Внеклассное мероприятие по краеведению "экологический календарь ненцев". Народный календарь аборигенов как зеркало хозяйственно-культурной деятельности народов Ориентировка на местности и календарь ненцев

В центре национальных культур собрались представители ненецкого народа. Председатель клуба «Ясавэй» Валерий Езынги тепло поздравил собравшихся с Новым годом по-ненецки и пожелал всем здоровья, успехов, удачи и счастья. О том, как в старину ненцы встречали Новый год на севере Ямала, рассказала писатель Нина Ядне.

В древние времена в конце января - начале февраля ненцы по своему экологическому календарю встречали Новый год (Едэй По). После долгих тёмных месяцев люди в тундре наблюдали за появлением солнца. И если на горизонте чуть-чуть вставало солнце (на уровне толщины хорея) и наступал Лимбя Иры (месяц Орла), то по стойбищам сообщали о том, что пора собираться на священное место Нгэв-Седее, которое находится далеко на полуострове Хынгарте. Люди вставали рано, встречая молодое солнце в своих стойбищах, отлавливали самых лучших оленей в упряжки, на нарты погружали молодых оленят. А женщины собирали в дорогу самые вкусные продукты, котлы, посуду и готовили подарки для идолов и хозяина священного места. В глубокой древности это крупное священное место принадлежало роду Ядне, а более века назад туда стали приезжать и представители всех родов ненцев, живущих по обе стороны Обской губы.

Люди трижды водили свои упряжки вокруг огромной сопки по направлению солнца, а потом выгружали молодых телят для жертвоприношений, продукты и всё необходимое для праздника. Но сначала мужчины и подростки поднимались на вершину Нгэв-Седее, чтобы повязать ленточки с колечками, платки женские, шапки и другие подарки, прикрепляя их к большим шестам или на самих сядэев (деревянных идолов), а вторую ленточку люди приносили и потом везли домой, она считалась освящённой и оберегала семью от злых духов, приводила удачу в чум.

Потом привязывали телят друг к другу одной верёвкой и душили, взывая при этом к хозяину Нгэв-Седее о помощи: чтобы олени были здоровыми, чтобы несчастья обходили семьи стороной, чтобы всегда была удача. А когда разделывали оленей, то каждый отрезал кусочек оленьего уха. Макал его в кровь, поклонившись Нгэв-Седее три раза, поднимался, чтобы помазать кровью свои амулеты, колечки, платки и обязательно помазать кровью личины сядэев (идолов)…

Совершив все действия, люди принимались за трапезу. Все поворачивались к солнцу, которое было уже на высоте полёта Лимбя (Орла), и радовались, ожидая в скором будущем исполнения всех желаний (каждый загадывал своё желание молча). Ели айбат, иногда выпивали огненную воду. Женщины хлопотали по хозяйству, готовили еду, варили мясо, кипятили чай. Они не имели права подниматься на священное место. И только тогда, когда женщина становилась старой, ей иногда разрешали подняться на какую-то высоту, но не на самый вверх.

Все поздравляли друг друга с наступлением Нового года, смотрели на вершину сопки, где возвышались тысячи оленьих черепов с ветвистыми рогами, из-за которых не было видно неба… Лишь поздно вечером уезжали со священного места с надеждой на лучшие времена. Письменности у ненцев долго, до середины прошлого века, не было, но все обычаи и традиции передавались устно из поколения в поколение.

В наше время в тундре нет ёлок, но люди выходят из положения: находят небольшое дерево, наряжают его игрушками, накрывают столики, дарят детям и друг другу подарки, ездят к родным в соседние стойбища, желая здоровья, удачи и счастья друг другу. И на встрече клуба «Ясавэй» в центре национальных культур все тоже попытались повторить эту часть ритуала, о котором рассказывала Нина Николаевна: вышли на улицу и повязали ленточки с амулетами на берёзу. А потом угощались строганиной из свежемороженого мяса и рыбы, пирогами, разными угощениями и пили чай.

Люди говорили на своём языке, пели древние и современные ненецкие песни, каждый вспоминал свою тундру и детство… Дарили подарки другу другу с добрыми пожеланиями.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

«Экологический календарь ненцев»

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

Экологический календарь

«Носинвадалва» - Ноябрь

«Нюдя пэвдей» - Декабрь

«Нгарка пэвдей» - Январь

«Лимбя цры’» - Февраль

«Яра иры» - Март

«Сие ниць’» - Апрель

«Ты ниць» - Май

«Мангты иры» - Июнь

«Ненянг иры’» - Июль

«Пилю” иры» - Август

«Вэба’ иры» - Сентябрь

«Хор” иры» - Октябрь

Беседа «Экологический календарь ненцев».

Цель: Воспитывать любовь к своей Родине, краю. Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Задачи:

Учить воспитанников любить и знать свой край;

Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему, что нас окружает;

Обогащать словарный запас.

Ход занятия

Экологический календарь ненцев (тундровая зона Ямала).

