Удины. Удины: древнейший христианский народ на Северном Кавказе. Гонения на удин-христиан во время карабахской войны

Удины (უდიები) - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе .

история

Удины (в форме "угии") дважды упоминаются Геродотом: при перечислении податного населения 14-й сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кармания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) удины обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы, преимущественно ираноязычные. Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками. Во второй половине I тыс. до н. э. на территории Албании возникают городские центры, ко II в. до н. э. объединившиеся под властью одного царя.

Армянские средневековые источники (например, "Ашхарацуйц") определяют область расселения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров (районов): Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с центром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агванку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфянской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Михраниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. они занимают г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) начинается тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисаветпольской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала).

В конце XIX в. происходило собирание всех, еще осознающих себя удинами, в два крупных села: Варташен и Нидж. Особенно это касается последнего (существует мнение о том, что традиционное деление Ниджа на кварталы — результат поселения в нем удин из разных мест: из Таузского р-на и Карабаха). Первое переселение удин за пределы этнической территории датируется временем армяно-азербайджанского конфликта начала века. В 1922 г. часть православных удин Варташена бежали в Грузию, где сформировали село Окбомбери, впоследствии переименованное в Зинобиани.

В период коллективизации и раскулачивания отдельные семьи удин были выселены или бежали в Баку, Евлах, Шеки, Мингечаур (при паспортизации они были записаны армянами). В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь.

современность
язык

УДИНСКИЙ язык относится к северо-кавказской семье, нахско-дагестанской (восточно-кав-казской) подсемье, лезгинской (лезгинско-даргин-ской) ветви, лезгинской группе, удинской подгруппе. Имеет два диалекта: ниджский и варта-шенский (варташенско-октомберийский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. По одной версии эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовали разным группам удин из Карабаха, Таузского района, переселившихся в Нидж. В составе Варташенского диалекта выделяются два говора: собственно варташенский и ок-томберийский.

тексты на удинском языке



После исследований А. Шанидзе, Ж. Дюмезиля и других принято считать, староудинский — языком других агван (кавказских албанцев). Неудивительно, что язык населения Утика, служившего проводником шедшего из Армении влияния христианского культурного мира, в какой-то момент стал общеупотребительным среди других народов Албании. Реже с агванским сближают цахурский и другие языки лезгинской группы, распростаненные на территории современного Азербайджана. Согласно традиции (Корюн, Мовсес Каланкатуйский) около 430 г. н. э. для агванского языка была создана письменность Месропом Маштоцем, в летописи упоминаются книги, письменные доски, выполненные этим письмом, предание их огню хазарами в VII в. и т. д.

В 1937 г. И. В. Абуладзе нашел агванский алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские — хуцури) в армянской рукописи XV в. (Матенадаран, Эчмиадзинский фонд № 7117). В 1948—1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в XVI в.).

Агванскими часто объявляются плохо читаемые армянские эпиграфические памятники. В действительности их до сих пор найдено не более 7—8 (письмо раздельное, написание слева направо, вокалическое). Все памятники относятся к V— VIII вв.

(инфа собрана из разных частей интернета)


Сначала небольшая цитата из упомянутой вами книги для остальных читателей газеты: «Довольно много лет тому назад, в Калифорнии, я познакомился со Степаном Пачиковым. Степан по национальности удин – считаю важным довести это до вашего, читатели, сведения, поскольку удины – столь же древний народ (их упоминает Геродот в V веке до н. э.), сколь малочисленный (Степан любит рассказывать о том, что он готов дать доллар со своей подписью любому человеку, который знает, кто такие удины: пока что он отдал за всё время всего два доллара)».

Ну, «заработать» свой доллар с автографом этого компьютерщика из Силиконовой долины нам уже не удастся – в век Гугла узнать об одном из древнейших народов Восточного Кавказа несложно. Впрочем, речь ведь шла об Америке…

А в ней вполне возможно, что семья Пачикова – единственные удины. Вообще-то, этот народ преимущественно проживает в России (4267 человек, в Ростовской и Волгоградской области, Краснодарском крае и Ставрополье), Азербайджане (3800, преимущественно в Габалинском районе), Грузии (203 человека), Армении (200), Казахстане (247, в основном в Мангистауской, ранее Мангышлакской, области), Украине (592) и ряде других стран – общей численностью около 10 000 человек.

