Судьба похожа самсона что значит. Значение имени самсон, характер и судьба. Самсон в Библии

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Суд. 16:1-3 . Описанное здесь свидетельствует о такой неимоверной физической силе Самсона, которая сопоставима разве что с его моральным несовершенством. Об этом последнем свидетельствует и то обстоятельство, что, оказавшись однажды в Газе, прибрежном городе, находившемся почти в 50 км, от его родной Цоры, Самсон решил развлечься с блудницей. Филистимляне, узнав, что он в городе, задумали стеречь его всю ночь, чтобы утром, когда станет выходить из дома блудницы, убить его.

Но, обманув их "бдительность", Самсон поднялся в полночь и, уходя из Газы, снял с петель двери городских ворот, положив их вместе с запором… на плеча свои, и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону. Согласно местному преданию, это была гора Эль Монтар, расположенная восточнее Газы. Существует и другая версия: речь идет о горе, находящейся в получасе ходьбы от Газы, на север от нее; ее будто бы называют Самсоновой горой.

5) Попав в руки Далиды, Самсон теряет свою силу (16:4-22).

Суд. 16:4-14 . После того полюбил Самсон женщину из долины Сорек. Звали ее Далида. Вероятно, филистимлянка, она носила семитское имя, означавшее "посвященная"; это, возможно, свидетельствует, что она была храмовой проституткой.

Владельцами Филистимскими, которые явились к Далиде, чтобы вовлечь ее в заговор против Самсона, могли быть градоначальники пяти самых крупных городов филистимских. Каждый из них предложил женщине огромные деньги (по тысяче сто сиклей серебра) за согласие выведать, в чем великая сила Самсона, и как возможно одолеть его. Первые три попытки Далиды заставить Самсона открыть свой секрет не увенчались успехом. Он лишь поддразнивал ее, придумывая "средства", которыми, якобы, можно его обессилить и сделать таким, как прочие люди.

То он предлагал связать себя семью сырыми тетивами (изготовлявшимися из кишок животных), а то новыми веревками (непригодность которых в его случае уже была продемонстрирована; 15:13). Затем заявил, что станет бессильным, если вткать семь кос головы его в ткань и прибить ее к ткацкому станку. В присутствии спрятанного в ее спальне филистимского "представителя" Далида прибегла ко всем трем способам (очевидно, когда Самсон крепко спал; сравните 16:13), но ни один из них "не сработал". Коварная любовница как бы забавлялась с Самсоном и дразнила его, каждый раз пробуждая спящего криком: Филистимляне идут на тебя! На деле же это было знаком для спрятанного у нее филистимлянина - убедиться в действенности или бездейственности очередного способа.

Суд. 16:15-17 . В конце-концов, не выдержав ее упреков и приставаний, Самсон сказал Далиде правду об источнике своей силы, которая не от колдовства происходила, как, вероятно, думали филистимляне, а давалась ему свыше, от Духа Божия (13:25; 14:6,19; 15:14). Это сверхъестественное действие в нем высшей силы было, однако, поставлено в зависимость от отведенной Самсону особой роли в исполнении планов Божиих; "отделенность" его была облечена в форму назорейского статуса (ибо я назорей Божий от чрева матери моей, говорит Самсон Далиде), ненарушимым символом которого для Самсона должны были стать волосы на голове его - бритве нельзя было коснуться их на протяжении всей его жизни (13:5). (Хотя не в волосах, конечно, как таковых заключалась сила Самсона.) Нарушение этого условия свидетельствовало бы о последнем и непоправимом неповиновении Самсона Господу, и неповиновение это началось в тот момент, когда он открыл свою тайну любовнице, доверять которой у него не было никаких оснований.

Суд. 16:18-22 . Итак, в руки филистимлян Самсон попал по неразумию своему. Усыпила его Далида… и велела… остричь семь кос головы его… и отступила от него сила его. Проснувшись и на этот раз от крика Далиды: Филистимляне идут на тебя, Самсон! - он попытался, как в прежних случаях, воспользоваться своей силой. И не знал, что Господь отступил от него. Дух Господень оставил его, и стал Самсон пленником филистимлян и перестал быть судьею Израиля.