Свой экологический календарь ненцы составили в далёкие времена, в общении с природой руководствуясь прежде всего принципами целесообразности, защиты и сохранения её богатств на долгие годы для человека, птиц, животных и зверей. По ненецкому экологическому календарю названия отдельных месяцев неоднозначны, в чём нетрудно убедиться беседуя с представителями разных регионов тундры и лесотундры. Календарный год у ненцев имеет традиционное деление на четыре периода: зима, весна, лето и осень. Каждый из них в старину рассматривался как целый год. И этому есть объяснение, принимая во внимание жизнь качующего народа, которому постоянно приходиться быть один на один с суровой природой. В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, учитывая циклическую завершённость каждого периода. И всё же традиционно началом календарного года следует считать зиму.

«Носиндалва» - «Месяц начало охоты на песцов». Это начало календарного года у ненцев, точка отсчёта нового этапа жизни. значение этого слова включает в себя не только название месяца – ноября , но и весь период охоты. «Носиндолва» как традиционно сложившийся сезон охоты охватывает время с ноября до середины февраля. Наиболее распространённым видом охоты всегда был таларава – способ загона зверей в круг из запряженных легковых нарт (10 и более) на ровной площадке льда или в низине тундры. кроме таларавы, почти каждый мужчина ставил капканы и деревянные ловушки. охота за пределами сезона «носиндолва», когда мех становился некачественным, расценивалась как браконьерство. ненцы, имеющие достаточное поголовье оленей для ведения длительных перекочёвок, в декабре – январе переправлялись за обь для ведения торговых обменов с ханты, коми – зарянами и обдорскими купцами. В период «Носиндалва» люди заняты не только охотпромыслом – они выполняют много других практических дел. Прежде всего, опытные охотники и оленеводы передают накопленный опыт молодым.

«Нюдя пэвдей» - «Месяц малой темноты» (часть ноября и начало декабря ).

До наступления утренней зари по указу «компаса» – созвездие «Большой медведицы» – мужская колотушка старшины стойбища уже стучала по настилам – сиденьям (хан’ лата) ещё ненагруженных нарт. По древним преданьям, эти стуки были сигналом подъёма для всего стойбища. После первого завтрака разбирались в чуме постели, которые вместе с домашней утварью дети и взрослые складывали рядом с нартами, затем женщины аккуратно укладывали всё в нарты и надёжно упаковывали их для дальней кочевки. Разобрав по привычке умело и быстро чумы, перевязав укрытые нюками нарты с постельными принадлежностями и т. д. начинают сбор ездовых оленей. Общая протяжённость путей кочевий может измеряться десятками, сотнями километров. Как уже упоминалось начало перекочёвки за Обь, совпадало с наступлением «Месяца малой темноты». На помощь им всегда приходили извечные верные ориентиры в пути – отблеск солнечного света и лука, сугробы, образованные последним направлением ветра и другие приметы. Многовековой опыт оленеводов показывает, что в период «Малой темноты» олени как бы помогают хозяевам – они стараются находиться ближе к чумам, людям.

Незаметно подкрадывается и «Месяц большой темноты» - “Нгарка пэвдей” . Он охватывает часть декабря и января . Этот период издавна является временем забот об олене. Люди тундры встают очень рано в 5-6 часов. Верным ориентиром в просторах тундры служит Полярная звезда, которая в эти часы всегда ярко светит с левой стороны вечернего заката. А те, кто перекочёвывает в таёжную зону Ямала, «Месяц большой темноты» встречает в уютной, ягельной тайге, где оленям хватает ягеля. Здесь жителю тундры дел хватает до самого конца пребывания в тайге, до перекочёвки в родную тундру, до конца марта и начала апреля. (“Яра’ иры’” и “Сие ниць”).

Тайга щедро одаривала тундровиков строительным материалом для изготовления нарт, хореев, шестов для каркаса чума, циновок и пола для зимнего чума. Вековые ели манили детей и взрослых запахом ароматной серы смолы – “хадэ”, которая всегда служила целительным лекарством от зубных и желудочных болей. Из древесины обветшавших и трухлявых деревьев северяне издревле приготовляли нявэй – гигиенический порошок для обновления мездры кисов и рукавичек – нгоба из оленьих кампусов.

« Месяц большой темноты » пролетал как одно мгновенье: люди не успевали оглянуться, как на макушки высокий деревьев, на вершине уральских гор, а в тундре – наконец вертикально воткнутого в снег хорея уже садился круглый диск долгожданного солнца. Это означает, что наступил «Месяц орла» – “Лимбя’ иры” – февраль . Почему он так именуется? Давая такое название месяцу, ненцы рассуждали так: после долгой спячки солнце порхает над верхушками деревьев, гор и т. д. В такие дни олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты – яра.

В феврале и начале марта люди перекочёвывают в те места, где много ягеля, чтобы олень не был голоден и не уходил далеко от жилища хозяина.

Наступает месяц второго периода года – весны, который называется “Яра - иры” – месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора – пантов (март ). Другое название этого месяца говорит само за себя - «Месяц поворота года». «Чумы становятся на старые чумовища» . В это время года дети любят играть в ярколава – поимку “оленей” из только выпавших рогов. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны – признак самозащиты, они так тепло и энергию для жизни. Это время года благоприятно действует на больных и старых людей, которых покидает хворь. Они вместе с детьми все погожие дни проводят на свежем воздухе. В самый полдень солнечного марта можно услышать чириканье снегирей. Под весенними лучами солнца ликует и народ, ожидая обновления в природе, оленьем стаде…

Тундровой народ спешит по весне переправиться через широкую Обь к родным берегам – каждый знает, что вот – вот может разродиться любая важенка вдали от Ямала. Ннцам хорошо известно, что за “Яра’ иры” наступит “Сие ниць’ ” – «Месяц обманного отёла» (Апрель ).