Владимир Познер абсолютно прав: упоминание об удинах есть у древних греков, в том числе у Геродота. Описывая в своей знаменитой «Истории» Марафонскую битву греко-персидской войны (490 г. до н. э.), историк называл в составе XIV сатрапии персидской армии и солдат утиев (самоназвание удин – уди, ути). Более поздние авторы (например, автор «Аргонавтики» Аполлоний Родосский, историк и государственный деятель Полибий) указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.

Плиний Старший в I веке н. э. называл удин скифским племенем, но на деле они были одним из главенствующих албанских племён, создателей Кавказской Албании. К албанцам на Балканах не имеют отношения. Их родственные народы – лезгины, арчинцы, табасараны и другие народы Дагестана и Азербайджана, населявшие некогда Кавказскую Албанию, древнее государство конца II – середины I в. до н. э., занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Увы, в небольшой газетной статье нет возможности рассказать о богатой великими и трагическими событиями истории этого государства.

В быту удины говорят на удинском языке, на основе которого в V веке Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, создал письменность кавказских албанов. Причём этот язык имеет два диалекта, а есть ещё свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы! Большинство удин двуязычны, а часто и трёхъязычны – используют родной, русский (или армянский) и язык страны проживания. Традиционная одежда и кухня удин сходны с одеждой и кухней народов Кавказа, хотя, конечно, имеют свои особенности.

Удины – христиане (Кав­казская Албания приняла христианство от Армении в IV веке). Проживающие в Армении и Нагорном Карабахе относятся к Армянской апостольской церкви, в Азербайджане – перешли под начало Русской православной церкви, имеющей там свою епархию. И в качестве церковного пользуются юлианским календарём.

Несмотря на принятие христианства, удины сохранили ряд древних ритуалов, различных поверий (так, большое влияние имели знахари, лечившие не только от болезней, но и от сглаза), обычаев (например, обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь) и традиций. Свои молитвы удины-христиане зачастую обращали к Луне.

Ко времени прихода русских на Кавказ удинские сёла были сконцентрированы в основном в Шекинском ханстве (феодальном государстве, существовавшем с середины XVIII в. на севере современного Азербайджана и вошедшем в состав Российской империи в 1805 г. во времена армяно-азербайджанского кон­­флик­­та).

В советские времена этот народ пережил коллективизацию и раскулачивание, попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность.

Кстати, с веками в силу исторических причин письменность удинов перестала использоваться и постепенно исчезла. Сегодня её пытаются возродить – как в Азербайджане, так и в России.

Древний албанский алфавит (из 52 букв) представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Но в конце 1990-х в Азербайджане был создан алфавит, опять же из 52 букв, на латинской основе.

Массовое переселение удинов в российские города началось после 1988 года, во время армяно-азербайджанского конфликта. Но особым административно-территориальным статусом удины РФ не обладают.

Территория нынешнего государственного образования под названием Азербайджан в не очень далекое время была населена примерно двумя десятками национальностей, которые по последней переписи в мгновение ока стали азербайджанцами. Правда, некоторые избежали тотальной тюркизации, и одни из них удины – один из древнейших народов Кавказа, сумевшие донести до наших дней свою историю, язык, самобытность, культуру, обычаи и традиции, несмотря на свой нелегкий и тернистый путь. Удины счастливо избежали ассимиляции и растворения в тюркском море. Может быть, их спасла немногочисленность, Божье провидение или еще что-то, но надо подчеркнуть, что именно этот народ своим существованием разбивает все «исторические» потуги Азербайджана об автохтонности тюрок и создания ими Кавказской Албании.

