«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа

В феврале 1993 году руководство нашей страны решило, что разгромить железный занавес недостаточно и продало своему оппоненту по холодной войне ядерные боеголовки. Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок. Выполнение соглашения было рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценивалась в 12 миллиардов долларов.

Оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но для США он поставлялся в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация составляла около 4%.

Передаваемый уран был предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако «оружейное происхождение» урана, то есть использованного ранее в ядерных боезарядах, являлось принципиальным условием сделки. Видимо хитрые Смиты решили обезоружить Иванов рублем. «Урановый контракт» стал дискуссионной темой в российском обществе. Кто-то протестовал против коррупционной тактики заморского соседа, а кто-то считал, что цена сделки была занижена.

Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности.

Это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;

б) нанесение экономического ущерба России;

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем.

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд. долл. Между тем, стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд. долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Справка KM.RU

С развалом СССР, сообщает Михаил Горелов, крупные урановые месторождения ушли в Узбекистан и Казахстан. У нас осталось одно крупное месторождение в Краснокаменске Читинской области, где годовая добыча урана не превышает трех тыс. тонн. Немного урана добывают в Бурятии и Курганской области. Намечается разработка крупного месторождения в Якутии совместно с японской компанией. Между тем годовая потребность нашей страны в уране около 10 тыс. тонн. Покупать его на рынке дороговато, разбазаривать советские стратегические запасы - преступно. Кроме того, разбавив ВОУ до 25%, получаем топливо для перспективных реакторов на быстрых нейтронах.

В самом начале апреля пресс-служба ОАО «Атомэнергопром» как-то очень буднично сообщила о том, что из России осуществлена первая в 2009 году отгрузка партии низкообогащенного урана по контракту между ОАО «Техснабэкспорт» (дочерняя компания ОАО «Атомэнергопром») и Обогатительной корпорацией США (USEC) в рамках соглашения между правительствами России и США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, которое было заключено 18 февраля 1993 года (т. н. Соглашение ВОУ-НОУ).

Эта отгрузка, говорилось далее в информации, дала старт графику поставок 2009 года, которые состоятся уже по новой цене, согласованной правительствами обеих стран (российское правительство одобрило изменения в контракт 30 марта 2009 г.). В рамках реализации Соглашения ВОУ-НОУ в 2009 году предприятиями ОАО «Атомэнергопром» будет разбавлено около 30 тонн высокообогащенного урана и наработано для поставки в США более 830 тонн низкообогащенного урана, который в дальнейшем будет использован в качестве ядерного топлива в коммерческих энергетических реакторах.

В двух словах, создалось впечатление, что осуществлена (точнее, продолжено осуществление) обычная торговая операция, которая к тому же «позволит в 2009 году выполнить международные обязательства Российской Федерации в рамках межправительственного Соглашения ВОУ-НОУ, а также обеспечить поступления валютной выручки от реализации комплекса контрактов, исполняемых в рамках Соглашения ВОУ-НОУ, в федеральный бюджет Российской Федерации в объеме более 900 млн долларов США».

На деле же, как отметил недавно в своем блоге дотошливый yahont7, прошло уже «более 15 лет «сделке» века, сделке беспрецедентной с точки зрения здравого рассудка – продажи за копейки основных запасов российского оружейного урана (пусть даже в виде атомного топлива), более чем вероятному противнику самой России, настоящей империи Зла – США».

Эту «сделку», отмечает блогер, именуют по разному: кто-то ее называет «ВОУ-НОУ», кто-то «соглашение Гора-Черномырдина», официально в Штатах ее называют «Мегатонны в мегаватты», хотя неофициально так и говорят: «урановая сделка» или просто «сделка века».

Формализованная ее суть такова. В феврале 1993 года, напоминает Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при Московском физтехе, Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок (Соглашение ВОУ-НОУ). Выполнение соглашения рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценивается в 12 млрд долларов. Оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но поставляется США в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация U-235 составляет около 4%. Передаваемый уран предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако принципиально, чтобы он имел «оружейное происхождение», т. е. ранее использовался в российских ядерных боезарядах. С этой целью Россия и США построили систему мер, позволяющую контролировать условия выполнения соглашения.

«Урановая сделка» давно стала дискуссионной темой в российском обществе. По мнению противников соглашения, цена соглашения явно занижена. Так, в частности Л. Максимов, бывший и. о. директора новосибирского Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения, убежден, что фактическая цена урана составляет 8 триллионов долларов, т. е. занижена почти в тысячу раз. Противодействие этой сделке, кстати, стоило Л. Максимову карьеры – его институт в годы «реформ» был попросту уничтожен. Да и реализация соглашения на протяжении всех семи лет отнюдь не шла гладко, напоминает armscontrol.ru. По условиям соглашения покупателем выступала американская обогатительная корпорация USEC, которая и распоряжалась полученным продуктом. В 1996 году, когда началась приватизация USEC, американцы отказались оплачивать природный компонент российского НОУ, решив поставлять взамен свой природный уран в натуральном виде. Из-за отсутствия между Москвой и Вашингтоном межправительственного соглашения о торговле ядерными материалами реализация проекта столкнулась с трудностями, которые удалось разрешить лишь весной 1999 года, когда стороны нашли посредника. Им стал франко-германо-канадский консорциум Cogema-Nukem-Cameco, не связанный никакими ограничениями по торговле радиоактивными материалами ни с американской, ни с российской стороны. Тем не менее по прошествии более чем 15 лет «сделка века» выполнена на 64%, т. е. Америке проданы 352,8 тонны российского оружейного урана, напоминает yahont7. И, как явствует из сообщения «Атомэнергопрома», сделка продолжает выполняться Россией и сегодня. И глава Росатома Сергей Кириенко подтверждает: «Безусловно, мы будем реализовывать эту программу до ее завершения, и все 500 тонн к 2013 году будут полностью уничтожены». Более того, главный атомщик России убежден, что этой программой «Россия показывает уникальный пример в области разоружения». «Мы уничтожаем гораздо больше высокообогащенного урана, чем США и все другие страны вместе взятые»,- с гордостью продолжает он.

Очень интересное мнение по этой сделке высказал не так давно Михаил Горелов в своей работе «Пятнадцать лет соглашению ВОУ-НОУ». Вот один из абзацев:

«Разделение изотопов урана - дело хлопотное и дорогое. Для облегчения расчетов ввели так называемую «единицу работ разделения», сокращенно ЕРР. Для нее на мировом рынке устанавливается котировка. Сейчас она порядка 120 долларов. До недавнего времени для России действовала отдельная котировка ЕРР. Разумеется, отличающаяся от мировой в меньшую сторону! Не буду забивать вам голову формулами и расчетами. Поверьте мне на слово. Для производства одного килограмма реакторного урана из природного нужно затратить не менее шести ЕРР. Примерно столько же для производства слабообогащенного урана из обедненного, а вот чтобы получить килограмм оружейного урана, нужно более 180 ЕРР! На производство одного килограмма ВОУ нужно затратить 21,6 тыс. долларов, или полмиллиона рублей. Золото сейчас стоит не намного дороже - семьсот тысяч рублей за килограмм. На получение пятисот тонн ВОУ сумма затрат составит 11 миллиардов долларов, что примерно соответствует сумме, фигурирующей в соглашении ВОУ-НОУ. Однако мы забыли про природный уран! Да-да! Те самые 120 тысяч тонн, которые пошли на приготовление 500 тонн ВОУ! В связи с энергетическим кризисом цена на уран сильно выросла. Сейчас она составляет 60 английских фунтов за фунт (тоже английский!), или около трехсот долларов за килограмм. Наш природный уран стоит 36 миллиардов долларов! Прибавим 11 миллиардов за работу разделения. Получим 47 млрд. С учетом некоторых других расходов: хранение, перевозка, утилизация (например, перевод 120 тыс. т природного урана из закиси-окиси в гексафторид обойдется в один миллиард), округляем сумму до 50 миллиардов. 500 тонн ВОУ стоят пятьдесят миллиардов долларов! Вот реальная цена нашего оружейного урана! Сто долларов за грамм! В полтора раза дороже платины, но на алмаз, увы, не тянет».