Рождение первого оленёнка – это удивительное явление и торжество в семьях, в оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, даже ездовые олени норовят его понюхать. Хозяева тундры продолжают приучать к упряжке передовых хабтов, хабторок. Опытные пастухи дают уроки молодым в ведении хозяйства. Каким бы ни был “Сие ниць”, тундровики должны спешить к привычным местам стоянки в весеннюю пору в родном краю. Они по многим приметам знают, что скоро наступит “Ты ниць ” - «Месяц отёла оленей» (Май ). Уже можно услышать нгыера – конюка, прилетевшего к местам весеннего выпаса оленей. Чем питается эта ранняя птица в эту пору – известно только ей.

Ты ниць” – май многоголосистый. Этот месяц очень трудный для оленеводов, поэтому к предстоящему выпасу важенок в период массового отёла, оказанию им помощи в защите и выхаживании младенцев всё стойбище готовится заранее. Нагрузка на пастухов ложится огромная: в течении 20-30 дней в больших стадах ежесуточно рождается 20-40 оленят. Оленеводы выбирали места (для выпаса важенок), защищённые от ветра и т. д. “Ты ниць”, при всех сложностях работ и множестве забот об оленях, является радостным периодом в жизни тундровиков. Этот месяц имеет несколько дополнительных названий: “Ты” саполана” – “точно угадываемый оленями ”, “хохорэй иры” – «месяц прилёта первых лебедей» и др. В это время года тундра полна весёлого разноголосья – молодые оленята звонко голосят: “ав – ав - ав”! А их матери – оленихи призывно откликаются “о - о - о”! И куропатки постоянные жители тундры наполняют тундру своеобразным многоголосьем: “ Пе –пепе –пе! Кабэв, кабэв и т. д. Ня ‘ - вы ” - ня ‘ - вы ”.

Вновь и вновь человек Севера идёт навстречу трудностям во имя жизни на своей земле. В этом коротком сезоне года работы хватает всем. Мужчины заканчивают недоделки на новых нартах. Женщины готовят к лету и будущей зиме покрышки чумов и одежду. Вот теперь настало время уделять самое пристальное внимание птицам и оленятам позднего отёла. Наступили приметы последнего месяца весны – “Мангты” иры” – «Месяца гнездования птиц» (Июнь ). Он тоже имеет несколько названий: “Нядэ” иры” – «Месяц оленят позднего отёла», “Нявды” иры” – «Месяц незаконнорожденных оленят» от телеваженок, которые не должны были в этом году иметь потомство. Выживших оленят от такой важенки издавна рассматривали как дар природы, посланный кому – то из членов семьи на счастье и радость. Июнь – это время погожих дней. Все жители стойбищ их проводят большей частью вне чума, с утра до вечера – женщины просушивают зимние вещи и одежду, нюки, чинят их. После этого их вновь упаковывают на две нарты, установленные друг к другу задними концами полозьев. Вместе с вещами оставляют и не портящиеся продукты, хорошо провяленную рыбу, проваренный рыбий жир. Традиции не должны нарушаться до тех пор, пока существует качевой образ жизни и древнее рентабельное хозяйство – оленеводство. О конце весны и начале лета сигнализирует первый звук “скрипки” комара, который подсказывает, что начинаются тревожные дни и ночи для людей и оленей – наступает “Ненянг”, иры” - «Комаринный месяц» (Июль ). В первую же ночь этого месяца спокойный сон жителей стойбища вдруг прерывает сильный топот и рычание оленей, кружащихся у чумов. Дети и взрослые должны быстро вставать и разводить дымокуры, за короткий срок дым успевает отогнать комариную стаю, дать отдых оленям. Пастухам и всем жителям стойбища приходиться жить суетной жизнью, без отдыха в самую комариную пору месяца «Неняну иры». В эти же дни может добавится забот и рождение нядэко – оленёнка позднего отёла, в борьбе за жизнь такого оленёнка самое активное участие принимают дети и женщины. Наиболее сложный период своего младенчества слабый оленёнок проводит в чуме и поэтому для него первый этап испытаний и проверки на выживание – период гнуса – является не таким опасным. Этот период календарного года является крайне опасным, трудным и ответственным для всех. Природа подвергает людей и животных решительным испытаниям: маленькое на вид существо – комар может причинить жестокое страдание, о чём сложено немало легенд и рассказов очевидцев. Однако мудрая природа решает всё разумно: сильным дарит жизнь, слабых превращает в прах. В конце июля и в начале августа наступает ветреная прохладная погода: в течении 70-ти дней получают отдых люди и олени. Но вскоре животное, выжившее в комариную пору и победившее её стихию, вступают вместе с человеком в новую борьбу. На смену комарам приходят оводы и мошкара. И месяц август называется “Пилю иры” – «Месяц оводов». В это время олени не находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся, похожие на лепестки тундровых цветов, бархатисто – жёлтые оводы. С наступлением “Пилю иры” в тундру погожие, тёплые и ласковые дни. Стоят последние долгие и светлые дни года: рано по утрам вместе с ранней зарёй встают хозяйки стойбища и принимаются за работу – выделку шкур, берутся за шитьё одежды и обуви для зимы. Сначала шьётся одежда и обувь для мужчин и детей, а уж потом и себе. С наступлением полнолуния в августе животные успевают полностью вылинять – снять со шкуры прошлогодние ворсинки. В конце августа овод доживает свои последние дни. Однако время испытаний на прочность и выносливость всего живого ещё не пришло. Кроме оводов оленей и людей одолевают самые маленькие насекомые – мошкара – нибярё. Мошкара, хотя и не велика размерами, но постоять за себя может. Не зря о ней сложен миф о том, как самый великий повелитель верхнего мира – Нум’, посылающий на землю невзгоды и болезни, решил отправить к людям самого маленького «зверька» – мошку, которая может неистовствовать на земле долго, до настоящих заморозков перед зимой. Наконец наступают сильные заморозки, предвестники первого снега – начало зимы. Теперь оленям становится спокойно и просторно в тундре. Только перелётным птицам здесь неуютно, поэтому они собираются большими стаями и улетают в тёплые края.