В древности удины были многочисленным народом и занимали современную территорию Азербайджана. Сегодня во всем мире насчитывается более 10 тысяч удин. Из них 4000 удин проживают в Азербайджане – компактно в посёлке Нидж Габалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Около 4500 удин проживают в России – в Ростовской области: Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Сальск, села Александровка, Самбек, Кугей, Самарское, в Краснодарском крае: в Краснодаре, Анапе, в Динском, Ленинградском, Кущевском, Тбилисском районах. Часть российских удин проживает в Ставропольском крае, в Волгоградской и Калужской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани, Ульяновске, в Иваново и в других регионах. Небольшое количество удин проживает в Грузии. В Грузию удины переселились в начале двадцатого столетия и компактно проживают в с. Зинобиани (бывш. Октомбери). Есть общины удин в Казахстане (г. Актау) и на Украине (Донецкая, Запорожская, Харьковская области). Основная масса удин переехала за пределы своей Родины в период кризиса и распада СССР, обострения карабахского конфликта, а также в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в Азербайджане.

История удинского народа уходит своими корнями в глубокую древность. О предках удин – утиях, впервые упоминает в своей «Истории» древнегреческий историк Геродот 2500 лет назад. Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н.э.), автор указывает, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Страбона, Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и у многих других античных авторов. Этнический термин в форме «удин» впервые упомянут в «Натуральной истории» Плиния (50 гг. I в.).

Начиная с V в. н. э. об удинах часто упоминают армяноязычные источники. Более обширные сведения о них имеются в «Истории албан» Моисея Каланкатваци (VII-VIII вв.). По сведениям этих авторов, удины входили в племенной союз древнего государства – Кавказской Албании (современная территория Азербайджана) и играли в нем главенствующую роль. Не случайно обе столицы Кавказской Албании - Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях – по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Утия (в армянских источниках Утик; в греческих источниках Отена). Ареал известной ялойлу-тепинской археологической культуры (IV в. до н.э. – I в.н.э.), впервые обнаруженной в Габалинском районе у селения Нидж в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись ее носителями.

Удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания, как единое государство на основе объединения различных племен и под властью одного царя, сложилось уже к II в. до н.э. Начиная с I в. до н.э. она вынуждена была отражать постоянные атаки со стороны Рима, Ирана, хазар, арабов. После арабского завоевания Кавказской Албании в VIII в. был положен конец единству государства, прерван нормальный ход его развития. Это стало переломным моментом в истории, оказавшимся губительным для страны и ее народов. С этого периода начинается процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться. Однако, несмотря на все эти процессы, подавляющее большинство удин еще долго сохраняло свое самосознание, язык, культуру и ареал обитания. Еще в 18 веке многочисленные удинские поселения имелись в Шеки-Габалинской зоне – в левобережной части Куры, а также в зоне Карабаха, Товуза, Гянджи – в правобережной части Куры.

В начале XIX века, с присоединением северного Азербайджана к Российской империи, начинается новый этап в истории удин. Теперь он уже связан с Россией и вхождением в зону русской культуры. К тому времени наиболее компактными остаются удинские села Варташен и Нидж. В них начинается собирание всех удин, пока еще осознающих себя таковыми, свою идентичность. Этот период можно рассматривать как время относительного спокойствия и социально-экономического подъема родного края. В Варташене и Нидже открываются школы, строятся храмы, в том числе православные, строятся фабрики, развиваются сельское хозяйство, особенно садоводство, появляются новые ремесла. Варташен и Нидж были одним из самых зажиточных сел в округе.

Для удин XX век оказался одним из драматических в современной истории. По разным сведениям, в начале прошлого века в Российской империи насчитывалось около 10 тысяч человек. Однако по переписи 1926 г. в СССР насчитывалось 2500 удин, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в несколько раз. Такие цифры стали возможны после трагических событий в Закавказье в годы Первой мировой войны и начавшейся гражданской войны в России.

В 1920-1922 гг. часть варташенских удин (православные) переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный в Октомбери. В советский период в Нидже обновляется инфраструктура - строятся дороги, школы, больница, клуб, АТС, орехоперерабатывающий завод (позже консервный), один из крупнейших в районе, который обеспечивал работой большую часть ниджцев. Варташен также преобразуется, получает статус города и становится райцентром.