Филистимляне ослепили потерявшего силу Самсона и привели его в Газу (скорее всего в отместку за оскорбление, которое он нанес Газе, унеся на плечах своих, словно игрушку, ее городские ворота). Там они сковали его цепями и заставили молоть зерно в тюрьме, куда посадили, т. е. исполнять унизительную для мужчины женскую работу. (Вполне возможно, что молол Самсон на небольшой ручной мельнице, так как нет уверенности, что большие мельницы, на которых работа совершалась силой домашних животных, уже существовали в ту пору.)

После недолгого пребывания в тюрьме волосы на голове Самсона начали отрастать. Наступили дни филистимского праздника, и тогда-то Самсон обратился с мольбой к Господу (стих 28), чтобы дал ему силы для последнего отмщения филистимлянам (стихи 29-30).

6) Отмщение Самсона филистимлянам.

Суд. 16:23-30 . Знатные филистимляне собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему. Дагон был западносемитским божеством хлебных урожаев (1-Цар. 5:2-7; 1-Пар. 10:10), воспринятым филистимлянами у аморреев. Думая, что это Дагон избавил их от Самсона, предав его в руки их, они славили бога своего и веселились, а для пущей радости вызвали из тюрьмы еще недавно всесильного врага своего, чтобы развлекал их (может быть, самым видом своим, т. е. демонстрацией своей беспомощности).

Филистимские храмы обычно представляли собой длинное помещение, крышу которого подпирали изнутри два мощных столба. Множество филистимлян собралось в храме Дагона (включая три тысячи человек на крыше его) и, вероятно, во дворе, и все они радовались и веселились, глядя на слепого Самсона. И тогда он попросил мальчика, водившего его, подвести его к столбам храма, дабы прислониться к ним и отдохнуть.

Тут-то и воззвал Самсон к Господу с мольбой вспомнить о нем и вернуть ему его былую силу только на кратчайшее время, чтобы в последний раз отомстить врагам своего народа, а затем умереть вместе с ними. И Бог услышал последнюю молитву Самсона. И вот сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был храм языческого бога, и обрушился он на весь народ, бывший в нем. Так что при смерти своей… умертвил Самсон больше филистимлян чем при жизни. До этого, последнего, "избиения" филистимлян Самсоном он убил их, по меньшей мере, 1030 человек: 30 в Аскалоне (14:19) и 1000 в Рамаф-Лехе (5:14-17).

7) Погребение Самсона.

Суд. 16:31 . И пришли братья Самсона (до сих пор о них не упоминалось) и все родственники его в Газу и, взяв тело его, пошли и похоронили его между Цорой (где он родился; 13:2)и Естаолом (13:25; 18:2,8,11) во гробе Маноя, отца его. Так завершилось двадцатилетнее правление Самсона, двенадцатого судьи Израиля (15:20).

Хотя Самсону дано было действовать по внушению Святого Духа, и от Него была его неимоверная физическая сила, последний судья Израиля неоднократно впадал в искушения, вследствие чего и страдал. Его жизнь звучит со страниц Библии предостережением всем тем, кто не знает удержу в удовлетворении своих плотских побуждений и страстей.

III. Эпилог: общая ситуация в дни судей (главы 17-21)

В богословском плане главы 17-21 образуют эпилог, иллюстрирующий состояние религиозного отступничества и социальной деградации, столь характерных для периода судей. В глазах автора (вероятно, писавшего в первые годы царского правления) эта атмосфера свидетельствовала о том, что в "Израиле, не имевшем царя" (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) господствовала анархия.

В плане историческом события, описанные в главах 17-21, образуют своего рода приложение к книге Судей, поскольку все они имели место в предшествовавшие и даже довольно давние времена. На ранние даты их указывает то обстоятельство, что в дни, когда они происходили, был еще жив внук Аарона (20:28), а также ссылка на ковчег в Вефиле (20:27-28). Возможно, события, о которых тут рассказывается, совершались во дни Гофониила, первого судьи.