Причем в эту стоимость, очень справедливо уточняет yahont7, не учтена та плата, которую внесла в свое время ВСЯ СТРАНА, а это десятки, сотни миллиардов долларов и десятилетия труда не одного поколения народа. Так что истинная суть «сделки века» выходит далеко за рамки официально оформленной договоренности. Как отмечает один из самых последовательных противников этой сделки, президент НИИАЦ «Стратегия будущего» М.Н.Иванов, истинный замысел «урановой сделки» - одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, нанесение России огромного экономического ущерба в настоящем и лишение колоссальных источников энергии в будущем. Бытует миф, пишет Иванов, что в России сосредоточены огромные запасы высокообогащенного урана и продажа 500 тонн не скажется на вопросах обеспечения национальной безопасности. Суть этой манипуляции, поясняет эксперт,- подмена понятий. ВОУ - высокообогащенный уран, содержащий свыше 20% изотопа урана-235. В оружейном уране его свыше 90%. Руководители Минатома ссылаются на стратегический запас ВОУ вообще, однако по условиям сделки утилизируется и продается оружейный - самое ценное.

В природном уране 235-го изотопа всего 0,71%. Только богатые страны, владеющие сложнейшими технологиями, способны высвободить, очисть и собрать эти доли так, чтобы в материале их стало 90-95%. С 1945 года США смогли произвести только 550 т оружейного урана. По достоверным источникам известно, что даже в лучшие времена производственные мощности по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более чем на 10-12%.Так что руководители Минатома, пропагандирующие этот миф, отмечает Иванов, попросту сознательно дезинформируют общественность и государственные органы, с тем чтобы обеспечить дальнейшую реализацию «урановой сделки».

И эта сделка, как выяснил yahont7, «успешно» реализуется. Вот статистика по годам начиная с 1995-го по 2008 год.

Первая отгрузка 1995 года. Поставка первой партии НОУ в объеме 186 мет. т. (метрических тонн), переработанных из 6,1 мет. т. ВОУ, эквивалентное количество боеголовок - 244 штуки.

Общий итог: Уничтожены 244 боеголовки, продано 6,1 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1996 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 479 ядерным боеголовкам, а именно 370,9 мет. т. НОУ, полученного из 12 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 723 боеголовки, продано 18,1 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1997 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 534 ядерным боеголовкам, а именно 358,5 мет. т. НОУ, полученного из 13,4 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 1257 боеголовок, продано 31,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1998 года: Общее количество отгрузок 1998 календарного года - приблизительно 764 ядерные боеголовки, а именно 571,5 мет. т. НОУ, полученного из 19,1 мет. т. ВОУ. Часть заказа 1998 г. отсрочена Россией надвигающимися соглашениями с американским правительством и тремя Западными компаниями на расположении естественного урана, полученного от USEC для естественного компонента урана НОУ.

Общий итог: Уничтожена 2021 боеголовка, продано 50,6 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1999 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 970 боеголовкам, а именно 718,7 мет. т. НОУ, полученного из 24,3 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожена 2991 боеголовка, продано 74,3 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2000 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1462 ядерным боеголовкам, а именно 1037,8 мет. т. НОУ, полученного из 36,6 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 4453 боеголовки, продано 111,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2001 года: Сентябрь: USEC и TENEX достигают отметки в 5000 боеголовок, уничтоженных согласно соглашению Мегатонны в Мегаватты. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1201 ядерной боеголовки, а именно 904,3 мет. т. НОУ, полученного из 30,0 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 5654 боеголовки, продано 141,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2002 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1201 ядерной боеголовки, а именно 879,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,0 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 6855 боеголовок, продано 171,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2003 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1203 ядерным боеголовкам, а именно 906,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 8058 боеголовок, продано 201,6 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2004 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1202 ядерным боеголовкам, а именно 891,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 9260 боеголовок, продано 231,7 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2005 года: Сентябрь: USEC отмечает, что объем урана оружейного качества, эквивалентный 10 000 боеголовок, был уничтожен. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1206 ядерным боеголовкам, а именно 846,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 10 466 боеголовок, продано 261,8 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2006 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1207 ядерным боеголовкам, а именно 870,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,2 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 11 673 боеголовки, продано 291,9 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2007 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1212 ядерным боеголовкам, а именно 840,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,3 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 12 885 боеголовок, продано 322,2 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2008 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1204 ядерным боеголовкам, а именно 834,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 14 090 боеголовок, продано 352,3 тонны оружейного урана.

Итак, за время «урановой сделки» на 31 декабря 2008 г. Россия продала в США 352,3 тонны (из 500 т договоренных) высокообогащенного оружейного урана в низкообогащенном виде. Сделка выполнена на 64,4%. Что бы ни говорили Иуды, стоящие за этой сделкой и оправдывающие это дикое предательство национальных интересов, резюмирует блогер, это - дикий удар по национальной безопасности России.

На основании множества неопровержимых свидетельств, известных из СМИ, всё более широкая российская и мировая общественность приходит к убеждению, что годы правления Президента Б. Ельцина войдут в историю как годы особого расцвета… буквально сверхкоррупции и предательства государственных интересов России прежде всего в ближайшем окружении самого Б. Ельцина. Именно такого рода убеждение вскоре перерастёт, несомненно, во всеобщее.., поскольку исторически неотвратимо близится время окончательного раскрытия особо преступной сути так называемой урановой сделки с США, которая более всего подтверждает вышеуказанное убеждение. Сделки, которая является вообще беспрецедентной в истории человечества как по сверхгигантскому масштабу наносимого государству ущербу, так и по уровню приближения её организаторов к главе государства…
Именно такая историческая беспрецедентность урановой сделки, естественно, не могла не вызвать особого отвращения и активного противодействия со стороны широчайшей мировой общественности. Это выражено, например, в известном журнале «Эксперт» (№15, 1997) следующим обобщением: «…американская пресса сообщает о том, что сделка по продаже российского урана может в ближайшее время попасть на рассмотрение в Министерство юстиции США в свете закона о коррупции при международных сделках, по которому заокеанскому Минюсту предоставлены весьма широкие права».
В связи с этим, возникает следующий принципиальный вопрос. Разве достаточных прав (не менее широких, чем у Минюста США) нет у Федерального Собрания России для того, чтобы не просто… молчаливо ждать решения Минюста США, а с должной инициативой именно с российской стороны решительно потребовать проведения независимого расследования этого дела в целом, включая особый запрос ответов по нему не только от Генпрокурора РФ, но и главным образом от самого Президента Б. Ельцина? Несомненно, такое право у высших народных избранников есть. Требуется лишь проявление должного гражданского мужества…
В чём же состоит подлинная особо преступная суть урановой сделки с США? Как ранее сообщалось в зарубежной и в нашей прессе, а также в исходном «Обращении…» автора (уже 3-х летней давности!) и особенно в Открытом письме на имя Генпрокурора РФ (от 21.07.97-см.приложение стр.28), речь идёт о том, что группой лиц особо приближённых к Президенту Б. Ельцину совершается явно тягчайшее государственное преступление, а именно — организовано уничтожение и разграбление государственных стратегических запасов оружейного урана и плутония. При этом с целью внешней маскировки такого преступления его организаторы подго­товили «Соглашение между Правительством РФ и Правительством США об использовании высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия» (от 18.02.93). Этим «Соглашением…» устанавливается передача в США 500 тонн российского оружейного урана (за 11,9 миллиардов долларов США) для использования в качестве топлива для АЭС. Соответствующий базовый контракт утверждён бывшим премьером В.Черномырдиным (см. постановление правительства РФ от 25.08.93 № 261 «О подписании контракта на поставку в США…»).
Раскрытие преступной сути указанного «Соглашения…» и утверждающего его решения В.Черномырдина тематически условно подразделяется на несколько направлений. Здесь представляются в особо сокращённом изложении лишь наиболее главные из таких направлений.