К концу двадцатого столетия основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, села Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако распад Советского Союза, начало карабахского конфликта и последующее резкое ухудшение социально-экономического положения заставили огромное количество удин покинуть родные места. В поисках лучшей жизни они эмигрировали в Россию, а также в другие регионы бывшего СССР. Тут надо добавить, что в Азербайджане удины вместе с армянами подвергались погромам, правда без кровавых столкновений. Но их тоже заставили уехать. И между прочим, все удины в Азербайджане прекрасно говорили по армянски.

Удинская кухня очень похожа на армянскую, даже можно сказать, что они почти одинаковые. За примерами далеко ходить не надо: хариса чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тонире, яхни, долма, шашлык, тутовая и кизиловая водка…

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны.

Удины, проживающие за пределами своей Родины, постепенно меняют свой традиционный образ жизни в связи с изменениями природно-климатических и хозяйственно-культурных условий, теряют древние традиции и обычаи. Однако они продолжают сохранять идентичность, менталитет, социальную этику и нормы поведения в семье и коллективной среде, традиции гостеприимства и уважения, почитания старших.

Удинский язык (самоназвание удин муз, udin muz) входит в лезгинскую группу нахско-дагестанских языков, занимая в ней периферийное положение (отделился раньше всех). Делится на два диалекта – ниджский и варташенский. Степень их расхождения не препятствует их взаимопониманию, хотя каждый диалект развивается самостоятельно. Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают. Удинский язык занимает достаточно уникальное положение среди языков мира. Уникальной является также удинская (древнеалбанская) письменность. С одной стороны, письменность у удин существовала еще с V века, когда армянским монахом и просветителем Месропом Маштоцом был изобретен алфавит Кавказской Албании, ставший в один ряд с древнейшими алфавитами Кавказа – грузинским и армянским. Эта письменность (кавказско-албанская) отражала язык, который современные исследователи однозначно квалифицируют как древнеудинский. С другой стороны, современный удинский язык даже в новейших справочниках по языкам Кавказа характеризуется как бесписьменный. В настоящее время создана новая удинская письменность, – в Азербайджане на латинской основе, а в России – на основе кириллицы. Созданный в V веке албанский алфавит представлял собой греческий вариант одного из несемиотических ответвлений арамейской графической основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба, велись государственное дело и переписка, готовились литературные труды. После арабского нашествия, разрушения государственности и уничтожения культурных памятников, постепенно перестала использоваться и албанская письменность.

По вероисповеданию удины – христиане. Христианскую веру приняли в начале новой эры, во времена могущества Кавказской Албании. Распространение христианства среди удин связывают с событиями I-II веков, когда апостол Елисей рукоположенный апостолом Иаковым - первым Иерусалимским патриархом, построил первую церковь в Гисе (предположительно современный Киш в Шекинском районе). Святой Елисей был учеником апостола Фаддея, одного из семидесяти учеников Иисуса Христа. Албанская Церковь всегда считала его своим апостолом и покровителем. Многие удинские храмы посвящены его имени.

Следующий этап распространения христианства относится к началу IV века, когда в 313 году албанский царь Урнаир принимает христианство в качестве государственной религии, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви утверждался армянским католикосом. В дальнейшем в Кавказской Албании складывается уже своя Автокефальная (самостоятельная) Церковь с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой.

В IV веке церковным центром был город Кабала, а с V в. – Барда. Ко времени Алуэнского собора (488 г. или 493 г.), созванного албанским царем Вачаганом III Благочестивым, местная церковь имела уже своего архиепископа (резиденция г. Партав – современная Барда) и 8 епархий (Партавская, Кабалинская, Гардманская, Шакинская, Пайтакаранская, Амарасская и др.).

Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь вместе с Армянской выступила против Халкидонского (халкидонитство – православие) собора. В 551 г. Албанская Церковь порвала с Византией и ее глава стал называться католикосом. Глава Албанской Церкви стал рукополагаться на месте (учреждение католикосата). Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при албанском католикосе Бакуре (688-704 гг.), после низложения которого Албанская Церковь потеряла автокефалию.