Эпилог состоит из двух главных разделов: 1) Главы 17-18, в которых рассказ об изготовлении Михой-ефремлянином и его матерью идолов для домашнего поклонения и о том, как Миха нанял священником некоего левита по имени Ионафан (18:30), переплетается с сообщением о миграции племени Данова и о его идолопоклонстве. 2) Главы 19-21, в которых рассказывается об отвратительной жестокости, учиненной в Гиве по отношению к наложнице другого левита и о последовавшей за этим гражданской войне против колена Вениаминова, жестокого и непокорного; война эта явилась прелюдией к исчезновению племени Вениамина.

Жанна д’Арк, Самсон и русская история Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель

Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).

Во французской версии «Жиль де Рэ» тоже претерпевает трагический излом судьбы. Сначала маршал, второе лицо после короля, а затем падение, обвинение в кодовстве, арест, суд и гибель, см. выше и ХРОН7, гл. 20.

Оригиналом этих событий в истории Руси-Орды является трагическая судьба земщины и ее основных вождей. Мощная партия, противостоявшая царю и опричнине, была в конце концов сломлена. Ее руководители были арестованы, предстали перед судом и казнены .

А именно, всемогущий конюший Челяднин, второе лицо в государстве, глава земщины, был сослан в пограничную церковь Полоцк и в Коломну , с. 132, 120. Затем был арестован, обвинен и казнен.

Далее, трагический перелом судьбы митрополита Филиппа Колычева, ставленника земщины, также достаточно ярок. Всесильный глава православной церкви, приобретший огромную власть, был в конце концов обвинен, арестован, осужден, приговорен к сожжению, но взамен этого сослан в монастырь и потом задушен по приказу царя .

Судьба хана Симеона Бекбулатовича, главы земщины, также следует этой же линии. Сначала - царь всея Руси, правитель государства, а затем жизненный перелом, отставка и фактически ссылка в Тверь , с. 205.

И, наконец, трагически переломилась судьба князя Симеона Ростовского, сторонника земщины. Правитель Нижнего Новгорода, всемогущий князь, после падения Челяднина арестован и казнен, утоплен опричниками в реке , кн. 3, т. 9, гл. 2, столбец 59.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

34. Библейская история Самсона - это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон - это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI векаГлавой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

автора Носовский Глеб Владимирович

34. Библейская история Самсона – это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон – это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI века Главой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Сравнение истории Самсона с борьбой Земщины против Опричнины В , гл. 10, мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но французский вариант, как и ветхозаветный рассказ, являются всего лишь различными отражениями

Из книги Мамай. История «антигероя» в истории автора Почекаев Роман Юлианович

О том, как Мамай выступил сначала на стороне лже-Кильдибека, а затем - против него Итак, Мамай укрепился в Крыму, и при нем находились потенциальные претенденты на трон - юные потомки Бату. Однако далеко не всех сторонников законной ханской династии устраивало то, что

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В главе 10 мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь выясняется,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях всех трех предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствуют город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и бросить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Ветхозаветный Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении, «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. главу 10. По другим сведениям, Жиля де Рэ ЗАДУШИЛИ , с. 91.Его прообраз в истории Руси-Орды,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Ветхий Завет говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Из книги Россия и Япония: Узлы противоречий автора Кошкин Анатолий Аркадьевич

Сначала Китай, затем Россия Завершение японской интервенции не привело к окончательному урегулированию между РСФСР и Японией. Под японским контролем оставался оккупированный Северный Сахалин, страны не имели дипломатических отношений друг с другом, отсутствовали

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В предыдущей главе мы обнаружили параллелизм между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).Во французской

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях ТРЕХ предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствует город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и заключить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Библейский Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. выше и ХРОН7, гл. 20. По другим сведениям, Жиль де Рэ был ЗАДУШЕН , с. 91.Его прообраз в истории

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Библия говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Сочинение

Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...».