1. Умышленная организация одностороннего ядерного разоружения России
Оценим передачу в США 500 тонн оружейного урана (точнее — не менее 500 тонн как это намечено указанным «Соглашением…»). Так, в рассекреченных в США материалах по истории атомного проекта сообщается, что затратив на создание ядерного оружия 3,9 триллиона долларов, начиная с 1945 года, США смогли произвести только 550 тонн оружейного урана.
Теперь же, по упомянутому «Соглашению…», решением бывшего правительства В.Черномырдина из России передаётся в США, как отмечено, не менее 500 тонн оружейного урана, т.е. из России передаётся более 90% ранее произведённых в самих США стратегических запасов оружейного урана. И передаётся это… не за те триллионы долларов, которые ранее были потрачены США на производство такого количества оружейного урана, а всего лишь… за. 11,9 миллиарда долларов, о чём далее будет сказано особо.
С каким же количеством оружейного урана остаётся Россия? Из абсолютно достоверных источников информации, которые будут названы автором только при организации официального расследования, даже в лучшие времена производственные мощности по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более, чем на 10%. Таким образом, опуская здесь простейшие расчёты и некоторые дополнительные конфиденциальные данные, можно утверждать, что по итогам урановой сделки её организаторы оставляют Россию с запасом оружейного урана по порядку величины значительно менее… десятой части (!) соответствующих американских стратегических запасов. Это совершенно очевидное катастрофическое обрушение былого ядерного паритета! Более того, как известно специалистам, при таком, особо подчёркиваю, одностороннем ядерном разоружении России для США создаются все необходимые и достаточные базовые условия для последующего их выхода из Договора по ПРО с соответствующим уже окончательным игнорированием России в геополитических планах и отведением для неё лишь крайне неприглядной роли…
С этой точки зрения, несомненно, с подсказки кого-то из специалистов соответствующих Центров стратегических исследований США, известный карикатурист О. Лури весьма наглядно выразил истинную суть урановой сделки. На представленном им рисунке Россия, — которая по урановой сделке столь явно «по дешёвке» лишается своей самой сокровенной основы бывшей национальной безопасности и соответственно международного уважения в целом, — изображена в американской прессе в виде презренной дешевой проститутки с ядерными эмблемами на понятных местах и с надписью: «…мне нечего больше продать!» (см. «Комсом. правду» от 29.06.95).
Кто же те главные лица, которые именно через урановую сделку вывели Россию на такую… международную «панель» исторического позора и разорения? Можно ли такое… безумное обрушение ядерного паритета замалчивать, в частности, в Федеральном Собрании России и знает ли именно об этом лично сам Президент Б. Ельцин? Могли ли его попросту «подставить» под будущий исторический позор, неминуемо связанный с урановой сделкой? Почему именно по этому делу было отказано в ответе известному генералу Л.Рохлину, обратившемуся совместно с группой депутатов Госдумы РФ со специальным письмом непосредственно к самому Президенту Б.Ельцину (исх. №3.25-23-289 от 25.11.96)? Не это ли дело окончательно побудило генерала Л.Рохлина решительно порвать с ближайшим окружением Б. Ельцина и начать собственн ное расследование именно урановой сделки (см. Заявление автора на имя Г. Селезнёва и К Строева от 02.09.98-стр.9 приложения)? Насколько близко смог подойти Л. Рохлин к разоблачению самых главных организаторов этого особого государственного преступления? Эти и множество других имеющихся вопросов, естественно, требуют организации специального расследования. Расследования, абсолютно независимого от влияния как самого Президента Б.Ельцина, так и целого ряда лиц из его ближайшего окружения и, прежде всего, известных С.Степашина и В. Черномырдина, о которых далее будет сказано особо (см. п.п.7, 11).

2. Нанесение России беспрецедентно гигантского экономического ущерба

Получение Россией по урановой сделке 11,9 миллиарда долларов, казалось бы, заманчиво… Но такое может казаться лишь тем, кто не посвящён в знание истинной стоимости оружейного урана. В данном случае уместно сделать ссылку на мнение такого источника информации, высочайшая компетенция которого имеет неоспоримое мировое признание, а именно — мнение Института Ядерной Энергии в Вашингтоне. Так, в официальном Бюллетене Европейского ядерного общества (№3, 1994), — т.е. не в какой-то сомнительной прессе, — под весьма характерным заголовком «Бывшее оружие России — на производство электроэнергии в США» сообщается, в частности, следующее: «Покупаемого Соединёнными Штатами урана с демонтируемых советских боеголовок будет достаточно для обеспечения электроэнергией 50 миллионов семей сообщает Институт Ядерной Энергии в Вашингтоне». Отсюда, используя в дальнейших расчётах известную среднюю численность американских семей и уровень их современного энергообеспечения, а также учитывая намеченную «Соглашением…» 20-ти летнюю длительность такого энергообеспечения, легко вычисляется, что организаторы урановой сделки передают из России в США такие энергоресурсы, стоимость которых по порядку величины измеряется … триллионами долларов США.
Переходя к более уточнённым расчётам (см. прилагаемую Справку к оценке стоимости оружейного урана), можно утверждать, что по урановой сделке в США передаются особо важные стратегические ценности России и стран бывшего СССР стоимостью более 8-ми триллионов долларов США! И всё это… передаётся по «Соглашению…», напоминаю, лишь за 11.9 миллиардов долларов, т.е. почти за тысячную долю! В итоге наносимый урановой сделкой экономический ущерб России составляет более миллиарда долларов США ежедневно! В другом наглядном численном выражении это означает, что каждому жителю России наносится ущерб более 120 рублей ежедневно! Могло ли вышеуказанное «Соглашение…» со столь действительно сверхгигантским ущербом России возникнуть без проявления именно сверхкоррупции и именно в самых высших эшелонах власти? Ответ вполне очевиден.

3. Уничтожение оружейного урана путём изотопного разбавления — особое преступление перед народами России и стран бывшего СССР

Особым такое преступление названо здесь потому, что по своей физической сути изотопное разбавление, совершаемое по урановой сделке, как ничто другое доказывает либо буквально… сверхидиотизм некоторых представителей высшей власти, либо действительно сверхкоррупцию и предательство интересов России среди тех, кто одобрил такое дело. Третьего не дано.
Как ранее детальнее разъяснялось в упоминавшемся «Обращении…» автора, суть изотопного разбавлении в популярном изложении можно пояснить следующей наглядной аналогией. Представьте алмазный фонд России, содержащий алмазы уникальные настолько, что никакой похититель не сможет их открыто продать… Но нет проблем с открытой продажей графитового порошка, в который можно превратить алмазы, если их нагревать без доступа кислорода. Можно ли вообще представить такого грабителя и тем более стоящего у власти, который пошел бы на «распродажу» алмазного фонда путём предварительного доведения его до состояния графитового порошка и продажей именно по цене обычного графитового порошка? Конечно, такой… идиотизм просто немыслим. Но в сопоставлении с этим гораздо большим идиотизмом является изотопное разбавление оружейного урана так называемой природной компонентой. Это его сразу обесценивает, подобно приведённой аналогии с графитовым порошком, но с тем отличием, что в данном случае речь идёт об уничтожении государственных ценностей несопоставимо более значительных, чем алмазный фонд России. Судите далее сами: кроме России нигде во всём мире изотопное разбавление оружейного урана не производят!
Таким образом, сам факт совершаемого по урановой сделке изотопного разбавления оружейного урана является неоспоримым доказательством именно сверхкоррупции и предательства государственных интересов среди некоторых представителей высшего руководства России, поскольку совершаемый с их одобрения указанный сверхидиотизм… просто ничем другим не объяснить, если к тому же учесть нижеследующее.