В этот период арабский халиф Абу аль-Малик подчинил Албанскую Церковь Армянской. Подчинение армянскому католикосу положило начало ослаблению Албанской Церкви. Формально албанский католикосат (с резиденцией в Гандзасаре – Нагорный Карабах) просуществовал до 1836 г., затем был упразднен рескриптом императора Николая I и решением Святейшего Синодом Русской Православной Церкви. Эти акты положили конец номинальному существованию Албанской Церкви. В результате, большинство приходов оказалось в подчинении Армянской церкви и ее духовного центра с ХV века – Эчмиадзина.

До установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году многие удинские церкви и храмы, в том числе и в Варташене, селениях Нидж, Мирзабейли, Солтан-Нуха были действующими. С середины 30-х годов ХХ века все они постепенно начинают закрываться. Со второй половины прошлого столетия удины продолжали посещать церковь с. Джалут, что в Варташенском (ныне Огузский) районе.

В 2003 году по инициативе удинской интеллигенции в Госкомитете Азербайджана по работе с религиозными образованиями зарегистрирована Албано-Удинская Христианская община. Регистрация Общины стала первым шагом на пути к возрождению Албанской Церкви. На сегодняшний день с помощью Норвежской Гуманитарной Организации реставрирована церковь апостола Елисея в с. Киш Шекинского района.

В 2006 году произошло наиболее знаменательное событие в жизни удинского народа – завершились реставрационные работы в удинской церкви Чотари в поселке Нидж Габалинского района Азербайджана. 19 мая 2006 года здесь прошла торжественная церемония открытия Церкви. В ней участвовали официальные лица правительства Азербайджана, Норвегии, депутаты района, а также религиозные деятели, в том числе Епископ Бакинской и Прикаспийской Епархии Русской Православной Церкви отец Александр.

В последние годы Албано-Удинская христианская община совместно с переводческой организацией ”Ufuq-az” работает над переводом Библии на удинский язык. В настоящий момент переведены и изданы три книги из Священного Писания - Книга Руфь, Книга пророка Ионы и Евангелие от Луки.

В настоящее время Удинская Церковь ”Чотари” функционирует. Однако пока служба в ней не ведется, поскольку отсутствует настоятель храма. В скором времени планируется проводить церковную службу на удинском языке из числа подготовленных духовных лиц.

Карине Тер-Саакян,

Аркадий Владимирович, как вы, удин по национальности, оказались в России?

Наша семья до 1988 года проживала в Кировабаде. В феврале, а затем в гораздо большем масштабе, ноябре этого года в городе состоялись массовые погромы армян. То есть это были даже не погромы, а сильное противостояние, в результате которого погибли люди. Погромы армянских квартир произошли в азербайджанской части города, а в армянской части население дало погромщикам организованный отпор и защитило свои дома и честь.

Однако 7 декабря в Армении произошло катастрофичное землетрясение, и многие армянские мужчины Кировабада уехали туда. В основном ехали помогать своим соотечественникам в спасательных и восстановительных работах, другие, вместе с помощью своему народу ехали помогать и близким родичам, так как немало кировабадских женщин и детей в период столкновений были отправлены в зону землетрясения. После землетрясения столкновения практически прекратились, так как прибывшие в город советские войска закрыли погромщикам доступ в армянскую часть города. Но люди уже уехали, в том числе и наша семья.

А зачем уехала ваша семья? Вы же не армяне?

Ну, во-первых, никто тогда не разбирался, кто по национальности живет в армянской части города: а мы жили именно там. Во-вторых, наша семья исповедует христианство, а это в глазах азербайджанцев является смертным грехом. В те дни в Кировабаде громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Но самым важным является то, что мы увидели волчий оскал азербайджанского национализма. Мы хорошо понимали, что рано или поздно настанет наша очередь, что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Варташенском районе Азербайджанской ССР. - Ред.) покинуло свыше двух тысяч человек, в том числе и мои родственники. К сожалению, у удин в Азербайджане недостаточно людских ресурсов, и мы не имели возможности защитить свою Родину.

Однако считается, что удины были одним из крупнейших этносов Кавказской Албании.