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь - разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика». В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя

виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрасная барыня... ехала... в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер... она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

В этой статье вы найдете сведения о значении имени Самсон, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Что означает имя Самсон: солнечный (имя Самсон древнееврейского происхождения).

Короткое значение имени Самсон : Самоня, Самоха, Моня.

Отчество имени Самсон : Самсонович, Самсоновна; разг. Самсоныч.

День ангела Самсона : Имя Самсон дважды в году отмечает именины:

  • 12 января (30 декабря) - Св. мученик Самсон со товарищи пострадал за Христа во времена Юлиана Отступника.
  • 10 июля (27 нюня) - Преподобный Самсон Странноприимец, врач, устроил в Константинополе дом для странников, нищих и больных, и сам с усердием и любовью прислуживал им ради Бога и спасения души.

Приметы имени Самсон : 10 июля - Самсон-сеногной. Если в этот день дождь, будет до бабьего лета мокро.

  • Зодиак Самсона - Козерог
  • Планета - Солнце
  • Цвет имени Самсон -бледно-желтый
  • Благоприятное дерево - сосна
  • Заветное растение Самсона - лотос
  • Покровитель имени Самсон - белый конь
  • Камень-талисман Самсон Самсона - янтарь

Характеристика имени Самсон

Положительные черты: В нумерологии значение имени Самсона характеризует число 3, которое указывает на очень общительного и энергичного человека, который с легкостью усваивает знания и приспосабливается к обстановке. Он способен заниматься тем, что будет приносить непосредственную выгоду, и даже друзей часто выбирает по социальному статусу и материальному положению.

Отрицательные черты: Самсон - интроверт, он погружен в свои собственные раздумья и мало увлечен событиями мира. Делиться своими переживаниями не любит. Он как бы читает про себя свою собственную жизнь... хотя, если обстоятельства вынуждают его заботиться о ком-то другом, вмешиваться в чужую жизнь, то мужчина с именем Самсон принимает его беды как свои.

Характер имени Самсон : Какие черты характера определяет значение имени Самсон?

Повзрослев, Самсон становится более спокойным и уравновешенным, может тщательно обдумывать свои поступки и слова. Чаще всего он невозмутим и сохраняет спокойствие даже в экстремальной ситуации. Имя Самсон – человек целеустремленный и все свои желания стремится воплотить в реальность. Причем, это более чем возможно, поскольку деловые качества Самсона и его упорство способствуют реализации задуманного.

Самсон и его личная жизнь

Любовь и брак: Обещает ли счастье в любви значение имени Самсон? В семье Самсон любящий и любимый человек. Он заботливо относится к домашним, чтит стариков, следит за успехами детей, особенно рад, если они посещают технические кружки, участвуют в математических олимпиадах. Жена и дети в курсе проблем его научной деятельности.

У Самсона друзей мало, он не любит ходить в гости, устает от домашних приемов, но подчиняется в этих мероприятиях жене. Самсону очень важен порядок и устойчивость образа жизни. Жене надо дать ему возможность организовать свою территорию, уединяться, когда это потребуется.

Самсон – настоящий друг. Он всегда способен прийти на помощь и оказать не только моральную, но также финансовую поддержку. Он обладает располагающей внешностью, и это помогает Самсону устанавливать контакты с людьми. Конечно, при этом у него не возникает никаких проблем в общении с женским полом. Самсон остроумен, галантен, не скупится на комплименты. Естественно, женщины именно за это его и обожают. Но совместная жизнь может быть осложнена именно этим – Самсон любит пофлиртовать. К семье он относится поверхностно. Своих детей любит, но предпочитает, чтобы их воспитанием занималась супруга.

Таланты, бизнес, карьера

Выбор профессии: Кроме того, часто Самсон обладает многочисленными талантами, что тоже выделяет его из общей массы. Ему можно выбирать профессию прокурора, артиста, электронщика, программиста, стоматолога, художника, закройщика, модельера. Часто мужчина с именем Самсон становится руководителем. Хотя нужно сказать, что руководящая должность для имени Самсон – не самоцель. Он может одинаково демонстрировать свои таланты и в кремле начальника, и на позиции подчиненного. В любом случае, имя Самсон обзаводится полезными связями.