Наступает “Вэба’ иры” – «Месяц листопада» (Сентябрь ). Он стеллит на землю разноцветные, нарядные ковры увядающей растительности тундры. Этот период северяне называют временем закладки корней – основ новой жизни: растение прочнее и глубже пускают в почву свои корни, а у людей места летних кочёвок, стоянки сёрець’ и чумовища будут отдыхать до новых встреч в следующем году весной и летом.

Близится брачный месяц “Хор” иры” – «Месяц быков» (Октябрь ). В это время года пора подрезать передние ответвления рогов у сильных быков, чтобы не изувечили друг друга. В это время можно и провялить мясо для питания во время долгих кочёвок к местам стояния для зимних нарт. Спокойный выпас с редким обращением к помощи собаки, использование свиста и обычных настораживающих окриков («Кохов – кохов», «хэй хать - хэй хать», «хэхэй – хэхэй»), а также поимки без нервозности помогают животным набирать вес, способствуют поддерживанию брачных отношений между ними. Оленеводы рассказывают случаи, когда при неосторожном окарауливании и неумелом пользовании помощью собак может выявиться группа молодых хоров, которые отделяют от стада важенок и уводят далеко за пределы пастбища. Это случается, как правило, к концу брачного месяца – очень опасного периода. Его в народе называют таналуй – угонный. В конце октября брачный гомон прекращается и не слышно звуков улетающих на юг птиц. На душе печально и радостно от того, что всё это вновь повторится…

Кончается октябрь – ” Хор’ иры” – «Месяц любви оленей и добрых надежд людей». А впереди «Носиндалва» – “Месяц, с которого начинается новый круг жизни, Новый год по ненецкому экологическому календарю».

Литература:

1.Няруй Н.В., В. М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков» Научно методическое пособие для родителей и педагогов, С-П, 2003г.

2.ОкотэттоЕ. Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. С -П., 2002г.

3.Рудченко Л.И. «Технология» 1 класс для преподавателей поурочные планы.

4.Самойлов Е.Н. «Сказки народов Севера», филиал издательства «Просвещение» 2002-134с.

5.Издательство «Учитель - АСТ» 1и 2 части. Волгоград 2005г.

6.ФришманИ.И. «Методика работы педагога дополнительного образования», М: Академия,2001г.

Специфические особенности природной среды обитания, кочевой образ жизни и абсолютная зависимость от сил природы коренных народов Севера способствовали формированию собственного экологического календаря.

В основу народного календаря природы легли смена времен года, цикличность природных явлений, а также хозяйственных и промысловых занятий.

Продолжительность месяцев и периодов календарного года в традиционном календаре ненцев не одинаковы. При определении времени года большое значение для ненцев имеют долгота дня и ночи, наступление дождливых дней и морозов, расположение звезд, солнца и луны на небе и т.д.

Вся жизнь людей подчиняется ритму, в котором живет природа. На протяжении веков все их традиционные занятия связаны с животным и растительным миром тундры. Поэтому не случайно названия месяцев оленеводческого календаря связаны с годовым циклом жизни оленя и теми явлениями природы, которые имеют существенное влияние на оленеводство.

Началом календарного года у ненцев следует считать зиму. К этому времени жители тундры, животные и окружающая природа прошли все трудные испытания: время отёла, переправы через бурные весенние реки, комариная пора, период оводов, брачный сезон оленей и вновь переправа теперь уже через осенние реки.

Этот период года называется временем глубокого снега. Это время относительного покоя, стабильности, чума подолгу стоят. Оленеводы перевели стада оленей на зимние пастбища и находятся в это время в крайних южных точках своих маршрутов. Мужчины охотятся на песцов, лис, куропаток. В это же время пастухи делают заготовки для нарт: полозы, копылья, вязы, нащепы, доски. Заготавливают материал для чумовых шестов, хореев, половиц. У женщин в это время много времени занимают заготовка воды и топлива. Новых вещей, как правило, в это время не шьют, световой день очень короток, занимаются необходимым ремонтом.