Да, это действительно так. Но с тех пор утекло немало воды. Очень много удин обармянились, и даже дали армянскому народу национальных героев, таких, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян. Я читал в Восканапате об Овике Фаримяне, отважном воине Армии Обороны Арцаха, удине и моем ближайшем родственнике.

Намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Как вы считаете, при каких условиях может начаться возрождение удинского национального самосознания?

Вы можете считать меня наивным романтиком и отчаянным оптимистом, но я думаю, что это возможно. Ведь сами удины, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди. Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем». Национальная психология - очень тонкая, но очень крепкая субстанция.

Недавно в интервью азербайджанскому агентству председатель правления удинской общины Волгограда Ричард Данакари заявил, что удины при встрече с армянами чувствуют негативное отношение.

Данакари - известная удинская фамилия, и мне жаль, что этот род породил и лгунов. Удины - лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение.

Вам известно, что в Баку создана Албано-Удинская христианская община?

Общины такой нет, да и быть не может. Создана витрина, за которой даже не пустота, а черная зияющая дыра. В истории был Албанский католикосат Армянской Апостольской Церкви, точно так же, как были Ахтамарский или Анийский католикосаты Армянской Апостольской Церкви. Но это не означало, что эти католикосаты выходили из подчинения Эчмиадзина и отделялись от него. Такого просто не было. И попытка создания Албано-Удинской христианской общины есть не что иное, как попытка оторвать сохранивших христианство удин от исторических и духовных корней. Все это - всего лишь нечистоплотная политика, а Роберт Мобили - руководитель так называемой Албано-Удинской христианской общины - является безграмотным прохвостом. К счастью, насколько мне известно, в этой «общине» всего три человека, включая супругу Роберта.

Почему этот Мобили молчал, когда в Нидже с церкви стачивали письмена? Почему он молчал, когда ломали хачкар в нашем селе? Какой же он христианин, если позволяет уродовать собственное прошлое? Я уважаю истинно верующих людей, независимо от религии. Если христианин молчит, и даже оправдывает то, как рушат и ломают построенные его предками святыни, он не может считаться христианином, под какой бы маской он ни скрывался. Точно так же и мусульмане. Я не могу уважать тех мусульман в Азербайджане, что молча смотрят на то, как Ильхам Алиев рушит мечети.

Удины-христиане относятся к Эчмиадзину. И так было всегда. Наличие Албанского католикосата, как я уже сказал, не означало, что мы отошли от Эчмиадзина. Нашим первым епископом был святой Григорис, внук Григория Просветителя, а в 705 году произошло полное духовное и этическое слияние албанской и армянской церквей. Все наши церковные книги, обычаи, традиции, ритуалы и так далее писались и переводились на армянском языке, так же, как исламские - на арабском языке. И это нормально, иначе и быть не могло. Албанский алфавит был создан великим Маштоцем лишь для одного из албанских народов, и мы сегодня точно не знаем, для какого? Но это и не важно, так как языки албанских народов отличались друг от друга. Пусть не сильно, но отличались. Рутульский и удинский язык, например, близкие родственники, но в рутульском языке есть около 10 звуков, отсутствующих в удинском. Да, Месроп Маштоц - гений: созданный им 17 веков назад и существующий до наших дней совершенный армянский алфавит подтверждает это. Но созданная Маштоцем албанская письменность не могла выжить еще и потому, что албанская нация так и не состоялась. Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию. Поэтому христиане Албании пользовались армянскими письменами.

Ричард Данакари считает, что армяне отнимают у удин историческое наследие, и приводит в пример Гандзасарскую церковь.

Пока это делают азербайджанцы, не только присваивающие наше историческое наследие, но и лишающие удин права на этническую самоидентификацию. Что же касается Гандзасара, то Данакари просто выполняет заказ из Баку. Я не знаю, что им движет: привычка лобзать руки хозяина или любовь к деньгам? Но одно я знаю точно: человек, закрывающий глаза на то, как уничтожается историческое наследие его же народа, может согласиться на любую подлость. Гандзасар был возведен в ХII веке, спустя много веков после ликвидации Кавказской Албании. И возведен армянами на армянской земле. Если Данакари так болеет за наследие удин, то пусть возвращается в Варташен или Куткашен, защищает наши церкви от азербайджанских вандалов, а не проводит в Волгограде антиармянскую пропаганду в угоду туркам, нашим историческим недругам.