4. Вызывающе циничный разгром государственного научно-исследовательского Института, разработавшего с признанным мировым приоритетом новую технологию высокоэффективного использования оружейного урана и плутония

Подробности такого рода преступного проявления урановой сделки изложены, в частности, в Заявлении на имя уполномоченного по правам человека в России О. Миронова (от 04.08.98-см. прил. стр. 3): «О грубейших нарушениях прав человека, а также о других преступных действиях, совершаемых высокопоставленными организаторами беспрецедентного разграбления государственных запасов оружейного урана и плутония» и в упоминавшемся письме Генпрокурору РФ (от 21.07.97) , а также в кратком Открытом письме на имя бывшего Секретаря СБ Бордюжи Н.Н. (от 17.02.99 см. прил. стр. 60). Из последнего процитирую следующее:
«Представьте мысленно, например, в американском представлении всего лишь один из фрагментов этого дела. Так, представьте случай, когда в самое ближайшее окружение президента США Б. Клинтона сообщили бы о том, что некий Институт Федерального подчинения, ранее созданный специальными постановлениями Правительства для развития особо важных работ (в том числе по секретным тематикам), оказался фактически ликвидированным, но не решением Правительства, а просто… группой лиц и, по сути дела, лишь за то, что руководитель этого Института (он же автор 8-ми новых научно-технических направлений, особо утверждённых к разработке секретным постановлением Правительства) окончательно отверг ультимативное требование отмеченной группы лиц проводить такие работы… только за рубежом! При этом замечу, что принуждение к соответствующему выезду за рубеж (с выбором из 4-х стран) было особо связано с разработкой в Институте новейшей ядерной технологии мирного использования оружейного урана и плутония, открывающей для государства перспективу приобретения в финансовой сфере реальных активов величиной более 10-ти триллионов долларов США. Понятно, что в США ответная реакция Ваших коллег и спецслужб на указанную ликвидацию Института и вообще на всё с этим связанное, несомненно, последовала бы мгновенно. У нас же, мягко говоря, за спиной Президента Б. Ельцина такого рода преступление не расследуется уже пятый год!» Официального ответа на всё вышеуказанное не получено до сих пор, как и на многое другое…

5. Оказание разнообразных воздействий на некоторых депутатов и работников аппарата Госдумы РФ с целью не допустить проведения открытых парламентских слушаний по урановой сделке и по мирному использованию оружейного урана и плутония в целом

В полной тайне от общественности в Госдуме РФ 03.06.97 были проведены закрытые парламентские слушания по теме: «Проблемы утилизации урана и плутония на базе новых технологий топливно-энергетических циклов».
Указанным слушаниям предшествовал приезд в г. Новосибирск (на место размещения нашего Института) специальной Комиссии Госдумы РФ, сформированной из представителей 5-ти профильных Комитетов. Главнейшей задачей Комиссии являлось ознакомление на месте с предложенной в нашем Институте принципиально новой технологией использования государственных запасов оружейного урана и плутония в качестве базовой основы для перевода мировой ядерной энергетики на более эффективное использование тория вместо урана. Не вдаваясь здесь в изложение предложенной новой ядерной технологии, отмечу лишь то, что она прошла тщательнейшую научно-техническую экспертизу, а её основные базовые компоненты решением Всемирной организации интеллектуальной собственности представлены к патентованию в 20-ти странах мира с официально зарегистрированным российским приоритетом от 04.10.93 г.
Итоговые Рекомендации закрытых парламентских слушаний были адресованы только Президенту Б. Ельцину, Правительству РФ, Совету Безопасности РФ, Минатому РФ, а также руководству Совета Федерации и Госдумы РФ. И после всего этого… со стороны указанных высших инстанций не последовало ни единого позитивного действия во исполнение Рекомендаций — словно бы вообще и не было никаких слушаний по вышеуказанной теме.
Вместе с тем, указанная тема вообще не подлежит какому-либо засекречиванию, поскольку речь идёт об использовании ядерной энергии в мирных целях. Так, ещё в 50-х годах, т.е. в самый разгар «холодной войны», — мудростью лидеров ведущих мировых держав было достигнуто международное соглашение о повсеместном рассекречивании всех работ по мирному использованию ядерной энергии. Так почему же слушание по данной несекретной теме были проведены (03.06.97) в Госдуме РФ в закрытом режиме? Можно ли предположить, что такая закрытость произошла из-за того, что об указанном международном соглашении одновременно забыли и представители Минатома, и Правительства РФ, и др. Причина, конечно же, в другом.
Закрытый режим слушаний объясняется только тем, что организаторы урановой сделки были вынуждены мобилизовать все свои возможности и соответствующее влияние в Госдуме РФ для того, чтобы предельно скрыть от общественности целый ряд выявленных Комиссией Госдумы РФ вопросов, которые с очевидностью раскрывали совершаемое преступление. Приведу лишь часть из таких вопросов, ранее подготовленных для открытых слушаний.
Первый. Кто из команды Президента Б.Ельцина принял решение «продать» за неполные 12 миллиардов долларов США то, что стоит более 8-ми триллионов долларов?
Второй. Исходило ли столь дикое безумие лично от Б. Ельцина, или же он был умышленно «подставлен» теми, кто его держит, по сути дела, за… бездумную марионетку?
Третий. Почему в Госдуме РФ и в Совете Федерации до сих пор не ставится вопрос о столь очевидной необходимости самой срочной денонсации урановой сделки?
Как подробнее указано в Заявлении автора на имя Г.Селезнёва и Е.Строева (от 02.09.98 -см. стр.9) именно такими вопросами решил заняться генерал Л. Рохлин. Он лично намеревался выявить и предать широкой гласности персональный состав высокопоставленных организаторов указанного государственного преступления, видя в нём несопоставимо более крупное… из всего ранее ему известного. Для этого, прежде всего, требовалось по данному делу организовать в Госдуме открытые парламентские слушания. Понятно, что не допустить именно такое ставилось главнейшей задачей тех, кто уже явно «засветился» на состоявшихся закрытых слушаниях.
Происшедшее затем убийство генерала Л. Рохлина и тот факт, что в ходе расследования этого преступления были оставлены без должного внимания, в частности, вопросы, которые приводились в п. 1, а также осталось без официального ответа Заявление автора на имя Г.Селезнёва и Е.Строева — о многом говорит. Как о многом говорит и тот факт, что всё же состоявшиеся в Госдуме РФ повторные слушания (01.12.98) по той же теме мирного использования ядерных материалов вновь были проведены… в закрытом режиме и в полной тайне от общественности.
Такова на сегодня расстановка сил… И нужно ли удивляться тому, что на первые слушания автору было преступным образом запрещено выезжать, а в связи с этим срочно (по факсу) переданное в Госдуму РФ Обращение автора (от 03.06.97-см. прил. стр. 45) вообще осталось и без расследования, и без ответа. Также без ответа осталось и Открытое письмо автора (от 25.11.98 -см. прилож. стр.48) на имя Г.Костина — Председателя именно того Комитета Госдумы, который организовывал… закрытые слушания. Кто склонил его скрывать это дело? Допустимо ли не расследовать то, что может дать верное направление в поиске истинных убийц генерала Л. Рохлина?

6. Форсированное выполнение в России самых главных военно-политических пожеланий руководства США и НАТО

Как известно. Договор СНВ-2 подлежит ратификации и до таковой не должен исполняться, являясь всего лишь выражением определённых намерений договаривающихся сторон.
Вместе с тем, именно урановая сделка была задумана и стала осуществляться как замаскированный фактический обход ратификации Договора СНВ-2. Так, основываясь на упомянутых в пункте 1 достоверных источниках информации, уже в 1997 году из ядерных боеголовок было извлечено более 400 тонн оружейного урана. Учитывая усреднённый вес уранового боезаряда (см. прилагаемую Справку об оружейном уране и плутонии), это означает, что в России уже демонтировано более 25-ти тысяч ядерных боеголовок.
Таким образом, без ратификации Договора СНВ-2, а в обход его организаторы урановой сделки фактически уже обеспечили выполнение главнейших стратегических задач руководства США и НАТО, а именно — по ускоренному одностороннему ядерному разоружению России.

7. Покрывательство урановой сделки, активно начатое бывшим директором ФСК РФ Степашиным С.В и продолженное последующим руководством ФСБ РФ