Январь у ненцев получил название — месяц орла. Существуют разные версии того, почему январь получил именно такое название. Одна из них такая: после долгой спячки солнце, словно орел, парит над деревьями и вершинами сопок. В тундре это время самых сильных морозов. Резкие порывы морозного ветра обжигают лицо, прерывают дыхание, но тундровики выработали надежные способы, которые помогают ориентироваться на снежной равнине. Случается, что путники попадают в сильную метель, в таких случаях о непогоде говорят так, вытянутой руки не видать.

Вслед за январем приходит февраль – месяц освобождения самцов от оснований прошлогодних рогов. В февральские дни у оленей на месте будущих рогов образуются наросты.

Относительно зимы у ненцев существует целый ряд примет. Например, если северное сияние раскинулось посередине неба – это к плохой погоде, а если оно на северной стороне – к хорошей. Ухудшение погоды, метель предвещают собаки, валяющиеся на снегу, и олени, которые, сгруппировавшись, лежат в одном месте.

Вслед за февралем приходит март – время ясного неба и снежной слепоты. Месяцем поворота года считался март или месяцем появления рогов у оленей. Есть у марта и другое название по’ вадрабцо ирий (месяц поворота года). Тем самым подчеркивается, что в это время в жизни природы и людей происходят заметные изменения.

В это время олени особенно подвижны к вечеру, после захода солнца, так они сохраняют тепло, набирают энергию для жизни. Мужчины, заметив среди прирученных оленей подходящих для передового в упряжке, начинают его тренировать именно в эти дни. В этот период времени оленеводы производят ремонт нарт, упряжи, снаряжения. Делают из дерева различные заготовки, заготавливают дрова, увязывают нарты с грузом, которые надо будет транспортировать к местам отела.

Апрель ненцы называют — месяц обманного отела. В апреле в оленеводстве заканчивается зимний сезон. После 7 апреля – Вороний день начинается время снежного наста, время дальних дорог. С началом апреля под пригревающими лучами солнца верхний слой снега начинает подтаивать, а ночью мороз его вновь замораживает. Так образуется плотная корка снега (наст), благодаря которой оленеводы совершают длительные переходы от мест зимовок к местам отела важенок.

В конце апреля в стадах появляются первые телята. Появление первого олененка связывается с наступлением весны, поэтому его рождение – это удивительное явление и торжество в семьях и в оленьем стаде. Первый олененок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут лишить его самого дорогого – жизни. Так бывает, если он не сумеет встать на свои тоненькие ножки по истечении суток. Но обычно первый олененок – дитя сильной, молодой важенки противостоит злым натискам природы и проказам весны.

Май ненцы называют месяцем отела оленей. Кругом еще снег, еще дуют сильные ветры со снегопадами, часты морозы, но в это время идет массовый отел оленей. Есть приметы, связанные с весной и рождением оленят. Если первым в стаде родится теленок – важенка, то олени будут здоровые, будет хороший год, а если бычок – будет много рыбы.

Весной перед отелом оленей пастухи стараются достичь отельных мест. Как правило, каждый оленевод выбирает для этого особенно приглянувшиеся ему и его оленям пастбища: где под берегами можно укрыться от ветра, где гуще подснежный травостой и обильны проточные воды. В этот период оленеводы отходят со стадами на приречные болота, где растут лучшие кормовые травы: трилистник, морошка, осока. От отела зависит благополучие всего года. Хороший прирост стада — знак правильной жизни.

После 21 мая в тундре начинается поздневесенний сезон – время большой воды. Прилетают птицы, набухают почки, пробиваются листва и первоцветы, оживают и вылетают насекомые, нерестится рыба, линяют пушные звери…. Все вмещается в пору природного возрождения. Мужчины охотятся на гусей и уток. Женщины шьют, ремонтируют и просушивают зимние вещи прежде чем их сложить их в специальные сани для хранения. Затем эти сани оставляют на сухих, высоких местах, открытых всем ветрам.

Наступает июнь — месяц гнездования птиц. Тундра в это время наполнена разноголосыми криками и песнями птиц. Все живое полно заботы о продлении рода. В июне телятся последние важенки. Иногда случается так, что оленята остаются без опеки матери, таких оленят выхаживали и ни в чем им не отказывали, не забивали ни в коем случае.

Июнь для оленеводов является временем относительного спокойствия, когда завершается отел, открываются из-под снега пастбища и еще не докучают комары. Подрастающие телята уже способны бегать в стаде. Это время весенней рыбалки – рыба в это время хорошо ловится в местах, освободившихся ото льда.

С 12 июля в тундре начинается лето. Июль — это тревожное время для людей и оленей, ещё он называется комариный месяц. С раннего утра до позднего вечера звучит несмолкаемый многотысячный комариный «хор». Считается, что до 2 августа убивать комаров нельзя, взамен каждого убитого будет послана тысяча. Поэтому традиционно для спасения оленей от комаров применялись не убивающие, а отпугивающие средства. например, разводили и поддерживали дымокуры. В этот месяц оленеводы содержат оленей в местах богатых зеленью, хорошо обдуваемых, с наличием водопоев, транспортная эксплуатация оленей сводится к минимуму.

