Впечатление о романе. Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита. Сочинение Булгаков М.А


…Иной раз удивляешься тому, как всё-таки сильно может измениться взгляд на мир после прочтения хорошей книги!.. Тогда и людей воспринимаешь как-то по-другому, и с собой становишься более откровенным, да и вообще к жизни отношение меняется. А вот как меняется мировоззрение – это зависит от содержания книги и от её автора.

Если речь идёт о прозе, то важен сюжет: например, приукрашенное суеверие, запавшее в душу, может сделать человека набожным, поменять его отношение к религии; добрые рассказы о крепкой дружбе если не прививают чувство ответственности, то хотя бы напоминают о нём. Но здесь искренность автора необязательна. Возможно. Его точка зрения, окажется прямо противоположной мнению героя., от этого читатель ничего не потеряет. Иное дело стихотворения. Стихи – это отражение душевного состояния автора, его мыслей. В стихотворении поэт часто говорит от своего, верит в то, о чём пишет.

Если поэт изливает душу в строках стихотворения, то и душа читателя подхватывает мотив эмоций, сливаясь с переживаниями автора.

Многие становятся настоящими фанатами любимых поэтов. Но, оказывается, можно стать пожизненным поклонником романа, повести, рассказа – совсем не стихотворных жанров.

Вот уже несколько лет моей настольной книгой является роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В нём – и любовь, и история, и политика, и религия; и всё это сатирически отражает дух ХХ века. Каждая глава романа пронизана мыслью бесконечного существования несправедливости и лжи правителей, могущества незримых сил, любви, способной на всё, кроме забвения.

Философско-сатирический юмор произведения после первого прочтения понятен не в полной мере.

Мне нравится то, что, перечитывая главу, с каждым разом открываешь всё новые и новые детали и неслучайные подробности, заставляющие и рассмеяться, и задуматься, многое ли изменилось со времён Пилата.

Наиболее ярким и оригинальным персонажем мне представился кот, «громадный, как боров. Чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами», со своеобразным именем «Бегемот», закусывающий водку ананасом с солью и перцем.

Очень типичным для влюблённой женщины, таящей в душе и скорбь, и ненависть, и нежность, становится образ Маргариты, королевы дьявольского бала, женственной и ранимой ведьмы, бесконечно влюбленной в своего Мастера и во всё то, что связано с ним.

Ужасной и холодной представляется мне Гелла, в прошлом, возможно, такая же, как Наташа или Маргарита, неизвестным образом очутившаяся в свите Князя тьмы.

Неутомим и энергичен Коровьев, этакий массовик-затейник с вечной улыбкой на лице и зловещей искоркой в глазах. Ему принадлежит второе, после Бегемота, место на пьедестале моих симпатий.

Третье место я бы, пожалуй, отдала не столько герою, сколько эпизоду. Вспомните: конец первой части, буфетчик Андрей, обеспокоенный указанием на рак печени, пришёл на приём к доктору Кузьмину, расплатился за осмотр тремя этикетками с бутылок «Абрау-Дюрсо»… Далее – котёнок-сирота «с несчастной мордочкой», потом – «паскудный воробушек», танцующий фокстрот и использующий чернильницу весьма необычным образом. И это в сочетании с окончанием событий первой главы, обдающей холодом. Так-то: и смешно, и страшно…

В том же духе описаны события полночи, в которую проводился «Великий бал у Сатаны», утро после бала, исполнение желаний Маргариты.

Концовка истории о любви Мастера и Маргариты оригинальна и интересна. Главным образом, благодаря придуманной «Мастером» заключительной фразе: «…жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». После этой фразы становится грустно, как всегда бывает грустно читать последние строки, «Успокаивают» несколько листов эпилога, завершающие роман уже окончательно всё той же заключительной фразой.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны».

Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло — тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения.

«Встречу» с Воландом каждый герой пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков — все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим.

Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.5 (30%) 2 votes

На этой странице искали:

  • мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита сочинение
  • моё впечатление о романе мастер и маргарита
  • сочинение по роману Мастер и Маргарита

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер - гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. мастер маргарита булгаков творчество

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита - та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.

Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: “Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем”. Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю “черную” работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три “главных” шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Одна из самых загадочных фигур романа “Мастер и Маргарита” является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать тот самый роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.

С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.