Разумеется, любой план осуществления тайных операций по одностороннему разоружению какой-либо страны, а также по развалу её военно-промышленного комплекса, её науки, культуры и экономики в целом, обязательно должен содержать как самое главное мероприятие — соответствующую «нейтрализацию» контрразведки. С этой точки зрения урановая сделка, имея в виду её исходное тайное планирование и последующее её практическое осуществление, является особенно ярким подтверждением успешно реализованной в России именно «нейтрализации» руководства ФСК и последующего ФСБ РФ, а также всех других «силовиков»…
Понимая всю меру ответственности за такое утверждение и особую необходимость предоставления при этом достаточно веских доказательств, специально прилагаю для ознакомления копию моего давнего Открытого письма (заявления) на имя бывшего директора ФСК РФ Степашина С.В (см. прил. стр. 12). Сама правомочность обращения к высшему руководству ФСК РФ основана на том, что наш Институт двумя специальными решениями Правительства (юридически не отменёнными до сих пор!) был отнесён к перечню особо режимных объектов, подлежащих соответствующей защите, прежде всего, со стороны Федеральных спецслужб.
Указанное Открытое письмо С. Степашину появилось после длительных безрезультатных ожиданий ответа на предыдущее Заявление на его имя (от 25.10.94-см. стр.17), которое было передано ему лично бывшим заместителем Председателя Госдумы Венгеровским А.Д. (см. стр. 23). По этому делу также лично к С. Степашину обращался Комитет по безопасности Госдумы (см. стр. 24) Но даже на Открытое письмо не последовало ответа! Более того, как стало известно, оказались безрезультатными и соответствующие шифровки из местного Управления ФСК.
Одна из таких шифровок (от 26.08.94) была направлена в ФСК РФ за сутки до совершённого покушения на убийство автора, которое так и осталось без должного расследования…
Остался без расследования и факт взлома помещений нашего Института, ранее защищённых печатью местного Управления ФСК, с изъятием всей научно-технической документации в т.ч. особо конфиденциальной. Возникает вопрос: есть ли во всей истории ФСБ РФ ещё один такой же позорный случай, когда на охранную печать ФСБ буквально наплевали и за её срыв, повторяю, срыв со взломом дверей и изъятием материалов, несомненно, представляющих интерес для иностранной разведки, никто не понёс ответственности. Высшее руководство ФСК … молчало!
Такое «молчание» продолжилось и при директоре ФСБ РФ Барсукове М.И, причем не взирая на особое Заявление на его имя (от 05.08.95-см. стр.20) с просьбой направить представителя ФСБ для расследования этого дела на месте. В итоге… на поставленные автором перед руководством ФСБ вопросы ответов не дано. И лишь значительно позже автору была неофициально передана копия письма в Совет Федерации от замдиректора ФСБ Соболева (исх. № 15-26/416 от 09.06.96), в котором с откровенной безответственностью сообщалось: «… по поставленным вопросам было принято решение ответ заявителю от ФСБ не давать». Кто конкретно принял та­кое решение? Ведь среди вопросов были и такие, которые могли открывать для самого Президента Б. Ельцина важные внешнеполитические инициативы (см. письмо Президенту РФ-стр.25). В целом это является одним из наиболее важных направлений требуемого расследования.

8. Покрывательство по линии Министерства обороны РФ

Это направление в расследовании урановой сделки привлекало особое внимание генерала Л. Рохлина, поскольку именно из МО РФ исходил целый ряд документов, предназначенных именно для «нейтрализации» проверяющих инстанций. Приведу конкретный пример такой явно злоумышленной дезинформации. Так, начальник 12-го Главного управления МО РФ генерал-полковник Е. Маслин в официальном письме (исх. №448/16/2978 от 04.07.96) на имя начальника вооружения Вооружённых сил РФ генерал-полковника А.Ситнова сообщает, в частности, следующее: «Соглашение между Правительствами РФ и США рассчитано на 20 лет и позволяет обеспечить за это время валютные поступления в Россию в размере около 12 млрд. долларов при общей продаже около 500 тонн в пересчёте на высокообогащённый уран, что составляет незначительную часть государственного запаса». И далее: «Учитывая изложенное, продажа низкообогащённого урана, полученного из высокообогащённого урана на отечественных предприятиях, не затрагивает интересы национальной безопасности России» (курсив Л.М.).
Сопоставьте выделенное курсивом с фактическими данными, приведенными в п.1. Для дальнейшего важно отметить, что именно эта дезинформация Е. Маслина и именно то, что указано здесь курсивом фактически обосновало прекращение рассмотрения урановой сделки в Совете федерации РФ, как якобы малозначительного события… Преступная цель была достигнута!

9. Покрывательство по линии МВД РФ

В этом направлении имеется обширный фактический материал. Для краткости ограничусь лишь одним примером. Так, Председатель Госдумы РФ Г. Селезнёв обратился к бывшему министру МВД РФ А.Куликову с письмом (исх. № 11-073 от 28.01.97) следующего содержания:
«В г. Новосибирск направляется группа депутатов Госдумы РФ (по распоряжению № 21 от 17.01.97, руководитель группы — Никитчук И.И.) с целью подготовки материала для парламентских слушаний по проблеме ядерной энергетики (торий-урановый проект по предложению Л.Максимова). В связи с этим, прошу Вас дать соответствующее указание о предоставлении указанной группе депутатов Госдумы РФ возможности детального ознакомления с положением дела на месте, имея в виду особое обращение по этому делу к Вам со стороны депутатов: В. Жириновского, Г. Костина, П. Романова, А. Поморова (см. исх. №79-ПИ от 25.12.96)».
В последнем сообщалось: «После публикации ряда работ и.о. директора Института физических проблем металлургии и спецмашиностроения (г.Новосибирск) Л.Н.Максимова и его обращений в высшие властные структуры страны (в т.ч. и Генеральную прокуратуру РФ) у него были изъяты документы по многим научным разработкам, в которых излагались итоги экспериментальных работ, графики, схемы, а также макеты. Он подвергался систематическим угрозам физической расправы со стороны неизвестных лиц. Мы просили бы вас способствовать возврату ученому документации и защиты его от посягательств со стороны экстремистов».
Ответ Г.Селезнёву поступил за подписью замминистра МВД П. Латышева (исх. № 3/12.90 от 07.02.97), который извещал, в частности, о следующем: «Руководству УВД Новосибирской области дано указание о представлении группе депутатов имеющихся документов и материалов по данной проблеме».
На самом же деле на месте произошло совершенно иное, а именно — руководство местного УВД не только категорически отказалось от встречи с Комиссией, но и отказалось предоставить имеющиеся у них документы и материалы по данному делу.
Поле возвращения Комиссии Госдумы и доклада её итогов Г. Селезнёву, последний направил А. Куликову обобщающее письмо (исх № 1.1-0321 от24.03.97-см. прил. стр.50). Казалось бы, за вскрывшиеся факты невыполнения на месте указания высшего руководства МВД должна была последовать ответственность… Однако ничего подобного не последовало! Из МВД Г.Селезнёву поступила просто очередная отписка с изложением в ней такой ложной информации, которую никак нельзя было бы представить Комиссии именно на месте событий. Полагаю, что тем, у кого ещё могут быть сомнения в действительно существующем покрывательстве урановой сделки со стороны руководства МВД РФ, достаточно начать расследование именно с указанного факта.

10. Покрывательство по линии Генпрокуратуры РФ

Оно представлено большим множеством самых веских доказательств. Значительная их часть изложена, в частности, в прилагаемом Открытом письме Генпрокурору РФ (от 21.07.97) и в упоминавшемся в п.4 Заявлении на имя О. Миронова (от 04.08.98). На указанные материалы со стороны Генпрокуротуры автору до сих пор не дано никаких ответов. Более того, не дано никакого ответа даже самому О.Миронову на упомянутое Заявление на его имя, которое им было официально направлено на расследование в Генпрокуратуру… уже более полугода назад! И это, конечно же, не потому, что в Генпрокуратуре не видят в Заявлении фактов буквально дикого беззакония… Дело в том, что давнее покрывательство всего беззакония, связанного с урановой сделкой, возглавляется… заместителем Генпрокурора РФ Давыдовым В.И. Это легко выявляется, например, в его умышленно ложном ответе на запрос Совета Федерации — в ответе, не совпадающем ни с мнением Комиссии Госдумы, ни с мнением и.о. прокурора в/ч 9303 Хайруллина С.З. с места событий (см.прил.стр.35-42). О том, что произошло после предпринятой, наконец-то, в декабре 1998 г. самим Генпрокурором Скуратовым Ю.И. попытки начать расследование урановой сделки ранее сообщалось в Открытом письме Е. Строеву (от 11.03.99-см. прил. стр. 62-66)

11. Грубейшее нарушение международных обязательств России по нераспространению ядерного оружия, допущенное бывшим премьером В.Черномырдиным

Неправы те, кто полагает, что первый наиболее разрушительный удар по престижу ООН был нанесен руководством стран НАТО. Нет, эта «честь», к сожалению, принадлежит России, точнее — бывшему премьеру В. Черномырдину и его «напарникам» по урановой сделке …
Кратко суть этого дела в следующем. Как известно, на специальной сессии ООН в 1996 г. было продлено действие международного Договора о нераспространении ядерного оружия и его компонентов. После почти месячного обсуждения многих накопившихся претензий к ядерным державам. Договор был всё же подписан, но лишь благодаря тому, что высшие представители ядерных держав, в том числе России, торжественно пообещали мировому сообществу, что ни при каких обстоятельствах не произойдет передачи ядерных материалов неядерным державам…
Несмотря на всё это и, попросту говоря, наплевав на указанные особые обязательства России перед ООН и перед миром в целом, и тем более наплевав на упоминавшиеся Рекомендации закрытых парламентских слушаний в Госдуме РФ, бывший премьер В. Черномырдин 26.02.98 подписал распоряжение о передаче Германии, — т.е. именно неядерной державе (!), — 1200 кг оружейного урана. Поясню, что этого количества достаточно для изготовления почти 100 ядерных боезарядов. Мировая общественность была этим… потрясена. Широко известна реакция именно на это со стороны Индии и Пакистана. Что же касается России, то, в частности, в денеж­ном выражении нанесённый ущерб составляет не менее 19-ти миллиардов долларов США! Можно ли такое… объяснить просто отсутствием у В.Черномырдина элементарного здравомыслия, или же это ещё один яркий факт проявления именно сверхкоррупции среди лиц ближайшего окружения Б.Ельцина? Разве это не заслуживает самого тщательного расследования?