В начале июля пастухи пристально следят за приметами лета: для оленевода сильный летний ветер, даже с дождем, представляется хорошим, поскольку он избавляет оленей от комаров и зноя. Тихая погода для оленеводов оказывается сущим адом из-за обилия комаров. И вообще оленевод считает хорошей погодой не ту, что приятна ему самому, а ту, что полезна его оленям.

Август ненцы называют — месяц оводов. В этом месяце олени не находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся оводы. По ненецким обычаям их разрешается ловить и уничтожать, чтобы уменьшить их количество, причем при этом нужно обязательно отрывать их головы.

2 августа в тундре отмечают праздник – средина лета, к этому времени стойбища оленеводов находятся на морском побережье. Считается, что к этому времени нужно возвратить все долги, вернуть своих оленей. Для этого оленеводы объезжают стойбища соседей, собирая своих оленей прибившихся туда из-за непогоды и других причин.

Конец июля — август месяц забоя оленей на шкуры для пошива одежды. После 19 августа — День самцов оленя — у оленей прекращается рост рогов и с них начинает сдираться бархатистая кожица, покрывающая рог. Олени сами стремятся ускорить чистку рогов от кожицы, для чего они трутся рогами о кусты. Первыми начинают чистить рога взрослые самцы, за ними молодые самцы, яловые самки и последними важенки с телятами.

19 августа заканчивается тундровое лето и наступает осень, а вместе с ней время перекочевок на зимние пастбища. Во время кочевки олени «умышленно» стараются расширять пастбища с обильным кормом, оставляют на пути движения огромные участки земли, богатые ягелем, нетронутыми. Этим они как бы заботятся о завтрашнем дне не только для себя, но и для других, кто пойдет вслед за ними.

Наступил сентябрь — месяц очистки рогов. В это время у северных оленей начинается массовый гон. Между самцами нередко возникают стычки.

Еще недавно расцвеченная цветами радуги тундра начинает блекнуть: отмирают наземные части всех растений, осыпается листва с деревьев и кустарников, хвоя с лиственницы. День за днем льют осенние затяжные дожди. С каждым днем холоднее. Осень царствует в тундре.

Октябрь ненцы называют — месяц хора. Северные олени покидают открытые тундровые пространства. Звери сменили летний наряд на зимний. Волос стал длинным, крепким, подшерсток густой и плотный; да и цвет изменился. В октябре начинается период утраты рогов оленями.

По отросткам на рогах определяется возраст оленя. По росту рогов ведется счет годового времени. Не случайно среди сезонов и месяцев отмечаются периоды: чистки оленями рогов, потери рогов оленями самцами, прорастания рогов.

В октябре оленеводы примечают: если на мерзлую землю упадет дождь, то осень будет долгой. Если птицы летят высоко – к снежной зиме и глубокому снегу. 14 октября осенний сезон заканчивается и начинается первая половина зимы – время установления зимних дорог. В это время начинается ледостав, земля покрывается первым снегом, что значительно облегчает перекочевку оленьих стад на юг. Причем снег помогает не только при передвижении, но и при окарауливании стада. На контрастном белом фоне легче заметить отбившегося оленя.

Затем следует — месяц малой темноты – ноябрь. В это время олени как бы помогают хозяевам: они стараются находиться ближе к чумам, людям. Дни короче, ночи длиннее. С каждым днем все холоднее, на реках и озерах наращивается лед. С установлением прочного льда приходит время зимней рыбалки. Мужчины делают проруби и пропускают через них сети, добывая рыбу.

Декабрь ненцы именуют — месяц большой темноты. На тундру опускается полярная ночь. С каждым днем мороз нарастает, на реках и озерах лед становится толще. Оленьи стада на зимовку откочевали к югу. Последний день месяца большой темноты завершит год. Бесконечен круг природы, как бесконечен путь ненцев-кочевников.

Ненецкий народ задолго до возникновения такой науки, как экология, достаточно успешно решал вопросы своего бытия в согласии с природой. На протяжении веков ненцы не несли никакого урона природе. Из поколения в поколение передавались традиции бережного отношения к окружающему миру. Ненец никогда не брал от природы больше, чем необходимо для пропитания и одежды, потому что жили не только сегодняшним днем, а думали о своих потомках. Было бы очень хорошо, если бы традиционное отношение ненецкого народа к природе нашло отражение и в нашем мироощущении.

Ориентировка на местности и календарь ненцев

Путешественников и исследователей, посещавших ненцев, всегда приводило в восхищение и поражало их умение ориентироваться в тундре.

С детства, оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, ненцы в силу необходимости вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствуя опыт у старшего поколения.

По совокупности различных факторов они учились находить нужное направление, приобретая при этом некоторые знания в области географии, естествознания, астрономии. Так, ненцы прекрасно ориентировались по звездам, зная некоторые созвездия и их положение в разное время относительно стран света. В ненецком языке существуют названия для многих звезд и созвездий: Нэрм Нумгы – Полярная звезда, Си*ив Со* Ом – Созвездие Большой Медведицы и т.д.