Бизнес и карьера: Самсон - яркая разносторонняя личность. Ему прекрасно даются точные, естественные науки. Он может быть ученым, педагогом, спортсменом, тренером, хирургом, рентгенологом. Он самолюбив, стремится к лидерству. Его высокий профессионализм, знания вызывают уважение окружающих. Самсон погружен в работу, поэтому неконфликтен, ему некогда обращать внимание на окружающую суету. Но он имеет достаточно сил реформировать устоявшиеся традиции в коллективе, не боится риска в производственной деятельности. Но Самсон может быть довольно жесток к людям, явно несоответствующим поставленной задаче, мешающим, как он считает, творческой деятельности. Имя Самсон становится взрывоопасным и может случиться, что ему самому придется поменять место работы.

Здоровье и энергетика

Здоровье и таланты : Значение имени Самсон в детстве. Маленького Самсона нельзя пугать, рассказывая ему страшные сказки. Он впечатлителен и все принимает всерьез. Самсон немного нелюдим, старайтесь приглашать его друзей к себе домой, приучать его к обществу, к противоположному полу.

В школе Самсон имеет авторитет, обладает организаторскими способностями, любит спорт, участвует в соревнованиях. Любит математику, легко решает сложные задачи, помогает друзьям. Обожает шахматы, много времени проводит за решением шахматных задач.

Родители часто говорят о том, что совладать с Самсоном просто нереально. Действительно, он растет невероятно шустрым и подвижным мальчиком, а потому, приходится прикладывать усилия для того чтобы уследить за ним. Особенно это касается случаев, когда имя Самсон в очередной раз придумает какое-то экстремальное развлечение. Зато сверстники именно за это Самсона и любят – с ним никогда не бывает скучно. Став школьником, мальчик не может начать усердно учиться, поскольку в этом главную роль играет отсутствие усидчивости. Но Самсон достаточно быстро усваивает новый материал. Он остроумен и наблюдателен. Иногда его пародии и шутки настолько реалистичны, что их даже немного побаиваются взрослые люди.

Судьба Самсона в истории

Что означает имя Самсон для мужской судьбы?

  1. Самсон - один из наиболее романтических библейских персонажей. Ангел возвестил будущей матери, что она родит сына, который станет победителем филистимлян. Он предупредил также, чтобы Самсон никогда не вкушал сока виноградной лозы и не стриг волос, ибо в волосах будет заключена его сила. Библейские рассказы о Самсоне состоят из нескольких эпизодов, то смешных и трогательных, то жестоких и трагичных. Судьба, словно нарочно, испытывала богатыря, и вышло так, что он влюбился в филистимлянку.
  2. Самсон Яковлевич Макинцев (1776-1849)- авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Поступив на персидскую службу, Макинцев, или, как его называли в Персии, Самсон-хан, стал вербовать русских дезертиров, за что последовательно был возвышаем. В 1820-1821 гг. участвовал в войне Персии с Турцией и содействовал победе персов при Топрак-кале; во время войны России с Персией отказался сражаться против русских; позже усмирил восстание в Хорасане.
  3. Самсон Ксенофонтович Суханов (1766-?) - один из лучших каменщиков Петербурга, чьими руками создавались величественные здания невской столицы. В 1807-1808 годах Самсон Суханов взялся за строительство полукруглой набережной на Стрелке Васильевского острова перед зданием Биржи. Спуски к Неве и гранитная стена исполнены под его наблюдением. Одновременно Суханов работал над возведением по проекту архитектора Томона двух ростральных колонн-малков по сторонам Биржи. Он и его товарищи высекли из известняка четыре большие фигуры, изображающие русские реки. Фигуры размещены у оснований ростральных колонн. Под руководством скульпторов Пименова и Демут-Малиновского Суханову пришлось работать и в Адмиралтействе. Вознесенные на башню статуи стихий высечены его руками.