12. Особое покрывательство урановой сделки со стороны ближайшего советника Президента Б. Ельцина — его дочери Т. Дьяченко

Существует версия, суть которой состоит в следующем. Президентом Б.Ельциным давалось лишь принципиальное политическое согласие на продажу в США самой малой доли государственных запасов оружейного урана. Но в последующем от него якобы было полностью скрыто конкретное содержание упоминавшегося на стр.1 «Соглашения…». При этом главные организаторы урановой сделки, включая лиц из самого ближайшего окружения Б. Ельцина, смогли обманным путём убедить всех «силовиков» и прежде всего бывшего тогда директора ФСК РФ Степашина С.В. в том, что все параметры этой сделки и вообще всё с ней связанное якобы согласовано лично с самим Б. Ельциным… Таким образом, самого Президента удалось попросту «подставить», а всех «силовиков» соответственно «нейтрализовать», злоумышленно используя их известные проблемы… во взаимодействии с Президентом Б. Ельциным.
Эта версия имеет многие серьёзные подтверждения. Руководствуясь этим, автор направил на имя известной Т. Дьяченко (после её назначения советником Президента) обстоятельное Открытое письмо (от 20.09.97) с дополнительным — от 05.12.97 (см. прил. стр. 53-59).
Позже из Совета Безопасности РФ поступил ответ (исх. № А21-2814 от 30.12.97) следующего содержания: «Рассмотрев по поручению Администрации Президента РФ Ваше письмо к советнику Президента РФ, сообщаем Вам, что вопрос «Проблемы утилизации высвобождаемого по конверсии высокообогощенного урана и плутония» предложен в проект Плана заседаний Совета Безопасности РФ и в проект Плана работы научного совета при Совете Безопасности РФ на 1998 год».
Из сопоставления указанного ответа с тем, что содержалось в письмах к Т. Дьяченко, т.е. с тем, что анализировалось экспертами в СБ РФ, логически можно сделать следующие выводы.
1. Указанный ответ, особо повторяю, с уведомлением о включении данного вопроса в проект Плана заседаний Совета Безопасности РФ, свидетельствует о самом главном, а именно — о достаточно серьёзном подтверждении экспертами СБ РФ исходной версии о том, что сам Пре зидент РФ в истории с урановой сделкой был действительно «подставлен» и т.д.
2. Данный автору ответ, естественно, представлен и самой Т. Дьяченко, т.е. она уже давно располагает серьёзным подтверждением версии о «подставке» Б. Ельцина, о которой ей ранее сообщалось автором. Причина её… последующего молчания подлежит особому рассмотрению.
3. Тот факт, что намечавшееся включение рассматриваемого вопроса в Планы работ СБ РФ в 1998 году было отвергнуто вначале Рыбкиным И.П., а затем и последующими Секретарями… особо свидетельствует о том, что лично сам Президент Б. Ельцин и некоторые лица из его ближайшего окружения — это, мягко говоря, далеко не одна команда… Как становится теперь очевидным, среди ближайшего окружения Б. Ельцина есть явно такие.., которым глубоко наплевать на то, что он, в частности по урановой сделке, действительно «подставлен» под будущее поистине всемирное презрение… и, вероятно, даже теми, кто ранее его называл «другом Борисом». С этой точки зрения и слишком давно происходящее… молчание Т. Дьяченко может войти в историю как особо изощрённое превышение «подвига» известного Павлика Морозова!
Таким образом, завершая краткий обзор некоторых основных направлений в необходимом окончательном расследовании урановой сделки, можно констатировать следующее.
С одной стороны, Россия действительно подвергается беспрецедентному унижению и разо рению, причём более всего — путём уничтожения и разграбления государственных запасов оружейного урана и плутония, организованного группой лиц особо приближённых к Президенту Б.Ельцину. На покрывательство этого преступления мобилизованы поистине колоссальные силы. С другой стороны, становится всё более очевидным, что назревает, по сути дела, ещё один исторический пример, из ранее известных, когда за внешне видимыми, казалось бы, колоссальными силами — на самом деле стоит всего лишь… «колосс на глиняных ногах». В данном случае это выявляется из того, что главные организаторы урановой сделки, образно говоря, стоят именно на явно ненадёжной во времени и в принципе легко разрушаемой злоумышленной лжи, повторяю, о якобы абсолютно полном согласовании всех их действий лично Президентом б.ельциным) во что, к сожалению, поверили многие… «силовики» и др. Но время действия указанной лжи уже исторически неотвратимо заканчивается. Так, подтвердит ли на сегодня Б. Ельцин, что с ним было согласовано, например, сокрытие от него, упоминавшегося в п. 7 письма на его имя, или сокрытия особо важной публикации об урановой сделки в президентской газете «Российские вести» (от 27.03.97), а также было ли с ним согласовано всё указанное здесь в 12-ти пунктах и др.? Тем самым, важнейший этап раскрытия преступной сути урановой сделки сводится к тому, кто конкретно и каким образом решится поставить вышеуказанные вопросы не перед Администрацией Б. Ельцина, а лично перед ним самим? При этом чисто по-человечески и во имя самой истины следовало бы всё же попытаться вывести самого Б. Ельцина из подстроенной в его окружении «подставки» именно его под особую историческую ответственность…
И, наконец, особого внимания заслуживают некоторые фрагменты самой предыстории урановой сделки. Для их верного представления, в дополнение к изложенному в п.7, необходимо принять во внимание, что во всем мире абсолютно все вопросы, хоть как-то связанные с ядерным оружием и, прежде всего, с его главными компонентами — оружейным ураном и плутонием — находятся в сфере наивысшего внимания, а порой и жесточайшего противоборства спецслужб ядерных держав и тех стран, которые буквально любой ценой стремятся завладеть «ядерными секретами». Наряду с известными вопросами военного применения оружейного урана и плутония, примерно три десятка лет назад началось формирование новых научно-технических направлений по использованию указанных стратегических материалов в мирных целях.
Впервые об этом высказался выдающийся ученый XX века, лауреат Нобелевской премии Гленн Т.Сиборг, возглавлявший в течение 12-ти лет Комиссию по атомной энергии США (аналог Минсредмаша СССР). Так, в 1971 г. он открыто заявил, что: «…плутоний может даже заменить золото в качестве мирового монетарного стандарта — по крайней мере, он обладает реальной внутренней стоимостью». При этом о конкретной технической реализации, высказанной Г. Сиборгом идеи, абсолютно ничего не сообщалось. Соответственно для разведывательных спецслужб многих стран мира такие работы стали предметом особо пристального внимания…
Это высказывание Г. Сиборга примерно совпало по времени с исходным формированием тематики нашего Института. Работая в то время в должности главного физика одного из объектов Минсредмаша и одновременно являясь заведующим лабораторией Института гидродинамики, а затем заведующим Отделом (созданным на правах НИИ постановлением Совмина РСФСР) при Президиуме Сибирского отделения Академии наук СССР, мне удалось в те годы найти физико-технические основы возможного практического решения, в частности, той идеи, которую высказал Г. Сиборг. Эти основы, причём в их широком применении, после положительного заключения Комитета по науке и технике СССР, были мною доложены на Заседании Президиума Совмина СССР (по представлению указанного Комитета) и получили одобрение Правительства в плане их дальнейшей реализации (см. п. VIII Протокола заседания от 12 апреля 1972 г. № 16).
Позже при официальном создании нашего Института (см. прил. стр. 71) указанные основы уже как самостоятельное научно-техническое направление по реализации научного предвидения Г. Сиборга стало вторым по порядку следования в общем перечне 8-ми принципиально новых направлений (не имевших аналогов за рубежом), особо утвержденных секретным решением Правительства (от 22 марта 1988 г. №545) в планах деятельности Института. Подробнее о судьбе этого особо важного направления работ в сфере новейших ядерных технологий, сообщается в документальных ТВ — фильмах Творческого объединения «Акцент» (см. прил. стр. 74).
