напротив, как в классической форме, рондо, например.
Актеры – прекрасны.
Очевидно, что на Полине Лазаревой природа и не подумала отдохнуть, а даже наоборот. У нее главная и трудная роль – Лариса Огудалова - единственно положительная личность в пьесе, жертвенная, сильная, хоть и не без пятна черного. Пятно это – Карандышев, дрянь человек, но кто ж стоит такого унижения, какое и она ему, в числе других, учиняет. Актер Дякин, который играл Карандышева – одаренный.
И как в классической опере, у каждого есть номер свой выходной, особая ария, по которой и эпизодическая роль запоминается. Вот Вожеватов, играет его Вс.Макаров. Купчик голубоглазый, Ларису проигрывает Мокию Парменычу, и потому вынужден отказаться ее спасать, в утешение исполняет ей как друг детства свой старый номер - не могу даже описать, что это такое было, только в театре можно услышать это.
У Мокия Парменыча (Юрий Лахин) немало сцен разных, но есть тоже «выходной» номер, в самом конце, после коммерческого предложения Ларисе. И это танец. Странный, угловатый, больной данс макабр богатого старика. Не скучно смотреть.
Еще один запомнился момент. Как перед званым обедом Карандышев приносит Огудаловым улов - две маленьких рыбки, принятых не без презрения, а позже, приносит Паратов рыбу в подарок, и она, рыба эта, улов его – огромна и жирна, правда, на слизи после нее все подскальзываются...

Так что и в общем, и в деталях, отличный спектакль. Нужно брать
Себя в руки и идти за угол Большой Никитской на представление, а не в Маяк, как всегда.

Продюсер Леонид Роберман и Театр «Школа драматического искусства» представляют премьеру спектакля культового режиссёра Дмитрия Крымова. «БеЗприданница» – продолжение серии спектаклей Лаборатории Дмитрия Крымова по произведениям русской классики.Так же, как и в спектакле Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь», поставленном полтора года назад, тема «БеЗприданницы» – желание и невозможность быть свободной в мире денег. Особенно эта невозможность ужасна для женщины, хотя и мужчины, с видимым удовольствием играющие в свои «мужские игры», часто от неё плачут.В центре истории такая «русская Кармен», только окружена она не романтическими тореадорами и нарушающими воинский устав солдатами, а строго иерархической и жестокой командой деловых людей со странными, выдуманными именами, например – Мокий Пармёнович и Харита Игнатьевна. Это позволяет взглянуть на них как на персонажей русской чёрной комедии дель арте, а на Островского как на родоначальника особого жанра в русской драматургии.

Ф рагмент статьи «Свадьбы не будет» Екатерины Даниловой, опубликованной в журнале «Огонек»:

«Бесприданница - это Россия, а ее поклонники - варианты сценариев для страны. Так режиссер Лев Эренбург поставил классическую драму на сцене театра им. Маяковского.

Наивно было бы ожидать, что один из самых дерзких режиссеров современного театра будет ставить «Бесприданницу» Островского по классическим лекалам: бешеные деньги, выжигающие человеческое в героях, драма бедной девушки, попавшей под молох русского капитализма. Для Льва Эренбурга, у которого 6 лет назад действие в «Грозе» того же Островского («Золотая маска», Магнитогорский драматический театр) было перенесено в баню и который не видит ничего зазорного в том, чтобы дописать за классиков то, что они написать не успели, этот ход был бы невозможен.(...) Даже слово «бесприданница», украшая афиши и программки спектакля, на сцене ни разу не звучит. А деньги, вокруг которых все вертится у Островского, открывшего русскому обществу человеческую драму при столкновении с миром большого бабла, по ходу пьесы возникают один раз - когда Паратов получает деньги за свою «Ласточку». Лариса бедная не потому, что у нее нет денег, а потому что она обречена. (...)

Сам Александр Николаевич все время кружил над этой темой - свобода сексуального выбора женщины. Собственно, об этом «Гроза», «Бесприданница», «Бешеные деньги». Для России 70-х годов XIX века это была совершенно новая постановка вопроса. И раньше литературные героини оказывались перед моральными дилеммами: им надо было решать, выходить или не выходить замуж, быть верной мужу или нет. Но чтобы речь шла о свободе выбора сексуального партнера? 150 лет назад для русского общества это была бомба. 1863 год - «Что делать?» Чернышевского. На следующий год - «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. 1868 год - «Идиот» Достоевского. 1877-й - «Анна Каренина». 1878-й - «Бесприданница». Но Островского волновала даже не эротическая дерзость девушек из хороших семей. Другое не давало покоя: ну как же так - умная, благородная, тонкая, ну как она может любить эту пустышку, это наглое ничтожество?

Вот эту расстановку сил и зафиксировал Эренбург. Только из женской драмы он вывел социальную, а может, даже политическую драму сегодняшнего дня. У него бесприданница - это Россия. А выбор бедной Ларисы Дмитриевны (Полина Лазарева) возвысил до выбора будущего, перед которым стоит страна. Полина Лазарева - кажется, материализованная блоковская цитата «О Русь моя, жена моя» и готовая исполнительница Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок, буде такая понадобится (тот же высокий чистый лоб и серьезный взгляд из-под короны пышных волос, белая блуза и шнурованные ботинки курсистки). Любовь Дмитриевна для поэта стала воплощением и вечной женственности, и женской сути России. Лариса Дмитриевна для Эренбурга - олицетворением трагичной ситуации, в которой оказалась страна сегодня».