Зимой ненцы находили дорогу по снежным застругам, которые от преобладающих ветров почти всегда в тундре располагаются в одном направлении. Охотник или оленевод, отправляясь в путь, замечал угол по отношению к застругам, под которыми выезжал, и потом уже придерживался этого соотношения. Кроме того он обращал внимание на кустики, кое-где торчавшие из-под снега: с подветренной стороны на кустах нависают ледяные сосульки, что помогает держать верный путь.

По следам, оставляемым санями и оленями, ненцы легко могли рассчитать время, когда именно сани проезжали по этому месту, не говоря уже о направлении.

Во время метели, останавливаясь, чтобы не сбиться с дороги, путники замечали направление ветра, и, по окончании непогоды, когда обычно не видно не одного предмета, не одного следа, сравнительно легко выбирались из беспредельных равнин.

Жители тундры обычно обладают хорошо развитым зрением: на большом расстоянии они могут различить даже самую невзрачную возвышенность, помогает найти им правильное направление пути. В этом им помогает отличное знание местности (крупных и мелких озер, рек, сопок и прочее.)

Проезжая по малознакомой местности, ненцы обычно советовались друг с другом, обсуждая пройденный и предстоящий путь с упоминанием приметных мест, припоминали указания лиц, лучше знакомых с данной местностью и т.д.

Чтобы указать дорогу следующему каравану, практиковалось втыкание в снег или в землю прутиков, наклоном своим указывающих направление.

Занимаясь издавна охотой и оленеводством, ненцы на практике овладели техникой выпаса оленей, определения качества пастбищ даже в зимних условиях и другими навыками, связанными с оленеводством. Ненцы, занимающиеся охотой, отлично знают повадки зверей и птиц. Они прекрасно различают птиц по видам, что находит отражение и в языке. Так, общее слово для гусей – ябто, но каждая порода гусей имеет свое личное название. То же можно сказать об утках, куропатках и других птицах, имеющих промысловое значение.

Все эти навыки и опыт ненцы- оленеводы и охотники старшего поколения – передают и сейчас молодежи, которое сочетает их со знаниями, получаемыми в учебных заведениях.

Названия месяцев, бытовавшие у ненцев до недавнего прошлого, связаны с наиболее важными событиями в их хозяйственной жизни или явлениями природы. У ненцев существовало и прежде (до связи с русскими) понятие год (по ), месяц (ирий ), день (ялий ), ночь (пи ). Понятие неделя появилось с приходом русских, и обозначается сочетанием слов си*ив яля (семь дней).

Календарный год у ненцев разбивался на два: один охватывал зимний период, другой – летний. Это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра : это же слово обозначает снег), весна (нара – ранняя, до ледохода; януй, венуй – поздняя), лето (та* ), осень (нэре).

Время исчислялось 13-ю лунными месяцами. Зимний год начинался с половины так называемого месяца листьев выба иры (соответствующего примерно концу августа и большей части сентября). Следующие месяцы шли в таком порядке: хора или хор ирий (месяц случки оленей), нюдя пэвдэй (малый темный; приблизительно декабрь), лимбя ирий (орлиный месяц – примерно январь), нямды ирий или яра ирий (месяц, когда у самцов оленей падают рога), хэнеталава (месяц тишины – примерно март), сава юнулава (месяц начала отела важенок), ты ниць (месяц массового отела), сава ирий (месяц половодья).

С половины последнего месяца (после полнолуния) начинается летний год. Чисто летними месяцами считались: Ненянг ирий (комариный месяц: конец июня – начало июля), пилю ирий (месяц оводов или лебединый; конец июля – август).

Летний год включал также первую половину месяца листьев (вэба ирий ).

Следует отметить, что сейчас ненецкие названия месяцев употребляются крайне редко, многие ненцы их не знают, пользуясь русскими. Иногда в обиходе встречаются лишь 12 названий ненецких, соответствующих 12 календарным месяцам, при этом какой- нибудь один из лунных месяцев выпадает (обычно один из весенних).

Каких- либо особо своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников, связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):

Новый год – Сыра ер* яля (середина зимы).

У ненцев в прошлом для определения расстояния и длины употреблялись обычно такие понятия как кочевка в течение зимы (сыра хун), в течение стольких-то дней (яля хун), расстояние, которое проезжают на оленях без отдыха – 7-15 км. (нэдалава), расстояние от стрелка до мишени (150-200м.), расстояние, на котором предмет (например чум) виден простым глазом; длина аркана -15-20 м.; хорея; сажень; пядь, четверть.

Единицами объема служили лодка, нарта, желудок оленя (наполненный рыбьим жиром он считался по цене равным одному оленю)

Счет у ненцев был десятичный, хотя есть пережитки семеричного.

В случае заболеваний ненцы обычно обращались к шаманам или просто полагались на волю случая и крепость организма. Однако некоторые болезни ненцы умели лечить сами.

В случае заболевания цингой они употребляли в качестве лечебного средства, в больших количествах свежую, еще не остывшую кровь оленя, морошку и ложечную траву.

