Сравнение ленского и онегина. Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги. Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО. Источником развития общества во все времена была не­удовлетворенность, неудовольствие людей собственной жиз­нью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей дей­ствительностью. Типичными представителями этого круга яв­ляются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их не­удовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили вос­питание типичное для дворян того времени. Оторванные от рус­ской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни, Поэтому скоро Оне­гин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел», Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных по­мещиков и будучи выше окружающих по духовным запро­сам, они подружились, хотя и представляли собой противо­положные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему». Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, уда­лых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Оне­гина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уеди­ненные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело­веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обще­стве, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которо­му не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский иде­ализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала при­нимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведег себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком пред­рассуждений.., но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен вос­питанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характер­ный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совест­ливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться, Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему при­званию, Да, это трудно, может быть невозможно, но я попро­бую не отступиться.

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

Онегин и Ленский - два центральных персонажа произведения. Для лучшего представления героев, понимания их поступков, уяснения концепции личности, проникновения в замысел автора, проведем их сравнительное описание.

Воспитание главных героев

Евгений происходит из дворянского рода. Он, «молодой повеса», получил соответствующее своему времени воспитание под присмотром гувернера из Франции - воспитание в духе словесности, не привязанной ни к какой национальной прослойке.

Ленский - располагающий к себе юноша. Красивый («кудри черные»), богатый, эмоциональный, полный возвышенных ожиданий от жизни. Уделяя большое внимание описанию внешности и характера героя, Александр Сергеевич умалчивает о воспитании.

Идеалы Евгения и Владимира

Для верного восприятия идеалов Онегина, вначале необходимо уяснить, что означает «идеал». Понятие «идеал» подразумевает наши стремления. К чему же тянулась душа Онегина? К гармонии. А как он этого достигал? Боролся между вечным (национальным) и временным (тем, что появилось в его характере под влиянием общества и посторонних взглядов на жизнь).

Идеалами Ленского выступают преданная любовь и искренняя дружба до конца дней.

Реалист Онегин и мечтатель Ленский

Сложный и противоречивый характер Евгения соответствует его времени - такому же трудному и неоднозначному.

Онегин ленивый, преисполненный гордыни и равнодушия. Лицемерный и льстивый. Ему нравится злословить и критиковать. На празднике жизни, скорее всего, лишний. Заметно отличается от своего окружения, пытается отыскать смысл жизни. Нежелание трудиться, уныние, тоска, отсутствие жизненных целей, скептический настрой - отличительные черты «лишнего человека», к которым причислен Онегин.

Владимир Ленский - антипод своего соседа. Не бунтарь. Восторжен, вольнолюбив, всегда пребывает в мечтах. Романтик. Его неподдельная искренность, душевная чистота, честность и прямота подкупают, однако Ленский - не идеал. Смысл жизни - тайна. Какую же функциональную нагрузку, по задумке автора романа, несет данный персонаж в произведении? Значение Владимира - подчеркнуть характер Евгения.

Эти два персонажа различны. Но при этом заметно их сходство: отсутствие перспектив, подходящего занятия в жизни, нерешительность характера.

Отношение персонажей к поэзии

«Зевая, за перо взялся, хотел писать…». Интересно, к какому литературному жанру тяготеет Евгений? Маловероятно, что к поэзии («не мог он ямба от хорея… отличить…»). Но нельзя говорить и о том, что ему было чуждо написание стихотворений. Настоящего смысла великой поэзии недопонимал, но подбором рифмы все же пытался занять себя.

Эпиграммы - вот на что у Онегина хватало фантазии. (Здесь сделаем небольшое отступление и поясним, что эпиграмма - это короткое стихотворение, цель которого высмеять человека или событие). Онегин любил эпиграммами «возбуждать улыбку дам».

В противопоставление Онегину, Ленский с уважением относится к поэзии. Ведь он - поэт. Свои стихи посвящает невесте Ольге.

Любовь в жизни героев

Евгений, «в любви считаясь инвалидом», относится к возвышенному чувству скептически, с некоторой иронией и прагматизмом. В конце романа его отношение меняется. В нем просыпаются чувства, доселе неведанные, к Татьяне.

Ленский пребывал в состоянии влюбленности («пел любовь»).

Различие в восприятии жизни

По мнению Онегина, существование бессмысленное и пустое. Дни наполнены тоской и унынием. Цели отсутствуют, нет стремления вперед.

Ленский парит на суетой. Его романтичной, эмоциональной и наивной натуре не свойственно глубокое понимание жизни.

Заключение

Онегин и Ленский - явные противоположности. Их отличают склад характера, идеалы, отношение к жизни и любви. Глубоко в душе Онегина таится доброе начало, но внутренние конфликты и дисгармония читателю налицо.

Ленский предстает свободолюбивым и мечтательным, искренне верящим в свои идеалы. Он не привязан к реальности, в нем нет основы.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»