Спасибо.

Севак МОКАЦИ

Дайджест

Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.


жаль что удины стали армянами и цапами,и забыли свои корни за исключением таких патриотов как и Аркадий.!думаю удинов теперь можно пальцами посчитат,а на их земли предендуют армяне,ведь удины эт же лезгины,значит и Утика и Карабах наши,а не армянские!


С огромным интересом прочитал интервью Аркадия Владимировича "Удины в стороне не останутся" и обрадовался, что есть и остались патриоты, которые помнят и чтят свою историю и лезгинское родство.
Спасибо и слава таким удинам! Я и многие лезгины с восхищением относимся к удинам- единственному народу из всех христианских албанских племен, который сохранил прежнюю этническую самоидентификацию. В то же время удины, как и другие лезгиноязычные народы, полной чашей "хлебнули" все тяготы и лишения, связанные с потерей исторической родины и последовавшим затем страшными ассимиляционными процессами (обармянивание и отуречивание), постигшие целый народ. Но дух этого народа не сломлен! Чего стоит убеждения этого великого удинца "сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь ". Уверяю Вас, Аркадий Владимирович, что точно также думают и сотни тысяч ассимилированных в Азербайджане лезгины. Мне очень хочется надеяться, что придет время, когда мы - все ветки одного мощного дерева, называемые "лезгинские народы" вновь объединимся и будем сообща бороться за нашу свободу и независимость!


Было очень приятно от нашего удинского брата услышать такие слова: "Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения" .
Вот это понимание нашего единства, братства все глубже проникает в сознание наших народов. И даже перерастает в готовность сплотиться и совместно бороться за свои интересы: "Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся" .
Если нам не удалось создать единую нацию в античное время (о чем он также говорит), то может мы в настоящий момент продолжим наше сближение? Мне сразу вспоминается петиция карабахских меликов Петру 1, которая начиналась "Мы албанцы и по нации утийцы", можно продолжить: лезгины, рутульцы, цахуры, агулы... Для этого ни в коем случае не нужно отказываться от своих локальных этнических особенностей и литературных языков у единой албанской нации может быть несколько. Подлинное единство в многообразии)


Кто это пишет даже не думает. Он в корне ошибается... Просто исторически были мирными соседями всегда. Помогали друг другу (просто черта ЛЕЗГИН такая - мы всегда даем гостям самой лучшей еды, комнаты, кровати). Когда их начали оккупировать турки месхетинцы, мы просто уступили часть земель и взамен получили постоянные наезды. Также с кавказскими турками война в Иране между суннитами и шиитами... Вот так мы наживаем плоды нашего гостеприимства.


Племя кюринской или юго-восточной лингвистической группы). Живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли Агванское царство, а потом, по преданию, расселились по разным местам Азии.
Еще недавно во всем Нухинском ущелье находились старики, говорившие по-удински. В настоящее время удины остались только в двух-трех селениях Елисаветпольской губернии, перемешанные с армянами, татарами и .

Типичные черты внешности удинов – светлые или каштановые волосы, круглое лицо, средний рост. Антропометрических данных не имеется. Удины — православные и григориане. Христианство приняли очень давно. Говорят на особом удинском диалекте, исследованном академиком Шифнером. Занимают здоровую гористую местность (762 метра над уровнем моря), богатую водой, лесами и пастбищами.

Основные роды занятий удинов

Занимаются хлебопашеством (пшеница, просо, ячмень, рис и прочее), шелководством (процветавшим до 50-х годов и вновь возрождающимся после временного упадка, вызванного завезенной французами зараженной грены), садоводством (орех, каштан, черешня), огородничеством и скотоводством. Шелк, коконы, орех, рис, каштаны, сушеные черешни служат предметом вывоза. Особенность системы землевладения – пользование участками по жребию.

Особенности жилища

Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.

Традиционная одежда

Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.

Особенности кухни и быта

Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт - патриархальный; отец - глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.

Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.

В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.

Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.

Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.

Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.