В кратком изложении главная суть этого направления состоит в том, что не только плутоний, о котором впервые высказался Г.Сиборг, но и оружейный уран по предложенной автором новой технологии их применения в мировой ядерной энергетики, становятся высоколиквидными валютными ресурсами. Так, через предложенный автором приоритетный научно-технический прорыв нашей страны на мировой рынок ядерной энергетики, Россия может приобрести реальные финансовые активы в объеме, особо подчеркиваю более 10-ти триллионов долларов США. Предварительную информацию о таком стратегически важном прорыве можно получить из прилагаемых тезисов авторского доклада «Новый сверхгигантский источник финансовых средств для возрождения мирового экономического могущества России и упрочения союза стран бывшего СССР» (см. прил. стр. 67). Это давний доклад, подготовленный ещё до упоминавшихся закрытых слушаний, так что указанную в нём оценку ущерба России, необходимо удвоить, поскольку до слушаний автор именно в два раза её страховочно занижал.
Могли ли известные… разрушители нашей страны допустить такой стратегический прорыв России к обладанию действительно сверхгигантскими валютными ресурсами, каковыми теперь становятся государственные запасы оружейного урана и плутония, причём прорыв -неоспоримо приоритетный и защищаемый мировым патентным правом? Ответ очевиден.
Именно по этой причине совершённый буквально дикий разгром нашего Института с похищением всех научно-технических архивов и др. (о чём сообщается в п. п. 4,7) явно носит характерный почерк действия иностранных спецслужб. Точнее — почерк совершенно явного выполнения их поручений, причём через особо влиятельных резидентов, если учесть факты возникшего по этому делу «молчания» высшего руководства и нашей… контрразведки, и других «силовиков».
И именно в связи с этим, генерал Л. Рохлин, детально ознакомившийся с этим делом после состоявшихся (03.06.97) в Госдуме закрытых слушаний, поднял не только указанные в п. 5 вопросы, но и пошел в своём расследовании значительно далее. Так, за сутки до его убийства, в интервью «Экспресс-газете», (см. №17, 1998 г.), он заявил следующее: «У меня достаточно документов, чтобы говорить, что некоторые чиновники из администрации Президента работают на иностранную разведку. Я нахожусь очень близко к тому, чтобы обнародовать эти документы, но пока не знаю, сколько времени это займет». Времени на это… ему не дали.
Учитывая изложенное, у всех, кто уже понял истинную суть урановой сделки, не вызывает удивления тот факт, что стоило Генпрокурору РФ Скуратову Ю.И. 2-го декабря 1988 года по запросу Губернатора А. Сурикова пообещать Совету Федерации разобраться и доложить об урановой сделке, — как немедленно произошла известная реакция… президентского окружения. Разумеется, взаимосвязь этих событий искусно маскируется, а посвящённые в неё… молчат. Такое бывало уже не раз. Так, например, стоило Председателю Комитета Госдумы по безопасности В. Илюхину ещё в 1995 году официально обратиться по этому делу к С. Степашину (см. прил. стр. 24), как уже вскоре Виктор Иванович буквально переменился и без каких-либо объяснений… «затих», причём настолько, что до сих пор именно молча складывает «под сукно» все материалы и поручения по этому делу от Председателя Госдумы Селезнева Г.Н. Приведу убедительный факт. В составе выездной Комиссии Госдумы, напоминаю, по вопросам оружейного урана и плутония, т. е. по вопросам даже по своему звучанию прежде всего касающихся нацио нальной безопасности, в Новосибирск прибыли представители 5-ти профильных Комитетов, но только не самого… Комитета по безопасности. Более того, В. Илюхин продолжает «молчать», совершенно не взирая ни на итоги указанной Комиссии (см.стр.37), ни на итоги закрытых слушаний. Кто и каким образом именно в этом деле обеспечил «молчание» В.Илюхина (см. стр. 9)?
Так должен ли в этом деле только лишь один страх… подавать советы? Безусловно, нет. Но и сам разум должен, прежде всего, определить наиболее эффективные формы объединения всех истинных патриотов России… Объединения, в частности, с целью формирования достаточно мощных сил для должного ускоренного завершения того, несомненно, всё ещё опасного расследования, которое начал поистине великий гражданин России — Лев Яковлевич Рохлин. При этом, вспоминая о нем, следует правильно осознавать, что на сегодня, как говорится, не только о нем звонит Колокол. В случае постыдного забвения того дела, которому он отдал свою жизнь -Колокол может также досрочно… зазвонить и о каждом из нас, и о самой России в целом. И такое с Россией, несомненно, произойдёт, если не остановить, образно говоря, несовместимое с её жизнью злонамеренно организованное внутреннее кровотечение… с потерей Россией стратегически важнейших материалов в объёме, повторяю, более миллиарда долларов США ежедневно!
В итоге вполне очевидно, что завершение должного расследования столь крупномасштаб ного преступления на сегодня просто не по силам одному только Генпрокурору РФ, даже если таковым останется Ю. Скуратов. Действительно, сверхкоррупционерам, которые имеют свои «отчисления», особо повторяю, от ежедневно теряемого Россией миллиарда долларов США, противостоять может лишь только Федеральное Собрание России. Именно об этом автор пытался уведомить Председателя Совета Федерации ФС РФ Строева Е.С. ещё в 1997 г. (см. стр. 65).
С этой точки зрения вселяет большую надежду тот факт, что некоторые исходные материалы по урановой сделке уже были доложены членам Временной Комиссии по изучению проблемы борьбы с коррупцией СФ РФ (на её первом заседании) под председательством О.П.Королёва, и одновременно включены в планы работ аналогичной Комиссии Госдумы РФ под председательства А.Д.Куликова Остаётся надеяться на должное понимание членов указанных Комиссий и самих Председателей Палат ФС РФ, что результирующее отношение к урановой сделке — это своего рода исторический лакмусовый индикатор, по которому всё более широкая общественность и уже вскоре будет наиболее верно определять содействуют ли на деле те или иные конкретные депутаты, политики и государственные деятели истинному возрождению России или же наоборот… При этом, в дополнение к п.2, уместно напомнить, что благодаря действиям Генпрокурора РФ Скуратова Ю.И. теперь установлено, что России уже нанесён ущерб величиной более триллиона долларов США. Такова цена задержки расследования этого дела…

Афёра тысячелетия. Точку ставить ещё рано

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимания на событие, которое произошло в конце прошлой недели. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator . На борту судна – контейнеры с российским ураном…

«Сделка Гора-Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнёров»

Эта была последняя партия урана, которая направлялась в на основании заключённого двадцать лет назад российско-американского соглашения. Соглашение предусматривало поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия, и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций. Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего не слышало о сделке. Поэтому нам необходимо напомнить её историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей её истории, но также всей истории страны. Россия проиграла «холодную войну» Западу, прежде всего, . Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших . Эти же верхи продолжали «сдавать» страну и в 1990-е годы.

«Урановая сделка» – согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ и вице-президентом США А. Гором , поэтому сделку часто называют «сделкой Гора-Черномырдина». Её также называют «афёрой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности.

Фактически это была операция , которая решала сразу несколько стратегических целей:

  • одностороннее ядерное разоружение России путём лишения её запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;
  • нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);
  • лишение России колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путём. Многие российские и американские СМИ стремились представить её, как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд . долл. Между тем, стоимость указанного объёма высокообогащённого урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объём оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить спокойную, мирную жизнь и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счёт российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счёт урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами ещё в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов.

Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд . долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побеждённые нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побеждённой Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 млрд . франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побеждённая в Первой Мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 млрд. золотых марок .

Сумма, конечно, громадная, она эквивалентна примерно 100 000 т золота. По нынешней цене «жёлтого металла» получается около 4 трлн. долл. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на девять десятков лет (с перерывами; в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно семи десятков лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилось в 20 лет (причём, большая часть урана была поставлена в США ещё в 1990-е годы).

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она, в нарушение российского законодательства , не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х гг. ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств её заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определённых из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина, расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики. И даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в . Среди них, например, легендарный генерал Л. Рохлин , Генеральный прокурор Ю. Скуратов , депутат Государственной думы .

Во-вторых , нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и её политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные «грабли». Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть

НА ФОНЕ раскручивающегося в Вашингтоне скандала вокруг соглашений США и РФ по Ирану, заключенных в 1995 году тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом Альбертом Гором, в ходе которого все претензии адресуются нынешней американской администрации, не говорится ничего о тех потерях, которые понесла в результате сделки Москва. А они огромны - только измеряемая в денежном эквиваленте часть оценивается экспертами на сумму около четырех миллиардов долларов, из которых 2 миллиарда - потери вследствие срыва уже заключенных с Тегераном контрактов и еще 2 миллиарда - по контрактам, находившимся в стадии проработки и свернутым вследствие договоренности Гор-Черномырдин. Не стоит забывать и об упущенной выгоде в результате принятия Россией обязательств не развивать с Ираном сотрудничество по определенным направлениям.

"НГ" стали известны некоторые аспекты сделки пятилетней давности в рамках комиссии "Гор-Черномырдин", о которых, возможно, преднамеренно умалчивают источники в ЦРУ США и конгрессе, снабдившие газеты "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон таймс" информацией, на основе которой и стало известно общественности содержание закулисных переговоров сопредседателей Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. Проведенный анализ позволяет сделать вывод не только о пагубности для России взятых ею обязательств в меморандуме от 30 июня 1995 года, но и о возможности пересмотра этих договоренностей, которые вытекают из пункта 5 и 7 самого этого документа.

Как известно, в соответствии с российско-американскими договоренностями, оформленными в меморандуме Гор-Черномырдин, Россия обязалась завершить выполнение всех своих контрактов с Ираном по поставкам вооружений и военной техники (ВВТ) и оказанию услуг военного назначения до 31 декабря 1999 года и впредь не заключать новых. Что же касается обязательств России перед Ираном, то они базируются на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва обязалась поставить Тегерану такие ВВТ, как самолеты МиГ-29, Су-24-МК, подлодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2.

Стоит напомнить, что согласно американскому законодательству (Закон о нераспространении оружия в отношении Ирака и Ирана и поправки 1996 года к Закону о помощи иностранным государствам 1992 года) эти контракты уже были достаточным основанием для введения санкций против России со стороны США, на что сейчас и делают упор критики Альберта Гора, обвиняя его фактически в попустительстве экспорта вооружений в страну, входящую в госдеповский список государств, поддерживающих терроризм. Для России же суть проблемы состоит вовсе не в оценках американскими дипломатами террористического потенциала того или иного государства. К 1995 году возникла проблемная ситуация, которую Москва и Вашингтон должны были как-то разрешить: поставки в Тегеран российских ВВТ стали одним из основных раздражителей в целом хороших отношений РФ и США. Поэтому-то и возник компромисс, при котором на уступки пошли на первый взгляд обе стороны. Формально заключение договоренности Гор-Черномырдин противоречит и российским, и американским интересам. Но если для США потери лежат в основном в юридической плоскости, то для России - в сфере экономики.

Москва не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты - 31 декабря 1999 года. Теперь вопрос о завершении их выполнения повис в воздухе. Помимо этого РФ вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к ВВТ, которые она согласно российско-иранским договоренностям должна поставлять до 2011 года. Что касается возможных закупок, к которым Тегеран проявил интерес (крупные партии комплексов ПВО С-300, ПЗРК "Игла", военно-транспортных вертолетов Ми-17, штурмовиков Су-25, РЛС "Гамма", "Каста" и др.), то их ориентировочная стоимость также приближается к двум миллиардам долларов.

Интересно проследить и динамику событий, приведших к заключению сделки между Черномырдиным и Гором. Напомним, что скандал в треугольнике Москва-Вашингтон-Тегеран возник несколько раньше, чем датируется меморандум Гор-Черномырдин. 10 мая 1995 года в ходе визита в Москву президента США Билла Клинтона Борис Ельцин был вынужден публично признать, что в контракт на строительство Россией АЭС в иранском городе Бушер была включена и военная компонента, которую в итоге президенты договорились убрать из контракта. Речь шла о поставке в ряду других единиц оборудования центрифуги, с помощью которой иранцы, возможно, намеревались получать материалы для создания ядерного оружия. Стоимость центрифуги - 500 миллионов долларов - составляла половину суммы всего контракта. Тогда Клинтону фактически удалось выкрутить Ельцину руки и сорвать сделку, по крайней мере наполовину. По данным "НГ", Ельцин был вынужден аннулировать поставку центрифуги в Иран после того, как Клинтон продемонстрировал ему копии конфиденциальных российско-иранских соглашений, попавших в руки американских спецслужб.

Примечательно еще одно обстоятельство: сразу после заявления Ельцина об отказе России поставить центрифугу в Иран, высокопоставленный российский дипломат, хорошо осведомленный о сути коллизии, сказал корреспонденту "НГ", что американцы не остановятся на полпути и постараются добиться большего. Он также добавил, что проект этой российско-иранской сделки будет рассмотрен в комиссии "Гор-Черномырдин". (см. "НГ" # 80 от 12.05.95). Так все и произошло. Американцы, пойдя на некоторую сделку с "совестью" - внутренним законодательством, смогли в дальнейшем нанести еще более существенный ущерб контактам между Москвой и Тегераном не только в сфере ядерной энергетики, но и в области военно-технического сотрудничества. Поставив на саммите в мае 1995 года Ельцина в положение оправдывающейся стороны, американскому руководству достаточно легко удалось добиться уже от Черномырдина гораздо больших уступок, чем, возможно, планировалось изначально.

Сегодня, когда стали известны подробности договоренности Гор-Черномырдин, события весны-лета 1995 года в российско-американских отношениях воспринимаются как звенья одной цепи: мощная атака Клинтона на саммите, возможно, и привела в итоге к "добровольным" ограничениям, взятым на себя Москвой, на сотрудничество с Ираном.

Примечательно, что бурную реакцию вся эта история вызвала не только на Капитолийском холме, но и на Охотном Ряду. Вчера Госдума поддержала инициативу депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова пригласить в Москву американского сенатора Кристофера Кокса, якобы обладающего сведениями "о коррупционных связях вице-президента США Альберта Гора с российским руководством". Но если связи Гора фактически привели к реализации национальных интересов США (пусть формально и с возможным нарушением внутреннего американского законодательства), то действия Черномырдина в части заключения договоренности по Ирану вызывают гораздо больше вопросов с точки зрения уже российских интересов.

В принципе исправить положение можно. На это, как уже отмечалось выше, указывает пункт 5 меморандума, из которого вытекает возможность пересмотра обязательств сторон при изменении политической ситуации в Иране. Фактически эти изменения признали и президент Билл Клинтон, и госсекретарь Мадлен Олбрайт. Соответствующие заявления делались Вашингтоном и после победы реформаторских сил на выборах в Иране, и после частичного снятия санкций США с ряда иранских товаров, и после "Саммита тысячелетия". Появляется информация, что и другие страны - партнеры по Вассенаарским договоренностям (экспортный контроль) - в том числе западноевропейцы - пересматривают свои подходы к Тегерану. В этом случае уже пункт 7 меморандума Гор-Черномырдин предполагает возможность пересмотра обязательств. При этом стоит указать и на то, что и у России есть свои претензии к США относительно несоблюдения Вашингтоном обязательств по меморандуму: США не предотвратили несанкционированных передач американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к России. Вашингтон по-прежнему препятствует доступу РФ на рынок высоких технологий и активно использует принцип двойных стандартов в конкуренции, по существу, нацеленной на вытеснение Москвы с мировых оружейных рынков.