Имеются сведения, что ненцы знали иглоукалывание, которое применяли при оживлении ребенка, родившегося в асфиксии. Они также использовали прижигание кожи тлеющим кусочком чаги с целью лечения или предотвращения ряда болезней (радикулита, болезней печени, желудка, гематомы)

Из поддающихся лечению домашними способами болезней наиболее распространенным было воспаление глазных век. Весной, после того как глаза в продолжение всей зимы подвергались действию дыма от костров, разводимых в чумах, от сильного блеска снега болезнь эта часто приобретала форму эпидемий, продолжавшихся, впрочем, не очень долго. Заболевший воспалением век не может смотреть на свету, ощущает сильную боль в висках и орбитах глаз. Чтобы снять боль, ненцы обычно надрезали верхние веки глаз больного ножом и пускали кровь. При этом укладывали больного на спину, а производящий операцию выворачивал ему веки и делал надрезы обычным ножом, употребляющимся в хозяйстве. Затем к надрезам прикладывали комочки снега, которые впитывали в себя кровь.

При порезах высасывали из раны кровь и обертывали мхом. От озноба пользовались медвежьим салом и желчью. При ломотах и геморроидальных припадках прижигали больное место. В случае головной боли голову туго обвязывали тряпкой.

В Центре национальных культур собрались представители ненецкого народа. Ведущие А. Салиндер и О. Езынги предоставили слово председателю Клуба ненецкой культуры «Ясавэй» Валерию Езынги, который тепло поздравил всех собравшихся с Новым годом по - ненецки и пожелал всем здоровья, успехов, удач и счастья. Про то, как в старину ненцы встречали Новый год на севере Ямала, рассказала писатель Нина Николаевна Ядне:
«В древние времена в конце января - начале февраля ненцы по своему экологическому календарю встречали Новый год (Едэй По). После долгих тёмных месяцев: нюдя пэвдей (ноябрь), нгарка пэвдей (декабрь) люди в тундре наблюдали за появлением солнца. И если на горизонте чуть - чуть вставало солнце (на уровне толщины хорея), и наступил Лимбя Иры (месяц Орла), то по стойбищам сообщали о том, что пора собираться на священное место «Нгэв – Седе, что находится далеко на полуострове Хынгарте. Люди вставали рано, встречая молодое солнце в своих стойбищах, отлавливали самых лучших оленей в упряжки, на нарты погружали молодых оленят. А женщины собирали в дорогу самые вкусные продукты, котлы, посуду и готовили подарки для идолов и хозяина священного места «Нгэв – Седе». В глубокой древности это крупное священное место принадлежало роду Ядне, а более века назад туда стали приезжать и представителям всех родов ненцев, живущих по обе стороны Обской Губы.
Люди трижды водили свои упряжки вокруг огромной сопки по направлению солнца, а потом выгружали молодых телят для жертвоприношений, продукты и всё необходимое для праздника. Но сначала мужчины и подростки поднимались на вершину «Нгэв – Седее», чтобы повязать по две ленточки с колечками, платки женские, шапки и другие подарки, прикрепляя их к большим шестам или на самих сядэев(деревянных идолов), а вторую ленточку люди приносили и потом везли домой, ткт это считалось освященными и оберегами семей от злых духов и чтобы была удача. Потом привязывали телят друг другу одной верёвкой и душили медленно- медленно, взывая при этом к Хозяину «Нгэв- Седее» о помощи: чтобы олени были здоровыми, чтобы несчастья обошли наши семьи стороной, нас самих, чтобы всегда была удача.А когда разделылвали оленей, то каждый отрезал кусочек оленьего уха. Макал его в кровь, поклонившись «Нгэв –Седе» три раза, поднимался, чтобы помазать кровью свои амулеты. колечки, платки и обязательно помазать кровью личины сядэев (идолов)…
Совершив все действия, люди принимались за трапезу. Все поворачивались к солнцу (который был уже на высоте полёта Лимбя (Лимбя Иры – месяц Орла) и радовались, ожидая в скором будущем исполнения всех желаний (каждый загадывал своё желание молча). Ели айбат, иногда выпивали огненную воду. Женщины хлопотали по хозяйству, готовили еду, варили мясо, готовили чай. Женщины не имели права подниматься на священное место. И только тогда, когда женщина становилась «стариком», то иногда ей разрешали подняться на какую –то высоту, но не вверх.
Все поздравляли друг друга с наступлением Нового года, смотрели на вершину сопки, где возвышались тысячи оленьих черепов с ветвистыми рогами, из-за которых не было видно неба… Лишь поздно вечером люди уезжали от священного места в надежде на лучшие времена. Письменности у ненцев долго, до середины прошлого века не было, но все обычаи и традиции передавались устно из поколения в поколение.
В наше время в тундре нет елок, но люди выходят из положения, находят небольшое дерево, наряжают его игрушками, накрывают столики, дарят детям и друг другу подарки, ездят к родным в соседние стойбища, желая здоровья, удачи и счастья друг другу.
А сегодня представители ненецкого народа и их гости от народа ханты, надели свои лучшие национальные одежды, после интересного рассказа Нины Николаевны, все вышли на улицу и повязали ленточки с амулетами на берёзу, потом им подали строганину из свежемороженого мяса и рыбы, пироги, разные угощения и чай. Люди говорили на своём языке, пели древние и современные ненецкие песни, каждый вспоминал свою тундру и детство… Дарили подарки другу другу с добрыми пожеланиями"
Нина Остапчук (Салиндер), член клуба Ненецкой культуры «Ясавэй» г Надым